Социальный педагог в школе с чего начать работу

Обновлено: 05.07.2024

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

  • деликатность – тактичность в общении с другими людьми;
  • открытость – умение искренне говорить о своих чувствах;
  • доброжелательность – готовность к поддержке человека, нуждающегося в этом;
  • конкретность – умение чётко излагать своё собственное мнение;
  • естественность – умение быть самим собой в любой ситуации в процессе общения с окружающими, с целью поиска компромиссного решения возникшей проблемы.

Социальный педагог – это равноправный член педагогического коллектива, обеспечивающий социальную защиту прав детей, благоприятные условия для обучения и воспитания ребёнка, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и школой.

  • Воспитание – это процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
  • Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. А если этот ребёнок из неблагополучной семьи? Немало нужно приложить усилий, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы социальный педагог играет одну из главных ролей.

Моя воспитательная позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять СВОЕ Я. Основная задача социального педагога – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Чтобы понять, что интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, я чаще встаю на их место.

Моя задача как социального педагога – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.

  • образованность;
  • целеустремленность;
  • демократичность;
  • толерантность;
  • воспитанность;
  • законопослушность;
  • творческая направленность.

Сегодня мне хотелось бы раскрыть структуру, методы, содержание и принципы работы школы по воспитанию в подростковой среде неприятия к наркотическим веществам, алкоголизму и табакокурению.

Главная наша задача – научить подростков говорить “нет” тем, кто бесплатно предлагает вечный “кайф”; не оставаться равнодушными к чужому горю.

Цель и основные направления деятельности

Любая деятельность начинается с постановки целей и задач:

- помочь ребёнку адаптироваться;
- сформировать навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют;
- помочь учителю и ребёнку, ребёнку и родителям, родителям и учителю понять друг друга.

Цель определяет содержание деятельности, методы её реализации и формы организации.

Если у ребёнка есть проблема – это всегда требует вмешательства социального педагога, которое начинается с диагностирования проблемы. Но ведь учащийся не всегда может сформулировать проблему самостоятельно, объяснить из-за чего она возникла, поэтому социальному педагогу нужно самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации и определить пути её разрешения.

Целью своей работы считаю:

- защиту ребёнка в его жизненном пространстве;
- оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём;
- создание благоприятных условий для развития личности ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
- создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Детская наркомания, алкоголизм и табакокурение – как часто эти слова кажутся нам такими далёкими, мы стараемся их не замечать, оберегаем себя, отодвигаем чужие проблемы, но однажды ловим себя на мысли, что всё это здесь, рядом.

Конечно, трагедия ребёнка – это, прежде всего, семейная трагедия. Но родители, как правило, не хотят верить и воспринимать это всерьёз. Поэтому большую часть ответственности за профилактическую работу берёт на себя школа.

Функции деятельности социального педагога

  1. Диагностическую - Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что делает воспитательную и профилактическую работу рациональной и экономной; установление причин отклоняющегося поведения, причин социального неблагополучия семьи; содействие выявлению детей, употребляющих ПАВ.
  2. Прогностическую – Прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации процесса воспитания и развития личности; планирование своей социально-педагогической работы на основе анализа результатов за предыдущий период времени.
  3. Коммуникативную – установление деловых и личностных контактов; формирование положительной системы отношений в детской и подростковой среде, а так же в их отношениях с взрослыми.
  4. Коррекционную – осуществление коррекции всех воспитательных явлений со стороны семьи и социальной среды, в том числе и неформальной.
  5. Профилактическую – организация системы профилактических мер по предупреждению девиантного и преступного поведения подростков; формирование нравственно-правовой устойчивости; своевременное оказание помощи семьям и детям групп социального риска.
  6. Организационную – влияние на разумную организацию досуга; включение учащихся в различные виды полезной деятельности с учётом психолого-педагогических требований.
  7. охранно-защитную – взаимодействие с органами социальной защиты; использование правовых норм для защиты прав и интересов личности.
  8. Посредническую – осуществление связи между семьёй, школой и ближайшим окружением ребёнка.
  9. Самообразовательную – очень важно пополнять свой интеллектуальный багаж, знакомиться с опытом зарубежных и отечественных педагогов по проведению профилактической работы.
  1. Работа с детьми.
  2. Работа с педагогическим коллективом.
  3. Работа с родителями.
  4. Работа с другими социальными институтами по антинаркотической профилактике.

Работа с детьми

  1. Диагностика. В результате анкетирования делаем вывод о степени информированности и вовлечённости учащихся по данной проблеме.
  2. Практика. Организация и реализация профилактической работы в школе. Это проведение различных бесед, лекций, конференций, тренингов, круглых столов, дискуссий. Это и организация творческих конкурсов, выпуска буклетов и листовок, показ презентаций и видеофильмов с антинаркотическим содержанием.

Это и различные КТД – соревнования по различным видам спорта, открытые классные часы, агитбригады, тематические дискотеки, организация общесельских праздничных мероприятий.

3. Итог работы. На заключительном этапе в конце учебного года определяется эффективность проведённой профилактической работы. Обычно мы выделяем недостатки и достижения, определяем как же изменилась позиция учащихся в отношении этой проблемы и разрабатываем дальнейшее направление работы.

Работа с родителями

и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Но по роду своей деятельности, социальному педагогу приходится работать с совершенно другими семьями – неблагополучными, пьющими и др.

Наркомания, алкоголизм, курение – это проблема не только личности ребёнка, но и его семьи. Поэтому и работу нужно проводить не только с ребёнком, но и с его семьёй:

- Это беседы, родительские лектории, беседы специалистов, родительские собрания;
- Организация родителей, которые готовы участвовать в оказании помощи детям и их родителям. С этой целью в 2007-2008 учебном году в нашей школе был создан Совет Отцов.

Привлечение мужчин к процессу воспитания и обучения позволило сократить число ребят, состоящих на внутришкольном учёте.

Изучив и проанализировав те проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться в воспитательном процессе, мы пришли к печальному выводу: детям катастрофически не хватает сильного, авторитетного начала. Мужской поддержки не чувствуется дома: отцы либо ограничивают свои функции глав семейства исключительно зарабатыванием денег, либо просто уклоняются от воспитания детей, предпочитая более приятный образ жизни. Например, в нашем педагогическом коллективе трудятся 20 женщин и всего один представитель сильного пола.

В благотворном влиянии на детей мужской половины мы убеждались не раз во время проведения одного из традиционных мероприятий – конкурса “Спортивная семья”. Надо видеть, с каким восторгом и гордостью смотрят на своих пап – и побеждающих, и просто участвующих в состязаниях – их сыновья и дочки. Ребята и сами подтягиваются, на глазах становятся собраннее, строже, ответственнее.

Совет отцов участвует в работе Совета профилактики, по мере необходимости, формы работы использует самые разные. Основной упор делают на неблагополучные семьи, на тех детей, которые стоят на внутришкольном учёте и в инспекции по делам несовершеннолетних. Приходится и по квартирам ходить – воспитывать в ходе мужских разговоров как ребят, так и их родителей и на собраниях персональные дела рассматривать.

Сильная рука, появившаяся в школе, многое изменила к лучшему. Правонарушений и случаев хулиганства стало меньше, ребята ведут себя более спокойно, активнее участвуют во внеклассных мероприятиях.

Активность мужчин, работающих в составе Совета отцов, заставила ходить в школу и других пап. Если раньше на родительские собрания ходили только женщины, то теперь среди взрослых, сидящих за партами и внимательно слушающих классных руководителей, появились мужчины!

- В рамках школьного сайта оформлена “Страничка для родителей”, где регулярно предоставляются для родителей памятки, советы, правила, информация о том, где в республике можно получить квалифицированную помощь специалистов.
- Работа с конфликтными семьями.
- Психологическая поддержка семье со стороны социального педагога и школьного психолога.

Работа с педагогическим коллективом.

- Проведение семинаров-практикумов, консультирований по проблеме, методическая помощь в проведении классных часов или родительских собраний;
- Индивидуальное консультирование по работе с детьми группы “риска” при проведении профилактических мероприятий. Составление правил, которых классные руководители и учителя-предметники должны придерживаться в своей работе:

1. Не начинать работу с угроз и запретов.
2. Быть готовым к любым вопросам детей.
3. Не преувеличивать опасность.
4. Не выходить за рамки представлений, которые уже есть у учащихся. Не называть и не разъяснять опасность наркотиков. Тем более не должно быть конкретных руководств и правил.
5. Не нужно давать детям информацию о положительных качествах на первых этапах приёма. Тем более, никогда не употреблять терминов, связанных с этим (“блаженство”, “удовольствие” и т.д.)
6. Наоборот, нужно убедить детей в том, что даже разовое употребление существенно отражается на здоровье.

Совместная работа социума.

Схема взаимодействия с учреждениями за пределами школы:

Все эти направления не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны. Моделирование профилактической работы – это сложный и длительный процесс, т.к. происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, каждого ученика требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. В профилактической работе реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни учащихся, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата, укрепляет и развивает субъект-субъектные отношения классного руководителя, ученика и родителя.

  • Уровень воспитанности учащихся выше среднего по школе;
  • За последние несколько лет в школе среди учащихся не зафиксировано ни одного случая злоупотребления наркотическими средствами;
  • Все ребята хорошо себя чувствуют в классных коллективах, могут свободно высказывать свое мнение;
  • Имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в школе: они любят свою школу, у них есть любимые учителя и любимые школьные предметы.

В заключение хотелось бы привести слова великого Авиценны: “Учитель – это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение”.

Я уверена, что все мои воспитанники станут достойными гражданами великой России, создадут крепкие семьи и вырастят прекрасных детей. И мне хочется сказать: “Может быть, пройдет не один год, когда ребята в полной мере смогут осознать, что оставили за порогами родной школы. Первый взлет! Первое падение! Первую любовь! А может быть самые счастливые минуты детства, которые не вернуть никогда! А я? Что смогу увидеть, оглядываясь назад, на то время, когда училась вместе с ними? Увижу радость детских глаз в познании нового, может быть, увижу свои промахи, свои ошибки, а самое главное, я увижу, что эти годы не прошли бесследно ни для ребят, ни для меня. Потому что я вместе с ними постигала одну из самых сложных наук человечества – науку любви, терпения и прощения”.

Социальный педагог – это относительно молодая должность, она была введена в 2000 году, но несмотря на это социальный педагог, особенно в крупных городах, есть в каждой школе. Но я не сказала бы, что данная должность является престижной, востребованной или интересной. В ней, как и в любой профессии, есть свои особенности, положительные и отрицательные стороны, о которых стоит рассказать.

Содержание

  • Для родителей
  • Для тех, кто хочет работать социальным педагогом
    • В чем суть работы
    • Особенности работы
    • Условия работы
    • Требования к образованию
    • Зарплата
    • Ведущие профессиональные ценности социального педагога
    • Принципы профессиональной деятельности социального педагога

    Для родителей

    Не секрет, что в школах учатся разные категории семей, разные дети и родители у этих детей тоже разные. В классах часто случаются конфликты, ссоры, драки, выяснения отношений между детьми и между родителями. Раньше всеми подобными вопросами занимался классный руководитель, а иногда подключали завучей или даже директора. Сейчас же система немного изменилась, хоть и сохранила основные моменты.

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Есть несколько основных случаев, когда социальный педагог начинает вести работу с семьей и ребенком:

    1. Систематические прогулы и опоздания;
    2. Неуспеваемость;
    3. Систематические нарушения дисциплины на уроках и переменах;
    4. Совершение правонарушения и вызов на КДН (комиссия по делам несовершеннолетних);
    5. Нанесение телесных повреждений, драки, причинение вреда здоровью других детей;
    6. Употребление алкоголя, наркотических веществ, курение (вейпы и жевательный табак в том числе);
    7. Невыполнение обязанностей родителями или плохое обращение с детьми;
    8. Конфликты между детьми и др.

    Любое из этих нарушений означает, что к разбору ситуации классным руководителем подключается социальный педагог, который будет беседовать как с детьми, так и с родителями. Он ведет определенную документацию, фиксирующую проступки учеников и проведенную работу по каждому случаю. Так, например, социальный педагог при беседе с родителями заполняет соответствующий акт, где необходима подпись всех присутствующих на беседе, также в арсенале имеется протокол и для беседы с детьми.

    Если вас в школу приглашает социальный педагог, не стоит сильно волноваться и приходить в школу с адвокатом. Это обычная беседа, на которой вас проинформируют о случившемся лично, опишут последствия и ответственность за проступок, расскажут о дальнейших путях решения данного вопроса, дадут вам рекомендации. Вы можете отказаться от выполнения рекомендаций, но вы должны понимать, что за все последствия вашего решения и действий вашего ребенка отвечать будете вы сами.

    Если беседы с родителями и ребенком ни к чему не приводят, социальный педагог организовывает Совет профилактики, на которых приглашают родителей и учеников, которые совершили тот или иной проступок. На данном Совете присутствует вся администрация школы, которая обсуждает дальнейшие действия с учеником. В результате беседы ученика могут поставить на внутришкольный контроль (ВШК).

    Если ребенок поставлен на ВШК, с ним работают социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог, завучи, специалисты других организаций, а положительной динамики нет, и ребенок продолжает совершать проступки и правонарушения, то школа (в лице социального педагога) может писать соответствующие письма с просьбой о помощи и содействии в решении вопроса в полицию, КДН, органы опеки и др. организации, сообщая о сложившейся ситуации. Тогда велика вероятность постановки ребенка на учет в полицию, постановка семьи на учет в различных организация и т.д. (зависит от ситуации).

    Для тех, кто хочет работать социальным педагогом

    Куда пойти работать психологу без опыта? В школу социальным педагогом!

    Психологам часто предлагают работу социальным педагогом, но это все-таки не совсем то, что нужно. Можно сказать, что смысл работы психолога и социального педагога чуть ли не противоположный. Даже если привести самый грубы пример, то сразу станет все ясно.

    Психолог ищет причины, чтобы разрешить конфликт, понять, что происходит с ребенком. Социальный педагог объясняет, какая ответственность будет у ребенка, если он что-то совершил, и в некоторых случаях он и реализует эту ответственность (например, постановка на ВШК). Но психологические моменты в работе найти можно, ведь не каждому дано найти верные рычаги для родителей, правильно объяснить им ситуацию, или найти причину поведения ребенка, дать ему верные рекомендации.

    Так что, если у вас совершенно нет опыта, работа социальным педагогом поможет вам многое переосмыслить и понять. Вы будете плотно сотрудничать с психологом школы, часто общаться с родителями, искать способы контакта с детьми. Это в любом случае вам будет полезно как психологу.

    В чем суть работы

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Грубо говоря, вам придется грозить всем пальцем и говорить, что их теперь ждет. Хоть социальный педагог (в теории) должен много общаться с детьми, узнавать, как у них дела в семье, с учебой, с друзьями, на деле все происходит иначе. Акцент делается на работу с документами и беседы с детьми по поводу совершенных ими проступков.

    Особенности работы

    По сути, 18 часов рабочего времени должно быть направленно на изучение документации, законов и положений, которых очень много, заполнению бумаг и отчетов, которых тоже не мало, т.е. на методическую работу. И остальные 18 часов на работу с детьми. Но в реальной жизни выходит все иначе.

    Нагрузка у социального педагога просто бешеная, очень часто он выполняет даже работу других сотрудников, особенно часто работу классных руководителей. При этом времени катастрофически не хватает, приходится регулярно перерабатывать, естественно, за это вам платить никто не будет.

    Это сложная и отчасти неблагодарная работа. Вы сразу же попадаете в эпицентр негатива и агрессии. К вам с добрыми вестями не придут, а придут жаловаться, грубить, упрекать, заявлять о совершенстве своего ребенка (даже если этот ребенок устроит драку). Со многими родителями очень сложно найти общий язык, потому что каждый из них убежден, что это школа должна воспитывать их ребенка, что это школа виновата в том, что происходит. Особенно сложно сейчас, когда школу лишили почти всех прав. Но это, конечно, мое субъективное мнение.

    В данной работе нет оценок качества или показателей (например, у учителей есть успеваемость). Вся ваша профилактическая работа с учениками не поддается оцениванию, вы можете только говорить, а человек сам решает, как ему поступать. Ничего плохого не сделал – ребенок молодец, сделал что-то плохое – школа виновата (и вы в том числе). И поверьте мне, любая организация или любая проверка вам об этом скажет или даст понять другим образом. В каждом случае, начиная от травмы в летнее время и заканчивая суицидом, будет виновата только школа, и вам со всем эти придется разбираться.

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Но не стоит пугаться. Возможно, вам понравится данная работа. Я знаю социальных педагогов, которые горят этим, помогают детям в сложных ситуациях, помогают родителям в вопросах воспитания. Как ни крути, работа с детьми приносит радость и удовлетворение.

    Условия работы

    Социальный педагог работает в отдельном кабинете, причем чаще всего его кабинет расположен на некотором расстоянии от администрации школы. Это связано с некоторыми особенностями работы.

    Соц. педагог работает 36 часов в неделю, имеет нормированный рабочий день, длительность которого обговаривается с директором школы. Например, можно сделать график таким образом, что будут 4 рабочих дня по 8 часов и 1 рабочий день будет сокращенным. В графики обязательно отражаются приемные часы для родителей, как правило, 1 час 1 раз в неделю. Но всем нужно понимать, что прием родителей ведется почти ежедневно в любое время.

    Требования к образованию

    Зарплата

    Это связано, как минимум, с тем, что зарплата социального педагога, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Если вы молодой специалист и пошли работать в данную сферу (не имея опыта работы), ваша заработная плата будет около 15-17 тыс. рублей. Ставка социального педагога может увеличиваться, это связано с образованием (есть ли магистратура), опытом работы в данной области, квалификацией. Некоторые учреждения позволяют брать дополнительную нагрузку, например, ведение внеурочной деятельности. Молодым специалистам в течение нескольких лет при определенных условиях могут выплачивать пособия (1000-3500 руб).

    В современных условиях социальный педагог востребован в различных социальных структурах: школе и семье, в приюте и детском доме, в различных реабилитационных центрах, в исправительных учреждениях для правонарушителей. В каждом из этих учреждений свои особенности работы социального педагога, везде к его личности предъявляются единые требования. Социальному педагогу должны быть присущи гуманность и доброжелательность, тактичность, выдержка и самообладание, справедливость, наблюдательность, инициатива и ответственность, организованность и смелость. Ум и образование, эрудиция, знание среды, гражданственность и гуманизм, профессиональная честность и непринятие дискриминации личности, чувство собственного достоинства являются условиями успеха в работе социального педагога. Социальный педагог – сотрудник определенной социальной службы, учебного заведения, отсюда его ответственность как государственного служащего и обязательное знание его обязанностей.

    Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь свое мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному.

    Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знание и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус.

    Кроме того, в современных общественных условиях социальный педагог должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитанника.

    Задачи школьного социального педагога.

    Задачами школьного социального педагога являются:

    создание здорового климата в коллективе;

    гуманизация межличностных отношений;

    содействие реализации способностей каждого;

    защита интересов личности;

    организация досуга, включение в социально полезную деятельность;

    поддержка постоянной связи с семьями учащихся;

    защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности;

    выполнение роли посредника, связующего звена между детьми и взрослыми между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения;

    содействие взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влиять на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания.

    Социальный педагог, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями, становится организатором внеучебного времени школьника, курирует работу различных секций и клубов, трудовых, туристических и краеведческих отрядов. Он координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона; периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и о возможных путях оказания ему помощи; руководит подготовкой и составлением плана социальной работы школы.

    Особого внимания требует от социального педагога дети, исключенные из школы. Он помогает устроить их в другую школу, освоится в новом коллективе.

    Социальный педагог выявляет школьников, работающих в учебное время, способствует возвращению их в школу, проверяет выполнения трудовых норм, в том числе его оплату. Он контролирует получение многодетными семьями социальных привилегий, в числе которых: школьные завтраки, школьная одежда, возмещение транспортных расходов.

    Подросток часто не знает социальных норм поведения. Современная школа, социальный педагог, осуществляя социальную защиту, должны дать учащимся знания об их правах, о социальных гарантиях при обучении и в трудовой деятельности, экономических и социальных нормах использования труда подростков и молодежи в условиях рынка.

    Под социальными гарантиями предполагаются: заработная плата не ниже прожиточного уровня, пенсии, пособия, право на труд, бесплатное образование и медицинское обслуживание, право на жилище и отдых.

    Работа школьного социального педагога с документацией.

    Часто при вступлении в должность у социального педагога возникает вопрос: с чего начать знакомство, как выстроить систему работы, какие стратегии можно использовать для профилактического воздействия на учащихся. Работу необходимо выстраивать постепенно и планомерно. На начальном этапе работы в школе социальный педагог должен:

    ознакомиться с основными направлениями, содержанием деятельности образовательного учреждения, в котором предстоит работать;

    изучить нормативные документы, определяющие деятельность учреждения (структуру, устав, программы, концепции);

    изучить социально – демографический паспорт микрорайона школы ( тип микрорайона, контингент семей, условия для развития личности и осуществления социально – педагогической работы и т. д.), определение форм взаимодействия со службами социальной защиты района, города;

    ознакомиться с содержанием деятельности школьного социального педагога; ознакомиться с должностными инструкциями;

    составить перспективный план работы на год, утвердить его у директора школы.

    Социальный педагог обязан знать контингент тех семей, с которым предстоит работать.

    В начале каждого учебного года социальный педагог предоставляет списки в различные службы.

    В центр помощи семье и детям направляются:

    -статистические данные по всем категориям малообеспеченных семей;

    -развернутые списки, содержащие все данные по каждой категории семей.

    В инспекцию по делам несовершеннолетних предоставляются:

    -списки учащихся школы, состоящих на внутришкольном контроле, в КПДН, ОПДН; (см. в приложении)

    -списки неблагополучных семей (см. в приложении);

    -план совместной работы социального педагога и ОПДН.

    Методисту в отдел образования в начале учебного года направляется следующая документация:

    -списки неблагополучных семей;

    -списки учащихся школы, находящихся на учете в школе, КПДН, ОПДН.

    Для сбора полной и точной информации о семьях следует обратиться к классным руководителям с просьбой заполнить паспорт класса. Обычно такую работу социальный педагог проводит в начале учебного года. Опыт работы позволил нам составить такой паспорт класса, в котором есть вся информация, позволяющая составить практически любой список.

    Эффективность деятельности социального педагога в школе зависит от успешности его сотрудничество со школьным психологом, классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе.

    Должностная инструкция социального педагога

    Общие положения.

    Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики социального педагога, утвержденной приказом Мин. образования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995г.

    № 662/1646 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Мин. труда России от 22 ноября 1995г. № 65).

    Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором школы.

    Социальный педагог должен иметь как минимум среднее профессиональное образование.

    Социальный педагог подчиняется непосредственно директору школы.

    В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией и законами РФ, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования, воспитания, охраны здоровья, профориентации, занятости и социальной защиты обучающихся (воспитанников); трудовым законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).

    Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

    Основными направлениями деятельности социального педагога являются:

    социально-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе и по месту жительства обучающихся (воспитанников);

    реализация и контроль за реализацией мер социальной помощи и зашиты обучающихся (воспитанников);

    осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающихся (воспитанников).

    Должностные обязанности.

    Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:

    изучает психолого – медико - педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников) и ее микросреды, условия жизни;

    выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

    выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников) и школой, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

    определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников);

    организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

    способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

    содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

    осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;

    взаимодействует с учителями, родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными и иными организациями в оказании помощи обучающимся (воспитанникам), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации;

    выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

    вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий поведения образовательного процесса;

    систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

    участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;

    проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

    соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

    Социальный педагог имеет право:

    участвовать в управлении школой в порядке, определенном Уставом школы;

    на защиту профессиональной чести и достоинства;

    знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

    защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;

    на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

    свободно выбирать и использовать методы и методики социально-педагогической работы;

    аттестоваться на добровольной основе на соответствующую категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

    Ответственность.

    В установленном законодательством РФ порядке социальный педагог несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время социально-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся (воспитанников) во время проведения подобных мероприятий.

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

    За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей социальный педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.

    Взаимоотношения. Связи по должности.

    6.1. работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели, и утвержденному директору школы;

    6.2. планирует свою работу на каждый год и каждую учебную четверть. План утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

    представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;

    получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

    систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, педагогическими и медицинскими работниками школы, родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников), а также с органами опеки (попечительства) и социальной защиты.

    Памятка социальному педагогу в работе с подростками,

    склонными к правонарушениям.

    Поддерживать тесную связь с ОПДН, КПДН.

    Привлекать работников ОПДН для проведения бесед на правовую тему с учащимися и родителями.

    Взаимодействовать со школьным психологом в работе с подростками, склонными к правонарушениям.

    Взаимодействовать с классными руководителями.

    Ежедневно контролировать учебу, поведение и посещаемость учебных занятий учащихся, склонных к правонарушениям.

    Собирать материал о поведении подростков, склонных к правонарушениям в школе и вне школы.

    Охватить всех подростков, склонных к правонарушениям, занятиями по интересам в секциях и кружках.

    Задействовать подростков, склонных к правонарушениям, в подготовке и проведении школьных мероприятий.

    Проводить беседы с родителями подростков, склонных к правонарушениям.

    Посещать подростков на дому.

    Наладить совместную работу со школьным психологом в работе с подростками, склонными к правонарушениям.

    Постоянно проводить индивидуальные беседы с подростками.

    Еженедельно проводить заседания Совета помощи.

    Изучать психологический климат в семьях подростков.

    По необходимость установить контакт с руководством предприятий, на которых работают родители подростков из неблагополучных семей.

    Контролировать проведение бесед на правовые темы на классных часах.

    Постоянно проводить профилактическую антиалкогольную, гигиеническую работу.

    19.Вести необходимую документацию (анкеты, психолого - педагогический паспорт учащегося, журнал).

    20.Выступать перед педагогическим советом школы с информацией о работе по данной категории учащихся.

    Документы необходимые для работы соц. педагога:

    План и анализ соц. педагогической работы.

    Списки учащихся по статусам.

    Работа с детьми находящимися под опекой.

    Индивидуальная работа с учеником.

    Журнал регистрации протоколов заседаний Совета помощи.

    Журнал индивидуальной работы социального педагога.

    Журнал регистрации заявлений на льготное питание.

    Журнал регистрации и учета актов ЖБУ.

    Журнал регистрации постановки (снятия)на(с) ВШУ учащихся.

    Журнал регистрации постановки (снятия) на (с)ВШУ семей, находящихся в СОП.

    Работая с такими детьми, мне пришлось столкнуться с рядом проблем:

    - какую документация должен вести сам социальный педагог

    - какую работу выполняет социальный педагог в школе и многое другое.

    Так как раньше я работала учителем начальных классов и не совсем понимала, в чем будут заключаться мои обязанности как социального педагога. Тем более что в школе, где я работаю, до этого не было социального педагога.

    Мне пришлось прочитать много литературы, прежде чем я смогла ответить на волнующие меня вопросы. Хочу поделиться с социальными педагогами материалами, которые мне помогают в моей нелегкой работе.

    Вся моя документация разложена по папкам:

    1. Тексты административных документов по со циально-педагогической работе, Законов и подзакон ных актов по осуществлению прав ребенка;

    2. Должностная инструкция. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения. Этический кодекс социального работника.

    3. График тематических групповых консульта ций, график индивидуальных консультаций для детей и подростков, родителей, учителей;

    4. Методическая копилка: проекты или программы по отдельным наибо лее актуальным направлениям социально-педагоги ческой работы;

    5. Документация: по учету правонарушений, от клонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных марш рутов детьми, стоящими на внутришкольном конт роле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений. Документация по вопросам опеки и попечитель ства, регистрации по месту жительства и трудоуст ройству, защите прав ребенка в органах МВД и су дебных органах;

    6. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;

    7. Данные по изучению социального состава се мей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педа гогов, как субъектов образовательного процесса;

    8. Учет мер по социальной защите детей из со циально неблагополучных семей;

    9. Методические рекомендации для родителей. Методические рекомендации для классных ру ководителей, учителей по решению проблем соци альной жизни ребенка и снятию конфликтов в меж личностных отношениях;

    10. Систематизированная информация по город ским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.

    Познакомлю с некоторыми из них:

    Для комплексного учета детей группы риска и неблагополучных семей в своей работе я использую следующие формы.

    Читайте также: