Социология как наука кратко

Обновлено: 05.07.2024

СОЦИОЛОГИЯ (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

Возникновение социологии как науки.

Основные вехи развития социологии.

Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному этапу в развитии социологии, который представлен следующими основными школами в социологии.

Структурный функционализм.

Теории социального конфликта.

Бихевиоризм.

Теория социального обмена.

Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж.Хоманс и П.Блау исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников.

Символический интеракционизм.

Феноменологическая социология.

В последнюю четверть века 20 в. получила распространение мир-системная социология, основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.Валлерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.

Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции. По мнению французского социолога А.Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции – Парсонса и Мертона – ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризиса, риска и близких к ним категорий – дезорганизации, насилия, хаоса. Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Н.Коулмен. Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.Бурдье о социальном поле, о социальном капитале и социальном пространстве.

Предмет социологии.

Если проанализировать основные результаты поисков сущности и содержания социологии во второй половине 20 века, то можно утверждать, что объектом всех заслуживающих внимания исследований является социальная реальность во всем ее противоречивом развитии. Все крупные работы современных социологов, выдержавшие испытание временем, были связаны с анализом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. Но что значит изучать социальную реальность? С какой стороны к ней подойти? Что взять за исходную базу анализа? Как показывает реальная социологическая практика, в большинстве исследований (и теоретических, и прикладных), независимо от провозглашенных целей, как правило, анализируются социальные процессы и явления с точки зрения состояния реально функционирующего общественного сознания. В связи с этим, предмет социологии составляет совокупность трех компонентов сознания, поведения и среды (условий их проявления). Рассмотрим подробнее каждый из названных компонентов.

Общественное сознание (с позиций социологии) выступает как реальное сознание, состоящее из знаний, мнений, ценностных ориентаций, установок, потребностей и интересов. Каждый из этих структурных элементов вырастает из непосредственно практической деятельности, не отделен от общественного бытия. Более того, они отражают не только случайные, стихийные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития общества (пусть, может быть и в несовершенном виде). Человек развивается как родовое, общественное существо при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни.

В целом же реальное сознание по своему содержанию представляет собой сочетание рационального и эмоционального, переплетение мировоззренческих элементов, устоявшихся традиционных связей и привычек. И если эмоциональный компонент реального сознания больше связан с непосредственным впечатлением, сиюминутным воздействием, то его рациональный компонент интегрирует и прошлый опыт, и уроки не только личной, но и общественной жизни, позволяющей улавливать социальное звучание происходящих событий. В этом проявляется то, что роднит отдельные элементы практического восприятия действительности с научным, теоретическим сознанием. Преобладание стихийного, эмоционального в реальном сознании и поведении ни в коей мере не снимает значимости рационального, возможности, что оно, в конечном счете, будет определять его направленность и зрелость.

Кроме того, все названные компоненты реального сознания – продукты коллективного творчества, характерного как для всего общества, так и для социальных групп, слоев и общностей. Возникая как реакция на непосредственное восприятие действительности, как отражение сложившихся условий существования, реальное сознание приобретает самостоятельную роль, выражаясь в общественном мнении, умонастроениях людей.

Реальное сознание включает в себя здравый смысл, который не отрицает возможности познания глубинных сущностных процессов – оно даже предполагает его постоянное обогащение и использование в практической жизни человека. Реальное сознание не является результатом какой-то специализированной деятельности (в отличие от конкретных ее форм – политической, эстетической, нравственной и т.д.) и воспроизводится всеми видами деятельности человека. Хотя реальное сознание формируется под влиянием непосредственного опыта, в общественном воплощении оно образует своеобразное явление, творцом которого выступают класс, нация, социальная группа или социальный слой. Реальное сознание не есть собрание или механическое обобщение идей и взглядов – оно образует новую специфическую сущность, в которой проявляются устойчивые тенденции, объективно отражающие как состояние сознания, так и глубину осмысления им общественного бытия.

При рассмотрении реально функционирующего общественного сознания необходимо обратить внимание на то, что оно состоит из (и соответственно исследуется при помощи) таких его компонентов как:

2) ценностные ориентации (какие устремления, желания рассматриваются как важное условие существования, оценки и регулирования поведения);

3) мотивы (на реализацию каких потребностей и интересов направлены усилия людей);

4) установки (ценностные отношения к социальному объекту, выражающиеся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него).

Особо надо обратить внимание на феномен социального настроения, главную характеристику общественного сознания, которое, как показывают результаты социологических исследований, является устойчивой его характеристикой при возможных изменениях отношения людей к конкретным экономическим и социальным реалиям.

Изучение сознания и поведения в конкретной социально-исторической обстановке, переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества. В этой связи уместно напомнить, что общественное сознание и поведение становится предметом изучения только в условиях гражданского общества – общества, рожденного на определенной стадии исторического процесса, как результат эры новой истории, ведущей свой отсчет от периода великих буржуазных революций, от того времени, когда общество отделилось от государства.

Структура социологии.

Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология и т.д. Есть предложения определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками. При ответе на этот вопрос можно исходить из двух предпосылок: структурировать только то знание, которое претендует называться социологическим, во- вторых, считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.

1. Базовый, исходный – первый – уровень социологического знания образует теория и методология, которые сосредотачивают свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийного (категориального) аппарата, закономерностей (тенденций) развития как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук. В рамках этого анализа привлекается и исторический материал (история социология), который показывает генезис идей, появление, рождение и угасание поисков (теорий, концепций), а также уточнение места социологии в системе социального и гуманитарного знания. Кроме того, на этом уровне вовлекается (адаптируется, приспособляется) теоретическое знание других наук в том отношении, как оно способствует, уточнению, обогащению и развитию социологического знания. Этот структурный уровень социологического знания называется теоретической социологией.

2. Эмпирическая социология, которую представляют специальные социологические теории, соединяющие теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований. Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики. Но эмпирическая социология, состоящая из специальных социологических теорий имеет свою внутреннюю иерархию. Эта иерархия начинается, во-первых, с обобщающих (системных) специальных (иногда их называют отраслевыми) социологических теорий – экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности – трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной). Что касается экономической социологии, то ею исследуются социальные проблемы экономической жизни общества, посредством изучения сознания людей и соответствующего типа поведения, связанных с реализацией целей и задач общественного производства, с процессом удовлетворения потребностей и интересов людей в условиях функционирования социально-экономических отношений. Обращаясь к другой сфере общества, к социальной жизни, следует отметить, что социология в этой сфере изучает такие важнейшие и принципиальные проблемы, как социальная структура во всей ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности. Политическая социология изучает огромный пласт перехода от объективного к субъективному, сознательному развитию. Она изучает политические (классовые, групповые) интересы, которые базируются и исходят из воли, знаний и действий, т.е. методов и форм выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп и обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений и отношений людей к процессам функционирования властных отношений, что позволяет представить пути функционирования государственности, выявить болевые точки развития политической жизни. Четвертой по счету, но не по значению обобщающей специальной социологической теорией является социология духовной жизни общества, исследующая деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Этот процесс является сложным, многоплановым и неоднозначным, поэтому так важно определить основные его составляющие. К таким структурным элементам следует отнести процесс социализации личности, образование, массовую информацию, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство, науку. Наконец, к обобщающим (системным) специальным социологическим теориям относится социология управления. Она связана с использованием особого класса задач — механизма регулирования социальных процессов — и поэтому может рассматриваться самостоятельно, на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления и анализа специфических особенностей управления в каждой конкретной области сознания и поведения людей

Во-вторых, наряду с обобщающими (системными) теориями существуют основные специальные социологические теории, предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. В этих теориях рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Так, экономическая социология включает в себя изучение таких процессов, которые образуют всю совокупность социально-экономических явлений: социологию труда, социологию рынка, социологию города и села, демографические и миграционные процессы и т.д. В этом смысле социология социальной жизни включает в себя изучение социально-профессиональной и возрастной структуры, этносоциологию, социологию молодежи, семьи и т.д. В свою очередь, политическая социология включает в себя социологию власти, политических партий и общественных движений, социологию права (хотя некоторые исследователи выделяют ее в самостоятельную научно-прикладную теорию), социологию армии, международных отношений. Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, культуры, религии, СМИ, науки, литературы и искусства.

Сегодня в социологии уже в большей или меньшей степени оформлено свыше 50 основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие — прикладных, третьи — теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.

В социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.

Основным характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всей ее многообразии. В рамках этого подхода человек предстает перед нами и как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, к признанию того, что анализ проблем жизни людей во всем ее многообразии все больше и больше становится объектом внимания социологии. Человек в обществе и общество для человека – вот суть современной социологии

Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни, так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1960
Вебер М. Избр. соч. М., 1990
Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск, 1991
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992
Бурдье П. Социология политики. М., 1993
Американская социологическая мысль. М., 1994
Мертон Р.К. Явные и латентные функции. //Американская социологическая мысль. М., 1994
Смелсер Н. Социология. М., 1994
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 1995
Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996
Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // СОЦИС. 1997, № 1
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997
Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. – М., 1998
Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. М., 1998
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998
Гидденс Э. Социология. М., 1999
Социология в России. – Под ред.В.А.Ядова. М., 1999
Общая социология. – Учеб. пособ. Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М., 2000
Кравченко А.И. Основы социологии. М., 2001
Социология. – Учебник. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев и др. М., 2001
Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2003

Социология, как наука, систематизирует и обобщает знания о социальной стороне жизнедеятельности человека прошлых поколений и представителей современности. В этой статье, вы узнаете, что такое социология, как она работала в прошлом и настоящем.

Социология как наука – предмет, объект и цель обновлено: 18 сентября, 2021 автором: Научные Статьи.Ру

Социология как наука – предмет, объект и цель

Что такое социология?

В переводе с латинского социология – это наука, учение об обществе, социуме.

Социология как понятие трактуется узко и широко. Под социологией понимается область научного знания, которая исследует поведение масс. Другое определение трактует, что наука изучает общество как систему. В третьем акцентируется внимание на том, что социология изучает жизнедеятельность человека только в социальном аспекте.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Предмет, объект и цель

Объект и предмет социологии не может быть конкретно определен. Потому как исследовательские взгляды на этот вопрос разнятся. Не существует общепринятой и признанной теории.

Предполагается, что объектом исследования социология является общество, как целостная система. Совокупность взаимосвязей, тенденций поведения, социальных сетей и связей и т.д.

В научной литературе под предметом социологии можно понимать:

  • Общество, как социальная структура. Ее элементы и функции.
  • Социум, как независимая структура, подчиненная собственным законам существования.
  • Социальное поведение, как отражение взаимосвязи между внутренними содержанием и внешним проявлением человека.
  • Факты о социальной стороне жизнедеятельности человека, присущие общности.

Также в качестве предмета рассматриваются субъекты общества: индивиды, социальные большие общности, малые группы и т.д.

Целью науки является исследование состояния социальной реальности, определение закономерностей и выявление проблем.

Функции социологии

Познавательная. Обогащает науку знаниями о сущности социальных действий, явлений, о взаимосвязях между явлениями, о текущем состоянии развития проблемы и т.д.

Прикладная. Наука нацелена на решение проблем социальной действительности.

Контроль. Собранные с помощью социологического исследования данные необходимы органам власти. На их основе принимаются стратегические решения, выбираются способы решения проблем.

Прогностическая. Социологи на основе исследований и статистики способны строить прогнозы.

Воспитательная. Наука изучает духовно-нравственные вопросы, доносит знание до масс.

Социально-техническая. На основе результатов проведенного социологического исследования организации при наличии проблем в управлении создают проекты модернизации работы и деятельности.

Идеологическая. Социологическое знание позволяет сформировать индивидам мировоззрение.

История социологии

Законы социологии произошли из философии немецких и французских исследователей, философов.

Основоположником науки считается О.Конт. Французский философ в 1842 году опубликовал трактат, в котором описал социальную сторону событий, происходящих в этот период времени в Европе. О.Конт рассказывал о войнах, революциях и конфликтах масс.

Теоретические основы науки были заложены во второй половине 19 века. Классиками признаны Г. Спенсер (представитель направления эволюционизм), Э.Дюркгейм (позитивист), М.Вебер (представитель понимающей социологии) и др.

В 20 веке научное знание пополняли труды К.Маркс. Становилась школа российской социологии. Известными именами социологов того времени являются П.Сорокин, П.Лавров, Н. Михайловский и др.

Социология настоящего времени продолжает развиваться. Появляются новые течения, изучающие современные тенденции развития общества. Ключевая цель современных социологов: систематизировать имеющийся опыт и объединить теоретические и прикладные знания.

Теоретическое и эмпирическое знание в социологии

Социологическое научное знаний делится на теоретическое и прикладное.

Теоретическая часть науки состоит из фундаментальных, научных изысканий и проблем. Нацелена на формирование нового научного знания о социальной стороне жизнедеятельности обществ, индивидов и социальных групп. Описывает социальные факты, определяет и объясняет причины возникновения.

Теоретические знания пополняются благодаря вторичному анализу уже имеющихся знаний и новым данным из прикладной социологии.

Прикладная социология изучает социальную реальность на основе новых полученных данных. В рамках прикладной социологии ученые проводят эмпирические исследования, нацеленные на изучение конкретного объекта социальной реальности, социального явления, процесса.

В ходе формирования программы эмпирического исследования ученые обращаются к уже имеющейся базе знаний, т.е. к идеям теоретической социологии. Соответственно данные 2 области научного знания в науке тесно взаимосвязаны.

Структура социологического знания

Институализация научного знания предполагает формирование системы. Социология как структурированная система содержит следующие элементы:

  • Социальные факты, т.е. те научные знания, которые были получены и подтверждены, обоснованы в ходе исследования.
  • Социологические теории. Подразделяются на специальные и общие. Теории развиваются в рамках определенных методологических направлений.
  • Отраслевые теории. Подразделяются на те, что изучают конкретную сферу жизнедеятельности индивидов, те, что доказывают жизнеспособность программ эмпирических исследований, и те, что интерпретируют данные.
  • Методы – способы сбора материала и его дальнейшей обработки.

Социология как система является самостоятельной, потому как имеет собственные методы исследования.

Методология социологии

О.Конт утверждал, что научные исследования должны быть основаны на проверенных методиках. Тех, что дают точную, достоверную, надежную информацию.

В методологическом багаже социологического знания находятся как социологические, так и междисциплинарные методы исследования.

Все методы делятся на 2 категории:

Количественные. Для данной категории характерно: большое количество людей, привлеченных к участию в исследовании, количественные методы обработки информации (определение среднего значения, количественное соотношение ответивших тем или иным образом и т.д.), работа со статистикой. Цель проведения количественного исследования – получение ответа на вопросы: Сколько? Во сколько раз больше?

Качественные. Отличительные характеристики качественных исследований противоположны характеристикам количественного типа исследований. Соответственно качественные методики призваны ответить на вопрос: Почему? Как?

Количественные методики исследуют вширь, качественные вглубь.

К количественным методам относятся

Критерием отбора респондента являются социально-демографические характеристики.

Контент-анализ. На основе имеющихся данных (из статей, интернет-ресурсов) исследователь определяет актуальность тематики исследования. Определяет настроение масс относительно тематики, окрас, с которым тема подается. Ключевые слова, которые описывают исследуемый объект. В заключении у исследователя формируется семантическое ядро, состоящее из ключевых слов, описывающих объект исследования. Близость к ядру определяется частотой использования слова в источниках.

Анализ документов. В имеющихся документах исследователь находит информацию, связанную с объектом исследования. Количественно описывает характеристики объекта.

Анализ документов как метод обладает высокой степенью надежности. Потому как в качестве источников информации могут выступать только подтвержденная статистика, официальные бумаги и сведения.

Эксперимент. В лабораторных условиях воссоздается естественная для объекта среда. Затем в эксперимент включается внешний фактор, который будет влиять на объект. В ходе наблюдения исследователь отмечает изменения в поведении и характеристиках объекта при внедрении факторов влияния. Эксперимент нацелен на подтверждение либо опровержение ранее составленной исследователем гипотезы. Как количественный метод предполагает определение изменения характеристик исследуемого объекта при внедрении внешнего фактора в показателях.

Качественными являются

Наблюдение. В ходе наблюдения за объектом исследователь отмечает отличительные, примечательные характеристики. Выявляет особенности, которые способны дать ответ на исследовательский вопрос.

Интервью. Схоже с анкетированием. Потому как также имеет заранее разработанный инструмент для проведения. Если у анкетирования – это анкета, то у интервью – это гайд. В гайде описаны подтемы разговора и примерные вопросы. Также в гайде могут быть отмечены уточняющие вопросы, которые модератор может задать по ходу беседы. В ходе интервью.

В интервью принимают участие типичные представители определенной общности. Обладатели характеристик, которые важны для исследования. К примеру, исследуется система образования. Интервью можно провести с родителями обучающихся, с обучающимися и с преподавателями. Потому как каждый из них участвует в системе образования.

Вопросы интервью отличаются от вопросов анкеты. Они нацелены на размышление, получение глубинной информации.

Фокус-группа. Данный метод исследования предполагает отбор участников исследования. Главное условие – участники не должны быть экспертами в теме исследования, не должны быть задействованы в той сфере, с которой связана тематика.

Участники исследования условно делятся на 2 группы. Группировки должны отличаться по социально-демографическим характеристикам и мнению.

Цель фокус-группы – создать дискуссию, в рамках которой исследователь сможет уловить все многообразие мнение по заданному вопросу. Поэтому вопросы, подготовленные для фокус-групп должны быть спорными, нацелены на размышление.

Чтобы в ходе проведения исследования между участниками не возникали конфликты, исследователь должен контролировать процесс. Предоставлять возможность высказаться всем участникам, не позволять рукоприкладствовать и оскорблять.

Современными методами изучения являются:

Краудсорсинг. Метод можно отнести к числу количественных. С помощью средств массой информации, социальных сетей исследователь привлекает к решению проблем широкие массы. Чтобы участие для масс было привлекательным, вопрос должен быть актуальным и востребованным. В некоторых случаях за участие предлагается вознаграждение от заказчиков исследования. Пример: администрация г.Москва часто использует данный метод для решения городских проблем.

Мобильная этнография. Это также опосредованный мобильным устройством способ исследования. Нацелен на определение особенностей, закономерностей в поведении определенных социальных групп.

В ходе исследования участники активно используют разные форматы подачи материала. Делятся снимками, аудио и видеозаписями. Ежедневно формируют отчет для модератора. Общение участников проходит в социальных сетях либо мессенджерах.

Мобильная этнография предполагает отдачу от участников. Чтобы участники были заинтересованы в исследовании, заказчики выплачивают им заработную плату.

Пример: исследование о потребительской корзине среднестатистической семьи по фотографиям мусорного ведра.

Полезные источники

Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.— Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 1998.— 208 с.

Нурышев Г.Н., Бразевич Д.С. Социология: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУНиПТ, 2010. – 292 с.

Современные тенденции и инновационные методы в маркетинговых исследованиях: учебное пособие / Ш.Ф. Фарахутдинов. Москва: ИНФРА-М, 2021. — 231 с.

Социология : учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А. С. Тургаева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 397 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).

Социология как наука – предмет, объект и цель обновлено: 18 сентября, 2021 автором: Научные Статьи.Ру

Социология — это наука, изучающая отношения между людьми, которые принадлежат сообществу или различным группам и составляют общество. Социология принадлежит к группе социальных наук.

Термин "социология" в переводе означает "учение об обществе" (от латинского societas — общество, компания, ассоциация + греческий logos — слово, учение, причина).

Социолог

Социолог — это тот, кто изучает общество и социальное поведение, исследуя группы, культуры, организации, общества и социальные движения, которые люди развивают.

Большинство социологов работают в исследовательских организациях, колледжах и университетах, региональном и федеральном правительстве, а также в консалтинговых компаниях.

Что изучает социология

Объект социологического изучения — общество. Предмет изучения социологии охватывает анализ всех явлений взаимодействий между людьми и общностей, социальных слоёв, социальной мобильности, ценностей, организаций, норм и законов, конфликтов и форм сотрудничества, которые появляются через социальные отношения, это социальная жизнь общества.

Слово "социальное" относится к жизни общества в связи их взаимоотношений.

Социология изучает взаимоотношения формальностей, которые существуют в обществах и в жизни вообще.

Поскольку социология касается фактов и реальности, она не устанавливает правила социума или особенностей человеческого поведения, поскольку это является целью социальных философии и этики.

Социология охватывает много разных областей, в том числе военную социологию и социологию бизнеса, социологию искусства и социологию кино, социологию молодёжи и социологию детства, социологию города, социологию науки, экологическую социологию и многие другие.

Благодаря исследованиям явлений, которые повторяются в социальных взаимодействиях, социологи наблюдают общие закономерности для формулирования теорий о социальных фактах.

Методы исследования социологии включают качественные методы (подробное описание ситуаций и поведения) и количественные (статистический анализ).

Появление социологии

Социология возникла в восемнадцатом веке как дисциплина, изучающая последствия двух великих событий: Промышленной революции и Французской революции. Обе революции вызвали огромные экономические, политические и культурные изменения в обществе того периода.

Термин "социология" впервые был использован французским философом Огюстом Контом (Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт) в его "Курсе позитивной философии", опубликованном в 1830 году в попытке объединить исследования, связанные с человеком, такие как история, психология и экономика.

Позитивистская социологическая концепция, основанная Контом, позднее была продолжена Эмилем Дюркгеймом. Другие важные социологические течения были инициированы Карлом Марксом, Максом Вебером и Гербертом Спенсером.

Теоретическая и прикладная социология

Социология имеет два главных раздела: прикладной и теоретический.

Теоретическая социология изучает самые обобщённые закономерности группы людей ("коллектива", "профессии", "общества", "страны" и т. д.). А социология прикладная, в свою очередь, направляет своё внимание на предоставление результатов в фактическом виде.

Допустим, социология проводит сбор данных касательно жизни одной группы людей, чтобы применить эти результаты для достижения каких-либо своих целей.

Действие прикладной социологии можно понятно видеть на примере политических выборов. Социологи делают опрос жителей с намерением посоветовать политикам, что и как им нужно обещать избирателям, в каких тональностях им нужно говорить, даже как им нужно одеваться и в каких местах выступать.

Теоретическая социология, в свою очередь, основательно отталкивается от данных прикладной. Прикладная социология снабжает теоретическую данными для её построений.

Сухая теория без фактического содержания неинтересна. Прикладная социология — это область науки, в наибольшей степени приближённая к практике. Она ориентирована на применение приобретённых сведений, чтобы решить жизненно важные, практические и реальные дилеммы социума.

Экономическая социология

Экономическая социология исследует социальные аспекты роста экономики, её воздействие на деятельность, кругозор, поступки, восприятие индивидуальности и социальных сообществ.

Экономическая социология нацелена изучать социальные аспекты и результаты прогресса экономической деятельности социума в рыночных взаимоотношениях. А также содействовать эффективности социального механизма развития экономики и принимаемых административных распоряжений, с целью повышения качества жизни населения.

По мнению экономистов, это, в основном, макроэкономические закономерности эволюции социума. В понимании социологов — это социальные взаимоотношения в области экономики и экономическое поведение.

Однако социальные и экономические закономерности тесно связаны между собой, и для того, чтобы понять предмет экономической социологии, это является наиважнейшим фактом.

Социология права

Социология права — это отрасль социологии, которая изучает то, как работает закон на практике, а не в теории. Это направление, которое находится между юриспруденцией и социологией.

Социология права изучает: кто, как и при каких обстоятельствах действует с применением закона. Эта социология заинтересована в действиях полиции, прокуратур, судов и прочих.

Она анализирует, какие у них есть организационные мотивы, будничные мнения и техники социализации, а также как это доводит до того, что написанные на бумаге законы превращаются в стабильные технологии. Ещё её интересует то, как разные люди воспринимают и применяют законы.

Социология религии

Это другая отрасль социологии, которая исследует взаимоотношения между обществом и религией; изучает то, как религия, как социальный институт, взаимодействует с другими социальными институтами в социуме, исследует темы религиозности, психологии верующих, секуляризации (движение в сторону снижения значимости религии в жизни социума).

В главные темы, обсуждаемые социологией религии, входят:

  • анализ религии как социального явления;
  • свойства функционирования религии в социуме;
  • устройство и компоненты религиозного комплекса;
  • социальные функции религии;
  • возможные направления эволюции сегодняшних религий и нынешняя религиозная ситуация;
  • социологические теории в религии;
  • классификации религиозных организаций.

Социология Эмиля Дюркгейма

durkheim

Эмиль Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм был французским социологом, который занял видное место в конце 19-го и начале 20-го веков. Вместе с Карлом Марксом и Максом Вебером он считается одним из главных основателей современной социологии.

В труде Дюркгейма, как исследователя и теоретика, основное внимание было уделено тому, как общество может формироваться и функционировать, или как оно может поддерживать стабильность и порядок. По этой причине он считается создателем функциональной перспективы в социологии.

Дюркгейма больше всего интересовало, что именно объединяет общество. Он сосредоточился на совместном опыте, перспективах, ценностях, убеждениях и поведении. Это позволяло людям чувствовать, что они являлись частью группы, они работали вместе для поддержания этой группы в общих интересах.

В сущности, работа Дюркгейма была больше связана с культурой, и поэтому она остаётся актуальной и важной для того, как социологи изучают культуру сегодня, в наши дни.

Его вклад используется, чтобы понять, что удерживает нас вместе как социум, а также, что разделяет, и как мы с этими раскалываниями справляемся (или нет).

Отрасли социологии

Социология рассматривается сравнительно юной наукой, которая ещё не закончила своё формирование. Однако уже существует большое количество её отраслей, например:

Социология как наука

1. Предмет и объект социологии. Место и роль социологии в системе обществоведения.

Социология (от лат. societas — общество и гр. logos знание, понятие, учение) — наука об обществе или обществознание. Термин был введен в середине XIX в. французским социологом О. Контом (1798—1857). О. Конт предполагал создать некую интегральную нау­ку, объединяющую различные виды знаний (историю, политику, экономику, культуру и др.) в единую систему. Однако в ходе своего развития социология выделилась в самостоятельную науку со сво­им, отличным от других наук, предметом.

Предметом социологической науки в широком смысле является социальная сфера (социальная жизнь) общества.

Социология изучает прежде всего социальную сферу жизнедея­тельности людей: социальную структуру, социальные институты и отношения, социальные качества личности, социальное поведение, общественное сознание и т. д. При этом объектом исследования мо­жет быть как общество в его целостности и системности, так и от­дельные его элементы, например большие и малые социальные общности, личность, организации и учреждения, процессы и явле­ния, различные сферы жизнедеятельности людей.

Что отличает социологию от других наук об обществе? Только социология изучает общество как целостную систему. Если экономические, политические, юридические и другие науки изучают закономерности протекания процессов внутри каждой из сфер жизни, то социология пытается проанализировать и установить соответствующие закономерности, что и позволяет представить общество как сложную динамическую систему, состоящую из ряда подсистем.

Социология отличается от других наук не только тем, что изучает, но и тем, как изучает. Для социологии характерно изучение общества сквозь призму человеческой деятельности, обусловленной потребностями, интересами, установками, ценностными ориентациями и т. д. Социологический подход позволяет не только описывать явления, процессы, но и объяснять их, строить модели поведения человека и развития общества в целом. Анализ динамики социальных процессов дает возможность устанавливать тенденции развития общества и вырабатывать рекомендации по целенаправленному управлению социальными процессами.

Предметом исследования социологии может быть определенный аспект (грань) реального объекта. Иными словами, предмет — это то, на что направлено конкретное социологическое исследование. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъек­та, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследо­вания. Например, объектом исследования может быть производст­венная организация, а предметом исследования — социальная структура организации, мотивация труда работников, культура орга­низации и т. д.

2. Структура социологического знания.

Структуру социологических знаний принято делить на три ос­новных уровня: всеобщий (категориальный), средний (концептуаль­ный) и эмпирический, или прикладной.

1. Всеобщий, высший уровень социологических знаний представ­ляют общесоциологические теории. На этом уровне происходит разграничение предметных областей социологии с другими общест­венными науками (философией, политологией, экономикой и т. д.), разрабатываются общесоциологические теории, необходимые для изучения и осмысления социальных явлений, определяются направ­ления научного поиска, вырабатываются общие подходы для интерпретации эмпирических фактов. Для общесоциологического уровня характерна высокая степень теоретических обобщений, присущих, как правило, всем общественным наукам.

2. Средний уровень социологических знаний является своего рода связующим звеном между теоретической социологией и социологи­ческими исследованиями. В нем тесно взаимодействуют эмпириче­ские исследования и теоретическое обобщение полученных данных. На этом уровне исследуются социальные институты, социальные явления, сферы жизнедеятельности людей, требующие теоретиче­ского обоснования и соответствующего анализа.

3. На эмпирическом, или прикладном, уровне социологических знаний изучаются мотивы поведения в малых группах, определяется степень социальной напряженности в трудовом коллективе, выявля­ются мнения людей по той или иной проблеме и т. д., т. е. прово­дятся исследования, не требующие всестороннего теоретического обоснования.

3. Функции, принципы, методы, главные законы социологии.

Функция (от лат. functio ) — исполнение, назначение, осуществ­ление. Социальная функция — это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы (социальный институт, социаль­ный процесс, социальные действия и др.) в обществе или социаль­ной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семейные отношения в обществе; функция прикладных социологических исследований — выявлять и разрешать конкретные социальные проблемы.

К основным функциям социологии относятся:

1) познавательная функция — определенный способ познания социального объекта в целях его преобразования;

2) прогностическая функция — выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития общества, соци­альной общности, личности;

3) функция социального проектирования и конструирования — раз­работка модели конкретной организации (социального процесса) с оптимальными параметрами ее функционирования;

4) организационно-технологическая функция — создание социаль­ных технологий, определяющих порядок и правила практических действий по совершенствованию социальной организации (соци­альной структуры, социальных отношений и т. д.);

5) управленческая функция — использование результатов социо­логических исследований для разработки и принятия управленче­ских решений;

6) инструментальная функция — совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования социальной реальности;

В изучении общества социологи исходят из системы прин­ципов, основными из которых являются принцип целостнос­ти, принцип всеобщности и принцип конкретности.

Принцип целостности проявляется в изучении частных социальных явлений и процессов как элементов системного в своей основе общества.

Принцип всеобщности, или необходимости, для социо­логов означает требование выявления в единичных фактах социальной действительности объективных закономерностей.

Принцип конкретности заключается в том, что соци­альные процессы и факты изучаются в их конкретно-исто­рическом проявлении (национальном, возрастном, региональ­ном, временном).

Проблемы, которые интересуют социолога, необязательно являются проблемами для других людей. Необходимо прово­дить различие между проблемами социальными и социологи­ческими. Социальные проблемы ориентированы на решение практических задач, прежде всего теми, кто наделен вла­стью. Социологическая проблема всегда носит научный, те­оретический, методологический характер и решается со­циологами.

Специфический облик придают социологии присущие ей методы познания социальной действительности. Часть этих методов социология заимствовала у этнографов, пси­хологов, у специалистов по статистике, часть — разрабо­тала самостоятельно. Но всем этим методам социология при­дала свой специфический характер.

Основными методами сбора необходимой социальной ин­формации являются: опрос (анкетирование и интервьюиро­вание); анализ документов (качественный и количественный); наблюдение (невключенное и включенное); эксперимент (кон­тролируемый и неконтролируемый).

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социоло­ги. Первым задумался о научной постановке вопросов древ­негреческий философ Сократ. Он, беседуя с жителями Афин, задавал желающим такие вопросы, которые ставили их в тупик. Сегодня опросным методом пользуются не только социологи, но журналисты, врачи, следователи, учителя. Чем же тогда отличается социологический опрос?

Первая отличительная черта — количество опрошенных. Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Социолог, опрашивающий множество людей, инте­ресуется общественным мнением. Субъективные предубеж­дения, предрассудки, намеренные искажения, если их обра­ботать статистически, взаимопогашаются. В результате со­циолог получает усредненную картину реальности.

Вторая отличительная черта — достоверность и объектив­ность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни людей, социолог усредняет разнообразные мнения и в результате по­лучает гораздо более достоверную информацию, нежели, на­пример, журналист. Ее можно назвать даже объективной, если Строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений.

Третья отличительная черта — цель опроса. Журнали­сту или врачу нужно раскрыть индивидуальные особеннос­ти и отклонения. Опрос социолога нацелен на расширение научного знания, получение научного факта. Опрос проводится, как правило, в форме интервью или анкетирования. Метод анкетного опроса — это эффектив­ный инструмент познания социальной действительности на основе фактов. Он сочетает в себе, с одной стороны, лшссо-востъ, что позволяет зафиксировать типичные неслучайные социальные явления, с другой стороны — математическую точность и выразительность результатов, возможность их сопоставления и статистической обработки.

Анкетный опрос позволяет в существенной степени со­хранить анонимность, независимость опрашиваемого, огра­ничить возможность прямого влияния исследователя. Вместе с тем результаты массовых опросов не только фиксируют общественное мнение, но и в немалой степени способны вли­ять на него, будучи опубликованными в газетах, журналах или объявленными по радио и телевидению.

Это обстоятельство обусловливает необходимость соблю­дения определенных и достаточно строгих правил проведе­ния массовых социологических опросов и, особенно, порядка их обнародования, о чем мы поговорим позднее.

При анализе документов в качестве документов могут выступать письменные источники, звуко- и видеозаписи, информация, зафиксированная на различных носителях ком­пьютеров, и т.д.

Наблюдение осуществляется в соответствии с определен­ной процедурой, от формирования гипотезы до собственно наблюдения за интересующим исследователя объектом (на­пример, за процессом формирования микроколлективов в сту­денческой группе, становлением неформального лидера и т.п.). Если социолог изучает поведение забастовщиков, подростко­вой группировки или бригады рабочих со стороны, то он проводит невключенное наблюдение.

В последнее время особой популярностью у социологов пользуется так называемое включенное наблюдение. Реали­зуя его, исследователь-социолог непосредственно (и, как пра­вило, инкогнито) внедряется в ту среду, которую он изучает.

Применение эксперимента в социологии крайне ограни­ченно. Методология и методика эксперимента пришли в социо­логию из психологии. Когда поставлена цель исследования (например, изучить действие новой оплаты труда на рабо­чих) и подготовлена программа, создают две группы — эк­спериментальную и контрольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в контрольной по-старому. Для чего это нужно? Новая система оплаты труда может и не вли­ять на повышение производительности труда. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, про­изошли ожидаемые изменения или нет.

Читайте также: