Социологизм э дюркгейма социальные факты как предмет социологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

2.4. Социологические воззрения Э. Дюркгейма.

В соответствии с пониманием предмета и задач социологии Дюркгейм определял и структуру социологического знания. В целом он делил социологию на три основные части: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.

? признание специфичности и автономности социальной реальности;

? приоритет социальной реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.

Эти принципы позволили Дюркгейму сформулировать некоторые положения функционального подхода к изучению социальных явлений. Чтобы объяснить социальный факт, отмечал Дюркгейм, необходимо выявить его функцию в создании социального порядка. Анализ социальной роли, социальной функции того или иного явления он считал главной задачей социологии.

Изучая различные аспекты социальной жизни людей, Дюркгейм постоянно обращался к вопросам: что побуждает индивидов сплачиваться, каковы те связи, которые их объединяют? Поэтому центральной темой его научного творчества стала проблема социальной солидарности.

В трактовке Дюркгейма солидарность выступает как высший моральный принцип, высшая моральная ценность. По существу, солидарность определяет общественное состояние, социальный порядок общества. Дюркгейм выделял два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Первая предполагает сходство индивидов, тождественность исполняемых ими функций, неразвитость личностных качеств; вторая – самостоятельность индивидов, развитость их как личностей, разделение между ними функций в обществе.

Однако со временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.

Эмиль Дюркгейм – это один из самых ярких представителей французской школы социологии. Он являлся приверженцем классического позитивизма, а его взгляды формировались под влиянием трудов и теорий таких исследователей, как Р. Декарт (рационалистская методология), Ш. Монтескье (идеи детерминизма) и И. Кант (учение об этике).

Дюркгейм одним из первых не просто теоретически обосновал предметное поле исследований в области социологии, но и разработал полноценную методологию исследований, которой пользуются по сей день. Социология у Дюркгейма была определена как один из ведущих научных методов познания. Им была разработана концепция органической и механической солидарности. Также Дюркгейм заложил основы социологии религии и осуществил анализ возникновения такого феномена, как самоубийство.

Социум, по мнению Дюркгейма, это относительно целостная система, которая состоит из взаимосвязанных социальных фактов. Между ними налажено множество отношений, благодаря которым общество функционирует.

Социальный факт в концепции Дюркгейма отождествлен с другим понятием – социальный институт. Он понимается в качестве консолидированного комплекса, который состоит из двух взаимосвязанных частей:

Этот дуализм выступает в качестве некоего фактора, которым и обусловлена человеческая сущность и сущность всего общества. Общество осуществляет свои функции в качестве системы, которая выражена через развитие коллективного сознания и коллективного представления. Без человека нет общества, но и без общества сложно представить, как индивид будет нормально функционировать, как он будет справляться с социализацией, адаптацией, принятием социальных норм и ценностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Следует сделать акцент на том, что Дюркгейм в своих научно-исследовательских наработках уделял особое внимание методологическим принципам, исходящим из теоретической социологии. По его мнению, во-первых,социальные факты можно и нужно рассматривать как вещи, ведь у каждого социального факта есть свои особенности, свои свойства. Во-вторых, социальная реальность всегда превалировала и будет превалировать над индивидуальной. Это значит, что человеку необходимо ориентироваться на общую деятельность и анализировать ее, а затем подстраивать свою индивидуальную реальность под общепризнанные тенденции и перспективы развития. Таким образом ему самому будет намного проще адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям и не испытывать стресс, если вдруг его реальность не будет соответствовать общепринятой.

Социологический метод Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм опирался на собственное мнение о том, что социология предполагает высшую ступень познания человека и общества. Совсем скоро она встала на один уровень с другими естественными науками, и все благодаря Дюркгейму.

Им же была описана структура социологии. Она состояла из нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых частей, а именно:

  1. Социальная морфология – это направление, которое изучает общественное устройство и его сущность;
  2. Социальная физиология – занимается социальными сферами общества и их взаимосвязями;
  3. Общая социология – рассматривает законы, в соответствии с которым общество функционирует и развивается.

Общая социология также включает в свою структуру некоторые отраслевые дисциплины, а именно социологию семьи, социологию труда и молодежи и многие другие направления, которые очень активно развиваются в современном мире.

Что касается социологического метода Эмиля Дюркгейма, то он предполагает рассмотрение социальных фактов не в качестве абстрактных примеров социальной реальности, а в качестве самых настоящих вещей. Изучаться они должны эмпирическим путем, как в естественных науках. Дюркгейм выделил также несколько правил социологического метода. Эти правила регламентируют исследование социального процесса и явления, и исследователю необходимо брать их в расчет и даже постоянно ориентироваться на них, ведь благодаря этим правилам можно обозначить процесс исследования и регулировать его на каждом этапе. Так, рекомендовано использование косвенного наблюдения, сравнения с аналогиями. Исследователь должен искать общие закономерности, но посредством изучения единичного, частного процесса. Выявление причинно-следственных связей позволит изучить процесс от его зачатков до самого конца, обнаружить недостатки, найти сильные стороны процесса. Также в рамках исследования можно установить и проанализировать источники исторического развития.

Благодаря исследовательским разработкам Эмиля Дюркгейма социология приобрела четкие границы, и одновременно с этим были обозначены возможные и весьма перспективные направления дальнейшего развития этой науки.




Независимость социологии Дюркгейм обосновывает автономией ее предмета, самой социальной реальности. Главной опорой этой реальности являются человеческие действия, поступки, из которых и происходит все общественное в человеке и человечестве. Поскольку дюркгеймовский единственный и всемогущий бог и есть общество, то человеческие действия являются почвой, в которой этот бог рождается и живет.

Начнем с его концепции эволюции общества. Вслед за Контом можно сказать, что эта эволюция состоит в ограничении и искоренении природного человеческого эгоизма и распространении и усилении социальной солидарности. Дюркгейм стремится рассматривать солидарность объективно, т.е. показать, как работает механизм обеспечения солидарности, и он обнаруживает в обществе по сути два различных типа солидарности. Один опирается на сходство индивидов и групп друг с другом, по сути заставляет человека полностью раствориться в социальном целом, стать простым его атомом. Другой, напротив, основывается на усложняющемся многообразии общества, на дифференциации и специализации его частей, что приводит к взаимозависимости этих частей, переплетению их, соединению в единство разнообразного. В первом случае общество живет и действует согласованно, потому что оно является механическим единством одинаковых элементов и частей, во втором – потому что оно является органическим единством разнообразных органов, выполняющих различные, но согласованные друг с другом функции. Первый тип солидарности Дюркгейм называет механическим, второй – органическим.

Общее направление эволюции состоит в постепенном ослаблении господства механической солидарности и распространении солидарности органической. Это справедливо как для человеческого общества в целом, так и для всякого конкретного общества, цивилизации. То есть всякое новое общество неизбежно начинает с очевидного доминирования механической солидарности и также неизбежно в процессе своего развития движется к доминированию солидарности органической. Если сравнить более ранние общества с позднейшими на одних и тех же этапах их существования, например, раннее античное общество со средневековым западноевропейским, то, полагает Дюркгейм, очевидно, что и вся человеческая история эволюционирует подобным образом.

В противоположность механическому органический тип солидарности предполагает утрату коллективным сознанием обязательного характера. Оно сокращается в объеме, становится нормативным, ценностным, дает простор индивидуальной инициативе и поощряет массовое появление индивида. Область религиозного сознания съеживается, его место занимает рационализм и рефлексия. На место кары и наказания за проступки приходит возмещение за них. В этом обществе появляется массовый индивид, которого нет при господстве солидарности механической. Оно рационалистично и в нормальном периоде своего развития гармонично. Сходство людей в процессе труда заменяется органическим единством различных профессиональных корпораций, и усложнение этого единства в принципе не имеет границ. Высшим уровнем органического развития он считал гармоническое единство профессиональных корпораций.

Он был противником марксистского социализма и марксистского пути к социализму и полагал, что хотя современный капитализм производит патологические формы разделения труда и потому является больным обществом, но это болезни роста, которые должны и будут выправляться постепенно через ограничение классовых противоречий и обеспечение условий выравнивания возможностей, именно это сделает успех человека в обществе результатом его способностей и усилий.

Дюркгейма можно считать и одним из родоначальников прикладной социологии, поскольку он попытался реализовать завет Конта о полезности социологической науки. Первым он сформулировал болезненные проблемы общества, которые социология должна изучать и тем самым помогать их разрешению. Такова одна из главнейших функций социологии. На примере самоубийства он предложил метод социологического исследования этой проблемы. Он полагал, что, поскольку самоубийство считается совершенно несоциологическим объектом, не подлежащим социологическому исследованию, именно на нем можно впечатляюще продемонстрировать возможности социологии. Что и как должна изучать социология в обществе? Во-первых, что является предметом для социолога, когда он изучает самоубийство: статистические данные о числе самоубийств и динамика их изменения в соответствии с местом и временем. То есть социолог должен объяснить, почему в этом регионе такое число самоубийств, а в другом вдвое больше или меньше, почему в такие-то годы число их возросло, а в другие снизилось. Социолог имеет дело с человеком как с представителем общества, социальной группы, и его дело объяснить поведение людей в этой группе в сопоставлении с другими группами, либо в той же группе, но в различные периоды времени. Самоубийство Дюркгейм полагал удачным объектом для демонстрации своего метода объяснения также и потому, что существовала статистика самоубийств в ряде стран Европы за многие десятилетия.

В его время среди таких факторов рассматривались, во-первых, психические заболевания. Подверженными самоубийствам считались люди либо действительно психически больные, либо склонность к самоубийству сопровождает психическое заболевание. Другие причины, которые привлекались для объяснения, присущи были географическому направлению: местоположение, климат, его изменения, вплоть до лунных затмений. Также предлагались и расовые причины, то есть разные народы в разной степени склонны к самоубийству, и это лежит в их психической природе, характере. И, наконец, самое модное во Франции в то время объяснение Тарда, согласно которому самоубийства распространяются волнами подражания, разбегаясь от некоторых случаев. Тард предлагал для этого статистические обоснования.

Дюркгейм полагал своей заслугой, что исследованием самоубийства он неопровержимо продемонстрировал социальную обусловленность человеческого поведения. Эта книга, кроме того, представляет собой первую попытку написания теоретической социологической концепции в облике исследования, то есть она внешне построена как социологическое исследование. Правда, только внешне: он сначала сформулировал проблему, потом представил уже существующие факторы, объясняющие эту проблему, а затем осуществил анализ этих и других факторов на основе имеющихся эмпирических данных. На самом деле эмпирического исследования у него не получилось: анализ факторов, отбрасывание одних и принятие других как причин поведения совершалось на основе обычного для социологии XIX века философского рассуждения, где эмпирические данные уместно привлекаются потом для иллюстрации уже очевидных для автора утверждений.

Независимость социологии Дюркгейм обосновывает автономией ее предмета, самой социальной реальности. Главной опорой этой реальности являются человеческие действия, поступки, из которых и происходит все общественное в человеке и человечестве. Поскольку дюркгеймовский единственный и всемогущий бог и есть общество, то человеческие действия являются почвой, в которой этот бог рождается и живет.

Начнем с его концепции эволюции общества. Вслед за Контом можно сказать, что эта эволюция состоит в ограничении и искоренении природного человеческого эгоизма и распространении и усилении социальной солидарности. Дюркгейм стремится рассматривать солидарность объективно, т.е. показать, как работает механизм обеспечения солидарности, и он обнаруживает в обществе по сути два различных типа солидарности. Один опирается на сходство индивидов и групп друг с другом, по сути заставляет человека полностью раствориться в социальном целом, стать простым его атомом. Другой, напротив, основывается на усложняющемся многообразии общества, на дифференциации и специализации его частей, что приводит к взаимозависимости этих частей, переплетению их, соединению в единство разнообразного. В первом случае общество живет и действует согласованно, потому что оно является механическим единством одинаковых элементов и частей, во втором – потому что оно является органическим единством разнообразных органов, выполняющих различные, но согласованные друг с другом функции. Первый тип солидарности Дюркгейм называет механическим, второй – органическим.

Общее направление эволюции состоит в постепенном ослаблении господства механической солидарности и распространении солидарности органической. Это справедливо как для человеческого общества в целом, так и для всякого конкретного общества, цивилизации. То есть всякое новое общество неизбежно начинает с очевидного доминирования механической солидарности и также неизбежно в процессе своего развития движется к доминированию солидарности органической. Если сравнить более ранние общества с позднейшими на одних и тех же этапах их существования, например, раннее античное общество со средневековым западноевропейским, то, полагает Дюркгейм, очевидно, что и вся человеческая история эволюционирует подобным образом.

В противоположность механическому органический тип солидарности предполагает утрату коллективным сознанием обязательного характера. Оно сокращается в объеме, становится нормативным, ценностным, дает простор индивидуальной инициативе и поощряет массовое появление индивида. Область религиозного сознания съеживается, его место занимает рационализм и рефлексия. На место кары и наказания за проступки приходит возмещение за них. В этом обществе появляется массовый индивид, которого нет при господстве солидарности механической. Оно рационалистично и в нормальном периоде своего развития гармонично. Сходство людей в процессе труда заменяется органическим единством различных профессиональных корпораций, и усложнение этого единства в принципе не имеет границ. Высшим уровнем органического развития он считал гармоническое единство профессиональных корпораций.

Он был противником марксистского социализма и марксистского пути к социализму и полагал, что хотя современный капитализм производит патологические формы разделения труда и потому является больным обществом, но это болезни роста, которые должны и будут выправляться постепенно через ограничение классовых противоречий и обеспечение условий выравнивания возможностей, именно это сделает успех человека в обществе результатом его способностей и усилий.

Дюркгейма можно считать и одним из родоначальников прикладной социологии, поскольку он попытался реализовать завет Конта о полезности социологической науки. Первым он сформулировал болезненные проблемы общества, которые социология должна изучать и тем самым помогать их разрешению. Такова одна из главнейших функций социологии. На примере самоубийства он предложил метод социологического исследования этой проблемы. Он полагал, что, поскольку самоубийство считается совершенно несоциологическим объектом, не подлежащим социологическому исследованию, именно на нем можно впечатляюще продемонстрировать возможности социологии. Что и как должна изучать социология в обществе? Во-первых, что является предметом для социолога, когда он изучает самоубийство: статистические данные о числе самоубийств и динамика их изменения в соответствии с местом и временем. То есть социолог должен объяснить, почему в этом регионе такое число самоубийств, а в другом вдвое больше или меньше, почему в такие-то годы число их возросло, а в другие снизилось. Социолог имеет дело с человеком как с представителем общества, социальной группы, и его дело объяснить поведение людей в этой группе в сопоставлении с другими группами, либо в той же группе, но в различные периоды времени. Самоубийство Дюркгейм полагал удачным объектом для демонстрации своего метода объяснения также и потому, что существовала статистика самоубийств в ряде стран Европы за многие десятилетия.

В его время среди таких факторов рассматривались, во-первых, психические заболевания. Подверженными самоубийствам считались люди либо действительно психически больные, либо склонность к самоубийству сопровождает психическое заболевание. Другие причины, которые привлекались для объяснения, присущи были географическому направлению: местоположение, климат, его изменения, вплоть до лунных затмений. Также предлагались и расовые причины, то есть разные народы в разной степени склонны к самоубийству, и это лежит в их психической природе, характере. И, наконец, самое модное во Франции в то время объяснение Тарда, согласно которому самоубийства распространяются волнами подражания, разбегаясь от некоторых случаев. Тард предлагал для этого статистические обоснования.

Дюркгейм полагал своей заслугой, что исследованием самоубийства он неопровержимо продемонстрировал социальную обусловленность человеческого поведения. Эта книга, кроме того, представляет собой первую попытку написания теоретической социологической концепции в облике исследования, то есть она внешне построена как социологическое исследование. Правда, только внешне: он сначала сформулировал проблему, потом представил уже существующие факторы, объясняющие эту проблему, а затем осуществил анализ этих и других факторов на основе имеющихся эмпирических данных. На самом деле эмпирического исследования у него не получилось: анализ факторов, отбрасывание одних и принятие других как причин поведения совершалось на основе обычного для социологии XIX века философского рассуждения, где эмпирические данные уместно привлекаются потом для иллюстрации уже очевидных для автора утверждений.

теория эмиля дюркгейма

Социальный факт

Дюркгейм подразделял все социальные факты на:

  • Морфологические – представляющие материальную основу общества, интенсивность взаимодействия между людьми, частоту контактов, особенности поселений и т.п.;
  • Духовные – составляющие коллективное сознание.

И исследовал Дюркгейм, главным образом, роль в развитии общества именно духовных социальных фактов, приписывая им решающее значение.

Социологизм

Теоретико-методологическая база концепции Дюркгейма представлена социологизмом – одной из разновидностей социального реализма. Исходя из этого, учёный говорил, что над индивидом морально и физически довлеет общество. Человек же является двойственным существом, в котором есть индивидуальная часть, уходящая корнями в организм и ограничивающая деятельность человека, и социальная часть, представляющая реальность наивысшего морального и интеллектуального порядка, т.е. социума. Без социума, считал Дюркгейм, не может быть ни политики, ни морали, ни религии, ни экономических институтов. Следуя идее социологизма, Дюркгейм объяснял социальное – социальным, а другим факторам в жизни социума уделял меньше внимания.

Социальная сплочённость

Социальная сплочённость – это ещё один теоретико-методологический принцип концепции Эмиля Дюркгейма. Социальной сплочённости отводится главная роль в его идеях об экономической власти социума, политической власти, становлении религиозных форм, разделении труда. Чем выше степень социальной сплочённости, тем прогрессивнее общество. А разделение труда – это естественный процесс, которому предшествует согласие всех членов общества. И согласие это может быть двух форм: оно может иметь механический или органический характер.

В условиях современности, для того, чтобы солидарность вообще могла существовать и развиваться, необходимо создание профессиональных корпораций, которые должны выполнять множество социальных функций, начиная производственными и заканчивая моральными и культурными; вырабатывать и внедрять в жизнь всё новые нормы отношений между капиталом и трудом, способные развивать личность и преодолевать социальный кризис.

Религия

Религии в развитии социума Дюркгейм также предавал большое значение. Во всех своих работах он пишет, что религия является единственным продуктом развития социума. Изучив историю становления религий, от первобытной до буржуазной, он смог доказать, что действительным объектом любого религиозного культа можно считать социум, а главными социальными функциями этих культов – формирование сплочённости и представление идеалов, которые стимулируют социальное развитие. Дюркгейм считал, что религия серьёзно влияет на сохранение нравственных ценностей и становление человека, а также на утверждение позитивной солидарности. В подтверждение этого учёный доказывал, что в обществе нужна религия, причём, не божественная, а социальная.

Самоубийство

Изучив невероятное количество фактов, Дюркгейм смог доказать, к примеру, что летом самоубийств происходит больше, нежели зимой; в городах – больше, чем в сёлах; среди одиноких – больше, чем среди семейных и т.д. В настоящее время социологи, исследующие подобные проблемы, используют в своей деятельности методики и теории, разработанные Дюркгеймом.

Социологическая теория и социальная философия

Наследие

Все ученики Дюркгейма (Марсель Мосс, Морис Хальбвакс, Селестин Бугле и другие) создавали каждый своё направление в социологической науке, основываясь на теориях своего учителя. Эти учёные, а также их последователи успешно защищали и продолжают защищать социологическую теорию Эмиля Дюркгейма от критики экзистенциалистов, марксистов и феноменологов.

Читайте также: