Составить план разработку урока с использованием технологии коллективной познавательной деятельности

Обновлено: 07.07.2024

- Расскажите о своём настроении одним словом. Какое оно?

- Кто назвал, тот готов к уроку. Можем начинать.

а) На доске написаны числа: 1.234 35.678 987.985. 23.490

- Прочитайте числа (учащиеся читают числа по очереди)

- Решите, какое из этих чисел пятизначное?

- Обсудите этот вопрос .

Дети обсуждают. Педагог руководит процессом.

б) Учитель записывает на доске примеры: 45678 2056

Задача учащихся решить примеры поэтапно. Один ученик выполняет сложение единиц, другой десятков. Остальные следят за работой друг друга. Кто не согласен с получаемыми результатами, тот поднимает руку. Затем озвучивает найденные ошибки.

в) На доске примеры, записанные в столбик: 234786 + 218450 3211 – 2008

Задание: решить совместно, кто будет выполнять сложение / вычитание единиц, десятков, сотен. Выполнить заданные действия поэтапно.

Учитель контролирует процесс, оказывает организующую, стимулирующую помощь

г) Учитель читает задачу: в новом квартале построили три дома. В первом доме проживает 985 жильцов, во втором доме на 1.230 жильцов больше, чем в первом. В третьем доме, столько, сколько в первом и втором доме вместе. В каком доме живёт больше всего людей?

Учащиеся составляют краткое условие.

Совместный анализ условия и решение задачи

3. Подведение итогов:

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Какие задания было трудно делать?

- Что показалось лёгким?

- Скажите, какие трудности вызвало обсуждение заданий?

- Почему так сложно договориться?

- Что мешало понять друг друга

Сейчас нам трудно общаться, договариваться, вместе решать задачи, но этому можно научиться. На следующем уроке мы узнаем, как это сделать.

4. Организационное окончание урока

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

с использованием технологии

коллективной организации учебной деятельности

Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления знаний

Задачи: 1. Образовательные

- актуализировать представления учащихся о числовом ряде в

пределах 1 миллиона, нумерации многозначных чисел;

- закрепить умение выполнять письменное сложение и вычитание

- развитие и коррекция внимания;

- совершенствование операций мыслительной деятельности (анализ,

- формирование умения работать по алгоритму;

- совершенствование культуры и техники общения (спросить, обсудить,

придти к единому решению);

- развитие навыка работы в коллективе, используя правильные и

продуктивные стереотипы общения;

- формирование чувства ответственности;

- Ребята, здравствуйте! Как ваше настроение?

- Охарактеризуйте его подходящим прилагательным.

если много негативных определений, педагог должен постараться поднять настроение учащихся, улучшить их настрой.

- Теперь можно начинать наш урок.

а) Задание: обсудите вместе, какие числа мы называем многозначными. Решите, кто будет отвечать.

Затем педагог выслушивает ответ.

- Вы согласны со сказанным ответом? (если нашлись, дети, которые не согласны, надо акцентировать их внимание на то, что решение принималось вместе, и надо было участвовать в обсуждении).

б) Придумайте любые четырёхзначные, пяти и шестизначные числа. Решите, кто какие числа придумывает.

Педагог, следит за тем, чтобы обсуждение не сопровождалось агрессией.

  1. Помни, вы решаете общую задачу
  2. Вам необходимо правильно решить её
  3. Уважайте друг друга
  4. Всегда объясняй, почему ты так думаешь
  5. Не перебивайте друг друга
  6. Хочешь сказать – подними руку или извинись
  7. Кричать и драться нельзя

Учащиеся читают памятку, учитель задаёт вопросы на понимание смысла указанного

Затем учитель предлагает внести какие-либо свои пункты, которые отражают особенности данного коллектива и актуальны для него.

г) учащимся предлагается, пользуясь правилами, обсудить следующую учебную задачу.

Решить примеры на карточках на сложение и вычитание в столбик. сейчас учитель вмешивается только тогда, когда явно нарушаются правила ведения дискуссии. Напоминает об этом. Нарушившим ученикам выдаёт красный жетон.

Далее проверяется правильность решения примеров.

Подсчитывается количество красных жетонов.

- Почему вы получили столько жетонов?

- Какие правила сложно соблюдать? Почему?

д) Составьте задачу к одному из решённых примеров. Решите, про что она будет. Постарайтесь соблюдать правила.

- Кто будет отвечать? Обсудите

Педагог также следит за дисциплиной. Затем проверяет правильность составленной задачи.

- Что сейчас было трудно делать?

4. Подведение итогов:

- Сегодня на уроке мы познакомились с правилами. Перечислите их.

- Зачем ими пользоваться?

Вместе работать легче только при условии соблюдения этих правил. На следующих уроках вы будете работать самостоятельно.

5. Организационное окончание урока.

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

с использованием технологии

коллективной организации учебной деятельности

Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления знаний

Задачи: 1. Образовательные

многозначных чисел на однозначное;

- развитие и коррекция внимания;

- совершенствование операций мыслительной деятельности (анализ,

- формирование умения работать по алгоритму;

- совершенствование культуры и техники общения (спросить, обсудить,

придти к единому решению);

- развитие навыка работы в коллективе, используя правильные и

продуктивные стереотипы общения;

- формирование чувства ответственности;

ход урока (урок 35 минут)

1 этап. Формирование команды (3 минуты)

- Почему выбрали такое название?

- Каков настрой на занятие?

2 этап: Инструкция (3-4 минуты)

Учитель: «Сейчас я выдам карточки с заданиями. которые необходимо выполнить за этот урок. Вы можете выполнять их в любом порядке. Помните, что в конце занятия, надо защитить проделанную работу.

А теперь, решите, кто будет записывать ответы.

3 этап: Решение учебной задачи (20 минут)

На данном этапе учитель наблюдает за детьми. если происходит нарушения дисциплины, или учащиеся перебивают друг друга в некорректной форме, то педагог раздаёт красные жетоны и напоминает о правилах общения.

Учитель предлагает способы решения разногласий. Например, голосование, дополнительная аргументация.

Здесь важна коррекция поведения, а не проверка правильности выполнения учебной задачи.

Учитель использует правило 2х подсказок

3 карточка «Составить задачу, которая решается с помощью предыдущих

4 этап. Защита работы (3 минуты)

Далее заслушиваются ответы, ученик рассказывает, как шёл процесс решения.

5 этап. Итоги и оценки (3 минуты)

Учитель резюмирует результаты работы детей по следующим направлениям:

- наличие ошибок в ответе защищающего;

- качество ответа защищающего (грамотность речи, активность, старательность);

- качество работы команды, подсчитываются жетоны (сплочённость, умение

договариваться, желание помогать друг другу);

- ответы на вопросы учащихся, касающиеся их работы или содержания учебной задачи;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ульяновский педагогический колледж №4

ПРОЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ

Студентка 33 группы

Матысюк Инна Александровна

ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ

I. Оргмомент

Раз, два – выше голова,
Три, четыре – плечи шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Актуализация опорных знаний

А какой урок у нас начинается?

Правильно, урок русского языка.

Откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа.

Выделим все известные нам орфограммы. (Один ученик комментирует выполнение работы, объясняя встретившиеся орфограммы.)

a. Минутка чистописания

Посмотрите внимательно на записанные нами слова. В одном из этих слов есть буква, которая встречается в нём 2 раза. В 1 слоге и последнем. В первом слоге она обозначает 1 звук, а в последнем слоге она обозначает 2 звука. Что это за буква? (Е)

Вспомним, как пишется буква “Е”. Из скольких элементов она состоит?

(Заглавная буква “Е” состоит из 2 элементов, а строчная буква “Е” состоит из одного элемента)

Начинаю писать чуть ниже верхней линии строки. Пишу маленький полуовал, затем большой полуовал, среднее соединение и начинаю писать строчную букву. Выполняю верхнюю петельку и веду вниз наклонную линию с закруглением вправо.

Посмотрите внимательно на доску и в тетрадь. Перед вами цепочка. Определите последовательность написания букв в этой цепочке.

Еес Ееу Еещ Еее ….

(Первые две буквы повторяются, а последние буквы, если соединить вместе образуют слово “СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ”)

Какую букву надо дописать в мою группу?

Запишите эту цепочку самостоятельно.

Написание, какой буквы мы повторили сегодня на минутке чистописания? Ещё раз вспомним всё, что мы знаем об этой букве.

(Гласная буква “Е” может обозначать один звук Э, когда стоит после согласной буквы, а может обозначать два звука Й/Э, когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков.)

b. Формулирование темы и цели урока

Как вы думаете, почему на минутке чистописания мы встретили слово “существительное”?

Определите тему и цель нашего урока.

Итак, тема нашего урока – имя существительное. Наша цель сегодня повторить всё то, что мы о нём узнали.

c. Словарная работа

Знакомство со словарным словом

Какие ещё буквы могут также как и буква “Е” обозначать два звука и один звук? Уберите эти буквы из строчки, и у вас получится новое словарное слово, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.

Что за слово спряталось? Что оно обозначает?

Пальто – верхняя одежда, обычно ниже колен. Слово заимствовано из французского языка. Во французский язык попало из латинского. Произошло от латинского слова ПАРРА – “верхнее платье”.

Запись в тетрадь нового словарного слова

Запишите с красной строки слово “пальто” один раз. Поставьте ударение. Выделите опасное место.

Запись в тетрадь словосочетаний

Придумайте словосочетания с этим словарным словом.

Это слово всегда стоит в единственном числе, оно не склоняется и всегда пишется одинаково. Запишем в тетрадь после запятой словосочетание:

два пальто, говорить о пальто.

Обобщение знаний о новой группе словарных слов

Сколько словарных слов мы уже изучили? Прочтём их ещё раз, так как они написаны.

III. Закрепление изученного материала

a. Обобщение знаний об имени существительном

Что общего у всех этих словарных слов? (Все словарные слова являются именами существительными.)

А что такое имя существительное?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вот я сейчас посмотрю, как быстро вы можете находить имена существительные. Если я произнесу имя существительное, то вы хлопаете в ладоши, если другую часть речи, то вы подпрыгиваете.

ДОМ, КРАСИВЫЙ, МАЛЬЧИК, ИГРАЕТ, ШКОЛА, ДОБРЫЙ, УЧЕНИК, КОШКА, ОКНО, ПОЁТ, ДЕВОЧКА.

b. Число имён существительных

Молодцы! Справились с моим заданием. А что ещё вы знаете об имени существительном?

(Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, могут изменяться по числам.)

Когда имя существительное употребляется во множественном числе? А когда в единственном числе?

Самостоятельное изменение слов и запись в тетрадь

Самостоятельно измените слова записанные на доске, поставив их во множественное число и запишите их в тетрадь с “красной” строки через запятую.

Дома, мальчики, кошки, окна, девочки.

c. Орфографическая минутка

В каких словах встретились орфограммы? Что это за правила?

Когда необходимо писать мягкий знак между согласными? Какую роль он выполняет в словах? Почему в слове “девочка” мы мягкий знак писать не стали?

Взаимопроверка

Поменяйтесь тетрадями в парах и выполним взаимопроверку.

c. Обобщение знаний о родственных словах

Понятие “родственные слова”

Что можно сказать о словах “девочка” и “девочки”?

Можно ли эти слова назвать родственными? Почему?

Правильно это не родственные слова это одно и тоже слово, но которое стоит в разных числах. В первом случае в единственном числе, а во втором случае во множественном числе.

Поиск родственных слов

Найдите среди 2 групп слов, ту группу, которая содержит родственные слова.

Итак, ребята, не путайте родственные слова с разными формами одного итого же слова. Это очень сложное задание и мы будем ещё не раз возвращаться к нему.

c. Род имён существительных

Обобщение знаний о роде имён существительных

А на какие 3 группы можно разделить все имена существительные? Какие существительные относятся к женскому роду, мужскому роду, среднему роду?

Работа по группировке существительных

Возьмите круг-сигнал покажите нужный цвет, соответствующий м.р., ж.р., ср.р.

(Дети показывают правильный цвет, а учитель прикрепляет слово в нужную группу.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

f. Взаимодиктант

Берем ручки в руки, ваш сосед по парте читает вам существительные, а вы записываете его, разделяя на слоги. Далее мы меняется. После каждый из вас проверяет тетрадь соседа.

№ 1 . Стройка, волейбол, прутья,

Ульяна, жильё, зайчата, воробьи,

перья, майка, поют.

№ 2 . Вьюга, майский, Илья,

семья, чайник, друзья, сучья, льют,

IV. Домашнее задание

Молодцы! Ребята, а как вы думаете, мы сегодня хорошо работали на уроке? Ваше домашнее задание на доске. Вам надо будет списать стихотворение. Найти и подчеркнуть имена существительные во множественном числе одной линией. А чтобы вы не ошиблись, мы сейчас устно выполним это упражнение. Я читаю строчку, а вы, если услышите существительное во множественном числе, хлопайте в ладоши.

Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте ещё раз вспомним, какая тема сегодняшнего урока? Какие цели мы ставили перед собой? Смогли мы повторить всё, что знали и изучали об имени существительном? Всё ли вы запомнили?

Нажмите, чтобы узнать подробности

познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умения структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

коммуникативные: умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами русского языка.

Развивающая – способствовать развитию логического мышления (умения сравнивать, делать выводы и классифицировать), познавательной активности, умения работать в парах;

Воспитывающая – прививать навыки самостоятельной работы; воспитывать умение высказывать личное мнение и прислушиваться к мнению другого.

Используемая технология: коллективный способ обучения.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, система электронного голосования verdict, листы с опорными конспектами, листы с заданиями для проверочной работы.

I. Организационный момент

Проверяют готовность к уроку

Ii. Актуализация опорных знаний.

– перед вами компьютер. Посмотрите на доску. Что вы видите?

– фотографию пк
и схему состава пк.

На интерактивной доске фотография пк и схема состава пк.

– чем фотография и схема являются по отношению к реальному объекту – компьютеру?

– одинаковые ли это модели?

– как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

– о различных моделях.

Слушают учителя, записывают тему урока в терадь.

Запись темы урока.

– на прошлом уроке вы познакомились с понятием модель. Вспомните это понятие.

модель – это некий новый объект, который отражает некоторые существенные свойства изучаемого явления или процесса.

– предлагаю с помощью программы verdict проверить готовность к изучению нового материала.

Отвечают на вопросы.

Фамилия ученика, первым правильно ответившего на вопросы, будет показана на экране.

1) урок – это модель обучения?

2) записанное в тетради решение задачи – это модель задачи?

3) формула s = v · t – это модель скорости?

5) школьная доска – это модель плоскости?

6) ксерокопии страниц книги – это модель книги?

7) рабочий стол пк – это модель личного информационного пространства человека?

– что объединяет эти вопросы? Предлагаю в парах обсудить это.

– практически все
из предложенных объектов являются моделями.

– поднимите руки та пара, у членов которой совпали мнения и это мнение после нашего обсуждения подтвердилось.

Осуществляют рефлексию деятельности.

– значит, о чем мы будем говорить на уроке?

– о видах моделей.

– как вы думаете, какова будет цель урока?

– познакомиться с видами моделей

– верно, цель нашего урока – познакомиться с основными видами моделей

Iii. Формирование новых знаний.

– совершим путешествие на планету информатику в океан моделирования. На карте представлены два архипелага, то есть две группы островов. Отправимся в путешествие по ним.

На интерактивной доске: географическая карта с изображением двух групп островов (на каждом острове – гиперссылка на соответствующие страницы).

– что изображено на второй картинке?

– вулкан – модель вулкана.

– корабль – модель корабля.

– что изображено на третьей картинке?

– атом водорода – модель атома водорода.

– как видите, здесь есть и большие, и маленькие объекты. Существуют ли для них модели?

– какой вывод вы можете сделать?

– модели существуют и для больших, и для маленьких объектов.

Свободные высказывания учащихся.

– и черепаху, и гепарда можно представить в ви-де материальной точки. Какой вывод сделаете?

– для различных процессов могут быть одинаковые модели.

– это модели, которые использует человек.

– чем модель атома, рассмотренная в первом фрагменте, может помочь человеку? Какой сделаете вывод?

– существуют модели, создавая которые человек может исследовать различные свойства объекта.

(на доске шторкой закрыта заполненная схема.)

– сравните в парах полученные результаты.

Выполняют самостоятельную работу в опорных конспектах (вписывают номер изображения в соответствующий столбец).

– по каким признакам вы распределили эти объекты?

– распределили объекты по внешним признакам.

– какой вывод можете сделать о том, когда используются образные информационные модели?

– образные информационные модели используются тогда, когда необходима классификация по их внешним признакам.

– эти модели объединяет использование в них знаков.

– при создании этих видов моделей используются графические объекты и текст.

– является ли текст знаковой моделью? Почему?

– текст является знаковой моделью, потому что каждый символ (буква или цифра, знак препинания) является знаком.

– как называется остров, на котором используются и графические объекты, и знаковые модели?

– как вы думаете, кубик рубика можно поселить на этот остров?

– нет, потому что он состоит не из таблицы.

– сравните в парах полученные результаты. Поднимите руки, у кого они совпали.

Заполняют схему.

Сравнивают в парах.

– посмотрите на схему, представленную на доске. В ней один блок не заполнен. Как вы думаете, что необходимо в него вписать?

– какие виды моделей существуют?

– какие типы материальных моделей сущест-вуют?

– какие типы информационных моделей существуют?

– материальные и информационные.

Отвечают на вопросы учителя.

– как вы думаете, составленная на уроке схема является моделью знаний?

– обоснуйте свой ответ

Высказывания учащихся

Iv. Итог урока.

– наше путешествие в океане моделирования подходит к концу. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока. Ответить на вопрос, достигли ли мы ее, мы сможем после работы с программой verdict.

Возьмите в руки пульты и ответьте на вопросы:

– как вы думаете, над чем еще нужно поработать?

Свободные высказывания учащихся.

– я, например, себе сформулировала такой вопрос, над которым предлагаю и вам подумать: настенные часы – это модель времени?


В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Направления по реализации игровых приемов

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Цели игровых технологий

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

дидактических ( познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игры обеспечивают эмоциональное воздействие, активизируют резервные возможности личности. Они облегчают овладение знаниями, навыками и умениями, способствуют их активизации, создают учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Игры дают возможность моделировать реальную жизнь, в ходе которой ее участники ведут напряженную умственную работу, производят более интенсивный обмен идеями, информацией, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.

Приобретаемые в процессе деловой игры практические навыки, позволят специалисту избежать ошибок, которые возможны при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.

Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, тренировать как отдельных людей, так и целую команду. Учить быть командой.

ПЛАН УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ:

Тип урока: Комбинированный с элементами игровых технологий.

Образовательная:

-сформировать у учащихся умение и навыки: работы в команде; поиска в печатных изданиях и конспектах необходимой информации; умение применить свои знания и умения на практике.

Воспитательная:

- воспитывать аккуратность, внимательность, усидчивость и дисциплину на уроке

-способствовать развитию самостоятельности мышления по применению знаний

-воспитывать организованность, уверенность себе, самостоятельность, ответственность, умение работать в команде.

Развивающая: Развивать у учащихся способность применять полученные знания, технологическое мышление и память;

- развить познавательный интерес к теоретическим знаниям .

ОСНАЩЕНИЕ УРОКА

Материальная база урока:

ХОД УРОКА

1. Организационная часть урока (подготовка к уроку, отметка отсутствующих в журнале,): проверил наличие обучающихся, отметил в журнале и сообщил цель занятия и ход урока.

2 . Вступительное слово: «Сегодня мы с вами проведем урок виде игры. Урок будет разбит на 2 этапа:

1 Этап вспомним пройденную тему.

2 Этап практический

-Группа будет разбита на две команды,

-Зачитаем правила игры,

-Подведем итоги , разберем ошибки, выставим птметки.

Оценочная таблица при подведении итогов.

НО ПРИ УСЛОВИИ: в чертеже нет ошибок!

Можно использовать в последующих играх , либо увеличить свою отметку на один балл за работу на уроке , либо за выполненное Д/З

Игровая деятельность очень важна в учебном процессе, так как учащийся – личность, ему необходима разносторонняя деятельность. Игра – это естественная и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как учащимся удобно и естественно его взять.

Игровые технологии занимают достойное место среди других педагогических технологий, они позволяют формировать новые знания, умения, навыки, мыслительные и творческие способности. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для учащихся, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Игровая деятельность дает возможность создать и сплотить коллектив, а так же меняет взаимоотношения между учителем и учащимися, они больше понимают друг друга, а их отношения строятся на взаимопонимании и уважении друг к другу.

Таким образом, цель, поставленная в начале урока, была достигнута, а задачи решены.

При подготовке игровых уроков использовались материалы c cаййтов:

Описание учебно-игровых занятий.

-Класс делится на две команды.

-Начинают первыми те , кто первым придумал название команды.

-Получившие более 5ти гвоздей могут поделится лишними с своей командой .

-Класс делится на две команды

-Каждая команда садится в круг, за парты (парты заранее выставляются, образуя два круга, либо два квадрата.)

-У всех учасников должны быть карандаши М – ТМ – Т илинейка.

-Каждой команде выдается один лист формата А4 и дается задание учителем :

-Каждый участник команды ,в порядке очереди, передовая после себя следующему по часовой стрелке, чертит одну из линий . И так , пока чертеж не будет завершон.

-Каждые две ошибки это минус 1 балл.

-правильное выявление крота это плюс 1 балл

-Первый этап проверки задания ложится на команду соперников (происходит обмен чертежами.

-при проверке , каждая команда ,нашедшая у соперников две ошибки , получает себе дополнительный 1 балл (как-бы забирая его у команды соперника)

-На школьной доске (или на стене) вывешиваются картинки с изображением инструментов и приспособлений , по пройденной теме.(в одну линию по горизонтали)

-Класс делится на две команды.

-Команды, встают по обе стороны доски ,в очередь (друг за другом)

-Кто выйграл, тот первым называет инструмент ,изображение которого весит первым с его стороны.

-Если инструмент назван правильно, в игру вступает первый в очереди команды соперникаи называет инструмент изображенный с его стороны .

-Если инструмент назван не правильно одним из игроков , то он встает в конец своей очереди , а команда противника называет сразу два изображенных со своего конца инструмента.

-Кто проиграл , встает в конец очереди . А его команда начинает называть изображения с самого начала. При этом победившая команда продолжает движение по картинкам дальше (в сторону противника)

Побеждает тот , кто назвал все картинки от начала до конца.

-Класс делится на две команды.

-Начинают первыми те , кто первым придумал название команды.

-Первые начинают называть одну из деталей станка ( первый человек одной команды) , потом, первый в очереди другой команды, должен произнести свое и так , пока не перечислят все (например детали токарного станка для обработки древесины СТД-120М, либо токарно-винторезный станок ТВ-6, возможно устройство горизонтально-фрезерного станка НГФ-110Ш)

-Тот учасник, который не может продолжить перечисление , встает в конец очереди а следующий за ним продолжает игру.

-При выбывании одного соперника , команда победитель получает 1 балл за каждую победу.

-Игра заканчивается при перечислении всех деталей без повторения.

-Считается, что игрок ответил правильно, лишь тогда, когда он назвал новую (еще не названную деталь.

-Команда победителей также как и побежденных может использовать свои заработанные баллы , повысив будущие оценки за работу на уроке . Но не более одного раза каждый учасник команды.

-Класс делится на две команды.

-Команды показывают друг другу по очереди изображение инструнента или детали.

-Команда соперника должна сообщить название данного предмета и рассказать где и для чего он используется.

-При полном ответе на вопрос , команда получает свой 1балл

-Если команда показавшая картинку может дополнить сказанное , то она получает 0,5 балла.

-Команда победителей также как и побежденных может использовать свои заработанные баллы , повысив будущие оценки за работу на уроке . Но не более одного раза каждый учасник команды.

Приложение №2

Человек играет только тогда,

когда он в полном значении слова человек,

и он бывает вполне человеком лишь тогда,

когда он играет.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсифика-цию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освое-ния понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

В отличие от игр вообще педагогическая игра облада-ет существенным признаком -- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим ре-зультатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помо-щи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учеб-ной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направле-ниям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в каче-стве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Спектр целевых ориентации:

- Дидактические: расширение кругозора, познаватель-ная деятельность; применение ЗУН в практической дея-тельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие обще-учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих устано-вок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общитель-ности, коммуникативности.

- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные реше-ния; развитие мотивации учебной деятельности.

- Социализирующие: приобщение к нормам и ценнос-тям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий

* Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, само-регуляции, самореализации.

* Игра -- форма психогенного поведения, т.е. внут-ренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).

* Способность включаться в игру не связана с возрас-том человека, но в каждом возрасте игра имеет свои осо-бенности.

* Содержание детских игр развивается от игр, в кото-рых основным содержанием является предметная дея-тельность, к играм, отражающим отношения между людь-ми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми

Предметные развивающие игры лежат в основе строи-тельно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде мо-дели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обу-чения где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

В игровой модели учебного процесса создание проблем-ной ситуации происходит через введение игровой ситуа-ции: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет иг-ровое моделирование, часть деятельности учащихся проис-ходит в условно-игровом плане.

Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и со-участника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая фун-кция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной моде-ли принадлежит заключительному ретроспективному обсуж-дению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и ре-зультаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Читайте также: