Составить план проведения мероприятия школа приемных родителей органами опеки и попечительства

Обновлено: 05.07.2024

В России большое количество детей-сирот, которые нуждаются в новой семье и любящих родителях. Многие бездетные пары принимают решение усыновить малыша и стать ему родными. Но важно помнить, что перед таким серьезным шагом необходима специальная психологическая помощь. Школа приемных родителей предназначена для подготовки кандидатов на усыновление к решению взять ребенка в семью и нести ответственность за его дальнейшую судьбу.

Для кого предназначена школа приемных родителей

Курс обучения разработан для следующих категорий лиц:

  • Кандидатов в замещающие родители;
  • Будущих опекунов и усыновителей;
  • Волонтеров, планирующих работать в детских домах и приютах;
  • Семей, собирающихся брать детей в гостевом режиме; и усыновителей, которые ранее не проходили подобной подготовки.

Цели Школы приемных родителей

Занятия в ШПР разработаны для реализации следующих задач:

  • Психологическая подготовка кандидатов на усыновление для принятия ребенка в семью;
  • Воспитание умения преодолевать возникающие трудности в воспитании несовершеннолетнего;
  • Уметь находить сильные и слабые стороны свои и своих родственников;
  • Знакомство с нормами семейного права;
  • Изучение психологических и физиологических особенностей ребенка в разные возрастные периоды.

Занятия проводятся в форме тренингов, практикумов, семинаров. Кандидатам в усыновители предоставляется возможность не только получить знания от специалистов, но и поделиться собственным опытом друг с другом. По окончанию курса будущие родители смогут определиться в правильности своего решения, делают осознанный выбор в отношении пола и возраста ребенка, которого хотят взять в семью.

Цели Школы приемных родителей

Существующая практика показала, что некоторые кандидаты в усыновители после посещения занятий отказываются от этого статуса или берут время на раздумье перед тем, как взять малыша. Такое поведение гораздо менее травмирующее по отношению к несовершеннолетнему, чем когда неготовые к этому семьи берут ребенка, а затем возвращают его в казенное учреждение.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются усыновители, считаются сложности в поведении детей, которые провели несколько месяцев (а иногда лет) в детском доме или интернате. На курсах приемных родителей взрослых учат справляться с ними и сводить к минимуму появление возможных неприятностей. Кроме того, кандидатам в усыновители рассказывают сложности в адаптации ребенка в новых условиях и способы сделать ее легче.

Школу приемных родителей должны посещать не только те, кто хочет усыновить детей старшего возраста, но и те, кто планирует взять малыша из дома малютки. В такой ситуации основной акцент делается на готовности взрослых нести ответственность за будущее ребенка, его воспитание и социализацию в обществе.

Содержание программы

Школы приемных родителей встречаются при органах опеки и попечительства, а также при Центрах психологической помощи. Знания, которые в них получают кандидаты в усыновители, условно делятся на 3 раздела: медицинские, юридические, психолого-педагогические.

Содержание курсов может незначительно различаться, но в обязательном порядке освещаются следующие вопросы:

  • Основы семейного законодательства России;
  • Психологическое и физиологическое развитие ребенка;
  • Трудности подросткового возраста;
  • Особенности родительских ролей;
  • Охрана здоровья несовершеннолетнего;
  • Последствия жестокого обращения в семье;
  • Адаптация ребенка в новой семье и др.

Содержание программы курсов

Единых требований к содержанию курсов в Школе приемных родителей законодательно не установлено. Поэтому в разных регионах знания, которые получат кандидаты в усыновители, могут различаться. Но основная задача курсов заключается в том, чтобы подготовить будущих родителей к ответственности и свести к минимуму возможность, что впоследствии от ребенка откажутся.

Не все люди, принявшие решение взять малыша в семью, до конца понимают всю ответственность этого шага.

Физиологические особенности детей

Где пройти обучение

Психолого-педагогическую и правовую подготовку для того, чтобы взять в семью ребенка, можно пройти в государственных учреждениях, созданных с этой целью. Органы опеки, в которые следует обратиться кандидатам на усыновление, дадут направление на курсы и подскажут, где они проходят.

Занятия проводятся в удобное для будущих опекунов время, обычно в вечерние часы, в том числе и по выходным дням. По итогам обучения проводится аттестация. Если испытание будет пройдено успешно, то будущим опекунам выдадут свидетельство установленного образца о том, что они готовы стать родителями. В противном случае слушателям будет рекомендовано еще раз пройти курсы. В аттестационную комиссию включаются:

  • преподаватели;
  • сотрудники органов опеки;
  • юристы;
  • медицинские работники.

В коммерческих психологических центрах будущим усыновителям тоже можно посещать Школу приемных родителей, если в итоге они получат утвержденный документ, который примут органы опеки. Достоинством таких курсов считается то, что кандидатам в опекуны даются более глубокие знания, ведь срок обучения может значительно превышать рекомендованные 72 часа. Кандидаты на опекунство могут посетить не только обязательные занятия, но и дополнительные, где получат ответы на все интересующие вопросы.

Законодательная база

Законодательная база

Обучение в Школе приемных родителей с 2012 года стало обязательным для тех, кто планирует взять ребенка в семью. Это законодательно закреплено указом № 351-ФЗ от 01.09.2012. В нем сказано, что при желании усыновить ребенка будущим родителям следует пройти специальную психологическую и правовую подготовку. По окончанию обучения кандидатам выдается документ установленного образца, форма которого утверждена приказом Минобрнауки № 623 от 20.08.2012.

Свидетельство об окончании курсов считается обязательным документом в большинстве регионов России, включенном в перечень, предоставляемым органами опеки и попечительства кандидатам в усыновители. При этом будущие родители могут пройти как бесплатные курсы, организованными за бюджетный счет, так и коммерческие, проводимые в центрах психологического консультирования.

Единственное важное условие – после их окончания должны выдать документ, подтверждающий их прохождение. Исключение составляют родственники ребенка (дяди, тети, братья, сестры и т. д.). Им не обязательно посещать Школу приемных родителей для того, чтобы оформить опеку над несовершеннолетним. Все остальные документы родственники ребенка собирают на общих основаниях.

Длительность обучения не должна быть менее 72 часов. В некоторых регионах предполагалось организовать дистанционные курсы. Однако в большинстве случаев обучение проводится в очной форме. Цель Школы приемного родителя заключается в психологической подготовке усыновителей к воспитанию неродного ребенка, что сведет к минимуму случаи возврата детей опекунами на государственное обеспечение.

От обязательного обучения на курсах освобождаются также те, кто уже является опекунами и попечителями или имел положительный опыт в прошлом. Всем остальным кандидатам требуется посещать занятия, даже если в семье имеются свои дети.

Автор: Копылова Наталья Николаевна, педагог-психолог, МКОУ детский дом "Ласточкино гнездышко", пос. Нововосточный
Описание: программа предназначена для подготовки лиц, желающих стать замещающими родителями, для детей и детей-сирот, которые оказались по каким-либо причинам без родительского попечения. Программа рассчитана на 14 занятий и плюс в конце курса сдача экзамена. Тем,кто сдал экзамен успешно, выдается Свидетельство о прохождении Школы.
Цель программы: содействие благополучному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.
Задачи:
- помочь Кандидатам в замещающие семьи разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему ребёнка, оставшегося без попечения родителей;
- формировать у слушателей Школы основ правовых знаний, особенностей психолого-педагогического и физиологического развития детей и подростков;
- подготовить слушателей к решению возможных социальных и психологических проблем, возникающих в процессе вхождения ребенка в семью, и выработать пути их преодоления;
- дать знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребенка;
- оказать эмоциональную поддержку замещающим семьям.

Цель и задачи программы
Цель программы: содействие благополучному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.
Основными задачами являются:
- помочь Кандидатам в замещающие семьи разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему ребёнка, оставшегося без попечения родителей;
- формировать у слушателей Школы основ правовых знаний, особенностей психолого-педагогического и физиологического развития детей и подростков;
- подготовить слушателей к решению возможных социальных и психологических проблем, возникающих в процессе вхождения ребенка в семью, и выработать пути их преодоления;
- дать знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребенка;
- оказать эмоциональную поддержку замещающим семьям.

Тема 2. Содержание и цели программы
Содержание и цели программы.
Понятие обучающе-психологического тренинга.
Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга.
Особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осваивающих курс подготовки (далее - участники тренинга), и членов их семьи.
Содержание обучающе-психологического тренинга.
Правила работы участников тренинга в группе.
Знакомство участников тренинга.
Ожидания и опасения участников тренинга.

Тема 3. Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития ребенка.
Компетенции (ценности, знания, умения) по его воспитанию и понятие о мотивации лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Проблема подбора семьи и ребенка (чувства лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).
Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройство в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной замещающей семьей.
Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимости их обеспечивать.

Оценка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей способности обеспечивать потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенностей семейной системы.
Компетенции лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по воспитанию ребенка. Необходимость оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.
Знания и умения, необходимые лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Тема 4. Особенности развития ребенка
Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.
Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.

Тема 11. Особенности полового воспитания приемного ребенка
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка.
Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.
Половое воспитание в семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной эффективности в юношеском возрасте.
Защита ребенка от сексуального насилия.

Тема 12. Родительские и профессиональные роли замещающей семьи и ее дальнейшее взаимодействие с органами опеки и попечительства
Родительские и профессиональные функции замещающей семьи.
Формирование мотивации к сотрудничеству замещающих родителей с сопровождающей организацией.
Отношение замещающей семьи к родителям и кровным родственникам ребенка и их взаимодействие.
Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники - органы опеки и попечительства - замещающая семья).

Оглавление
Пояснительная записка
Содержание программы
Цель и задачи программы
Учебный план
Темы программы
Ожидаемы результаты
Список литературы

План работы с детьми , оказавшиеся в трудной ситуации

Цель: создание благоприятных условий для личностного развития детей находящихся под опекой, оказание им комплексной социально-психологической помощи, а также защита детей в их жизненном пространстве.

Содержание работы

Исполнитель

Изучение положения в семьях и социального состава учащихся первых классов, находящихся под опекой

Посещение семей на дому

Осеннее и весеннее обследование условий жизни и воспитания подопечных.

Отчёт о контрольной проверке условий жизни и воспитания в подопечных семьях

Отчёты родителей опекунов о расходовании опекунских пособий, пенсий

Родители-опекуны, соц. педагог, кл.руководитель

Контроль посещения школы и успеваемости опекаемых учащихся

Поддержание телефонной связи с родителями-опекунами

Индивидуальная работа с опекаемыми

Организация внеурочной занятости опекаемых

Работа с муниципальными органами опеки (отчёты, акты, документация)

Анализ успеваемости детей сирот, оставшихся без попечения родителей.

По окончанию учебных четвертей и года

Организация летней занятости

Механизм работы с опекаемыми семьями

Выявление проблемы в семье:

Беседы с опекунами Беседы с соседями

Работа с семьей:

Посещение семьи с целью обследования ЖБУ, определение взаимоотношений в семье, контроль за исполнением обязанностей опекуна по воспитанию несовершеннолетнего, контроль занятости ребенка в ДО Профилактические беседы с опекунами Контроль за посещением школы опекуна, классных родительских собраний

Работа с ребенком :

Беседы с психологом, помощь в организации летнего отдыха, профилактические беседы, вовлечение в досуговую деятельность, контроль посещаемости и успеваемости опекаемого

Вовлечение в школьные и городские мероприятия

Презентация кружков ДО, реклама мероприятий, совместное посещение выставок, соревнований, фотоконкурсов

Проведены беседы с опекунами на темы:

Консультации: организация питания в школе; необходимость организации досуга; организация проведения новогодних праздников; повышение учебной мотивации; коррекция поведение; детско-родительские взаимоотношения; организация летнего отдыха, трудоустройство.

Проведены беседы с опекаемыми детьми на темы: отношение к учебным занятиям; мои права и мои обязанности, поведение на уроках и переменах; повышение мотивации к учебным занятиям; взаимоотношения со сверстниками, учителями;

Вовлечение в городские и школьные мероприятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы с опекунской семьёй составлен на весь учебный год.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Зам. директора по ВР

МБОУ «Сычёвская СОШ

План работы

с опекунской семьёй

Кудина Вера Александровна

20… - 20… учебный год

План работы с опекунской семьёй

Опекун: К… А… Ю…, проживающая по адресу: ….

Опекаемый ребёнок: Х… А… А…, … г. рождения

Цель: успешная социализация опекаемого ребёнка

установить деловой контакт с опекуном;

осуществлять контроль учебной деятельности, поведения, занятий дополнительного образования;

формировать активную жизненную позицию детей через вовлечение их во внеурочные и внутриклассные мероприятия;

оказывать помощь опекуну в воспитании ребёнка;

обеспечить правовую, моральную и физическую защищённость ребёнка.

Обследование семейно-бытовых условий и составления акт – обследования жилищных условий

Кл. руководитель, родительский комитет

Посещение семей на дому, изучение социального состава и положения

Отчёт о летнем отдыхе опекаемого ребёнка

Зам. директора по ВР, кл. руководитель

Поддержание связи с опекуном

По мере необходимости

Оказание помощи в приобретении учебных принадлежностей

Администрация школы, кл. руководитель

Оказание помощи в приобретении школьной формы

Контроль за посещение кружков, спортивных секций

Кл. руководитель, руководитель кружка и секции

Не реже 1 раза в полугодие

Кл. руководитель, родительский комитет, общ. инспектор

Методические консультации по вопросам обучения и воспитания ребенка

Не реже 1 раза в месяц

Кл. руководитель, учителя-предметники

День открытых дверей

Не реже 1 раза в четверть

Кл. руководитель, учителя-предметники

Поддерживание связи с отделом опеки и попечительства

Кл. руководитель, зам. директора по ВР

Привлечение опекуна к подготовке классных и общешкольных мероприятий

Кл. руководитель, зам. директора по ВР

Диагностика стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений ребёнка и опекуна

Проверка обеспеченности зимней одеждой и обувью

Кл. руководитель, родительский комитет

Поздравление опекуна и ребёнка с Новым Годом

Кл. руководитель, родительский комитет

Изучение социума семьи

Оказание помощи в подготовке новогоднего костюма и подарка

Кл. руководитель, родительский комитет

Контроль свободного времени после школы, во время каникул. Оказание помощи в организации детского досуга

Кл. руководитель, учителя-предметники

Кл. руководитель, мед. работник

Осуществление ежедневного контроля посещаемости и успеваемости мальчика

Кл. руководитель, учителя-предметники

Составление психолого-педагогической характеристики на опекаемого ребёнка

Читайте также: