Содержание психолого педагогической работы с детьми в соответствии с фгос доу
Обновлено: 08.07.2024
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника – это организованная деятельность всех специалистов и воспитателей ДОУ, охватывающая все субъекты воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, в процессе которой создаются социально-психологические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в образовательной среде.
Задачи психолого – педагогического сопровождения:
- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- анализ социальной ситуации развития ребенка в детском саду, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- гармонизация социально-психологического климата в педагогическом коллективе;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса осуществляется совместная деятельность всех специалистов (в нашем ДОУ объединенная в психолого – медико – педагогический консилиум (далее ПМПк)), что считается оптимальным условием по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.
В нашем детском саду реализуются профилактические программы, охватывающие всех воспитанников, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с родителями, педагогами и администрацией.
Психолого-педагогические условия реализации ФГОС ДО:
- уважение личности ребенка;
- использование форм и методов работы с детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;
- поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу, взаимодействие в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей;
- защита от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей в воспитании и образовании детей;
- мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы.
Основные направления работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
Психологическое - педагогическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и администрации потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
В этом направлении решаются следующие задачи:
- формирование устойчивой мотивации к саморазвитию;
- закрепление знаний о возрастных психологических особенностях детей;
- индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей, тактике взаимодействия с родителями;
- формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств и методов взаимодействия с ребёнком, умения прогнозировать его поведение, предвидеть результаты работы.
Основной целью работы с семьей является привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к формированию личности ребенка. В своей деятельности мы делаем особый акцент на взаимодействие с семьей, потому что в настоящее время наиболее актуальной проблемой в дошкольном образовании является привлечение родителей воспитанников к жизнедеятельности ДОУ, к процессу воспитания, образования и развития собственных детей. С родителями мы встречаемся на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, семинарах-практикумах, как очно, так и дистанционно в формате Zoom-конференции, через различные мессенджеры, сайты, соцсети.
Психолого-педагогическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.
Психопрофилактическая работа с детьми имеет пять основных направлений:
1) развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;
2) развитие познавательных процессов;
3) развитие произвольной регуляции поведения;
4) развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);
5) развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых и групповых занятий. При необходимости проводится индивидуальная работа с ребенком.
Психолого - педагогический мониторинг включает в себя мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы, а также психолого-педагогическое исследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей, а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Кроме того, проводятся диагностические исследования адаптации к детскому саду и подготовки детей к школе.
Углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников для определения их потенциальных возможностей для дальнейшего развития проводится в рамках работы ПМПк ДОУ, при необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. В соответствии с заключением ТПМПК для детей с ОВЗ разрабатываются адаптивные образовательные программы.
В работе с педагогами и родителями проводится диагностика особенностей педагогического общения, особенностей детско-родительских отношений, в том числе исследуется творческий потенциал педагога, с целью правильной организации инновационной деятельности в ДОУ.
Психолого-педагогическая коррекция и развитие – это форма совместной профессиональной деятельности педагогов, психолога и родителей, основанная на системе психолого-педагогических воздействий, с целью осуществления системы коррекционных и развивающих мероприятий, с опорой на знание возрастных, социокультурных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
Работа с детьми в данном направлении выстраивается с учетом результатов педагогического мониторинга и психологической диагностики, направленных на изучение психического развития и становления личности воспитанников (познавательные процессы, эмоционально-волевая и личностная сфера, межличностные отношения и коммуникативные способности, психологической готовности ребенка к обучению в школе).
Психологическая и педагогическая коррекционная развивающая работа с детьми проводится на всех возрастных этапах и направлена на развитие эмоционально-волевой сферы (повышенная тревожность, страхи, агрессивность, низкий самоконтроль); познавательной и социально-коммуникативной сфер (нарушения во взаимодействиях со сверстниками и значимыми взрослыми); а также на речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Психолого-педагогическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования. Осуществляется систематически по результатам диагностики, по наблюдениям, по индивидуальным запросам для педагогов, родителей, администрации образовательной организации, представителей широкой общественности.
Таким образом, наличие эффективной системы психолого-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития, воспитания и обучения детей на этапе дошкольного детства.
Основные направления работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
Психологическое - педагогическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и администрации потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
В этом направлении решаются следующие задачи:
- формирование устойчивой мотивации к саморазвитию;
- закрепление знаний о возрастных психологических особенностях детей;
- индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей, тактике взаимодействия с родителями;
- формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств и методов взаимодействия с ребёнком, умения прогнозировать его поведение, предвидеть результаты работы.
Основной целью работы с семьей является привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к формированию личности ребенка. В своей деятельности мы делаем особый акцент на взаимодействие с семьей, потому что в настоящее время наиболее актуальной проблемой в дошкольном образовании является привлечение родителей воспитанников к жизнедеятельности ДОУ, к процессу воспитания, образования и развития собственных детей. С родителями мы встречаемся на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, семинарах-практикумах, как очно, так и дистанционно в формате Zoom-конференции, через различные мессенджеры, сайты, соцсети.
Психолого-педагогическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.
Психопрофилактическая работа с детьми имеет пять основных направлений:
1) развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;
2) развитие познавательных процессов;
3) развитие произвольной регуляции поведения;
4) развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);
5) развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых и групповых занятий. При необходимости проводится индивидуальная работа с ребенком.
Психолого - педагогический мониторинг включает в себя мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы, а также психолого-педагогическое исследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей, а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Кроме того, проводятся диагностические исследования адаптации к детскому саду и подготовки детей к школе.
Углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников для определения их потенциальных возможностей для дальнейшего развития проводится в рамках работы ПМПк ДОУ, при необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. В соответствии с заключением ТПМПК для детей с ОВЗ разрабатываются адаптивные образовательные программы.
В работе с педагогами и родителями проводится диагностика особенностей педагогического общения, особенностей детско-родительских отношений, в том числе исследуется творческий потенциал педагога, с целью правильной организации инновационной деятельности в ДОУ.
Психолого-педагогическая коррекция и развитие – это форма совместной профессиональной деятельности педагогов, психолога и родителей, основанная на системе психолого-педагогических воздействий, с целью осуществления системы коррекционных и развивающих мероприятий, с опорой на знание возрастных, социокультурных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
Работа с детьми в данном направлении выстраивается с учетом результатов педагогического мониторинга и психологической диагностики, направленных на изучение психического развития и становления личности воспитанников (познавательные процессы, эмоционально-волевая и личностная сфера, межличностные отношения и коммуникативные способности, психологической готовности ребенка к обучению в школе).
Психологическая и педагогическая коррекционная развивающая работа с детьми проводится на всех возрастных этапах и направлена на развитие эмоционально-волевой сферы (повышенная тревожность, страхи, агрессивность, низкий самоконтроль); познавательной и социально-коммуникативной сфер (нарушения во взаимодействиях со сверстниками и значимыми взрослыми); а также на речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Психолого-педагогическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования. Осуществляется систематически по результатам диагностики, по наблюдениям, по индивидуальным запросам для педагогов, родителей, администрации образовательной организации, представителей широкой общественности.
Таким образом, наличие эффективной системы психолого-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития, воспитания и обучения детей на этапе дошкольного детства.
Психологизация образовательного процесса – это систематическое применение психологических знаний, технологий, методов и приемов в деятельности субъектов образовательно - воспитательного процесса в целях успешной модернизации национальной системы образования. Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с реб ё нком, и включает в себя:
глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики,
ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов,
принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого реб ё нка,
Принцип психологизации обеспечивает развивающую функцию содержания образования, реализацию его возможностей в развитии индивидуальности и личности человека.
Психологическое сопровождение выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации реб ё нка.
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.
Объект психологического сопровождения - воспитательно- образовательный процесс.
Субъект психологического сопровождения - психическое развитие ребенка в воспитательно-образовательном процессе.
Предмет - социально-психологические условия дошкольного образовательного учреждения.
Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне психологического, эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
На создание такого благоприятного фона и на достижение воспитанниками уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ ДОУ, и направлена деятельность педагога-психолога.
Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка в младенческом и раннем возрасте (к 3-м годам) и на этапе завершения дошкольного образования (к 7- 8 ми годам). Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Цель работы педагога – психолога в ДОУ: комплексное психолого- педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, направленное на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста (обеспечение психологического здоровья ребенка, основу которого составляет полноценная реализация возможностей психического развития на каждом возрастном этапе).
Задачи работы педагога-психолога :
Психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.
Создание в ДОУ благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется продуктивностью его общения с взрослыми и сверстниками и созданием успеха во всех видах деятельности дошкольников
Содействие формированию у реб ё нка социальных качеств, общей культуры личности, способности к активному социальному взаимодействию, развитию инициативности, самостоятельности, ответственности, способности к контролю и самоорганизации
Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников.
Участие в обеспечении равных возможностей полноценного развития каждого реб ё нка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья).
Раскрытие и развитие интеллектуального и личностного потенциала) способностей реб ё нка.
Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
Мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития.
Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей воспитанников и педагогов.
Оказание своевременной психологической помощи и поддержки родителям воспитанников и членам педагогического коллектива ДОУ в решении личных проблем, проблем обучения, воспитания, общения, отношений, переживаний и пр.
Психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации е ѐ содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей.
При определении оптимальных условий развития необходимо учитывать не только задачи развития и воспитания, но и возраст ребенка. Тот или иной возрастной период сенситивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, которые служат опорой, базой, стартовым плацдармом для последующего развития. Поэтому ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода, определенного типа воздействия.
В советский период наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве. Сегодня во главу угла ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе ---«Портрет выпускника ДОУ
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.
Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям,
стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы.
Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.
Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных.
Образовательные области ФГОС до для родителей. С января 2014года все детские сады работают по ФГОС ДО. Педагогам понятны новые термины, а вот чтобы родителям было легче разобраться,.
Перспективный план работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Семья – уникальный.
Читайте также:
- Какое влияние русская литература оказала на художественную культуру народов россии кратко
- Расскажите как теоретически был продуман героем его практический шаг преступление и наказание кратко
- Что такое линейный алгоритм кратко
- Темы по образовательной деятельности в доу
- Анализ поэмы медный всадник кратко