Планы дауэса и юнга кратко

Обновлено: 05.07.2024

30 НОЯБРЯ 1923 года под руководством американского генерала Дауэса и английского финансиста Мак-Кенна начала работать комиссия экспертов по определению платёжеспособности Германии. В августе 1924 года на Лондонской конференции Европе и Германии был продиктован уже сам план Дауэса. 30 августа 1924 года вышел закон о денежной реформе, и с этого дня план вступил в силу.

Потом последовали и другие кредиты. Жалеть не приходилось: считалось, что вкладывается в своё… Собственно, так оно и было. Германия начала резко прибавлять промышленные и торговые обороты, и с началом реализации плана Дауэса в германском будущем появился устойчивый просвет. А в Версальской системе появилась первая прореха.

Кроме прочего, это означало дальнейшее ослабление Франции… В Зеркальном зале Версаля французам мечталось, конечно, великое…

Дариак был прав и вывод делал очевидный: вот бы это всё – да под контроль Франции.

Мечталось-то мечталось, а практически вопрос о контроле над германским народным хозяйством был решён в пользу американского, а не французского капитала. Кое-какие крохи достались Англии.

ЧТО Ж, доллары и впрямь оплодотворяли экономику Германии не хуже, чем ил во время разлива Нила – поля египетских феллахов. За два года немцы превзошли довоенный уровень развития. Правда, это не означало, что был восстановлен довоенный уровень массового потребления: у светских женщин сверкали в ушах бриллианты, у рабочих женщин блестели голодные глаза. Чем стал для рабочей Германии план Дауэса, видно хотя бы из статистики заболеваний горняков лёгочным туберкулезом. В 1913 году на сто работающих приходилось 0,57 больных, в 1917 – 1,02. В 1920 году эта цифра поднялась до 1,84, а к 1925-му доросла до 3,93!

Германский долг позволял Америке внедряться в германскую экономику, не тратя на это ни цента. Получалось так, потому что американские банки, предоставившие Германии займы, тут же выпустили под них облигации, раскупленные рядовыми американцами. Банки сразу оказались с прибылью, а через несколько лет немцы – тут много поработал президент Рейхсбанка Яльмар Шахт – отказались от выплат всего долга по согласованию с Большим Капиталом США.

В июне 1929 года, на очередной Парижской конференции, директивы Дауэса заменили планом имени пятидесятипятилетнего американского финансиста Оуэна Д. Юнга, который принимал участие и в разработке плана Дауэса.

Впрочем, полностью игнорировать Юнга, Моргана и ДЭК смысла не было, так что в 1928 году Юнг подписал с нашим Амторгом договор, по которому ДЭК выделяла Советскому Союзу 26 миллионов долларов на закупки электротехнического оборудования.

Естественно – у ДЭК…

Зато все виды официального международного контроля отменялись, а для получения и распределения репараций и расчётов по долгам был создан Банк международных расчётов (БМР) со штаб-квартирой в Базеле. БМР оказался долгожителем: он финансировал военное возрождение Германии после Первой мировой войны, после Второй мировой войны помогал становлению Международного валютного фонда, способствовал в 70-е годы созданию Европейского экономического сообщества и т. д.

Совет директоров БМР состоял из 13 членов.

Интересно, было ли это случайным?

По плану Юнга репарационные отчисления от прибылей промышленности отменялись, немцы опять могли распоряжаться Рейхсбанком и Имперскими железными дорогами, но впредь репарации должны были выплачиваться только из государственного бюджета Германии и дохода от железных дорог. Этим бремя выплат почти полностью перекладывалось на плечи рядового населения…

С одной стороны, этим укреплялись позиции крупного германского капитала, с другой стороны, увеличивался размер прибылей американских акционеров германских предприятий, а с третьей стороны, экономическое положение рядового немца оставалось таким, что программировало постоянное социальное напряжение…

Последнее тоже входило в планы Америки: у немцев надо было поддерживать возмущение и негодование против Версальской системы, подготавливая приход к власти ультранационалистов, ориентированных на реванш, то есть на новую, прибыльную для Америки войну.

А на XIV съезде ВКП(б) в 1925 году Сталин прямо указал на опасность будущей войны в Европе в связи с потерей Германией Силезии, Данцигского коридора и Данцига…

Франко-бельгийские войска из Рура вывели… А план Юнга президент США Гувер вскоре для Германии смягчил, а потом этот последний репарационный план был и вообще фактически отменён мораторием Гувера на платежи по международным правительственным обязательствам.

Еще бы: ворон ворону (в смысле моргановская ДЭК германской АЭГ) ока не выклюет…

Стратегически всё было рассчитано умно и с дальним прицелом. Выжимать все соки из народа Германии до бесконечности было неразумно. Надо было вовремя остановиться, чтобы внести изменения в тактику, сохранив стратегию контроля.

К тому же и орган реального и эффективного контроля имелся – ранее помянутый Банк международных расчётов. В самом центре Европы теперь размещался официальный центр по обслуживанию финансовых интересов США и наднационального капитала, а эти интересы в перспективе предусматривали опять войну.

В 1932 году выплавка стали и добыча угля упали в США до уровня 1902 года.

Сознательно ли, бессознательно, но этот приём был применён Капиталом уже не в первый раз… Когда-то приток контрибуционных золотых франков во Второй рейх Вильгельма Первого после Седанской победы породил волну спекулятивного учредительства – грюндерства. Нувориши процветали, кое-что перепадало и народу…

Для крупного Капитала кризисы – время золотое в прямом смысле этого звонкого слова!

Под шумок в Европе были аннулированы все американские кредиты, и подданные Его Величества британского короля были извещены, что в результате военной задолженности Соединённым Штатам Америки им придётся выплачивать только по годовым процентам государственного долга 350 миллионов фунтов стерлингов.

Англичане платили неохотно и даже отказывались платить, но это не отменяло того факта, что на одних процентах с военных займов Америка давно вернула своё с лихвой, не считая новоприобретённой доли в европейской экономике.

Начавшись в Америке, кризис пришёл и в Европу, в мире с главенством Америки быть иначе уже не могло. Не затронутой кризисом оказалась одна страна – дерзко низринувшая Капитал и созидающая себя сама – Советский Союз Сталина.

Хотя Курциус и Шибер ссылались на французскую идею об общеевропейском союзе, Франция резко протестовала. Германские и австрийские немцы пригрозили в случае отрицательной западной позиции сближением с СССР. Вот тогда-то французские финансовые круги (то есть Ротшильды) и прекратили сотрудничество с австрийскими банками, испытывавшими трудности. Англия же удовлетворилась заверением Германии, что её соглашение с Австрией вызвано экономическими, а не политическими причинами.

Спорный вопрос передали всё же в Гаагский третейский суд, И тот принял сторону Франции.

Ещё бы – при дислокации клана Ротшильдов в трёх крупных европейских столицах!

Предвидя такой исход, Германия и Австрия ещё до решения суда заявили об отказе от соглашения.

Что касается Америки, то вот как изменялась там по годам сумма выплаченных дивидендов, если уровень 1925 года принять за сто процентов: в 1928 году – 157 %; в 1929 – 198 %; в 1930 – 224 %. Как видим, производство в США падало, а доходы американских рантье росли.

Однако не мешает, пожалуй, прибавить и ещё кое-что…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава десятая. Планы[124]

Глава десятая. Планы[124] В составлении планов есть свой порядок[125]. Первым делом нужно установить причины, породившие данное событие, а потом дознаться до мотивов, за ним стоящих[126]. Поняв же эти мотивы, нужно определить их свойства по трем категориям. Эти категории суть:

Новые кризисы и новые испытания

Новые кризисы и новые испытания Когда в американский флот начали поступать новые авианосцы и новые самолеты, пламя кризисов заполыхало по всему миру. После Берлинского кризиса в середине 1961 года последовало нарушение коммунистами соглашения о прекращении огня в Лаосе.

Потери стран Европы, Северной и Южной Америки и Ближнего Востока (Европейский и Средиземноморский театры боевых действий)

Потери стран Европы, Северной и Южной Америки и Ближнего Востока (Европейский и Средиземноморский театры боевых действий) Потери США В американских вооруженных силах в период с 1 декабря 1941 года по 31 августа 1945 года служили 14 903 213 человек, в том числе в сухопутной армии 10

Глава 6 Гигантские планы

Глава 6 Гигантские планы Сверхлодка Помимо обычных массово выпускавшихся транспортных самолетов и планеров, в люфтваффе на протяжении всей войны использовались и разрабатывались транспортники самой необычной конструкции.Осенью 1937 года на авиазаводе фирмы «Блом унд

Глава 6 Загадка директивы

Глава 5 Новые сложности

Глава 5 Новые сложности Сотрудничество между двумя партиями началось еще до подписания этого соглашения. В июле 1976 г. в Луанду прибыла группа консультантов, возглавляемая В. Харазовым, вторым секретарем ЦК компартии Литвы, в составе которой были также П. И. Манчха и Б. Г.

2.1. Новые двигатели, новые самолеты

2.1. Новые двигатели, новые самолеты После окончания Второй мировой войны центром мирового реактивного двигателестроения являлась Великобритания. Летом 1946 года советский торговый представитель в Великобритании сообщил о возможности приобретения в этой стране мощных,

Аграрные планы для будущей Европы

Аграрные планы для будущей Европы Кроме всего вышесказанного, руководители сельского хозяйства и политические руководители Германии строили очень серьезные и далеко идущие планы по специализации сельскохозяйственного производства в Европе после окончания войны,

Новые противники, новые задачи

Глава 8. С освободительной миссией. Зафронтовые группы НКГБ УССР в странах Восточной Европы

Глава 8. С освободительной миссией. Зафронтовые группы НКГБ УССР в странах Восточной Европы Интересы обеспечения стратегического наступления Красной армии обусловили весной 1944 г. постановку задачи 28 опергруппам 4-го Управления НКГБ УССР – передислоцироваться на запад

После победы над Германией и ее союзниками в Первой мировой войне страны Антанты желали как можно быстрее компенсировать собственные военные потери за счет побежденных. Среди прочего, мирные договора предусматривали гигантские репарационные выплаты. Однако вскоре выяснилось, что разоренная войной Германия просто не в состоянии платить. Для того, чтобы обеспечить немецкую платежеспособность и были разработаны планы Дауэса и Юнга.

Цели победителей при пересмотре вопроса репараций

Условия Версальского договора были неоправданно тяжелы, и разоренная войной и революцией Германия объективно не могла их выполнять. Репарации могли быть выплачены только при условии быстрого развития немецкой промышленности, а также определенных уступок со стороны победителей (по срокам и размерам выплат).

Карикатура на репарационные требования к Германии

Франция, как наиболее пострадавшая от войны страна Антанты и главный получатель репараций, была настроена особенно непримиримо. Здесь требовали выплат в полном объеме и в установленные сроки. В 1923 году из-за задержек по уплате репараций Франция оккупировала Рурскую область Германии.

Ч. Дауэс - автор плана восстановления Германии

Сущность и реализация плана Дауэса

Комиссия под руководством Дауэса представила свой доклад 9 апреля 1924 года, 16 августа того же года он был подписан представителями государств-победителей на Лондонской конференции. Франция была вынуждена согласиться с ним под давлением Великобритании и США. 29 августа план был ратифицирован германским рейхстагом, и 1 сентября вступил в силу.

Содержание плана Дауэса

План Дауэса вносил ряд изменений в условия Версальского мира. Положение Германии таким образом облегчалось, а контроль победителей за нею ослаблялся.

  1. Общий объем причитающихся репараций не устанавливался. Вводились только нормы годичных платежей: 1 млрд. марок в 1924-1925 гг., по 1,2 млрд. – в 1925-1927 гг., 1,75 млрд. в 1927-1928 гг., далее по 2,5 млрд.
  2. Для гарантий поступления выплат под контроль победителей ставились Рейхсбанк и германские железные дороги.
  3. Репарации должны были поступать за счет госбюджета и отчислений из прибылей промышленности. Для получения части прибыли были выпущены особые облигации.
  4. Для обеспечения поступлений в германский госбюджет сумм, необходимых для репарационных выплат, вводилось множество косвенных налогов – на железнодорожные перевозки, сахар, обувь, ткани, табак, алкоголь.
  5. Роль союзнических контрольных органов сводилась к контролю своевременного поступления платежей.
  6. Германии предоставлялся международный кредит на 800 млн. марок.

Контроль за выполнением плана также получили США. Генеральным комиссаром по репарациям стал П. Джильберт.

Реализация плана Дауэса и ее последствия

Вступление в действие плана Дауэса означало конец политики давления на Германию и переход к ее восстановлению и признанию. Кроме начального транша в 800 млн. марок до 1929 года в Германию поступило еще 21 млрд. иностранных инвестиций и заимствований. Это дало толчок к экономической стабилизации и началу восстановления германской экономики, в первую очередь промышленности. Веймарская республика была признана на международном уровне.

План Дауэса: схема

Французская оккупация Рура была прекращена. Францию вообще фактически отстранили от решения немецкого вопроса, и она была не в состоянии настаивать на своем.

Частично была достигнута и цель превратить в источник для репараций денежные поступления из СССР. Германия (по Рапалльскому договору) фактически была единственным государством, где СССР мог закупать промышленное оборудование. Однако советское руководство, обеспечив в основном восстановление экономики, тут же взяло курс на индустриализацию, поэтому окончательно превратить страну в источник восстановления Германии не получилось.

Принятие плана Юнга и его значение

О. Юнг - финансовый эксперт

Основные положения плана Юнга

План Юнга был еще более мягким по отношению к Германии в сравнении с планом Дауэса. Уменьшались не только ежегодные выплаты, но и их общий размер.

  1. Отменялся размер ежегодной выплаты в 2,5 млрд. марок, предусмотренный планом Дауэса. Вместо этого в течение 37 лет Германия должна была платить от 1,7 до 2,1 млрд., а далее – в размере долгов европейских союзников США
  2. Общая сумма выплат устанавливалась в 113, 9 млрд. марок.
  3. Оккупационные войска выводились из Рейнской области.
  4. Вместо репарационной комиссии создавался Банк международных расчетов.
  5. Источником репараций становились только железные дороги и госбюджет Германии.

Немалую роль в принятии плана Юнга сыграла американская финансовая группа Моргана. В целом план был выгоден именно США.

Реализация плана Юнга

Фактически план Юнга остался нереализованным. Он был приостановлен в 1931 году – в связи с мировым экономическим кризисом. Его полная отмена произошла на Лозаннской конференции 1932 года.

Заседание конференции по плану Юнга

Однако его принятие способствовало увеличению объемов иностранных вложений в германскую промышленность и ее кредитование (в том числе через Банк международных расчетов). Эти меры способствовали восстановлению военного потенциала Германии – через наращивание военного производства.

При этом, несмотря на смягчение планами Дауэса и Юнга давления победителей на Германию, в самой стране они воспринимались отрицательно – как новая форма эксплуатации. Поэтому реализация планов Дауэса и Юнга входит в число предпосылок к приходу в Германии к власти нацистов и началу Второй мировой. Они способствовали росту недовольства внутри Германии (чем успешно воспользовался Гитлер) и восстановлению немецкого ВПК.


План Дауэса – это название нового порядка выплат репараций с Германии, а точнее с Версальской республики, который предусматривал их соответствие ее возможностям. Датой его принятия стало 16 августа 1924 года. Он действовал до 1929 года, то есть до начала Великой депрессии.

Подготовка

В июне 1919 года был заключен Версальский мирный договор. Согласно его условиям, Германия фактически оставалась без армии и флота, уступала ряд территорий и обязана была платить репарации странам Антанты с целью компенсировать им ущерб от войны.

План Дауэса

Рис. 1. План Дауэса.

Поводом к разработке плана стал кризис 1923 года, который привел к Пивному путчу Гитлера и Людендорфа, то есть к попытке государственного переворота в Германии. В результате, Франция была оттеснена от решения германского вопроса. США и Великобритания использовали как способ давления финансовую зависимость от них этого европейского государства.

30 ноября 1923 года комиссия по репарациям решила создать международный комитет экспертов. Его возглавил американский генерал Чарльз Дауэс. Комитет работал с 14 января до 9 апреля 1924 года и представленный им проект был подписан в Лондоне 16 августа 1924 года. Он вступил в действие с 1 сентября 1924 года, а рейхстаг ратифицировал его 29 августа.

Чарльз Гейтс Дауэс родился в 1865 году в США. В годы Первой мировой войны он был бригадным генералом, а в 1921-1922 годах занимал должность 1-го директора Бюро бюджета США, а в 1925 году на 4 года стал 30-ым вице-президентом при президенте Калвине Кулидже.


Рис. 2. Веймарская республика карта.

Реализация

Германия получала кредиты из США на общую сумму в 21 млрд марок. Размер первого займа составлял 800 млн золотых марок. План Дауэса способствовал восстановлению ее экономики. 1924-1929 годы были относительно благополучными. Это заслуга не только США, но министра иностранных дел Веймарской республики с 1923 по 1929 год – Густава Эрнста Штреземана.

В 1924 году Веймарская республика выплатила 200 млн золотых марок репараций при плане в 1 млрд. В 1928 году размер выплат достиг 2,5 млрд. Валюта страны в те годы была стабильной.

В соответствии с этим планом завершилась французская оккупация Рурского региона. Веймарская республика смогла выйти из международной изоляции. Рейхсбанк и Имперские железные дороги в тот период были поставлены под международный контроль для обеспечения выплат. В годы действия плана Юнга имело место сотрудничество Германии и Советской России в военной сфере.

Под влиянием Великой депрессии был разработан второй план репарационных выплат с Веймарской республики. Он получил название “План Юнга”, так как разработал его американский промышленник и дипломат Оуэн Юнг. На практике его план выполнялся только до июля 1931 года, а к 1932 году просто был отменен.

План Юнга

Рис. 3. План Юнга.

Что мы узнали?

План Дауэса, который определял порядок выплат репараций Германией 1920-ых кратко изучают в школьном курсе истории 9 класса. Необходимо знать о нем для понимания международной обстановки в 1920-ые годы.

Планы Дауэса и Юнга [12.12.15]

Вместе с договорами, подписанными странами Антанты с Австрией, Болгарией, Венгрией и Турцией, был подписан договор с Германией. Эти договоры составили так называемую Версальскую систему послевоенного устройства мира. Текст всех договоров, составлявших Версальскую систему, начинался с устава Лиги наций - международной организации, созданной для смягчения межгосударственных противоречий. Версальская система имела советскую направленность. Она отражала стремление западных держав нейтрализовать опасное революционное движение и поставить в подчиненное положение побежденные страны.

Тяготы Плана Дауэса-Юнга были использованы политическими силами Германии для разжигания в народе шовинистических настроений, что явилось одной из предпосылок прихода Гитлера. Вдобавок осуществление Плана Дауэса привело к быстрому росту военного промышленного потенциала Германии, что и явилось одним из важнейших факторов, способствовавших подготовке и развязыванию ею 2-й мировой воины 1939-1943.

Актуальность обусловлена тем, что Версальская система и планы Дауэса-Юнга являются дипломатическим завершением Первой мировой войны, а ее уязвимость и нестабильность, явилась причиной Второй мировой войны.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение и изучение плана Дауэса и Юнга. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- рассмотреть основные положения Версальской системы 1919 г.;

- раскрыть содержание и причины оказания США помощи Германии после первой мировой войны.

1. Основные положения Версальской системы 1919 г.

Версальская система - система политических и экономических отношений между капиталистическими странами, созданная Англией, США, Францией после разгрома Германии и ее союзников в мировой империалистической войне 1914 - 1918 годов. Была рассчитана на закрепление послевоенного передела мира и направлена не только против побежденных государств, но и против Советского государства и национально-освободительного движения в колониях и зависимых странах. Основу Версальской системы международных отношений в Европе составляли:

  1. Версальский мирный договор (1919);
  2. Сен-Жерменский мирный договор (1919);
  3. Нёйиский мирный договор (1919);
  4. Трианонский мирный договор (1920);
  5. Севрский мирный договор (1920).

Версальский мирный договор - империалистический договор, завершивший первую мировую войну. (Таблица 1). Подписан в Версальском дворце (Франция) 28 июня державами-победительницами - США, Британской империей, Францией, Италией, Японией Бельгией и др., с одной стороны, и побеждённой Германией - с другой. Условия договора были выработаны на Парижской мирной конференции 1919-20 гг.

Основные направления Версальского мирного договора

Германия лишалась 1/7 части своей территории, захваченной в предыдущий период

Германии запрещалось развивать военное производство, уничтожить военные крепости и укрепления, содержать армию более 100 тыс. человек, требовалось передать свой военный флот странам-победительницам

Германия должна была выплатить 132 млрд. марок.

По договору вооружённые силы Германии должны были быть ограничены 100-тысячной сухопутной армией; обязательная военная служба отменялась, основная часть сохранившегося военно-морского флота подлежала передаче победителям, были также наложены жёсткие ограничения на строительство новых боевых кораблей. Германии запрещалось иметь многие современные виды вооружения — боевую авиацию, бронетехнику.

Согласно ст. 116 Версальского договора Германия признавала ". независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи к 1-му августа 1914 года", а также отмену Брестского мира 1918 и всех других договоров, заключенных ею с советским правительством.

Державы-победительницы поделили между собой германские колонии, однако, стремясь замаскировать циничный передел мира, создатели Версальской системы ввели систему "мандатов", т. е. формально бывшей колонией государство-мандатарий управляло по поручению Лиги наций (Статья 22).

Германия и Советская Россия оказались наиболее ущемлены в своих правах.

Население, тыс. чел.

Вольный город Данциг

Антанта сплотила против себя побеждённых и вызвала их ненависть. С другой стороны, разногласия внутри самой Антанты не позволили ей создать прочные гарантии против немецкого реванша.

Армия Германии не была окончательно сокрушена. Кадровый её состав уцелел. Антанта сама помогла его сохранить. Рассчитывая на столкновение Германии с Советской Россией, Антанта сквозь пальцы смотрела на создание немцами сотен военных и спортивных организаций, где под видом инструкторов и охотников скрывались многие десятки тысяч офицеров. К тому же Германия избавлена была от оккупации.

Сен-Жерменский мирный договор — мирный договор, подписанный в Сен-Жерменском дворце по итогам Первой мировой войны между странами Антанты и республикой Австрия. Соглашение с Австрией было подписано 10 сентября 1919 года в парижском предместье Сен-Жермен-ан-Ле. Австрия признала отделение от неё Венгрии, Чехословакии, части польских территорий, также согласилась на территориальные уступки в пользу Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев и Румынии. К Польше была присоединена Западная Галиция, к Чехословакии — Закарпатская Украина. Трансильвания и часть Баната, входившие ранее в состав Австро-Венгрии, были переданы Румынии. Австрия также теряла Южный Тироль и Истрию, отходившие к Италии. Кроме всего прочего Австрия лишилась военного и торгового флота в Адриатике и на Дунае, обязалась выплатить репарации победителям и соглашалась на беспрепятственный транзит любых грузов союзников через свою территорию. Военные статьи договора запрещали Австрии иметь постоянную армию.

Нёйиский договор — мирный договор, заключённый между Болгарией, проигравшей Первую мировую войну в качестве участницы блока Центральных держав, и противостоящими блоку странами Антанты. Договор был подписан 27 ноября 1919 года в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен. Болгария теряла часть территории (свыше 11 тыс. км² или 1/10 территории страны и 1/7 населения), которая передавалась Греции, Румынии и Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Согласно договору:

- к Королевству Сербов, Хорватов и Словенцев отходила часть Македонии, входившая ранее в состав Болгарии;

- Добруджа была закреплена за Румынией.

Трианонский мирный договор был заключён между странами-победительницами в Первой мировой войне и потерпевшей поражение Венгрией. Подписан 4 июня 1920 года в Большом Трианонском дворце Версаля. Договор оформлял юридические положение, фактически сложившееся в бассейне Дуная после войны. В результате была зафиксирована потеря Венгрией значительных территорий.

Севрский мирный договор подписан 10 августа 1920 в г. Севр странами Антанты и присоединившимися к ним государствами, с одной стороны, и султанской Турцией — с другой. По Севрскому миру от Турции отходили многие территории и причинялись другие ущербы (репарации).

Особенности версальской системы:

2. Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции, в новой системе. Значительное территориальное, политическое и экономическое (в разной степени для этих стран) развитие стран-победительниц дало им фактически право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования ее принципов. Другие победители (наподобие Италии) остались на втором плане.

4. Образование ряда новых суверенных субъектов МО в Европе, внешняя политика которых на более поздних этапах развития системы оказала значительное влияние на развитие кризисных процессов.

5. Создание Лиги Наций - инструмента сохранения статус-кво в системе МО. Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций. Это стало свидетельством отсутствия крепкой договорно-правовой базы системы.

6. Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.

7. Для Версальско-Вашингтонской системы характерной была определена асинхронность в трансформационных процессах в двух основных подсистемах (европейской и дальневосточной), что в свою очередь приводило к последующей дестабилизации системы, то есть системные изменения в одной из подсистем со временем вызывали новый всплеск трансформаций в другой.

8. Специфический тип контроля, характерный для данной системы, который можно охарактеризовать как эгалитарно-иерархичный. Тогда как в рамках системы существовала определенная иерархия средств и субъектов системного контроля, на практике основные элементы контроля были оформлены в эгалитарный способ (коллективная безопасность, Лига Наций, международно-правовые соглашения универсального характера, и т.п.)…

В результате войны и Версаля противоречия между союзниками ещё более углубились. Обострилась борьба между Англией и Францией, США и Англией, США и Японией, наконец, между Италией и ведущими державами Антанты. Ко всему этому присоединялись коренные противоречия двух систем — капитализма и социализма.

Версальский мир, поставивший точку в войне, должен был создать в Европе такое равновесие, которое невозможно было бы нарушить. Первая мировая должна была стать последней войной. Как известно, из этого ничего не вышло. И в этом смысле Версальский мир можно считать самым большим поражением той войны.

2. Содержание и причины оказания США помощи Германии после первой мировой войны

В значительной мере этому способствовало стремление США и ведущих европейских стран восстановить баланс сил, нарушенный в результате поражения Германии в войне, их желание погасить высокую социальную напряженность внутри страны, не допустить ее сближения с СССР, а также возможности проникновения социализма в Западную Европу.

С этими целями в апреле 1924 г. руководитель международного экспертного совета, американский банкир Чарльз Дауэс выдвинул ряд предложений по урегулированию проблемы выплат репарационных платежей Германии.

Превращение Восточной Европы и СССР в рынки сбыта германской промышленной продукции, помимо прибылей американским банкам, ставшим фактическими владельцами германских промышленных концернов, решало еще 2 основных для американцев задачи: ликвидация французского влияния в Восточной Европе и недопущение индустриализации СССР.

К 1929 г. Германия обогнала Англию по объему промышленного производства (12% общемирового) и заняла второе место в мире после США (44%).

В 1929 г. американские инвестиции в Германии составили 70% всех иностранных капиталовложений и большая часть из них принадлежала американской финансовой группе Моргана. Таким образом, на смену мировой финансовой гегемонии Ротшильдов (банкиров), длившейся с 1815 по 1917 г., пришла финансовая гегемония Морганов, которые до 1915 г обслуживали интересы Ротшильдов в Северной и Южной Америке.

К моменту прихода Гитлера к власти под полным контролем американского финансового капитала находились такие ключевые отрасли германской промышленности, как: нефтепереработка и производство синтетического горючего, химическая, автомобилестроительная, авиационная, электротехника и радиоприборостроение, значительная часть машиностроения.

Хотя Соединенные Штаты никогда не получали репараций от Германии, они, тем не менее, предоставляли кредиты Германии по планам Дауэса и Юнга. Согласно оценкам, за период 1924-1930 гг. сумма внешней задолженности Германии возросла с 18 млрд. рейхсмарок до 25 млрд. рейхсмарок, причем от 55% долгосрочных и 37% краткосрочных кредитов предоставили США. За период 1924-1930 гг., в соответствии с планами Дауэса и Юнга, выплаты Германии Соединенным Штатам по долгам составили 449 млн. рейхсмарок. Финансирование Соединенными Штатами германского долга способствовало репарационным выплатам Германией др. странам-союзникам и, т. о., по крайней мере косвенно, способствовало выплатам по долгам Соединенным Штатам. Это косвенное движение капитала было прекращено в 1930 и 1931 гг., а в июне 1931 г. администрация Гувера объявила одногодичный мораторий на уплату взносов Соединенным Штатам. Лозаннская конференция в июне-июле 1932 г. аннулировала 90% оцениваемой репарационной задолженности Германии, выдвинув взамен план, в рамках которого Германия разместила в Банке международных расчетов (БМР) облигации 5-процентного займа на 3 млрд. рейхсмарок для хранения там, в течение трех лет с последующей свободной продажей.

В июне 1934 г. Германия объявила мораторий на переводы репараций и приостановила выплаты внешних долгов наличными деньгами. Работа комитета экспертов, начавшаяся в феврале 1929 г., проходила на фоне серьезных расхождений между представителями Германии, Великобритании, Франции, Бельгии и других стран. Все же в июне 1929 г. комитет рекомендовал заменить план Дауэса новым планом Юнга, согласно которому ежегодные репарационные платежи сокращались до 2 млрд. марок на период 1929-1965 гг., с тем, чтобы в 1966-1988 гг. Германия платила суммы, равные ежегодным долговым выплатам стран-получателей германских репараций Соединенным Штатам. Таким образом, после 1966 г. Германия фактически брала бы на себя выплату союзнических долгов европейских стран США. Репарации должны были выплачиваться только за счет прибылей железных дорог и государственного бюджета Германии.

Для утверждения плана Юнга в Гааге в августе 1929 г. и январе 1930 г. работала международная конференция. Она утвердила план Юнга, носящим имя нового председателя Международного совета экспертов, президента электротехнического треста Моргана финансиста Оуэна Юнга. Кроме того, путем обмена нотами между Францией, Бельгией и Германией была оформлена договоренность о сроках и методах окончательной эвакуации союзных войск из Рейнской области. Был отменен финансовый и экономический контроль над Германией. План Юнга и сопутствующие ему договоренности закрепили разрядочные тенденции в Европе.

В дальнейшем реализация плана Юнга была остановлена. В условиях начавшегося мирового экономического кризиса летом 1931 г. президент США Герберт Гувер заявил о введении моратория на выплату американских долгов по межсоюзническим обязательствам военного времени на 1931-1932 гг. с одновременной приостановкой всех других межгосударственных платежей, включая репарационные. Затем с учетом тяжести ситуации в международных финансах был поставлен вопрос о полном аннулировании репарационных выплат по плану Юнга. Летом 1932 г. на конференции в Лозанне была определена сумма заключительного германского платежа в 3 млрд. марок, подлежавшая выплате в течение 15 лет (по истечении 3-летнего моратория на 1932-1934 гг.). Эта сумма никогда не была выплачена.

Заключение

В данной контрольной работе рассмотрела планы Дауэса и Юнга.

Изучила содержание Версальского договора, подписанного летом 1919г. и его основных статей: территориальных, военных и репарационных. Версальская система не только не смогла устранить коренные противоречия между странами, а, напротив, создала новые. К тому же к началу Второй мировой войны большинство основных постановлений договора оказались нарушенными.

Планы Дауэса и Юнга провалились, как в попытке добиться с их помощью экономического подчинения СССР, так и установить американское господство в Германии, утвердить прочное и длительное финансовое главенство США в Европе. Однако эти планы обеспечили широкий приток иностранного, в первую очередь американского капитала в Германию и, тем самым, сыграли существенную роль в возрождении германского милитаризма.

Приведите в соответствие хронологию и основные положения планов Дауэса-Юнга и Маршалла

1. ослабление условий репараций.

2. отказ от сотрудничества с социалистическими странами.

3. восстановление германской тяжелой промышленности.

4. предоставление своих территорий для размещения американских военных баз.

5. предоставление Германии международного займа.

6. привилегии Германии в экономической поддержке по сравнению с другими странами.

Б. 1924-1931 гг.

2. Отказ от сотрудничества с социалистическими странами.

1. Ослабление условий репараций.

5. Предоставление Германии международного займа.

3. Восстановление германской тяжелой промышленности.

4. Предоставление своих территорий для размещения американских военных баз.

6. Привилегии Германии в экономической поддержке по сравнению с другими странами.

Список использованной литературы

1. История мировой экономики: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 216.

2. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.: учебное пособие / под ред. А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – С. 219

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Читайте также: