Составьте план преамбулы в котором кратко отразите шесть обстоятельств и мотивов принятия декларации

Обновлено: 02.07.2024

Международные соглашения, регулирующие права человека, подразделяются на три группы.

В первую входят такие международные документы, как Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека и другие акты, которые содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека в основном в условиях мира.

Во вторую группу входят международные конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов. Это главным образом отдельные положения Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях войны, а также четыре Женевские Конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 г.

Наконец, в третью группу входят международные документы, в которых регламентируется ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. К этой группе относятся главным образом Нюрнбергский устав и приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества и Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

Принципы и нормы, закрепленные в этих международных соглашениях, должны соблюдаться как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. Действие многих из них не может быть приостановлено государствами даже во время войны.

Пустогаров В. В. Международное гуманитарное право. — М., 1997. — С. 4.

Текст 2. Почему и зачем принята
Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека

10 декабря 1948 г.

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и.

принимая во внимание, что народы объединенных наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея

Провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, с тем чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать утверждению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств — членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Права человека: Основные международные документы. — М., 1989. — С. 134—135.

Вопросы и задания: 1. Составьте план преамбулы, в котором кратко отразите шесть обстоятельств и мотивов принятия Декларации. 2. Как вы понимаете равные права всех людей? Как понимаете неотъемлемые права? Почему признание равных и неотъемлемых прав является основой свободы; основой справедливости; основой всеобщего мира? 3. Какие варварские акты, порожденные пренебрежением к правам человека, вам известны? Почему создание мира, где люди будут иметь свободу слова и убеждений, будут свободны от страха и нужды, названо высоким стремлением людей? 4. Как вы понимаете охрану прав человека властью закона? 5. Раскройте связь между правами человека и развитием дружественных отношений между народами. 6. Объясните, как права человека могут содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни. 7. Почему важно, чтобы все люди понимали характер прав и свобод человека? Какую роль в этом должны сыграть просвещение и образование? 8. Почему Декларация рассматривается как задача, которую предстоит выполнять всем народам и государствам? 9. Как вы думаете, какие мероприятия должны быть проведены в каждой стране, чтобы выполнить названную выше задачу? Объясните, почему вы так считаете. 10. Что означает эффективное осуществление прав и свобод человека? Чем оно отличается от неэффективного?

Текст 3. Конституция РФ о правах человека

Из Конституции Российской Федерации

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Вопросы и задания: 1. Опираясь на статьи Конституции России и Всеобщую декларацию прав человека, покажите связь положений Конституции с международными нормами по вопросу о правах человека. 2. Раскройте смысл первой фразы в статье 2 Конституции России. 3. Что означает неотчуждаемость прав и свобод человека? 4. В чем состоит смысл нормы, изложенной в пункте 3 статьи 17? Могут ли существовать ничем не ограниченные права и свободы? 5. Почему ограничение прав и свобод может быть осуществлено только федеральным законом? Что было бы, если бы любой орган или любой государственный чиновник мог ограничивать права и свободы? 6. Какое значение имеет закрепление прав и свобод человека и гражданина в Конституции Российской Федерации?

Текст 4. Значение Всеобщей декларации
прав человека

М. Робинсон — Верховный комиссар ООН по правам человека

Думаю, в истории человечества найдется немного столь важных документов, ставящих столь далеко идущие цели. Декларация воплотила надежды и мечты людей, не успевших прийти в себя от ужасов двух мировых войн и столкнувшихся с новым ужасом холодной войны; она отразила и начало великого процесса освобождения народов — момент, когда стали распадаться колониальные империи европейских держав.

Всеобщая Декларация — это живой документ, и лучший способ отметить ее годовщину в завершающие годы нашего тысячелетия — уделить в наших дискуссиях больше места современным сложным проблемам прав человека: праву на развитие, признанию прав коренных народностей, правам и реальным возможностям для инвалидов и лиц, страдающих физическими недостатками, равноправию полов, а также введению стандартов, показателей отчетности за то, что делается для более полного осуществления этих и других прав.

Робинсон М. Реальное осуществление прав человека // Российский бюллетень по правам человека. — Вып. 10. — 1998. — С. 6.

Тема 43. МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Текст 1. Природа гуманитарного права

Ж. Пикте — современный швейцарский юрист

Первая мировая война повлекла за собой 10 миллионов смертей в пропорции 20 комбатантов 3 на одно гражданское лицо — не считая 21 миллиона погибших от эпидемий. Во Второй мировой войне было убито 40 миллионов человек, приблизительно в равном соотношении комбатантов и гражданских лиц. Между 1945 и 1966 гг. произошло не менее 73 вооруженных конфликтов. В настоящее время, если верить экспертам, соотношение убитых будет 10 гражданских лиц на одного комбатанта в так называемой обычной войне и 100 гражданских лиц на одного комбатанта в ядерной войне.

Такая максималистская теория чрезвычайно опасна, но можно ее обезвредить, если. трезво обдумать проблему. Например, если можно разбить противника путем применения определенной степени насилия, то нет причин для продолжения насилия, когда цель уже достигнута. Если противник обезврежен захватом в плен или ранением, он более не играет никакой роли в военных операциях и не оказывает влияния на исход сражения, убить его или причинить страдания было бы абсурдом и преступлением.

Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права // Международный Комитет Красного Креста. — 1995. — С. 101, 102.

Вопросы: 1. Какую опасность для людей несут вооруженные конфликты? Как вы относитесь к мнению о том, что война и закон несовместимы? Как бы вы ответили на главный вопрос, поставленный в тексте? 2. Согласны ли вы с возражением автора против максималистской теории соотношения войны и закона? В каком случае причинение страданий пленным можно считать преступлением? Как оценить причинение страданий пленным с точки зрения морали?

Текст 2. Возникновение международного
гуманитарного права

Ф. Бори — современный деятель Международного Красного Креста

Международное гуманитарное право, защищающее человека от последствий войны, касается каждого из нас. Однако оно недостаточно широко известно. При каких обстоятельствах можно ссылаться на него и какую защиту оно обеспечивает?

До середины XIX в. соглашения о защите жертв войны носили случайный характер и налагали обязательства только на договаривающиеся стороны на основе строгой взаимности.

В сущности, это были чисто военные соглашения, действительные чаще всего лишь на время конфликта.

Возникновение гуманитарного права, связанное с зарождением движения Красного Креста, резко изменило ситуацию: государства стали связаны универсальным договором, применяемым в любое время и при любых обстоятельствах. Это было большим шагом вперед для всего человечества.

Бори Ф. Возникновение и развитие международного гуманитарного права // Международный Комитет Красного Креста. — 1995. — С. 5—6.

Вопросы и задания: 1. Как связано международное гуманитарное право с публичным международным правом? Почему этот раздел права называется гуманитарным? 2. Назовите жертв войны, уменьшить страдания которых призвано международное гуманитарное право. 3. В чем современные правовые нормы о защите жертв войны отличаются от таких же норм, существовавших до середины XIX в.? 4. Почему возникновение международного гуманитарного права автор считает большим шагом вперед для всего человечества?

Текст 3. Защита детей

Из Женевских Конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г.

. Каждая Высокая Договаривающаяся Сторона должна разрешать свободный пропуск посылок, предназначенных для детей до 15 лет и рожениц (ст. 23). Оккупирующая держава должна оказывать содействие в осуществлении соответствующей деятельности учреждениям, попечению 5 которых вверены дети на оккупированной территории (ст. 50). Находящиеся в конфликте стороны обязаны оказывать поддержку иждивенцам интернированных 6 лиц, если эти иждивенцы не имеют достаточных средств к существованию или не могут сами зарабатывать себе на жизнь (ст. 81). Кормящие матери и дети до 15 лет, интернированные стороной в конфликте в целях обеспечения их безопасности, должны получать дополнительное питание в соответствии с их физиологическими потребностями (ст. 89).

Согласно Протоколу 1, предпочтение при распределении гуманитарной помощи должно быть отдано детям и беременным женщинам (п. 1, ст. 70).

Наконец, согласно Статье 78 того же Протокола, предусматривается временная эвакуация детей, если они нуждаются в медицинской помощи или лечении (п. 1, ст. 78).

Как уже упоминалось, Протокол 11 устанавливает право детей на защиту и помощь в ходе немеждународных вооруженных конфликтов (п. 3, ст. 4).

Дети и война // Международный Комитет Красного Креста. — 1995. — С. 9.

Вопросы и задания: 1. Назовите виды защиты и помощи детям, которые отражены в международном гуманитарном праве. 2. Что понимается под особыми потребностями детей? Почему дети выделены из других категорий гражданского населения? 3. Почему в документе отдельно сказано о немеждународных вооруженных конфликтах? 4. Как изложенные нормы связаны с Декларацией прав ребенка?

Текст 4. Основные положения
международного гуманитарного права,
применяемые в вооруженных конфликтах

1. Лица, вышедшие из строя (hors de combat), и те, кто не принимает непосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение к их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой-либо дискриминации 7 .

2. Запрещается убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или является вышедшим из строя (hors de combat).

3. Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом той стороной конфликта, во власти которой они находятся. Защите также подлежат медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование. Эмблема 8 красного креста или красного полумесяца обозначает право на защиту и должна уважаться.

4. Захваченные в плен участники боевых действий (далее именуемые комбатантами) и гражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Им должна быть обеспечена защита от насилия и репрессалий 9 , они имеют право на переписку со своей семьей и на получение помощи.

5. Каждый имеет право на основные юридические гарантии. Никто не должен подвергаться физическим и моральным пыткам, телесным наказаниям, а также жестокому или унизительному обращению.

6. Стороны в конфликте и их вооруженные силы не могут пользоваться неограниченным выбором методов и средств ведения войны. Запрещается использовать такое оружие и такие методы ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызвать не обусловленные необходимостью потери или повлечь за собой чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие между гражданским населением и комбатантами и по возможности щадить гражданское население и имущество. Ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападения. Нападению могут подвергаться только военные объекты.

Основные положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним // Международный Комитет Красного Креста. — 1994. — С. 7.

Вопросы и задания: 1. В чем состоит связь изложенных положений с Всеобщей декларацией прав человека? 2. Как изложенные положения связаны между собой? Как бы вы охарактеризовали общую идею, пронизывающую все положения? 3. Сравните настоящий текст с текстом 2. Представлены ли в нем нормы защиты всех категорий жертв, упомянутых в тексте 2? 4. Можете ли вы найти в данном тексте новые аргументы для оценки международного гуманитарного права как большого шага вперед для всего человечества?

Цель урока: закрепить представления учащихся о правах человека как о социальной ценности и роли Всеобщая декларация прав человека.

образовательные: – закрепить у учащихся представление о том, что такое права и свободы человека, Всеобщая декларация прав человека, каковы основные способы международно-правовой защиты прав человека;

воспитательные: воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правам человека;

развивающие: развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия числе правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры

Тип урока: повторительно – обобщающий

Форма проведения урока: поэтапная игра

Формы работы на уроке: групповые, индивидуальные

Количество часов: 1академический час (45мин)

Материалы и оборудование : пакеты документов, тетради

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме : в результате изучения данной темы ученики должны

Знать/понимать

основные понятия: права и свободы человека, Всеобщая декларация прав человека, международно-правовая защиты прав человека;

основное значение Всеобщей декларации прав человека

1) объяснять смысл основных понятий;

2) высказывать свою точку зрения;

характеризовать Всеобщую декларацию прав человека, как один из основных документов по правам человека.

сравнивать международно-правовые документы по правам человека;

оценивать международно-правовые документы по правам человека;

объяснять взаимосвязи международно-правовые документы по правам человека.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

сознательного неприятия антиобщественного поведения.

I. Организационный момент.

II. Поэтапная игра.

III. Рефлексия и подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

I. Организационный момент

В начале урока класс разбивается на 5 групп.

II. Поэтапная игра.

Капитаны команд по очереди отвечают на вопросы. Если капитан затрудняется с ответом, то ему помогает команда, в случае отсутствия правильного ответа у команды право ответа переходит к следующей команде. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.

В эпоху Средневековья была создана теория естественных прав человека. (Нет)

Первым сформулировал идеи о естественных правах Джон Локк. (Да)

Естественные права даруются человеку государством. (Нет)

Джон Локк считал, что неотъемлемыми правами каждого человека являются жизнь, собственность и свобода. (Да)

Всякая классификация прав человека условна. (Да)

Теорию божественного происхождения права развивал Фома Аквинский. (Да)

Теория божественного происхождения права была создана в эпоху Просвещения. (Нет)

Право и закон – это одно и то же. (Нет)

Закон обладает высшей юридической силой. (Да)

В статье 1 Устава ООН провозглашаются цели этой организации. (Да)

Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 года. (Да)

24 октября ежегодно отмечают как День ООН. (Да)

Декларация является документом, возлагающим на подписавшие ее государства конкретные обязанности. (Нет)

Пакты не является документами, возлагающими на участвующие в них государства конкретные обязанности в области прав человека. (Нет)

Всеобщая декларация прав человека была принята 10 января 1948 года. (Нет)

Всеобщая декларация прав человека была принята ООН. (Да)

16 декабря 1966 года был принят Международный пакт о гражданских и политических правах. (Да)

Права человека означают, что каждый может ими пользоваться в полной мере, но не во вред другим. (Да)

Человек должен иметь не только права, но и обязанности. (Да)

Приключения Маленького Человека.

И однажды Маленький Человек вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках:

Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры.

Вскоре вокруг плаката собрались горожане.

- Глупость какая0то написана, заявил один Толстый гражданин. – Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 кг 500 г, а мой сосед всего 3 кг 100г, а вы…

- Послушайте! – сказал Маленький Человек. – Рождаться равными – это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными – значит рождаться людьми. Маленькими и голыми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.

- Как вы понимаете смысл плаката?

- Прав ли Маленький Человек?

- Что вы можете возразить Маленькому Человеку?

3) этап Работа с документами

Каждой группе выдается 2 пакета документов: в первом преамбула Всеобщая декларация прав человека, во втором выдержки из Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, конституции РФ.

Всеобщая декларация прав человека. Преамбула

(10 декабря 1948 г.)

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем

членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой

свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам

человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и

что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений

и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека

охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был

вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании

принимая во внимание, что народы объединенных наций подтвердили в

Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность

человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать

социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и

свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве

задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, с

тем чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду

настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать

утверждению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и

международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и

осуществления их как среди народов государств – членов Организации, так и

среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Вопросы и задания

1. Составьте план преамбулы, в котором кратко отразите шесть

обстоятельств и мотивов принятия Декларации.

2. Как вы понимаете равные права всех людей? Как понимаете

неотъемлемые права? Почему признание равных и неотъемлемых прав является

основой свободы; основой справедливости; основой всеобщего мира?

3. Какие варварские акты, порожденные пренебрежением к правам

человека, вам известны? Почему создание мира, где люди будут иметь свободу

слова и убеждений, будут свободны от страха и нужды, названо высоким

4. Как вы понимаете охрану прав человека властью закона?

5. Раскройте связь между правами человека и развитием дружественных

отношений между народами.

6. Объясните, как права человека могут содействовать социальному

прогрессу и улучшению условий жизни.

7. Почему важно, чтобы все люди понимали характер прав и свобод

человека? Какую роль в этом должны сыграть просвещение и образование?

8. Почему Декларация рассматривается как задача, которую предстоит

выполнять всем народам и государствам?

9. Как вы думаете, какие мероприятия должны быть проведены в каждой

стране, чтобы выполнить названную выше задачу? Объясните, почему вы так

10. Что означает эффективное осуществление прав и свобод человека?

Чем оно отличается от неэффективного?

Из Конституции Российской Федерации

(12 декабря 1993 г.)

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,

соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и

свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам

международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат

каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно

нарушать права и свободы других лиц.

Каждый имеет право на жизнь.

1. Достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

1. Каждый имеет право на свободу и на личную неприкосновенность.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать,

производить или распространять информацию любым законным способом. Перечень

сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать

профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности

общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо

объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без

оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в

управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют права избирать и быть

избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а

также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные

судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также

направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и

органы местного самоуправления.

1. Труд свободен…

2. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в

Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и

свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных

прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие

или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены

феодальным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты

основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных

интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из Всеобщей декларации прав человека

(10 декабря 1948 г.)

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту, от какой бы то ни было дискриминации.

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. И возвращаться в свою страну.

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право равную оплату за равный труд.

Из Международного пакта о гражданских и политических правах

(19 октября 1966 г.)

Часть III. Статья 6.

Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию.

Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не может быть лишен свободы иначе как на таких законных основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.

Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную или семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на не прикосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию.

Задание. Подобрать по всем источникам статьи, имеющие одинаковый смысл. Записать в таблицу, указав номера статей.

Конституция Российской Федерации

Всеобщая декларация прав человека

Международный пакт о гражданских и политических правах

После работы над документами учащиеся обсуждают полученные результаты. Каждая команда, справившаяся с заданием, получает по 10 очков.

Изучая документы по правам человека, вы встретили много слов по данной теме. Подберите как можно больше существительных. Начинаться они могут с любой буквы алфавита, но в каждом следующем слове должно быть на одну букву больше, чем в предыдущем.

За каждое слово команды получают по одному очку.

III. Рефлексия и подведение итогов.

В конце игры подводятся итоги, выставляются оценки. Затем проводится рефлексия. Каждый на чистом листе отвечает на вопросы, затем листы учащиеся сдают учителю.

Международные соглашения, регулирующие права человека, подразделяются на три группы.

В первую входят такие международные документы, как Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека и другие акты, которые содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека в основном в условиях мира.

Во вторую группу входят международные конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов. Это главным образом отдельные положения Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях войны, а также четыре Женевские Конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 г.

Наконец, в третью группу входят международные документы, в которых регламентируется ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. К этой группе относятся главным образом Нюрнбергский устав и приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества и Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

Принципы и нормы, закрепленные в этих международных соглашениях, должны соблюдаться как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. Действие многих из них не может быть приостановлено государствами даже во время войны.

Пустогаров В. В. Международное гуманитарное право. — М., 1997. — С. 4.

Текст 2. Почему и зачем принята
Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека

10 декабря 1948 г.

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и.

принимая во внимание, что народы объединенных наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея

Провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, с тем чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать утверждению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств — членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Права человека: Основные международные документы. — М., 1989. — С. 134—135.

Вопросы и задания: 1.Составьте план преамбулы, в котором кратко отразите шесть обстоятельств и мотивов принятия Декларации. 2.Как вы понимаете равные права всех людей? Как понимаете неотъемлемые права? Почему признание равных и неотъемлемых прав является основой свободы; основой справедливости; основой всеобщего мира? 3.Какие варварские акты, порожденные пренебрежением к правам человека, вам известны? Почему создание мира, где люди будут иметь свободу слова и убеждений, будут свободны от страха и нужды, названо высоким стремлением людей? 4.Как вы понимаете охрану прав человека властью закона? 5.Раскройте связь между правами человека и развитием дружественных отношений между народами. 6.Объясните, как права человека могут содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни. 7.Почему важно, чтобы все люди понимали характер прав и свобод человека? Какую роль в этом должны сыграть просвещение и образование? 8.Почему Декларация рассматривается как задача, которую предстоит выполнять всем народам и государствам? 9.Как вы думаете, какие мероприятия должны быть проведены в каждой стране, чтобы выполнить названную выше задачу? Объясните, почему вы так считаете. 10.Что означает эффективное осуществление прав и свобод человека? Чем оно отличается от неэффективного?




Текст 1. Три группы международных документов
о правах человека

В. В. Пустогаров — современный российский юрист

Международные соглашения, регулирующие права человека, подразделяются на три группы.

В первую входят такие международные документы, как Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека и другие акты, которые содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека в основном в условиях мира.

Во вторую группу входят международные конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов. Это главным образом отдельные положения Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях войны, а также четыре Женевские Конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 г.

Наконец, в третью группу входят международные документы, в которых регламентируется ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. К этой группе относятся главным образом Нюрнбергский устав и приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества и Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

Принципы и нормы, закрепленные в этих международных соглашениях, должны соблюдаться как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. Действие многих из них не может быть приостановлено государствами даже во время войны.

Пустогаров В. В. Международное гуманитарное право. — М., 1997. — С. 4.

Текст 2. Почему и зачем принята
Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека

10 декабря 1948 г.

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и.

принимая во внимание, что народы объединенных наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея

Провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, с тем чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать утверждению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств — членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Права человека: Основные международные документы. — М., 1989. — С. 134—135.

Вопросы и задания: 1.Составьте план преамбулы, в котором кратко отразите шесть обстоятельств и мотивов принятия Декларации. 2.Как вы понимаете равные права всех людей? Как понимаете неотъемлемые права? Почему признание равных и неотъемлемых прав является основой свободы; основой справедливости; основой всеобщего мира? 3.Какие варварские акты, порожденные пренебрежением к правам человека, вам известны? Почему создание мира, где люди будут иметь свободу слова и убеждений, будут свободны от страха и нужды, названо высоким стремлением людей? 4.Как вы понимаете охрану прав человека властью закона? 5.Раскройте связь между правами человека и развитием дружественных отношений между народами. 6.Объясните, как права человека могут содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни. 7.Почему важно, чтобы все люди понимали характер прав и свобод человека? Какую роль в этом должны сыграть просвещение и образование? 8.Почему Декларация рассматривается как задача, которую предстоит выполнять всем народам и государствам? 9.Как вы думаете, какие мероприятия должны быть проведены в каждой стране, чтобы выполнить названную выше задачу? Объясните, почему вы так считаете. 10.Что означает эффективное осуществление прав и свобод человека? Чем оно отличается от неэффективного?

Описание опыта использования политико-правовых материалов на уроках обществознания для подготовки учащихся к сдаче ГИА по предмету. В данной работе используются отрывки из разработок уроков по обществознанию, примеры практических заданий для учащихся.

ВложениеРазмер
rabota_s_pravovymi_aktami_v_khode_podgotovki_k_gia.docx 32 КБ

Предварительный просмотр:

Щербинкина Наталья Анатольевна

Учитель истории и обществознания

МОУ Туровской ООШ

Московской обл. Серпуховского района,

Часть 1. Использование политико-правового материала на уроках обществознания в игровой форме, (из опыта работы).

Часть 2. Организация изучения нормативных документов на уроках-практикумах и лабораторных занятиях по обществознанию в 9 классе.

Президент РФ Д.А. Медведев не раз подчеркивал в своих выступлениях что повышение правовой грамотности населения, и устранение правового нигилизма является одной из приоритетных задач современного общества и государства . В связи с этим на систему образования ложится основная нагрузка по внедрению правовых знаний и формированию правопослушного поведения в обществе.

Юридическая подготовка необходима не только будущим профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин страны встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм. Эти знания особенно необходимы несовершеннолетним, так как именно из-за правовой безграмотности они часто становятся нарушителями законов, преступниками или жертвами преступлений.

Преподавание права в нынешних социально-экономических и политических условиях, знание его приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что, только знание законов сможет защитить их в меняющемся обществе, поможет отстаивать свои права и законные интересы.

Особенностью преподавания основ правовых знаний состоит в том, что при объяснении правовой информации учитель пользуется конструкциями и формулами закона, сложными для восприятия учеников, у которых абстрактное мышление еще недостаточно развито. Тем не менее, недопустимо изучение отраслевого права заменять общими рассуждениями и приблизительными трактовками правовых положений.

Работа с документами позволяет получать информацию в рамках изучаемой правовой проблемы, приобретать умение анализировать текст закона, учит высказывать собственное мнение и аргументировать его. Учащиеся совместными усилиями решают вопрос о соответствии правовых норм или судебных решений нормам Международного права в аспекте защиты прав и свобод человека.

1. Использование политико-правового материала на уроках обществознания в игровой форме, (из опыта работы).

Сложность работы с правовыми актами можно завуалировать игровой формой. Её можно применять и в старших классах. Психологические исследования подтверждают, что включение элементов игры важно для всех категорий обучающихся, не только среди старшеклассников, но и среди студентов ВУЗов.

Игра позволяет базировать обучение на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально.

Нетрадиционные формы уроков создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания юридических казусов. Проигрывание роли, внутреннее раскрепощение учащегося, создают условия, при которых может развиваться творчество. Нетрадиционные формы уроков права повышают интерес к предмету практически у всех учащихся. Полученные знания становятся более прочными, такие уроки позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям основами правовых знаний, а именно, развивают юридическую память учащихся, в первую очередь на специальную терминологию; развивают способности к логическому мышлению.

1 этап. Чистая доска.

Кто является носителем суверенитета и источником власти в России?

Какой раздел Конституции считается важнейшим и не подлежит изменениям?

Есть ли среди субъектов РФ посёлки городского типа?

Что является высшей ценностью в России

Что кроме прав и свобод человека закреплено во второй главе Конституции?

Есть ли среди субъектов РФ автономные округа?

2 этап. Реставрация.

Команды получают разрезанные на части статьи Конституции. Их задача собрать эти части воедино.

  1. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный
  2. размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка
  3. семьи, материнства, отцовства и детства,
  4. инвалидов и пожилых граждан, развивается
  5. система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
  6. пособия и иные гарантии социальной защиты.
  7. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный
  8. размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка
  9. семьи, материнства, отцовства и детства,
  10. инвалидов и пожилых граждан, развивается
  11. система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
  12. пособия и иные гарантии социальной защиты.

Этапы состязания были построены так, чтобы учебная деятельность не была монотонной. На разных этапах урока ученики устно отвечали на вопросы, в случае затруднения могли найти ответы в Конституции. Ученики формулировали свои мысли по заданной теме, с опорой на высказывание Радищева, анализировали разрозненные части документа, составляли их воедино, смотрели видеоролики, комментировали видеоряд с опорой на свои правовые знания.

2. Организация изучения нормативных документов на уроках практикумах и лабораторных занятиях по обществознанию в 9 классе.

Уроки практикумы и лабораторные занятия по обществознанию обеспечивают приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формируют умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; позволяют оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач.

На уроках-практикумах обучающиеся решают юридические казусы, опираясь на знание закона, кодексы РФ. Они играют огромную практическую роль по формированию правового сознания школьников. Такие уроки позволяют научить ребенка творчески мыслить, формируют активную жизненную позицию старшеклассника. Уроки-практикумы формируют навыки работы с юридической литературой, умение анализировать ее, ориентироваться в основных юридических источниках. Во время этих уроков используются кодексы (Трудовой, Семейный, Уголовный, Об административных правонарушениях) и другие нормативно-правовые акты, источники права; учитель лишь объясняет, каким образом в них можно найти необходимую информацию во время самостоятельной работы по решению юридических задач.

Один из пунктов плана урока называется:

Вопросы на доске:

а) Определите пять условий, необходимых для вступления в брак.

б) Приведите примеры, запрещающие вступление в брак.

в) Считаете ли вы необходимым медицинское обследование перед вступлением в брак?

г) Задача: Твой друг решил вступить в брак в 16 лет без особых причин, что ты ему на это скажешь?

На следующем этапе этого урока дети сначала изучают отрывки о правах и обязанностях супругов, затем смотрят 2 инсценировки своих одноклассников, которые они должны оценить с точки зрения закона.

Муж и жена спорят.

Дорогой, я хочу вернуться на работу. Мне надоело сидеть дома, хочется в коллектив.

А мне надоели твои выкрутасы. То хочу, это не хочу. Какое право ты имеешь возникать?! Кто в семье деньги зарабатывает? – Я! Значит, я и условия буду диктовать. Твоё дело дома сидеть, детей воспитывать. Ты даже это не можешь нормально делать. Один у тебя постоянно болеет, другой плохо учится. А ты ещё на работу собралась идти. Нет, никогда!

Скандал при разводе.

Почему всё имущество мы поделили поровну, а машину ты взял себе?

Потому что она тебе не нужна, ты не умеешь водить.

Ну и что! Я собираюсь сдавать на права.

Вот сдашь и купишь себе машину.

Но эта машина тоже принадлежит мне. Ты покупал её на наши деньги.

Ничего подобного. Я откладывал не с основной зарплаты, а с левых приработков.

Кто из них прав? Объясните с опорой на статьи Семейного Кодекса РФ.

Особую трудность у экзаменуемых вызывают экзаменационные задания ГИА из части С. Для подготовки учащихся к такому типу заданий нужно шире привлекать правовые источники, которые изучаются в курсе обществознания.

Отрывок из рабочего листа к уроку.

Всеобщая декларация прав человека. Преамбула. (10 декабря 1948 г.) « Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем

членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой

свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам

человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и

что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений

и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека

охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был

вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании

принимая во внимание, что народы объединенных наций подтвердили в

Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность

человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать

социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и

свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве

задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, с

тем чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду

настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать

утверждению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и

международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и

осуществления их как среди народов государств – членов Организации, так и

Вопросы и задания к Преамбуле.

1. Составьте план преамбулы, в котором кратко отразите шесть

обстоятельств и мотивов принятия Декларации.

2. Как вы понимаете равные права всех людей? Как понимаете

неотъемлемые права? Почему признание равных и неотъемлемых прав является

основой свободы; основой справедливости; основой всеобщего мира?

3. Какие варварские акты, порожденные пренебрежением к правам

человека, вам известны?

4. Как вы понимаете охрану прав человека властью закона?

5. Объясните, как права человека могут содействовать социальному

прогрессу и улучшению условий жизни.

6. Почему важно, чтобы все люди понимали характер прав и свобод

человека? Какую роль в этом должны сыграть просвещение и образование?

Что даёт такая работа для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме?

Объектами контроля в экзамене по обществознанию в форме ГИА выступают дидактические единицы знаний и сформированность умений в соответствии с требованиями, закрепленными в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Объектом проверки выступает широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности. Те виды уроков, о которых шла речь выше, предполагают не только получение правовых знаний, но и учат детей работать с документами. Они предполагают осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Самостоятельно освоить такие умения и навыки ученик не может. Не всегда у учителя есть возможность заниматься этим на дополнительных занятиях. Поэтому, развивать все вышеуказанные навыки и умения необходимо на уроке в ходе практического изучения правовых источников.

Читайте также: