К какой форме методической работы в школе относится наставничество

Обновлено: 02.07.2024

Проблема профессионального становления личности приобретает все большую значимость. Работа с молодыми специалистами сегодня является приоритетным направлением в деятельности любого образовательного учреждения. Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых учителей, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении. Задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Наибольшие трудности в адаптации и выработке собственной системы преподавания молодые специалисты, а так же учителя без педагогического опыта, испытывают на двух этапах своего профессионального развития: на предварительной стадии (1 год работы) и на стадии вхождения в профессию (2-3 года работы).

Поэтому работа наставника направлена в первую очередь на развитие и саморазвитие профессиональной и индивидуальной творческой деятельности молодых учителей через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств.

Руководство профессиональным становлением учителя в первые годы работы (0-3) представляет собой непрерывный процесс взаимодействия, продуманный, психологически обусловленный.

К реализации проекта подключаются как существующие службы и структуры (методический совет, предметные кафедры, психологическая служба), так и специально созданные (Школа молодого учителя, наставники (учителя–предметники, консультанты)). Для каждой службы и структуры разработаны Регламенты деятельности по осуществлению вхождения в должность начинающего педагога.

Структура управления реализацией проекта в Приложении. /data/files/m1519447235.bmp (720x537)

В соответствии с Положением о наставничестве МАОУ лицея №7 г. Томска (от 20.06.2016, протокол №7)определены основные виды наставничества (пункт 2.2):

Наставник – консультант – активный, опытный педагог, профессионально успешный (победитель ПНПО, различных конкурсов профессионального мастерства), человек, занимающийся общественной работой. Он проводит систематическую работу с группой молодых специалистов и начинающих педагогов, осуществляет тесное сотрудничество со Школой молодого учителя МАОУ лицея №7 г. Томска и является членом методического объединения наставников лицея.

Консультант не учит, как что-либо делать. Он создает условия для того, чтобы подопечный сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения цели.

Наставник – предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку.

Мои основные задачи в рамках наставничества:

- способствовать формированию потребности заниматься самоанализом результатов своей профессиональной деятельности;

- показывать собственный положительный пример в поиске научных знаний, в готовности передавать их подрастающему поколению;

- развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;

- способствовать формированию приемов педагогического контроля и самоконтроля молодого учителя;

- ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей педагогической деятельности;

- привить молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и закрепление учителя в образовательном учреждении;

- ускорить процесс профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

Организация работы наставника с молодым педагогом осуществляется в несколько этапов:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, проводит диагностику профессиональных затруднений, выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Анализ опыта позволяет сформулировать основные принципы формирования системы наставничества:

добровольность и целеустремлённость работы наставника;

морально-психологический контакт наставника и подшефного;

личный положительный пример наставника;

доброжелательность и взаимное уважение;

уважительное отношение к мнению молодого специалиста;

согласованность содержания работы наставника по профессиональному становлению подшефного с содержанием календарно-тематического плана по предмету и плана работы методического объединения учителей информатики;

направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление молодого специалиста.

Выбор формы работы наставником начинается с вводного собеседования, где молодой специалист рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя, или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация наставник должен быть терпеливым и целеустремленным. Сопровождая адаптацию молодого педагога, он применяет наиболее эффективные формы наставничества: деловые и ролевые игры, анализ ситуаций, развиваю­щие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Для осуществления системности в работе с начинающим педагогом используются следующие направления деятельности:

- глубокое изучение и освоение молодым специалистом школьной программы, требований к современному уроку; научной и методической литературы по предмету;

- овладение молодым педагогом комплексным подходом к воспитательной работе, ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; овладение современных требований к внеурочной работе по предмету;

- изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности молодого специалиста.

В процессе осуществления руководства молодым специалистом, мною выполняются следующие функции:

- определяю методику обучения молодого специалиста, вместе с ним разрабатываю план его профессионального становления;

- проверяю усилия подшефного, даю нужные советы и рекомендую необходимую литературу;

- привлекаю молодого специалиста к разработке планов-занятий и различного рода учебно-методической документации;

- учу составлению календарно-тематических планов и других учебно-методических документов по предмету;

- знакомлю с нормативными документами по организации УВП, с гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников, с правилами безопасности в кабинете информатики;

- посещаю уроки, занятия, внеклассные мероприятия по предмету у своего подшефного и провожу их анализ;

Итоги работы с молодым специалистом фиксируются ежегодно в отчёте: молодой специалист отмечает выполненные им виды работы; наставник даёт краткую характеристику итогов их выполнения и реализации профессиональных компетентностей молодого специалиста.

На основе отчёта проходит обсуждение с молодым специалистом об особенностях его профессиональной деятельности, и даются рекомендации по её дальнейшему совершенствованию, способствуя тем самым адаптации специалиста к профессиональным и организационным аспектам работы.

Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать законченным, если:

• учитель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации своей учебной деятельности;

• проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;

• показатели качества стабильные.

При завершении периода становления составляется заключение, в котором определяется эффективность адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

С введением инноваций в систему образования повышаются требования к личностным и профессиональным качествам учителя современной школы. Именно перед ним, современным учителем, носителем современных общественных изменений, стоит первоочередная задача – воспитание компетентной, творческой личности, способной к продуктивной жизнедеятельности в новых общественных условиях. Хорошо, если в школе рядом с опытными педагогами-новаторами появляются молодые специалисты, желающие всецело посвятить себя педагогике. Важно поддержать молодых учителей, так как успешная педагогическая деятельность молодого педагога зависит не только от его профессиональной подготовки и личных качеств, но и от того, в какой коллектив он попадет, какие условия работы ему создадут, какую методическую помощь окажут. В связи с этим, считаю очень важной деятельность школьной администрации по созданию соответствующей системы сопровождения молодого специалиста, которая способствовала бы процессу его становления, его адаптации к профессиональной деятельности в условиях изменения параметров психолого-педагогической компетентности. Речь идет о наставничестве как одной из форм методической работы с молодыми учителями. И менно наставник отвечает за реализацию информационной, организационной, обучающей и других функций, обеспечивает условия для адаптации и непрерывного профессионального образования начинающего педагогического работника.

К вопросу адаптации учителя в разное время обращались ученые,
педагоги и психологи: Л.Г. Борисова, С.Г. Вершловский, Т.А. Воробьева, П.А. Жильцов, Л.М. Митина, A.Г. Мороз, Г.И. Насырова, М.И. Скубий, В.А. Сластенин и др. В их исследованиях отмечено, что основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в трудовой производственной деятельности.

В современной педагогике используются два термина: "наставничество" и "тьюторство", последнее понятие получило широкое распространение в странах Европы и Северной Америки. Однако, тьюторство – это иной опыт, иная система воспитания. Тьютор – наблюдатель за воспитанниками, в английском языке – домашний учитель, репетитор, воспитатель. Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений.

Наставничество в нашей школе организовано для оказания методической помощи молодым специалистам, не имеющим опыта работы. Оно предусматривает систематическую индивидуальную работу по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и
умений ведения педагогической деятельности, всестороннего развития
имеющихся у молодого специалиста знаний в области предметной специализации и методики преподавания.

Следует отметить, что деятельность Школы молодого учителя и Школы наставничества взаимосвязана. Целью Школы молодого учителя является обучение молодых педагогов для их успешной адаптации к работе в школе. Основными задачами Школы можно считать предоставление методической помощи молодому специалисту в становлении как профессионала, создание условий для его профессионального роста.

Целью Школы наставничества является обеспечение организационной, методической, психолого-педагогической помощи молодому специалисту в решении первоочередных проблем, преодолении трудностей, с которыми он встречается на первых порах своей профессиональной деятельности, поддержка его творческого потенциала и личностных особенностей каждого.

В Положении о наставничестве школы отмечено, что молодой специалист – это начинающий педагог, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склон­ность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений, по­вышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставни­ка, по согласованному плану профессионального становления. Разумеется, наставник – это опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Это же Положение определяет наставничество как систематическую индивидуальную работу по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, всестороннего развития имеющихся у молодого специалиста знаний в области преподаваемого предмета и методики преподавания.

В Школе наставничества происходит отслеживание уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определяется степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Выбор формы работы с молодым специалистом начинается с вводного тестирования и собеседования, где он рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.

Во время адаптационного этапа наставник молодого специалиста помогает ему проанализировать учебные программы, пояснительные записки к ним; помогает составить календарные и поурочные планы, подобрать материал для занятий, практических и лабораторных работ, контроля знаний обучающихся; оказывает методическую помощь в подготовке уроков, подборе дидактических материалов, наглядных пособий, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий, контроля знаний, посещает уроки молодого специалиста с последующим тщательным анализом. В его обязанности входит проведение консультаций по актуальным вопросам преподавания, практической подготовки учащихся, подготовки и проведения экзаменов, защиты исследовательских работ, проектов.

Наставниками р азработаны различные инструкции, памятки и положения, шаблоны плана-конспекта уроков различного типа, тематические электронные презентации.

В Положении о наставничестве в школе оговариваются права и обязанности не только наставника, но и молодого специалиста. Так, в период наставничества молодой специалист обязан:

- изучать нормативные документы, определяющие его служебную дея­тельность, структуру, особенности деятельности школы и
функциональные обязанности по занимаемой должности;

- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства,
овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно
строить свои взаимоотношения с ним;

- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

- периодически делать отчёт о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

Наряду с этим молодой специалист имеет право:

- вносить на рассмотрение администрации предложения по со­ вершенствованию работы, связанной с наставничеством;

- защищать профессиональную честь и достоинство;

- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

- повышать квалификацию удобным для себя способом.

Во время основного этапа деятельности наставничества н а занятиях в Школе молодого учителя детально рассматриваются инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, способы применения новых педагогических технологий. Здесь преобладают такие формы работы как моделирование уроков, подготовка методических материалов (разные варианты поурочных планов, дидактические материалы и т.д.), апробирование активных, интерактивных методов обучения и воспитания. К примеру, на первом заседании Школы молодого учителя были рассмотрены такие вопросы:

О содержании учебных программ и пояснительных записок.

О требованиях к ведению классного журнала и оформлении классной документации.

Об оценивании учебных достижений учащихся.

О внедрении инновационных технологий обучения и воспитания.

Во время проведения занятий используются разнообразные формы и методы работы, которые позволяют осуществлять практическую направленность и индивидуализацию формирования профессиональной компетентности, повышение педагогического мастерства молодых педагогов.

В одной из памяток молодому педагогу наставники рекомендуют:

1. Планируя уроки, подумайте:

- как ученики должны вести себя на уроке. С первых уроков вырабатывайте у воспитанников определенный стереотип поведения, формируйте позитивные навыки;

- какие виды работ будут выполнены учениками на уроке.

2. Помните: основное предназначение отметки – правильно оценить результаты обучения учеников, усвоения ими знаний, приобретения умений и навыков.

3. Выберите из всего арсенала методических приемов оптимальные для данного материала и для данных учеников.

4. Продумайте структуру урока и зафиксируйте все в плане-конспекте урока.

5. Подготовьте наглядные и учебные пособия, не забудьте проверить исправность ТСО, компьютерной техники.

6. Повторите в уме или вслух ключевые элементы плана, продумайте непредвиденные обстоятельства, найдите и зафиксируйте запасные варианты.

Анализируя свой урок, молодые специалисты обращают внимание на ряд вопросов, среди которых такие:

Отвечает ли содержание урока целям и задачам?

Какие методы и приемы использовались на уроке?

Наблюдалась ли дифференциация и индивидуализация обучения?

Какие инновационные педагогические технологии были использованы учителем на уроке?

Подведен ли итог урока?

Что нового взяли Вы из урока в свой методический багаж?

Ведение дневников молодыми учителями в Школе молодого учителя дает возможность активизировать внутренний диалог с самим собой, способствует развитию педагогической мысли – откровенной, самокритичной, творческой.

С писок литературы:

История педагогики. /Под ред. Н.А.Константинова, Е.Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой.- М.: Просвещение, 1982

Касаткина, Н.Э. Теория и практика подготовки молодежи к рабочим профессиям [Текст] / Н.Э.Касаткина, В.В. Патрина, Е.В. Филатова.- Кемерово: Сибирская издательская группа КемГУ, 2009.

Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. докт. Филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1983 .- С.345.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается о формах методической работы в школе.

ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Методическая работа является неотъемлемой частью работы учителя.

Методическая работа – целостная, взаимосвязанная система мер, направленных на повышение квалификации учителей, необходимых для данных конкретных условий той или иной деятельности.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью и многообразием стоящих перед ней целей, разнообразных конкретных условий, в которых находится школа.

Все многообразие организационных форм методической работы в школе можно представить в виде трех взаимосвязанных групп таких форм:

— общешкольные формы методической работы (семинары, практикумы, научно-практические конференции и педагогические чтения, диспуты, дискуссии, методические выставки, стенгазеты, бюллетени и т.д.);

— групповые формы методической работы (творческие микрогруппы учителей, школы передового опыта, групповое наставничество, взаимопосещение уроков и внеклассных воспитательных мероприятий);

— индивидуальные формы методической работы (стажировка, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование).

1.Семинары и практикумы:

Эта форма заседаний является необходимой для ознакомления учителей с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. К выступлениям и докладам должны привлекаться высококвалифицированные учителя. Для проведения этой формы требуется большая подготовка.

На семинарах-практикумах Ввцентре внимания присутствующих на таких семинарах находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно важно и весьма ценно для роста профессионального мастерства учителей. После посещения учителями практической части семинаров — уроков, факультативов, внеклассных мероприятий — очень важно умело организовать обсуждения, дискуссии, на которых каждый может высказать свои соображения, мнения, дать оценку практикуму. Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педколлектива к творческой, поисковой, исследовательской деятельности и повышают его педагогическую культуру.

2. Диспуты, дискуссии

Дискуссия — целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями с целью поиска истины. Ее существенной чертой является равный диалог всех участников.

Некоторые формы дискуссий

Дебаты. Строятся на заранее спланированные выступления участников, имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.

Для подготовки таких игр требуется время, но интерес учителей к ним необычайно высок. Очень часто в процессе игры участники в результате эмоционального подъема могут прибегать к имитации, драматизации. После окончания подводятся итоги. Завершать следует анализом игровой ситуации, определяя ее соотношение с реальностью и, главное, — значимость для формирования интеллектуально-познавательных интересов учащихся. Значимость такой игры связана с активизацией внимания, переживаний, с мыслями участников процесса. И самое важное — учителя должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в переносе на учащихся начальных классов

4.Школа передового опыта группы наставников.

- знакомство с уроками и внеклассными мероприятиями своего наставника, с планом его работы и др. методическими документами;

- приглашение наставника на свои уроки;

- совместно с ним планирование урока, классных часов, получение консультации.

5.Окрытые уроки и внеурочные мероприятия.

При обсуждении необходимо учитывать реализацию следующих задач:

Умение планировать и определять образовательные, воспитательные и развивающие цели (развитие интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов и т. д.)

Умение четко ставить перед учащимися задачи, цели урока или мероприятия.

Умение выбрать эффективные и целесообразные формы, методы, виды, приемы работы с учащимися.

Умение добиваться максимальной результативности и рациональности труда учащихся.

Технология таких обсуждений выработана давно и почти не претерпевает изменений.

6. Выставки и отчеты по самообразованию

Отчеты по самообразованию учителей прежде всего требуют наглядной демонстрации продуктов труда учителя (доклады, рефераты, разработки уроков, создание авторских программ, составление тестов-анкет, дидактических пособий и т. д.) и продуктов труда их учащихся (выставки лучших тетрадей, сочинений, рисунков, поделок и т. д.). Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование крайне необходима, т.к. расширение культурного кругозора, развитие рефлексии, способности к самокритике — это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности как учителя, так и учащегося.

7. Неформальные объединения учителей.

Создаваемые преимущественно для совместного проведения досуга, неформального общения эти формы работы могут принести большую помощь в деле повышения квалификации и мастерства учителей, прежде всего — в подъеме общей культуры учителей, культуры общения и речи. Во многих школах действуют учительские театры, студии, агитбригады, в которых молодые учителя осваивают основы педагогической техники в ходе подготовки и проведения различных выступлений, концертов. Эти формы служат и для сплочения педагогического коллектива. Не следует при этом забывать, что неформальные объединения учителей по своей природе не терпят администрирования, заорганизованности, поэтому руководство их деятельностью требует особого такта.

Место наставничества в современном образовании

Для начала приведем две главные цели заявленного нацпроекта:

Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

 Открывая организации будущего

Автор этой книги, основываясь на многолетнем глубоком исследовании, рассказывает, какими станут организации будущего, построенные на абсолютно иных принципах, — цельными, самоуправляемыми и эволюционными. Он показывает, как такие компании развиваются — и с нуля, и эволюционируя из существующих организаций.



Следуя тенденциям, российские школы меняют модель работы. Пока что сохраняется, но постепенно уходит в прошлое, модель 1.0, в которой учитель транслирует информацию, а ученики запоминают ее и воспроизводят в точках контроля. Мы уже близко знакомы с моделью коллективного кейсового обучения 2.0. Образование стремится к модели 3.0, она предусматривает постановку персональных целей для каждого ученика и поиск наиболее удобного способа проверки его знаний.

Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.

Характеристика педагога-наставника

Читайте также: