Все что считается краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Сюжет в литературе является основой формой произведения. Он показывает ряд событий, которые происходят в произведении, выстроенных определенным образом.

Сюжет состоит из определенных составляющих: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация. Также может присутствовать пролог и эпилог.

Рис. 1. Составляющие сюжета в таблице.

Пролог – это вступление, эпилог – заключительная часть, не всегда связанная с сюжетом произведения

В экспозиции обычно происходит знакомство с главными героями, читатель начинает вникать в суть истории и понимать причину, по которой в дальнейшем произойдет конфликт. Экспозиция всегда предшествует началу сюжета, однако может следовать как после завязки, так и до нее.

Начало действия происходит завязка, в которой и обнаруживаются противоречия, которые волнуют главных героев.

Кульминация в произведении – это самый напряженный момент, который становится переломным и влияет на дальнейшие события и на мировоззрение героев.

Однако сюжет в литературе может встречаться не во всех литературных произведениях. Например, в лирических текстах сюжет зачастую и вовсе отсутствует, так стихотворные жанры передают чувства героев, а не повествуют о их действиях и поступках.

Очень близким понятием к сюжету является фабула. Однако считается, что они все-таки различаются. Сюжет – это ход событий, выстроенных в определенном порядке, а фабула подразумевает под собой освещение основного конфликта, который по ходу этих событий развивается. Однако существует мнение, что фабула не является самостоятельным элементом и сама по себе значения не имеют, поэтому при анализе произведения всегда говорят про сюжет,но очень редко про фабулу.



Что же такое сюжет

Аристотель, создатель реалистической эстетики античности, в своей “Поэтике” уделяет большое место проблеме сюжета, определяя его как “подражание действию”, “сочетание фактов”. При этом Аристотель настаивает на утверждении доминирующей роли сюжета в драме, в частности в трагедии, которая “есть подражание не людям, но действию и жизни”, цель которой — “какое-нибудь действие, а не качество” и для которой сюжет “есть основа и как бы душа”.

В повествовательных произведениях сюжет составляет их драматическую сторону (что допускает возможность их инсценировки), которая здесь совмещается с более или менее развитым описанием, а также авторскими высказываниями эмоционально-лирического, философского или публицистического характера.

В русскоязычной литературе бытуют два понятия — сюжет и фабула. Означают они примерно одно и то же, но есть и различия.

Если говорить кратко и просто, то:

  • фабула — это факты вашей истории, голые и беспристрастные, выстроенные в хронологическом порядке;
  • сюжет — это то, как вы эти факты рассказали (глазами какого героя показали их, какую оценку дали, может быть, даже поменяли хронологический порядок, т. е. сначала рассказали о том, что случилось, а потом показали причину произошедшего).

Бедный студент совершил убийство старухи-ростовщицы. После долго мучился и раскаялся. Признался, пошел на каторгу и обрел покой и счастье.

А сюжет сложнее:

Бедный студент, размышляющий над новейшими философскими концепциями своего времени, воспринимает старуху-ростовщицу как обезличенное зло, которое стоит на его пути, пути просвещенного и потенциально великого человека, и все в его жизни зависит от того, хватит ему решимости и смелости признаться, что он выше ее и имеет право ее уничтожить, чтобы достичь всего того, что он может; сможет ли он быть настоящим человеком, а не дрожащей тварью.

Чтобы доказать себе, что он человек, а не тварь, студент старуху убивает — топором, неумело и с ужасом; сцена убийства потрясает его настолько, что он впадает в шоковое состояние и постепенно скатывается в психическое расстройство… и так далее.

Думаю, этого достаточно, чтобы вы поняли разницу между фабулой и сюжетом.

Виды сюжета

Принято выделять концентрический сюжет и хроникальный. Данная классификация основана на отличии связей между событиями. Если в хроникальном сюжете главное внимание уделяется времени и его течению, то в концентрическом сюжете упор делается на психические факторы. Именно поэтому с первым сюжетом обычно имеют дело авторы саг и хроник, а второму отдают предпочтение писатели-фантасты, романисты и другие, для которых хронология событий не имеет принципиального значения.

В концентрическом сюжете всё просто и понятно: автор исследует только какой-то один конфликт, а элементы композиции легко выделить и назвать, так как они идут один за другим. Здесь все эпизоды будут иметь причинно-следственную связь, и весь текст будет пронизан чёткой логикой: никакого хаоса, никаких композиционных нарушений.

Даже если в произведении будет задействовано несколько сюжетных линий, все события будут связаны между собой по принципу звеньев одной цепи. С хронологическим сюжетом всё обстоит несколько иначе: тут причинно-следственные связи могут разрываться или вовсе отсутствовать. К тому же, некоторых элементов композиции может просто не быть.

Стивен Кинг, Томас Харрис и Джоан Роулинг

На десерт мы оставляем книги, где сюжет и герои (как составляющая последнего) играют решающую роль в популярности произведений авторов.

Томас Харрис создал обаятельного маньяка. У Ганнибала Лектера не так уж много в этом смысле соперников. С одной стороны, трилогия о Ганнибале увлекательно читается, но она очень хорошо запоминается, потому что главный герой, несмотря на то что он психопат, вызывает восхищение.

У подготовленного читателя уйдет не так много времени на освоение всех книг Харриса, ибо их всего 5:

Нельзя напоследок не сказать и о Джоан Роулинг – создательнице культового среди подростов персонажа – Гарри Поттера. В целом, как и другие авторы в этом подразделе, Роулинг не претендует на высокое звание классика литературы (разве что в своем жанре), но она пишет хорошую прозу, которая вызывает сопереживание читателя. С книгами о Потере стоит ознакомиться всем, и даже взрослым. Помните, что дети не будут читать плохую литературу (так считает Д.Л. Быков).

Литература

Определение понятия в различных источниках

Типология сюжетов

По мнению А. Е. Нямцу, из всего многообразия традиционных сюжетов можно выделить четыре основные генетические группы: мифологические, фольклорные, исторические и литературные[2].

  • О штурме и обороне укреплённого города (Троя)
  • О долгом возвращении (Одиссей)
  • О поиске (Ясон)
  • О самоубийстве бога (Один, Аттис)

Сколько существует сюжетов

Исследователи фольклора (это что?), который, как известно, стоит у истоков авторской литературы, определили, что в основе сюжета лежит миф.

В настоящий момент количество указателей очень велико. Одни учёные насчитывают около 500 сюжетов, другие говорят, что их 200, третьи называют минимальное количество – 12.

Самым лаконичным оказался латиноамериканский писатель, исследователь литературы Х.Л.Борхес, который свёл всё богатство мировой культуры к четырём сюжетам. Всё остальное в его трактовке – лишь их вариация.


Фабула

Фабула — повествование о событиях в их хронологическом порядке; связь всех мотивов в произведении; все происшествия, которые отразись в драматическом, эпическом или лиро-эпическом произведении.

Элементы фабулы:

  • экспозиция (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • завязка (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • кульминация (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • развязка (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • эпилог (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • интрига (развитие действия в романе)
  • коллизия (столкновение интересов действующих лиц)

Сюжет

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Георг Освальд Все, что считается

Все, что считается: краткое содержание, описание и аннотация

Георг Освальд: другие книги автора

Кто написал Все, что считается? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Георг Освальд: Все, что считается

Все, что считается

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Филип Фармер: Внутри и снаружи

Внутри и снаружи

Фиона Келли: А ларчик просто открывался

А ларчик просто открывался

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Бхагван Раджниш: Ма-цзы: пустое зеркало

Ма-цзы: пустое зеркало

Array Антология: Диалоги снаружи и внутри

Диалоги снаружи и внутри

Все, что считается — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Холл нашего банка спроектирован с большим вкусом: здесь удачно сочетаются каррарский мрамор, хромированные детали, травертин, зеркальные поверхности, стекло и тропические водные растения. Все это вместе благотворно действует на мое утреннее настроение. Негромкий звонок, сообщающий о прибытии лифта. Вхожу в кабинку с зеркалами и вижу перед собой тройное изображение молодого делового человека, направляющегося в офис. Он миловиден, решителен и полон оптимизма. Коричневатый оттенок зеркала придает коже еще более здоровый цвет. Кажется, что я моложе, свежее и удачливее, чем на самом деле. Банк делает все возможное для того, чтобы сотрудники чувствовали себя хорошо. Но и требует от них немало.

А теперь – из лифта и к своему кабинету по коридору с подлинниками Мондриана, Кандинского и Миро. Моя секретарша, француженка мадам Фаруш, приближается с чашечкой кофе на серебряном подносе.

Прошу ни с кем не соединять меня до десяти часов. Включаю компьютер, играю:

– Пожалуйста, введите свою фамилию. Пожалуйста, введите свое имя. Пожалуйста, подождите минуточку. Линда Зоннтаг сейчас будет к вашим услугам.

– Вы закончили школу?

– У вас есть диплом высшего учебного заведения?

– У вас есть научная степень в области экономики, маркетинга или информатики?

– Что такое для вас успех? Он связан с профессией, хорошим заработком или же с властью над другими людьми?

– Если бы у вас был выбор, что бы вы предпочли: а) низкооплачиваемую работу с перспективой роста или б) высокооплачиваемую работу с отсутствием перспектив? Выберите а) или б).

– Наше предприятие многого ждет от своих сотрудников. Готовы ли вы работать сверхурочно не только по будням, но и в выходные, не получая за это дополнительной платы?

Вам кажется странным, что ведущий сотрудник банка играет в компьютерные игры прямо на своем рабочем месте? По указанию руководства эта игра была установлена на всех компьютерах в банке. Сотрудники должны играть, чтобы развивать в себе умение добиться поставленной цели. А чтобы они еще и работали, игра запрограммирована таким образом, что через четверть часа отключается автоматически. Каждое утро я прохожу один уровень и приумножаю свое виртуальное состояние. А потом, получив изрядную порцию мотивации, принимаюсь за работу.

Главные герои

Краткое содержание

От издателя

Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца

О корени происхождения глуповцев

Характер у головотяпов-глуповцев смирный, перед властью они раболепствуют, поэтому вор-новотор легко устанавливает удобные ему порядки, но покорность ему претит: он жаждет бунта, чтобы, усмиряя их, проявлять свою власть. Вскоре вор-новотор проворовывается, и князь приговаривает его к казни: посылает ему петлю. Вор-новотор опережает казнь, сам зарезывается огурцом .

Опись градоначальникам

в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным (1731 – 1826)

Органчик

Присылают новую говорящую голову, но мальчик-посыльный так ее пугается, что выбрасывает. В Глупове наступает безвластие (пародия на смуту), и объявляются два градоначальника-самозванца, которые сами не могут решить, кто из них настоящий. Из губернии приезжает рассыльный, забирает самозванцев, и в Глупове неделю царит анархия, безначалие .

Сказание о шести градоначальницах

Картина глуповского междоусобия

Среди иных претенденток, впрочем, не имеющих оснований на правление, были Нелька Лядоховская, Дунька Толстопятая и Матренка-Ноздря. В Глупове царила анархия, граждане то и дело бунтовали, доходило дело и до боев. Наиболее примечательна из последних градоначальниц Дунька, которая укрепилась на большом клоповном заводе , натравливала на осаждающих клопов, а затем сама же была ими изъедена . Смута заканчивается, когда приходит к власти Двоекуров.

Известие о Двоекурове

Двоекуров был глуповским градоначальником 8 лет. Он был, пожалуй, одним из немногих правителей, кто оказал положительное влияние на жизнь в Глупове. Он вводит ряд новых правил: например, положено варить мед и пиво, обязательно использовать горчицу и лавровый лист. Также Двоекуров собирался учредить в Глупове первую Академию.

Голодный город

После, в 1776 г. приходит к власти Петр Петрович Фердыщенко. Шесть лет его правления были весьма благотворны, и Глупов процветал. На седьмой год Фердыщенко смутил бес и он влюбляется в жену ямщика Митьки, Аленку Осипову. Замужняя Аленка противится чувствам градоначальника. Чтобы расположить ее к себе Фердыщенко даже отправляет Митьку в Сибирь, и тогда она успокаивается и отзывается на его внимание.

Счастье Фердыщенко и Аленки длится недолго: в городе начинается засуха, приходит неурожай, голод, город обезлюдел . Горожане отправляют гонца к градоначальнику, но тот не возвращается. Вспыхивает бунт, глуповцы, решив, что Аленка всему злу заводчица , сбрасывают ее с колокольни. Из губернии посылают роту солдат для усмирения бунта. Глуповцы принимают их за посланников с хлебом.

Соломенный город

После Аленки у Фердыщенко новая страсть: его прельстила стрельчиха Домашка , мужественная и решительная . Он вновь не следит за городом, и 7 июля Глупов загорается. Первыми весть несут юродивые: они собираются на площади. Через день загорается Пушкарская слобода, люди в ужасе, колокола срываются с колоколен, гремит гром. Вспыхивают слободы Болотная и Негодница. Глуповцы требуют ответа у бригадира, который с Домашкой в градоначальническом доме заперся, но ответа не получают.

Фантастический путешественник

Войны за просвещение

Пришедший вслед за Фердыщенко Василиск Семенович Бородавкин изучает историю Глупова и выбирает в качестве примера для себя реформатора-Двоекурова. В его деятельности Бородавкин углядел смысл: тот не только мостил мостовые и взимал недоимки, но и сеял горчицу! Градоначальник пытается вновь навязать ее употребление, но глуповцы сопротивляются. Вспыхивает бунт, и Бородавкин организует поход на Стрелецкую слободу, развивается нечто похожее на гражданскую войну: свои воюют со своими. Поход дается непросто:
Стрелецкая слобода окружена болотами, подводы с провизией не доставить, пушки тонут в болоте. Как-то утром Бородавкин замечает измену подлог: большинство солдат исчезли, а вместо них по некоей резолюции поставлены…оловянные солдатики. Он организует из оловянного войска резерв и идет на Стрелецкую слободу, но обнаруживает, что она – пустая, словно вымерла . Оживают оловянные солдатики и подсказывают Бородавкину избы ломать . Он разбирает дома по бревнам, и жители слободы все-таки сдаются. В наказание зачинщикам бунта велено писать Бородавкину стихи.

Глупов обнищал: многочисленные войны и походы истощили казну. Бородавкин планирует снова сжечь непокорный Глупов, но умирает.

Эпоха увольнения от войн

После Бородавкина приходит к власти Негодяев, его быстро увольняют: он выступает против навязывания конституции, но летописец поясняет, что истинная причина была иной. Становится известно, что Негодяев какое-то время служил истопником, а это расценивается как близость демократам. После Негодяева у власти находится Микеладзе, изнеженный и деликатный: новый градоначальник поставил себе задачею привлекать сердца исключительно посредством изящных манер . Жизнь города его не заботит совершенно, поскольку в первую очередь он охоч до дамского пола. Однако и он замечает, в каком страшном состоянии пребывает Глупов после Бородавкина:

Микеладзе решает просвещение прекратить и не издавать законов. В своей охоте до прекрасного полу он доходит до крайности и умирает в 1806 г. от истощения сил .

Подполковник Прыщ, сменивший его, также не интересуется управлением. Он прост и приветлив в общении, и что самое удивительное – при нем город живет в довольстве, годы один за другим идут урожайные. Глуповцы, удивленные изобилию, подозревают посредничество какой-то неведомой силы , чертовщины. Замечают, что когда градоначальник спит, он обкладывается мышеловками , а предводитель дворянства приходит в странное возбуждение в его присутствии. Горожане оказываются правы: у Прыща – фаршированная голова, которая источает запах трюфелей . Предводитель дворянства съедает его голову.

Поклонение мамоне и покаяние

После Прыща к власти приходит малого роста статский советник Иванов, но он быстро умирает и проходит почти незамеченным. Викон де Шарио, француз, который был после Иванова, чрезвычайно любил увеселения и впоследствии вообще оказался женщиной. При нем происходит бесстыжее глуповское неистовство , как называет эти события летописец, или же скоропреходящее глуповское баловство . Город обращается в язычество. Начинается все с нелепых суеверий и ритуалов, затем глуповцы приступают к строительству башни, с таким расчетом, чтобы верхний ее конец непременно упирался в небеса , затем начинают поклоняться идолам. Дю Шарио всячески потворствует новым верованиям и ритуалам глуповцев.

На одном из балов к нему приходит юродивая из Гамбурга, Пфейфферша . Грустилов влюбляется в нее, и теперь в городе главными людьми становятся убогие и юродивые, которые прежде были забыты. Пфейфферша общается с мистиками, пишет романы и обладает невероятным влиянием на градоначальника.

Под воздействием Пфейфферши жители предаются покаянию, но продолжают лениться. По ночам бомонд Глупова собирается на чтение критических статей Н. Страхова, но некий штабс-офицер, шпион, доносит это до начальства, и Грустилова отправляют в отставку. Наступает новая эпоха:

Подтверждение покаяния. Заключение

Угрюм-Бурчеев становится последним градоначальником Глупова, о котором сохранились сведения. Он с изумительной ограниченностью соединял непреклонность, почти граничившую с идиотством . Градоначальник не кричит, не шумит, но все глуповцы боятся его взгляда. Издатель, вслед за летописцем, регулярно именует его идиотом , подчеркивая при этом, что в нем присутствует что-то сатанинское. Даже летописец признается, что Угрюм-Бурчеев пугает его. Портрет нового градоначальника, сохранившийся в канцелярии, также обнаруживает полный его идиотизм. Все, что его интересует, это правильность построений, прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы . В голове Угрюм-Бурчеева есть план: воплотить в реальность систематический бред , который он носит в своей голове еще до прибытия в Глупов. Градоначальник хочет упорядочить жизнь горожан: контролировать, сколько человек живет в домах и какого возраста, приставить к каждому дому шпиона, все делать в согласии с распорядком и назвать этот правильный, обновленный город Непреклонском.

Идеи Угрюм-Бурчеева нравятся начальству, и он приступает к их воплощению. Градоначальник начинает ломку города, самостоятельно выбегая из дому с топором, и разрушая все на своем пути. Город перестраивают, но встречают препятствие: реку, которая не поддается никаким воздействиям человека. Дамбы из останков былого Глупова она размывает, русло ее изменить также не удается. Тогда Угрюм-Бурчеев решает выбрать новое место для Непреклонска, но его планам не дано сбыться… Что помешало ему – неизвестно, поскольку именно на этом месте и обрывается глуповская летопись.

Оправдательные документы

Основные персонажи романа

  • Уинстон Смит, тщедушный клерк, которому на момент действия романа идет сороковой год. Уинстон – сотрудник Министерства правды, исправляющий документы в зависимости от надобностей пропаганды. Также он партиец, носит униформу работника внешней партии. В свободное время начинает вести дневник, несмотря на то, что это строжайше запрещено и может стоить ему жизни.
  • Джулия – любовница главного героя, 26-летняя девушка с пышными каштановыми волосами и карими глазами. Она входит в Молодежный Антиполовой Союз, поэтому ее тонкая талия перетянута красным кушаком. С Уинстоном она познакомилась в Министерстве правды, где Джулия работает в отделе литературы, обслуживая аппарат, производящий книги для пролов (низших слоев населения).
  • О‘Брайен – начальник главного героя, высокопоставленный член партии. Обладает грубоватой внешностью, но не лишен ума и обаяния, поэтому вызывает уважение в Уинстоне.

Автор погружает читателя в мир, который разделен на 3 крупные тоталитарные государства, которые периодически то заключают союзы, то воюют между собой. Качество жизни, продуктов питания и постоянного использования требуют желать лучшего. Везде пропаганда Большого Брата. Нормой считается то, что все друг на друга доносят: друг на друга, дети на родителей и т.п.

Главный герой романа Уинстон Смит работает в Министерстве Правды. В его обязанности входит менять исторические данные в пользу нынешнего времени. Его работа, то, что он видит ежедневно, заставляет его сомневаться в существующем режиме. Единственной его отдушиной является лавка старьевщика. Так же он ведет дневник, что является крайне опасным занятием.

Также его настораживает интерес еще одного работника Министерства, Джулии. Ему кажется, что ее повышенный интерес связан с тем, что она за ним шпионит и хочет доложить на него. Но в результате оказывается, что девушка в него влюблена, и между ними завязываются отношения.

Романтические отношения между лицами, не состоящими в браке, запрещены. Они снимают комнату над лавкой старьевщика. И решаются передать О’Брайену записку, с просьбой принять их в братство.

Но в итоге их раскрывают. Арендатор квартиры оказался сотрудником полиции мыслей, а следствие по их делу вел сам О’Брайен.

Это интересно: “Человек, который смеется” — один из наиболее известных романов великого французского писателя Виктора Гюго. Главный герой романа — Гуинплен — в детстве был похищен бандитами-компрачикосами, которые до неузнаваемости обезобразили его лицо, вырезав на нем жуткую гримасу. Как ни странно, такое изуверство не смогло искалечить душу мальчика, и он вырос умным, добрым, благородным и честным человеком.

Дело происходит в Англии, хотя в той реальности это могущественная Океания. Люди здесь похожи на винтики в системе, все здесь пропитано идеологией, вокруг лозунги. Людям лучше ходить строем и не иметь своих суждений.

И так в этом антиутопичном романе показана страшная воля Партии, общество, в котором нельзя иметь свое мнение, нельзя отличаться. Министерство правды, любвии другие превращаются в “мини”: мини финансы, мини экология… названия говорят сами за себя! И сам “новояз”, созданный в этой системе, низводит всю творческую натуру человека к нулю, к отрицательным числам.

Пятиминутки ненависти, на которые сгоняют людей, демонстрируют им классовых врагов, пугают ими. Это становится обязательным и привычным, как минута гимнастики, людей учат ненавидеть, заставляют привыкнуть к ненависти, направленной на “врагов”.

Кстати, обычный сценарий показа заключается в том, что основной враг Власти — тот, кто когда-то начинал вместе с ее основателями, но потихоньку они разошлись во взглядах, вот его и объявили вне закона. На этих “шоу” нужно выплескивать свой негатив (кричать, ругаться, разрушать). Как у булгаковского Воланда на представлении здесь тоже милосердие иногда проявляется.

Например, женщина вскрикивает, когда показывает, как погибают дети, пусть они тоже “вражеские”. Но конечно, милосердие это никак не поощряется, а наоборот. Кстати, дети тут постоянно доносят на родителей (даже если те говорят во сне), предательства, вообще, процветают.

Сам Уинстон когда-то украл еду у сестры, а пока прятался, ее и их маму “распылили”. Работа выросшего Уинстона состоит в изменении старых газет, чтобы прогнозы там соответствовали реальности. Еще он вычеркивает людей, оказавшихся предателями.

Образ врага здесь создается намеренно как стимул к ударной работе и способ отвлечь народ от проблем. Возможно, и бомбы на мирных жителей сбрасывает сама Парти, чтоб держать всех в страхе. А лозунги здесь противоречат здравому смыслу. По этим утверждениям война, дескать, это мир.

У Смита сложные отношения с женщинами, скорее, отсутствие таковых. Особенно не нравятся ему те политизированные юные красавицы, которые носят специальные пояса, показывающие, что эти дамы, вообще, отрицают отношения с мужчинами. Понятно, что любовь, семья и остальные “нежности” — это слишком большая роскошь для Океании.

И несмотря ни на что, герой влюбляется в совершенно удивительную женщину – веснушчатую Джулию. Для него она — путь к новому миру, к сопротивлению бесчеловечной системе. Девушка сама подбрасывает ему записку о любви. Они встречаются в лесу, женщина признается, что у нее было много любовников… А Смит рад! Понимает, что она настоящая, а не холодная-идейная. Работает Джулия с машинкой, пишущей романы.

Между прочим, Смит уже был женат. Его жена Кэтрин была хороша, но вот только в голове у нее были лишь лозунги Партии. Уинстон думал, что его отношения с женщинами навсегда закончены, но тут появилась Джулия… их отношения — это, по своему, борьба с системой.

К влюбленным попадает запрещенная книга, но они решают “идти до конца”, понимая свой риск. Их все же арестовывают, ведь следили за ними уже лет семь.

Когда герой попадает в тюрьму, начинаются допросы, долгие разговоры. Действительно, его стараются психологически сломать. Без пыток, конечно, не обходится, но и день за днем планомерно ломают его психику. Бесконечные разговоры приводят к тому, что заключенный уже просто теряет терпение.

Он кричит своему мучителю, бросает ему самый важный вопрос, мол, что вы хотите от меня. В самом начале своего дневника Уинстон написал, что свобода — это сказать, что дважды два четыре. Он понимает, что им нужно, чтоб он признал, будто дважды два равно пять. И он готов уже и на это. Однако оказывается, что пленник ошибся в своих расчетах.

Цифра в ответе — это нечто слишком определенное, так было бы слишком просто — всегда называть неправильный ответ. Власть в том мире вовсе не отрицает правды, ведь иногда и она может быть удобной и выгодной.

Основная цель Партии — сломать человека как личность. Вот почему, несчастное “дважды два” должно быть не больше, не меньше правильного ответа, но и не обязательно четыре… А нужно столько, сколько нужно Партии. И ответ на даже математический вопрос должен звучать, как “а сколько нужно”.

В результате самой страшной для него пытки (клетка с отвратительными крысами) Смит предает Джулию – кричит, чтоб ее отдали крысам вместо него.

Сломленный, придавленный собственной трусостью, Уинстон выходит из тюрьмы, встречает Возлюбленную. Она тоже его предала. И теперь они оба чувствуют себя уже не собой, а роботами, у них, в них не осталось ничего человеческого. Теперь они любят только Большого Брата, который наблюдает за каждым…

Вывод:

Роман учит не создавать никакие утопические системы, особенно если они не учитывают личности людей, их свободы, мнения.

Тоталитарное государство. Член партии пытается противостоять власти, сохранив своё сознание от манипуляции. Но мыслепреступление скрыть невозможно, и партия подчиняет человека системе.

Первая часть

Уинстон решает вести дневник. Это преступление карается смертью или каторжными лагерями, но ему необходимо выплеснуть свои мысли. Вряд ли они достигнут будущего: полиция мысли всё равно до него доберётся, мыслепреступление нельзя скрывать вечно. Уинстон не знает, с чего начать. Он вспоминает утреннюю двухминутку ненависти в министерстве.

Теперь даже дети доносят на своих родителей: отпрыски соседей Уинстона Парсонсов точно постараются поймать мать и отца на идейной невыдержанности.

В своём кабинета Уинстон принимается за работу. Он изменяет данные в газетах, выпущенных ранее, в соответствии с сегодняшним заданием. Уничтожались неверные прогнозы, политические ошибки Старшего Брата. Имена нежелательных лиц вычёркивались из истории.

Внезапно он замечает, что девушка с тёмными волосами, которая ему встретилась вчера на двухминутке ненависти, пристально наблюдает за ним.

Вторая часть

Они встречаются за городом, среди деревьев, где их не могут подслушать. Джулия — так зовут девушку — признаётся, что связей с партийцами у неё были десятки. Уинстон приходит в восторг: именно такая испорченность, животный инстинкт могут разорвать партию в клочья! Их любовные объятия становятся боем, политическим актом.

Наконец происходит судьбоносный разговор с О’Брайеном. Он подходит к Смиту в коридоре и даёт свой адрес.

Уинстон и Джулия приходят к О’Брайену и признаются, что они враги партии и мыслепреступники. О’Брайен подтверждает, что организация заговора против партии, именуемая Братством, существует. Он обещает, что Уинстону передадут книгу Голдстейна.

Третья часть

Оба признались друг другу в предательстве. Джулия отметила самое главное: когда человек кричит, чтобы вместо него отдали другого, он не просто так говорит, он этого хочет. Да, Уинстон хотел, чтобы её, а не его отдали.

В кафе раздаются победные фанфары: Океания победила Евразию. Уинстон тоже одерживает победу — над собой. Он любит Старшего Брата.

Видео краткое содержание 1984 Оруэлл

Роман о будущем, которое для нас осталось уже в прошлом, все еще может быть угрозой для утопистов, мечтающих о безупречной системе, о государстве-машине. Герой Уинстон Смит пишет дневник так, чтобы его не видели через специальные экраны, которые установлены в каждой квартире. Трансляция лозунгов и в то же время наблюдение за людьми идет постоянно.

Читайте также: