Социальный проект буллинг в школе

Обновлено: 05.07.2024

Школьный буллинг – это серьезная социально – педагогическая проблема. Актуальность которой очевидна. Но она не нова. Любой ребенок может подвергаться буллингу не по своей вине. Дети относятся жестоко по отношению друг к другу из поколения в поколение. Часто в классе, где происходит буллинг, страдает не только тот человек, которого травят, но и агрессор, и участники. Безопасность социума нарушается для всех. Способствует ли это процессу обучения? Нет.

Данный проект в первую очередь нацелен на предотвращение проявлений буллинга в подростковой среде и оказание помощи подросткам, ставшим жертвами буллинга, а также призван воспитать цифровую культуру взаимодействия в интернете среди детей и подростков в качестве меры предотвращения кибербуллинга. Основная идея проекта заключается:

1) организации и проведении уроков-тренингов для школьников, родителей и педагогов, форум-театр;

3) организации почты доверия и почтальонов доверия.

Уроки-тренинги будут ориентированы на 3 целевые аудитории: школьников (учащихся 7-8 классов, родителей и педагогов. Тренерами для школьников могут выступать помимо социального педагога и педагога-психолога лидеры мнений и молодые эксперты, что позволит построить с детьми и подростками доверительный диалог.

Наиболее значимые ожидаемые результаты: проект позволит оказать помощь подросткам, пострадавшим от буллинга, проинформировать педагогов и родителей о важности проблемы, проконсультировать о возможных стратегиях поведения, воспитать цифровую культуру взаимодействия в интернете среди детей и подростков, предотвратить возможные проявления буллинга среди учащихся 7-8 классов.

Реализация проекта предусматривает три этапа:

подготовительный (январь 2021г,

организация (февраль-март 2021г,

обобщение и распространение опыта (апрель 2021г.)

Обоснование необходимости проекта.

Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство прежде всего тем, что школа – это универсальная арена для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов. Последние исследования показали, что от буллинга страдают до 20 % школьников.

Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) в скандинавских и англоязычных странах определяется как притеснение, дискриминация, травля. Дэвид Лейн и Эндрю Миллер определяют буллинг как: длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).

Выделяют несколько типов буллинга:

Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством. По сети гуляет письмо мужчины — жертвы школьного буллинга. Он вспоминает, как одноклассник ломал ему пальцы, чтобы услышать, какой звук будет при этом.

Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).

Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.

Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Причины агрессивного поведения к одному из членов класса находятся в двух плоскостях:

1. Семья и окружение. Пример поведения школьники берут от своих родителей и общества, где главенствует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить.

2. Школа. Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги опускаются до того, что придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии других одноклассников. Другие транслируют свое неуважительное отношения к плохо учащимся ученикам при помощи тона и выражения лица. Широкое распространение буллинга в школе объясняется попустительством со стороны педагогов и их низкой квалификацией.

Социальная структура буллинга: преследователь (булли, жертва, наблюдатель.

Дети – булли (по Д. Ольвеусу):

дети, уверенные в том, что, господствуя и подчиняя, легче всего добиться своих целей. Не умеющие сочувствовать своим жертвам. Физически сильные. Легко возбудимые, импульсивные, с агрессивным поведением. Мечтающие быть лидерами в классе. Желающие быть в центре внимания. Уверенные в своем превосходстве над жертвой. Агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве. Со слабым контролем. Интуитивно чувствующие – какие одноклассники не окажут им сопротивление.

боящиеся быть на месте жертвы, не желающие выделяться из толпы одноклассников, дорожащие своими отношениями с лидерами, поддающиеся сильному влиянию, не умеющие сопереживать и сочувствовать другим. Безынициативные, принимающие травлю за развлечение, дети жестоких родителей, из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия, озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения.

тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе, не имеющие ни одного близкого друга из числа сверстников, друг – взрослый. Пугливые, застенчивые, замкнутые, чувствительные. Склонные к депрессии и суициду, из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия, страдающие от одиночества. Верящие, что заслуживают роль жертвы, и пассивно ждущие насилия от преследователей. Имеющие негативный опыт жизни, из неблагополучных семей, не верящие в защиту учителей. Смирившиеся с насилием, как со своей судьбой. Предпочитающие умалчивать о травле и насилии.

Особенности поведения жертв буллинга (Тэд Файнберг доктор психологии США)

Ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить. Возвращается из школы подавленным. Часто плачет без видимых причин. Никогда не вспоминает никого из одноклассников. Одинок, ничего не рассказывает о своей школьной жизни, его не приглашают ни на дни рождения, ни в гости, и сам он никого не приглашает к себе.

По данным исследования 2018 г. организации Ipsos MORI, Россия является лидером в мире по неосведомленности о кибербуллинге. В нашей стране менее 1% родителей осведомлены о том, что их ребенок подвергается кибербуллингу в социальной сети. И при этом данные того же исследования свидетельствуют о том, что 56% людей в России в среднем подвергаются кибербуллингу. Самую большую опасность кибербуллинг несет детям и подросткам.

Самым критичным является то факт, что каждый 5 ребенок в возрасте 12-13 лет, столкнувшийся с буллингом и кибербуллингом, не обращается при этом за помощью ни к кому. Лишь 17% обращаются за помощью к родителям и 16% к друзьям. Старшие подростки ищут поддержку у друзей (27%) и в семье (8%). В большей степени это связано с тем, что дети и подростки боятся заявить о своей проблеме близким, испытывают перед ними чувство стыда и потому нуждаются в нейтральной стороне, которая не осудит их за поступки и окажет реальную помощь и поддержку. Именно поэтому для реализации проекта были выбраны наиболее уязвимые категории участников образовательного процесса - учащиеся 7-8 классов.

Кроме того, в России также целых 37% респондентов считает, что буллинг и кибербуллинг не являются существенной проблемой, и не заслуживает особого внимания. Среди стран, выбранных для участия в исследовании, Россия по данному вопросу занимает 26 место из 28, что еще раз свидетельствует о недостаточной осведомленности о проблеме.

Таким образом, наш проект будет направлен на решение следующих социальных проблем: неосведомленность родителей о том, что их дети подвергаются буллингу и кибербуллингу, страх детей и подростков сообщить о том, что они подвергаются буллингу и кибербуллингу. Профилактика проявлений буллинга в подростковой среде.

Цель и задачи проекта.

В соответствии с социальной значимостью и актуальностью проблемы была поставлена цель проекта: предотвращение проявлений буллинга в подростковой среде и оказание помощи подросткам, ставшим жертвами буллинга и кибербуллинга.

Осуществление цели будет происходить посредством достижения следующих задач:

1. развивать у учащихся личностные качества, препятствующие проявлению буллинга (саморегуляция, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, критичность, ответственность, эмпатия);

2. обучать учащихся правовой грамотности в отношении противоправных действий против личности;

3. использовать форум-театр, психологические тренинги, ориентированные на организацию совместной деятельности школьников и взрослых, способную изменить систему сложившихся взаимоотношений;

4. воспитать цифровую культуру взаимодействия в интернете среди детей и подростков в качестве меры предотвращения кибербуллинга.

Методы реализации проекта

В соответствии с целями и задачами проекта на каждом этапе были выбраны следующие методы.

- Подготовительный (январь 2021г)

1 метод - составление маршрута получения результатов, способов и средств деятельности. Организационные формы сотрудничества (беседа, дискуссия, в результате которых определен 2 метод - сбора и обработки информации, в том числе и оценки результативности проекта. Такой, как проведение социологического опроса среди учащихся 7-8 классов, педагогов и родителей на предмет определения безопасности окружающей среды в гимназии, с последующим графическим представлением результатов, прогнозирование результатов по окончанию проекта, 3 метод - организация почты доверия, информирование участников образовательного процесса о возможностях почты доверия, выбор ответственного за просмотр писем, экономическая оценка реализации проекта.

- Организация (февраль-март 2021г)

4 метод - Уроки-тренинги для учащихся, педагогов и родителей. Уроки для подростков будут освещать вопросы: что такое буллинг и кибербуллинг, к каким негативным последствиям он может привести, какая ответственность ложится на агрессора, что делать, если подвергся буллингу и др.

Что произошло? Когда это произошло? О чем шла речь? Почему произошел конфликт? Кто и как себя вел? Кто и что сказал? Были ли какие-то особые обстоятельства? Как я себя при этом чувствовал? Как я себя вел? Мог бы я вести себя как-то иначе? Был ли кто-то, кто мне помог, меня поддержал? Есть ли свидетели или доказательства? Был ли кто-то, кто не помог?

6 метод - проведение среди школьников конкурса плакатов о противодействии буллингу с выдачей призов победителям. Это могут быть блокноты, брелоки, значки со смайликами.

Целью использования данного метода является поиск в рамках спектакля путей решения конфликта или выхода из сложной жизненной ситуации. Причем в поиске участвуют как персонажи, так и зрители. Темы постановок могут касаться проблем в семье или школе. При выборе проблемы для постановки обязательно учитываются особенности аудитории, для которой готовится постановка: возраст, социальный статус, интересы. Это необходимо для того, чтобы участник процесса заинтересовался проблемой, понял, что выбранная проблема близка и может произойти с кем-либо из его круга общения, а он сможет помочь разрешить ее.

Особенностью данного метода является обратная связь с аудиторией и отсутствие прямых рекомендаций, как нужно поступать в том или ином случае.

- Обобщение и распространение опыта (апрель 2021г)

8 метод - анализ проделанной работы, привлечение большего количества учащихся старших классов для реализации. Формулировка основных выводов, распространение специальных тематических буклетов. Выступление на семинарах с обобщением опыта работы.

Управление проектом.

Конструкторский комитет - помощь в технической реализации проекта, поиск материалов и средств реализации инициатив, распечатка материалов, буклетов, поддержка проекта в социальных сетях и на сайте гимназии. привлечение спонсоров для финансирования проекта.

Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители 7-8 классов, учитель-логопед, библиотекарь.

Ожидаемые результаты

Кроме того, планируется посредством проведения 4 уроков-тренингов для учащихся, 2 спектаклей форум-театра, индивидуальных консультаций, конкурса плакатов и т. д. осмысление учащимися понятия буллинга и кибербуллинга, формирование аналитической компетенции учащихся и соблюдение безопасности в сети интернет, позитивного отношения к самому себе, повышение самооценки учащегося. Формирование у учащихся негативного отношения к насилию над человеком, навыков работы в команде, развитие сплоченности, ответственности, взаимопонимания, умения разрешать конфликтные ситуации.

Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам оказания конкретной адресной помощи детям, попавшим в ситуацию буллинга и кибербуллинга.

Методы оценки результатов.

- опросник индекса общего самочувствия,

- тест-опросник А. В. Зверькова (исследование волевой саморегуляции)

Дальнейшее развитие проекта

Дальнейшее развитие проекта мы видим во внедрении подобного плана мероприятий и выбранных методов профилактики буллинга и кибербуллинга среди обучающихся других параллелей гимназии с учетом возрастных особенностей.

Кроме того, развитие проекта предусматривает решение социального аспекта проблемы, а именно: привлечение внимания участников образовательного процесса к решению проблемы по предотвращению проявлений буллинга и кибербуллинга среди детей и подростков.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат

Социальный проект

Воспитатель Макаренко Надежда Васильевна

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта.

Является важным, не допустить переход обычных подростковых конфликтов в более опасную форму, такую, как буллинг.

В 21 веке буллинг вышел на новую ступень эволюции – кибербуллинг, травля, происходящая в Интернете.

Данный проект рассматривает основополагающие понятия травли подростков, а также мер по предотвращению и профилактике буллинга.

Срок реализации проекта 2019 - 2020 г.

Цель: изучить буллинг в подростковом возрасте.

2. Провести серию внеклассных мероприятий совместно с детьми по

3. Провести анкетирование учеников.

3.Изучить индивидуально- личностные характеристики участников;

4.Анализировать влияние школьного климата на возникновение травли.

Методы исследования: наблюдение, беседа, сравнение, обобщение, опрос, анализ.

Гипотеза проекта:

Буллинг – явление, распространенное в школьной среде, которое нашло отражение

На первый взгляд, буллинг – это частное явление из области психологии образования. Однако этот термин возник первоначально в процессе исследования взрослых коллективов. Травля развивается почти в любом закрытом сообществе, будь то армейские подразделения или элитный колледж, - и то, что дети регулярно сталкиваются с травлей в школе, лишь пример распространенности явления. Многие ученые работали над этой темой, и в 1993 году было опубликовано ставшее общепринятым определение травли в среде детей и подростков: буллинг (травля) – это преднамеренное систематическое повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы. Актуальность темы очень высока в силу появления у учеников травли в школе, следствием которой следуют тяжелые последствия, вплоть до суицидов.

2. Проявление буллинга.

Можно выделить следующих участников травли: жертва – человек, который испытывает травлю на себе; агрессор – человек, который начинает травлю выбранной жертвы; последователи – люди которые начинают следовать примеру обидчика; наблюдатели – люди, которые наблюдают травлю, но не являются обидчиком или жертвой; защитники – люди, которые встают на защиту жертвы.

Московский государственный психолого-педагогический университет провел исследование которое дает возможность разрабатывать меры пресечения и профилактики кибербуллинга в рамках психолого-педагогической работы с опорой на эмпирические данные, собранные на русско-язычной выборке, что чрезвычайно важно дляэффективности разрабатываемых программ. На данный момент весь мир обсуждает перспективы прикладной работы в сфере интернет-безопасности подростков, в частности, повышения их информированности и формирования у них ответственной пользовательской позиции, а также психотерапевтическая работа с подростками в контексте проблемы кибербуллинга.

Так, как "кибербуллинг" не просто известно многим, у него уже масса жертв в самом прямом смысле этого слова.Причем жертвы травли - это не только нервные подростки, но и вполне состоявшиеся взрослые люди, и на данное времяпо словам депутатов Российской Федерации, законодательная инициатива предполагает создание совершенно нового для российского права института - судебного запрета.


3. Индивидуально-личностные характеристики участников.

4. Влияние школьного климата на возникновение травли.

Феномен школьной травли рассматривается с точки зрения его взаимосвязи с составляющими школьного климата. Приводятся основные характеристики буллинга: распространенность, возрастные и социальные характеристики, данные об эффективности различных программ его профилактики. Особое внимание среди факторов, влияющих на распространённость травли в школе, уделяется такому компоненту школьного климата, как социальные связи - отношения учителя и учеников, а также учеников между собой.

https://activityedu.ru/file_storage/download?entity=sxid3676-1027-4846-aeee-8ba2c49bbb1e

Вовлеченность в травлю в школе имеют как незамедлительные, так и отсроченные последствия, причем страдают как жертвы, так и агрессоры, и свидетели. У детей подвергшихся буллингу, снижается академическая успеваемость, они чаще прогуливают школу, меньше вовлекаются в жизнь класса. Буллинг может приводить к клинической депрессии и суицыдальным мыслям.

Основные составляющие школьного климата:

1. Взаимоотношение агентов внутри класса;

2. Характеристика школы класса;

3. Индивидуальные факторы (чувство принадлежности к школе, дисциплина);

4. Культура организации (ожидания, правила, нормы).

Школьный климат стал самостоятельным предметом исследования, он рассматривается преимущественно в контексте изучающих факторов, оказывающих влияние на образовательные достижения учащихся. Школьный климат оценивается на уровне взаимодействия учителя и ученика с точки зрения влияния на учебную мотивацию, социализацию, поведение учеников, а также на распространенность школьного насилия. Формирование образовательной среды как безопасного пространства признается частью интегральной миссии школы. Учитель представляет ролевую модель для учеников, а его реакция на проявления травли влияет на поведение школьников и их доверие ко взрослым в ситуациях, когда их обижают.

В классах, где учителя предпочитают не замечать даже явное агрессивное поведение или предоставляют детям право самим разбираться в проблеме, лишь небольшой процент учеников готов доверять учителю информацию о происходящем в классе и в школе.

Наиболее эффективно справляются с ситуациями буллинга учителя, которые обладают высоким уровнем эмпатии и коммуникативными компетенциями. Эти качества вместе с четкими представлениями о природе и симптомах проявления буллинга помогают более активно вмешиваться в ситуации травли и устанавливать более доверительные отношения с учениками.

Исследования зарубежных ученых, иученых России, подтверждают, что в работе с буллингом в детском коллективе некоторые инструменты уже показали свою эффективность. Это прежде всего, создание и соблюдение всеми правил класса, патрулирование "горячих точек", а также грамотный менеджмент. Эксперты отмечают, что управление классным коллективом должно включать три основных компонента менеджмента: мониторинг ситуации, организацию коммуникации, владение инструментами управления.

Управленческие компетенции учителей также являются элементом профилактики антибулинговых программ. Учитель должен знать распределение ролей в классе и уметь на него влиять, не позволяя себе разделять класс на любимчиков и отверженных, не провоцируя неравенство, не назначая командующих и должных подчиняться.

В качестве инструмента управления хорошо работает создание ситуаций успеха, постановка совместных творческих задач и формирование ценностей и правил, исключающих насилие и неравенство в отношениях.

Психологи предлагают учителям инициировать совместную с детьми выработку правил класса, создавать формы подкрепления выполнения этих правил и давать четкую моральную оценку поступков, нарушающих эти правила. Хорошо, если этот процесс начинается с проведения школьных конференций, на которых ученики и родители узнают об антибуллинговой программе и видят, что в этот процесс вовлечена вся школа.

Одним из самых действенных способов включить всю школу в программу и получить зримую поддержку руководства являются школьные конференции. Такие мероприятия формируют приверженность программе не только у педагогов, но и у администрации, — отмечают ученые. Также они считают, что если проводить антибуллинговые программы в рамках целой школы, а не одного класса, это позволит включить всех взрослых, с которыми ребенок взаимодействует в школе.

На уровне класса, по мнению исследователей, чтобы предупредить буллинг и преодолеть уже возникшие ситуации, можно внедрить восстановительные технологии, которые активно развиваются в России и имеют убедительную доказательную базу эффективности. Это круги сообщества, школьные и классные конференции, восстановительная медиация и другие технологии, которые реализуют школьные и территориальные службы примирения.

Ученые рассказали, что проведение в одной из школ круга сообщества только с учителями и одноклассниками (без присутствия агрессора и жертвы травли) позволило детям в безопасной атмосфере проговорить свое отношение к факту травли, сформировать активную позицию неприятия унижения друг друга. Именно после этого агрессор получил отпор от всего класса и травля прекратилась.

На снижение уровня агрессии и виктимизации влияет совместная работа учителей и помогающих специалистов. Например, активное взаимодействие учителя с психологом школы в рамках программ ранней профилактики с использованием игровых методов (разработка МГППУ "Сила народной игры", российско-финская программа "Умелый класс" на основе метода SkilfulClassБ.Фурмана и др.). Влияет также и реализация восстановительных программ с участием кураторов школьных служб примирения.

Это заметно улучшает атмосферу в классах, формирует у детей важные социальные навыки и способы овладения своим поведением, тем самым снижая уровень агрессии и враждебности в школьной среде.

По мнению исследователей, внедрение всех инструментов требует дополнительного обучения учителей и отработки с ними алгоритмов действия в ситуациях с агрессивным поведением и травлей. Организация работы в рамках школы позволит учителям получить поддержку администрации учебного заведения и реализовать все антибуллинговые инициативы.

Очень важную роль играют родители. Унижая ребёнка дома, родители невольно делают его жертвой буллинга в школе. Специалисты полагают, что отправной точкой всегда является семья. Основная часть жертв буллинга в школе подвергается резкой критике со стороны родителей дома. Страдают и те дети, мамы и папы которых так и не пришли к единому мнению в вопросах воспитания и используют прямо противоположные методы. Эксперты нашли и ещё одну закономерность, генетическую. Зачастую отпрыски отцов, которые травили одноклассников в школьные годы, тоже проявляют агрессию в сторону сверстников.


Формы травли различаются в сельских и городских школах. И в городе, и в сельской местности дети чаще всего прибегают к вербальной травле, самый распространенный вариант который – оскорбления, но в городе они встречаются почти в 1,5 раза чаще, чем на селе. Физическая агрессия более характерна для школ мегаполиса, равно как и прямые формы травли; в сельской местности школьники чаще всего прибегают к травле косвенной. По данным Д.А. Александрова и соавторов, от типа школы (СОШ, ООШ, гимназия) не зависит, как часто ребенок будет становится жертвой агрессивных действий со стороны других учеников. При этом есть различие в том, как часто ребенок будет свидетелем агрессии других детей по отношению кдруг другу и к учителям: меньше свидетелей агрессии в ООШ, в гимназиях и СОШ их примерно поровну.

В российских исследованиях выявлено влияние социальных стратификационных факторов (образование, материальный статус семьи) на социальное самочувствие подростка в классе. Дети, родители которых имеют только среднее образование, подвергаются физическому и психологическому насилию значимо чаще тех, чьи родители имеют высшее образование. Дети из высокообеспеченных семей отмечают, что не сталкивались ни с одним видом насилия в школе, почти в половине случаев, а среди малообеспеченных детей ни разу не столкнувшихся с травлей на 15% меньше.

Если над подростками в школе совершается насилие со стороны окружающих, то следует рассказать об этом взрослым. Взрослые люди всегда могут помочь советами или действиями, неважно какую роль занимает ребенок в данной ситуации. Чаще всего ребенок попадает не в тот коллектив, поэтому по возможности стоит сменить окружение.

Если же травля происходит в Интернете, то ребенку стоит игнорировать (если лично не знакомы); если жертва и агрессор лично знакомы, то жертве стоит рассказать все взрослым и попробовать найти решение проблемы.

Со стороны родителей, стоит ребенку с детства объяснять, что нельзя над кем-либо издеваться, потому что все дети имеют равные права. Если же их ребенок попал в ситуацию травли, то стоит поговорить с родителями других участников буллинга.

Но в случае, если приняли все возможные меры, и проблема не решена, то стоит обратиться к органам правопорядка. Ведь не стоит забывать про статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Список используемой литературы


Ученический социальный проект на тему "Школьный буллинг" дает развернутое понимание того, что такое буллинг, каковы причины его появления и каким образом он может проявляться, на что стоит обратить внимание родителям и учителям, чтобы помочь ребенку, подверженному буллингу.

Подробнее о проекте:


Автор проекта о видах школьного буллинга изучил литературу по данной теме определил, что такое "буллинг" и какие типы буллинга существуют, выяснил, как распознать буллинг и нейтрализовать его, как предупредить проявление буллинга в подростковой среде. Также учащаяся провела исследование наличия или отсутствия феномена буллинга в МБОУ Гимназия имени Подольских курсантов.

Оглавление

Введение

Откуда же берется жестокость у детей? В чем причины бездушного, подчас леденящего душу от сухих цифр статистики криминального поведения детей?Ведь всё начинается с малого: издевательства над животными, ссор, а потом драк с одноклассниками и сверстниками. Затем всё кончается огромными цифрами статистики детской преступности, ростом криминальных проявлений и шокирующими делами о зверских убийствах.

Цель: исследование наличия или отсутствия феномена буллинга в МБОУ Гимназия имени Подольских курсантов.

  1. узнать, что такое буллинг;
  2. познакомиться с формами и типами буллинга;
  3. изучить социальную структуру буллинга;
  4. провести диагностику и анкетирование учащихся 9-х классов МБОУ Гимназии имени Подольских курсантов

Объектом данного исследования стали обучающиеся 9-х классов, а предметом – явление буллинга.

Я выдвинула гипотезу, что буллинг – явление широко распространённое в школьной среде.

  • сбор и изучение теоретического материала;
  • систематизация, обобщение и анализ собранной информации;
  • диагностика учащихся и обработка результатов;
  • анкетирование учащихся школы и обработка результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что буллинг - явление распространённое, но малоизученное.

Что такое буллинг?


Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление.

травля 1

Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.

Школьная травля, или буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.

Буллинг – явление массовое. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда это систематическая травля со стороны одноклассников.

Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.

Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны.

Типы буллинга

Вербальная агрессия - унижение непристойными словами, обзываниями, кличками.

Обычно все виды травли сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.

Социальная структура буллинга


Социальная структура буллинга включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

Инициаторами травли также могут быть дети:

  • мечтающие быть лидерами в классе;
  • желающие быть в центре внимания;
  • с высоким уровнем притязания;
  • уверенные в своём превосходстве над жертвой;
  • дети, не признающие компромиссов;
  • агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве;
  • интуитивно чувствующие - какие одноклассники не окажут сопротивление;
  • со слабым самоконтролем.

В школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер - булли, то остальные - последователи инициаторов травли одноклассников.

Жертвы буллинга

Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.

Симптомы ребенка, подвергаемого травле

  • Неохотно идет (или вовсе отказывается) в школу и возвращается подавленным
  • Не упоминает одноклассников (имена, события и т.п.) и школьную жизнь
  • Не знает, кому можно позвонить узнать о домашнем задании или отказывается звонить
  • Его не зовут гулять, не зовут на дни рождения и он тоже
  • Ребенок чаще упоминает свое будущее ("Хочу поступить туда то", "хочу стать тем то"), чем настоящее.

Последствия


Последствия буллинга невозможно игнорировать, причем они касаются всех участников процесса. Наиболее известны случаи, когда жертва совершает самоубийство, что вызвано неспособностью найти выход из ситуации и невозможностью терпеть издевательства. Еще одним способом ухода от ужасающей действительности является алкоголь и наркотики, которые жертва может начать употреблять для снятия психоэмоционального напряжения. Кроме этого возможны регулярные прогулы, снижение интеллектуальных и мнестических показателей, продуктивности работы. Могут появиться неврологические нарушения, проблемы со сном и аппетитом, психологические проблемы, требующие вмешательства специалиста.

У жертв повышается тревожность и депрессия, иногда, доходящие до клинических случаев, регулирующийся медикаментозно. Присутствуют нарушения в межличностных отношениях, стремление к одиночеству, неспособности конкурировать в профессии. Это приводит к ограничению контактов и выбору сфер деятельности вне коллектива. Кроме того буллинг способствует психосоматическим расстройствам, нарушениям в работе сердца, проблемам с питанием.

Для агрессоров буллинг также имеет множество негативных последствий. Наиболее частым оказывается социальная нереализованность, поскольку выбранные пути достижения результата не работают во взрослой жизни. Трудности в общении связаны с всеобщей ненавистью – в семье это тираны, в карьере успех достигается любыми путями, что не способствует формированию теплых отношений. Тирания может привести к личностным нарушениям патологического спектра.

Как предотвратить буллинг

Буллинг – это проблема, которая должна обсуждаться и быть предотвращена, поэтому после исследования мы выделили несколько практических советов о том, как предотвратить издевательства, основываясь на опыте результатов нашего проекта, эти советы могут быть полезны для всех участников процесса травли в школе.

Мы всегда думали, что главная роль в процессе буллинга отводилась хулигану, как главному агрессору или жертве, потому что жертва сложно переживает последствия буллинга. Многие советы написаны именно им, но почему? Мы стараемся общаться с участниками, у которых уже есть проблемы, и если честно, наши беседы и советы не всегда помогают им, ведь проблема уже есть.

Мы пришли к самому большому открытию этого исследования: главная роль в процессе травли отводится свидетелю. Чем быстрее он реагирует, чем храбрее он себя ведет, тем быстрее он может помочь остановить конфликт. Это звучит невозможно, но свидетель – единственный человек, который видит конфликт с обеих сторон. У него есть реальная возможность реагировать, если он видит издевательства и есть возможность вовремя предотвратить ужасные последствия.

Свидетель может остановить проблему, может предотвратить буллинг и даже спасти чью-то жизнь. Каждый может стать свидетелем случайно: родители, учителя, одноклассники или друзья, не важно, кто, но только ваша быстрая реакция имеет смысл. В настоящее время многие люди, которые становятся свидетелями, боятся разговора с жертвой, потому что думают, что над ними тоже будут издеваться. Более того, у них нет никакого желания разговаривать с хулиганом, потому что они не хотят иметь проблемы. Тем не менее, они могут поговорить со взрослыми, которые будут готовы помочь.

Советы, которые могут быть полезны для свидетеля

  • Не будьте равнодушны и попробуйте поговорить с жертвой или дать ему контакты службы доверия. Вы можете изменить его жизнь.
  • Реагируйте быстро, и вы уменьшите последствия буллинга.
  • Если невозможно поговорить с жертвой, попробуйте поговорить с хулиганом.
  • Если ситуация выходит из-под контроля, найдите способ поговорить с родителями или школьными учителями. Может быть, родители жертвы даже не знают о проблеме.
  • Не бойтесь показать свою позицию, если все боятся, то кто решит проблему?

Анкетирование

После изучения социальной структуры буллинга, мы решили провести исследование. В исследовании приняло участие 90 учащихся 9 классов нашей гимназии. Среди них было проведено анкетирование на знание понятия "буллинг" и отношения к нему.

По результатам анкетирования, мы заметили что жертвой буллинга может стать человек, который имеет низкий уровень самооценки, поэтому мы изучили самооценку наших девятиклассников.

Диагностика уровня самооценки

Заниженный Норма Завышенный
7 20 2
8 17 2
4 27 3

Методика предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций человека. Агрессивное поведение рассматривается как противоположное адаптивному.

Высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует проявлению соперничества, конфронтации в отношениях и конфликтов с окружающими людьми, препятствует успешности деятельности.

В агрессивных проявлениях можно выделить три основных компонента:

  • Поведенческий компонент - физическая агрессия - самоотчет о склонности к физической агрессии в поведении.
  • Эмоциональный компонент - гнев - самоотчет о склонности к раздражительности.
  • Когнитивный компонент - враждебность - включает в себя подозрительность и обидчивость.
  • 1 - очень на меня не похоже;
  • 2 - скоре не похоже на меня, чем похоже
  • 3 - частично на меня похоже
  • 4 - скорее похоже на меня, чем не похоже
  • 5 - очень на меня похоже.

Получили следующие результаты

Норма Вербальная агрессия Враждебность Гнев Физическая агрессия 2 и более видов агрессии
9А(29) 19 2 2

Заключение

А также подтвердила гипотезу, что буллинг – явление широко распространённое в школьной среде. Актуальность данной темы также не вызывает сомнения, так как появляются новые виды буллинга, как например, кибербуллинг.

В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:

Явление буллинга широко распространено в школьной среде.

Из 98 опрашиваемых 50% имеют знания о понятии "буллинг", 83% сталкивались с издевательствами в каких-либо формах, в большинстве случаев, по мнению опрашиваемых, это проявляется в виде унижений в школе.

Результаты диагностики позволяют говорить в целом о достаточно благоприятной ситуации. Между тем, у 48% учащихся наблюдаются повышенная агрессивность во всех ее формах.

По результатам экспресс диагностики 23% опрашиваемых имеют заниженную самооценку; у 66% нормальная, а у 5% завышенная.

Ерохина Ирина Александровна

Действительно в подростковом возрасте у многих несовершеннолетних возникают трудности, конфликты, но в ряду этих разнообразных проблем, особое место отводится буллингу. Подростковый буллинг – это не обычная ссора, а это травля, унижение и создание подростками долговременного статуса для выбранного человека; статус жертвы, изгоя.

Является важным не допустить переход обычных подростковых конфликтов в более опасную форму, такую как буллинг.

В XXI веке буллинг вышел на новую ступень эволюции – кибербуллинг, травля, происходящая в Интернете.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  • дать представление о том, что такое буллинг;
  • выявить типы буллинга;
  • рассмотреть социальную структуру буллинга;
  • определить на основе анкетирования степень частоты буллинга в школьной среде;
  • установить наиболее часто встречаемые в школе виды буллинга,
  • подготовить презентацию и памятку на основе полученных данных;
  • продемонстрировать данную презентацию и памятку на классных часах.

Объект исследования : обучающиеся 6-х классов.

Предмет исследования : явление буллинга.

1. сбор и изучение теоретического материала;

2. систематизация, обобщение и анализ собранной информации;

3. анкетирование учащихся школы и обработка результатов.

Актуальность работы в том, что проблема распространения буллинга среди подростков в нашей школе не изучена.

Практическая ценность состоит в возможности использования материалов работы на классных часах.

Гипотеза исследования: буллинг – явление широко распространённое в школьной среде.

1.Что такое буллинг?

Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.

Школьная травля, или буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.

Буллинг – явление массовое. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда это систематическая травля со стороны одноклассников.

Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.

Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны.

Обычно все виды травли сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.

3.Социальная структура буллинга

Социальная структура буллинга включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

2. не умеющие сочувствовать своим жертвам;

3. физически сильные мальчики;

4. легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

Инициаторами травли также могут быть дети:

1. мечтающие быть лидерами в классе;

2. желающие быть в центре внимания;

3. с высоким уровнем притязания;

4. уверенные в своём превосходстве над жертвой;

5. дети, не признающие компромиссов;

6. агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве;

7. интуитивно чувствующие - какие одноклассники не окажут сопротивление;

8. со слабым самоконтролем.

В школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер - булли, то остальные - последователи инициаторов травли одноклассников.

Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.

Особенности детей, являющихся жертвами, поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей:

1.Результаты анкетирования обучающихся нашей школы.

Читайте также: