Социальные и управленческие отношения в системе педагогических правоотношений кратко

Обновлено: 02.07.2024

В обществе существуют различные виды отношений: экономические, политические, моральные, религиозные, наиболее значимые из них требуют юридического закрепления, то есть создания правовых норм, регламентирующих поведение людей, вступивших в различные социальные связи.

В самом общем виде, правоотношения – это фактические общественные отношения, урегулированные нормами права. Становясь правовыми, образовательные отношения и отношения в сфере образования приобретают ряд определенных признаков и свойств. Во-первых, правоотношения в сфере образования возникают, изменяются и прекращаются только на основе правовых норм.

Речь идет не только о международных документах и внутригосударственных нормативных правовых актах различного уровня, которые закрепляют право человека и гражданина на образование. В правоотношении субъективные права, юридические обязанности и ответственность участников конкретизируются в договорах различного вида (например, договор об образовании, договор об оказании образовательных услуг, договор между учредителем и муниципальным образовательным учреждением и др.), которые, в свою очередь, являются одним из оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере образования.

Во-вторых, правоотношение в сфере образования – это, как минимум, двусторонняя связь между субъектами, выражающаяся во взаимном содействии и взаимном контроле. С точки зрения собственно образовательных отношений данная связь не может быть в полной мере равноправной, что обусловлено спецификой педагогических отношений. Педагогический работник и обучающийся заведомо находятся не в равных условиях.

Педагог имеет право требовать добросовестного отношения к учебе, выполнения обучающимся предъявляемых к нему требований, а обучающийся обязан их выполнять. Педагог также имеет право применять к обучающемуся меры педагогического воздействия, которые призваны обеспечить эффективность образовательного процесса в случае отсутствия мотивации к обучению у учащегося.

Следует также заметить, что образовательный процесс основан на принципе педагогического сотрудничества, предполагающего активное участие и заинтересованность во взаимодействии педагога и обучающегося, субъекты зависят друг от друга, так как добиться желаемого результата, а именно получения образования, они могут, только содействуя друг другу.

В-третьих, правоотношения в сфере образования носят волевой характер. Стороны должны проявить инициативу, для того чтобы достичь определенных ими целей. Например, каждый родитель решает, нужно ли его ребенку посещать детский сад, и, в случае необходимости, проходит процедуру устройства ребенка в дошкольное учреждение.

Впоследствии родители выбирают школу, в которой будет учиться их ребенок, или отдают предпочтение форме семейного образования. Несовершеннолетний, получивший основное общее образование, и лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, самостоятельно выбирают форму получения образования и форму обучения, определяются со специальностью/направлением обучения. Все это действия, требующие от сторон определенных интеллектуальных усилий и волевых действий.

Сам образовательный процесс предполагает активное участие обучающихся в достижении определенного уровня образования.В-четвертых, правоотношения в сфере образования всегда охраняются государством.Государство является третьей стороной в любом виде правоотношений, оно оказывает содействие сторонам в реализации их прав и обязанностей. Прежде всего, государство обеспечивает и защищает право человека и гражданина на образование, создает правовые, экономические и финансовые условия для свободного функционирования и развития системы образования.

Также участники правоотношения в сфере образования, в случае нарушения их прав или возникновения споров, имеют право обращаться в органы управления образовательной организацией, в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в органы местного самоуправления, в органы государственной власти субъектов Федерации, федеральные государственные органы и судебные органы за защитой своих прав и законных интересов.

В-пятых, правоотношения в сфере образования отличаются индивидуализированностью субъектов. Лицо, которое обладает определенными юридическими качествами (правоспособностью, дееспособностью), может стать участником правоотношения.

Причем для участников правоотношений в сфере образования этот набор качеств возникает благодаря различным обстоятельствам, поэтому для каждого субъекта существуют свои требования и условия существования в образовательном правоотношении.

Для каждой общественно-экономической формации общественные отношения исторически конкретны и специфичны. Среди общественных отношений каждой формации выделяют устойчивые, сравнительно длительно существующие отношения, выражающие коренные особенности данной формы собственности, и подвижные, динамические отношения, отражающие изменения, которые происходят в обществе, во взаимоотношении классов, в соотношении борющихся социальных сил и т. д.

В связи с усложнением и дифференциацией общественной жизни возникают новые отношения, связанные с различными, более специфическими видами деятельности людей – управленческой, научной, образовательной, художественной, технической, спортивной, просветительской и т. д.

Общественные отношения в сфере образования – отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении образовательных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей – являются предметом правового регулирования образовательным правом.

Право регулирует не все общественные отношения в сфере образования, а только те, которые отражают наиболее значимые интересы всех участников отношений (обучающихся, образовательных организаций, государства, гражданского общества, местных органов самоуправления) и другие отношения, представляющие общий интерес. По социологическим данным более 80 % отношений в сфере образования регулируются не правом, а другими социальными нормами. В педагогике недостаточно внимания уделяется педагогическим, образовательным отношениям. Принято различать следующие виды педагогических взаимодействий, а, следовательно, и отношений:

1) педагогические (отношения воспитателей и воспитанников);

2) взаимные (отношения воспитанников со взрослыми, сверстниками, младшими);

3) предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);

4) отношения к самому себе.

Понятие "педагогические отношения" частично совпадает с понятием "педагогический процесс". Педагогический процесс рассматривается как "совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на создание и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике".

В сфере образования все отношения создаются только с одной целью – обслуживать или обеспечивать педагогические отношения. Сфера образования включает следующие виды отношений, которые регулируются образовательным правом: образовательные – отношения по воспитанию и обучению (их называют ещё педагогические отношения); конституционные; трудовые; управленческие; имущественные; социальные; земельные; финансовые; семейные и др.

Перечисленные отношения составляют предмет правового регулирования образовательного законодательства. Изучение предмета правового регулирования позволяет понять, как улучшить структуру и качество законодательства.

Образовательные (педагогические) отношения – важнейшая категория образовательного права, включающая отношения воспитания и обучения. Они возникают между:

– образовательной организацией и обучающимся;

– человеком, занимающимся индивидуальной предпринимательской деятельностью, и обучающимся;

– организацией и работником по поводу обучения;

– родителями и обучающимся ребенком;

– родителями и образовательной организацией.

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различие в методах и способах юридического воздействия. Своеобразие педагогических отношений потребовало создание новой отрасли законодательства – образовательного для того, чтобы сделать законодательное регулирование эффективным.

Трудовые отношения возникают между образовательной организацией (работодателем) и работником.

Управленческие отношения – между образовательной организацией и органом государственного управления образованием, местным органом самоуправления.

Имущественные отношения – между работниками образовательных организаций, между работодателем и работником, между образовательными и другими организациями, гражданами.

Социальные отношения – между педагогическими работниками и государством, между обучающимися (их законными представителями) и государством по установлению социальных льгот, пособий, пенсий.

Необходимо различать отношения в сфере образования и образовательные отношения. По субъектам отношения в сфере образования делятся на следующие виды:

– между образовательной организацией и обучающимися;

– между органами управления образованием и образовательными организациями;

– между учредителем и образовательной организацией;

– между образовательной организацией и семьей, воспитывающей ребенка дошкольного и школьного возраста;

– между родителями и детьми по поводу обучения. Статья 17 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает такую форму, как семейное обучение. В этом случае педагогами ребенка могут быть сами родители;

– между органами государственного управления образованием разного уровня, например, федеральными и органами субъектов РФ;

– между органами представительной власти и образовательными организациями;

– между органами исполнительной власти и образовательными организациями;

– между органами судебной власти и образовательными организациями;

– между образовательными организациями;

– между педагогами, которые осуществляют индивидуальную педагогическую деятельность в соответствии со ст. 32 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", и обучающимися и др.

§ 2. Образовательные (педагогические) отношения

Образовательные (педагогические) отношения изучает педагогика, которая одновременно является и наукой, и искусством воспитания. Педагогика в нашей стране рассматривается как общественная наука, объединяющая данные всех естественных и общественных наук, связанных с формированием человека. Педагогика исследует законы развития образовательных общественных отношений (отношений по обучению и воспитанию), влияющих на социальное становление детей. Предметом педагогики являются объективные законы обучения и воспитания.

Многие ученые за рубежом считают, что образование как научная дисциплина в западной мысли еще не сформировалась и не фигурирует в перечне социальных наук. Никакого упоминания о ней как о науке нет ни в обзоре социальных наук Дюверже (1961 год), ни в перечне дисциплин Виста (1965 год), ни в определении Клауснера (1966 год) о сути изучения "тотальных обществ", ни во всеобъемлющем анализе наук, подготовленном Пиаже (1970 год) для ЮНЕСКО.

Одна из сложностей, по мнению Карлоса Э. Оливера, состоит в том, что образование является формализованным творением человеческого разума, а не естественно существующим феноменом как предметы других наук, например, социологии, экономики, антропологии, политологии. Отсюда – трудность нахождения для этой науки места в сводной картине знания.

Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII века английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

По другим определениям разных авторов педагогика:

– наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, и передачи социального опыта от педагога к ученику;

– наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности;

– наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л.В. Мардахаев);

– наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович);

– наука об образовании человека, т. е. о развитии его жизненного опыта (Новиков А.М. Основания педагогики);

– наука и одновременно отрасль человековедения, т. е. отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е.С. Рапацевич);

Образовательное отношение – это отношение, возникающее между обучающимися, образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с получением обучающимися дошкольного, общего и профессионального образования.

Субъектами правоотношений выступают обучающиеся лица, которые желают получить общее или профессиональное образование.

Образовательные учреждения – это учреждения, осуществляющие образовательную деятельность и имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности и имеющие государственную аккредитацию, т.е. имеющие право на выдачу дипломов государственного образца.

Педагогический работник – это лицо, имеющее высшее профессиональное образование и ведущее образовательную деятельность.

Образовательными отношения характеризуются следующими особенностями:

1. Правоотношения возникают на основе правоприменительного акта образовательного учреждения, которым лицо признается в качестве обучающегося этого учреждения

2. Образовательное правоотношение проявляется в том, что преподаватель осуществляет свою деятельность посредством передачи знаний и умений в ходе лекций, семинарских занятий и иных способов, предусмотренных образовательной программой

3. Образовательное отношение характеризуется особым объектом – совокупностью духовных благ, ради которых человек вступает в образовательное правоотношение. Эти блага – знания, навыки, способность совершать определенные действия на высоком профессиональном уровне и умения

4. Особенность объекта напрямую влияет на правовой статус обучающегося. Обучающийся в этом правоотношении выступает управомоченным лицом. Он имеет право на получение знаний, навыков и умений. Одновременно обучающийся выступает обязанным лицом. Он должен постоянно демонстрировать наличие у него наличие знаний, навыков и умений в соответствии с учебным планом. Эти знания, навыки и умения демонстрируются в ходе семинаров

5. В этом плане педагогические работники выступают в 2х ипостасях:

· Как специалист, передающий знания

· Как должностное лицо, осуществляющее функции аттестации обучающегося

6. В образовательных отношениях отсутствует материальная и иная ответственность за прекращение обучающимся занятий

2. Почему образовательное правоотношение не является образовательной услугой

В современной юридической литературе нередко можно встретить утверждения о том, что образовательные правоотношения являются образовательной услугой и права и обязанности субъектов этого правоотношения определяются гражданским законодательством.

· Во-первых, в этом правоотношении отсутствует принцип равенства, потому что преподаватель в этом правоотношении не равноправный партнер, а специалист, наделенный властными отношениями.

· Во-вторых, содержание образовательного отношения определяется не обучающимся, и не образовательным учреждением, а государственным образовательным стандартом и учреждение отступать от него не имеет права. Далее, аттестация как промежуточная, так и итоговая ведется по образовательному государственному стандарту.

· В-третьих, итоговая аттестация проводится государственной комиссией, которую возглавляет председатель, утверждений МинОбр на уровне ВУЗов, либо другим органом управления образования.

· В-четвертых, договор, на основании которого обучающийся, оплачивая стоимость обучения, выступает лишь юридическим фактом необходимым для заключения образовательного отношения.

Таким образом, эти особенности нам показывают, что образовательные отношения гражданскому праву не соответствуют и выступают особым видом правоотношений.

3. Образовательное право как самостоятельная отрасль системы российского права

Образовательное право представляет собой сложное системное образование. Состоит из отношений, образующих его основу, профиль. Кроме того в образовательное право входят комплексные институты – гражданского, трудового, семейного, финансового права и т.д.

Наличие норм и институтов других отраслей права присутствующих в образовательном праве не отменяет самостоятельного значения данной отрасли, поскольку нет ни одной отрасли, имеющей чистый предмет правового регулирования без присутствия норм других отраслей права. Например, гражданское право является наиболее уникальной отраслью права и имеет наиболее чистый предмет правового регулирования, тем не менее в нем присутствуют процессуальные нормы и нормы административного права. Поэтому наличие комплексных институтов в образовательном праве не лишает его права быть самостоятельной отраслью, тем более что образовательное право имеет свой уникальный метод правового регулирования, который выражается в следующих особенностях:

1. В образовательном праве отсутствуют недееспособные лица. Любой самый умственно отсталый ребенок является субъектом образовательных отношений, его все равно обучают элементарным навыкам поведения

2. В образовательном праве существует весьма низкий уровень наступления дееспособности. По общему правилу полная дееспособность в отраслях права с 18 лет, однако в образовательном праве дееспособность наступает с того момент как ребенок пошел в образовательное учреждение за получением знаний. Поэтому гражданско-правовая конструкция, когда за дееспособное лицо действуют опекуны или родители, в образовательном праве не действует.

3. Метода образовательного права характеризуется особенностью вступления в образовательные правоотношения. На уровне общего образования все лица, достигшие определенного возраста, не только имеют право, но и обязаны приступить к изучению школьной программы. Эта обязанность является всеобщей, доступной и бесплатной

Метод образовательного права характеризуется специфическими способами прекращения данного правоотношения. Обучающийся профессиональному образованию может покинуть образовательное учреждение в любой момент, не неся за это ответственность.

Таким образом, названное свидетельствует, что метод образовательного права характеризуется определенной спецификой, отличающееся

Следовательно, образовательное право, обладающее собственным предметом и отличным методом правового регулирования, является отдельной отраслью права. Однако эта отрасль находится в стадии становления. Не все юристы признают право данной отрасли быть самостоятельной отраслью права, что имеет определенные исторические предпосылки.

В условиях советского государства, когда образование было полностью бесплатным, все регулирование осуществлялось на уровне актов. Оно было лаконичным и пробельным, потому что споров между обучающимся и преподавателем не было.

В настоящее время система образования существенно расширилась, появилось платное образование, чтобы решать вопросы, связанные с решением проблем в данной сфере.

Решающим этапом на пути формирования образовательного права как новой отрасли права является подготовка и принятие образовательного кодекса. В настоящее время такой кодекс имеется во Франции и Белоруссии. В РФ пока что ведутся предпроектные исследования данного вопроса – нужен ли в России образовательный кодекс.

Первая попытка создания такого кодекса в России предпринималась в начале 21 века

Основы этого кодекса были закреплены в модельном кодексе об образовании, принятом Генеральной Ассамблеей стран-участников СНГ.

Одним из субъектов являются обучающиеся, в том числе и дети до 18 лет, которые обладают ограниченной дееспособностью.

Представителями детей являются их родители (лица, их заменяющие, которые за них реализуют права, но не все, например, право на жизнь, право на обучение и на собственную познавательную деятельность дети реализуют самостоятельно).

Отношения между субъектами носят властный характер, но власть выступает в основном в одной из ее форм – в форме авторитета.

Основным юридическим фактом, порождающим образовательные правоотношения является образовательный договор.

Процедура возникновения педагогических правоотношений:

Решение учредителя о создании образовательного учреждения.

Определяются финансовые, земельные, управленческие правоотношения.

Создается трудовой коллектив, заключатся трудовые договоры с педагогами.

Образовательное учреждение осуществляет набор обучающихся.

Элементы правоотношения:

Содержание. Различают, во-первых, юридическое, и во-вторых, фактическое содержание. Юридическое содержание – возможность определенных действий управомоченного лица и необходимость определенных действий обязанного лица. Фактическое содержание – сами эти действия, в которых реализуются права и обязанности сторон. Между юридическим и фактическим содержанием нет тождества. Юридическое содержание может быть более богатым, если оно включает в себя неопределенный ряд возможностей. Например, лицо после окончания школы имеет право поступления в ВУЗ. Перед ним большой выбор возможностей. Однако реально он может поступать на дневное обучение только в один ВУЗ. То есть, фактическое содержание включает только один из возможных вариантов реализации субъективного права, оно намного уже. Юридическое содержание правоотношений – составляют субъективные права и обязанности его участников. Субъективное право – мера возможного поведения; обязанность – мера должного поведения.

Виды обязанностей:

Постоянные – необходимо выполнять постоянно в процессе обучения.

Связанные с каким-то событием.

Которые выполняются по требованию управомоченного лица. Например, обязанность предоставить гражданину право на использование национального языка.

Пассивные – запрещены меры физического и психического насилия по отношению к обучающимся.

Активные – соблюдать устав ВУЗа, правила внутреннего распорядка и т. д.

Субъекты – участники правоотношения, которые выступают в качестве носителей субъективных прав и обязанностей. Субъектами являются физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства), юридические лица (российские и иностранные), государства и его органы.

Объекты – оказание и получение образовательных услуг. Виды образовательных правоотношений.

Виды образовательных правоотношений

По отраслевому признаку:

Международные и т. д.

В зависимости от конкретизации субъекта правоотношений:

Абсолютные – одному уполномоченному лицу (S1) противостоит неопределенный круг обязанных субъектов. Например, в гражданском праве – правоотношения собственности. В ОП – право на образование.

Относительные – те правоотношения, где конкретно, поименованы обе стороны (педагог и студент).

По характеру обязанностей:

Образовательные правоотношения активного типа.

Образовательные правоотношения пассивного типа (запрет взимания платы за перевод и т. д.).

По видам образовательных программ:

Образовательные отношения дошкольного образования.

Негосударственные (частные), учреждения общественных и религиозных организаций.

По виду типов образовательных учреждений (ч. 4 ст. 12↑)

Права и обязанности участников образовательного процесса

Правовой статус студента.

Правовой статус работников ВУЗа.

Правовой статус аспиранта, докторанта, соискателя и слушателя.

Студент – лицо, зачисленное в ВУЗ на обучение приказом ректора ВУЗа. Правовой статус включается в себя права, обязанности и ответственность.

Студент зачисляется в ВУЗ для обучения по образовательной программе высшего или среднего профессионального образования. Студенту бесплатно выдается студенческий билет и зачетная книжка.

Соблюдать устав ВУЗа.

Посещать все учебные занятия, предусмотренные соответствующими учебными планами.

Соблюдать учебную дисциплину, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные образовательными программами и учебными планами, своевременно сдавать зачеты и экзамены.

Соблюдать правила внутреннего распорядка университета и правила проживания в общежитии, бережно относиться к помещениям, оборудованию, к музейному и библиотечному фонду. Своевременно возвращаться полученное в пользование имущество университета.

Соблюдать правила техники безопасности при проведении практикумов и экспериментальных работ в лабораториях университета и в период учебной и производственной практик.

Соблюдать правила пожарной безопасности в корпусах и общежитиях университета.

Соблюдать нормы действующего законодательства РФ, а также общепризнанные нормы поведения в обществе.

Право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. На обучение в пределах этих образовательных стандартах по индивидуальным учебным планам.

Право на ускоренный курс обучения.

Право на участие в управление университетом.

Право получать знания соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры.

Право осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в университете в соответствии с договором между студентом и университетом, а также дисциплины, преподаваемые в других ВУЗах (по согласованию между их руководителями).

Право бесплатно пользоваться услугами информационных фондов, лабораторий, спортивных сооружений и т. д. в пределах, установленных учебными планами, а за их пределами – на платной основе.

Право принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, в конференциях, в симпозиумах, представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях университета.

Право на получение дополнительных, в том числе платных образовательных услуг.

Право на льготы социального характера в соответствии с действующим законодательством.

Право обжаловать распоряжения и приказы администрации университета.

Получать образование по военной специальности.

Право на уважение человеческого достоинства; на свободу совести, информации; на свободное выражение собственных мнений и убеждений (в пределах цензуры).

Для студентов-бюджетников – право на получение стипендии.

Для студентов-очников, нуждающихся в жилой площади, - право на место в общежитии (при наличии в университете соответствующего жилого фонда).

Принуждение студентов и других обучающихся вступать в общественные, общественно-политические организации, движения и партии, а также привлечение их к участию в агитационных компаниях и политических акциях не допускается.

За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом ВУЗа, правилами внутреннего распорядка к студенту может быть применено дисциплинарное взыскание вплоть до отчисления из университета.

Виды дисциплинарных взысканий:

Порядок наложения дисциплинарного взыскания:

Сроки: не позднее, чем через 1 месяц со дня обнаружения проступка, не позднее, чем через 6 месяцев со дня его совершения. Не считая, времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах.

Должна быть получена объяснительная в письменной форме, при отказе дать объяснения составляется акт.

Не допускается отчисление студентов во время каникул, болезни, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Административная ответственность.

Уголовная ответственность.

Имущественная ответственность.

Правовой статус работников образовательного учреждения.

Работники делятся на 5 групп:

Научно-педагогичеcкие работники: научные работники, ППС. К профессорско-преподавательскому составу относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.

К научным работникам относятся: главные (ведущие, старшие) научные сотрудники, научные сотрудники, младшие научные сотрудники. Замещение всех должностей научно-педагогических работников производится по трудовому договору, заключаемому на срок до 5 лет. При замещении должностей научно-педагогических работников, за исключением должностей декана и зав. кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор.

Права предусмотрены уставом ВУЗа, законодательством РФ и локальными актами ВУЗа:

Участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности университета.

Пользоваться услугами библиотек, информационных фондов, лечебных подразделений и т. д.

Обжаловать приказы и распоряжение администрации университета.

Избирать и быть избранными в ученый совет университета и ученый совет факультета.

Выбирать методы и средства обучения.

На защиту профессиональной чести и достоинства.

На повышение профессиональных знаний.

Вступать в профсоюзы, общественные организации.

Участвовать в забастовках.

На сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.

На дополнительный отпуск сроком до 1 года, через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.

Право на ежемесячную денежную компенсацию на обеспечение книгоиздательской продукции.

На удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск в 56 календарных дней.

Соблюдать устав университета, правила внутреннего распорядка.

Заниматься повышением своей квалификации.

Развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности, обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процесса.

Обязанность соблюдать требования трудового законодательства.

Обязанности более подробно излагаются в должностных инструкциях.

Учебная нагрузка – до 900 часов в учебном году. Увольнять педагогических работников по инициативе администрации в связи с сокращением штатов допускается только по окончании учебного года и с согласия профсоюзов.

Профессиональные квалификационные группы (ПКГ) – должности всех работников университета, объединенные в группы с учетом сферы деятельности на основе требований профессиональной подготовки и уровня квалификации. Всего 4 уровня:

Профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.

Требует наличие начально или среднего профессионального образования.

Должности работников, требующие наличия высшего профессионального образования.

Отдельные должности из числа ППС и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени или звания, а также это должности руководителей структурных подразделений, требующие наличия высшего профессионального образования.

Базовый оклад – минимальный размер оклада, фиксированный по соответствующим ПКГ без учета каких-либо компенсационных, стимулирующих выплат.

Повышающий коэффициент – число, умножаемое на базовый оклад.

Базовые оклады (кроме ППС и научных работников):

3000, 3300, 3600, 3900

Базовые оклады ППС и научных работников:

Для ассистента, преподавателя – 1

Старший преподаватель - 1,1

Доцент, доцент кандидат наук – 1,15

Доцент, кандидат наук – 1,2

Профессор кандидат наук – 1,3

В университете следующие виды выплат стимулирующего характера:

За интенсивность и хорошие результаты работы.

За качество выполненных работ.

За стаж непрерывной работы.

Премиальные выплаты по итогам работы.

В РФ реализуются следующие образовательные программы:

Общеобразовательные (основные и дополнительные).

Профессиональные (основные и дополнительные).

Тип и вид ОУ устанавливаются учредителем и изменяются по решению учредителя.

Вводится федеральный реестр документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях

Увеличивается срок обучения в дневной аспирантуре с 3 до 4 лет.

Адреса мест осуществления образовательной деятельности.

Сведения об образовательных программах.

По каждому филиалу оформляется отдельное приложение.

Прекращение действия лицензии происходит в случае ликвидации ОУ, научной организации или иной организации, в случае разделения, реорганизации.

Когда необходимо дополнить документ сведениями о филиалах.

Когда меняются адреса мест осуществления образовательной деятельности.

Когда меняются образовательные программы.

Изменяется местонахождение лицензиата.

Реорганизация лицензиата в форме преобразования.

Прекращается реализация каких-либо образовательных программ.

Переименование образовательных программ.

Временная лицензия сроком на один год выдается в случае, когда происходит реорганизация лицензиата в форме разделения или выделения.

Контроль за соблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий осуществления образовательно деятельности будет проводиться лицензирующим органом посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

По истечении одного года после предоставления лицензии лицензирующий орган проводит плановую выездную проверку. В случае выявления нарушений выдаются предписания об устранении выявленного нарушения. В нем устанавливается срок для исполнения, который не может превышать 6 месяцев, одновременно лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении. Ст. 19.20 КоАП. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении каждого лицензируемого вида деятельности.

Подтверждение соответствия качества образования требованиям стандарта.

Установление государственного статуса.

Положения об аккредитации утверждаются Правительством РФ. Проведению государственной аккредитации предшествует проведение образовательным учреждением или научной организацией самообследования по правилам, установленным федеральным органом исполнительной власти.

При аккредитации ОУ проводится аккредитационная экспертиза двух видов:

Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников по заявленным образовательным программам и генеральным государственным стандартам.

Экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения за исключением МГУ, СПГУ и Федеральных университетов (5).

В состав комиссии включаются эксперты, которые должны иметь высшее образовательное образование, стаж в 3 года, а также состоять в реестре экспертов.

Срок для принятия решения не должен превышать 105 дней. ОУ или научной организации, прошедшим государственную аккредитацию, выдается свидетельство о государственной аккредитации. Его срок действия составляет 6 лет для ОУ начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, научной организации и 12 лет для иного образовательного учреждения.

Свидетельство имеет приложение. Также может быть выдано временное свидетельство сроком на 1 год.

Свидетельство переоформляется в случае реорганизации. В случае утраты выдается дубликат. ОУ или научная организация могут быть полностью лишены государственной аккредитации в случае:

если аннулируется лицензия.

если имеет место неоднократное нарушение законодательство РФ в области образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов государственного образца об образовании.

В случае лишения лицензии снова подать заявление можно только через 1 год. Помимо государственной может проводиться общественная или общественно-профессиональная аккредитация, и такая аккредитация не влечет никаких финансовых обязательств со стороны государства.

Лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, которые выданы до вступления в силу указанного закона сохраняют свою силу до истечения указанного в них срока.

Одним из субъектов являются обучающиеся, в том числе и дети до 18 лет, которые обладают ограниченной дееспособностью.

Представителями детей являются их родители (лица, их заменяющие, которые за них реализуют права, но не все, например, право на жизнь, право на обучение и на собственную познавательную деятельность дети реализуют самостоятельно).

Отношения между субъектами носят властный характер, но власть выступает в основном в одной из ее форм – в форме авторитета.

Основным юридическим фактом, порождающим образовательные правоотношения является образовательный договор.

Процедура возникновения педагогических правоотношений:

Решение учредителя о создании образовательного учреждения.

Определяются финансовые, земельные, управленческие правоотношения.

Создается трудовой коллектив, заключатся трудовые договоры с педагогами.

Образовательное учреждение осуществляет набор обучающихся.

Элементы правоотношения:

Содержание. Различают, во-первых, юридическое, и во-вторых, фактическое содержание. Юридическое содержание – возможность определенных действий управомоченного лица и необходимость определенных действий обязанного лица. Фактическое содержание – сами эти действия, в которых реализуются права и обязанности сторон. Между юридическим и фактическим содержанием нет тождества. Юридическое содержание может быть более богатым, если оно включает в себя неопределенный ряд возможностей. Например, лицо после окончания школы имеет право поступления в ВУЗ. Перед ним большой выбор возможностей. Однако реально он может поступать на дневное обучение только в один ВУЗ. То есть, фактическое содержание включает только один из возможных вариантов реализации субъективного права, оно намного уже. Юридическое содержание правоотношений – составляют субъективные права и обязанности его участников. Субъективное право – мера возможного поведения; обязанность – мера должного поведения.

Виды обязанностей:

Постоянные – необходимо выполнять постоянно в процессе обучения.

Связанные с каким-то событием.

Которые выполняются по требованию управомоченного лица. Например, обязанность предоставить гражданину право на использование национального языка.

Пассивные – запрещены меры физического и психического насилия по отношению к обучающимся.

Активные – соблюдать устав ВУЗа, правила внутреннего распорядка и т. д.

Субъекты – участники правоотношения, которые выступают в качестве носителей субъективных прав и обязанностей. Субъектами являются физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства), юридические лица (российские и иностранные), государства и его органы.

Объекты – оказание и получение образовательных услуг. Виды образовательных правоотношений.

Виды образовательных правоотношений

По отраслевому признаку:

Международные и т. д.

В зависимости от конкретизации субъекта правоотношений:

Абсолютные – одному уполномоченному лицу (S1) противостоит неопределенный круг обязанных субъектов. Например, в гражданском праве – правоотношения собственности. В ОП – право на образование.

Относительные – те правоотношения, где конкретно, поименованы обе стороны (педагог и студент).

По характеру обязанностей:

Образовательные правоотношения активного типа.

Образовательные правоотношения пассивного типа (запрет взимания платы за перевод и т. д.).

По видам образовательных программ:

Образовательные отношения дошкольного образования.

Негосударственные (частные), учреждения общественных и религиозных организаций.

По виду типов образовательных учреждений (ч. 4 ст. 12↑)

Права и обязанности участников образовательного процесса

Правовой статус студента.

Правовой статус работников ВУЗа.

Правовой статус аспиранта, докторанта, соискателя и слушателя.

Студент – лицо, зачисленное в ВУЗ на обучение приказом ректора ВУЗа. Правовой статус включается в себя права, обязанности и ответственность.

Студент зачисляется в ВУЗ для обучения по образовательной программе высшего или среднего профессионального образования. Студенту бесплатно выдается студенческий билет и зачетная книжка.

Соблюдать устав ВУЗа.

Посещать все учебные занятия, предусмотренные соответствующими учебными планами.

Соблюдать учебную дисциплину, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные образовательными программами и учебными планами, своевременно сдавать зачеты и экзамены.

Соблюдать правила внутреннего распорядка университета и правила проживания в общежитии, бережно относиться к помещениям, оборудованию, к музейному и библиотечному фонду. Своевременно возвращаться полученное в пользование имущество университета.

Соблюдать правила техники безопасности при проведении практикумов и экспериментальных работ в лабораториях университета и в период учебной и производственной практик.

Соблюдать правила пожарной безопасности в корпусах и общежитиях университета.

Соблюдать нормы действующего законодательства РФ, а также общепризнанные нормы поведения в обществе.

Право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. На обучение в пределах этих образовательных стандартах по индивидуальным учебным планам.

Право на ускоренный курс обучения.

Право на участие в управление университетом.

Право получать знания соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры.

Право осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в университете в соответствии с договором между студентом и университетом, а также дисциплины, преподаваемые в других ВУЗах (по согласованию между их руководителями).

Право бесплатно пользоваться услугами информационных фондов, лабораторий, спортивных сооружений и т. д. в пределах, установленных учебными планами, а за их пределами – на платной основе.

Право принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, в конференциях, в симпозиумах, представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях университета.

Право на получение дополнительных, в том числе платных образовательных услуг.

Право на льготы социального характера в соответствии с действующим законодательством.

Право обжаловать распоряжения и приказы администрации университета.

Получать образование по военной специальности.

Право на уважение человеческого достоинства; на свободу совести, информации; на свободное выражение собственных мнений и убеждений (в пределах цензуры).

Для студентов-бюджетников – право на получение стипендии.

Для студентов-очников, нуждающихся в жилой площади, - право на место в общежитии (при наличии в университете соответствующего жилого фонда).

Принуждение студентов и других обучающихся вступать в общественные, общественно-политические организации, движения и партии, а также привлечение их к участию в агитационных компаниях и политических акциях не допускается.

За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом ВУЗа, правилами внутреннего распорядка к студенту может быть применено дисциплинарное взыскание вплоть до отчисления из университета.

Виды дисциплинарных взысканий:

Порядок наложения дисциплинарного взыскания:

Сроки: не позднее, чем через 1 месяц со дня обнаружения проступка, не позднее, чем через 6 месяцев со дня его совершения. Не считая, времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах.

Должна быть получена объяснительная в письменной форме, при отказе дать объяснения составляется акт.

Не допускается отчисление студентов во время каникул, болезни, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Административная ответственность.

Уголовная ответственность.

Имущественная ответственность.

Правовой статус работников образовательного учреждения.

Работники делятся на 5 групп:

Научно-педагогичеcкие работники: научные работники, ППС. К профессорско-преподавательскому составу относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.

К научным работникам относятся: главные (ведущие, старшие) научные сотрудники, научные сотрудники, младшие научные сотрудники. Замещение всех должностей научно-педагогических работников производится по трудовому договору, заключаемому на срок до 5 лет. При замещении должностей научно-педагогических работников, за исключением должностей декана и зав. кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор.

Права предусмотрены уставом ВУЗа, законодательством РФ и локальными актами ВУЗа:

Участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности университета.

Пользоваться услугами библиотек, информационных фондов, лечебных подразделений и т. д.

Обжаловать приказы и распоряжение администрации университета.

Избирать и быть избранными в ученый совет университета и ученый совет факультета.

Выбирать методы и средства обучения.

На защиту профессиональной чести и достоинства.

На повышение профессиональных знаний.

Вступать в профсоюзы, общественные организации.

Участвовать в забастовках.

На сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.

На дополнительный отпуск сроком до 1 года, через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.

Право на ежемесячную денежную компенсацию на обеспечение книгоиздательской продукции.

На удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск в 56 календарных дней.

Соблюдать устав университета, правила внутреннего распорядка.

Заниматься повышением своей квалификации.

Развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности, обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процесса.

Обязанность соблюдать требования трудового законодательства.

Обязанности более подробно излагаются в должностных инструкциях.

Учебная нагрузка – до 900 часов в учебном году. Увольнять педагогических работников по инициативе администрации в связи с сокращением штатов допускается только по окончании учебного года и с согласия профсоюзов.

Профессиональные квалификационные группы (ПКГ) – должности всех работников университета, объединенные в группы с учетом сферы деятельности на основе требований профессиональной подготовки и уровня квалификации. Всего 4 уровня:

Профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.

Требует наличие начально или среднего профессионального образования.

Должности работников, требующие наличия высшего профессионального образования.

Отдельные должности из числа ППС и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени или звания, а также это должности руководителей структурных подразделений, требующие наличия высшего профессионального образования.

Базовый оклад – минимальный размер оклада, фиксированный по соответствующим ПКГ без учета каких-либо компенсационных, стимулирующих выплат.

Повышающий коэффициент – число, умножаемое на базовый оклад.

Базовые оклады (кроме ППС и научных работников):

3000, 3300, 3600, 3900

Базовые оклады ППС и научных работников:

Для ассистента, преподавателя – 1

Старший преподаватель - 1,1

Доцент, доцент кандидат наук – 1,15

Доцент, кандидат наук – 1,2

Профессор кандидат наук – 1,3

В университете следующие виды выплат стимулирующего характера:

За интенсивность и хорошие результаты работы.

За качество выполненных работ.

За стаж непрерывной работы.

Премиальные выплаты по итогам работы.

В РФ реализуются следующие образовательные программы:

Общеобразовательные (основные и дополнительные).

Профессиональные (основные и дополнительные).

Тип и вид ОУ устанавливаются учредителем и изменяются по решению учредителя.

Вводится федеральный реестр документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях

Увеличивается срок обучения в дневной аспирантуре с 3 до 4 лет.

Адреса мест осуществления образовательной деятельности.

Сведения об образовательных программах.

По каждому филиалу оформляется отдельное приложение.

Прекращение действия лицензии происходит в случае ликвидации ОУ, научной организации или иной организации, в случае разделения, реорганизации.

Когда необходимо дополнить документ сведениями о филиалах.

Когда меняются адреса мест осуществления образовательной деятельности.

Когда меняются образовательные программы.

Изменяется местонахождение лицензиата.

Реорганизация лицензиата в форме преобразования.

Прекращается реализация каких-либо образовательных программ.

Переименование образовательных программ.

Временная лицензия сроком на один год выдается в случае, когда происходит реорганизация лицензиата в форме разделения или выделения.

Контроль за соблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий осуществления образовательно деятельности будет проводиться лицензирующим органом посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

По истечении одного года после предоставления лицензии лицензирующий орган проводит плановую выездную проверку. В случае выявления нарушений выдаются предписания об устранении выявленного нарушения. В нем устанавливается срок для исполнения, который не может превышать 6 месяцев, одновременно лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении. Ст. 19.20 КоАП. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении каждого лицензируемого вида деятельности.

Подтверждение соответствия качества образования требованиям стандарта.

Установление государственного статуса.

Положения об аккредитации утверждаются Правительством РФ. Проведению государственной аккредитации предшествует проведение образовательным учреждением или научной организацией самообследования по правилам, установленным федеральным органом исполнительной власти.

При аккредитации ОУ проводится аккредитационная экспертиза двух видов:

Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников по заявленным образовательным программам и генеральным государственным стандартам.

Экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения за исключением МГУ, СПГУ и Федеральных университетов (5).

В состав комиссии включаются эксперты, которые должны иметь высшее образовательное образование, стаж в 3 года, а также состоять в реестре экспертов.

Срок для принятия решения не должен превышать 105 дней. ОУ или научной организации, прошедшим государственную аккредитацию, выдается свидетельство о государственной аккредитации. Его срок действия составляет 6 лет для ОУ начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, научной организации и 12 лет для иного образовательного учреждения.

Свидетельство имеет приложение. Также может быть выдано временное свидетельство сроком на 1 год.

Свидетельство переоформляется в случае реорганизации. В случае утраты выдается дубликат. ОУ или научная организация могут быть полностью лишены государственной аккредитации в случае:

если аннулируется лицензия.

если имеет место неоднократное нарушение законодательство РФ в области образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов государственного образца об образовании.

В случае лишения лицензии снова подать заявление можно только через 1 год. Помимо государственной может проводиться общественная или общественно-профессиональная аккредитация, и такая аккредитация не влечет никаких финансовых обязательств со стороны государства.

Лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, которые выданы до вступления в силу указанного закона сохраняют свою силу до истечения указанного в них срока.

Читайте также: