Социальные выступления адыгов и казаков план урока
Обновлено: 30.06.2024
Тема: Общественно - политический строй кабардинцев в XVI – XVIII вв.
Цели урока :1. Ознакомить уч - ся с общественным строем кабардинцев в XVI-XVIII вв;
2.Выявить причины крестьянских высту плений . Показать справедливость
3.Развитие интереса и уважения к истории кабардинского народа.
- основные понятия и термины - князья, уорки, у н ауты, антифеодальное движение; -
основные даты и события: нач. XVIII в. - восстание крестьян под предводительством
Машуко; 1754 г. – восстание под предводительством Мамсроко Дамалея; 1767 г. –
- термины для проверки домашнего задания: литье, табу н, аппликация;
- ватман с таблицей последовательности правления верховных князей Кабарды в XVI-
Слово учителя: начинаем наш у рок. Сегодня н а уроке мы с вами проверим домашнее
задание по пройденному м атериалу, изучим новую тему «Общественно - политический
Вид проверки – письменный у доски ( 3 уч - ся) , письменный по карточкам (2 уч - ся),
устный – решение тестовых вопросов (остальные у ч - ся) .
а) У доски – 1 уч - ся работает с терминами относящимися к пройденному материалу:
Литье – изготовление предметов методом выплавки из металлов;
Аппликация – накладной рису нок вырезанный из дру гого материала.
№ 1. Какое занятие у кабардинцев было главным и почему ?
г) Устный опрос уч - ся на местах, решение тестовых вопросов. ( текст вопросов появляется
1.основу скотоводства в средневековой Кабарде составляло:
3. узкая специализация кабардинских ремесленников в XVI-XVIII вв свидетельствует о
а) ремесленников в Кабарде было мало, и они не достигли высокого уровня мас терства;
г) ремесленники занимались своим делом только в период между полевыми работами.
4. примерная численность население Кабарды к середине XVIII века:
5. традиционное кабардинское коневодство отдавало предпочтение:
6. древнейшей и основной полеводческой ку ль турой всех адыгов до XV II в была:
7. в XVI-XVIII вв. кабардинцы выращивали такие огородные ку льт уры, как:
Переход к новой теме. Объявление целей урока по теме .
Слово учителя: итак, мы ознакомились с экономическим развитием Кабарды и Ба лкарии
в период XVI-XVIII вв., изучили основные занятия кабардинцев и балкарцев. Сегодня на
уроке мы с вами ознакомимся с общественно - политическим строем Кабарды в XVI-XVIII
вв. Какие же цели мы бу де м преследовать, во - первых , ознакомимся с общественным
строем кабардинцев в XVI-XVIII вв., рассмотрим слои общества у кабардинцев в этот
период; во - вторых, выявим причины крестьянских выступлений, попытаемс я п оказать
справедливость антифеодального движения в Кабарде; и в третьих, я хотела бы, чтобы у
вас к концу урока появился интерес и чувство уважения к истории кабардинского народа.
III . Изучение нового материала. Знакомство с планом урока.
( план урока появляется на экране). Слово уч - ля: сегодняшнюю тему мы бу д ем изучать по
1. Особенности общественно - политического строя кабардинцев в XVI-XVIII вв.
2. Причины антифеодального движения в Кабарде. В осстани я под руководством
3. Восстания кабардинских крестьян в 1767 г. Его последствия.
Слово учителя: мы переходим к изуче ни ю новой темы и разбору 1 пункта плана.
1. Особенности общественно - политического строя кабардинцев в XVI -XVIII.
Слово учителя: в этой таблице показаны все слои кабардинского общества XVI-XVIII вв.
Мы видим, что общество было разделено на несколько разрядов. Здесь мы можем
выделить два основных слоя - феодалов и крестьян, которые в свою очередь делились на
сословные группы. Верхушка общества –это князья и дворяне. Князья делились на
верховного правителя –валия, и удельных. Далее идут дворяне, которые тоже разделены
на на несколько слоев - уорки 1 степени - тлекотлеши и дыжынуго. Они обладали
одинаковыми правами, жили в своих ау лах и имели вассалов. Положени е дворянина -
уорка, зависело от материального положения и родословной: чем родословная древнее,
тем могущественнее дворянин. Уорки 2 степени - шауатлугусы и беслан - уорки, они были
менее родовитее и богаты, чем уорки 1 степни, и являлись их вассалами.
Уорки 1 и 2 степени являлись вассалами князей, и несмотря на родов итость и богатство
они не могли стать князями. Звание князья можно было получ ить только по праву
Далее по общественной ступени шли свободные васса лы - беголи. Они состояли в свите
князья, были его охранниками. За свою работу беголи пол у чали вознаграждени е.
Далее идут феодально - зависимые крестьяне – тлх у котлы и пшикеуи. Формально они
были свободными крестьянами, но фактически зависели от князей и вы полн яли разные
К крепостным крестьянам относились пшитли и оги, они выполняли различн у ю
домашнюю работу у князей и дворян. Самыми бесправными были рабы – унауты, они
Вы видите, что последние ячейки, где указанны функции каждого из слоев общества не
заполнены. Это ваша задача . У вас на партах лежат таблицы которые вы должны
с. 65- 67. зачитайте абзацы 4,6,11,13,15. Допишите таблицу использу ю текст учебника.
Слово учителя: мы с вами у зн али, что должность главного прави теля Кабарды – валия -
была очень значимой, его избирали поочередно из представителей разны х княжеских
1.3. Опережающее домашнее задание. Некоторым уч - ся было дано индивид у альное
задание исследовательского характера. Это задание состояло в исследовании
последовательности правителей Кабарды в период с XVI-XVIII вв. Давайте послушаем.
Конец XVIII века ознаменовался двумя событиями, отразившими противоречия внутри адыгского общества и среди казачества. Они вошли в историю Кубани как Бзиюкская битва и Персидский бунт.
В рассматриваемое время назрел конфликт между шапсугскими крестьянами и дворянами. Последние стремились как можно сильнее подчинить себе свободных общинников (тфокотлей), нередко пренебрегая даже старыми традициями. Так, люди князей Шеретлуковых напали на купеческий караван, который охраняли шапсугские воины-крестьяне, и ограбили его. В ответ на это возмущенные шапсуги напали на двор одного из Шеретлуковых и даже оскорбили побоями мать князя. По горским обычаям это требовало жестокого отмщения. Многочисленная родня Шеретлуковых поклялась кровью смыть позор и заодно поставить на место зарвавшихся тфокотлей. За помощью они обратились к бжедугским князьям. Наиболее влиятельный из них - Батыр-Гирей - первым откликнулся на призыв, считая, что примерное наказание шапсугских тфокотлей послужит хорошим уроком и для бжедугских крестьян, которые тоже стали проявлять недовольство своими повинностями в пользу знати. Князь Али Шеретлуков вместе с Батыр-Гиреем в 1795 г. отправился в Петербург искать покровительства у русской императрицы. Екатерина II радушно встретила горских князей и распорядилась: Черноморскому войску оказать им военную помощь.
Шапсугские тфокотли заключили союз с абадзехскими крестьянами и в июне 1796 г. совместно с ними двинулись к берегам небольшой речки Бзиюко, находившейся в 18 км к юго-западу от Екатеринодара (в 1996 г. на этом месте поставлен памятник), где 10 июня встретились в сражении с дворянским ополчением шапсугов и бжедугов. Последних поддерживал казачий отряд в 300 человек с несколькими пушками. Всего в сражении принимало участие с обеих сторон несколько десятков тысяч воинов. Первым в бой ринулось объединенное народное ополчение, сумевшее потеснить дворянскую конницу. Но в ближайшем овраге их встретила ружейными залпами дворянская пехота и картечью - казачья артиллерия. Хотя крестьянское ополчение было более многочисленным, чем дворянское, оно не смогло победить более опытных в ратном искусстве дворянских воинов. Тфокотли потеряли в сражении несколько тысяч убитыми, ранеными и пленными. Потери дворян были значительно меньше, но среди павших было немало прославленных джигитов, в том числе и Батыр-Гирей.
Екатерины II Платона Зубова. Екатерина II считала В. Зубова одним из лучших полководцев Европы, что далеко не соответствовало действительности. Поход предоставлял ему шанс подтвердить мнение императрицы. Надо отдать ему должное: он был настойчив и смел и, несмотря на громадные трудности, упорно шел со своей армией по прикаспийским владениям Персии (Ирана) с целью обуздать набеги персов на Закавказье.
В 1795 г. персидский хан Ага Мохаммед вторгся со своими полчищами в Азербайджан и Грузию и, предавая все огню и мечу, дошел до Тифлиса (Тбилиси), который захватил и ограбил. Но Грузия, согласно Георгиевскому трактату 1783 г., находилась под покровительством России, и поэтому русское правительство не могло оставить это безнаказанно. Был сформирован Каспийский корпус численностью около 13 тыс. человек, который и двинулся в апреле 1796 г. из Кизляра к границам Персии.
В. Зубов хорошо знал боевые качества казаков, поэтому попросил прислать ему черноморцев. В конце февраля 1011 казаков под командованием А. Головатого вышли из Екатеринодара и лишь 10 апреля прибыли в Астрахань. Оттуда в июне 1796 г., сев в лодки, черноморцы почти полмесяца, преодолевая непогоду и штормы, добирались по Каспийскому морю до Баку. По дороге несколько казаков умерло, не выдержав морского путешествия.
Но самые большие трудности ждали казаков на суше. В районе Баку свирепствовала лихорадка, страшная жара была непривычной для казаков. Их плохо кормили, использовали на непривычных для них работах, обсчитывали. К осени 1796 г. свыше 100 казаков умерло, около 300 человек заболело. 28 января 1797 г. скончался от болезней и сам А. Головатый. А за 20 дней до этого в далеком Екатеринодаре умер его боевой соратник атаман Черноморского казачьего войска З. Чепега. Атаманом был избран А. Головатый, который так и не узнал об этом. Лихорадка не щадила никого. Из неудачного персидского похода вернулись всего 504 человека - люди обозленные, униженные бесцельным походом и произволом начальства. Неприятно поразило казаков и то, что вопреки казачьей традиции избирать атаманов войсковой писарь Тимофей Котляревский был назначен новым императором Павлом I войсковым атаманом. 22 июля 1797 г. остатки двух бывших казачьих полков прибыли в Екатеринодар.
Социальные выступления адыгов казаков по кубановедению
Глава I.Основные этапы истории Кубани в XX столетии
Тема: Регион в 1900-е – 1916гг.
Успехи кубанской экономики
Доля региона в общероссийском производстве пшеницы достигла почти 1/6, что позволило выйти не только на внутренний, но и на европейский рынок. В 1913г. Область занимала в стране первое место по сбору семян подсолнечника. Ведущую роль в промышленности играли маслобойное и мукомольное производство. В районе Новороссийска сформировался центр цементной промышленности, а Общество Черноморского цементного производства стало в один ряд с крупнейшими мировым компаниями.
В 1909г
Социальный и национальный состав населения
Национальный состав населения региона отличался значительным
многообразием. Помимо черкесов (адыгов) и кубанского казачества, состоявшего из украиноязычных черноморцев и русскоговорящих линейцев, основную часть жителей края составляли иногородние крестьяне – выходцы из южнороссийских и малороссийских (украинских) губерний. Кубань стала второй родиной не только для русских, украинцев и белорусов, но и для армян, татар, греков, немцев, болгар, поляков, чехов, эстонцев и др.
Политическая жизнь и общественное движение
Кубань и Черноморье в революции 1905-1907гг
В конце января 1905г. По территории края прокатилась волна митингов и забастовок. Достаточно широкий размах приобрело крестьянское движение, особенно среди иногородних. Во время революции на территории Кубанской области и Черноморской губернии произошло более 850 выступлений крестьян. Властям даже
Ратные подвиги кубанцев в годы Русско-японской и Первой мировой войн
В начале 1904г., сразу после оглашения царского манифеста о начале военных действий против Японии, на Кубани развернулась работа по оказанию помощи армии. Был организован сбор пожертвований, проводились благотворительные вечера. Летом 1914г. Россия вступила в войну с Германией. Через год на Западном и Кавказском фронтах воевало более 97 тысяч кубанских казаков.
В 1914 г. У города Сарыкамыш на Кавказском фронте кубанские пластуны
Урок по кубановедению в 7 классе, по теме: "Социальные выступления адыгов и казаков".
-обобщить знания учащихся об особенностях обострения первых социальных противоречий на Кубани в XVIII веке и их последствиями;
-формирование критического осмысления и личностно - субъективного отношения к социально –политическим событиям, происходившим на территории родного края во второй половине VIII века;
-принятие личностью традиций, ценностей, особых форм, культурно-исторической, социальной жизни родного края в данный исторический период.
- Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, С. А. Лукьянов;Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010;
Предпросмотр онлайн:
Посмотрите также:
Методические материалы для учителей средних школ, 2016—2020
Все права на материалы принадлежат их авторам. Материалы были собраны из открытых источников сети Интернет
Для связи с администратором используйте почту [email protected]
Читайте также: