Содержание игровой деятельности в психологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Предложенная Л.С. Выготским четкая и яркая характеристика кризиса трех лет способствовала тому, что этот возраст оказался малоизученным в психологии. Имеющиеся данные во многом плохо согласуются и даже прямо противоречат друг другу.

Обнаружилось, что при переходе от раннего к дошкольному периоду развития ребенок приобретает способность говорить не то, что есть на самом деле. Если малыш преддошкольного возраста, увидев сидящую перед ним куклу, никогда не скажет, что кукла стоит, то дошкольник уже довольно легко справляется с этой задачей. Самое интересное, что дети, которые еще не могут сказать то, что противоречит действительности, но уже не фиксируют в своей речи реальное положение дел, при некоторых условиях способны сказать, что кукла стоит. Эти условия довольно часто обозначаются самим малышом. К примеру, он предлагает взрослому, что выйдет в другую комнату и там скажет, что кукла стоит. Или закрывает глаза ладошкой и тогда спокойно повторяет за взрослым слова, противоречащие действительности.

Произошедшие с ребенком изменения, с одной стороны, связаны с его способностью обобщить свой прошлый опыт, а с другой стороны – с возникновением понимания, что при помощи речи можно создать новую ситуацию.

Почему ребенок просит бабушку сказать заведомую нелепицу (девочка хорошо понимает, что бабушка никогда не сядет на ее горшок)? Потому что слова бабушки становятся мотивом оторваться от своих игрушек и вовремя пописать.

Что для этого делает ребенок? Он просит бабушку при помощи слов создать ситуацию, не соответствующую действительности. При этом он сам при помощи слов эту ситуацию фактически конструирует.

Таким образом, девочка управляет собой через управление бабушкой при помощи речи. Именно это и ведет к осознанию себя источником собственного поведения и деятельности. Именно это и создает основную характеристику кризиса трех лет.

Нет необходимости перечислять все достоинства этого новообразования. Остановимся более подробно на его ограничениях, учитывая слова Л.С. Выготского о том, что застревание на новообразовании кризиса ведет к появлению трудностей и искажений в психическом развитии.

Исследования О.В.Гуровой и Н.В.Разиной показали, что дети с ярко выраженным новообразованием кризиса трех лет испытывают проблемы с обучением. Ориентация на самостоятельность, очень важная в психическом и личностном развитии человека, по словам Д.Б. Эльконина, сопровождается ориентацией на совместную жизнь с взрослым. Именно эти две в чем-то противоположные тенденции создают условия для полноценного развития личности.

Хорошо известные изменения в поведении детей, находящихся, и даже прошедших кризис трех лет, будут носить конструктивный характер только при дальнейших изменениях в общении и деятельности ребенка. Если же длительное время жизнедеятельность ребенка ориентирована на то, чтобы подчеркнуть его независимый и самостоятельный характер, это, как показывают и данные специальных исследований, и результаты психологического консультирования, ведет к серьезным искажениям личностного развития[8].

Ситуация кардинальным образом меняется, когда характеристики новообразования кризиса трех лет начинают встраиваться в новую для ребенка деятельность. Прежде всего, это происходит в общении.

Взрослый при помощи речи изменил смысл ситуации и через это – и деятельность ребенка, и его позицию. Это возможно при условии, что ребенок вышел из кризиса трех лет и имел возможность наблюдать (воспринимать), как папа работает молотком. При этом папа или кто-то другой осмыслял для ребенка его деятельность.

При наличии этих условий через некоторое время ребенок сможет уже не только принять осмысленную взрослым ситуацию (Миша стучит молоточком), но и сам ее создавать. Теперь, взяв ложку или какой-то иной предмет в руки, он может начать действовать им, как молотком.

Исследования воображения и его генезиса в детском возрасте позволили выявить его специфику. Удалось обнаружить тот механизм, который дает возможность в воображении видеть целое раньше частей. Этим целым оказалось контекстное поле предмета или явления.

Таким образом, для того чтобы вообразить что-то (неважно что – отдельный предмет или целостную ситуацию), субъект должен ориентироваться на контекст (не то, что находится или находилось в реальном восприятии, а на тот смысл, который субъект придает объекту). У одного человека это может быть какая-то ассоциация, у другого контекст оказывается связанным с тем, что в данный момент занимает его мысли, у третьего – с эмоциональным впечатлением и т. п.

Итак, когда ребенку или взрослому надо осмыслить какой-то предмет (ситуацию), определить, что стоит за определенным понятием, придать смысл тому, что явного смысла не имеет, наконец, переосмыслить, придать иной смысл уже знакомым предметам или явлениям, он пользуется не тем, что реально воспринимает, а собственным опытом. И тогда кусочек от картинки становится слоненком, серый волк – папой козлят, который играет с ними[11], а Баба-яга – старой женщиной, которую очень жалко, ведь она живет в лесу совсем одна.

На самом высоком уровне развития воображения оно задается и управляется особой внутренней позицией субъекта. Например, описание картинки со штормом на море ничуть не означает, что субъект имеет в виду или представляет какую-то конкретную картину. Просто он, возможно, собирался поехать отдыхать на море или был под впечатлением от рассказа с соответствующим содержанием.

Итак, в воображении можно выделить три компонента и три его составные части – предметный мир, прошлый опыт и внутреннюю позицию. При этом воображение на всех этапах своего существования характеризуется их совокупностью, но на каждом отдельном этапе детерминируется только одним из них. Далее необходимо сделать два важных замечания.

Первое из них – о характере внутренней позиции. Как показали наши исследования, эта позиция является важнейшим компонентом воображения. На начальных стадиях развития воображения она детерминирована предметной средой или прошлым опытом ребенка. Позднее, с развитием воображения, она сама начинает их определять, но носит отчетливо надситуативный характер. Это означает, что субъект в своем воображении очень связан с конкретной ситуацией и это мешает ему использовать воображение в реальной жизни. Надситуативный характер воображения предполагает особые условия для его реализации. Наконец, на высоких уровнях развития воображения, возникающих уже начиная с младшего школьного возраста, внутренняя позиция субъекта приобретает внеситуативный характер. Воображение с внеситуативной внутренней позицией позволяет реализовать разные его виды (смысловое и объективное) и произвольно включать его в разные виды деятельности.

Особенности воображения, связанные с тем, что его начальные формы определяются мотивами и желаниями ребенка, играют важную роль в подготовке к игровой деятельности. Во-первых, субъективный характер воображения ребенка придает деятельности, в которую оно включено, отчетливо личностный характер. Л.С. Выготский замечает, что там, где мы себя чувствуем источником поведения и деятельности, мы поступаем личностно. В этом контексте воображение всегда является характеристикой личности, так как детерминируется самим субъектом. Таким образом, оказывается, что именно с возникновением воображения и связана та особенность игровой деятельности, которая характеризует игру как собственную деятельность играющего.

В то же время (и это во-вторых) тесная связь воображения с личностью делает понятной его роль в развитии человека. Воображение ответственно за смысловую сферу. При помощи воображения субъект получает возможность осмыслять тот или иной предмет или явление (придавать ему смысл) и даже переосмыслять их (придавать иной смысл). Это важно в том числе для возникновения игровой деятельности, так как позволяет использовать в ней различные предметы в качестве ее средства. При этом предметы могут менять свое значение в зависимости от игровых целей (предметы-заместители) или использоваться в условном плане (игрушки).

Тесная связь воображения и игры ни в коей мере не означает их полного совпадения. Высказанный Л.С. Выготским тезис о том, что игра – это воображение в действии, не нужно понимать однозначно. Воображение служит основой игры и обеспечивает субъекту психологическую готовность к игровой деятельности.

Игровая деятельность – это особая сфера активности человека, в которой личности не преследует никаких иных целей, кроме получения удовольствия от проявления собственных физических и духовных сил.

Психологические критерии игровой деятельности

В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов в психологии является вопрос о психологических критериях игры. Это обусловлено тем, что именно игра во многом определяет культуру целого народа и при этом наглядно показывает психологические и личностные особенности отдельного человека.

Четкое определение психологических критериев игры позволяет создать необходимые условия для ее полноценного становления и последующего развития, а также обеспечения использования игровой деятельности во вспомогательных целях.

Психологические критерии игровой деятельности:

  1. Наличие игрушки – действие с игрушками определяет ход игровой деятельности, ее развитие и широту. Первоначально дети не владеют всеми действиями, которые можно совершать с игрушками, в этой связи их игровая деятельность однообразна. Со временем ребенок расширяет свои знания об игрушке и действиях с ней, начинает шире применять в игровой деятельности, что делает ее разнообразнее, глубже и богаче.
  2. Наличие игровой роли – выделение роли в игровой деятельности позволяет ей приобрести сюжет и статус ведущей деятельности ребенка. Анализ игровой роли, как одного их психологических критериев игровой деятельности, позволяет выделить и понять специфику игры, ее значимость для развития ребенка.
  3. Наличие мнимой или воображаемой ситуации – критерий, предложенный Л.С. Выготским, представляет собой смысловой план игры. Посредством воображаемой ситуации, играющий как бы дает осмысление используемой игрушке или предмету, а также совершаемым с ними игровым действиям (роли).

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, основными психологическими критериями игровой деятельности является наличие в ней игрушки (замещающего предмета), игровой роли (действий) и наличие воображаемой ситуации. В случае, если все три критерия находятся в совокупности можно говорить об успешности организованной игровой деятельности и ее полезности для психического и личностного развития играющего.

Кроме того, наличие всех трех критериев позволяет отличить игровую деятельность от иных видов деятельности, а также использовать ее в реальной жизни. Важным является не просто наличие указанных психологических критериев, а их неразрывность и взаимосвязанность.

Психологическая позиция человека в игровой деятельности

Анализ позиций субъекта игровой деятельности позволяет наглядно представить всю специфику той воображаемой ситуации, в условиях которой происходит игра, понять расхождение ее смыслового и оптического поля.

Психологические особенности игровой деятельности

Одновременная позиция внутри игры и вне ее позволяет использовать игровую деятельность как средство для организации других деятельностей и обеспечивает развитие личностных и психических качеств субъект игры (сопереживание, эмпатия и т.д.). Кроме того, такая двойственная позиция играющего позволяет ему научиться со своими эмоциями, управлять собственными действиями. Именно и позволяет использовать игровую деятельность в реальной жизни.

Таким образом, одновременная позиция субъекта в игровой деятельности и вне ее как критерий игровой деятельности, позволяет целенаправленно формировать игру в онтогенезе, он обеспечивает использование игры в реальной жизни, он непосредственно связан с тем значением, которое имеет игра для психического и личностного развития.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

Г.В. Плеханов изучал проблему происхождения искусства в человеческом обществе. Игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Труд предшествовал игре, определял ее содержание. В истории общества труд старше искусства и игры: сначала были земледельческие работы, охота, войны, а затем это находило отражение в плясках, песнях, элементах драматического и изобразительного искусства.

Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями (из маленького лука можно попасть в цель, маленькой мотыгой - рыхлить землю).

Игрушки напоминали орудия труда внешним видом. Игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра.

Ролевая игра возникает в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе.

Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества. С ее помощью игры дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

Современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Социальный характер детской игры

Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Характеристика игровой деятельности

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.




Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п.

Движения - одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как бильбоке, настольным крокетом, мячом и др. В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям. Большими возможностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно-конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструкторы, снег, песок и др.).

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

В свое время А. С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу.Игра готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.

Игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

Теория Игры

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

Г.В. Плеханов изучал проблему происхождения искусства в человеческом обществе. Игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Труд предшествовал игре, определял ее содержание. В истории общества труд старше искусства и игры: сначала были земледельческие работы, охота, войны, а затем это находило отражение в плясках, песнях, элементах драматического и изобразительного искусства.

Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями (из маленького лука можно попасть в цель, маленькой мотыгой - рыхлить землю).

Игрушки напоминали орудия труда внешним видом. Игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра.

Ролевая игра возникает в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе.

Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества. С ее помощью игры дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

Современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Социальный характер детской игры

Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Характеристика игровой деятельности

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п.

Движения - одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как бильбоке, настольным крокетом, мячом и др. В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям. Большими возможностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно-конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструкторы, снег, песок и др.).

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

В свое время А. С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу.Игра готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.

Игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя, дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать и осознавать чувства и состояния других людей, сопереживать им, в ходе игры приобретаются навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра является одним из важнейших средств познания окружающего мира, она способствует развитию воображения, речи, мышления. В ходе игры закладывается основа для творчества. Игра является наиболее эффективным и продуктивным средством обучения, т. к. усвоение обучающей информации происходит в увлекательной для ребенка деятельности.

Игра проходит различные этапы. По Д. Б. Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами - осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью. Н. Я. Михайленко выделяет три постепенно усложняющихся способа игры: 1) развертывание и обозначение условных предметных действий в И. ; 2) ролевое поведение - обозначение и реализация условной игровой позиции; 3) сюжетосложение - развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.

Роль игры в развитии психики ребенка. 1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. 2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо". 3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). 4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). 5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Виды игровой деятельности

Ролевая игра - основная форма игры детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет, и он используется в связи с приданным ему новым значением. Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, содержит в себе скрытые правила,регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с другими детьми в соответствии с их ролями

Режиссерская игра - вид индивидуальной игры, когда ребенок разыгрывает некоторый сюжет с помощью игрушек. В режиссерской игре ребенок выполняет функцию и режиссера (удержание замысла игры, и актеров (выполнение определенных ролевых действий по реализации игрового замысла).

Дидактическая игра - вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Дидактическая игра может быть и ролевой, и игрой с правилами. Дидактические игры являются основной формой обучения детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте возникает и другая форма обще-ния - личностная, характеризующаяся тем, что ребенок ак-тивно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм. Но для бесед на эти темы требуется бо-лее высокий уровень развития интеллекта. Ради этой формы общения ребенок отказывается от партнерства и стано-вится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя. Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ре-бенка к обучению в школе, где ему придется слушать взросло-го, чутко впитывая все то, что ему будет говорить учитель. Важную роль в формировании личности ребенка имеет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важ-но, чтобы ребенок с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудниче-ства, взаимопомощи, начала которой формируются в игровой деятельности.

До поступления в школу ребенок знакомится с миром при помощи игры. Именно она влияет на познавательное развитие и способствует адаптации к социальному окружению. Игровая деятельность дошкольников помогает формированию психических функций и личностных качеств, развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей.

Место игры в жизни дошкольника

Игра в том или ином виде практически постоянно присутствует в жизни ребенка дошкольного возраста. Подавляющее большинство действий происходит в игровой форме, даже обычные бытовые и воспитательные. Значительно проще уговорить дошкольника поесть или лечь спать, используя игровые элементы.

Игра в жизни детей

Через игровые действия дошкольник познает реальные отношения людей, многому научается и всесторонне развивается. С помощью игры происходит психическое развитие, социализация дошкольников, значительно расширяется кругозор и развивается речь, повышается физическая активность.

Через игровую активность детям проще научиться понимать переживания и чувства других людей. Моделируя различные ситуации, которые они видели в жизни, и выполняя роли, дошкольники поневоле испытывают те чувства, которые переживаются и в реальной жизни.

Дополнительная польза – психотерапевтический эффект. Взаимодействия с игрушками или друзьями научают сопереживать, помогают избавиться от отрицательных эмоций, выплеснуть огорчения и переживания, что важно для детей, чьи психологические особенности делают их восприимчивыми к обидам и страхам.

Виды и формы игровой деятельности в дошкольном возрасте

Этапы развития игровой деятельности дошкольника обеспечивают на протяжении возрастного периода обогащение видов и форм детских занятий. Если малыши в большей степени играют с простыми игрушками и предметами, то старшие дошкольники строят сюжет игры, разрабатывают правила, создают целые проекты для коллективного развлечения.

Если представить краткую характеристику игровой деятельности дошкольников, то следует отметить, что в этом возрасте игры отличаются по содержанию, по логике действий, по наличию или отсутствию правил, по характеру ролей.

Некоторые виды могут требовать двигательной активности ребенка, а другие – активизации мыслительных процессов. Но каждая игровая ситуация имеет моделирующий характер, так как дети создают модель того, что они наблюдают вокруг.

Предметные игровые действия

Подобная разновидность характерна для самых маленьких детей. В этот период игровые действия заключаются в копировании действий взрослых. Такие подражательные игры заключаются в приготовлении еды, разговоре по телефону и в моделировании других простых ситуаций.

В качестве объекта выступают предметы-заместители. Девочка укладывает спать куклу так же, как это делает мама, прикладывает к уху игрушечный телефон или предмет, напоминающий его своей формой. Такой формат игры готовит ребенка к более сложным видам, способствует пониманию, что существуют определенные правила, является основой для будущей ролевой активности.

Подвижные игры

Полноценное развитие требует достаточного количества физической активности в жизни ребенка. Обычная зарядка вряд ли заинтересует малыша, а вот подвижные игры – отличный способ побегать и попрыгать, получая удовольствие.

Подвижные игры

Ролевая игра

Первые ролевые элементы появляются у малыша в 3 года, когда он примеряет чужой образ – доктора, мамы, продавца. По мере взросления игровая деятельность усложняется: появляется сюжет, добавляются новые игроки, разрабатываются четкие правила игры.

Именно данная форма относится к основной деятельности ребенка. Она может длиться как несколько минут, так и продолжаться днями, когда девочка воображает себя принцессой или героиней, а мальчик стремится стать пиратом, супергероем, великим разбойником.

Сюжетно ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию воображения и творческих способностей: даже если за основу берется сказка или мультфильм, сюжет тщательно перерабатывается, могут появляться новые персонажи, а развитие событий часто уходит далеко в сторону от изначальной канвы.

Познавательная игровая активность

Игровая активность помогает ребенку осваивать новые знания и понимать незнакомые для него процессы. Познавательный интерес подталкивает многих дошкольников разобраться с теми действиями взрослого мира, в которых применяются вполне доступные инструменты.

познавательная игра

Механизм заключается в следующем: ребенок увидел, как продавец или родители в супермаркете взвешивают продукты. Или наблюдает, как строители рулеткой замеряют длину или высоту. Интерес к данным действиям побуждает ребенка освоить их самостоятельно.

Взяв в руки линейку, он может перемерить все предметы в доме, а если имеются весы, то узнать количество граммов всего содержимого в холодильнике. Несмотря на то, что все происходит в рамках развлечения, ребенок приобретает навыки и получает знания, которые в дальнейшем пригодятся в учебной и профессиональной деятельности.

Развитие игровой деятельности в дошкольном периоде

Чем старше ребенок, тем сложнее его игровая активность. Важно, чтобы взрослые занимались руководством игрой детей младшего дошкольного возраста. Необходимо предлагать варианты, простые правила, заменять объекты. Без помощи родителей игровая деятельность будет однообразной, и развитие ребенка будет проходить медленнее и сложнее.

Пятилетние дети хорошо справляются сами в известных им видах игры, но нуждаются в подсказках взрослых, чтобы расширить тематику своих занятий. Дети 6-7 лет выбирают свободно тему игры, самостоятельно распределяют роли, контролируют ход и развитие.

Как играют младшие дошкольники

Играть малыши начинают уже в один год, когда пытаются копировать взрослых с помощью погремушек или простых игрушек. Развитие игры в младшем дошкольном возрасте существенно продвигается от элементарных действий, подсказанных непосредственно игрушками (покатать машинку, насыпать песок в ведерко и пр.) до ролевых игр.

Игра рядом

К трем годам у малышей формируются первичные предпосылки к использованию сюжета: куклы и плюшевые игрушки устают или голодны, машинки требуют ремонта, за игрушечной собачкой или кошечкой необходим уход. Также в этом возрасте уже создаются игровые ситуации с использованием роли врача или продавца.

Особенности игры старших дошкольников

Основная особенность игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста – коллективность. Выделяются лидеры, предлагающие сюжет и устанавливающие правила. Такие лидеры способны заинтересовать своей инициативностью и фантазией друзей.

В этот период группа дошкольников может стать относительно устойчивой, объединенной сходными интересами. Соответственно, замысел игры зависит от того, чем увлечены все члены команды. Роли распределяются четко и до начала процесса, а правила выполняются по возможности неукоснительно, хотя случается, что в процессе они меняются. Перед началом происходит осознанная подготовка: в зависимости от целей изготавливается атрибутика или даже костюмы.

Влияние игры на развитие дошкольника

Учитывая, что игра – это основное занятие детей до 6-7 лет, в процессе игровой деятельности у дошкольников развиваются все основные навыки и умения, необходимые для успешного обучения в школе.

Игровая активность

Формируются и закрепляются основные познавательные функции, улучшаются речевые навыки, расширяется объем знаний, стимулируется воображение, пробуждается и развивается творческое мышление.

Благодаря играм дошкольник научается общаться. Особенно способствует этому сюжетно-ролевая игра, поскольку заставляет детей прислушиваться друг к другу, учитывать место своей роли в общем сюжете, выполнять роль с присущими ей действиями, придерживаться правил.

Многостороннее влияние игры на развитие ребенка позволяет определять ее как ведущую деятельность в этом возрасте.

Функции игровой деятельности

К основным функциям детской игры причисляют обучающую, коммуникативную, регулятивную, терапевтическую. Но дошкольник не только познает, общается, учится контролировать свое поведение и соблюдать правила. В условиях игры происходят многие важные процессы:

  • Формирование самопознания и развитие личности ребенка – малыш узнает себя, учится быть инициативным, делать выбор, высказывать собственные мысли.
  • Развитие умения сотрудничать – появляются навыки солидарности, нахождения компромиссов в спорных ситуациях, формируется взаимопонимание в отношениях со сверстниками.
  • Повышается уровень коммуникации – ребенок учится применять речь в качестве инструмента для создания договоренностей.
  • Пробуждение заинтересованности в получении новых знаний – игровая форма обучения минимизирует стресс при столкновении с неизвестным и доставляет радость познания.
  • Развивается восприятие окружающей действительности: дошкольник разграничивает реальный мир и игровой.
  • Формируется произвольность поведения детей.

Влияние современных условий на игровую деятельность детей

Последнее десятилетие существенно изменило принципы игры современных дошкольников. Многие родители, чтобы занять малыша, дают ему всевозможные гаджеты для просмотра мультфильмов или игры в простенькие приложения.

Компьютеры и мобильные телефоны появляются у многих еще до поступления в школу, и интересы дошкольника смещаются в сторону виртуального мира, что ограничивает возможности для развития игровой деятельности в дошкольном возрасте. Очень важно, чтобы родители тщательно контролировали дневной график ребенка и формировали интерес к занятиям, не связанным с новыми технологиями.

Читайте также: