Совершенствование навыков речевой деятельности кратко

Обновлено: 30.06.2024

Введение…………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…….…. 4
2. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………..………….8
2.1. Развитие монологической речи……………………………………..8
2.2. Развитие диалогической речи………………………………………11
2.3. Техника устной речи………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………….22
Библиографическийсписок………..……………………………………23
Приложения………………………………………………………………24


1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Речевая деятельность - вид деятельности, который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз - ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля. Речевая деятельность людей может входить в другую, болееширокую деятельность, например общественно-производственную, познавательную. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью. Так, например, деятельность говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо — профессиональную деятельность писателя. В этих случаях речевая деятельность реализует как собственно коммуникативную, так и профессиональную деятельность людей3.
Речеваядеятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировка, планирование (в форме внутреннего программирования), реализация и контроль. В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие.
Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, т. е. такое стечениеобстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т. п. Речевая ситуация порождает мотив высказывания, который в отдельных случаях перерастает в потребность совершения этого действия.
В реализации речевого действия выделяются следующиеэтапы:
1) подготовка высказывания: осознание мотивов, потребностей, целей, вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учета обстановки. У развитого в речевом отношении человека, для которого характерны быстрые реакции, эти подготовительные решения протекают с большой скоростью на подсознательном уровне. Все эти решения завершаются созданием внутреннего планавысказывания, который может иметь различную степень обобщенности или конкретности. Успех речевого действия зависит от того, насколько активно знание языка, насколько сформированы у человека речевые навыки и умения;
2) структурирование высказывания: выбор слов, расположение их в нужной последовательности и грамматическое оформление – все это происходит.

Выделяют четыре вида речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение.

Слушание (или аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Продуктивная речевая деятельность направлена на порождение и передачу информации — это говорение и письменная речь. Рецептивная речевая деятельность ориентирована на приём информации — это аудирование и чтение.

Речевое развитие.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Основные направления работы по развитию речи.

- Формирование грамматического строя речи морфология (изменения слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование.

-Развитие словаря: Освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

- Воспитание звуковой культуры речи Развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

-Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: (различение звука и слова, нахождение места звука в слове).

-Воспитание любви и интереса к художественному слову. 4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь, Монологическая (рассказывание).

Говорение и способы его совершенствования.

Говорение как компонент устной речевой деятельности реализуется в двух формах устной речи – диалогической и монологической, для того, чтобы привить навык создания различных видов высказывания, необходимо провести работу по обучению как диалогу, так и монологу.

2) диалог-беседа (тематическая беседа);

Монолог – организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращённое к собеседнику или аудитории. Это сложная форма речевой коммуникации и отражает степень образованности человека.

Устный рассказ на основе увиденного, услышанного, весьма эффективен в развитии навыков монологической речи. К рассказам примыкают задания на описание интерьера, природы, портрета и т.д.

Письмо и способы его совершенствования.

Письмо как вид речевой деятельности представляет собой сложный комплекс умений, включающий технику письма (каллиграфию, графические и орфографические навыки) и создание продукта речи – письменного текста.

Среди наиболее эффективных форм работы при обучении письменной связной речи является написание изложений и сочинений разных жанров, а также различные приемы подготовки к ним: составление плана, набросков, рабочих материалов, тезисов, письменного текста и т.д.

Для совершенствования умений и навыков техники письма и орфографии широко применяются различного рода диктанты: слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, предупредительные.

Тренировка умения конспектировать, умения кратко конспектировать, делать письменный обзор прессы и др. выполняется при помощи написания:

Реферат – это краткое изложение текста, составленное в результате смысловой переработки информации подлинника и передающее его основное содержание.

Аннотация – это предельно краткое изложение основного содержания текста своими словами, включающее элемент оценки и рекомендации к использованию в практической деятельности.

Конспект – это краткое письменное изложение или краткая запись содержания чего-л.

Чтение и способы его совершенствования

-Чтение – это рецептивный вид речевой коммуникации, основные компоненты которого

восприятие текста и активная переработка информации.

Для совершенствования навыков чтения необходимо выбрать алгоритм чтения:

Определенный режим, в котором вы будете читать. Этот режим зависит от материала, который предстоит прочитать, и от цели чтения. В этой связи выделяют следующие способы или виды чтения: углубленное чтение, ознакомительное чтение, чтение-просмотр, сканирование, быстрое чтение.

Существует также несколько приемов, позволяющих усовершенствовать технику чтения:

1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста. Ключевые слова обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия и часто местоимения.

2. Составление смысловых рядов. Смысловые ряды – это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию – как бы сжимается, прессуется.

3. Выявление доминанты. Доминанта – это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Это этап качественного преобразования текста.

Читайте также: