Социальный проект школьная клумба

Обновлено: 05.07.2024

Жизнь каждого из нас начинается со школьного двора, со школы. Долгое время она служит нам защитой, очагом, опорой, центром нравственного, эстетического, экологического и физического воспитания. Это наш быт, а с ним и стиль, и образ жизни. И от того, как мы сумеем организовать его, зависит наше мироощущение и душевное состояние.

За последние пять лет, большая работа проделана коллективом учителей, учащимися школы и родителями по обустройству пришкольной территории. Однако, большой школьный двор, всё еще кажется пустоватым: обилие травы, которую приходится в течение всего лета скашивать, недостаёт ярких красок на фоне зеленого травяного ковра. А еще хочется использовать элементы ландшафтного дизайна, которые придадут необыкновенную красоту и современность нашему школьному двору.

Разработчики проекта : ученики 8 класса – 5 человек (2 девочки, 3 мальчика)

Руководитель: Ионова А.Н. учитель технологии

Целеполагание

Цель работы:

проектирование школьной клумбы и благоустройство территории пришкольного участка в ходе коллективно-творческого дела;

озеленение школьной территории – выращивание рассады, создание эскизов цветочных клумб;

развитие творчества школьников;

воспитание у учащихся школы любви к природе и красоте.

исследовать специальную литературу по цветоводству;

создать эскиз клумбы;

научить умению работать в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

воспитывать бережное отношение к окружающей природе, уважение к результатам коллективного труда;

поэтапно реализовать проект по созданию клумбы.

Поиск решения

На территории школьного двора находится много клумб из шин и в деревянных коробах. Все они расположены на территории школы. Клумбы находятся на солнечных местах и хорошо освещены. Почва суглинистая. Минеральные и органические удобрения не вносились. Присутствует засорённость территории: пырей ползучий, осот полевой, одуванчик лекарственный и другие.

Планируется проектировать клумбу, чтоб хорошо просматривалась со всех сторон, и красивый дизайн будут наблюдать из окон школы и с улицы не только ученики и учителя, но и гости школы.

Клумбы, цветники, цветы ассоциируются у нас с красотой и уютом, поэтому они так необходимы в ландшафтном дизайне сада, участка. Цветы сейчас — не просто красота. Цветы для нас — ещё и маленькие лекари, исцеляющие от усталости и возвращающие хорошее настроение.

Чтобы клумба выглядела красивой и ухоженной, необходимо: учитывать высоту будущих цветов и их требования к освещению.

Планирование

Определитель местоположение с администрацией школы

Найти дизайн клумбы

Просмотр информации в интернет ресурсах

Определиться с дизайном клумбы с администрацией школы

Купить семена для цветника

Сорта цветов бархатцы низкорослые, вьющиеся цветы "Ипомея" смесь

Посадить цветы на рассаду

принести ящики под рассаду

посадить цветы на рассаду

уход за растениями

Рассадить рассаду цветом

Подготовка материалов для изготовления декорации

подготовить нужные материалы: фанера 50*50, 2 шт. бруска для крепления головы и коромысла, доска для коромысла, шурупы для скрепления конструкции.

Сделать декорацию для клумбы

выпилить с помощью лобзика голову конструкции

соединить два бруска согласно чертежу

с помощью электро лобзика из доски вылепить коромысло

по краям коромысла сделать крючки для крепления ведер с цветами

собрать всю конструкцию в единую.

Подготовка клумбы к высадки цветов

из клумбы убрать старый грунт

выбрать из земли все корни и траву.

Подготовить грунт для клумбы

перемешать землю, чернозем, песок

заполнить готовым грунтом клумбу.

Установить декорацию клумбы

определить центр клумбы

поставить конструкцию в цент клумбы

протянуть веревки для вьющих цветов

проверить конструкцию на прочность.

Высадка цветов в клумбу

высадить цветы вьюнов в шине

в низу шины высадить цветы низких бархатцев

В проекте участвуют пять человек 8 класса (2 девочки, 3 мальчика). Реализация проекта с 1 апреля – 1 мая 2019 г.

Все материалы и оборудования имеются в школе. Семена были собраны осенью на территории школы.

Команда сформирована обязанности распределены с следующем порядке:

Уход и выращивание цветов – все ребята

Изготовление конструкции – мальчики

Покраска конструкции – девочки

Формирование клумбы - все ребята

Установка конструкции – мальчики

Натягивание верёвок для вьющих цветов - все ребята

Высадка цветов - все ребята.

Преализация замысла

Проанализировали наш замысел, мы пришли к выводу, что результат соответствует нашей задумке. Мы справляемся с запланированными сроками, и проект будет выполнен в срок.

Финализация проекта

Мы выполнили работу хорошо, но, как и у всех у нас были свои недостатки. На то были свои причины:

- несоблюдение агротехнических сроков посадки и посева

- рассада со слабой корневой системой

- неблагоприятный температурный режим

- невнимательность при высадке рассады.

Данный проект мы реализовали, и конечный результат порадовал, не смотря на все недостатки и ошибки.

Авторы материала: Е. Иванова (8 класс), В. Ильющенко (8 класс), О. Ионов (8 класс), А. Князян (8 класс), В. Помольцев (8 класс)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Структура проекта

Учреждение исполнитель:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

641980 с. Спицыно, ул. Мира - 85, Шатровский район, Курганская

область.

тел. 8 (35257) 9-37-41.

Банковские реквизиты школы

ОКАПО 29710642

ИНН 4523003010

КПП 452301001

ОГРН 1034545001853

ОКАТО 37240856000

РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ Кандакова Римма Владимировна

Руководитель проекта:

Черноталова Галина Викторовна – заместитель директора по УВР

641980 с. Спицыно, ул. Мира -50, Шатровский район, Курганская область.

4. География проекта: 641980 с. Спицыно, Шатровский район, Курганская область.

5. Срок реализации проекта: март 2015 – сентябрь 2015.

(Ральф Эмерсон)

Основными направлениями деятельности школы является патриотическое, трудовое, физическое и экологическое воспитание школьников.

Школьный двор и школьная территория - эффективное средство формирования экологической культуры обучающихся, становление их нового гражданского сознания.

Школьный двор - это место, где встречаются и проводят свое свободное время подростки, здесь протекает процесс социализации, воспитания и развития личности. Ежегодно происходит его озеленение в рамках летней трудовой практики. Но в последние годы выявлен ряд проблем. На территории участка находятся клумбы, но не все они оформляются цветами.

2.Актуальность проекта:

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

У нас возник замысел – создать школьный цветник, где каждый будет чувствовать себя комфортно, иметь широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного успеха. Школа – наш второй дом, потому что большую часть времени мы проводим здесь. С детства нам прививают чувство ответственности, эстетического вкуса, бережного отношения к окружающему.

Клумбы, насаждения облагородят территорию, которая будет приятна для глаз учащихся, учителей, родителей и гостей школы.

Совместная деятельность детей, педагогов и родителей по обустройству школьного цветника будет способствовать сохранению и укреплению физического, психического и нравственного здоровья детей, а также приведет к улучшению микроклимата в школе.

Концепция проекта:

Данный проект среднесрочный, социально-ориентированный, который будет реализован силами обучающихся школы, благодаря стараниям волонтёров и поддержке спонсоров и социальных партнеров. Универсальностью применяемой технологии выступают коллективные творческие дела, которые по содержанию соответствуют возрастным особенностям и интересам обучающихся и актуальны в настоящее время.

Основное назначение проекта – это создание условий для освоения ребятами социально значимого опыта в различных видах деятельности, направленного на активизацию лидерского и творческого потенциала, через организацию самоуправления, выполнения творческих заданий, в рамках маршей, которые посвящены 70-летию Великой Отечественной войне.

Цель проекта:

вовлечь учащихся, учителей, родителей в работу по благоустройству территории школы;

формирование активной гражданской позиции;
Задачи:
- организовать экологическую деятельность по проектированию ландшафта;

- оформить разные типы клумб, способствующие эстетическому и патриотическому воспитанию школьников;

- привлечь внимание учащихся, учителей к празднованию 70-летия юбилею Победы;

- развивать организаторские способности старшеклассников через совместную деятельность;

- привлечение внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы;

- развитие творческого интереса к практической деятельности в области ландшафтного дизайна.

Критерии оценки эффективности проекта

1. Степень участия коллектива школы, родительской общественности в разработке и реализации проекта.

2. Эстетичность выполнения работ по созданию комплекса ландшафтного оформления школьного двора.

3.Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.

4.Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.

5.Создание условий для совместной работы, способствующей духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений.

Ожидаемый результат:

Повышение уровня сплочённости классных коллективов;

Рост творческой активности детей при организации досуга;

Получения удовлетворения от результатов;

Предоставление детям возможности творчества, фантазии при оформлении цветника

Количественные показатели оценки эффективности проекта:

1.Показатель удовлетворенности благоустройством территории – обучающихся, родителей, педагогов .

2.Количество эстетических оформленных клумб.

3.Количество видов растений, посаженных на территории пришкольного участка.

4.Количество финансовых средств, затраченных на благоустройство школьной территории.

5.Количество привлеченных к осуществлению проекта педагогов, обучающихся, родителей, спонсоров.

Описание этапов работы проекта и сроков их реализации.

Содержание деятельности

ответственные

Заседание творческой группы

Заседание совета старшеклассников

Зам.директора по УВР

Социологический опрос родителей, педагогов, обучающихся

Зам.директора по УВР, учитель биологии

Составление плана работы творческой группы, сметы расходов и графика работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь каждого из нас начинается со школьного двора, со школы. Долгое время она служит нам защитой, очагом, опорой, центром нравственного, эстетического, экологического и физического воспитания. Это наш быт, а с ним и стиль, и образ жизни. И от того, как мы сумеем организовать его, зависит наше мироощущение и душевное состояние.

Проблема, подлежащая исследованию.

Большую часть своего времени мы проводим в школе. И поэтому школа должна быть красивой не только изнутри, но и снаружи. У нас возникла идея проекта:

Выбирая тему своего проекта, мы решили порадовать результатом своего труда не только себя, но и окружающих, а также попробовать свои силы в оформительском деле, узнавая при этом много нового. Знания, полученные в ходе реализации проекта, мы сможем применить в дальнейшей жизни, может быть кто-то из нас станет ландшафтным дизайнером.

Составляя программу проектной деятельности, мы запланировали посетить библиотеку как школьную, так и сельскую для подбора необходимой литературы; поиск в Интернете информации по описанию почвы, оформлению клумб, подбору цветов; самостоятельное высевание семян на клумбу, а также дальнейшее ухаживание за посаженными цветами.

Красота, созданная своими руками – это чувство ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.

Результатом нашего труда должна быть цветущая летом и осенью клумба. Очень важно, чтобы на завершающем этапе мы получили удовлетворение от результатов своего труда, почувствовали атмосферу праздника оттого, что доставили радость, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в той работе, которую мы создали.

Цель: благоустроить и озеленить цветочную клумбу, используя элементы ландшафтного дизайна.

1. Изучить имеющийся опыт по созданию ландшафтного дизайна и на основе изученного разработать свой проект школьной клумбы.

2. Организовать работу по созданию школьной клумбы:

2.1. Обследовать состояние участка.

2.2. Разработать эскизное проектирование цветочной клумбы.

2.3. Произвести расчеты и составить смету проекта.

2.4. Осуществить план на практике весной.

3.Привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы.

Планируемые результаты:

1. Благоустройство и озеленение школьной клумбы.

2. Повышение экологической культуры учащихся.

3. Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды.

4. Расширение практического представления о некоторых профессиях (цветовод, озеленитель, флорист, фитодизайнер).

5. Опыт работы в коллективе, выполнение общего для всех дела.

Таким образом, в результате проведённого анализа становится, очевидно, что проектная деятельность школьников – это не просто комплекс работ по благоустройству и озеленению территории, это взгляд в будущее – к новым технологиям, развитие нового мышления, воспитание любви к родному краю, селу и становления всесторонне развитой, грамотной личности.

Методы исследования:

- изучение литературных источников; - эксперимент;

-социологический опрос; - наблюдение.

Звёздочка обдумывания



История клумбовых растений

В Древнем Египте высоко ценили красоту цветов. Многие растения служили предметом религиозных культов. Ближе всего к нашему времени средневековые цветники в виде - прямоугольных грядок, разделенных полоской стриженого самшита. Часто в монастырских садах выращивали лекарственные растения, высаживая каждый на свою грядку. Такие цветники сохранились в Англии и до наших времен.

Дальнейшая история цветников связана с пополнением их новыми растениями. В XIX в. все больше путешественников привозили в Европу раньше неизвестные виды цветов, бурно развивалась селекция новых сортов. Часто виды, которые не выдерживали низких температур, выращивали в оранжереях. Отдельные растения успешно акклиматизировались и дали цветникам необычный экзотический характер. В 60-х гг прошлого века широко применялись декоративные растения с серебристой листвой, что значительно смягчало цветовые контрасты. В 80-х гг появилась мода на яркую и оранжевую гамму цветников.

Анализ социологического опроса

Я решила провести опрос учащихся нашей школы.

Цель: выяснить, нравится ли учащимся состояние пришкольной территории МКОУ СОШ №12?

В анкетировании приняли участие 32 учащихся 5-11х классов нашей школы. Участникам анкетирования были заданы следующие вопросы:

1.Нравится ли вам состояние пришкольной территории МКОУ СОШ №12? 2.Считаете ли вы, что пришкольная территория нуждается в благоустройстве? 3.Способствует ли ландшафтный дизайн пришкольной территории экологическому воспитанию учащихся школы? 4. Готовы ли вы содействовать улучшению пришкольной территории?

Итоги анкетирования показали следующий результат:

Вопрос 1. Нравится ли вам состояние пришкольной территории МКОУ СОШ №12?

Да – 18 человека Нет – 14 человек.

Вопрос 2. Считаете ли вы, что пришкольная территория нуждается в благоустройстве?

Вопрос 3. Способствует ли ландшафтный дизайн пришкольной территории экологическому воспитанию учащихся школы?

Да - 15 Нет - 17 Вопрос 4. Готовы ли вы содействовать улучшению пришкольной территории?

Анкетирование показало, большинство учащихся нашей школы, считают, что пришкольная территория нуждается в благоустройстве.

Этапы проекта

Организационно-подготовительный этап

Общие сведения о клумбах и цветниках

Клумба — цветник правильной геометрической формы. Обычно клумба возвышается над окружающим газоном или лужайкой на 15-20 см. Размер клумбы различен: от небольшого (до 1 м в диаметре) до гигантского (диаметром или длиной до 30 м в 3 зависимости от формы клумбы). Клумба может быть округлой, овальной, треугольной, квадратной, ромбической или многоугольной формы. Цветочные растения могут составлять рисунок или сплошную поверхность. Как правило, в клумбы высаживают однолетние, двулетние и луковичные растения. В оформлении клумб используют не только красивоцветущие, но и декоративнолиственные растения. Для усиления декоративного эффекта применяют полную или частичную смену растений: весной — луковичные, летом — летники или ковровые растения. Ковровые растения можно высаживать в виде окантовки по краям клумбы. Необходимо учитывать основные правила составления цветочных клумб

Разработка эскизов будущей клумбы и выбор варианта

Варианты зскизов будущей клумбы





Типы ландшафтов:

Из всех типов ландшафтов мы выбрали садовый.

Измерить школьную территорию, вычертить план клумбы

Приступая к оформлению цветочной клумбы, за основание, где будет спроектирована школьная клумба, был взят прямоугольник. Далее провели замеры длины (а = 10 м) и ширины (в = 5 м) прямоугольника. По периметру цветника планируем рассадить осенние астры. Для того чтобы перевести все измерения на бумагу и сделать чертёж взяли масштаб 1:50.

Расчет клумбы: клумба имеет форму прямоугольника, длина которого 15 м, а ширина 5 м. Периметр данного прямоугольника равен 40м. Тогда нам потребуется 40:0,15 = 270 растений.

Нарисовать эскиз клумбы и отдельных элементов

После того как я произвела все необходимые расчёты, приступила к вычерчиванию плана основных элементов клумбы. Это необходимо для более точного построения всех элементов будущей клумбы на местности

Создание эскизов художественных композиций

Зарисовка - рисунок, в котором предмет рисуется контуром и кое-что подтушевывается, т. е. это не полностью законченный рисунок предмета или его части, который в дальнейшем может использоваться при создании композиции.

Работа над созданием зарисовок это творческое воплощение желаний каждого из нас видеть школьный двор уютным, красивым, современным. Для создания зарисовок нам пригодились знания о малых архитектурных формах декоративного оформления, приобретенных на уроках изобразительного искусства.

Работа над созданием зарисовок это творческое воплощение желаний каждого из нас видеть школьный двор уютным, красивым, современным.



Основные правила составления цветочных клумб

1. Размещают клумбы, как правило, на солнечных местах, но тенелюбивые цветы сажают и на газоне под деревьями.

2. Составляют клумбы из многолетников (розы, георгины, хосты, астильба, пион), луковичных растений (нарциссы, тюльпаны, гладиолусы, лилии, декоративный лук, крокусы). Также создают клумбы из однолетников или двулетников. Главное, чтобы цветение проходило постоянно, цветы красиво сочетались друг с другом по форме и окраске, а клумба сохраняла привлекательность весь сезон.

3. Традиционная планировка клумбы выглядит следующим образом: в центральной ее части высаживаются самые крупные, рослые растения, далее высота и размер цветов уменьшаются, а края клумбы оформляют полосой низкорослых растений. Если же цветник расположен у забора или стены, самые высокие цветы и растения должны быть на заднем плане, а на переднем плане – самые низкие. Высокорослые многолетники рекомендуется сопровождать несколькими среднерослыми многолетниками, подходящей окраски и размера. Свободное место на клумбе заполняется почвопокровными растениями, образующими плотный ковер, или газонной травой.

4. Низкорослые ковровые растения сами по себе прекрасно подходят для создания различных узоров на клумбе. По заранее намеченному контуру можно высадить ковровые цветы в виде геометрических фигур (трапеции, треугольники, круги, квадраты и т.д.), национального флага или любого другого изображения, которое подскажет вам фантазия.

5. При подборе растений для школьного цветника важно учитывать продолжительность и непрерывность цветения, а также декоративность отдельных солитёрных растений. Солитёрные посадки притягивают к себе взор наблюдателя, являются акцентом всей ландшафтной композиции. Для одиночных посадок выбирают наиболее декоративные растения с цветной листвой, необычной формой кроны, особенно красивыми цветами или плодами.

Для цветочно-декоративного оформления школьного участка наиболее подходят растения раннелетнего цветения например луковичные: нарциссы, тюльпаны, крокусы, двулетники: незабудки; многолетники: примулы, пионы, ирисы, аквилегии, а также растения, цветущие начиная с ранней осени: хризантемы, многолетние астры. В летний период цветут однолетники – бархатцы, петуния, космея, эшшольция, ловатера. Многолетники – гвоздики, ромашки, колокольчики, рудбекии, флоксы, розы. Ближе к осени радуют глаз георгины, астры, хризантемы, мальва.

При создании цветочной композиции мы постарались учитывать окрас и форму не только цветов и листьев, учитывая, что многолетние цветы не отличаются яркостью, имеют невзрачный вид, но в цветочной композиции смотрятся

оригинально. Кроме того группы растений хорошо воспринимаются на расстоянии.

Существенное значение имеет аромат цветов, который обусловлен выделением летучих веществ. Аромат благотворно влияет на эмоции и настроение человека, поэтому душистые растения следует выращивать вдоль дорожек, расположенных дальше от входа в школу.

При создании зарисовок – эскизов творческая группа также не забыла о значении цвета в цветочных композициях. Это три основных колера: красный, желты, синий. Подбор цвета должен учитываться с учетом законов цветовой композиции.

Подбор растений для клумбы

При подборе растений для школьной клумбы учитывали:

1.природно-климатические условия территории объекта проектирования;

2. характеристику почвы участка, отведенного под клумбу;

3. продолжительность и непрерывность цветения, декоративность отдельных растений;

4. необходимость выбора неприхотливых растений, а так же то, что участок, выбранный под цветочную клумбу, хорошо освещен, находиться на южной стороне пришкольного участка;

5.проектную деятельность в школе стараемся осуществлять при минимальном расходовании средств, так как на территории поселения нет организаций, которые могут оказать спонсорскую поддержку, а собственное финансирование школы недостаточное.

Красивые клумбы будут только тогда, если правильно подобрать растения. Необходимо следить за тем, чтобы клумба не была слишком пестрой и чтобы цвета и высота растений сочетались друг с другом.

И поэтому я решила, чтобы клумба оставалась цветущий весь сезон, в первый год высадить на ней однолетние цветы. Учитывая выше сказанное, я остановилась на следующих вариантах цветов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальный проект "Школьная клумба" позволяет учащимся оценик красоту окружающего мира, позволяет увидеть, что эту красоту мы можем создавать своими руками. В ходе реализации проекта учащиеся самостоятельно выращивают рассаду цветов, готовят землю длы их посадки в школьном саду, сажают растения и сами за ними ухаживают. А главным является то, что в ходе данного проекта нет никаких затрат на его реализации, наоборот, учащиеся получают прибыль (пусть небольшую, но прибыль) от реализации населению поселка излишков рассада. И эту прибыль они расходуют на покупку игрушек в детский сад, реализуя следующий социальный проект.

Муниципальное образовательное учреждение

Обходская основная общеобразовательная школа

Уренского муниципального района Нижегородской области

Автор проекта: Ромашова Нина Александровна

учитель математики и классный

руководитель 5 класса

МОУ Обходской основной

Информационная карта проекта

Организация – заявитель и исполнитель

МОУ Обходская основная общеобразовательная школа Уренского муниципального района Нижегородской области

Автор и руководитель проекта (Ф.И.О, место работы, телефон)

Ромашова Нина Александровна

учитель математики и классный руководитель 5 класса

МОУ Обходской основной общеобразовательной школы

Уренского муниципального района Нижегородской области

Участники проекта (Ф.И.О, место работы, телефон)

Ученики 5 класса МОУ Обходской основной общеобразовательной школы

Уренского муниципального района Нижегородской области

Родители учеников 5 класса

Сентябрь 2010 года –октябрь 2011 года

благоустройство и озеленение территории школы

формирование духовно богатой, экологически грамотной, занимающей активную гражданскую позицию личности учащегося через совместную с родителями и учителями деятельность по благоустройству курируемой территории

содействовать формированию у пятиклассников активной гражданской позиции

воспитывать экологическую культуру учащихся

создать условия для нравственного, эстетического и трудового воспитания учащихся

привлечь внимание детей к поиску оптимального варианта решения актуальных проблем школьного значения

развивать инициативу и творчество учащихся

Краткое содержание проекта

Создание на территории школы уголка, который с ранней весны и до поздней осени будет радовать взгляды коллектива школы и живущих рядом людей своей красотой. В ходе реализации проекта обеспечивается экологическое, трудовое, патриотическое, духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся. Реализация проекта проходит в тесном сотрудничестве с родителями учащихся, что позволяет создать обстановку взаимопонимания, содружества и сотворчества между детьми и их родителями

Уренского района Нижегородской области

8 учащихся 5 класса,

их родители и учителя школы

Актуальность проекта

Первое, экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, поэтому в настоящее время большое внимание уделяется формированию экологической культуры и экологического сознания учащихся. Что же имеется у нас?

Неудовлетворительное состояние школьного участка, недостаточное его озеленение, практически полное отсутствие цветов, а также невысокий уровень природоохранной культуры у учащихся школы и многих односельчан - все это обозначило проблему, оформления пришкольной территории.

Читайте также: