Содержание деятельности общественных органов управления в школе

Обновлено: 05.07.2024

Существует несколько подходов к самоуправлению в общеобразоваетльной школе: одна из форм организации жизнедеятельности учащихся (пед.энц.); способ привлечения детей к управлению класса, школы (Крупская Н.К.); деятельность учащихся по реализации функций управления (Приходько Н.И.); метод организации воспитательного коллектива (Коротов В.М.).

Таким образом, школьное самоуправление – не самоорганизация школьного коллектива, не помощь администрации школы в организации дежурств или проведении мероприятий; – это система, позволяющая ученикам, педагогам и родителям принимать участие в управлении школой.

Самоуправление можно условно назвать одной из ветвей школьной власти. Другая ветвь власти – административная власть, которую в школе возглавляет директор. Эти две ветви власти – власть самоуправления и административная власть – не подчиняются друг другу. Директор не может командовать органом самоуправления, точно так же, как в государстве премьер-министр не может командовать парламентом. Самоуправление – это власть. А если это власть, то командовать ею нельзя.

Формы школьного самоуправления можно разделить на четыре группы:

1. Ученическое самоуправление.К нему относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками и выражающие их интересы. Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса и многие другие.

2. Родительское самоуправление.К нему относятся органы школьного самоуправления, созданные родителями. Наиболее распространены такие формы родительского самоуправления, как родительские комитеты.

3. Педагогическое самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные педагогами. Как правило, наиболее распространённым органом педагогического самоуправления является педсовет.

4. Общешкольное самоуправление. К нему относятся органы школьного самоуправления, созданные совместно учениками, педагогами и родителями. Эти органы самоуправления должны согласовывать интересы всех участников школьной жизни и поэтому, как правило, имеют полномочия принимать решения, имеющие общешкольное значение. Наиболее распространённой формой общешкольного самоуправления является Совет школы.

В каждой школе самоуправление может быть представлено различными формами. Например, в одной школе может работать только ученическое самоуправление, а в другой школе – формы самоуправления всех четырех групп.

В структуре самоуправления нет жёсткой соподчиненности. Нельзя говорить, что школьный совет – главнее ученического совета. У каждого из этих органов должны быть свои полномочия и свой круг вопросов, на решение которых они могут влиять. Совет школы не может командовать ученическим советом. Органы школьного самоуправления могут работать вне зависимости друг от друга, а могут и взаимодействовать между собой.

Можно выделить несколько уровней самоуправления в ОУ: уровень классных коллективов, параллелей (среднй, старшей школы) и общешкольный уровень. Самоуправление во многом зависит от выбранной в школе структуры, т.е. от того, что считается первичным коллективом.

Одним из ранних упоминаний о школьном самоуправлении и его организации в Европе относят к ХVI столетию. В Германии работала латинская школа (В. Тротцендорф), где в целях гражданского воспитания использовали специально организованное школьное самоуправление.




Несомненный интерес представляют братские школы на Украине. В уставе Львовской братской школы (1586), наряду с правами и обязанностями учителя содержатся требования по организации детей.

А так как в обществе к тому времени уже сложились три ветви власти – законодательная, судебная и исполнительная, то школьное самоуправление в разных вариантах их и копирует.

В России на развитие школьного самоуправление большое влияние оказал К.Д. Ушинский, который считал, что формирование активной и творческой личности предполагает соединение в единый процесс образования, воспитания и трудовой деятельности молодежи в различных ее формах.

В соответствии с этими документами в школах действовали как раздельные органы самоуправления педагогов (педагогические советы, учебно-методические объединения), учащихся (общие и делегатские собрания, учкомы, комиссии и др.), трудового населения и общественности (собрания родителей, их комитеты), так и их совместные органы самоуправления (школьные собрания, конференции).

По “Положению о единой трудовой школе” школьный совет являлся ответственным органом школьного самоуправления.

Очень активно в педагогический поиск включились многие известные российские педагоги и психологи (А. Бакушинский, П. Блонский, Л. Выготский, А. Макаренко, А. Пинкевич, С. Шацкий и др.). По их инициативе в эти годы в Москве были созданы Академия социального воспитания (1919 г.), научно-исследовательские институты методов школьной работы (1922 г.), методов внешкольной работы (1923 г.), научной педагогики при 2-м МГУ (1926 г.), в Ленинграде — Институт научной педагогики (1924 г.).

Неоценимый вклад в становление теории и практики самоуправления внес А.С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление. Вершиной школьного самоуправления в 20-30-е годы можно считать созданную Макаренко коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, в которой всё управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами.

Система самоуправления коммуны содержалась в “Конституции страны ФЭД”. В соответствии с ней высшим органом в коммуне было общее собрание коммунаров, которое имело право накладывать на коммунаров взыскание. В период между общими собраниями главным органом управления был совет командиров отрядов. В совет командиров входили так же: начальник коммуны, его помощник, начальник хозяйственной части, врач, секретарь комсомольской организации, начальник завода.

На общем собрании коммунаров избирались: санитарная комиссия, столовая комиссия, хозяйственная комиссия, клубный совет. Полномочия, конкретные обязанности и порядок деятельности каждой комиссии излагались в “конституции”.

В истории российской педагогики советского периода особого внимания заслуживает педагогическая деятельность И. Иванова и поднятая его опытом (Коммуна юных фрунзенцев, Коммуна им. Макаренко) волна коммунарского движения, возникшая в 60-х годах XX века и охватившая более 300 тысяч ребят. Коммунарские клубы (КЮКи и КИМы) представляли собой общественные, самоуправляемые неформальные объединения, в основе жизни которых лежала коллективная творческая деятельность. Эта методика в педагогической литературе известна под разными наименованиями: коммунарская методика, методика коллективных творческих дел, орлятская методика и пр.

В 1992 году был принят Закон Российской Федерации “Об образовании”, в котором нашла определенное воплощение идея демократизации школы. Отныне каждая школа разрабатывает свой устав, в котором имеет право устанавливать конкретную форму демократического самоуправления, а с 1996 г. ОУ руководствуются законом “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “Об образовании”. В соответствии с ними управление ОУ должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Порядок выборов органов самоуправления должен определяться уставом учреждения. Немаловажная роль в самоуправлении учреждения отводится ученикам.

В наши дни, когда в образовательных учреждениях создаются управляющие советы, а само учреждение переходит в статус автономии, ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития.

Немаловажную роль в развитии самоуправления на современном этапе играют и общественные молодежные объединения (организации), которые стали важным нововведением 90-х годов. Правовая регламентация этих вопросов содержится в Федеральном законе "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (1995), а также в ст. 7, 9, 18 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998).

Таким образом, понятие самоуправление, как самостоятельное управление ребятами своей учебной и внеучебной деятельностью продолжает расширять свои границы до общественной деятельности.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе образования и правовой статус участников образовательного процесса. Права ребенка и формы его правовой защиты.

Одной из отличительных особенностей современной системы образования РФ является ее государственно-общественный характер управления. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования.

Деятельность образовательного учреждения регламентируется на основе нормативных документов: федерального, регионального, городского и муниципальных уровней.

В нормативных документах закреплен социальный заказа общества к ОУ:

2. Национальной доктрины образования (Постановление Правительства РФ №751 от 4.10.2000 г.) – «система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространения и развитие национальной культуры;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

Существует несколько подходов к самоуправлению в общеобразоваетльной школе: одна из форм организации жизнедеятельности учащихся (пед.энц.); способ привлечения детей к управлению класса, школы (Крупская Н.К.); деятельность учащихся по реализации функций управления (Приходько Н.И.); метод организации воспитательного коллектива (Коротов В.М.).

Таким образом, школьное самоуправление – не самоорганизация школьного коллектива, не помощь администрации школы в организации дежурств или проведении мероприятий; – это система, позволяющая ученикам, педагогам и родителям принимать участие в управлении школой.

Самоуправление можно условно назвать одной из ветвей школьной власти. Другая ветвь власти – административная власть, которую в школе возглавляет директор. Эти две ветви власти – власть самоуправления и административная власть – не подчиняются друг другу. Директор не может командовать органом самоуправления, точно так же, как в государстве премьер-министр не может командовать парламентом. Самоуправление – это власть. А если это власть, то командовать ею нельзя.

Формы школьного самоуправления можно разделить на четыре группы:

1. Ученическое самоуправление.К нему относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками и выражающие их интересы. Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса и многие другие.

2. Родительское самоуправление.К нему относятся органы школьного самоуправления, созданные родителями. Наиболее распространены такие формы родительского самоуправления, как родительские комитеты.

3. Педагогическое самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные педагогами. Как правило, наиболее распространённым органом педагогического самоуправления является педсовет.

4. Общешкольное самоуправление. К нему относятся органы школьного самоуправления, созданные совместно учениками, педагогами и родителями. Эти органы самоуправления должны согласовывать интересы всех участников школьной жизни и поэтому, как правило, имеют полномочия принимать решения, имеющие общешкольное значение. Наиболее распространённой формой общешкольного самоуправления является Совет школы.

В каждой школе самоуправление может быть представлено различными формами. Например, в одной школе может работать только ученическое самоуправление, а в другой школе – формы самоуправления всех четырех групп.

В структуре самоуправления нет жёсткой соподчиненности. Нельзя говорить, что школьный совет – главнее ученического совета. У каждого из этих органов должны быть свои полномочия и свой круг вопросов, на решение которых они могут влиять. Совет школы не может командовать ученическим советом. Органы школьного самоуправления могут работать вне зависимости друг от друга, а могут и взаимодействовать между собой.

Можно выделить несколько уровней самоуправления в ОУ: уровень классных коллективов, параллелей (среднй, старшей школы) и общешкольный уровень. Самоуправление во многом зависит от выбранной в школе структуры, т.е. от того, что считается первичным коллективом.

Одним из ранних упоминаний о школьном самоуправлении и его организации в Европе относят к ХVI столетию. В Германии работала латинская школа (В. Тротцендорф), где в целях гражданского воспитания использовали специально организованное школьное самоуправление.

Несомненный интерес представляют братские школы на Украине. В уставе Львовской братской школы (1586), наряду с правами и обязанностями учителя содержатся требования по организации детей.

А так как в обществе к тому времени уже сложились три ветви власти – законодательная, судебная и исполнительная, то школьное самоуправление в разных вариантах их и копирует.

В России на развитие школьного самоуправление большое влияние оказал К.Д. Ушинский, который считал, что формирование активной и творческой личности предполагает соединение в единый процесс образования, воспитания и трудовой деятельности молодежи в различных ее формах.

В соответствии с этими документами в школах действовали как раздельные органы самоуправления педагогов (педагогические советы, учебно-методические объединения), учащихся (общие и делегатские собрания, учкомы, комиссии и др.), трудового населения и общественности (собрания родителей, их комитеты), так и их совместные органы самоуправления (школьные собрания, конференции).

По “Положению о единой трудовой школе” школьный совет являлся ответственным органом школьного самоуправления.

Очень активно в педагогический поиск включились многие известные российские педагоги и психологи (А. Бакушинский, П. Блонский, Л. Выготский, А. Макаренко, А. Пинкевич, С. Шацкий и др.). По их инициативе в эти годы в Москве были созданы Академия социального воспитания (1919 г.), научно-исследовательские институты методов школьной работы (1922 г.), методов внешкольной работы (1923 г.), научной педагогики при 2-м МГУ (1926 г.), в Ленинграде — Институт научной педагогики (1924 г.).

Неоценимый вклад в становление теории и практики самоуправления внес А.С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление. Вершиной школьного самоуправления в 20-30-е годы можно считать созданную Макаренко коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, в которой всё управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами.

Система самоуправления коммуны содержалась в “Конституции страны ФЭД”. В соответствии с ней высшим органом в коммуне было общее собрание коммунаров, которое имело право накладывать на коммунаров взыскание. В период между общими собраниями главным органом управления был совет командиров отрядов. В совет командиров входили так же: начальник коммуны, его помощник, начальник хозяйственной части, врач, секретарь комсомольской организации, начальник завода.

На общем собрании коммунаров избирались: санитарная комиссия, столовая комиссия, хозяйственная комиссия, клубный совет. Полномочия, конкретные обязанности и порядок деятельности каждой комиссии излагались в “конституции”.

В истории российской педагогики советского периода особого внимания заслуживает педагогическая деятельность И. Иванова и поднятая его опытом (Коммуна юных фрунзенцев, Коммуна им. Макаренко) волна коммунарского движения, возникшая в 60-х годах XX века и охватившая более 300 тысяч ребят. Коммунарские клубы (КЮКи и КИМы) представляли собой общественные, самоуправляемые неформальные объединения, в основе жизни которых лежала коллективная творческая деятельность. Эта методика в педагогической литературе известна под разными наименованиями: коммунарская методика, методика коллективных творческих дел, орлятская методика и пр.

В 1992 году был принят Закон Российской Федерации “Об образовании”, в котором нашла определенное воплощение идея демократизации школы. Отныне каждая школа разрабатывает свой устав, в котором имеет право устанавливать конкретную форму демократического самоуправления, а с 1996 г. ОУ руководствуются законом “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “Об образовании”. В соответствии с ними управление ОУ должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Порядок выборов органов самоуправления должен определяться уставом учреждения. Немаловажная роль в самоуправлении учреждения отводится ученикам.

В наши дни, когда в образовательных учреждениях создаются управляющие советы, а само учреждение переходит в статус автономии, ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития.

Немаловажную роль в развитии самоуправления на современном этапе играют и общественные молодежные объединения (организации), которые стали важным нововведением 90-х годов. Правовая регламентация этих вопросов содержится в Федеральном законе "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (1995), а также в ст. 7, 9, 18 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998).

Таким образом, понятие самоуправление, как самостоятельное управление ребятами своей учебной и внеучебной деятельностью продолжает расширять свои границы до общественной деятельности.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе образования и правовой статус участников образовательного процесса. Права ребенка и формы его правовой защиты.

Одной из отличительных особенностей современной системы образования РФ является ее государственно-общественный характер управления. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования.

Деятельность образовательного учреждения регламентируется на основе нормативных документов: федерального, регионального, городского и муниципальных уровней.

В нормативных документах закреплен социальный заказа общества к ОУ:

2. Национальной доктрины образования (Постановление Правительства РФ №751 от 4.10.2000 г.) – «система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространения и развитие национальной культуры;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

Школа — один из типов образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и воспитание обучающихся. Управление школой - это научно-обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного изучения учебных предметов, нравственного воспитания, подготовки к сознательному выбору профессии и всестороннего развития личности.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно- общественному управлению образованием. Основная идея государственно - общественного управления образованием — объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Общественный характер управления образованием проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельностьколлективного органа управления -совета школы. Один из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация (разнообразие) образовательных учреждений.

Немаловажное значение имеют научно-обоснованные принципы управленческой деятельности органов управления в школе.Наиболее существенные из них следующие:

· скоординированность, согласованность и деловое со­трудничество всех управленческих органов в определении ведущих задач школы и ее учебно-воспитательной деятель­ности;

· демократизм, гласность и опора на общественное мне­ние учителей, родителей и учащихся в осуществлении все­ми управленческими органами и должностными лицами своих обязанностей и функций;

· персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей и воспитате­лей групп продленного дня за выполнение своих обязанно­стей;

· поддержание здорового психологического микрокли­мата в школе, творческой активности и инициативы, вы­сокой требовательности к качеству учебно-воспитательной работы;

· тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принима­емых в школе решений по совершенствованию обучения и воспитания учащихся;

· поощрение педагогического творчества, инновацион­ных поисков и стимулирование учителей и классных руко­водителей к овладению передовым педагогическим опытом.

Школа как управляемая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В состав управляющей подсистемы входят директор, его заместители. В состав управляемой подсистемы входят преподаватели, учащиеся, лаборанты, технические работники.

Условно в школе можно выделить следующие управленческие группы:

1 группа. Должностные лица школы: директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, заместитель по воспитательной работе, помощник директора по хозяйственной части, руководитель детских и юношеских организаций.

2 группа. Педсовет школы и входящие в его состав предметные комиссии;

общешкольная конференция представителей учителей, родителей и уч-ся.

3 группа. Органы ученического самоуправления ( ученический комитет, старосты классов, предметных кружков, различных обществ).

4 группа. Органы родительской общественности (родительский комитет школы, родительские комитеты классов).

Непосредственное управление школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Руководитель в соответствии с уставом образовательного учреждения может быть: а) нанят советом; б) избран коллективом; в) назначен учредителем; г) нанят учредителем по контракту. Директор школы осуществляет руководство педагогическим коллективом школы, создаёт условия для эффективности учебно-воспитательного процесса. Директор школы, как представитель государства, имеет право единоначалия. Все распоряжения директора обязательны для выполнения всеми работниками школы и учащимися. Директор школы несет персональную ответственность за деятель­ность школы, состояние и качество учебно-воспитательной работы.

В его обязанности входят:

· правильный подбор и расстановка кадров, руководство педагогическим коллективом школы, создание условий для повышения профессионального, научно-теоретического и психолого-педагогического уровня учителей, стимулирование их педагогического творчества;

· осуществление контроля за ходом учебно-воспитательного процесса;

· осуществление деловых контактов с местными общественными организациями;

· организация воспитательной работы по профориентации учащихся;

· оказание практической помощи в активизации деятельности ученического самоуправления;

· развитие и укрепление материально-технической базы школы и др.

Функции и обязанности заместителя директора шко­лы по учебно-воспитательной работе включают в себя:

· организацию учебных занятий в школе и воспитатель­ной работы в процессе обучения;

· контроль за выполнением учебных программ, ходом учебных занятий и качеством успеваемости учащихся;

· организацию внеклассной учебной работы по различ­ным предметам (предметных кружков, обществ, олимпи­ад, конкурсов и т.д.);

· регулирование учебной нагрузки учащихся;

· анализ учебно-воспитательной работы школы и состав­ление статистических и письменных отчетов о результа­тах деятельности педагогического коллектива;

· реализацию и контроль за выполнением указаний вы­шестоящих органов образования по вопросам совершен­ствования учебно-воспитательной работы;

· обобщение и внедрение передового педагогического опыта по повышению качества учебно-воспитательной ра­боты;

· руководство работой предметных методических комис­сий (секций) учителей и др.

К обязанностям заместителя директора по воспита­тельной работе относятся:

· организация и координация внеклассной воспитатель­ной работы с учащимися;

· проведение методической работы с классными руко­водителями и воспитателями групп продленного дня по со­вершенствованию воспитания учащихся;

· поддержание деловых контактов с родителями учащих­ся, руководителями внешкольных детских организаций;

· научно-методический анализ проводимой внеклассной воспитательной работы в школе, обобщение и внедрение передового педагогического опыта и др.

В условиях обновления и реформирования школы для выполнения указанных выше должностных обязанностей директор школы и его заместители должны сочетать в себе высокую педагогическую образованность, компетентность и нравственную культуру, проявлять деловитость и ответ­ственность в работе, обладать инициативой и творческим подходом к совершенствованию обучения и воспитания, поддерживать инновационные начинания и передовой опыт учителей и классных руководителей.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.577

2. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.210

3. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.482-550

4. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.264

Школа — один из типов образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и воспитание обучающихся. Управление школой - это научно-обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного изучения учебных предметов, нравственного воспитания, подготовки к сознательному выбору профессии и всестороннего развития личности.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно- общественному управлению образованием. Основная идея государственно - общественного управления образованием — объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Общественный характер управления образованием проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельностьколлективного органа управления -совета школы. Один из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация (разнообразие) образовательных учреждений.

Немаловажное значение имеют научно-обоснованные принципы управленческой деятельности органов управления в школе.Наиболее существенные из них следующие:

· скоординированность, согласованность и деловое со­трудничество всех управленческих органов в определении ведущих задач школы и ее учебно-воспитательной деятель­ности;

· демократизм, гласность и опора на общественное мне­ние учителей, родителей и учащихся в осуществлении все­ми управленческими органами и должностными лицами своих обязанностей и функций;

· персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей и воспитате­лей групп продленного дня за выполнение своих обязанно­стей;

· поддержание здорового психологического микрокли­мата в школе, творческой активности и инициативы, вы­сокой требовательности к качеству учебно-воспитательной работы;

· тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принима­емых в школе решений по совершенствованию обучения и воспитания учащихся;

· поощрение педагогического творчества, инновацион­ных поисков и стимулирование учителей и классных руко­водителей к овладению передовым педагогическим опытом.

Школа как управляемая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В состав управляющей подсистемы входят директор, его заместители. В состав управляемой подсистемы входят преподаватели, учащиеся, лаборанты, технические работники.

Условно в школе можно выделить следующие управленческие группы:

1 группа. Должностные лица школы: директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, заместитель по воспитательной работе, помощник директора по хозяйственной части, руководитель детских и юношеских организаций.

2 группа. Педсовет школы и входящие в его состав предметные комиссии;

общешкольная конференция представителей учителей, родителей и уч-ся.

3 группа. Органы ученического самоуправления ( ученический комитет, старосты классов, предметных кружков, различных обществ).

4 группа. Органы родительской общественности (родительский комитет школы, родительские комитеты классов).

Непосредственное управление школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Руководитель в соответствии с уставом образовательного учреждения может быть: а) нанят советом; б) избран коллективом; в) назначен учредителем; г) нанят учредителем по контракту. Директор школы осуществляет руководство педагогическим коллективом школы, создаёт условия для эффективности учебно-воспитательного процесса. Директор школы, как представитель государства, имеет право единоначалия. Все распоряжения директора обязательны для выполнения всеми работниками школы и учащимися. Директор школы несет персональную ответственность за деятель­ность школы, состояние и качество учебно-воспитательной работы.

В его обязанности входят:

· правильный подбор и расстановка кадров, руководство педагогическим коллективом школы, создание условий для повышения профессионального, научно-теоретического и психолого-педагогического уровня учителей, стимулирование их педагогического творчества;

· осуществление контроля за ходом учебно-воспитательного процесса;

· осуществление деловых контактов с местными общественными организациями;

· организация воспитательной работы по профориентации учащихся;

· оказание практической помощи в активизации деятельности ученического самоуправления;

· развитие и укрепление материально-технической базы школы и др.

Функции и обязанности заместителя директора шко­лы по учебно-воспитательной работе включают в себя:

· организацию учебных занятий в школе и воспитатель­ной работы в процессе обучения;

· контроль за выполнением учебных программ, ходом учебных занятий и качеством успеваемости учащихся;

· организацию внеклассной учебной работы по различ­ным предметам (предметных кружков, обществ, олимпи­ад, конкурсов и т.д.);

· регулирование учебной нагрузки учащихся;

· анализ учебно-воспитательной работы школы и состав­ление статистических и письменных отчетов о результа­тах деятельности педагогического коллектива;

· реализацию и контроль за выполнением указаний вы­шестоящих органов образования по вопросам совершен­ствования учебно-воспитательной работы;

· обобщение и внедрение передового педагогического опыта по повышению качества учебно-воспитательной ра­боты;

· руководство работой предметных методических комис­сий (секций) учителей и др.

К обязанностям заместителя директора по воспита­тельной работе относятся:

· организация и координация внеклассной воспитатель­ной работы с учащимися;

· проведение методической работы с классными руко­водителями и воспитателями групп продленного дня по со­вершенствованию воспитания учащихся;

· поддержание деловых контактов с родителями учащих­ся, руководителями внешкольных детских организаций;

· научно-методический анализ проводимой внеклассной воспитательной работы в школе, обобщение и внедрение передового педагогического опыта и др.

В условиях обновления и реформирования школы для выполнения указанных выше должностных обязанностей директор школы и его заместители должны сочетать в себе высокую педагогическую образованность, компетентность и нравственную культуру, проявлять деловитость и ответ­ственность в работе, обладать инициативой и творческим подходом к совершенствованию обучения и воспитания, поддерживать инновационные начинания и передовой опыт учителей и классных руководителей.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.577

2. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.210

3. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.482-550

4. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.264

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тарканина Юлия Михайловна, volinoe @ mail .

По большому счету это участие было всегда. В школе работали органы школьного ученического самоуправления и детские организации, родители собирались на классные и общешкольные комитеты, собрания, конференции, педагоги решали вопросы в первичных профсоюзах, на педсоветах. Но все же прежняя система образования была более внутренне замкнутой, закрытой, консервативной. С переходом на ФГОС НОО стала необходимость расширения общественного участия в управлении образованием, роста влияния самого общества на качество образования и его доступность для всех слоев населения, открытости для общественности, населения.

Наша модель государственно-общественного управления образовательного учреждения имеет 3 компонентных блока: обучающиеся, родители, педагоги.

Приоритетная задача нашей школы: создание наиболее благоприятных условий для развития всех обучающихся с учетом их склонностей, способностей, возможностей, а, следовательно, удовлетворение образовательных потребностей и интересов детей и их родителей. Опыт показывает, что организовать плодотворное общественное участие родителей и школьников в образовательном процессе, реализации образовательных и социальных программ непросто. Это связано с отсутствием свободного времени, скептическими настроениями, неумением взять на себя ответственность за результат, недостаточной компетентностью в области социального менеджмента.

Поэтому в рамках развития государственно-общественного управления в школе принципиально важными являются задачи создания эффективно действующей структуры школьного детского самоуправления и расширения форм системного активного общественного участия родителей.

Обозначим значимые направления по их реализации.

- Выстраиваем систему детского самоуправления с начальной школы.

-Уделяем особое внимание развитию общественных детских объединений. С целью, развития навыков самоуправления в школе, успешно функционируют 8 детских объединений:

Рабочие органы самоуправления:

- Большой Школьный Совет (БШС). Стараемся обеспечить непрерывную связь и преемственность между структурами детского самоуправления по ступеням обучения

- Совершенствуем механизмы и развиваем новые формы общественного участия родителей в образовательном процессе.

- Поддерживаем и реализуем лучшие родительские инициативы, направленные на обеспечение открытости образования, повышения качества образовательных услуг, улучшение образовательно-воспитательной среды.

- при поступлении ребенка в школу между родителями, образовательной организацией, КО заключается договор, в котором стороны определяют взаимные права и обязанности по обеспечению реализации обучающимся права на получение бесплатного качественного образования.

- при приеме в школу родители пишут согласия об использовании персональных данных.

- ежегодно в конце учебного года проводится диагностика удовлетворенности родителей учебно-воспитательным процессом

- используются различные формы информирования родителей о деятельности ОУ в условиях ФГОС: публичный отчет, родительские собрания, сайт школы и др.

Созданы творческие группы педагогов, работающих по ФГОС НОО. И если рассматривать ТГ в рамках педагогического общественного управления, то оно самоуправляется (есть руководитель), в нем присутствуют такие направления деятельности, как анализ результатов работы ТГ, публичный отчет о деятельности ТГ

Важным органом государственно-общественного управления в школе является педсовет. Но это не педсовет, на котором представляется или обобщается наработанный методический опыт (конференция, отчет, или анализ деятельности педколлектива основным лицом с содокладчиками), хотя и такие формы иногда необходимы, а педсовет как постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников– педагогический совет, на котором выносится проблемная ситуация, ведется диалог между субъектами, используются форматы на основе мозгового штурма, работы проблемных групп, другой нестандартной организационной схемы обсуждения вопросов (аукцион педагогических идей, защита педагогических и управленческих проектов, деловая игра, мастер-класс и др.).

Существует такой орган самоуправления как собрание работников, в состав которого кроме педагогов входят учебно-вспомогательный и технический персонал, профсоюзный комитет. Совместно с лидером профкома решаем вопросы трудовой деятельности наших работников,

В школе была создана творческая группа для разработки Положения о Совете школы, в состав вошли не только учителя, но и родители, и обучающиеся.

После проведенной подготовительной работы на общешкольном родительском собрании с участием членов совета обучающихся был избран Совет школы в количестве 9 человек (3 представителя от родителей (законных представителей) обучающихся по 1 представителю от ступени обучения; 3 представителя обучающихся II-III ступеней обучения; 3 представителя работников Учреждения.) . Срок полномочий Совета Учреждения составляет 5 лет.

Основные задачи Совета школы:

-определение основных направлений развития школы;

-содействие созданию в школе оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;

-контроль за реализацией в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

-осуществление контроля за организацией питания и медицинского обслуживания в школе в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы;

Еще одним органом ГОУ в школе является общешкольная конференция, которая собирается на реже одного раза в год. Ее формат – переговорная площадка, на которой все субъекты образовательного процесса решают значимые для большинства вопросы: нужна ли единая школьная форма, определение основных направлений развития школы, представление публичного отчета по результатам деятельности школы. Важно отметить, что на такие конференции мы приглашаем наших социальных партнеров, представителей ведомств, учреждений, организаций, заинтересованных и совместно с нами осуществляющих дополнительное образование, воспитательный процесс.

Создание в школе структуры государственного общественного управления делает её открытой обществу, становится прозрачной её образовательная и воспитательная деятельность, а это, в свою очередь, помогает преодолеть отчуждение школы от общества и вовлечь родителей учеников как в школьную жизнь, так и в определённые механизмы управления школой.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" в качестве одного из принципов государственной политики в области образования определен государственно-общественный характер управления образованием, который предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения.

Работа по созданию Управляющего совета в нашей школе началась с 2007 года, когда школа стала пилотной по введению новой системы оплаты труда. Органами самоуправления в школе тогда были попечительский совет, родительский комитет, родительское собрание, педагогический совет школы, собрание работников школы, Совет старшеклассников, Детская организация "Кэскил", которые, в сущности, не занимались вопросами стратегического развития школы. Тогда как в условиях реализации концепции модернизации образования необходимость наличия хорошо продуманных программ развития школ стала очевидной. При этом программы развития могли быть реально осуществимы только при взаимодействии всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, учащихся. Поэтому создание управляющих советов стало велением времени.

При создании управляющего совета у нас появилось множество вопросов:

- Каковы управленческие компетенции управляющего совета? Чем он вправе управлять и что он может решать?

- Как организовать реальную работу управляющего совета, если его председатель не входит в состав школьной администрации, а среди управляющих есть люди, не работающие в школе?

- Будет ли деятельность управляющего совета действительно управленческой?

Мы подумали, что количество членов управляющего совета не должно быть очень маленьким или очень большим. Важно, чтобы он был работоспособным, выполнял поставленные перед ним управленческие задачи.

Семинар на тему "Управляющие советы: назначение, сущность, деятельность", проведенный для коллектива школы муниципальным управлением образования, позволил понять педагогическому и родительскому коллективу, что управляющие советы действительно могут стать основой государственно-общественного управления в школе. На данном семинаре была создана творческая группа для разработки Положения об управляющем совете, а также комиссия по подготовке публичного доклада за учебный год. В их состав вошли не только учителя, но и родители, и учащиеся.

  • Принятие Устава общеобразовательного учреждения, изменений и дополнений к нему;
  • Утверждение программы развития школы;
  • Установление продолжительности учебной недели, времени начала и окончания занятий;
  • Принятие решения об исключении обучающегося из ОУ;
  • Принятие решения о введении единой формы одежды для обучающихся;
  • Содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития ОУ;
  • Слушание отчета руководителя ОУ по итогам учебного и финансового года;
  • Утверждение расчетов стимулирования учителей;
  • Ежегодное представление общественности доклада о состоянии дел в общеобразовательном учреждении.
  • учебные и внеучебные достижения обучающихся, которые рассматриваются по итогам контрольных и экзаменационных работ, участия в предметных олимпиадах, научно- практических конференциях, интеллектуальных, творческих конкурсах, спортивных и туристических соревнованиях;
  • социализация обучающихся - наличие и уровень реализации программ развития классного коллектива, мониторинг воспитанности учащихся, участие обучающихся в органах самоуправления (для классных руководителей), решение конфликтных ситуаций в классном коллективе и обучаемом классе (ученик-учитель, ученик - ученик), продолжение обучения в учреждениях профессионального образования, качество образования (индекс психологического благополучия, успехи в учебе), сохранение и укрепление здоровья обучающихся (индекс здоровья, проведение классных спортивных мероприятий, участие в соревнованиях), воспитание обучающихся (проведение открытых классных часов, внеклассных мероприятий, активное участие класса в общешкольных мероприятиях);
  • профессиональный рост учителя - применение педагогических технологий в образовательном процессе, участие в педагогических чтениях, научно-практических конференциях и семинарах, наличие публикаций, авторских разработок, участие в профессиональных конкурсах, общественной работе.

Оценка со стороны родителей и обучающихся деятельности учителя проводится через анкетирование.

Оценка со стороны родителей учителей-предметников
(данные анкетирования, проводимого психологом или социальным педагогом)

Оценка со стороны обучающихся учителей-предметников
(данные анкетирования, проводимого психологом или социальным педагогом)

  • Обеспечение доступности и качества общего образования - реализация в школе предпрофильной подготовки, профильного обучения в школе, отсутствие отчислений из ОУ в 1-9 классах, сохранение 97% контингента обучающихся по отчету ОШ -1, сохранение 98% контингента в 10 - 11 классах;
  • Кадровые ресурсы - укомплектованность педагогическими кадрами, их качественный состав (с высшим образованием - 60%, с высшей категорией 30%, с 1 категорией - 40 %), стабильность педагогического коллектива, сохранение 95% педколлектива ежегодно, 100% молодых учителей, соответствие решений школьной аттестационной комиссии решениям муниципальной аттестационной комиссии;
  • Эффективность управленческой деятельности - ведение мониторинга учебного процесса и принятие на основе анализа управленческих решений, выполнение плана ВШК, высокий уровень организации и проведения итоговой и промежуточной аттестации обучающихся, исполнительская дисциплина (качественное ведение документации, своевременное предоставление документации и т.д.), отсутствие обоснованных обращений граждан по поводу конфликтных ситуаций и уровень решения конфликтных ситуаций, поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, освоение эффективных методик управления педагогическим персоналом, наличие доступной и открытой информации о ситуации в школе;
  • Результативность обучения и воспитания в школе - достижение 100% успеваемости и 70% качества обученности по итогам года, достижения обучающимися высоких показателей качества в сравнении со среднеулусными показателями, доля призеров улусных олимпиад (40% от общего количества участников олимпиад), наличие выпускников 11 классов, награжденных медалями; доля выпускников (более 80% от общего количества выпускников), продолжающих обучение после окончания школы в ВУЗах, ССУЗах, ПТУ; участие во внешкольных методических и педагогических чтениях, участие во внешкольных методических и педагогических чтениях, высокий уровень проведения научно-методической работы (семинары, педсоветы).

Отдельные показатели имеются для оценки деятельности заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по административно-хозяйственной части, социального педагога, психолога, педагога-организатора, библиотекаря, руководителей кружков, медицинского работника, технического персонала.

В первый год работы было трудно и членам управляющего совета, и администрации. Не все задуманное было сделано, но можно сказать, что были достаточно хорошо реализованы проекты по вовлечению граждан в общественное управление школой. Так, впервые было организовано широкое обсуждение публичного отчета школы, в котором приняли участие и родители, и учащиеся, и педагогический коллектив, и общественность села. В частности, публичный отчет был размещен на компьютерах в кабинете информатики, и каждый желающий учащийся мог ознакомиться с его содержанием, в электронном варианте отправлен тем, у кого дома имеется компьютер, текст публичного отчета в свободном доступе имелся в учительской, был передан администрации наслега. Такая информационная работа имела свои плоды: на общешкольном родительском собрании, на котором был представлен публичный отчет школы за учебный год, приняло участие максимальное количество родителей.

Кроме того, члены управляющего совета принимали участие в утверждении стимулирующей части ФОТ педагогов школы, в определении режима работы школы, приоритетности учебных предметов.

В 2008 году Управляющий совет школы подал заявку для участия школы в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта "Образование". По итогам конкурса наша школа стала победителем, получила грант Президента РФ. Это было самым большим достижением не только всего коллектива школы, но вместе с тем и совместной деятельности администрации и управляющего совета школы.

Одной из проблемных направлений работы управляющего совета является решение финансовых вопросов. Каким образом управляющий совет школы может улучшить положение школы в таком важном для школы вопросе, как поиск и привлечение внебюджетных средств, рациональное расходование бюджетных средств? Для этого члены управляющего совета должны знать, как финансируется школа, из каких источников и т.д. Но до сих пор по данному направлению наш управляющий совет испытывает большие трудности.

  • участие в разработке образовательной программы;
  • утверждение Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения;
  • утверждение распределения стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения;
  • привлечение средств для нужд образовательного учреждения;
  • установление режима работы образовательного учреждения;
  • содействие созданию в образовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
  • осуществление контроля за соблюдением условий обучения, воспитания и труда в образовательном учреждении, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников;
  • осуществление контроля за соблюдением общих требований к приему граждан в образовательные учреждения, а также к переводу их в другие образовательные учреждения;
  • осуществление контроля за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством;
  • участие в осуществлении контроля за работой подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений;
  • участие в осуществлении контроля качества дошкольного и общего образования;
  • утверждение публичного отчета о результатах деятельности образовательного учреждения;
  • разрешение конфликтных ситуаций.

Таким образом, работа управляющих советов систематизируется, но в связи с тем, что их полномочия становятся шире, возникает необходимость обучения членов управляющих советов. В нашей республике Институтом развития образования и повышения квалификации по данному направлению уже ведется определенная работа.

Создание в школе структуры государственного общественного управления делает её открытой обществу, становится прозрачной её образовательная и воспитательная деятельность, а это, в свою очередь, помогает преодолеть отчуждение школы от общества и вовлечь родителей учеников как в школьную жизнь, так и в определённые механизмы управления школой.

Читайте также: