Сотворчество в художественной деятельности детей это в доу

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Панова Елена Ивановна

Населенный пункт: Челябинская область, рп Межозерный

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ДОУ

Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания.

Система художественно – эстетического воспитания призвана научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, она должна быть, прежде всего, единой, объединяющей всю образовательную деятельность, режимные моменты, всю жизнь дошкольника, где каждый вид деятельности имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности дошкольника.

В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром, с природой, по развитию коммуникативных навыков, при чтении произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, испытывают разнообразные чувства.

В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

– развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;

– развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;

– приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества.

Эстетическое отношение к миру опирается прежде всего на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.

Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.

В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла

Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.

В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.

В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) – создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.

В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.

Актуальность использования принципа интеграции применительно к художественно - эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединить впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь содержания изобразительного искусства и детской художественной деятельности.

Взаимосвязь художественно – эстетического развития в детском саду с другими сторонами воспитательной работы с детьми способствует развитию интереса к продуктивным видам деятельности, таким как: рисованию, лепке, аппликации, к овладению средствами изображения, музыке повышению эффективности всестороннего воспитания и развития детей. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию ассоциативных связей, образных представлений, развитию мышления, воображения, что составляет основу творчества.

Художественно – эстетическое развития – одно из важных средств воспитания, поэтому комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности детей делает педагогический процесс более плодотворным и интересным.

В художественно-эстетической деятельности ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает на ФГОС ДО, где четко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

В основе музыкально-педагогической деятельности музыкальных руководителей лежит комплексный подход, в котором происходит проникновение различных видов искусства, где организующим является ритм. В процессе образовательных мероприятий дети включаются в разные виды художественной деятельности, учатся передавать свои мысли и чувства, выражать эмоции посредством музыки и движений.

К условиям развития творческих способностей детей можно отнести дополнительное образование, которое предполагает разнообразие и вариативность образовательных программ:

-личностный подход в обучении;

-возможность индивидуальных занятий с одаренными детьми;

-создание ситуации успеха у каждого ребенка при участии в конкурсах различного уровня (грамотный педагог всегда найдет способ поощрить детей);

Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

- тесная связь с искусством (например с искусством Южного Урала);

- индивидуальный и дифференцированный подход к детям;

- взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности (примером создании различных мини-музеев);

- освоение детьми доступных им средств художественной выразительности по средствам фольклора;

- интеграции разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей;

- создание эстетической предметно-развивающей среды.

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения, навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

ФГОС уделяет особое внимание тесному взаимодействию с родителями и вовлечению в образовательную деятельность. Безусловно, эффективность преодоления нарушений художественно-эстетического развития зависит от комплексного подхода к решению общих задач и создания единого педагогического пространства всеми специалистами ДОУ и семьи. При участии родителей воспитанников детского сада были спланированы содержательные направления темы, а также возможные семейные и педагогические проекты.

Педагоги ДОУ, воспитанники и их родители – активные участники выставок, конкурсов различных уровней, где достигают хороших результатов.

1. А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс 2010

2. В. Зарецкая Праздники и развлечения в ДОУ. Старший дошкольный возраст. М.: Ай-рис-Пресс 2006

5. И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в д/саду ранняя, младшая, средняя, старшая, подготовительная группы г. Москва "Карапуз-Дидактика" 2007

6. И.А. Кутузова, А.А. Кудрявцева Музыкальные праздники в детском саду: Книга для музыкального руководителя и воспитателя детского сада. - М.: Просвещение 2005

7. Н.А. Курочкина Дети и пейзажная живопись. Методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб.: Детство-Пресс, 2006.

8. Н.А. Ветлугина Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.

Взаимодействие с воспитанниками должно предполагать реальное соучастие педагога, когда он не просто рядом, а вместе с ними.

Важно согласовывать действия участников на всех этапах организации общего творческого дела.

Необходимо признать запрет на навязывание педагогом готового содержания и опыта педагога, пока у учащихся не появится необходимость посоветоваться с педагогом.

Важно обеспечивать добровольное включение ребят в решение творческих задач. Деятельность должна быть увлекательной, при ее организации важно учитывать и опираться на личные интересы учащихся.

Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера). На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание. Уже в школьном возрасте можно говорить о воспитании у детей зачатков художественной культуры, так как именно в этот период детства формируется эстетическое восприятие художественного образа в картине, скульптуре, графике; происходит развитие способностей к изобразительной деятельности. Система занятий с детьми дошкольниками по изобразительной деятельности направлена на обучение детей изображению окружающих предметов и явлений, использование для этого усвоенных изобразительных навыков и умений, применение доступных средств выразительности при создании изображения и развития детского художественного творчества.
Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации, способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более теплому эстетическому развитию детей.
Эффективность обучения, а, следовательно, и развития детского творчества и всестороннего воспитания детей в детском саду зависит от целого ряда условий. Главное из них: построение процесса обучения в соответствии с программой, методами обучения направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и отвечающим совместным требованиям.
Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволяет эффективно развивать изобразительные способности дошкольников. Работу по развитию важно осуществлять комплексно.

Я считаю, что сотрудничество или взаимодействие педагога с детьми стало необходимостью, так как обществу требуется свободно мыслящий и всесторонне развитый человек. Сотрудничество в совместных видах деятельности предполагает инициативу и самостоятельность детей. Особенно это проявляется в художественном творчестве.

Например, давая детям образцы аппликации, не ставить их в рамки. Дети должны сами достичь поставленной педагогом цели, выбирая для себя наиболее интересные способы решения. Порой эти решения бывают непредсказуемые и педагог чему-то учится у своих детей, это и есть сотрудничество. Ведь главное – поддержать ребенка и лучше положительной оценкой. Уважать его выбор, чтобы любой ребенок поверил, что инициатива не наказуема и что его работа самая лучшая и неповторимая! Сотрудничество – значит помогать осваивать ребенку что-то новое, когда он находится в поиске. Но в то же время быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел и вовремя поддержать его инициативу.

Сотрудничество педагога с детьми должно приводить к развитию свободной, творческой, успешной и интересной личности!

Главным действующим лицом образовательного процесса является ребенок, цель процесса формируется вокруг максимально полного раскрытия его личностного потенциала, становления его сущностных сил.

Цель программы – создать условия развития особого неравнодушного, активно преобразующего отношения ребенка к миру – эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.

  • Способствовать формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;
  • Развить эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
  • Способствовать у детей способности к восприятию произведений искусства;
  • Воспитывать понимание красоты произведений искусства;
  • Формировать не последовательность взаимодополняемых художественных действий, а умение варьировать накопленный опыт, пытаться решать задачи различными способами, новыми выразительными средствами;
  • Способствовать активной творческой деятельности детей в различных видах искусства.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности, художественно-эстетическая пространственно-предметная среда.

Эмоции отражаются в искусстве с помощью звуков (мелодия, темп, ритм, динамика, и т.п.), цвета (контраст, гармония, насыщенность и т.п.), светотени, линии, формы, ритма, пятен, слова (интонации, метафоры, сравнения, синонимы, антонимы и т.п.). Важно показать детям способы установления связи средств художественной выразительности с эмоциональным содержанием произведений искусств.

Программа предполагает использование интегративных занятий, бесед, развлечений, праздников. Особое внимание рекомендуется уделять интегративным занятиям, в процессе которых задачи решаются посредством нескольких видов художественной деятельности.

Данная форма проведения занятий может быть плодотворной лишь при полном контакте педагога с детьми, знании взрослыми индивидуальных особенностей каждого ребенка, при гибком планировании педагогом системы своей работы с группой воспитанников, когда в зависимости от особенностей воспитания музыки, изобразительного искусства детьми, каждым ребенком в отдельности на ходу корректируется весь задуманный сценарий занятия.

Учитывая психофизиологические особенности дошкольников, основным видом деятельности, в рамках которой проводятся занятия, является игра: игра-занятие, игра-сказка, игра-путешествие.

Индивидуально-творческая среда позволяет ребенку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал, входить в образ художника, музыканта, поэта, разворачивать художественно-творческий процесс (рисование, музыкальная и словесная импровизация).

К каждому занятию воспитатель готовит соответствующий его целям сценарий, продумывает ход занятия, подбирает такой зрительный и музыкальный ряд оборудование, которые бы способствовали формированию в детях установки на неформальное заинтересованное отношение к окружающему их миру. При этом формы и методы работы с дошкольниками определяются, с одной стороны, особенностями восприятия ребенка мира, с другой – задачами программного характера. Но тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагают активное общение воспитателя с детьми, так же учитывается личное мнение ребенка, его готовность включится в художественно-творческую деятельность.

Интегративные занятия длятся от 20 до 35 минут. Их продолжительность зависит от возраста детей, их увлеченности. Условием успешной организации таких занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов детской деятельности, чередование активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

Надеюсь, что успешное применение этой программы заметно улучшит потенциал наших детишек!

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к

искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей

Анкетирование родителей выявило: только 32% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.

Именно поэтому наш детский сад уделяет большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Реализация цели осуществляется через решение задач:

  • организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;
  • развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;
  • приобщение к традициям родного края;
  • привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.

Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:

  • работа с педагогическими кадрами;
  • работа с детьми;
  • взаимодействие с семьёй.

Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:

  • создание обстановки эмоционального благополучия;
  • создание и обновление предметно-развивающей среды;
  • творческий подход к содержанию образования;
  • вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
  • использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
  • синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
  • осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Кольского Заполярья);
  • взаимодействие с семьями воспитанников;
  • преемственность в работе с учреждениями культуры.

Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг:

Создан учебно-методический комплект:

  • программы художественно – эстетического воспитания и методические рекомендации;
  • перспективные планы по приоритетному направлению работы: кружковой деятельности по всем группам;
  • конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
  • сделан подбор дидактических музыкальных игр;
  • библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.

Весь материал систематизирован.

Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:

  • занятия по изобразительной деятельности,
  • занятия по музыкальному воспитанию,
  • театрализованную деятельность,
  • кружковую работу,
  • индивидуальную работу,
  • выставки детских работ, персональные выставки,
  • посещение театров,
  • праздники, концерты, спектакли.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды:

Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества.

Реализации художественно-эстетического направления развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическими кадрами. Один из педсоветов, ежегодно, посвящен вопросам художественно-эстетического развития детей, которые проводятся в нетрадиционной форме

Эффективность работы по приоритетному направлению во многом определяется тесным сотрудничеством всех специалистов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя изо-деятельности, педагога-психолога, социального педагога, руководителей кружковой работы, старшего воспитателя. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении воспитательно-образовательных задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.

Для успешного освоения программ художественно-эстетического воспитания необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Блочная организация воспитательно-образовательного процесса способствует художественно-эстетическому развитию детей.

  • 1 блок – организованная деятельность,
  • 2 блок – совместная с воспитателем деятельность детей,
  • 3 блок – самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность)

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности детей. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, пересказывают сказки, танцуют, музицируют, занимаются собственным сочинительством.

Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников.

Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

  • первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы
  • второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают

детьми отвечают на вопросы викторин и отправляют ответы на почтовый адрес детского сада.

Достижение результатов по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе комплексного подхода с другими учреждениями образования и культуры.

Коллектив детского сада тесно сотрудничает:

В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, создана благоприятная эмоциональная атмосфера для эстетического художественного творчества.

Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.

К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в музыкальной школе и школе искусств, посещают кружки Дома творчества.

В соответствии с ФГТ – два раза в год проводим Мониторинг достижения детьми результатов освоения Программы.

Читайте также: