Совет европы чем занимается кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основан в 1949 года десятью западноевропейскими государствами с целью достижения большего единства между его членами для защиты их идеалов и принципов и содействия экономическому и социальному прогрессу. В настоящее время членами Совета Европы являются 47 государств. Еще одно государство (Беларусь) подало заявку на вступление в Организацию

Статус наблюдателя при Комитете министров СЕ имеют 5 государств (Ватикан, Канада, Мексика, Соединенные Штаты Америки и Япония). Израиль, Канада и Мексика имеют статус наблюдателя при Парламентской ассамблее СЕ

Совет Европы является старейшей на континенте международной политической организацией. Бюджет Организации формируется из взносов стран-участниц. Штаб-квартира Организации находится в Страсбурге (Франция)

Совет Европы

Адрес: Avenue De L’Europe F-67075 Strasbourg Cedex

Телефон: +33 (0) 3 88 41 20 00; Факс:+33 (0) 3 88 41 20 00

Основные задачи:

реализация программ по сглаживанию противоречий между законодательными базами европейских стран в таких сферах, как права человека, гражданство, международное частное право, защита окружающей среды и культурного наследия, охрана прав национальных меньшинств;

защита прав человека, укрепление парламентской демократии и обеспечения верховенства закона;

достижение общеевропейских договоренностей, способствующих гармонизации социальной и юридической практики государств-членов;

содействие осознанию народами европейской самобытности и единства, основывающихся на общности духовных ценностей и подразумевающих сохранение и поощрение многообразия культур; развитие правового сотрудничества, взаимодействия в сфере культуры, образования, здравоохранения, экологии и информации;

защита личности от новых вызовов, включая борьбу с терроризмом;

укрепление демократической стабильности на континенте

Политический мандат

В октябре 1993 года на Встрече в Вене главы государств и правительств стран, входивших в Организацию, определили роль Совета Европы как гаранта демократической безопасности. Являясь краеугольным камнем стабильности и мира на континенте, демократическая безопасность представляет собой важнейшее дополнение безопасности в военной области

Ее основополагающие принципы — уважение прав человека, демократия и верховенство закона. На Страсбургском саммите в октябре 1997 года были определены меры по активизации деятельности Совета Европы в четырех областях: демократия и права человека, социальная сплоченность, безопасность граждан, демократические ценности и многообразие культур

На Третьем саммите Совета Европы, который состоялся 16 и 17 мая 2005 года в Варшаве, были приняты Политическая декларация, а также План действий, в котором государства-члены наметили основные задачи Совета Европы на ближайшие годы. Это:

продвижение общих основополагающих ценностей: права человека, верховенство закона и демократия;

укрепление мер, направленных на обеспечение безопасности европейских граждан, в частности, в области борьбы с терроризмом, организованной преступностью и торговлей людьми;

развитие сотрудничества с другими международными и европейскими организациями

Учреждения Совета Европы

Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Генеральный секретарь Совета Европы, Заместитель Генерального секретаря Совета Европы, Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ), Конференция международных неправительственных организаций (КМНПО), Генеральный Секретариат Совета Европы

Генеральный секретарь Совета Европы Г-н Турбьёрн Ягланд является 13-м генеральным секретарем Совета Европы. Генеральный секретарь несет общую ответственность за стратегическое управление организацией. Г-н Ягланд был избран в сентябре 2009 г., а в июне 2014 года он был переизбран и его второй президентский срок начался 1 октября 2014 года

Генеральный секретарь:

Телефон: +33 (0)3 88 41 20 00; Факс: +33 (0)3 88 41 27 99

Заместитель Генерального секретаря Совета Европы Г-жа Габриэлла Баттайни была избрана заместителем Генерального секретаря Совета Европы Парламентской Ассамблеей в июне 2012 год

Телефон:+33 (0)3 88 41 32 87; Факс: +33 (0) 3 88 41 27 40

Комитет Министров (КМСЕ) — директивный орган, в котором представлены министры иностранных дел 47 государств-членов Совета Европы или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге. Сессии Комитета министров на уровне министров иностранных дел проводятся один раз в год в мае, как правило, в Страсбурге. Между сессиями еженедельно проходят заседания КМСЕ в формате постоянных представителей стран-участниц при Совете Европы

Наиболее важные решения Совета Европы по отдельным вопросам принимаются Комитетом министров по согласованию с другими основными органами СЕ в виде соответствующих европейских конвенций. Решения КМСЕ по вопросам деятельности СЕ носят обязательный характер, тогда как рекомендации КМСЕ странам-членам СЕ являются для них не юридически, а политически обязательными

КМСЕ контролирует и координирует весьма разветвленную сеть рабочих органов межправительственного сотрудничества – специализированных комитетов и групп различного уровня (более ста). Председательство в КМСЕ осуществляется государствами – членами на ротационной основе в порядке английского алфавита в течение 6 месяцев

Парламентская Ассамблея (ПАСЕ) — состоит из 318 представителей национальных парламентов (и 318 их заместителей), назначаемых национальными парламентами. Парламентская ассамблея наделена консультативными функциями. В Ассамблее действует 5 политических групп (фракций)

Европейский Суд по правам человека European Court of Human Rights является контрольным механизмом для выполнения Конвенции о защите прав человека (ЕКПЧ). Конвенция о защите прав человека и основных свобод имеет основополагающее значение для деятельности Совета Европы. ЕКПЧ открыта к подписанию в 1950 году, вступила в силу в 1953 году. Присоединение к конвенции обязательно для всех стран — членов СЕ

Европейский Суд по правам человека находится в Страсбурге

В Европейский Суд по правам человека ПАСЕ избираются по одному судье от каждого государства – члена СЕ. Решения Суда являются окончательными и обязательными к исполнению. Контроль за их реализацией осуществляет КМСЕ

Пост Комиссара СЕ по правам человека учрежден в мае 1999 года. С апреля 2012 года Комиссаром СЕ по правам человека является Нил Муйжниекс (Латвия). Институт Комиссара рассматривается как несудебный орган, созданный для наблюдения за правами человека в государствах — членах СЕ. Комиссар не занимается рассмотрением индивидуальных жалоб

Адрес: F — 67075 Strasbourg-Cedex Телефон: 33 (0)3 88 41 20 18

Факс: 33 (0)3 88 41 27 30

Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) — состоит из Палаты местных властей и Палаты регионов и включает 318 выборных представителей местного и регионального уровней власти и такое же число их заместителей

КМРВСЕ, как и ПАСЕ, наделен консультативными функциями. Пленарные заседания проходят два раза в год

развитие демократии на местах;

укрепление приграничного и межрегионального сотрудничества в Европе

Комиссар (Уполномоченный) Совета Европы по правам человека

Институт Комиссара (Уполномоченного) рассматривается как несудебный орган, созданный для наблюдения за правами человека в государствах — членах СЕ

Основные задачи:
— содействие осуществлению информационно-просветительской деятельности в области прав человека в государствах СЕ;
— содействие эффективному соблюдению и практическому осуществлению прав человека в полном объёме документов СЕ;
— консультирование и информирование по вопросам защиты прав человека и предотвращения их нарушений;
— сотрудничество с общественными структурами по правам человека в государствах СЕ и поощрение их создания;
— содействие деятельности национальных уполномоченных по правам человека;
— выявление несоответствий стандартам СЕ в законодательстве и правоприменительной практике государств Совета и оказание помощи в устранении таких несоответствий;
— сотрудничество с международными институтами в деле содействия соблюдению и защите прав человека

Комиссар не занимается рассмотрением жалоб отдельных лиц. Комиссар выполняет свои функции в независимом качестве и беспристрастно

Адрес: F-67075 Strasbourg Cedex, Франция

Телефон: + 33 (0) 3 88 41 34 21, + 33 (0) 3 90 21 50 53

Конференция международных неправительственных организаций (КМНПО) при Совете Европы анализирует практический опыт Совета Европы по взаимодействию с международными и национальными НПО, другими институтами гражданского общества, а также рекомендации и правовые инструменты СЕ, направленные на укрепление роли НПО в политической, социально-экономической и культурной жизни государств-членов

Адрес: Совет Европы F 67075 Strasbourg Cedex

Телефон: + 33 (0)3 88 41 31 07; Факс: + 33 (0)3 88 41 27 84

Генеральный Секретариат Совета Европы насчитывает около 1800 сотрудников (включая аппарат ЕСПЧ). Возглавляет его Генеральный секретарь. Дирекции Генерального Секретариата Совета Европы: Генеральный директорат по правам человека и соблюдению законности; Генеральный директорат демократии; Дирекция по внешним связям; Дирекция по планированию политики; Директорат по правовым аспектам международное публичное право; Бюро договоров; Управление внутреннего надзора

Генеральный Секретариат

Телефон: +33 (0)3 88 41 20 00; Факс: +33 (0)3 88 41 27 99

Один раз в два-три года под эгидой Совета Европы проводятся европейские конференции отраслевых министров (внутренних дел, юстиции, по вопросам местного самоуправления, молодежи, СМИ и т.д.). Россия представлена своими экспертами в межправительственных комитетах и рабочих органах СЕ

С июля 1996 года в Страсбурге функционирует Постоянное представительство Российской Федерации при Совете Европы

Результаты деятельности Совета Европы:

Советом Европы принято более 210 многосторонних европейских конвенций и соглашений и дополнительных протоколов к ним, имеющих обязательную юридическую силу. Многие из них открыты для подписания государствами, не входящими в Организацию. Эти международно-правовые документы охватывают обширную проблематику: от прав человека до борьбы с организованной преступностью, предупреждения пыток, защиты информации и культурного сотрудничества

Предложены рекомендации правительствам по выработке политики в правовой области, а также в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта. В настоящее время Россия – участник (подписала и ратифицировала) 56 правовых документов Совета Европы. В их числе — Конвенции о защите прав человека и основных свобод, конвенции, касающиеся защиты национальных меньшинств, предотвращения пыток, местного самоуправления, сотрудничества в области культуры, образования, спорта, кинопроизводства и т.д.

Для координации сотрудничества России с Советом Европы создана Межведомственная комиссия Российской Федерации по делам Совета Европы (председатель – Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров), которая прорабатывает вопросы о присоединении России к другим многосторонним договорам СЕ, ведет повседневную работу по координации участия различных российских министерств и ведомств в деятельности Совета Европы

Цели
Основной целью СЕ всегда оставалась гарантия человеческого достоинства представителям всех народов, населяющих Европу. СЕ идет к этой цели, утверждая такие фундаментальные ценности, как демократия, права человека и верховенство права. СЕ верит в то, что лишь на этих ценностях может быть построено толерантное и культурное общество. СЕ считает, что такой фундамент обеспечивает стабильность, экономический рост и социальную сплоченность во всей Европе

СЕ ищет решения общих проблем, с которыми сталкиваются все европейские государства, таких как терроризм, организованная преступность, коррупция, мошенничество в киберпространстве, клонирование и нарушение биоэтики, насилие в отношении детей и женщин, торговля людьми. Только общими усилиями всех стран в составе Совета Европы возможно добиться результатов в борьбе с этими социальными проблемами

Деятельность
Во многих конкретных областях стимулом к работе Совета Европы становятся одобренные в его стенах конвенции. Смысл этих документов в гармонизации законов многих стран по единым стандартам Совета Европы. Наиболее известной стала Европейская конвенция по правам человека

Она описывает те права и свободы, которые государства в составе Совета обязуются гарантировать своим гражданам. Всего на сегодня принято более 200 конвенций. Их также подкрепляют многочисленные резолюции и рекомендации в адрес отдельных стран, которые помогают им в решении общих социальных и политических проблем

Как работает Совет Европы?
Комитет министров — орган Совета Европы ответственный за принятие решений, в него входят министры иностранных дел всех входящих в Совет государств или их представители в Страсбурге. Решения Комитета министров ложатся в основу европейских конвенций, соглашений и рекомендаций в адрес стран-членов

Парламентская ассамблея (ПАСЕ) — это мозг Совета Европы, где зарождаются идеи, и проходит их обсуждение. Парламентарии из стран, состоящих в Совете, обсуждают направления политики, которые затем становятся обязательными для исполнения на национальном уровне. Члены ПАСЕ назначаются парламентами каждой из стран Совета Европы

Конгресс — это голос местных европейских властей, представляющих более 200 тысяч регионов и муниципалитетов из 47 стран. Избранные представители местных органов власти обсуждают здесь общие проблемы, сопоставляют свой опыт по поиску решений и вместе разрабатывают новые законы. Задача Конгресса — укрепление демократии и улучшение условий жизни населения в регионах

Конференция МНПО объединяет более 400 международных неправительственных организаций. Она является единым форумом для представителей этих организаций и обеспечивает устойчивую связь между политиками и гражданским обществом. Опыт и экспертные знания МНПО обогащают работу других органов Совета Европы и позволяют политикам прислушиваться к проблемам европейского
общества

Европейский суд по правам человека — юридический орган Совета Европы, обеспечивающий гарантию прав человека всем гражданам Европы. Решения Суда принимаются в отношении государств и частных заявителей вне зависимости от их национальности. Деятельность Суда основана на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 году

Символика
Европейский флаг был утвержден Советом Европы в 1955 году после тщательного отбора вариантов и представляет собой круг из золотых звезд на синем фоне. Число звезд неизменно: двенадцать, в данном случае, — символ совершенства. Этот же флаг был одобрен в 1986 году Европейским Сообществом (сегодня — Европейский Союз)

Отличия от других европейских институтов
Несмотря на общую символику, цели и задачи Совета Европы и Евросоюза достаточно легко различимы

Совет Европы — организация межправительственная, и своими приоритетами считает защиту прав человека, демократию и верховенство права. Сегодня Совет Европы насчитывает 47 государств

Европейский Союз состоит из 27 стран, частично отказавшихся от суверенитета в пользу совместного принятия решений по общим проблемам. ЕС — структура надправительственная

Все без исключения страны, принятые в Евросоюз, первоначально состояли в Совете Европы

Знаете ли вы, что…
…на территории Совета Европы запрещена смертная казнь? По решению ПАСЕ с 1985 года отказ от практики смертной казни стал предварительным условием для вступления в Совет.
…все лекарства от простой таблетки до самых сложных препаратов, которые продают на территории Европы, контролируются Европейской дирекцией по качеству медикаментов, одной из структур Совета Европы?
…Совет Европы стал первой в мире организацией, утвердившей законы в отношении многих проблем современности, таких как искоренение терроризма и запрет на клонирование людей?

Один раз в два-три года под эгидой Совета Европы проводятся европейские конференции отраслевых министров (внутренних дел, юстиции, по вопросам местного самоуправления, молодежи, СМИ и т.д.). Россия представлена своими экспертами в межправительственных комитетах и рабочих органах СЕ. С июля 1996 года в Страсбурге функционирует Постоянное представительство Российской Федерации при Совете Европы

Частичные соглашения
Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия)
Группа государств против коррупции (ГРЕКО)
EDQM / Европейская фармакопея
Группа Помпиду
Совет Европейского банка развития (Париж)
Совет Европейского банка развития (ограниченных сайтов)
Расширенное частичное соглашение по спорту (EPAS)
EUR-OPA Крупномасштабные риски
Европейская аудиовизуальная обсерватория
Северо-Южный центр (Лиссабон)
Евроимидж
Европейский центр современных языков (Грац)
Внешние бюро

Список внешних представительств
Баку (Азербайджан)
Белград (Сербия)
Кишинев (Молдова)
Киев (Украина)
Москва (Россия)
Сараево (Босния и Герцеговина)
Тбилиси (Грузия)
Тирана (Албания)
Ереван (Армения)
Отделения связи
Брюссель (Бельгия)
Женева (Швейцария)
Вена (Австрия)
Варшава (Польша)

Совет Европы — международная организация, содействующая сотрудничеству между всеми странами Европы в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Будучи основанным в 1949 году, Совет Европы является старейшей в Европе международной организациией. В его состав входят 47 государств, в которых проживают более 800 млн. человек, и Совет Европы является полностью самостоятельной организацией, не входящей в систему Европейского союза, объединяющего только 27 держав. В отличие от Евросоюза, Совет Европы не может издавать обязательные законы, однако эти две международные организации имеют некоторые общие символические атрибуты, например, гимн и флаг.

Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Содержание

Создание

Официально Совет был создан 5 мая 1949 г. Устав Совета Европы был подписан в Лондоне десятью государствами: Бельгией, Данией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Великобританией, Францией и Швецией. Штаб-квартира СЕ расположилась в Страсбурге — городе на границе Франции и Германии, в качестве символа примирения двух стран.

Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы, и состоит из одной единственной статьи 1. В ней, в частности, говорится следующее:

«а) Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу.

(Международные акты о правах человека. Сборник документов. Москва, 1998. С. 537.)

Постепенно СЕ сосредоточился на правовых и правозащитных вопросах. Сегодня его цель определяется как построение Европы без разделительных линий, основывающейся на принципах демократии, прав человека и верховенства закона (правового государства). Деятельность его направлена, прежде всего, на обеспечение и защиту прав человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, то есть деятельность Совета Европы охватывает все сферы жизни человека. Однако экономическими и военно-политическими вопросами организация не занимается.

Структура



Комитет министров

Является руководящим органом. Состоит из министров иностранных дел всех стран-членов и собирается на сессии один раз в год. Страны-председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации в алфавитном порядке. Деятельность Комитета подразумевает: подготовку и заключение конвенций и соглашений; принятие рекомендаций государствам-членам; принятие бюджета; прием новых государств-членов; выработку программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы; контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека. Еженедельно проводятся заседания Комитета на уровне постоянных представителей (послов). Под руководством Комитета действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые для принятия Комитетом тексты.

Парламентская ассамблея

Консультативный орган. Состоит из представителей парламентов всех государств-членов. Пять наиболее крупных государств, включая Россию, имеют в ПАСЕ 18 членов, минимальное представительство — 2 члена от государства. Национальная делегация должна включать представителей всех политических партий, представленных в парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин. Ассамблея проводит четыре сессии в год (по одной неделе каждая) и принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами.

Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека контролирует выполнение Конвенции, принимая к рассмотрению жалобы по её нарушению. Суд состоит из судей по числу стран — участников Конвенции, однако при этом число судей одного гражданства не ограничено. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы и имеют срок полномочий шесть лет.

Судьи в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно интересы Суда. При этом их независимость и беспристрастность обеспечивается в частности запретом на любую деятельностью, несовместимую с постоянным характером их работы в рамках Суда. Срок полномочий судей ограничивается достижением ими возраста 70 лет.

Председатель Суда избирается на пленарных заседаниях. Суд разделен на четыре Секции, наполнение которых должно представлять различные правовые системы государств — участников Конвенции и учитывать географический и половой признак.

Консультативные органы

Венецианская комиссия

Консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. С 2002 года участвовать в работе комиссии могут и страны, не входящие в СЕ. Сессии проходят в Венеции, откуда и неофициальное название комиссии. Официальное название - Европейская комиссия за демократию через право

Конгресс местных и региональных властей Европы

Консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Делегация каждой страны в Конгрессе состоит из равного числа представителей регионов и органов местного самоуправления.

Секретариат Совета Европы

Секретариат обслуживает политические органы СЕ и осуществляет ряд других функций в интересах Организации. В структуре Секретариата выделяются подразделения, обслуживающие основные органы (ПАСЕ, КМСЕ, ЕСПЧ, Конгресс), административно-координационные (Генеральный политический директорат, Директорат стратегического планирования, бюджетные, кадровые и т. п. службы) и тематические подразделения (Генеральный директорат по правам человека и правовым вопросам, Генеральный директорат по социальной сплоченности, Генеральный директорат по культуре, образованию, молодёжи и спорту). Секретариат Комитета министров состоит из 26 сотрудников. Его возглавляет Секретарь Комитета министров, ранг которого соответствует Генеральному директору. Секретариат обслуживает встречи на уровне министров и заседания постоянных представителей.

Встречи на высшем уровне

За время существования СЕ были проведены три саммита этой организации:

Персоналии

Генеральный секретарь — Торбьерн Ягланд (Норвегия)

Председатель Комитета министров — Уильям Хейг (Великобритания)

Председатель Парламентской ассамблеи — Жан-Клод Миньон (с января 2012 г.; Франция)

Председатель Конгресса — Кит Витмор (Великобритания)

Председатель Европейского суда по правам человека — Дин Шпильман (Люксембург)(вступил в должность 1 ноября 2012 года)

Члены Совета Европы

На 2011 год членами Совета Европы являлись 47 государств [1] .

Несмотря на то, что флаг Европы чаще ассоциируют с ЕС, впервые он был использован Советом Европы в 1955.

Совет Европы не следует путать с Европейским Союзом: это две совершенно разные организации.

Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод .

Содержание

Создание

Совет Европы был создан после выступления Уинстона Черчилля в Цюрихском Университете 19 сентября 1946 г.

Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы, и состоит из одной единственной статьи 1. В ней, в частности, говорится следующее:

«а) Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу.

(Международные акты о правах человека. Сборник документов. Москва, 1998. С.537.)

Иными словами, главная цель Совета Европы — построение единой Европы, основывающейся на принципах демократии, правах человека и верховенства закона. Деятельность его направлена, прежде всего, на обеспечение и защиту прав человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, то есть деятельность Совета Европы охватывает все сферы жизни человека.

Структура

  • Конгресс местных и региональных властей Европы

Консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Делегация каждой страны в Конгрессе состоит из равного числа представителей регионов и органов местного самоуправления.

Встречи на высшем уровне

Генеральный секретарь - Терри Дэвис (Великобритания)

Председатель Комитета министров - Фьоренцо Стольфи (Сан-Марино)

Председатель Парламентской ассамблеи - Хальвдан Скард (Норвегия)

Председатель Европейского Суда по правам человека - Жан-Поль Коста (Франция)

Государства-члены

Всего в Совет Европы входит 46 государств:

    Австрия
  • АзербайджанАлбания
  • Андорра
  • АрменияБельгия
  • Болгария
  • Босния и Герцеговина
  • Шаблон:Великобритания-флаг ВеликобританияВенгрияГермания
  • Греция
  • Грузия
  • Дания
  • Ирландия
  • ИсландияИспания
  • Италия
  • КипрЛатвия
  • Литва
  • Лихтенштейн
  • Люксембург
  • Македония
  • Мальта
  • Молдавия
  • Монако
  • Нидерланды
  • НорвегияПольша
  • Шаблон:Португалия-флаг ПортугалияРоссия
  • Румыния
  • Шаблон:Сан-Марино Сан-Марино
  • Сербия
  • Словакия
  • Словения
  • ТурцияУкраинаФинляндияФранция
  • ХорватияЧехия
  • ШвейцарияШвецияЭстония

Страны-кандидаты в члены Совета Европы

Государства, имеющие статус наблюдателя при Совете Европы

См. также

Ссылки

bg:Съвет на Европа bn:কাউন্সিল অব ইউরোপ cs:Rada Evropy el:Συμβούλιο της Ευρώπης en:Council of Europe eo:Konsilio de Eŭropo es:Consejo de Europa et:Euroopa Nõukogu fi:Euroopan neuvosto frp:Consèly de l’Eropa fy:Rie fan Jeropa hu:Európa Tanács it:Consiglio d'Europa lt:Europos Taryba oc:Conselh d’Euròpa pl:Rada Europy ro:Consiliul Europei sl:Svet Evrope tr:Avrupa Konseyi

Попытки объединить Европу предпринимались на протяжении нескольких веков различными способами: одни политические деятели выдвигали концепции мирной интеграции, другие же предпочитали делать ставку на силовой захват для расширения территории собственных государств. Однако реальные шаги по сплочению европейского континента начали реализовываться лишь после Второй мировой войны, чему способствовали несколько факторов:

1. Глобальные геополитические изменения, проявившие себя в полном объёме после окончания войны, когда Европа утратила своё политическое влияние и экономическую состоятельность;

2. Экономический кризис, потеря колоний всеми бывшими метрополиями спровоцировали рост безработицы среди населения, стремительную инфляцию, острый продовольственный дефицит, остановку промышленных предприятий, потерю рынков сбыта;

3. Политическая нестабильность заставила задуматься руководство европейских стран о необходимости объединения усилий по преодолению общих проблем: безработица, национальная безопасность, повышение уровня жизни.

4. Разочарование в эффективности универсальных органов сотрудничества в лице Лиги Наций, ООН и её специализированных учреждений.

Отправной точкой для создания Совета Европы считается речь лидера Консервативной партии Великобритании Уинстона Черчилля, произнесённая в Цюрихском университете 19 сентября 1946 года.

Идея объединения стала настолько популярна в Европе, что были учреждены различные организации (Европейский союз федералистов, Экономическая лига за европейское сотрудничество, социалистическое движение за объединённые штаты Европы и другие), а координацией деятельности всех этих движений занялся созданный в 1947 году Международный комитет движений за европейский союз.

Впрочем, развитие интеграционных процессов происходило не только на уровне общественности, но и на уровне государств. Первым шагом в этом направлении стало подписание 4 марта 1947 года Францией и Великобританией договора, известного также как Дюнкерский, который предусматривал проведение консультаций для выработки мер в случае политической или экономической агрессии со стороны Германии, а в случае её вооружённой агрессии в отношении одной из стран-подписантов вторая обязалась применить все имеющиеся средства, включая военные. Таким образом, этот документ положил начало военно-политической интеграции европейских государств. Второй шаг — заключение Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом Брюссельского пакта (17 марта 1948 года), оформившего военный союз этих стран. В преамбуле и статье 7 говорилось о готовности принять совместные меры в случае возобновления Германией политики агрессии (однако в результате подписания в 1954 году Парижских соглашений к документу присоединились Италия и ФРГ, что свело к нулю этот пункт). По сути, пакт был подготовительным этапом к учреждению НАТО 4 апреля 1949 года.

5 мая 1949 года министры иностранных дел Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Италии, Ирландии, Норвегии, Швеции и Дании подписали Устав Совета Европы.

Отцами-основателями Совета Европы называют Уинстона Черчилля, будущего 1-го канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, главу МИД Франции Робера Шумана, премьер-министра Беьгии Поля-Анри Спаака, премьер-министра Италии Альчиде де Гаспери, министра иностранных дел Великобритании Эрнеста Бевина.

Совет Европы сегодня

На сегодняшний день в Совет Европы входит 47 государств, а 6 имеют статус наблюдателей (Канада, Мексика, Ватикан, США, Япония, Израиль — наблюдатель при ПАСЕ).

Структура организации выглядит так:

1. Генеральный секретарь — представитель Совета Европы, который отвечает за стратегическое планирование, реализацию рабочих программ и исполнение бюджета организации. Парламентская Ассамблея избирает его на 5 лет.

2. Заместитель генерального секретаря.

3. Комитет министров — исполнительный орган, осуществляющий договоры и совместные действия стран-членов. Каждую страну в органе представляет её министр иностранных дел. Заседания проводятся дважды в год в Страсбурге, а в случае необходимости созываются дополнительные заседания.

Комитет министров может принимать конвенции и соглашения, обязательные для ратифицировавших их стран, даёт рекомендации, принимает резолюции и декларации, в которых содержатся заявления о стратегии работы или предложения о действиях для правительств стран-членов. Эти документы могут иметь большой вес на правительственном уровне.

4. Парламентская Ассамблея — совещательный форум, включающий делегации парламентариев всех стран-участниц численностью от 2 до 18 человек. На совещаниях, которые проводятся 4 раза в год в Страсбурге, рассматриваются как долгосрочные вопросы, так и проблемы, требующие срочного решения.

На основе наработок профильных комитетов, функционирующих на постоянной основе, ПАСЕ может принять рекомендацию либо мнение (в обоих случаях вопрос включается в повестку дня Комитет министров), либо резолюцию (передаётся в правительства, парламенты, политические партии, международные и неправительственные организации), либо давать инструкции в виде приказа одному из своих вспомогательных органов или секретариату.

5. Конгресс местных и региональных властей — объединяет 648 выборных должностных лиц, которые представляют более 200 000 местных и региональных органов власти. Этот орган, отвечающий за укрепление местной и региональной демократии в 47 государствах-членах, состоит из Палаты местных властей и Палаты регионов, а также 3 комитетов.

6. Европейский суд по правам человека — постоянно действующий судебный орган, который призван гарантировать выполнение положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, его юрисдикция включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, в том числе межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

7. Комиссар по правам человека — проводит независимую оценку и привлекает внимание к нарушениям прав человека, но не рассматривает индивидуальные жалобы. Избирается Парламентской Ассамблеей из 3 кандидатур, предложенных Комитетом министров, на 6 лет без возможности переизбрания.

создана зона, свободная от смертной казни, для 830 миллионов человек в 47 странах;

Европейский суд по правам человека рассмотрел более 800 000 исков с просьбой о защите основных прав человека;

разработано более 200 юридически обязательных международных договоров, призванных помочь защитить людей от конкретных угроз, включая пытки, насилие и сексуальные надругательства, а также повысить глобальные стандарты по таким вопросам, как киберпреступность и защита данных;

мониторинг защиты национальных меньшинств и региональных языков и языков меньшинств, а также установление стандартов в области образования в интересах демократического общества;

заключение специальных планов действий в области прав человека с 6 государствами-членами (последними из которых стали Босния и Герцеговина и Украина), и осуществление деятельности по сотрудничеству со многими другими государствами-членами и соседними странами и территориями.

Однако реальное положение дел свидетельствует о том, что Совету Европы всё же не удалось до конца реализовать некоторые из этих аспектов. Ярким свидетельством тому стала Украина, в частности её языковая политика.

Поскольку резолюции Венецианской комиссии не имеют юридически обязательного характера, воз и ныне там: власти страны продолжают следовать курсом тотальной украинизации, чтобы вытеснить русский язык из всех сфер жизни.

Не удалось Совету Европы стереть разделительные линии между государствами-членами. Наоборот, он их только укрепил. В апреле 2014 года Россию лишили права голоса в ПАСЕ из-за присоединения Крыма по итогам референдума, прошедшего в соответствии с Уставом ООН, гарантирующим право народов на самоопределение (как мы помним, организация уделяет ключевое внимание соблюдению прав человека). В связи с этим российская делегация приостановила участие в деятельности Парламентской ассамблеи и частично прекратила платить членские взносы. По словам главы комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачёва, взнос Москвы в бюджет Совета Европы превышает весь бюджет ПАСЕ.

Осенью прошлого года он предупредил, что Россия будет исключена из организации, если до июня 2019 года не заплатит взнос. При этом политик выразил опасение, что в случае выхода России из Совета Европы, россияне не смогут подать иски в Европейский суд по правам человека, что создаст новый разрыв в Европе. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова напомнила, что Москва приостановила финансирование, поскольку, лишившись права голоса, не может даже отвечать на обвинения в свой адрес, пусть даже абсурдные.

Заявления о необходимости возвращения России в зал заседаний ПАСЕ всё чаще звучит из уст парламентариев разных стран. Так, французские политики отмечают, что позиция их российских коллег совпадает с точкой зрения властей Франции. Тем не менее, переломить ситуацию не удаётся и вряд ли удастся в ближайшее время.

Старейшая в Европе политическая организация не смогла избежать влияния сложившейся на сегодняшний день геополитической ситуации и вынуждена действовать в соответствии с ней, даже несмотря на то, что ей приходится в той или иной степени отклоняться от своей главной цели — объединять региональных игроков и отстаивать права человека. Разногласия между странами — явление, старое как мир, но Совету Европы удавалось организовывать свою работу без применения беспрецедентных мер, однако всё изменилось в 2014 году, когда США принудили своих союзников начать санкционную войну против России. Хотя Москва имело важное значение для деятельности европейской организации, ей всё же пришлось принять эти правила игры, которые впоследствии создали немало проблем всей Европе.

Читайте также: