Составление формул соединений 8 класс план урока

Обновлено: 08.07.2024

Цель урока: Закрепление знаний о степени окисления. Продолжение формирования навыков в определении степени окисления в бинарных соединениях, умения называть бинарные соединения.

Планируемые образовательные результаты (на уровне Формирования УУД)

Личностные УУД: ответственное отношение к обучению;

понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы;

самостоятельно приобретать знания, способность к самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе; умение слушать другого.

Познавательные УУД: структурировать знания; составлять формулы бинарных соединений; представлять информацию в виде схем.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: штативы для пробирок, пробирки, питьевая сода, уксусная кислота, поваренная соль, нашатырный спирт, красный железняк, соляная кислота, огнетушитель, вода, опорные таблицы, мультимедийный проектор, экран.

I . Организационный момент.

Выдающийся ирландский драматург Бернард Шоу говорил: " Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность". (Слайд №2) Желаю, чтобы сегодня на уроке, ребята, вы не только добыли новые знания, но и лучше раскрыли свои способности.

II . Актуализация опорных знаний.

Мы знаем, что химия изучает вещества, их свойства и превращения. Но изучение свойств невозможно без умения записывать формулы веществ. Ваша задача на сегодняшнем уроке научиться составлять формулы веществ. (Слайд №3)

Перед вами несколько химических формул. Что в них общего и чем они отличаются друг от друга? (общее - два элемента, разница - индексы). Как называют соединения, состоящие из двух элементов? А как вы думаете, можно ли самим научиться составлять такие формулы?

На прошлом уроке мы учились определять степень окисления элементов. Что же такое - степень окисления? (Учащиеся формулируют правило, затем оно высвечивается на экране.) Вспомним некоторые характеристики степени окисления. (Слайд№4.)


Какая бывает степень окисления? (Ответ: постоянная и переменная.)

А какая по заряду бывает степень окисления? (Ответ: положительная и отрицательная, а у простых веществ она равна нулю.)

На прошлом уроке вы учились определять степень окисления по формуле. Проверим, как вы усвоили этот материал. Вспомним правила. (Слайд № 5)


Задание: Определите степень окисления элементов. (Слайд 6)


А теперь вспомним, как правильно называть бинарные соединения. (Слайд №7).


(Учащиеся получают задание назвать бинарные соединения с последующей проверкой).

III . Изучение нового материала.

Ребята, вы научились называть бинарные соединения, научились определять степени окисления по формуле. Сегодня вы должны научиться, наоборот, по известной степени окисления составлять формулу вещества. Итак, какую тему урока мы запишем в тетради?

Вспомним, что такое химическая формула? (Ответ: «Химическая формула – это условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов.)

Наша задача состоит в том, чтобы записать химические знаки и найти к ним индексы. Допустим, нам нужно составить формулу сульфида алюминия. Запишем алгоритм составления формулы. (Слайд 9)


IV . Первичное закрепление под руководством учителя. (Слайд 10) Составление формул веществ.


V . Физкультминутка. (Слайд 11)

VI . Применение некоторых бинарных соединений.

Теория всегда мертва, если у нее нет практического применения. Рассмотрим значение некоторых бинарных соединений. (Слайд 12).


VII . Лабораторный опыт. (Сайд 13)

А сейчас вам предстоит выполнить небольшое практическое задание - получить бинарное соединение - углекислый газ. Кто из вас помнит его формулу? Давайте вспомним правила ТБ при работе с кислотами. (На столах имеется пробирка с питьевой содой и пробирка с уксусной кислотой. Учащиеся приливают кислоту в пробирку с содой, наблюдают выделение газа). Для чего хозяйки используют эту реакцию на кухне?

VIII . Контроль результатов первичного запоминания.

А сейчас, чтобы узнать, как вы поняли новую тему, проведем небольшой тест. (Слайд №14-15).

1.Степень окисления - это величина:

в) постоянная и переменная

2. Высшая степень окисления фосфора равна:

а) номеру группы, т.е. 5,

3. Степень окисления хлора равна -1 в соединении:

4.Вещество, формула которого Р2О5, называется:

а) оксид фосфора

б) оксид фосфора ( V )

в) оксид фосфора ( III )

5. Состав оксида серы ( IV ) выражается формулой:

IX . Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ребята! Кто работал так, как первый человек? (поднимаем желтые карточки)

Кто работал добросовестно? (зелёные карточки)

А кто принимал участие в строительстве Храма знаний? (красные карточки)

X . Домашнее задание. (Сайд 16)

Используемые материалы:

1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 200 7 .

4. Поурочные планы к учебнику О.С.Габриеляна Химия 8 класс. Денисова В.Г. Волгоград: Учитель .2009.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Д.И.Менделеев

Тема урока. Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления химических элементов и валентности.

Место данного урока в теме: второй урок в данной теме.

Задачи урока:

Образовательные:

закрепить у учащихся понятие степени окисления, бинарные соединения, химическая формула;

научить правильно составлять химические формулы бинарных соединений по степени окисления химических элементов и валентности.

Развивающие:

научить приемам сравнения и обобщения изучаемых понятий ;

отработать умения и навыки в определении степени окисления по химическим формулам;

продолжить развитие навыков самостоятельной работы (через работу с учебником);

умения работать в парах (при проверке домашнего задания) ;

способствовать развитию логического мышления (через вопросы заставляющие логически мыслить)

Воспитательные:

формировать чувство толерантности (терпимости и уважения к чужому мнению), взаимопомощи

осуществлять эстетическое воспитание (через оформление доски и тетрадей, при применении презентации)

развивать уважение к мыслителям прошлого (при помощи высказываний великих людей).

Практическая направленность: умение составлять формулы веществ при решении практических задач.

Технические средства обучения:

ПК, проектор, экран

Периодическая система Д.И. Менделеева

Презентация (авторская разработка)

Раздаточный материал:

Алгоритм для составления формул бинарного соединения.

Номенклатура бинарных соединений.

Тип урока: комбинированный

Методы и технологии:

Использование информационных технологий

Этапы урока:

Организационный момент. (Приветствие, готовность, мотивация)

Проверка домашнего задания.

Практическая значимость.(Видео фрагмент)

Постановка темы урока и ее целей. Активизация мыслительных действий (через высказывания великий людей).

Обобщение. Выведение алгоритма составления формулы бинарного соединения. (Раздаточный материал)

1. Организационный момент .

(Учебник, тетрадь, дневник, дидактический материал). Приветствие, готовность, мотивация.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют мои коллеги, поприветствуйте их.

Притча Сократа:

«Три человека тащат тяжёлые камни в город. Пот катится со всех трёх.

– Тащу эту проклятую ношу.

– Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос улыбнулся:

Вывод: Труд имеет значимость для каждого из нас. С помощью трудовой, сознательной деятельности каждый человек создаёт для себя и для людей блага.

Учитель говорит о том, что дети приходят на занятия по химии, чтобы сделать открытия, чтобы узнать что то новое.

2. Проверка домашнего задания.

Тест. (приложение 1)

1.Степень окисления - это величина

в) постоянная и переменная

2. Высшая степень окисления фосфора равна:

а) номеру группы, т.е. 5,

3 . Степень окисления хлора равна -1 в:

4 .В каком соединении степень окисления определена не верно:

а ) Mg +2 O -2

5. Степени окисления марганца в соединениях MnO, MnO 2 , Mn 2 O 7 соответственно равны:

3. Практическая значимость.

- Посмотрите на формулы веществ представленных на слайде. Что у них общего? (состоят из двух элементов, т.е. являются бинарными).

Из представленных формул есть важнейшие из них.

Н 2 О-самое удивительное, распространенное и самое необходимое вещество на нашей планете .Без воды никуда.

СО 2 -углекислый газ, основа процесса фотосинтеза, т.е. нашего дыхания, используется для приготовления газированных напитков, сухой лед для хранения мороженного.

Al 2 O 3 - оксид алюминия входит в состав минералов и горных пород, является основой драгоценных камней (рубин, сапфир)

CaO - оксид кальция, применяется в строительстве для получения вяжущих материалов.

Более подробно с ними познакомимся на следующем уроке.

4. Учитель объявляет тему урока – запись темы в тетрадь.

Сегодня на уроке мы научимся составлять химические формулы бинарных соединений по степени окисления химических элементов и валентности.

Составить формулу вещества, значит определить индексы, показывающие число атомов в молекуле.

Алгоритм составления формулы бинарного соединения.(приложение 2)

На первом месте пишется элемент с меньшей электроотрицательностью (См. в таблицу Д.И. Менделеева).

Элемент, написанный на первом месте имеет положительный заряд, а на втором отрицательный. Указать для каждого элемента степень окисления.

Найти наименьшее общее кратное для значений степеней окисления. (Число которое делится на исходные числа без остатка).

Разделить наименьшее общее кратное на значение степени окисления и полученные индексы приписать внизу справа после символа соответствующего элемента.

Проверка. Суммарное значение степеней окисления равно 0.

Закрепление.

Задание: попробуем составить формулы содержащие Ca и Сl, AL и O.

- А как назвать эти бинарные вещества?

Правило составления названия бинарных веществ. (приложение3) 1.Названия состоят из двух слов. 2.Первое слово обозначает электроотрицательную часть соединения – неметалл, его латинское название с суффиксом –ид стоит всегда в именительном падеже.

3.Второе слово обозначает электроположительную часть – металл или менее электроотрицательный элемент, его название в родительном падеже. 4.Если элемент имеет переменную с.о., то она указывается в названии (римскими цифрами в скобках). 5. Но существуют вещества, названия и формулы которых надо запомнить: : CH 4 – метан, Н 2 О – вода, NH 3 – аммиак. Пример:

AL2S3 - сульфид алюминия

CaCl2- хлорид кальция

AL2O3 – оксид алюминия Запомнить! ЭxHy - гидриды ЭxOy – оксиды ЭxSy –сульфиды ЭxCly –хлориды ЭxBry –бромиды ЭxFy – фториды ЭxPy- фосфиды ЭxNy – нитриды ЭxIy –йодиды ЭxCy –карбиды ЭxSiy -силициды

- Составьте формулы веществ состоящих из Fe +3 и Cl, Fe +2 и Cl. А как же назвать эти вещества?

FeCl 3 - хлорид железа (III)

FeCl 2 - хлорид железа (II)

5.Понятие о валентности.

Валентность - это свойства атомов одного химического элемента присоединять определённое число атомов другого.
Это понятие было введено в химию в 1853 г. английским химиком-органиком Франклендом для обоснования количественных отнощений атомов элементов в химических соединениях. Развитие учения о валентности в большой степени связано с открытием Д.И. Менделеевым Периодического закона. Им была установлена связь между валентностью элемента и его положением в периодической системе, введено понятие о переменной валентности. Учение о строении атомов и молекул способствовало разработке электронной теории валентности.
Для расчётов, для составления формул веществ неоходимо знать количественные соотношения атомов различных элементов, в которых они соединяются. Валентность показывает, со сколькими атомами одновалентного элемента соединяется атом данного элемента.
Одновалентными считают все элементы, атомы которых в двухэлементных соединениях всегда связаны с одним атомом другого элемента. Примером одновалентного элемента является водород. Поэтому считается, что валентность элемента указывает на то, со сколькими атомами водорода соединён один атом рассматриваемого элемента. Например: в HCl хлор-одновалентен, в H 2 O кислород-двухвалентен,в NH 3 азот-трёхвалентен.
Водородные соединения известны не для всех элементов, но почти все элементы образуют соединения с кислородом О. Кислород считается всегда двухвалентным.

Таблица постоянных валентностей.

Используя валентности можно составить формулу соединения.
Химическая формула-это условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов.
Например: H 2 O-формула воды, где Н и О-химические знаки элементов, 2-индекс, который показывает число атомов данного элемента, входящих в состав молекулы воды.
При названии веществ с переменной валентностью обязательно указывается его валентность, которая ставится в скобки. Например, Р 2 О 5 - оксид фосфора (V).

Правила определения валентности
элементов в соединениях

Валентность водорода принимают за I (единицу). Тогда в соответствии с формулой воды Н 2 О к одному атому кислорода присоединено два атома водорода.

Кислород в своих соединениях всегда проявляет валентность II. Поэтому углерод в соединении СО 2 (углекислый газ) имеет валентность IV.

Учитель. Как определить валентность элемента, исходя из таблицы Д.И.Менделеева?

У металлов, находящихся в группах а, валентность равна номеру группы.

У неметаллов в основном проявляются две валентности: высшая и низшая (схема).

Высшая валентность равна номеру группы.

Низшая валентность равна разности между числом 8 (количество групп в таблице) и номером группы, в которой находится данный элемент.

Учитель. Например: сера имеет высшую валентность VI и низшую (8 – 6), равную II; фосфор проявляет валентности V и III.

Валентность может быть постоянной (у элементов главных подгрупп таблицы Д.И.Менделеева) или переменной (у элементов побочных подгрупп в таблице), но с этим явлением вы познакомитесь чуть позже, а если интересуетесь, то почитайте учебник 9-го класса.

Валентность элементов необходимо знать, чтобы составлять химические формулы соединений. Для этого удобно воспользоваться следующей таблицей.

Алгоритм составления формулы соединения В и О

6 : 3 = 2, 6 : 2 = 3;

5. Записать индексы при символах элементов

6. Формула соединения (оксида)

Учитель. Запомните еще два правила для составления химических формул соединений неметаллов между собой.

1) Низшую валентность проявляет тот элемент, который находится в таблице Д.И.Менделеева правее и выше, а высшую валентность – элемент, расположенный левее и ниже. (Демонстрация таблицы Д.И.Менделеева.)

Например, в соединении с кислородом сера проявляет высшую валентность VI, а кислород – низшую II. Таким образом, формула оксида серы будет SO 3.

В соединении кремния с углеродом первый проявляет высшую валентность IV, а второй – низшую IV. Значит, формула – SiC. Это карбид кремния, основа огнеупорных и абразивных материалов.

Итоговое обобщение

Используя знания, полученные на этом уроке, составьте формулы следующих веществ: фосфида кальция, оксида свинца (IV)

Тема урока. Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления химических элементов.

Место данного урока в теме: второй урок в данной теме.

  • Образовательные:
    • закрепить у учащихся понятие степени окисления, бинарные соединения, химическая формула;
    • научить правильно составлять химические формулы бинарных соединений по степени окисления химических элементов. (Через письменные задания в тетради)
    • научить приемам сравнения и обобщения изучаемых понятий (при работе со слайдами);
    • отработать умения и навыки в определении степени окисления по химическим формулам;
    • продолжить развитие навыков самостоятельной работы (через работу с учебником);
    • умения работать в парах (при проверке домашнего задания) ;
    • способствовать развитию логического мышления (через вопросы заставляющие логически мыслить)
    • формировать чувство толерантности (терпимости и уважения к чужому мнению), взаимопомощи. (При работе в парах)
    • осуществлять эстетическое воспитание (через оформление доски и тетрадей, при применении презентации)
    • развивать уважение к мыслителям прошлого (при помощи высказываний великих людей).

    Практическая направленность: умение составлять формулы веществ при решении практических задач

    Оценочная деятельность: бланки для выставления баллов, суммарная оценка всего урока

    Планируемый результат: умение составлять формулы бинарных соединений.

    Тип урока: комбинированный

    • Организационный момент. (Приветствие, готовность, мотивация)
    • Проверка домашнего задания
    • Практическая значимость.(Видео фрагмент)
    • Постановка темы урока и ее целей. Активизация мыслительных действий.(через высказывания великий людей).
    • Готовность к восприятию новых знаний.(Игровой момент)
    • Постановка проблемы. (Логические задачи)
    • Обобщение. Выведение алгоритма составления формулы бинарного соединения. (Раздаточный материал)
    • Закрепление.
    • Итоговое обобщение.
    • Оценки за урок.
    • Домашнее задание.
    • Рефлексия.

    1. Организационный момент (1 мин.)

    • Работа в парах. У каждого набор из 5карточек. (приготовленных дома по 20 параграфу). По очереди задают вопросы друг другу. Если ответ правильный, то карточка отдается тому, кто отвечал, если не правильный, то карточка остается у того, кто задал вопрос.
    • Фронтальная проверка письменного домашнего задания (У доски 2 человека: №2 стр. 68, №3 стр. 68) В таблицу баллы.
    • Блиц-опрос учителем. (Вопрос каждому учащемуся. Презентация, слайд 1, слайд 2.)

    За правильный ответ балл в сводную ведомость.

    3. Практическая значимость. Видеофильм

    4. Сегодня на уроке мы научимся составлять химические формулы бинарных соединений по степени окисления химических элементов. (Презентация, слайд 3)

    • Что такое степень окисления?
    • Какие значения может принимать степень окисления?
    • От чего это зависит? (Презентация, слайд 4)
    • Какая бывает степень окисления?

    Так давайте и мы с вами попробуем приложить свои способности.

    6. Постановка проблемно-логического задания.

    • Найти наименьшее общее кратное для степеней окисления.
    • Разделить наименьшее кратное на значение степени окисления и получить индексы
    • Ввести индексы в формулу, т.е. приписать внизу справа после символа соответствующего элемента.
    • Определить суммарное значение степеней окисления атомов в соединении. Оно должно быть равно нулю.
    • Индекс элемента соответствует численному значению степени окисления соседнего атома.

    1. Что нужно знать, чтобы составить формулу?

    А. На первом месте пишется элемент с меньшей электроотрицательностью.
    Б. У элемента стоящего на первом месте положительная степень окисления, на втором отрицательная

    2. Кто помнит как найти минимальную степень окисления? ( № группы-8)

    3. Составьте формулы следующих веществ: Al O; P +5 O; K S

    • Сделайте вывод:
    • Если степени окисления одинаковы, то индексы не ставятся.
    • Сделайте вывод:
    • Если степени окисления четные числа, то сначала их надо сократить.
    • Итак, давайте обобщим. Какие действия необходимо выполнить, чтобы составить формулу бинарного соединения?



    Рабочий лист (1 вариант).

    Фамилия Имя _____________________________ Дата:

    Составление формул

    по степени окисления.

    Покажите выигрышный путь, который составляют формулы:

    А) оксидов (выделите выигрышный путь голубым цветом.)

    Б) сульфидов (выделите выигрышный путь оранжевым цветом.)

    Задание № 2: Составление формул бинарных соединений.



    K H Mg O


    Si⁺⁴ O S⁺⁶ O

    Закрепление

    (самостоятельная работа)

    ● Составьте формулы бинарных соединений, напишите их названия.

    KH - _______________________________________

    Fe⁺ 3 Cl -1 - ____________________________________

    NaO - _______________________________________

    Fe⁺² S -² - _____________________________________



    Рабочий лист (2 вариант).

    Читайте также: