Социальные нормы закрепляются в годовом учебном плане школы

Обновлено: 03.07.2024

С течением времени общество выработало множество различным норм и правил для упорядочения поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. В своей повседневной жизни люди руководствуются правом, моралью, привычками, нравами, обычаями и традициями, обрядами и ритуалами, требованиями этикета, приличиями, деловыми обыкновениями и т.д. И по сегодняшний день социальные нормы являются неотъемлемой частью в жизни всего мирового общества. С помощью них регулируются отношения между людьми. Социальные нормы отражают развитие всех сфер жизни общества: экономической, политической, духовной, социальной.

Характеризуя их, можно понять уровень свободы граждан в государстве, тип политической системы, форму правления, тип экономической системы, качество жизни человека в характеризуемом обществе, а также многие другие аспекты жизни. Эти социальные нормы обязательны для функционирования государства и общества, они тесно взаимосвязаны с нормами права. Поэтому именно нормы права, я считаю нужным рассмотреть, более подробно. Поскольку именно нормы права в большей степени выступают как регуляторы общественных отношений. Для понимания социального регулирования – нужно охарактеризовать социальные нормы, понять их функции, цели, способы применения, узнать источники данных норм и соотнести их между собой.

Чтобы доказать что нормы права являются основой в системе социальных норм, требуется соотнести их с другими нормами. Для достижения этой цели ставим перед собой следующие задачи:

1)Раскрыть понятие социальных норм.

2) изучить социальные и технические нормы, рассмотреть их отличия друг от друга.

3) рассмотреть функции и виды социальных норм.

4) Раскрыть понятие норм права, и найти их место в системе социальных норм.

5) Описать источники норм права.

6) выявить особенности соотношения права и морали, права и религии, права и обычая, права и корпоративных норм.

1. Социальные нормы

Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и их деятельность (“Социальный” происходит от латинского слова socialis, что означает “общественный”).

Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних стадиях развития человеческого общества в связи с необходимостью регулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее гармоничное и целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые под силу только обществу, а не отдельному человеку. Социальные нормы характеризуются рядом признаков:

1. Социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны быть человеческие поступки, по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение.

2. Социальные нормы – это правила поведения общего характера. Общий характер социальной нормы выражается в том, что ее требования относятся не к конкретному лицу, а ко многим людям. В силу данного свойства предписание нормы должно исполняться каждым, кто окажется в сфере действия нормы.

3. Социальные нормы – это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все другие социальные нормы являются обязательными для тех, к кому они относятся. В необходимых случаях обязательность социальных норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам, нарушающим требования социальных норм, в зависимости от характера нарушения могут быть применены меры государственного или общественного воздействия. Если лицо совершило нарушение правовой нормы, то к нему применяются меры государственного принуждения. Нарушение же требований моральной нормы может повлечь за собой применение мер общественного воздействия: общественного осуждения, порицания и других мер.

Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.


    1. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь

    1) что каждый из них может делать, т.е. на что у него есть право;

    2) какие действия запрещены, т.е. на что он не имеет право;

    3) что обязаны соблюдать спорящие стороны.

    Решение судьи оказывало влияние на спорящих, что объяснялось доверием к авторитету и справедливостью того, что он постановил. Однажды найденный императив, который посчитали справедливым, постепенно превращается в общее правило разрешения подобных споров. Достаточно ознакомиться с таким правилом, чтобы предотвратить возникновения споров, т.к. становится известно, что в какой-либо ситуации дозволено, а что запрещено.

    Совместная мирная жизнь людей может существовать только в том случае, если каждый преследует свои интересы и осуществляет свои желания в рамках известных пределов. Такие пределы устанавливаются правилами, существующими в жизни.

    Норма (от латинского norma) означает правило поведения, образец (модель), точное предписание. Иными словами, норма представляет собой сведения о возможном и должном поведении участников общественных отношений, т. е. меру свободы субъектов в конкретных взаимоотношениях. Этот масштаб свободы может быть выражен в деятельности субъекта как способность сознательно выбирать тот или иной вариант поведения и действовать по своему усмотрению в рамках дозволенного. Следовательно, непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о поведении субъектов отношений. Нормы могут быть очень разнообразны, но все сводятся к двум главным группам: нормы технические и нормы социальные. Такое деление считается наиболее общим, имеющим первичное, исходное значение.

    Другие технические нормы не поддерживаются правом, следовательно, их нарушение не ведёт к какой-либо юридической ответственности. К таким нормам можно отнести, например, технические нормы, действующие в бытовой сфере, такие, как правила обращения с различными бытовыми приборами - телевизором, пылесосом, холодильником и т.д. или правила приёма лекарств.

    Правила, заключённые в технических нормах, отличаются тем, что в них прописано, как следует поступать для достижения какой-либо одной определённой цели, не касаясь других целей человеческой деятельности, иногда даже препятствуя их осуществлению.

    Цели человеческой деятельности разнообразны, сталкиваются между собой и нередко мешают осуществлению друг друга. Человек ограничен в ресурсах: времени, силах, средствах, поэтому для него невозможно осуществление всех его целей. Приходится ограничивать осуществление одних целей для осуществления других либо для их совместного существования. Это приводит к возникновению наряду с техническими нормами норм социальных.

    Социальные нормы необходимы для поддержания мирного сотрудничества людей. Они дают возможность установить общественный порядок, приучить людей к обдуманному выдержанному поведению. Эти нормы воспитывают человека, заставляют его привыкнуть считаться с интересами окружающих, вырабатывают в нём потребность жить в согласии с себе подобными.

    Появление социальных норм связано с появлением человеческого общества, с процессом социализации отношений. Эволюция человеческого общества, а, следовательно, и социальных норм заняла миллионы лет.

    Социальные нормы - важный атрибут любого общества. Социальная норма - это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующие их поведение в обществе.

    Несмотря на многообразие социальных норм, можно выделить признаки, присущие всем им:

    1. Они возникают из объективной необходимости социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка. Хозяйственные, брачно-семейные, властные, религиозные отношения при всей своей спонтанности и хаотичности имеют в себе определённую повторяемость, вызываемую условиями жизни людей, которая воплощается в социальных нормах.

    2. Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами.

    4. Главным объектом регулирования социальных норм является поведение людей, деятельность организаций, их взаимоотношения.

    6. Социальные нормы преследуют широкий спектр отношений, характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях.

    7. Один из важнейших показателей этих правил поведения - обязательность исполнения, возможность реализации организационных или иных санкций в отношении нарушителя установленного порядка.

    Сущность социальных норм заключается в функциях, выполняемых ими. Выделяют регулятивную, оценочную и трансляционную функции.

    Регулятивная функция выражается в том, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Посредством регулирования жизни общества, нормы обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

    Оценочная функция говорит о том, что социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное-аморальное, правомерное-неправомерное).

    Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:

    – по способу их установления;

    – по средствам охраны их от нарушений.

    На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:

    1. Нормы права – правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, и обеспечиваются его принудительной силой.

    4. Нормы обычаев - такие правила поведения, которые сложились на протяжении жизни многих поколений и вошли в привычку в результате многократного повторения.

    5. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции).

    6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетании, официальных встречах государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов – их красочность и театрализованность.

    7. Религиозные нормы - правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих,исходят из представлений людей о Боге как творце мироздания и основополагающих началах человеческого общежития. Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.

    Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

    Данный урок актуален по нескольким причинам.

    Содержательный аспект дает возможность понять, что социальные нормы необходимы, содержание позволяет показать связь между задачами обучения, развития и воспитания, как соединятся в деятельности учащихся навыки, эвристические и креативные состояния, нравственные убеждения.

    С точки зрения дидактики позволяет увидеть динамику формирования сложных надпредметных умений: ставить и решать проблемы, рассуждать, делать выводы на основе сравнений и обобщений.

    Многовариантность и диалогичность покажет степень возможного сочетания вариативности образования (содержательной, дидактической , индивидуально-личностной) и жестких ограничений – уроком, как элементом классно-урочной системы.

    По соотношению структурных звеньев обучения – урок изучения нового материала, по характеру деятельности – проблемный.

    Проблемы урока – необходимость разрешения противоречий между:

    - безличными (формальными) знаниями государственного стандарта и личными, собственными результатами самостоятельной деятельности учащихся;

    - фронтальной, групповой и индивидуальной формами обучения, воспитания и развития, адресованные каждому ученику.

    Цель – создать для учащихся условия для того, чтобы они, опираясь на свой жизненный опыт, самостоятельно сделали вывод о значении социальных норм в жизни человека, анализируя текст сказки;

    - создать условия для самоактуализации и самореализации учащихся;

    -предоставить возможность для конструирования собственного знания;

    -реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

    -помочь выработать навыки интеллектуального труда, предоставляя учащимся право на ошибку и право на сотрудничество

    В уроке применяются элементы мастерской – это прежде всего самостоятельное исследование незнакомого художественного текста учащимися, рефлексивная форма личностно-деятельной организации учебного процесса. Она построена на познании внешнего и внутреннего собственного мира; осознания себя в социуме через субъективный диалог и сотрудничество.

    Цель диалога – формирование целостного представления по теме урока с учетом самых разных взглядов и мнений. В диалоге идет обмен суждениями участников, прояснение неясного в позициях другого, подтверждение или опровержение своей точки зрения и в целом – выход на качественно новый уровень осмысления стихов в результате интегрирования представленных позиций.

    Усвоение опыта идет в процессе поиска, оно сопряжено с эмоционально-личностным отношением, в результате опыт нравственных, эстетических и других переживаний тоже усваивается ребенком. Отсюда следует последний этап – рефлексия-самоанализ.

    Дифференцированное домашнее задание поможет закрепить как теоретическую так практическую значимость полученных знаний на уроке.


    Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

    Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

    Тип урока: изучение новых знаний.

    Содержимое разработки

    Образовательная: ввести понятия социальные нормы, социальный контроль

    Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

    Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

    Тип урока: изучение новых знаний.

    Проверка домашнего задания.

    1. Словарь терминов: - социальные группы - стратификация - мобильность

    - дифференциация - социальный статус - социальная роль

    - ролевой набор - конфликт - социальный конфликт

    3. Тестовое задание. 1. К социальной сфере жизни общества относится институт:

    1. производства 2. государства 3. религии 4. семьи

    2. В процессе социализации индивид осваивает социальные: 1. профессии 2. статусы 3. роли 4. позиции

    3. К малой социальной группе относятся 1. интеллигенция 2. преподаватели 3. выпускники школ 4. семья

    4. Развод супругов – это пример: 1. этнического конфликта 2. межличностного 3. культурного 4. политич.

    5. Субъект конфликта: 1. результаты конфликта 2. участники 3. ситуация ведущая к конфликту

    6. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах:

    А. Одним из условий возникновения соц. Конфликта могут стать различия в ценностях

    Б. Соц. конфликт всегда ведет к негативным последствиям.

    Ответы: 1-4, 2- 3, 3-4, 4-2, 5- 2, 6-А

    4. Раздаточный материал.

    2. Установите соответствие:

    СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ ВИДЫ СТАТУСОВ

    1. русский А) достигаемый

    2. люмпен Б) предписанный

    3. командир полка

    5. профессор вуза

    3. Укажите любые три фактора, влияющие на социальную мобильность. (профессия, образование, новые условия жизни)

    4. Раскройте на двух примерах связь социальных статусов и ролей. (от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных программой; деятельность руководителя предприятия связана с ответственным решением).

    5. Ответ у доски. Социальные группы и виды социальных групп с примерами.

    7. Вспомним: причины, стадии и способы решения конфликтов. – у доски

    Пример конфликта со всеми его стадиями.

    Учитель: На прошлых занятиях мы с вами начали разговор о социальной сфере жизни общества. Мы говорили о структуре общества, о группах и слоях, затрагивали проблему места человека в обществе. Сегодня мы продолжаем разговор о социальной сфере жизни общества.

    Цель: На этом уроке мы попытаемся определить, что такое социальные нормы, их признаки и виды, и социальный контроль.

    Подберите синонимы к слову нормы.

    Актуализация. Все социальные нормы связаны между собой. В далекой древности жизнь людей регулировалась моральными нормами. С развитием человеческого общества, с появлением государства часть моральных норм превратилась в право.

    - Сравните мораль и право. Укажите общие и отличительные признаки.

    Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

    Право – совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством и обеспечиваемых их принудительной силой.

    -? Делаем вывод: каково назначение социальных норм в обществе?

    Учитель: как вы думаете, почему человек, который был гораздо беспомощнее многих животных, сумел выжить?

    Ученики должны ответить, что главным преимуществом людей являлась совместная деятельность.

    Учитель: должен указать, что в обществе человека характеризуют деятельность, осуществляемая в виде действий и поведение, которое осуществляется через поступки.

    Учитель: чтобы выжить людям приходилось учиться отвечать на важные вопросы:

    Что следует делать? Что можно делать? Чего нельзя делать? Как нужно себя вести? Как себя вести не следует? Что в деятельности людей приемлемо? Что нежелательно? В ходе общения постепенно вырабатывались правила, получившие название норма. ? ? ?Давайте подумаем, какую роль нормы сыграли в обществе, какую роль они играют сегодня?

    Ученики: должны сказать, что нормы позволяют обществу существовать и развиваться, что нормы позволили людям налаживать взаимоотношения друг с другом.

    Учитель: записываем определение –

    Социальная норма – ( норма от лат. правило, образец) – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношение между людьми, общественную жизнь.

    (Ученики должны привести примеры из жизни общества.)

    Могут быть приведены следующие примеры: законы, которые существуют в обществе, правила дорожного движения, мораль, традиции обычаи. При этом учитель должен потребовать, чтобы были названы конкретные примеры (переход улицы на зеленый свет светофора и т.п.)

    Учитель существует множество самых разнообразных норм и просит учеников подумать над причиной этого разнообразия.

    Правосудие

    Для благополучия любого общества необходимо, чтобы все его члены при общении и любом другом взаимодействии соблюдали определенные правила – социальные нормы. Сегодня мы подробно поговорим о том, что они собой представляют, какими бывают, какие функции выполняют и какие сферы жизни общества регулируют.

    Что такое социальные нормы?

    Социальные нормы – это общепринятые и общепризнанные правила поведения, действующие в определённом обществе. Их основная задача заключается в том, чтобы обеспечивать устойчивое и стабильное существование этого общества. Как правило, совокупность действующих социальных норм представляет собой достаточно слаженную систему, отдельные элементы которой взаимно обусловлены.

    Суть социальных норм заключается преимущественно в том, что они определяют границы допустимого поведения. Кроме того, они в несколько меньшей мере диктуют, как должны вести себя люди, предписывают определённые формы поведения в той или иной ситуации. Благодаря им функционирование общества приобретает упорядоченный характер.

    Социальные нормы возникли тогда, когда люди начали объединяться в первые достаточно крупные сообщества. Тогда стало очевидно, что для нормального существования и выживания этих сообществ все их члены должны соблюдать определённые правила – общепризнанные и нередко обязательные. С тех пор социальные нормы являются неотъемлемым признаком любого общества.

    Виды и примеры социальных норм

    К социальным нормам относятся все общепринятые правила, регулирующие поведение внутри некоторого социума, независимо от его масштаба. Одни из них являются обязательными, другие – желательными, третьи – просто привычными или традиционными. Условно их можно разделить на несколько больших групп.

    1. Обычаи, традиции и ритуалы

    Это устойчивые формы поведения, которые не являются обязательными (или даже желательными), но соблюдаются многими членами общества в силу исторических причин.

    Обычаи. Это формы поведения, унаследованные от прошлых поколений. Иногда обычаи отождествляются с обрядами, но это неправильно, поскольку обычаи не подразумевают религиозной или мистической составляющей. Это просто общепринятые формы поведения, которые знает, понимает и поддерживает большинство членов общества. К примеру, известным обычаем является толока – форма массовой добровольной взаимопомощи при выполнении срочной тяжелой работы.

    Традиции. В отличие от обычаев, традиции не являются наследием прошлых поколений (хотя вполне могут так передаваться). Они формируются спонтанно и становятся частью культуры. Традиция может существовать даже внутри небольшой компании (например, традиция женщины после вступления в брак брать фамилию мужа).

    Ритуалы. Это особая форма обычаев, при соблюдении которых необходимо придерживаться неких строгих правил, иначе ритуал теряет смысл. Раньше ритуалы подразумевали религиозный или мистический смысл, но сегодня все они носят светский характер. В качестве примера можно привести задувание свечей на торте (есть два правила: количество свечей должно соответствовать возрасту, и задуть их нужно за один раз).

    2. Нормы морали

    Нормы морали – это формы поведения, считающиеся правильными и желательными в данном обществе. Интересно, что именно их обычно упоминают в первую очередь, объясняя, что такое социальные нормы. Они отражают общепринятое представление о добре и зле. Их нарушение обычно осуждается, хоть и не влечёт за собой каких-либо серьёзных санкций.

    Когда поведение человека оценивается с точки зрения норм морали, в расчёт принимаются не только действия, но и мотивы. Также для норм морали характерно, что большинство людей стремится соблюдать их и без стороннего контроля – благодаря наличию совести, чести и нравственности. К нормам морали относятся честность, справедливость, вежливость, взаимовыручка.

    3. Нормы права

    В эту группу входят правила, обязательные для соблюдения всеми членами общества. Они носят формальный характер, то есть, тщательно сформулированы и зафиксированы в письменной форме. Их несоблюдение подразумевает наказание, при этом система наказаний также прописана заранее, чтобы исключить неоднозначность и несправедливость при назначении санкций нарушителям. К нормам права относятся, например, налоговое законодательство, правила дорожного движения, закон об обязательной военной службе.

    4. Политические нормы

    Это правила, регулирующие взаимодействие элементов политической системы, а также определяющие приемлемые способы получения и удержания власти. Они представлены принципами (принципы демократии, свободы слова и совести), а также законодательно-правовыми актами, регулирующими политическую деятельность в стране (в этой части они тесно переплетаются с нормами права).

    5. Религиозные нормы

    Это совокупность правил, продиктованных определённой религией. Многие из них совпадают с нормами морали и права, также они часто бывают взаимосвязанными с обычаями, содержат определённые ритуалы. В теократических государствах они оказывают сильное влияние на правовые нормы либо даже выполняют их функции. В светских государствах верующие придерживаются их добровольно. Религиозные нормы могут быть непосредственно связаны с религией (например, воскресные посещения церкви) или регулировать области светской жизни (например, венчание).

    6. Эстетические нормы

    Это правила, определяющие, как выглядит мир вокруг нас. И их гораздо больше, чем можно себе представить. Эстетические нормы определяют архитектуру, дизайн автомобилей, требования к чистоте речи, моду, популярные стили музыки, кино и прочие формы искусства. Они очень быстро меняются, но к счастью, их несоблюдение не грозит слишком серьёзными последствиями.

    7. Корпоративные нормы

    Даже в небольших организациях со временем формируются определенные правила поведения. При этом некоторые из них могут быть просто популярными и естественными для многих сотрудников, другие же становятся обязательными и диктуются сверху. В крупных компаниях корпоративные нормы обычно имеют формальный характер и закреплены в письменной форме, а их соблюдение считается обязательным для всех сотрудников.

    Признаки социальных норм

    Многие люди неправильно понимают, что такое социальные нормы, думая, что это обязательно какие-то формальные правила, продиктованные сверху. На самом деле в это понятие входит широкий спектр правил и моделей поведения, которые обладают следующими свойствами:

    • являются общепринятыми в рамках определённого общества (даже если речь идёт о небольшой группе вроде спортивной команды или компании друзей);
    • действуют всегда;
    • влияют на общение и взаимодействие между членами общества;
    • требуют определённых волевых усилий для своего соблюдения;
    • являются исторически обусловленными;
    • соответствуют общему типу культуры данного общества.

    Функции социальных норм

    Мы можем даже не замечать этого, но социальные нормы регулируют все сферы жизни нашего общества. При этом можно выделить три основных функции, к которым сводятся механизмы их влияния:

    1. Регулятивная. Это, пожалуй, самая важная функция. Она заключается в регулировании взаимоотношений людей между собой, определении их обязательств и прав по отношению друг к другу, обозначении четких границ, которые нельзя переходить. Нормы, выполняющие данную функцию, могут относиться к одному из трёх видов:

    • дозволения – желательные, но не обязательные формы поведения (мытьё рук перед едой, скромность, вежливость, учтивость и прочее);
    • предписания – обязательные формы поведения (соблюдение законов, ношение одежды, уважение чужого личного пространства);
    • запреты – недопустимые или строго осуждаемые формы поведения (хамство, распускание сплетен, правонарушения).

    2. Социальная. Суть данной функции состоит в том, чтобы помочь человеку влиться в общество, обеспечив ему полноценную социальную жизнь.

    3. Оценочная. Данная функция заключается в формировании представлений о добре и зле. Человек не просто подчиняется общепринятым социальным нормам, он формирует на их основе собственную картину мира.

    Формы социальных норм

    Социальные нормы – это широкий спектр предписаний и правил. Одни из них распространяются на всё человечество, другие – на отдельные народы и социальные группы, третьи – на небольшие коллективы. Некоторые являются обязательными для соблюдения, другие – лишь желательными. Чтобы разобраться в этом разнообразии, их принято разделять на группы по нескольким принципам. Рассмотрим несколько таких классификаций.

    1. По способу закрепления

    Здесь имеется в виду то, как передаются и распространяются эти нормы. Одни из них являются общепринятыми, но не закреплены документально. Другие могут быть записаны в виде правил и предписаний, а третьи – обладать юридической силой. Но по данному пункту их принято делить всего на два вида:

    • устные (обычаи, моральные, эстетические и этические);
    • письменные (правовые, политические и корпоративные).

    Само собой, для некоторых норм это деление весьма условно. К примеру, религиозные или корпоративные нормы могут быть зафиксированы в письменном виде, но могут быть и устными.

    2. По масштабу распространения

    Как было отмечено выше, социальные нормы – это механизмы, регулирующие взаимодействие людей на разных уровнях. И по этим уровням их разделяют на 4 вида:

    • межличностные – нормы, действующие при личном взаимодействии между отдельными людьми;
    • групповые – нормы, действующие в пределах группы или коллектива;
    • национальные – нормы поведения для представителей определённой нации (например, уважение к государственным символам);
    • общечеловеческие – нормы и ценности, которые разделяют практически все люди планеты (например, уважительное отношение к старшим).

    Отдельно стоит отметить, что действие групповых норм может распространяться на небольшой коллектив или общность, а может и на социальную группу, включающую не связанных между собой людей.

    3. По обязательности исполнения

    По данному принципу социальные нормы делятся на два типа:

    • Формальные. Это нормы, которые закреплены нормативно-правовыми документами и обязательны для исполнения всегда или в определенных обстоятельствах. Их несоблюдение, как правило, подразумевает наказание (например административная или уголовная ответственность) или иные санкции (выговор, увольнение с работы, проигрышная позиция в бракоразводном процессе).
    • Неформальные. Это нормы, которые не закреплены ни в каких документах. При этом человек сам решает, придерживаться ли их. Например, неформальными социальными нормами являются уважение к окружающим, честность и ответственность. Их игнорирование не приведёт к наказанию, но можно потерять друзей или лишиться уважения близких.

    Довольно часто формальные и неформальные нормы совпадают. Например, верность изначально является неформальной нормой. Но супружеская неверность может стать весомым фактором в бракоразводном процессе. Ложь также осуждается, но в обычной жизни не подразумевает ответственности. Однако ложь под присягой является уголовным преступлением и влечёт за собой серьёзную ответственность.

    Заключение

    Социальные нормы незримо присутствуют во всех сферах нашей жизни. Они определяют наше положение в обществе, задают тон общения с окружающими, регулируют наши отношения с близкими и посторонними людьми. Именно благодаря наличию социальных норм два совершенно незнакомых человека могут спокойно общаться, не боясь обидеть или разозлить друг друга неуместной фразой. Это всё происходит настолько естественно, что мы даже не замечаем, насколько сильно зависим от социальных норм. А между тем они существуют столько же, сколько существует человеческое общество, ведь без них оно просто не могло бы существовать.

    Читайте также: