Сопоставительный анализ эпизодов в салоне а п шерер в доме ростовых кратко
Обновлено: 07.07.2024
Совсем иной уклад в семействе Ростовых. В их доме царит атмосфера уюта и дружелюбия. Члены семьи с уважением относятся друг к другу и своим гостям. Когда Пьер с друзьями выкинул шутку с медведем, его лишь пристыдили, а потом по-доброму посмеялись над этой историей. Если в салоне Шерер перед Анной Павловной поднимаются только, чтобы не попасть в немилость и потому что этого требует этикет, то в доме Ростовых перед тетушкой поднимаются, чтобы выразить искреннее уважение.
Отличие сцен можно проследить и на примерах отдельных образов. Одной из самых ярких представительниц салона является Елена Курагина или, как ее называют, Элен. Женщина распутная и коварная. Она крутит романы со многими, а потом обманывает Пьера ради денег. Элен врет мужа, без сомнений меняет веру, когда ей это нужно для выгоды. На именинах у Ростовых выделяется Наташа. Девушка непримечательная душой, но искренняя и добрая. Она готова помогать другим, а об обмане с ее стороны даже речи быть не может.
Таким образом, смысл параллельного изображения сцен приема у Шерер и именин в Ростовых в том, чтобы показать кардинально разное восприятие жизни и утвердить значение духовных ценностей и искренности.
На именинах в доме Ростовых кроме светского общества взрослых, присутствовали дети и даже слуги. Темы разговоров были легкими и веселыми, о войне почти не говорилось, только один раз была затронута эта тема, о войне говорилось серьезно и с некоторой горечью, но молодое поколение говорило о войне с трепетом, потому, что хотело отличиться и проявить себя спасителями Родины. Там тоже были люди, думающие о войне, как о приключении, но все-таки более искренно и более серьезно. В целом царила непринужденная атмосфера, а детей не ругали за их выходки.
Проанализировав два общества в романе, можно сделать вывод, что более искренным и более правильным с точки зрения человечности и доброты вело себя второе общество, а первое насквозь было фальшивым.
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Салон Шерер и именины в доме Ростовых (сопоставительный анализ эпизодов).
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Дочь Василия, Элен – развратница, пользующаяся любовью аристократов. Ей пишут трактаты и посвящают стихи, перед ней изощряются в остроумии. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Но хвалят лишь физическую красоту Элен. Однако ее духовный мир беден: ". Графиня Безухова по справедливости имела репутацию обворожительной женщины. Она могла говорить то, чего не думала, и в особенности льстить, совершенно просто и натурально. ". Элен пуста и неестественна, как и все прочие гости Анны Павловны. ". Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем. ". Красота Элен сравнивается с камнем, олицетворяющим холодность и статичность героини.
Наташа Ростова "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая. ". Недостатки героини меркнут перед главным достоинством – она живая. ". Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок. ". Искренность героини противопоставляется лицемерию Шерерского общества, хотя в обоих случаях мы наблюдаем за жизнью дворян. Медлительность движений и говора графини Ростовой, «придавала ей значительный вид, внушавший уважение. " Не каждому под силу воспитать двенадцать детей. Это действительно благородно.
Эпизод именин в доме Ростовых позволяет судить об их простоте и радушии, естественности поведения, взаимной любви в семье и близости к народу. Семья Наташи ведет светский образ жизни, за которым, не стоят расчет и корысть. Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разной породы. Толстой намеренно изображает две сцены из жизни дворянского общества так по-разному, чтобы подчеркнуть контраст между ведением праведного образа жизни и фальшивым лицемерием.
Материал содержит разработку урока, тест, рабочий лист, презентацию.
Вложение | Размер |
---|---|
l.n.tolstoy_v_salone_sherer_i_dome_rostovykh.rar | 1.52 МБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.53 МБ |
razrabotka.doc | 58 КБ |
test.docx | 15.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист к уроку литературы
ученика(цы) 10 класса_________________________________________ Дата________________________________________________________
1.Определим отношение автора к салону Анны Павловны Шерер. В чём оно проявляется?
2. Как относится Толстой к миру Ростовых?
3. Сравним и сопоставим эпизоды.
ВЕЧЕР В САЛОНЕ АННЫ ШЕРЕР И ИМЕНИНЫ У РОСТОВЫХ
Вечер у А. П. Шерер
1. Старшее поколение
Ведут себя неестественно, фальшиво
Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение
2. Отношение в семье между взрослыми и детьми
В салоне Анны Шерер нет детей
Доверчивость, чистота и естественность, уважение друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца.
3. Отношение к гостям
У Шерер есть определенная иерархия
Ростовы встречают всех одинаково радушно
5. Отношение к войне
На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима
4. В чём похожи и непохожи гости салона А.П. Шерер и семья Ростовых?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Роман Л.Н.Толстого "Война и мир". 1805год. В салоне А.П.Шерер и в доме Ростовых"
Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь. М.Ю.Лермонтов
"Роман Л.Н.Толстого "Война и мир". 1805год. В салоне А.П.Шерер и в доме Ростовых"
Работа с тестом
Проверим друг друга А1 - 3 А2 - 2 А3 - 3 А4 - 3 А5 – 2 В1 – деталь В2 - портрет
Проблема: Отношение автора к нормам жизни высшего света. Какие нормы Л.Н. Толстой утверждает? Какие нормы Л.Н.Толстой отрицает?
Итак, Герои, которые нам несимпатичны, – красивые внешне. Герои, которые нам понравились, - некрасивые внешне.
В чем особенность понимания красоты для Л.Н. Толстого?
Контраст (франц. с ontraste - резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
Вечер у А. П. Шерер Ростовы Старшее поколение Ведут себя неестественно, фальшиво Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение Отношение в семье между взрослыми и детьми В салоне Анны Шерер нет детей Доверчивость, чистота и естественность, уважение друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца. Отношение к гостям У Шерер есть определенная иерархия Ростовы встречают всех одинаково радушно Разговоры Светская условность Светская условность Отношение к войне Модная тема На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима Вечер в салоне Анны Шерер и именины у Ростовых
Подведем итоги Какие нормы утверждает Л.Н.Толстой? А какие отрицает? - Каково ваше отношение к героям двух рассмотренных эпизодов?
Предварительный просмотр:
Сопоставить салон А.П.Шерер и именины в доме Ростовых (т.1,ч.1, гл.1-10) Выделить, какие духовные ценности присущи героям, близки Толстому. Определить, какими стилистическими приёмами достигается контраст между посетителями салона мадам Шерер и дома Ростовых.
Воспитывать положительные эмоции, эстетическое наслаждение от прочитанного, отличать истинное и ложное, внимательное и бережное отношение к семейным традициям.
Развивать умение вести диалог, монологическую речь, логическое мышление.
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, раздаточный материал, тест, рабочий лист, мультимедийная презентация.
Методы обучения: проблемно-тематический анализ эпизода, работа в группах, эвристическая беседа, работа с терминами.
Все в мире знают Л.Н.Толстого как мастера слова, педагога, великого классика, охватившего в своём творчестве многие важные вопросы. Конечно же, есть произведения, посвящённые детям. Вспомним их. Насколько бы не был велик писатель Пушкин, Лермонтов, Толстой, главной ценностью для себя в творчестве они определили простоту и непосредственность, присущую детству. Эпиграфом к этому уроку я выбрала слова М.Ю.Лермонтова.
Удаляясь от условий общества и приближаясь
к природе, мы невольно становимся детьми:
всё приобретённое отпадает от души, и она
была некогда и ,верно, будет когда-нибудь.
II. Организационный момент. Запись числа и темы .Оформление рабочих листов. Постановка цели урока.
III. Актуализация знаний.
--Давайте вспомним, почему это произведение относится к такому эпическому жанру, как роман-эпопея. ( Признаки романа - развитие сюжета, взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера; эпопеи- повествует о знаменитых событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества)
-- Как обычно строится произведение? Какие элементы сюжета обязательно есть в художественном произведении? (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
Проведём небольшой тест. Взаимопроверка.
IY. Проблемно-тематический анализ эпизода.
-- С какого эпизода начинается роман-эпопея? (с описания салона Шерер)
--К какому элементу сюжета можно отнести этот эпизод? (завязка)
--Почему именно этот эпизод считается завязкой всего романа? (На вечере завязываются все нити романа. Разговоры позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи. Здесь, в салоне, зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всём мире)
-- Что представляет собой салон? Кто гости вечера? О чём они говорят?
-- С какой целью Толстой вводит в роман французский язык? ( Это подчёркивает незнание героями родного языка. Одно из средств характеристики знати с её антинациональной ориентацией. Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык.)
-- Давайте определим отношение автора к героям. В чём оно проявляется? ( обратимся к рабочим листам)
- Какие гости вписываются в обстановку салона, а какие - нет? Как вы думаете , почему?(Анна Павловна, Курагины играют роли неестественные, говорят то, что от них хотят услышать, все у них прилично, а на губах ничего не значащая улыбка) А чем не похожи на них Пьер Безухов, князь Андрей Болконский? ( естественностью)
-- Обратим внимание на эпизод из II главы и начало III главы. Перечитаем его. Определите значение эпизода. Почему именно с прядильной мастерской сравнивает Толстой салон? (Все на своих местах, послушно ткут общественное мнение, которое своими нитями опутывает всех. Вспомним Онегина и Печорина, насколько сильно влияние общественного мнения на этих незаурядных людей, не говоря уже о тех посредственностях, которые собрались у Шерер)
-- Какое средство художественной выразительности использует писатель? (сравнение)
V. Работа в группах.
Особняком изображены князь Андрей и Пьер. Почему? (гл.2-5)
Именины у Ростовых. Отношение в семье между взрослыми и детьми.
Нравственные ценности семьи Ростовых.
- Обобщим сказанное и заполним рабочий лист.
Как относится Толстой к миру Ростовых?
- Кого Толстой называет красивым?
- В чём особенность красоты у Толстого? Подтвердите цитатами из текста .
Вывод: автору важна внутренняя красота, обаяние героев.
VII. Работа с терминами.
Контраст (франц. сontraste) - резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
VIII. Самостоятельная письменная работа.
Сопоставительный анализ двух эпизодов .
- В чём похожи и непохожи гости салона Шерер и семьи Ростовых? Оформление ответа на рабочих листах.
Вечер у А. П. Шерер
1. Старшее поколение
Ведут себя неестественно, фальшиво
Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение
2. Отношение в семье между взрослыми и детьми
В салоне Анны Шерер нет детей
Доверчивость, чистота и естественность, уважение друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца.
3. Отношение к гостям
У Шерер есть определенная иерархия
Ростовы встречают всех одинаково радушно
5. Отношение к войне
На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима
Ростовы и Шерер—люди одного класса, но разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, сердечность, любовь, благородство и чуткость, близость к народу, сместе с тем соблюдение светского образа жизни и светских условностей, но за ними не стоят расчёт и корысть.
- Какие нормы утверждает Л.Н.Толстой? А какие отрицает?
- Каково ваше отношение к героям двух рассмотренных эпизодов?
X. Домашнее задание.
В рабочих листах ответить на вопрос:
Читайте также: