Социологический проект о конта кратко

Обновлено: 02.07.2024

Огюст Конт - основатель научной дисциплины социология. Сущность социологического проекта О. Конта, его видение роли социологии в обществе. Закон общественного прогресса и основные концепции позитивистской социологии. Социальная статика и динамика.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.11.2014
Размер файла 24,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОЛОГИИ

Выполнил студент: Закирова А.Р.

Преподаватель: Иванова Э.А.

Альметьевск - 2013 г.

1. Социологический проект О. Конта

2. Позитивизм в социологии

2.1 Основные концепции позитивистской социологии Конта

2.2 Социальная статика

2.3 Социальная динамика

Список использованной литературы

Введение

В эпоху Нового времени, эпоху расцвета естественных наук, классической европейской философии, возникает впервые и замысел создания науки об обществе, такой же точной, как науки естественные. В XIX в. настает время выхода из рамок философии социологии -- науки, изучающей самую сложную форму движения материи -- общественную. Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности. Кроме этой предпосылки причинами становления социологии были переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы. Прежде всего -- остро заявившая о себе необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, которую тогда определял бурно развивающийся капиталистический способ производства.

Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений; а также отличаться от психологии, которая интересовалась индивидуальными, а не типическими проявлениями социального поведения и взаимодействия.

Целью данной работы является анализ социологического проекта Огюста Конта. [2]

1. Социологический проект О. Конта

Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину - выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического метода. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом.

Конт преклонялся не только перед социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид - почти ничто. Общество состоит не из отдельных индивидов, а из социальных систем. Под ним подразумевалось все человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием). Посредствующим звеном между индивидом и обществом выступает семья и семейная связь совсем иной природы, нежели социальная. Учение Конта состояло из двух частей - социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.

Конт сформулировал основной закон общественного прогресса, или закон трех стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума.

Первую теологическую, или фиктивную, стадию, охватывающую древность и раннее средневековье (до 1300 г.), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма - эпоха христианства.

Метафизическую стадию (с 1300 по 1800 г.) Конт рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований - фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи - Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Общество, погруженное в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль. Такова, по Конту, философия позитивизма.

Свидетельством вступления в последнюю, позитивную эру являются распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни.

Конт совершил поистине революционный переворот в науках об обществе, определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего, к ним относятся философские суждения, оторванные от жизни. [3]

социологический позитивистский общество конт

2. Позитивизм в социологии

2.1 Основные концепции позитивистской социологии Конта

Конт полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход он назвал сначала социальной физикой, а затем социологией (т.е. наукой об обществе). Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. По Конту, такой подход; часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

1) реальное в противовес химерическому:

2) полезное в противовес негодному;

3) достоверное в противовес сомнительному;

4) точное в противовес смутному;

5) организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом.

Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение. [3,7]

2.2 Социальная статика

Конт утверждает естественный, вечный и неустранимый характер социальной иерархии и, соответственно, противоестественный характер идеи социального равенства. Деление общества на классы вытекает из основного и необходимого разделения управленческой и исполнительской функций. Конт обозначает классы по-разному, но суть их сводится прежде всего к тому, что они составляют две наиболее общие категории: руководителей и исполнителей.

Будучи противником разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, Конт вместе с тем резко разделяет власть на духовную и мирскую.

2.3 Социальная динамика

Главный закон социального прогресса у Конта - это закон трех стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.

В теологическую эпоху люди верят сначала в фетиши (фетишистский период); затем - в богов (период политеизма); наконец - в единого Бога (период монотеизма). Основным мирским занятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская - военным.

В метафизическую эпоху люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской, принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной.

Таким образом, от наблюдения реально существовавших и существующих этапов социальной эволюции Конт переходит к характеристике того, какой она необходимо будет и должна быть. Социальная динамика завершается пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами. [6]

И в заключение необходимо отметить, что подобно многим другим социальным мыслителям XIX в. Конт любил пророчествовать, и эта любовь естественным образом вытекала из фаталистской интерпретации социальных законов. Сегодня одни его предсказания выглядят наивными и смешными, другие - основательными и провидческими. Не подтвердилась основополагающая вера Конта в то, что разработанная им вплоть до ритуальных деталей Религия Человечества станет религией человечества. Социальный режим, который он одновременно предсказывает и предлагает - социократия, - основан на строгой иерархии, субординации, точном исполнении предписанных функций. Подобные общества, небольшие по размеру (будущие государства по размерам не должны превосходить Швейцарию или Бельгию) и подчиненные единой церкви или Великому Существу (человечеству), представляют собой нечто среднее между фаланстером Фурье и монастырем.

Не подтвердились такие предсказания Конта, как союз пролетариата и женщин, с одной стороны, и позитивизма - с другой; исчезновение средних классов; семейно-домашняя роль женщины и т. д.

Список использованной литературы

1. Кравченко А.И. Социология. Общий курс. М: Академический проект, 2003.

2. Общая социология / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М. 2002.

4. Социология: Курс лекций / Под ред. В.И. Бегинина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.

Социология – это одна из общественных наук, изучающая целостное общество и составляющие его системы, закономерности его развития и функционирования, социальные институты, отношения и общности.

Конт предполагал, что социология должна венчать все науки, как естественные, так и науки о человеке. Но это невозможно осуществить. Он считал, что социология делится на два раздела:

  1. социальная статика;
  2. социальная динамика.

Социальная статика должна заниматься изучением процесса социальных изменений. Основной фактор развития общества – человеческий разум в своем развитии, а три ступени развития общества – это три ступени в развитии разума:

  1. теологическая;
  2. метафизическая;
  3. позитивная.

Теологическая ступень еще не имеет объяснений происходящих в мире явлений и использует фантастические образы. На данной стадии религия господствует над разумом. Метафизическая ступень отражает развитие философии – человек объясняет мир через сложные абстрактные теоретические образы. Позитивная ступень отражает переход разума человека к истинному, то есть научному типу познания окружающей действительности.

Основные положения позитивистской социологии Конта

Конт считал, что посредством науки может познать любой скрытый закон, управляющий любым обществом. Такой подход он называл сначала социальной физикой, а позже дал название – социология, то есть наука об обществе. Конт стремился к выработке рационального подхода к изучению общества, основой которого были бы наблюдение и эксперимент. По Конту такой подход, часто называемый позитивистским, должен обеспечить практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Готовые работы на аналогичную тему

  • реальное, противопоставляемое химеричскому;
  • полезное, противопоставляемое негодному;
  • достоверное, противопоставляемое сомнительному;
  • точное, противопоставляемое смутному;
  • организующее, противопоставляемое разрушительному.

К этим категориям Конт добавил несколько черт позитивного мышления, как тенденции везде и во всем заменять абсолютное на относительное, его непосредственно социальный характер, а также тесную связь со всеобщим здравым смыслом.

В системе взглядов Конта место позитивного мышления может быть понято только в тесной связи с его знаменитым законом трех стадий, или трех состояний, который он называл главным своим открытий.

В соответствии с этим, индивидуальный человек, человечество и общество в своем развитии неизбежно и последовательно проходят обозначенные три ступени:

  1. На теологической стадии, называемой также фиктивной, человеческий разум стремится найти начальные или конечные причины всех явлений, стремится постичь абсолютное знание. В свою очередь, теологическое мышление проходит свои три стадии развития: фетишизм, политеизм и монотеизм. Данная стадия была необходима в свое время, так как она обеспечила предварительное становление социальности людей и рост умственных сил. Но стремление теологии проникнуть в предначертания Провидения – безрассудство, схожее с предположением, касающемся того, что низшие животные обладают способностью предвидеть желания человека или иных высших животных.
  2. Метафизическая, или абстрактная стадия человеческого мышления характеризует попытки объяснения внутренней природы явлений, их начала и предназначения, главного способа их образования. Но, в отличие от теологии, метафизика стремится объяснить явление не через сверхъестественные факторы, а через сущности, то есть абстракции. На данной стадии очень велика спекулятивная, умозрительная часть, в связи с упорным стремлением аргументировать, а не наблюдать. Метафизический тип мышления составляет, как и теологический тип, неизбежную стадию, являясь по природе своей критическим, разрушительным. Его черты в существенной степени сохранились и в современном мире.
  3. Позитивистская, или реальная, или научная стадия, в качестве основного своего признака содержит то, что в ней работает закон постоянного подчинения воображаемого наблюдаемому. На данной стадии ум отказывается воспринимать недоступное определение конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простейшему исследования законов, то есть, исследуются постоянные отношения, существующие между наблюдаемыми явлениями.

Позитивное мышление, которое характеризуется всеми названными выше признаками, далеко от эмпиризма и мистицизма. В соответствии с законом трех стадий, все науки и любое общество неизбежно завершит свою эволюцию позитивной стадией. Именно третья стадия характеризуется формированием истинной, то есть позитивной наукой, цель которой – познать не факты, которые для науки составляют только необходимый сырой материал, а законы. Существование неизменных естественных законов – обязательное условие существования науки. Познание законов с целью развития рационального предвидения – ее предназначение.

Идею о необходимости новой науки об обществе высказал французский мыслитель О. Конт. Он полагал, что история человечества развивается под влиянием изменений в способах понимания и объяснения мира. В условиях краха феодального режима и рождавшегося в революционных потрясениях нового, буржуазного общества Конт видел свою миссию в том, чтобы дать гражданам Франции, всех передовых стран мира новую философию. В противовес прежним, теологическим и метафизическим, спекулятивным концепциям он разрабатывал позитивную философию как целостную систему положительного знания фактов и законов, открываемых научным познанием. А на основе этой философии он стремился создать объективную науку об обществе.

Содержание

Введение 3
1.Социологический проект О.Конта. 4
2.Позитивизм в социологии 7
2.1. Основные концепции позитивистской социологии Конта 8
2.2. Социальная статика 11
2.3. Социальная динамика 16
Заключение 19
Список литературы 20

Социологический проект Огюста Конта.




По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет ее - самый важный и сложный, поэтому она - своего рода царица наук. Социология может и должна использовать достижения других наук, которые изучают более обширные, чем общество, сферы реальности. Эти науки, особенно биология (непосредственно предшествующая социологии в иерархии наук), являются по отношению к ней вводными, подготовительными. Вместе с тем они служат для нее теоретико-методологическим образцом; ведь социология позже других дисциплин приблизилась к позитивному состоянию, в ней сохранилось особенно много теологических и метафизических элементов; воображение в ней до сих пор господствует над наблюдением. Ее еще предстоит создать, и основатель позитивизма ощущает себя призванным сделать это.

Для обозначения самой молодой науки Конт использует различные термины: , , и . Он считал себя автором последнего термина и до определенного момента рассматривал его как наиболее предпочтительный. Однако это выражение стало, по мнению Конта, использоваться, прежде всего бельгийским ученым Адольфом Кетле, который в своем труде (1835) применил его к . Подобное словоупотребление явно не соответствовало тому выдающемуся месту, которое предстояло занять социологии в системе наук и в обществе. Для обозначения новой науки необходимо было новое слово, и оно было придумано.

1.1. Метод и социология.

Противоречивость позиций Конта-ученого и Конта-реформатора и пророка в полной мере проявилась в его трактовке метода социологии.

В противовес метафизической методологии, основанной на подчинении фактов воображению и претендующей на абсолютные объяснения, позитивная социальная наука основана на наблюдении постоянных связей между фактами.

Говоря о наблюдении, Конт подчеркивает, что ему должна предшествовать выработка какой-то общей теории. Всякое изолированное, чисто эмпирическое наблюдение бесплодно и недостоверно: в этом случае наблюдатель чаще всего даже не знает, что он должен рассматривать в данном факте. Наука может пользоваться только теми наблюдениями, которые, хотя бы гипотетически, привязаны к какому-нибудь закону .

Конт различает точность и достоверность социального факта и отмечает ошибочность смешения этих понятий. Именно достоверность - главная задача социологии, и в этом отношении она не уступает другим наукам.

Любопытно, что основатель позитивизма был противником применения количественных методов в социологии, тогда как применение именно этих методов воспринималось как отличительная черта позитивистской социологии в XX в. В этом - одно из проявлений чрезвычайной многоликости и противоречивости позитивистской доктрины; собственно, сохранив одно название, она давно перестала быть чем-то единым.

2. Эволюционная социология Герберта Спенсера.

Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель "органической" школы в социологии.

В случае нарушения равновесия начинается распад, который со време­нем переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада.

На этой основе он переходит от общего рассмотрения идеи эволюции к характеристике общественного развития. Социология завершает философ­скую систему Спенсера.

2.1. Предмет, задачи и проблематика социологии.

Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явле­ний, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эво­люции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных лично­стей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим со­циология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты. Отрицание социологии, утверждает Спенсер, часто происходит от смеше­ний двух групп явлений: массовых, типичных, повторяющихся и индиви­дуальных, случайных, единичных.

Размышляя о специфике социологии, Спенсер выделяет объективные и субъективные трудности социального познания. Социологические факты нельзя измерить с помощью приборов, наблюдать под микроскопом. Их можно установить лишь опосредованно, путем сравнения множества дан­ных. Социальные факты для Спенсера - это такие явления, в которых проявляются эволюционные процессы, например дифференциация струк­туры и функций, усложнение политической организации и т. п.

Для понимания спенсеровского определения предмета социологии большое значение имеет его концепция социальных институтов.

Как и Конт, Спенсер начинает с семьи, брака, проблем воспитания (домашние институты), воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает взаи­мосвязь между типом общества и типом семьи, исследует изменения внутри­семейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса.

Следующий тип социальных институтов Спенсер обозначил как об­рядовые, или церемониальные. Последние призваны регулиро­вать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. п. Обрядовые институты возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной ор­ганизации, особое, и часто гипертрофированное, развитие они получают в милитаризованном обществе.

Следующий тип - церковные институты, обеспечивающие инте­грацию общества. Речь идет не о религиозных институтах, а именно о церкви, функции духовенства восходят к действиям шаманов и колдунов. Появлению касты жрецов способствовали войны. Постепенно эта каста создает организацию, контролирующую определенные сферы обществен­ной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования.

Теория социальных институтов Спенсера представляла попытку сис­темного исследования общества. Все институты общества составляют еди­ное целое, функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности.

3. Прокомментируйте отрывок из работы английского позитивиста Д. Милля:

Можно ли согласиться с автором? Есть ли рациональный смысл в методах социальных исследований, предложенных Контом? Какие это методы?

Первый - это сравнение человеческих и животных обществ. Ценность этого метода состоит в том, что он позволяет установить наиболее элементарные и универсальные законы социальной солидарности.

Второй - сравнение различных сосуществующих состояний человеческого общества в различных районах земного шара, причем рассматриваются эти состояния у таких народов, которые полностью независимы друг от друга.

Социология для Конта была синтетическим мировоззрением, включавшим в себя, помимо науки, многие другие компоненты, в том числе утопическое проектирование. И в этом есть доля рациональности, хотя на мой взгляд свои методы О.Конт слишком тесно связал с биологическим происхождением человека.

Заключение.

1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3 е изд., М., Библионика, 2006.

2. Громов И., Малкевич А., Семенова В. Западная социология. СПб, 1997.

3. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мыш­лении). СПб., 1910.

4. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., ТК Велби, Проспект, 2004.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………. 3
1. Социологический проект Огюста Конта……………………………… 4
1.1. Метод и социология…………………………………………………….. 7
2. Эволюционная социология Герберта Спенсера………………………. 11
2.1. Предмет, задачи и проблематика социологии………………………… 12
3. Прокомментируйте отрывок из работы английского позитивиста Д. Милля…………………………………………………………………… 17
Заключение……………………………………………………………… 19
Список использованной литературы………………………………….. 20

Введение.

Социологический проект Огюста Конта.

По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет ее - самый важный и сложный, поэтому она - своего рода царица наук. Социология может и должна использовать достижения других наук, которые изучают более обширные, чем общество, сферы реальности. Эти науки, особенно биология (непосредственно предшествующая социологии в иерархии наук), являются по отношению к ней вводными, подготовительными. Вместе с тем они служат для нее теоретико-методологическим образцом; ведь социология позже других дисциплин приблизилась к позитивному состоянию, в ней сохранилось особенно много теологических и метафизических элементов; воображение в ней до сих пор господствует над наблюдением. Ее еще предстоит создать, и основатель позитивизма ощущает себя призванным сделать это.

Для обозначения самой молодой науки Конт использует различные термины: , , и . Он считал себя автором последнего термина и до определенного момента рассматривал его как наиболее предпочтительный. Однако это выражение стало, по мнению Конта, использоваться, прежде всего бельгийским ученым Адольфом Кетле, который в своем труде (1835) применил его к . Подобное словоупотребление явно не соответствовало тому выдающемуся месту, которое предстояло занять социологии в системе наук и в обществе. Для обозначения новой науки необходимо было новое слово, и оно было придумано.

1.1. Метод и социология.

Противоречивость позиций Конта-ученого и Конта-реформатора и пророка в полной мере проявилась в его трактовке метода социологии.

В противовес метафизической методологии, основанной на подчинении фактов воображению и претендующей на абсолютные объяснения, позитивная социальная наука основана на наблюдении постоянных связей между фактами.

Говоря о наблюдении, Конт подчеркивает, что ему должна предшествовать выработка какой-то общей теории. Всякое изолированное, чисто эмпирическое наблюдение бесплодно и недостоверно: в этом случае наблюдатель чаще всего даже не знает, что он должен рассматривать в данном факте. Наука может пользоваться только теми наблюдениями, которые, хотя бы гипотетически, привязаны к какому-нибудь закону .

Конт различает точность и достоверность социального факта и отмечает ошибочность смешения этих понятий. Именно достоверность - главная задача социологии, и в этом отношении она не уступает другим наукам.

Любопытно, что основатель позитивизма был противником применения количественных методов в социологии, тогда как применение именно этих методов воспринималось как отличительная черта позитивистской социологии в XX в. В этом - одно из проявлений чрезвычайной многоликости и противоречивости позитивистской доктрины; собственно, сохранив одно название, она давно перестала быть чем-то единым.

2. Эволюционная социология Герберта Спенсера.

Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель "органической" школы в социологии.

В случае нарушения равновесия начинается распад, который со време­нем переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада.

На этой основе он переходит от общего рассмотрения идеи эволюции к характеристике общественного развития. Социология завершает философ­скую систему Спенсера.

2.1. Предмет, задачи и проблематика социологии.

Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явле­ний, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эво­люции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных лично­стей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим со­циология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты. Отрицание социологии, утверждает Спенсер, часто происходит от смеше­ний двух групп явлений: массовых, типичных, повторяющихся и индиви­дуальных, случайных, единичных.

Размышляя о специфике социологии, Спенсер выделяет объективные и субъективные трудности социального познания. Социологические факты нельзя измерить с помощью приборов, наблюдать под микроскопом. Их можно установить лишь опосредованно, путем сравнения множества дан­ных. Социальные факты для Спенсера - это такие явления, в которых проявляются эволюционные процессы, например дифференциация струк­туры и функций, усложнение политической организации и т. п.

Для понимания спенсеровского определения предмета социологии большое значение имеет его концепция социальных институтов.

Как и Конт, Спенсер начинает с семьи, брака, проблем воспитания (домашние институты), воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает взаи­мосвязь между типом общества и типом семьи, исследует изменения внутри­семейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса.

Следующий тип социальных институтов Спенсер обозначил как об­рядовые, или церемониальные. Последние призваны регулиро­вать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. п. Обрядовые институты возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной ор­ганизации, особое, и часто гипертрофированное, развитие они получают в милитаризованном обществе.

Следующий тип - церковные институты, обеспечивающие инте­грацию общества. Речь идет не о религиозных институтах, а именно о церкви, функции духовенства восходят к действиям шаманов и колдунов. Появлению касты жрецов способствовали войны. Постепенно эта каста создает организацию, контролирующую определенные сферы обществен­ной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования.

Теория социальных институтов Спенсера представляла попытку сис­темного исследования общества. Все институты общества составляют еди­ное целое, функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности.

3. Прокомментируйте отрывок из работы английского позитивиста Д. Милля:

Можно ли согласиться с автором? Есть ли рациональный смысл в методах социальных исследований, предложенных Контом? Какие это методы?

Первый - это сравнение человеческих и животных обществ. Ценность этого метода состоит в том, что он позволяет установить наиболее элементарные и универсальные законы социальной солидарности.

Второй - сравнение различных сосуществующих состояний человеческого общества в различных районах земного шара, причем рассматриваются эти состояния у таких народов, которые полностью независимы друг от друга.

Социология для Конта была синтетическим мировоззрением, включавшим в себя, помимо науки, многие другие компоненты, в том числе утопическое проектирование. И в этом есть доля рациональности, хотя на мой взгляд свои методы О.Конт слишком тесно связал с биологическим происхождением человека.

Заключение.

1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3 е изд., М., Библионика, 2006.

2. Громов И., Малкевич А., Семенова В. Западная социология. СПб, 1997.

3. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мыш­лении). СПб., 1910.

Читайте также: