Составить план урока по изучению лирического произведения в старших классах

Обновлено: 05.07.2024

1. Познакомить учащихся с различными приемами интерпретации стихотворения, используя компьютерные технологии.
2. Научить находить изобразительно – выразительные средства, с помощью которых создается настроение и художественный образ.
3. Способствовать развитию духовных качеств личности.

1. Компьютеры.
2. Мультимедийный проектор.
3. Тексты стихотворений.
4. Портреты поэтов и писателей, о которых пойдет речь на уроке.
5. Аудиозапись песни на стихи М.Цветаевой в исполнении А Пугачевой.

1. Слово учителя.

Одна из главных целей литературы – развивать духовные качества личности. Или, как мы часто повторяем вслед за А.С. Пушкиным, пробуждать в человеке человеческое. М Горький писал, что литература “действует одновременно и одинаково сильно на мысль и чувство”. Проза помогает нам разобраться в жизни вокруг нас, поэзия – в жизни внутри нас. Именно поэзия способствует пробуждению чувств добрых. В чем же ее секрет? Что же такое лирическое стихотворение? Стихотворение – это некое эстетическое и психическое единство, выраженное в определенной словесной форме. В нем выражаются эстетические взгляды самого поэта, его ценностные ориентации, характер эпохи, душевное и физическое здоровье или нездоровье автора, своеобразие темперамента и даже черт характера творящей личности. Это литературоведческое определение, а вот как сами поэты и писатели говорят о процессе творчества.

2. Выступления учащихся.

1. И Бунин: “Какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство. Как рассказать обо всей этой красоте, как передать эти краски, за этим желтым лесом дубы, их цвет. Это истинное мучение”.

2. А.С. Пушкин “Осень”:

“И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем-
И тут ко мне идет незримый рой гостей
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Стихи растут как звезды и как розы,
Как красота – ненужная в семье.
И на венцы и на апофеозы –
Один ответ: - Откуда мне сие?
Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты
Закон звезды и формула цветка.

3. Слово учителя.

Вот оно разнообразие характеров, темпераментов, эстетических принципов. Но, бесспорно, есть одно, что объединяет их. Лирическое стихотворение – это частица души поэта. Стихотворение несет в себе много информации и, чтобы ее получить, нужно владеть определенными приемами анализа текста. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

Вопрос: Что главное в лирическом стихотворении?
Ответ: Настроение.

(Слайд №1. На экране две строфы из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”)

Мороз и солнце: день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица. Проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела.
И ты печальная сидела-
А нынче…погляди в окно:

Первая строфа. Настроение радостное, приподнятое. Это настроение подчеркивают эпитеты (чудесный, прелестный) и восклицательные знаки. Поэт счастлив, здоров и весел. Его переполняет жизнь, и ему хочется поделиться этой радостью с любимой.

Вторая строфа. Вечор, вчера было по–другому: грустно, тяжело. Эпитеты “мутном”, “печальная”, “мрачное”. Сравнение “как бледное пятно”. 1829 год. Была ссылка, потеря друзей, опала.

Вопрос: Определяя настроение, на что мы в первую очередь обращали внимание?
Ответ: На время создания стихотворения, синтаксис, изобразительные средства.

4. Проверка домашнего задания. (Учащиеся приводят примеры эпитетов, сравнений, метафор и других изобразительных средств).

5. (Слайд №2. Учащиеся работают за компьютером. В деформированный текст стихотворения К. Бальмонта “Веселая осень” ученики вставляют свои эпитеты)

Щебетанье воробьев,
………. свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет границ.
Громы умерли на дне
……….. небес,
Весь……… огне
…………. лес.
Ветер……. Пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины ……… стал,
Песнь поет лучу.
В грезе…… я длю
………… струну.
Осень, я тебя люблю
Так же, как Весну.

На экране появляется полный текст стихотворения, который учащиеся сравнивают со своим вариантом. Такой прием соавторства способствует формированию навыка нахождения в тексте изобразительных средств и использования их в речи.

Щебетанье воробьев
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет границ.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поет лучу.
В грезе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю
Так же, как Весну.

6. Слово учителя.

Чтобы постичь смысл стихотворения, важно задействовать все свои органы чувств: зрение, слух, воображение. В этом нам поможет прием устного словесного рисования по следующему плану:

1. Я услышал.
2. Мне представилось.
3. Я вспомнил.

7. Чтение учеником стихотворения Н.Рубцова “Листья осенние”. (Отрабатывается прием словесного рисования)

8. Слово учителя.

Некоторые поэты для выражения настроения, смысла пользуются цветописью. Например, это очень характерно для С.Есенина. Каждый цвет у него соотносится с определенным образом и имеет свое значение. Белый, серебряный, золотой – природа, зеленый, синий, желтый – Родина. При этом мы можем использовать открытия психологов, утверждающих, что именно эти цвета лечат психику. Существует даже такое понятие – арттерапия (лечение искусством). Красный всегда влияет на физическое состояние, желтый - на умственное, голубой – на эмоции.

(Учащиеся отрабатывают прием цветописи. Делятся на три группы. Каждая группа работает на компьютере со стихотворением С. Есенина, каждую строку обозначая определенным цветом.)

Так будет выглядеть стихотворение “Береза”, “Сыплет черемуха снегом”, “С добрым утром”

9. Слово учителя.

Для одних поэтов важен цвет, для других – звук. “Есть нечто в стихах, что важнее их звучания,” - говорила М.Цветаева. Для нее звук и смысл были единым целым. “Я пишу, чтобы добраться до сути, выявить суть. И тут нет места звуку вне слова”. Ее стихи очень музыкальны, поэтому очень органичны в песенном исполнении.

10. Прослушивание песни на стихи М.Цветаевой “Мне нравится, что вы больны не мной” в исполнении А.Пугачевой.

11. Слово учителя.

Стихотворение можно нарисовать не только красками, но и через изображение предметов, выступающих в роли символов. Через расшифровку этих символов приходим к пониманию смысла стихотворения.

(На экране стихотворение М. Цветаевой “Август – астры”. К каждой строке рисуются предметы - символы)

В первой строфе мы видим пейзажную символику: звезды на земле (астры) и звезды на небе (земля и небо, день и ночь). Виноград – юг, рябина – север. Все это не соединить. Во второй строфе – яблоко и сердце. Это образы и библейские, и христианские, и античные. Символы жизни, любви. Если в 1 строфе август – это месяц, то во 2 – римский император, на это указывает эпитет “имперский”. Это мужчина, который поражает воображение героини, завладевает ее сердцем. От пейзажа автор переходит в область чувств. В 3 строфе поцелуи, розы – это страсть, любовь. Август – последний месяц лета. И любовь тоже последняя, потому особенно сильная. Звезды в этой строфе – это звезды в душе героини. Астры разноцветные. Разнообразные краски передают гамму чувств.

Вопрос: О чем же это стихотворение?
Ответ: О состоянии души, о любви.

12. Слово учителя.

Мы уже знакомы с планом комплексного (целостного) анализа стихотворения. (На экране показан план анализа)

Сегодня мы познакомились с разными приемами постижения смысла лирического произведения. И хотя интерпретация произведения – понятие очень субъективное, данные приемы помогут нам приблизиться к авторскому замыслу.

13. Домашнее задание.

Проанализировать стихотворение А.Фета “Шёпот, робкое дыхание” с использованием выше перечисленных приёмов.

Тренинг "Анализ лирического произведения" подходит для 7-11 классов. Очень удобен в использовании.

ВложениеРазмер
shema_analiza_liricheskogo_proizvedeniya.docx 15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Схема анализа лирического произведения

Кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято читателями и критиками, особенности эпохи - вся та информация, которая относится к стихотворению вообще.

(ода, гимн, романс, элегия. ).

а) Тема и основная мысль произведения.

б) Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию).

в) Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами?).

а) Тропы и фигуры

(сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия).

б) Языковой поуровневый анализ.

  • Поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.)
  • Поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).
  • Использование явлений морфологии и синтаксиса.

Схема анализа лирического произведения

Кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято читателями и критиками, особенности эпохи - вся та информация, которая относится к стихотворению вообще.

(ода, гимн, романс, элегия. ).

а) Тема и основная мысль произведения.

б) Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию).

в) Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами?).

а) Тропы и фигуры

(сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия).

Изучение лирических произведений на уроках литературы в старших классах

Человеческое переживание – это предмет лирической поэзии. Отношение школьников к лирике сложное. Причины: 1) недостаток жизненного опыта, недостаточная развитость эмоциональной сферы, 2) особенность предмета изображения лирики, 3) многозначность поэтического слова. Поэтому лирические произведения требуют создания установки на чтение.

Можно выделить условия: 1. Эмоциональный личностный комментарий - рассказ учителя о реальном событии, связанном с изучением произведения. 2. Эмоционально-образный комментарий. Цель - создать образ или ряд образов. 3. Историко-культурный комментарий. 4. Мифологический. 5. Лексический, этимологический, разбор ключевого слова. 6. работа с эпиграфом. 7. Работа с названием стихотворения. 8. Составление ассоциативного круга. 9. Приемы, актуализирующие чувственный опыт, эмоциональную память. 10. Знакомство с адресатом стихотворения.

Приемы изучения лирического произведения на разных этапах. 1. На вступительном: рассказ учителя, выразительное чтение, работа с другими видами искусства, чтение стихов других поэтов на эту тему, беседа. 2. На этапе анализа: выразительное чтение учащимися и учителем, чтение про себя, беседа, сопоставительный анализ, лингвистический эксперимент, чтение разными исполнителями и его сопоставление, прослушивание музыкальной интерпретации лирического произведения. 3. На этапе синтеза: выразительное чтение стихотворения учащимися - в средних классах, выразительное чтение и интерпретация лирического текста - в старших.

Структурные уровни поэтического текста по Лотману: 1) ритмический - анализ ритмической организации; 2) фонемный - звучание стиха; 3) графический - правила записи стихотворного текста; 4) морфологический - обращение к частям речи; 5) лексический - словоупотребление и лексические средства выразительности; 6) синтаксический - синтаксический строй лирического произведения и синтаксические средства выразительности; 7) содержательный - тема, идея стихотворения.

Форма уроков по лирике в старших классах: урок-концерт - подготавливается на разных стихотворениях; - композиция; -новелла - посвящен 1 стихотворению, можно с репродукциями; -портрет - темы стихов 1 поэта; -путешествие - в мир какого-либо поэта.

План обзорного урока по лирике: 1) Вступительная часть - характеристика эпохи, литературного направления. 2) Жизенный и творческий путь поэта. Анализ стихотворения, которое выражает поэтическое кредо поэта. Особенности лирического героя. Основные темы лирики. Традиции и новаторство. 3) Поведение итогов.

Школьный анализ содержит: выяснение самостоятельных впечатлений учащихся о прочитанном стихотворении; мысленное воспроизведение образов, созданных автором; выявление и переживание настроения, доминирующего в стих-ии; постижение авторской мысли-чувства.

Освоение теоретических понятий: 5-6 кл – многозначность поэтического слова, сравнения, олицетворения в поэзии; 7-8 кл – образность поэтической речи, эпитет, метафора, двухсложные размеры стиха; 9 кл – поэтическая образность как проявление стиля, представление о романтическом и реалистическом стиле в лирике; 10 кл – поэтический синтаксис, поэтическая интонация, трехсложные размеры стиха; 11 кл – ритмическая структура стиха, система стихосложения в русской поэзии, формы выражения авторского сознания в лирике.

В методике изучения лирики особое место отводится выразительному чтению как органической части анализа текста. Рекомендуется также использование музыкальных произведений с целью воссоздать образ-переживание автора, мир чувств лирического героя. Многозначность слова в лирической поэзии требует внимания к его эмоциональному звучанию. Мелодия и ритм стиха воссоздаются в звучащем слове. В работе с учащимися старших классов на уроках лирики особенно важно соединить логическое и эмоциональное начала. Уроки литературы дают интересные формы перехода от образного строя произведения к системе теоретических понятий и обратно, но на новом, более высоком уровне.

Реша­ющее условие успешного изучения лирических произведений заключается в правильном, методически обоснованном выборе приемов анализа с учетом особенностей изучаемого произведе­ния.

Ритм, создавая общую эмоциональную окраску речи, позволяет ярче и полнее высту­пить его смысловому содержанию

Один из основных инструментов современного учителя – интонация. Разрабатывая методические аспекты выразительного чтения, педагоги опираются на работы К. С, Станиславского, Г. В. Артоболевского, В. Н. Аксенова и др. Выразительное чтение – основа всякого анализа литературы. С него должно начинаться текстуальное изучение всякого произведения. Этот элемент анализа невозможно заменить ни драматизацией, ни прослушиванием аудиозаписей с голосами авторов или артистов. Однако задача учителя заключается не только в том, чтобы самому овладеть техникой выразительного чтения: крайне важно, чтобы элементами выразительного чтения овладели ученики.

Выразительное чтение, помимо всех его учебных достоинств, важно для нас в широком педагогическом смысле. Чтение вслух, для класса, приучает к культуре выражения чувств, дает ученику радость эстетической формы переживания. Этот прием работы оказывается одним из путей к искусству общения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработан план уроков литературы по изучению содержания и анализа лирического произведения. В разработке учтены требования новой учебной программы (курикулума).

Mövzu: Bəxtiyar Vahabzadə. “Vətəndaş” – 3 saat

Birinci saat: Əsərin məzmunu üzrə iş

Standartlar

Təlim nəticələri

1.1.1. Heca vəznli şeirlərdə və süjetli bədii nümunələrdə (dastan, hekayə, mənzum hekayə) tanış olmayan sözlərin mənasını lüğətlərdən, sorğu kitablarından istifadə et­məklə aydınlaşdırır.

Şeirdə tanış olmayan sözlərin mənasını lüğətlərin köməyi ilə aydınlaşdırır.

1.1.5. Heca vəznli şeirlərdə, süjetli bədii nümu­nələrdə bədii təsvir və ifadə vasi­tələrini (epitet, təşbeh, mübaliğə, bədii sual, təkrir, litota ) müəyyənləşdirir.

Şeirdə bədii təsvir vasitələrini müəyyənləşdirir.

2.1.2. Bədii nümunələrlə bağlı fikirlərini mətndən nümunələr gətirməklə şərh edir.

Fikirlərini şeirdən nümunələr göstərməklə şərh edir.

2.2.1. Müzakirələrdə ədalətlilik və obyektiv­lik nümayiş etdirir.

Fərqli fikirlərə ədalətli, obyektiv münasibət nümayiş etdirir.

Dərsin gedişi

Ev tapşırığının yerinə yetirilməsi səviyyəsi fərqli yollarla (yazılı cavabların seçmə yola müzakirəsi, təqdimatlar və s.) müəyyənləşdirilir. Müəllimin müvafiq qiymətləndirmə meyarlarına müraciət etməsi məqsə­də­uyğundur.

Motivasiya, problemin qoyuluşu. Bu, fərqli vasitələrdən istifadə ilə həyata keçirilə bilər. Bunun üçün dərslikdəki suallardan da istifadə faydalıdır.

Fikir mübadiləsi prosesində şagirdlər tədqiqat sualının mü­əy­yənləşdirilməsinə cəlb olu­nur.

Müəllim üçün məlumat. Motivasiyanın yaradıl­ması­nın digər bir yolu əsərin məz­mu­nun­dan çıxış edərək “Azər­bay­can Respublikasının Dövlət Him­­­­ni”nin səsləndirilməsi ola bilər. Himn­­dən bir parçanın şagirdlərin ifa etməsi də mümkündür.

Tədqiqat sualı. Sizcə, həqiqi vətəndaş hansı hiss və arzularla yaşa­malıdır?

Fərziyyələr dinlənilir və ümumiləşdirilərək lövhədə qeyd olunur.

Tədqiqatın aparılması. Şeirdən bir parçanı ifadəli oxusu (bədii oxu ustasının ifasını, yaxud müəllimin nümunəvi oxusunu dinləməklə) həyata keçirilir. Sonra şagirdlər əsəri səssiz oxuyur, cütlük şəklində dərslikdəki “Oxuda aydınlaşdırın“ başlıqlı tapşırığı yerinə yetirirlər.

Şagirdlər cütlük şəklində dərs­lik­dəki suallara (Şeir kimə mü­­ra­ciətlə yazılıb? Şair kimi vətəndaş adlandırır?) cavab ha­zır­layırlar. Cavablar müsahi­bə­nin tətbiqi ilə müza­kirə olu­nur. Müəllimin təklifi növ­bəti tap­şırıq (parta yolda­şınızla bir­lik­də şeirin məzmununa aid iki sual tərtib edin və onlara cavab ha­zırlayın) yerinə yeti­rilir və mü­­zakirə olunur. Son­ra şagird­lər kiçik qruplarda əsərin məz­munu ilə bağlı tapşırı­qları (3-cü və 4-cü bənd­ləri) yerinə yeti­rir­lər.

Tapşırıqların icrasına ayrılan vaxt başa çatdıqdan sonra mə­lumat mü­badiləsi və müza­ki­rəsi aparılır. Qaza­nılmış bi­liklər üzrə fikir müba­diləsi və mü­­zakirəsi zamanı qrupların öz mü­lahizələrini şeirdən və hə­yatdan nümu­nələr gətirməklə əsas­lan­dır­malarına, öz təəssüratlarını mə­­nasını yeni öyrəndiyi sözlərdən istifadə ilə çatdırmalarına diqqət yetirilir.

Şifahi təqdimatla bağlı tapşırıq fərdi olaraq yerinə yetirilir. Bir neçə təqdimat dinlənilir və onlara münasibət bildirilir.

Qiymətləndirmə. Formativ qiymətləndirməni müəyyənləşdirilmiş meyarlar əsasında aparmaq məqsədəuyğundur.

Qiymətləndirmə meyarları:

III səviyyə

Şeirdə tanış olmayan sözlərin mənasını lüğətlərdən istifadə etməklə aydınlaş­dırmaqda çətinlik çəkir.

Şeirdə tanış olma­yan sözlərin mə­nasını lüğət­lər­dən müəl­limin kö­məyi ilə aydın­laşdırır.

Şeirdə tanış olmayan sözlərin mətnə uy­ğun mənasını lüğət­lərdən aydın­laş­dır­maqda bəzən çə­tinlik çəkir.

Şeirdə tanış olmayan sözlərin mənasını lü­ğət­lərdən istifadə etməklə dəqiq aydınlaşdırır.

Bədii təsvir vasitə­lərini müəyyənləş­dirməkdə çətinlik çəkir.

Bədii təsvir va­sitələrini suallar verməklə müəy­yənləşdirir.

Bədii təsvir vasitə­lərini müəy­yən­ləşdirməkdə bəzən çətinlik çəkir.

Bədii təsvir vasitələrini tam əhatə etməklə müəyyənləşdirir.

Şeirlə bağlı fikir­lərini mətndən nümu­nələr gətir­məklə şərh etməkdə çətinlik çəkir.

Şeirlə bağlı fikir­lərini müəllimin köməyi ilə mətn­dən nümu­nələr gətirməklə şərh edir.

Şeirlə bağlı fikir­lərini mətndən bəzi məqamlarda müva­fiq nümunələr gətir­məklə şərh edir.

Şeirlə bağlı fikirlərini mətndən ardıcıl olaraq müvafiq nümunələr gətirməklə şərh edir.

Fərqli fikirlərə mü­nasibətdə əda­lətlilik və obyek­tiv­lik nü­mayiş etdirməkdə çətinlik çəkir.

Fərqli fikirlərə münasibətdə bəzən ədalətlilik və obyektivlik nümayiş etdirir.

Fərqli fikirlərə münasibətdə əksər məqamlarda əda­lətlilik və ob­yek­tivlik nümayiş etdirir.

Fərqli fikirlərə münasibətdə ardıcıl olaraq ədalətlilik və obyektivlik nümayiş etdirir.

Müəllim dərslikdəki “Evdə iş” başlıqlı tapşırığın evdə yerinə yetirilməsini şagirdlərə xatırladır.

Mövzu: Bəxtiyar Vahabzadə. “Vətəndaş” – 3 saat

İkinci saat: Təhlil üzrə iş

Standartlar

Təlim nəticələri

1.2.3. Bədii nümunələrdə təsvir və ifa­də vasitələrinin (epitet, təşbeh, mü­ba­liğə, bədii sual, təkrir, litota) ro­lunu aydın­laş­dırır.

Əsərin təsir gücünün artmasında bədii təsvir və ifadə vasitələrinin rolunu aydınlaşdırır.

1.2.4. Bədii nümunələrin mövzusunu, ide­ya­sını və başlıca problemini şərh edir, əsas­landırılmış münasibət bil­di­rir.

Şeirin ideyasını şərh edir, əsaslandırılmış münasibət bildirir.

2.1.2. Bədii nümunələrlə bağlı fikir­lərini mətndən nümunələr gətirməklə şərh edir.

Fikirlərini şeirdən nümunələr gətirməklə şərh edir.

2.2.1. Müzakirələrdə ədalətlilik və obyek­tivlik nümayiş etdirir.

Fərqli fikirlərə ədalətli, obyektiv münasibət nümayiş etdirir.

Dərsin gedişi

Ev tapşırığının yerinə yetirilməsi səviyyəsi təqdi­mat­lar, müzakirə əsasında müəyyən­ləş­dirilir.

Müzakirə tədqiqat sualının formalaş­dırılmasına imkan yaradır.

Tədqiqat sualı. Sizcə, vətəndaş adlanmaq üçün insan hansı keyfiyyətlərə malik olma­lıdır?

Fərziyyələr dinlənilir və lövhədə qeyd olu­nur.

Tədqiqatın aparılması məqsədilə dərslikdəki “Əsərlə bağlı açıq­la­malar” mətninə mənbə kimi müraciət olunması, “Fikirləşin. Cavab verin” başlıqlı suallardan istifadə edilməsi məqsə­dəuyğundur.

Müəllim şagirdlərə müraciət edir: Əsərin məzmununu əhatəli öyrən­misiniz. Amma şeir­dəki başlıca fikri – ideyanı, eləcə də, digər mü­hüm məsələləri aydınlaşdırmaq və dəyər­ləndirmək üçün araş­dır­manızı da­vam etdirməlisiniz. İndi tanış olacağınız mətn tap­şırıqların icrasında bir mənbə kimi yardımçınız olacaqdır.

Şagirdlər “Əsərlə bağlı açıqla­malar” mətni ilə tanış olurlar.

Şagirdlərə kiçik qruplarda işləmək üçün “Araşdırın. Fi­kir­ləşin. Cavab verin” tapşırı­ğın­da­kı suallar əsasında tərtib edil­miş iş vərəqləri verilir.

Bu sualla əlaqədar şagirdlərin ədə­biyyat dərslərində öyrən­dik­ləri əsərlər (“Azərbaycan”, “Odlu qılınc”, “Azad”), eləcə də, əvvəl­ki siniflərdə oxuduqları, müs­təqil mütaliə etdikləri əsər­lərlə mü­­qa­­yisə aparmaq imkanı var­dır. Tap­­şırığın bir variantı da Venn diaqramı üzrə iş də ola bilər. Tapşırıq kiçik qrupların əsə­rin ideyasını – müəllif niy­yə­tini düzgün müəyyən­ləş­dirməsi ilə yanaşı, öz fikirlərini əsərdən nü­munələr gətirməklə əsaslan­dır­ma­larını nə­zərdə tutur.

Məlumat mübadiləsi və mü­za­kirəsi zamanı qrupların öz mü­lahizələrini əsərdən, eləcə də həyatdan nümunələr gətirməklə əsas­landırmalarına diqqət yetirilir. Sərbəst fikir mübadiləsi, fərqli fikir­lərin müzakirəsinə şərait yaradılır.

Söylənilən fikirlər şagirdlərin fəallıq və müstəqilliyi şəraitində ye­kun­laşdırılır, dərsin əvvəlində söylənilmiş fikirlər, fərziyyələrlə mü­qayisə əsasında tədqiqat sualı ilə bağlı nəticə çıxarılır.

Qiymətləndirmə. Formativ qiymətləndirməni müəyyənləşdirilmiş me­yarlar əsasında aparmaq məqsə­də­uyğundur.

2. Эмоциональный характер восприятия лирики учащимися различных возрастов.

3. Методические пути и приемы подготовки учащихся к восприятию лирических произведений.

4. Пути вовлечения учащихся в процесс сопереживания.

5. Сохранение эмоционально-образного воздействия лирических произведений при их анализе.

6. Анализ лирических произведений.

7. Использование других видов искусства при изучении лирических произведений.

Ключевые слова: родовая и жанровая специфика, образность поэтической речи, поэтический синтаксис, ритмические особенности стиха, ритмичность, выразительность и многозначность слова, законы художественной структуры произведения, родовые границы, переживание, лирика,.



Последовательность беседы подводит учащихся к пониманию пушкинской мысли те открытия, которые ученики совершают в процессе анализа произведения заранее запрограммированы учителем. Но сам ход беседы таков, что пробуждает мыслительную и эмоциональную активность учащихся, не разрушая личного отношения к стихотворению.

Изучение лирики в старшем звене (лицеях и колледжах) школы.В старшем звене все линии в анализе лирики сохраняются, но усложняется литературный материал, серьезнее становятся теоретические вопросы, раскрывающие ученикам сущность поэзии как особого рода литературы. Если в 5-7 классах в центре разбора находилось отдельное стихотворение в его внутренней целостности, то в старшем звене обучения стихотворения рассматривается не замкнуто, а в контексте творчества поэта и отчасти в историко-литературной перспективе. Каждое лирическое стихотворение вписывается в творчество художника и позволяет открыть ту или иную грань его поэтического мира. Осуществить это бывает порой нелегко, и особенные трудности вызывает изучение лирики в 9 классе, когда учащиеся читают Пушкина, Лермонтова. Лирическое творчество этих поэтов адресовано зрелому сознанию, и подростки не всегда готовы к восприятию тех сложных душевных переживаний и философских открытий, с которыми они встречаются в поэзии классиков.

2. Определите настроение, каким окрашена каждая картина воспоминания.

3. Как будет меняться характер, темп вашего чтения от начала к концу стихотворения? Какие слова и мысли вы интонационно выделите как особенно важные, значительные?

Освоение теоретических знаний о стихе.Для того чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэзию, нужно обладать некоторыми теоретико-литературными знаниями. Они должны охватить три основных раздела: 1) образность поэтической речи (и вообще язык поэзии), 2) поэтический синтаксис и 3) стихосложение (ритмические особенности стиха).

Освоение этих знаний всегда идет, как бы, по двум линиям при чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу вопросов, связанных со стихом. В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобретает определенную завершенность в Х классе, к концу школьного обучения литературе. Излишне раннее введение сложных понятий, таких, например, как лирический герой, система стихосложения и т.д., не приносит пользы и не усваивается учениками по-настоящему, даже если они умеют оперировать ими в своих ответах. Начинать освоение теоретических знаний о стихе следует с элементарных понятий в такой примерно последовательности:

V-VI классы - многозначность поэтического слова, сравнения, олицетворения в поэзии;

VII-VIII классы - образность поэтической речи, эпитет, метафора; двухсложные размеры стиха;

IХ класс - поэтическая образность как проявление стиля, представление о романтическом и реалистическом стиле в лирике;

В старшем звене обучения- поэтический синтаксис, поэтическая интонация, трехсложные размеры стиха; ритмическая структура стиха, система стихосложения в русской поэзии. Формы выражения авторского сознания в лирике (образ автора, лирический герой и т.д.).

План:

1. Специфика лирики как рода литературы.

2. Эмоциональный характер восприятия лирики учащимися различных возрастов.

3. Методические пути и приемы подготовки учащихся к восприятию лирических произведений.

4. Пути вовлечения учащихся в процесс сопереживания.

5. Сохранение эмоционально-образного воздействия лирических произведений при их анализе.

6. Анализ лирических произведений.

7. Использование других видов искусства при изучении лирических произведений.

Ключевые слова: родовая и жанровая специфика, образность поэтической речи, поэтический синтаксис, ритмические особенности стиха, ритмичность, выразительность и многозначность слова, законы художественной структуры произведения, родовые границы, переживание, лирика,.

Последовательность беседы подводит учащихся к пониманию пушкинской мысли те открытия, которые ученики совершают в процессе анализа произведения заранее запрограммированы учителем. Но сам ход беседы таков, что пробуждает мыслительную и эмоциональную активность учащихся, не разрушая личного отношения к стихотворению.

Изучение лирики в старшем звене (лицеях и колледжах) школы.В старшем звене все линии в анализе лирики сохраняются, но усложняется литературный материал, серьезнее становятся теоретические вопросы, раскрывающие ученикам сущность поэзии как особого рода литературы. Если в 5-7 классах в центре разбора находилось отдельное стихотворение в его внутренней целостности, то в старшем звене обучения стихотворения рассматривается не замкнуто, а в контексте творчества поэта и отчасти в историко-литературной перспективе. Каждое лирическое стихотворение вписывается в творчество художника и позволяет открыть ту или иную грань его поэтического мира. Осуществить это бывает порой нелегко, и особенные трудности вызывает изучение лирики в 9 классе, когда учащиеся читают Пушкина, Лермонтова. Лирическое творчество этих поэтов адресовано зрелому сознанию, и подростки не всегда готовы к восприятию тех сложных душевных переживаний и философских открытий, с которыми они встречаются в поэзии классиков.

2. Определите настроение, каким окрашена каждая картина воспоминания.

3. Как будет меняться характер, темп вашего чтения от начала к концу стихотворения? Какие слова и мысли вы интонационно выделите как особенно важные, значительные?

Освоение теоретических знаний о стихе.Для того чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэзию, нужно обладать некоторыми теоретико-литературными знаниями. Они должны охватить три основных раздела: 1) образность поэтической речи (и вообще язык поэзии), 2) поэтический синтаксис и 3) стихосложение (ритмические особенности стиха).

Освоение этих знаний всегда идет, как бы, по двум линиям при чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу вопросов, связанных со стихом. В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобретает определенную завершенность в Х классе, к концу школьного обучения литературе. Излишне раннее введение сложных понятий, таких, например, как лирический герой, система стихосложения и т.д., не приносит пользы и не усваивается учениками по-настоящему, даже если они умеют оперировать ими в своих ответах. Начинать освоение теоретических знаний о стихе следует с элементарных понятий в такой примерно последовательности:

V-VI классы - многозначность поэтического слова, сравнения, олицетворения в поэзии;

VII-VIII классы - образность поэтической речи, эпитет, метафора; двухсложные размеры стиха;

IХ класс - поэтическая образность как проявление стиля, представление о романтическом и реалистическом стиле в лирике;

В старшем звене обучения- поэтический синтаксис, поэтическая интонация, трехсложные размеры стиха; ритмическая структура стиха, система стихосложения в русской поэзии. Формы выражения авторского сознания в лирике (образ автора, лирический герой и т.д.).

Читайте также: