Мастер класс для педагогов школы проектная деятельность

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах применения технологии проектной деятельности в работе с детьми.

• Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме внедрение в педагогический процесс технологии проекта.

• Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

• Развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.

Ход мастер=класса

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.

Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний, на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Вместе с тем, известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Включение экспериментальной деятельности в детские проекты дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

Сочетание проектной и экспериментальной деятельности позволяет развить у детей познавательную активность, интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулировать их к получению новых знаний, расширить кругозор, развить личностные качества. Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит, познает и делает сам. Процесс увлекает ребенка, и он приобретает навыки планирования, контроля своей деятельности, прогнозирования ее результатов.

Мною ведется целенаправленная работа по организации детского проектирования познавательно–исследовательской деятельности дошкольников.

А сейчас, я предлагаю познакомится с этими методами поближе:

1. Теоретическая часть.

Итак, что же такое проект?

В ДО, проект – это специально организованный воспитателем, и, самостоятельно выполняемый воспитанниками, комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и, завершающихся созданием творческого продукта.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Они представлены на слайде.

• Проблема (выбор темы, целеполагание, выдвижение гипотезы)

• Проектирование проекта (разработку совместного плана действий по достижению цели)

• Поиск информации практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума.

• Презентация (итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет)

1. Игра да-нет 1П. (Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых. В ходе этой игры вырабатывается стратегия поиска. Использовать игру можно как для отдыха, так и для создания интригующей ситуации)

-У меня для вас волшебная коробочка, в ней находится вещество, с которым мы имеем дело каждый день. Вы задаете вопросы, я отвечаю да или нет.

- Да, это соль. Соль присутствует в жизни каждого человека. У всех дома есть соль, можем без нее не приготовить обед? А хотите ли вы узнать, использует ли человек соль в других целях можно ли использовать ее для опытов и творчества.

Гипотеза: предположим, что человек использует соль в разных назначениях, соль – интересный материал для творчества и опытов.

Модель трёх вопросов

ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ?

КАК УЗНАЕМ ОБ ЭТОМ?

Содержание, то что дети уже знают

План (тема проекта)

Источники новых знаний, т. е. средства.

В своей работе с детьми я использую схемы-символы сбора информации.

3. провести эксперименты с солью,

4. создать творческие работы с использованием соли.

• лепка из соленого теста

• рисование солью по акварели,

Я предлагаю вам сделать то, что мы запланировали

А я покажу какие интересные эксперименты провели мы.

Полученные знания об использовании соли во время гололедицы мы можем проверить, проведя опыт: с 1 группой.

Разложите ледяные фигурки на подносе, и пипеткой или чайной ложкой капайте на них солевые растворы.

Что происходит: Когда натрий в соли вступает в контакт со льдом, происходит реакция с выделением тепла, что заставляет лед таять. Именно поэтому в гололед улицы посыпают смесью песка и соли.

Убедиться в том что соль можно использовать для создания творческих работ, нам поможет эксперимент со 2 группой

Ваша задача смешать по 1л муки и 1л соли, 3л воды, добавить краситель. Перемешать сделать рисунок.

Продукты проекта : коллажи, творческие работы, знания.

Мы рассчитываем, что благодаря предлагаемому проекту, педагоги смогут освоить новую технологию - метод проекта, что позволит изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

В конце своего выступления я хочу предложить вам составит синквейн Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк

правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

на тему детский проект.

Организация проектной деятельности в работе с родителями Приоритетное направление моей педагогической деятельности с 2010 года в ДОУ - «Проектная деятельность в работе с родителями и детьми с экологическим.

Я предлагаю вам универсальную игру "Да-нетку". Я загадаю нечто, а вы попытаетесь найти ответ, задавая мне вопросы. На ваши вопросы я могу ответить только словами “да” и “нет”. Внимание! Здесь лежит предмет, имеющий некоторое отношение к геометрии и очень любим детьми. Ваши вопросы. (Это яблоко, оно имеет форму шара, и очень любимо детьми.)

(Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых. В ходе этой игры вырабатывается стратегия поиска. Использовать игру можно на любом уроке, как для отдыха, так и для создания интригующей ситуации.)

Обменяемся яблоками – и у каждого из нас останется по яблоку;

обменяемся идеями – и у каждого из нас будет по две идеи. (Т.А. Эдисон)

3. Знакомство с новым материалом

Слайд 1. (Приложение 1) Перед вами слово ПРОЕКТ. Какие ассоциации у вас возникают со словом ПРОЕКТ (музыка НЕ кочегары мы не плотники…)

Слайд 2. У нас это тема занятия “Проект как один из методов формирования ключевых компетенций обучающихся”

Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели образования личности?”

Я тоже задавала себе эти вопросы, пока не прочитала одну китайскую притчу. Она гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”.

Эта китайская пословица может служить эпиграфом к проектному методу обучения.

Слайд 3. Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, книгу, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Слайд 4. Используя проектный метод в течение 5 лет с поддержкой средств ИКТ, я увидела большие преимущества перед традиционной методикой.

  • Прежде всего, данная технология позволяет формировать ключевые компетенции обучающихся.
  • положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.
  • Метод проектов нашел применение на уроках информатики, математики,
  • Во внеклассной работе во время занятий кружков.

А теперь остановимся на этапах работы над проектом:

Слайд 5. 1 этап – мотивационный.

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить обучающиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

Слайд 6. 2 этап – планирующе-подготовительный.

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, уч-ся делятся на группы.

Слайд 7. 3 этап. Информационно- операционный

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

Слайд 8. 4 этап. Рефлексивно-оценочный.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Слайд 9. Работа над проектами будет продолжена, но уже сейчас можно говорить об эффективности этого метода.

Опыт нашёл поддержку и заинтересовал коллег:

  • по данной теме были выступления на педсоветах в школе, на заседании методического объединения для учителей школы и района;
  • проводились открытые уроки в рамках районного МО;
  • обобщен опыт работы на базе областного ИУУ г.Орла (мастер-класс и 2 открытых урока);
  • Участие во Всероссийском конкурсе “Фестиваль педагогических идей”(публикация урока информатики на сайте ИД “Первое сентября” в 2009 г.)

Кому от реализации моего проекта станет лучше?

Я уверена, вы согласитесь со мной, что в первую очередь:

10 слайд. Ученикам. Они учатся:

  • применять знания в измененной и новой ситуации;
  • демонстрировать свою икт-компетентность;
  • осуществлять поиск партнеров для реализации совместных проектов;

Слайд 11. Родителям, у которых

  • формируется позитивное отношение к школе;
  • появляется удовлетворённость образовательными услугами школы.

Педагогическому сообществу учителей, т.к. они могут использовать мой опыт, как ресурс в своей работе, а также для профессионального развития и творческого роста.

Слайд 12. И, наконец, Государству.

Реализация проекта способствует формированию базовых компетентностей современного человека, как конечного результата работы школы, который предусмотрен новым стандартом.

Слайд 13. В настоящее время общество все больше и больше обеспокоено низким уровнем знаний школьников, как на этапе образования, так и на выходе из школы. Констатируется низкий интеллектуальный уровень, недостаток информационных знаний. Сейчас в Государстве актуальным является вопрос “Какими характеристиками должна обладать школа в 21 веке?”

Слайд 14. Президентом Российской Федерации были определены 5 пунктов президентской инициативы о проекте:

1.Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов

2.Поиск и поддержки талантливых детей.

3. Ключевая роль учителя.

4. Новые принципы работы школ.

5. Здоровье школьников.

4. Отработка полученных знаний на практике

А теперь я хотела бы привлечь вас к разработке проекта “Наша новая школа”, который возможно будет востребован. Наша работа будет построена следующим образом:

А) Распределение по группам.

У каждого из вас есть разноцветные яблоки. Я прошу вас разделиться на 3 группы по соответствующим цветам.

Слайды 15-17. Сформулируем цель, задачи, проблемы и ключевые направления для работы групп. Я теперь предлагаю поработать с раздаточным материалом. Рассмотрите предложенные материалы и постройте свой проект осуществления этих вопросов.

Составьте краткую аннотацию проекта, которая включает в себя: описание основных пяти направлений президентской инициативы. (Музыка)

Б) Остальным слушателям

Пока наши “ученики” разрабатывают проект, я хочу вам продемонстрировать учебные проекты учеников нашей школы. (Демонстрируются проекты уч-ся.)

5. Защита проектов

А теперь, я прошу “учеников” поделиться результатами своей работы и представить свой проект.

(выступления представителей групп)

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.

Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.

А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.

Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив. Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу.

Я думаю, что мы с вами начали строительство, хотя пока только на бумаге, своего храма – это “Школа”

6. Подведение итогов в виде синквейна

Наш методический урок близится к завершению. Но любой урок требует подведения итогов. Для осознания собственной деятельности предлагаю вам составить синквейн для слова ПРОЕКТ.

Слайд 18. Памятка для составления синквейна

Синквейн – (в переводе с франц. обозначает "пять") – это стихотворение из пяти строк, требующее синтеза информации в кратких выражениях.

Правила написания синквейнов:

Первая строка состоит из одного слова – существительного, идентифицирующего тему.

Вторая строка состоит из двух слов – прилагательных, уточняющих и поясняющих тему.

Третья строка образована тремя словами – глаголами, причастиями, которые описывают действия в рамках выбранной темы или качество действий.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, иллюстрирующая отношение автора синквейна к теме.

Последняя строка – это синоним или метафора, состоящая из одного слова, которое отражает смысл темы.

(Оглашают получившийся синквейн.)

Слайд 19. 7. Рефлексия

В начале занятия вы мне задавали вопросы, а я отвечала да или нет. А теперь поменяемся ролями и ответим на вопросы да или нет.

1. Были ли трудности в процессе разработки проекта?

2. Понятна ли вам была идея проекта?

3. Считаете ли Вы данную технологию перспективной в работе с обучающимися

Я думаю, что эпиграф сегодняшнего занятия сработал.

8. Заключительное слово


Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию проектно-исследовательской деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста.

2. Расширить знания педагогов о значении проектной деятельности в развитии младших школьников и методах её проведения.

3. Активизировать работу воспитателей в области проектно- исследовательской деятельности, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Ресурсы мастер-класса: раздаточный материал для работы в группах, интерактивная доска, презентация, памятки работы над проектом.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника не только знающего школьную программу, но и мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Формированию подобных навыков и способствует работа над проектами. Хочется отметить, что ребята с удовольствием занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Они с интересом наблюдают за тем, что происходит в окружающем мире, могут выдвигать порой фантастические гипотезы, находить ответы на свои вопросы. Причём область интересов обучающихся разнообразна: их интересуют физико- химические процессы, животный и растительный мир, происхождение вещей, цена минуты, искусство, психология. Важно поддерживать интерес детей и научить правильному подходу к этому творческому виду деятельности. Но, прежде всего, учитель сам должен понимать важность и необходимость проектно- исследовательской работы для достижения метапредметных результатов.

Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое для своей педагогической работы.

Предлагаю дополнить предложения и выяснить, для чего же нужна проектно-исследовательская деятельность в современной школе.

  • учит_____________________________________________________________________________________;
  • раскрывает________________________________________________________________________________;
  • повышает_________________________________________________________________________________;
  • помогает__________________________________________________________________________________;
  • развивает__________________________________________________________________________________.

Вывод: Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности? _________________

Проектная деятельность является частью самостоятельной творческой работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

И мы вместе попробуем составить Памятки работы над проектом. Это и будет результатом нашей с вами работы.

Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.

  • Что мне интересно больше всего? ___________________________________________________________________
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)? ___________________________________________________
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?________________
  • Какие школьные дисциплины увлекают меня больше других? ______________________________________
  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? ________________________________________
  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? ____________________________________________________

Подобные вопросы, как считает Е. Н. Кулик [1], можно предложить детям. А также обратить внимание ребят, что если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего проекта.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о выбранной теме. Для этого надо определить, какими методами можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Список доступных методов:
- подумать самостоятельно;
- посмотреть книги;
- спросить у других людей;
- познакомиться с кино - и телефильмами;
- обратиться к компьютеру; Интернету;
- понаблюдать;
- провести эксперимент и другие.

Обязательно надо указать автора, тему и руководителя проекта, а также следующие аспекты[4]:
- Формулировка постановки проблемы
- Актуальность и значимость работы
- Объект и предмет исследования
- Цель работы
- Задачи исследования
- Гипотезы
- Методы и способы исследования
- Результат исследования

Собраны все сведения, проведены все наблюдения. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное, рассказать об этом людям.

Нужно верить в то, что достигнешь намеченной цели. Стремиться к ней, невзирая на трудности. Верить в себя!

Я выделила 6 шагов проектно-исследовательской деятельности. Памятки №5 и №6 вы видите перед собой. Памятки №1, №2, №3 и №4 надо будет составить вам, работая в группах. Соответственно нам нужно объединиться в 4 группы и каждая разработает одну памятку. (Приложение2)

Пункты

Варианты

Кратко о поставленной цели проекта и способах ее достижения

Кратко о дальнейших шагах по теме проекта

Кратко о ходе работы над проектом:

«Считаю, что данный проект может быть использован: 1…………………..
2…………………..
3……………………
«В ходе работы над проектом я:
1. Получил (а) новые знания …..
2. Создал (а) новые творения в виде: …………………
3. Определил(а) новые проблемы (задачи):…………

Благодарность за внимание к выступлению

Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность обучающегося, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью.

ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Благодарю всех присутствующих за активное участие, мне очень приятно было с вами работать. Свои работы вы можете забрать на память.

В ходе реализации исследовательского метода на уроках и во внеклассной деятельности младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации проектно-исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной форме формировать УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

Тема проекта: _______________________________________________________________________________________.

Актуальность и значимость работы: _____________________________________________________________________ .

Цель работы: ________________________________________________________________________________________.

Задачи исследования: ________________________________________________________________________________.

Тему выбрать несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой, поэзией, астрономией, историей, спортом, искусством ,музыкой и т.д.)
- Чем, чаще всего я занимаюсь в свободное время?
- По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
- Если что такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего проекта.

Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная, не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов:
- предположим;
- допустим;
- возможно;
- что если.

Актуальность и значимость работы: Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Он влияет на состояние детей, их поведение, создаёт творческую атмосферу. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Поэтому, знания о цветовых предпочтениях школьников могут помочь создать правильное цветовое окружение для них в школе и дома. Зная секреты влияния цвета на настроение, можно будет снимать усталость, стимулировать обучение.

Цель работы: изучение влияния цвета на настроение учащихся и особенности воздействия цвета на работоспособность и поведение учащихся;

Задачи исследования:
- Изучить любимые цвета школьников. Исследовать, с какими чувствами и эмоциями ассоциируются у школьника разные цвета.
- Разобраться, как с помощью цвета можно улучшить успеваемость.
- Разработать рекомендации по созданию цветового окружения для школьника.

Гипотезы:
- Цвет настроения школьника определяется его любимым цветом.
- Цветовая гамма может регулировать настроение школьника и влиять на его поведение, успеваемость и желание учиться.

Продукт исследования: Составление рекомендации по созданию благоприятного цветового окружения для школьника.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о выбранной теме. Для этого надо определить, какими методами можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Список доступных методов:
- подумать самостоятельно;
- посмотреть книги;
- спросить у других людей;
- познакомиться с кино - и телефильмами;
- обратиться к компьютеру; Интернету;
- понаблюдать;
- провести эксперимент.

Собраны все сведения, проведены все наблюдения. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное, рассказать об этом людям.

Нужно верить в то, что достигнешь намеченной цели. Стремиться к ней, невзирая на трудности. Верить в себя!

Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).

Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в материалы проекта или выносятся в приложения.

Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути. Самое главное – надо верить, что достигнешь намеченной цели. Стремиться к ней, невзирая на трудности. Верить в себя, в то, что ты – настоящий исследователь!

Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.

Похожие публикации


© 2014-2022, Всероссийский интернет-портал "Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация"

О проекте • Школьные олимпиады и интернет конкурсы для детей
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons С указанием авторства 4.0 Всемирная.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителю необходимо постоянно учиться, Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс. Фактор "взаимо" здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта.



МАСТЕР-КЛАСС УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Подготовили и провели учителя начальных классов

Тарасевич Наталья Михайловна

Шилова Наталья Викторовна

Проектная деятельность как инструмент учителя

Учителю необходимо постоянно учиться, Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс. Фактор "взаимо" здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта.

УЧАСТНИКИ МАСТЕР-КЛАССА:

Педагогический коллектив гимназии

Форма работы над проектом: групповая, практикум.

ТИП ПРОЕКТА:

По количеству участников - коллективный

По месту проведения - внеурочный

По продолжительности - краткосрочный (1 час)

По теме – свободный.

Проектная деятельность как инструмент учителя

Освоение навыков работы по методу проектов, изучение и создание участниками документов и шаблонов для применения метода проектов в процессе обучения.

Главная цель проектной деятельности — подготовка обучаемых к жизни в демократическом, правовом обществе с экономикой свободного предпринимательства и конкуренции, к борьбе за существование в нем в процессе проектной деятельности учащихся.

Тогда возникает вопрос: Как учить и воспитывать? Поиск ответа на этот вопрос выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной и воспитывающей деятельностью. Метод-сердцевина учебного процесса, связывающее звено между запроектированной целью и конечным результатом.

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир. Именно проектная деятельность учащихся и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем. Ведь метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни. Следовательно, включить обучающихся в процессы преобразования социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия на основе социальных практик можно путём организации проектной деятельности.

А что такое проект?

Проект – это план, замысел, над реализацией которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

Вступительное слово

Доклад о проектах

Деление на группы с помощью психогеометрического теста.

Характеристика личностных качеств участников (результаты психогеометрического теста)

Заполнение листа-рефлексии. Эмоциональное восприятие и психологический настрой.

Прогнозирование: По окончании семинара учителя будут: владеть методом проекта, разрабатывать проекты, смогут научить детей защищать проекты.

Ход мастер-класса

Вы получили массу информации, попробуем на практике применить полученные знания. Одна из форм работы над проектом – групповая. Распределение на группы учащихся - один из этапов работы. Чтобы у детей не возникло споров можно применить распределение по геометрическим фигурам. Мы предлагаем вам воспользоваться психогеометрическим тестом. При этом тест поможет настроиться на работу.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУПП И ЗАДАНИЙ.

Психогеометрический тест

Инструкция:

-Пред вами несколько фигур квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Выберите из них ту, которая первой привлекла вас. Какую бы фигуру Вы не выбрали, это Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Если Вашей основной формой оказался Квадрат, то вы – неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации.

Квадраты – коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Треугольник

Это форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Треугольник – это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

Прямоугольник

Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и поэтому заняты поиском лучшего положения.

Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно – значимость изменений для определенного человека. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

Наиболее характерные черты Прямоугольников – непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиля жизни.

Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди, их благополучие. Круг – самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.

Круги – самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Круги "болеют" за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то Вы, скорее всего истинный "правополушарный" мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят Вас численностью.

Итак, как и вашему ближайшему родственнику – Кругу, только еще в большей степени, Вам свойственна образованность, интуитивность, интегративность, мозаичность.

Значения выбора цвета.

Четыре основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый (1, 2, 3 и 4) особенно важны, так как они представляют собой фундаментальные психические потребности:

синий — потребность в покое и удовлетворении;

зеленый — в самоутверждении;

красный — в активности и успехе;

желтый — в ожидании и в ориентированном в будущее желании.

- Приступаем к работе над проектом.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ГРУППЕ

- Также важным этапом является распределение ролей в группе.

Для работы можно объединяться детям в группы по 4-5 человек. Мы с вами разобьемся по 10 человек. Необходимо выбрать руководителя. В работе над групповым проектом вам тоже придется разбивать детей на группы. Проект может быть и индивидуальным, и групповым. Мы должны учить детей общению, учить слушать друг друга, учить отстаивать свое собственное мнение, учить быть терпимыми. Обязательно перед работой напоминать правила работы в группе. Необходимо выполнить распределение ролей в проектной группе: руководитель, хронометрист, секретарь, генератор идей, критик.

Руководитель группы: несет ответственность за ход внутригрупповой работы, всегда готов взять инициативу на себя, отвечает за результат работы группы. Хронометрист: следит за соблюдением времени, контролирует рациональность использования времени. Секретарь: ведет необходимые записи, оформляет результаты работы. Генератор идей: высказывает идеи, предлагает различные способы решения проблемы. Критик: подвергает сомнению решения группы, находит препятствие на пути к цели. В то же время, вся группа ведет поиск информации, проводит исследования.

Сегодня на примере проектной деятельности мы решаем проблемный вопрос. Определяем цель.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

Ответ на вопрос: Нужна ли проектная деятельность как инструмент учителя?

- Мы попробуем ответить на этот вопрос.

Для решения этого вопроса или достижения цели нам необходимо поставить задачи и такие задачи вы будете решать в своих группах. Вы уже определили роли, теперь предлагаем руководителю каждой группы выбрать название группы, из предложенных нами. Каждая группа будет решать свою задачу, и это будет еще одна форма проекта - мини-проект группы.

Библиотека (Где данная проблема освещается, какие сферы общества заинтересованы, библиография).

Цель работы группы:

Сферы освещения данного вопроса. И выбрать, из предложенного списка литературу, которая поможет осветить данный вопрос.

Журналисты педагогических изданий (Интервью, вопросы, которые зададут и кому, анализ этих вопросов.

Цель работы группы: Составить вопросы для интервью. Кому бы задали эти вопросы? Пройти по группам и задать эти вопросы. После этого проанализировать их.

Педагоги-исследователи (Анкетирование, анализ анкет)

Цель работы группы:

Составить вопросы анкет, пройти по группам и задать их. После этого проанализировать.

Редакционная коллегия (Плакат-агитация, как привлечь внимание к данной проблеме)

Администрация, педагоги и родители (Ролевая игра, как решается проблема в школе).

Цель работы в группе:

Эта группа должна обыграть эту проблемную ситуацию распределив роли по названию групп и представить ее всему коллективу.

РАБОТА В ГРУППАХ.

- Время работы ограничено – 15 минут. Если группа заканчивает раньше, то можно взяться за руки и показать окончание работы. Эта форма организации стимулирует учащихся на работу в более быстром темпе, т.к. детям нравятся соревнования.

РЕФЛЕКСИЯ. ДЕМОНСТРАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ. ОТВЕТ НА ВОПРОС:

- Представляем следующий этап работы. Он является одним из самых важных.

Одна из рефлексивных методик "ЗАВЕРШИ ФРАЗУ"

(на стикерах, можно наклеить на большой лист) Яблоня, стикеры - яблочки

Для выявления результативности работы, раскрытия у педагогов сформированности определенного смысла о проектной деятельности предлагается завершить ряд фраз. Можно предложить участникам завершить следующие фразы:

-"Во время работы я приобрел…";

-"Работа заставила меня задуматься о…"

Символом нашей сегодняшней работы – является яблоко. Предлагаем вам на яблочках написать ответы на вопросы.

Один выступающий говорит от всей группы, другой - приклеивает все стикеры группы.

Яблоня, усыпанная плодами – есть продукт нашего проекта. Он привлекает внимание общественности к проблеме.

Занятия исследовательской деятельностью имеют свои “плюсы” и “минусы”.

К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности: рефлексивные, поисковые (исследовательские), коммуникативные, презентационные, навыки оценочной деятельности.

Негативные стороны исследовательской технологии:

неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;

сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя; риск неудачного окончания работы; повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя.

Занятие научно-исследовательской, проектной деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях.

Оборудование:

Цветные карточки с фигурами для групп

Задания для групп

Высказывания, афоризмы на листьях

Плакат с деревом, стикер

Плакат для группы

Список литературы (подборка литературы по данной теме)

Бумага для анкетирования и составления анкет(А-3), фломастеры.

Фигуры разной формы и цвета

Памятки, блок- схема (снежинка)

Можно сделать бейджики с ролями (руководитель, хронометрист, секретарь, генератор идей, критик)

Читайте также: