Сопоставительный анализ эпизодов в салоне а п шерер в доме ростовых кратко

Обновлено: 07.07.2024

Совсем иной уклад в семействе Ростовых. В их доме царит атмосфера уюта и дружелюбия. Члены семьи с уважением относятся друг к другу и своим гостям. Когда Пьер с друзьями выкинул шутку с медведем, его лишь пристыдили, а потом по-доброму посмеялись над этой историей. Если в салоне Шерер перед Анной Павловной поднимаются только, чтобы не попасть в немилость и потому что этого требует этикет, то в доме Ростовых перед тетушкой поднимаются, чтобы выразить искреннее уважение.

Отличие сцен можно проследить и на примерах отдельных образов. Одной из самых ярких представительниц салона является Елена Курагина или, как ее называют, Элен. Женщина распутная и коварная. Она крутит романы со многими, а потом обманывает Пьера ради денег. Элен врет мужа, без сомнений меняет веру, когда ей это нужно для выгоды. На именинах у Ростовых выделяется Наташа. Девушка непримечательная душой, но искренняя и добрая. Она готова помогать другим, а об обмане с ее стороны даже речи быть не может.

Таким образом, смысл параллельного изображения сцен приема у Шерер и именин в Ростовых в том, чтобы показать кардинально разное восприятие жизни и утвердить значение духовных ценностей и искренности.

На именинах в доме Ростовых кроме светского общества взрослых, присутствовали дети и даже слуги. Темы разговоров были легкими и веселыми, о войне почти не говорилось, только один раз была затронута эта тема, о войне говорилось серьезно и с некоторой горечью, но молодое поколение говорило о войне с трепетом, потому, что хотело отличиться и проявить себя спасителями Родины. Там тоже были люди, думающие о войне, как о приключении, но все-таки более искренно и более серьезно. В целом царила непринужденная атмосфера, а детей не ругали за их выходки.

Проанализировав два общества в романе, можно сделать вывод, что более искренным и более правильным с точки зрения человечности и доброты вело себя второе общество, а первое насквозь было фальшивым.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Салон Шерер и именины в доме Ростовых (сопоставительный анализ эпизодов).

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Дочь Василия, Элен – развратница, пользующаяся любовью аристократов. Ей пишут трактаты и посвящают стихи, перед ней изощряются в остроумии. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но хвалят лишь физическую красоту Элен. Однако ее духовный мир беден: ". Графиня Безухова по справедливости имела репутацию обворожительной женщины. Она могла говорить то, чего не думала, и в особенности льстить, совершенно просто и натурально. ". Элен пуста и неестественна, как и все прочие гости Анны Павловны. ". Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем. ". Красота Элен сравнивается с камнем, олицетворяющим холодность и статичность героини.

Наташа Ростова "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая. ". Недостатки героини меркнут перед главным достоинством – она живая. ". Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок. ". Искренность героини противопоставляется лицемерию Шерерского общества, хотя в обоих случаях мы наблюдаем за жизнью дворян. Медлительность движений и говора графини Ростовой, «придавала ей значительный вид, внушавший уважение. " Не каждому под силу воспитать двенадцать детей. Это действительно благородно.

Эпизод именин в доме Ростовых позволяет судить об их простоте и радушии, естественности поведения, взаимной любви в семье и близости к народу. Семья Наташи ведет светский образ жизни, за которым, не стоят расчет и корысть. Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разной породы. Толстой намеренно изображает две сцены из жизни дворянского общества так по-разному, чтобы подчеркнуть контраст между ведением праведного образа жизни и фальшивым лицемерием.

Материал содержит разработку урока, тест, рабочий лист, презентацию.

ВложениеРазмер
l.n.tolstoy_v_salone_sherer_i_dome_rostovykh.rar 1.52 МБ
prezentatsiya_k_uroku.pptx 1.53 МБ
razrabotka.doc 58 КБ
test.docx 15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист к уроку литературы

ученика(цы) 10 класса_________________________________________ Дата________________________________________________________

1.Определим отношение автора к салону Анны Павловны Шерер. В чём оно проявляется?

2. Как относится Толстой к миру Ростовых?

3. Сравним и сопоставим эпизоды.

ВЕЧЕР В САЛОНЕ АННЫ ШЕРЕР И ИМЕНИНЫ У РОСТОВЫХ

Вечер у А. П. Шерер

1. Старшее поколение

Ведут себя неестественно, фальшиво

Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение

2. Отношение в семье между взрослыми и детьми

В салоне Анны Шерер нет детей

Доверчивость, чистота и естественность, уважение друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца.

3. Отношение к гостям

У Шерер есть определенная иерархия

Ростовы встречают всех одинаково радушно

5. Отношение к войне

На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима

4. В чём похожи и непохожи гости салона А.П. Шерер и семья Ростовых?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

"Роман Л.Н.Толстого "Война и мир". 1805год. В салоне А.П.Шерер и в доме Ростовых"

Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь. М.Ю.Лермонтов

"Роман Л.Н.Толстого "Война и мир". 1805год. В салоне А.П.Шерер и в доме Ростовых"

Работа с тестом

Проверим друг друга А1 - 3 А2 - 2 А3 - 3 А4 - 3 А5 – 2 В1 – деталь В2 - портрет

Проблема: Отношение автора к нормам жизни высшего света. Какие нормы Л.Н. Толстой утверждает? Какие нормы Л.Н.Толстой отрицает?

Итак, Герои, которые нам несимпатичны, – красивые внешне. Герои, которые нам понравились, - некрасивые внешне.

В чем особенность понимания красоты для Л.Н. Толстого?

Контраст (франц. с ontraste - резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Вечер у А. П. Шерер Ростовы Старшее поколение Ведут себя неестественно, фальшиво Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение Отношение в семье между взрослыми и детьми В салоне Анны Шерер нет детей Доверчивость, чистота и естественность, уважение друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца. Отношение к гостям У Шерер есть определенная иерархия Ростовы встречают всех одинаково радушно Разговоры Светская условность Светская условность Отношение к войне Модная тема На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима Вечер в салоне Анны Шерер и именины у Ростовых

Подведем итоги Какие нормы утверждает Л.Н.Толстой? А какие отрицает? - Каково ваше отношение к героям двух рассмотренных эпизодов?

Предварительный просмотр:

Сопоставить салон А.П.Шерер и именины в доме Ростовых (т.1,ч.1, гл.1-10) Выделить, какие духовные ценности присущи героям, близки Толстому. Определить, какими стилистическими приёмами достигается контраст между посетителями салона мадам Шерер и дома Ростовых.

Воспитывать положительные эмоции, эстетическое наслаждение от прочитанного, отличать истинное и ложное, внимательное и бережное отношение к семейным традициям.

Развивать умение вести диалог, монологическую речь, логическое мышление.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, раздаточный материал, тест, рабочий лист, мультимедийная презентация.

Методы обучения: проблемно-тематический анализ эпизода, работа в группах, эвристическая беседа, работа с терминами.

Все в мире знают Л.Н.Толстого как мастера слова, педагога, великого классика, охватившего в своём творчестве многие важные вопросы. Конечно же, есть произведения, посвящённые детям. Вспомним их. Насколько бы не был велик писатель Пушкин, Лермонтов, Толстой, главной ценностью для себя в творчестве они определили простоту и непосредственность, присущую детству. Эпиграфом к этому уроку я выбрала слова М.Ю.Лермонтова.

Удаляясь от условий общества и приближаясь

к природе, мы невольно становимся детьми:

всё приобретённое отпадает от души, и она

была некогда и ,верно, будет когда-нибудь.

II. Организационный момент. Запись числа и темы .Оформление рабочих листов. Постановка цели урока.

III. Актуализация знаний.

--Давайте вспомним, почему это произведение относится к такому эпическому жанру, как роман-эпопея. ( Признаки романа - развитие сюжета, взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера; эпопеи- повествует о знаменитых событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества)

-- Как обычно строится произведение? Какие элементы сюжета обязательно есть в художественном произведении? (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

Проведём небольшой тест. Взаимопроверка.

IY. Проблемно-тематический анализ эпизода.

-- С какого эпизода начинается роман-эпопея? (с описания салона Шерер)

--К какому элементу сюжета можно отнести этот эпизод? (завязка)

--Почему именно этот эпизод считается завязкой всего романа? (На вечере завязываются все нити романа. Разговоры позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи. Здесь, в салоне, зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всём мире)

-- Что представляет собой салон? Кто гости вечера? О чём они говорят?

-- С какой целью Толстой вводит в роман французский язык? ( Это подчёркивает незнание героями родного языка. Одно из средств характеристики знати с её антинациональной ориентацией. Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык.)

-- Давайте определим отношение автора к героям. В чём оно проявляется? ( обратимся к рабочим листам)

- Какие гости вписываются в обстановку салона, а какие - нет? Как вы думаете , почему?(Анна Павловна, Курагины играют роли неестественные, говорят то, что от них хотят услышать, все у них прилично, а на губах ничего не значащая улыбка) А чем не похожи на них Пьер Безухов, князь Андрей Болконский? ( естественностью)

-- Обратим внимание на эпизод из II главы и начало III главы. Перечитаем его. Определите значение эпизода. Почему именно с прядильной мастерской сравнивает Толстой салон? (Все на своих местах, послушно ткут общественное мнение, которое своими нитями опутывает всех. Вспомним Онегина и Печорина, насколько сильно влияние общественного мнения на этих незаурядных людей, не говоря уже о тех посредственностях, которые собрались у Шерер)

-- Какое средство художественной выразительности использует писатель? (сравнение)

V. Работа в группах.

Особняком изображены князь Андрей и Пьер. Почему? (гл.2-5)

Именины у Ростовых. Отношение в семье между взрослыми и детьми.

Нравственные ценности семьи Ростовых.

- Обобщим сказанное и заполним рабочий лист.

Как относится Толстой к миру Ростовых?

- Кого Толстой называет красивым?

- В чём особенность красоты у Толстого? Подтвердите цитатами из текста .

Вывод: автору важна внутренняя красота, обаяние героев.

VII. Работа с терминами.

Контраст (франц. сontraste) - резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

VIII. Самостоятельная письменная работа.

Сопоставительный анализ двух эпизодов .

  • В чём похожи и непохожи гости салона Шерер и семьи Ростовых? Оформление ответа на рабочих листах.

Вечер у А. П. Шерер

1. Старшее поколение

Ведут себя неестественно, фальшиво

Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение

2. Отношение в семье между взрослыми и детьми

В салоне Анны Шерер нет детей

Доверчивость, чистота и естественность, уважение друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца.

3. Отношение к гостям

У Шерер есть определенная иерархия

Ростовы встречают всех одинаково радушно

5. Отношение к войне

На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима

Ростовы и Шерер—люди одного класса, но разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, сердечность, любовь, благородство и чуткость, близость к народу, сместе с тем соблюдение светского образа жизни и светских условностей, но за ними не стоят расчёт и корысть.

- Какие нормы утверждает Л.Н.Толстой? А какие отрицает?

- Каково ваше отношение к героям двух рассмотренных эпизодов?

X. Домашнее задание.

В рабочих листах ответить на вопрос:

Читайте также: