Социальное поведение школа кого

Обновлено: 02.07.2024

Цель программы: содействие подросткам в осознании себя как стратега собственной жизни на основе приобщения к общечеловеческим нравственным нормам.

Задачи:

1. Формировать у подростков социально одобряемые модели поведения на основе знаний, умений и навыков этического и правового поведения.

2. Формировать социально-ценностное отношение к нормам поведения, явлениям жизни и опыт правомерного и социально одобряемого поведения.

3. Развивать у подростков первичные умения анализировать различные социальные ситуации, предоставляющие возможность делать обоснованный выбор на основе здоровых установок и навыков ответственного поведения.

4. Совершенствовать у подростков навыки общения, повышать уверенности в себе, формировать навыки саморегуляции, на основе самопознания своих возможностей и ресурсов.

ВложениеРазмер
programma_shest_shagov_k_pobede.docx 76.09 КБ

Предварительный просмотр:

КГКОУ "Детский дом 22" Программа "Шесть шагов к победе"

Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 22"

на педагогическом совете Директор КГКОУ Детский дом 22

№ 1 от 16.10.2013г _____________Г.И. Егошина

Шесть шагов к победе.

Программа по формированию у подростков правомерного

и социально одобряемого поведения.

Петрушкевич Татьяна Павловна,

Панченко Ольга Александровна,

В современном российском обществе продолжает оставаться актуальной проблема употребления психоактивных веществ, а также безнадзорность и правонарушения в подростковой среде. Это превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать будущее, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.

Анализ состава детского контингента показывает, что в них больше половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности.

В нашем же детском доме одной из проблем является то, что воспитанники поступают в детский дом достаточно поздно, в 14- 16 лет, когда все негативные наклонности не просто сформированы, они постоянно подкреплялись асоциальным образом жизни (употребление алкогольных напитков, бродяжничество и т.д.). У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.

Социальное поведение - это действия человека по отношению к обществу, другим людям, окружающим его природе и вещам.

Социальные ценности и нормы - основополагающий фактор социального поведения. Под социальными ценностями понимаются наиболее общие представления о желаемом типе общества, целях, к которым должны стремиться люди, и методах их достижения. Ценности конкретизируются в социальных нормах. Как температура может свидетельствовать о здоровье и нездоровье организма, так и социальная норма и соответствие ее может характеризовать социальное здоровья. О социальном неблагополучии можно судить по отклонениям от социальных норм – этических, правовых, отклонений самого разного типа, включая агрессивное (нанесение физического и морального вреда другому), корыстные (незаконное присваивание не принадлежащего себе), социально-пассивные, выражающиеся в разных формах саморазрушающего поведения (алкоголизм, наркомания, самоубийство, сексуальная распущенность и проституция, они тоже имеют последствиями физического и духовного разрушения личности).

Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, группы. Это своего рода границы.

Социально-педагогическая профилактика и коррекция негативных форм поведения детей и подростков формируется на основе реальных проблем и жизненных коллизий детско-молодёжного контингента, а также профессионализма специалистов. Исходя из этого, в основу своей работы мы положили необходимость формирования отношения подростка к себе, как стратега собственной жизни на основе приобщения к общечеловеческим нравственным нормам, и в конечном итоге создание личностно-ориентированной модели поведения.

Сущностной характеристикой данной программы является направленность её на достижение позитивных изменений во всех сферах правосознания и поведения личности.

Программа по формированию у подростков социально одобряемых моделей поведения реализуется в условиях детского дома.

Особенность организации обучения:

Формирование навыков нормативного поведения должно опираться на прочный фундамент нравственных ориентиров личности. Поэтому приоритетное место должно быть отведено решению задачи раскрытия ценностей гуманистической этики и формированию у подростков нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других с позиции добра и зла, способствовать накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.

Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы.

Необходимо осуществлять прогнозирование отклоняющегося от нормы поведения подростков, т.е. разрабатывать модель поведения, в которой нашли отражение три вертикали: вчерашнее, сегодняшнее и будущее состояние и линия поведения подростка.

Цель программы: содействие подросткам в осознании себя как стратега собственной жизни на основе приобщения к общечеловеческим нравственным нормам.

1. Формировать у подростков социально одобряемые модели поведения на основе знаний, умений и навыков этического и правового поведения.

2. Формировать социально-ценностное отношение к нормам поведения, явлениям жизни и опыт правомерного и социально одобряемого поведения.

3. Развивать у подростков первичные умения анализировать различные социальные ситуации, предоставляющие возможность делать обоснованный выбор на основе здоровых установок и навыков ответственного поведения.

4. Совершенствовать у подростков навыки общения, повышать уверенности в себе, формировать навыки саморегуляции, на основе самопознания своих возможностей и ресурсов.

Категория и возраст обучающихся.

Данная программа рассчитана на подростков в возрасте 14-16 лет с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения; с нарушением эмоционально-волевой сферы; подвергшиеся различным формам физического и психического насилия.

Организационные условия проведения занятий.

Продолжительность программы – 32 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут, с группой детей до 12 человек.

Основные приемы обучения.

Игры, упражнения, ролевое моделирование, решение проблемных ситуаций,

подвижные игры, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, практические задания, творческие задания, оформление памяток.

Примерная структура занятия.

Структурно каждое занятие социального педагога включает три этапа.

Организационный - предназначен для мотивации подростков на предстоящую деятельность, организации их внимания, а также направлен на создание рабочей, безопасной атмосферы, объединение, сплочение группы.

Основной этап – включает в себя реализацию основного содержания занятия. На данном этапе предусматривается организация различных видов деятельности педагога и детей по развитию определенных навыков, умений.

Заключительный этап - направлен на закрепление знаний подростков, отработку навыков и умений в различных ситуациях, развитие рефлексивных умений, подведение итогов.

Подготовка к занятию имеет большое значение для успешной реализации поставленных на занятии задач, включает качественный отбор дидактических и игровых материалов, подготовку раздаточного материала и материалов для творческих заданий.

1.Сформированность стратегий и навыков адаптивного поведения, применение в повседневной жизни правомерного и социально одобряемого поведения.

2.Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и злоупотреблению ПАВ среди подростков детского дома.

3.Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, навыков правового поведения.

Способы определения результативности программы .

В связи с этим в ходе диагностического обследования выявляются: направленность личности, наличие этических и правовых знаний и представлений, изменение уровня сформированности у подростков нравственных качеств личности, изменение отношения подростков к себе и людям, к среде и воспитанию ( адекватность самооценки, требовательность к себе и другим), сформированность социально- правовых компетенций.

Формы и методы текущего контроля.

В ходе реализации программы используются следующие виды диагностики – входящая и итоговая с использованием тестовых заданий, опосника, беседы.

Данная программа представлена в виде шести разделов. Каждый раздел включает в себя занятия, объединённые одной тематикой.

Поговорите с ребенком о том, как он ведет себя в школе, с кем общается. Подскажите ему, какие роли у его одноклассников. Задайтесь вопросами, комфортно ли ребенку в его роли? Если нет, то как ее поменять, каким качествам стоит научиться?

Если вы будете знать об основных 10 ролях, то сможете подсказать детям правильные практики в общении и дать совет, как выстраивать отношения.

1. Лидер — одноклассник, который отличается ответственным поведением. Это дети, которые быстро организуют компанию, придумывают для каждого роль и занятие. Важно, что лидер — не тот, кто навязывает всем свое мнение, а тот кто хорошо чувствует чужие потребности. Он может создать в коллективе атмосферу спокойствия.

У него всегда есть группа поддержки. Но лидеру обязательно нужен чуткий взрослый, который его направляет. Если же учитель и родитель не способны обозначить для лидера границы, он может стать провокатором агрессии, конфликтов, стычек, группировок и соперничества.

2. Одиночка — человек, занимающий нейтральную позицию. Он не всегда одинок из-за того, что его не принимают в коллективе. Это может быть осознанным выбором. Ключевой фактор – его комфорт. В норме одиночка общается со всеми, но не строит сильных эмоциональных связей.

3. Эксперт — тот, к кому обращаются, если группе нужно что-то сделать или узнать. Он глубоко разбирается к теме и всегда на своей волне. Это удобная и выгодная роль, которой можно обучить практически любого ребенка. Вопрос в том, что его интересует: танцы, мифы Древней Греции или игра Among Us.

4. Переводчик или переговорщик — тот, кто скажет: “Петя на самом деле не хотел тебя обидеть”. Его ключевые черты — экстраверсия и подвешенный язык. Ему не нравятся конфликты, он посредник и может договориться с учителем или детьми из другой группы.

5. Шут — тот для кого невыносимы острые переживания. Способность шутить скрывает его чувство неловкости и снимает внутреннее напряжение. Шут зависим от того, одобряют ли окружающие его поведение.

Публика, привыкнув к выходкам шута, ждет от него именно такого поведения. Самое опасное, что изжить подобную репутацию практически невозможно.

6. Волшебник связывает группу с потусторонними силами и распространяет легенды. Он учит гадать на картах, общаться с духами. Волшебники находятся немного в стороне от основных групп, но на вечеринках могут быть в центре внимания, создавая дух секретности.

7. Протоколист все записывает, уточняет, помнит, знает. Это администратор или своеобразный бухгалтер. Его никто не трогает, с ним никто не ссорится. Такая роль, как и роль переговорщика, скорее идет от природы — педантичности трудно обучиться в школьном возрасте.

8. Козел отпущения — тот на ком отыгрываются. Если его нет — это прокол лидера. В большинстве случаев за его счет самоутверждаются остальные дети. Подростки еще не понимают, что возвышаться нужно, соревнуясь с собой, а не за счет унижения других.

9. Звезда снимается в рекламе, ведет блог или просто богата. Это яркие и красивые дети. Они любят быть в центре внимания, любят, чтобы ими восхищались. На них хотят быть похожи, другим нельзя их дискредитировать. Такого ребенка важно учить не выпадать из группы, а следовать ей.

10. Оппозиционный лидер – тот, кто скажет про лидера “Он ведет вас не туда” и возьмет на себя ответственность за коллектив. Это разделение лидерства может ни к чему не привести, а может быть причиной для стычки в классе: когда дети делятся на две части и воюют. Это нормальная война, если она не перерастает в травлю.

Всоциальное поведениеили социальное поведение - это набор действий индивидуума, направленных на общество в целом или на представителей одного и того же вида. Существуют разные теории об их происхождении, но исследователи в целом соглашаются, что они имеют как генетические, так и социальные компоненты.

Социальное поведение было темой интереса и актуальности практически с начала цивилизации. Такие мыслители, как Аристотель, считали, что понимание и улучшение социального поведения имеют основополагающее значение для возможности жить в гармонии. По этой причине первые философы размышляли о таких аспектах, как этика и политика, которые были не чем иным, как дисциплинами, посвященными улучшению поведения и сосуществованию людей.

Универсального определения того, что влечет за собой социальное поведение, не существует. Однако в большинстве случаев считается, что любое поведение, затрагивающее других людей или происходящее под влиянием общества, может попасть в эту категорию.

С другой стороны, считается, что для изучения социального поведения необходимо делать это в отношении норм и ценностей той культуры, в которой они возникают. Таким образом, социальное поведение считается уместным или неуместным в зависимости от контекста, и в этом смысле не существует универсальных законов.

Теория социального поведения

На протяжении всей истории развивались различные теории о природе социального поведения и его характеристиках. Здесь мы увидим некоторые из самых важных.

- Влияние общества

Теория социального влияния защищает идею о том, что, когда мы живем в обществе, мы неизбежно влияем на поведение других людей, и они влияют на наше. Это социальное влияние создается через различные явления, такие как убеждение, послушание, соответствие нормам и уважение к традициям.

Хотя социальное влияние может проявляться во многих формах, два наиболее распространенных типа - это информационное и нормативное влияние. В первом случае человек изменит свое поведение или образ мышления, потому что аргументы других убедили его. Напротив, во втором он изменит свои действия только так, чтобы не потерять одобрение группы.

- Классическое и оперантное кондиционирование

Классическая обусловленность - одна из основных сил социального влияния. Наше поведение сильно меняется, потому что мы бессознательно ассоциируем явления, которые на самом деле не связаны друг с другом. Это может по-разному изменить то, как мы действуем в обществе.

Например, постоянное знакомство с рекламой, сериалами и фильмами заставляет нас ассоциировать определенные элементы (такие как секс, деньги или общественное признание) с благополучием и счастьем. Это заставляет нас изменить свое социальное поведение, чтобы попытаться достичь результатов, которые, по нашему мнению, заставят нас чувствовать себя хорошо на основе увиденного.

С другой стороны, оперантное обусловливание также играет фундаментальную роль в формировании нашего социального поведения. Подкрепление и наказания, которые мы получаем от сверстников, имеют огромное влияние на наше поведение и образ мышления.

Фактически, было доказано, что такие наказания, как потеря одобрения или социальное неприятие, являются одними из тех, которые лучше всего вызывают изменения в людях. Таким образом, чтобы не быть отвергнутыми другими, мы склонны изменять свое поведение и действовать в соответствии с нормами общества, в котором мы живем.

- Социокультурное обучение

Одним из первых психологов, обратившихся к социальному поведению, был Лев Выготский. Этот автор сосредоточился на изучении обучения, осуществляемого детьми и подростками в результате их взаимодействия с окружающими их людьми.

- Заместительное обучение

Заместительное обучение - это процесс, который происходит при изменении поведения или мышления человека, когда он наблюдает за другим. Обычно это происходит путем имитации поведения модели, но может также происходить, когда человек наблюдает за последствиями действий другого человека.

Заместительное обучение может объяснить многие виды социального поведения, которым мы занимаемся. Они могли появиться при наблюдении за поведением наших основных моделей, таких как родители, родственники, учителя или ориентиры.

Типы социального поведения

Как мы уже видели, концепция поведения или социального поведения на протяжении всей истории имела большое значение для многих мыслителей. По этой причине существует множество различных классификаций для классификации всех существующих типов социального поведения.

Одна из наиболее известных классификаций - это классификация, которая разделяет поведение в соответствии с его отношением к нормам общества, в котором оно встречается. Далее мы подробно рассмотрим эту классификацию.

- Социальное или позитивное поведение

Позитивное или социальное поведение - это такое поведение, которое способствует нормам сосуществования, существующим в культуре, в которой они возникают. Примеры позитивного поведения: уступка места пожилым людям в общественном транспорте или поиск в обе стороны перед переходом дороги.

- Асоциальное поведение

Асоциальное поведение будет типичным для тех людей, которые избегают контактов с другими людьми и не следуют нормам своей культуры, но никоим образом не вмешиваются в жизнь других. Как правило, это происходит в тех случаях, когда человек изолирован и избегает участия в социальных контактах.

Например, человек, решивший жить в изолированном доме в деревне и выращивать себе еду, будет в основном проявлять асоциальное поведение.

- Парасоциальное или девиантное поведение

Парасоциальное поведение - это поведение, которое отвергает ценности и обычаи, присущие определенной культуре, но не причиняет вреда остальным ее членам. Такое поведение вызовет такие реакции, как отказ или дискомфорт по отношению к тем, кто его выполняет.

Например, в очень традиционном обществе гомосексуализм был бы разновидностью парасоциального поведения.

- Антисоциальное или оскорбительное поведение

Последний тип поведения будет прямым нападением на ценности и традиции общества, в котором он появляется. Подобное поведение идет вразрез с благополучием остальных жителей общества, за что они, как правило, будут наказаны очень сурово.

Как правило, большинство преступлений - это примеры антиобщественного поведения. Воровство или нападение на другого человека идет вразрез с обычаями и ценностями большинства развитых обществ, поэтому такое поведение будет решительно отвергнуто.

Нормы социального поведения

Одним из наиболее важных аспектов понимания социального поведения является понимание норм, которые регулируют его в различных контекстах. Каждая культура имеет ряд универсальных норм, а другие действительны только для определенной среды. Ниже мы увидим несколько примеров, чтобы прояснить эту концепцию.

Социальные нормы дома

Большинство семей руководствуются рядом неявных и явных норм, регулирующих поведение их членов. Хотя некоторые из них могут отличаться в зависимости от каждого случая, многие из них универсальны в пределах одной культуры.

Например, в восточных обществах дети очень уважают своих родителей и обычно ставят мнение старших выше своего собственного. Это то, что не происходит с такой интенсивностью в западном мире.

Социальные нормы на работе

Рабочая среда - это одна из тех условий, в которых больше социальных норм. В деловом мире существует множество ожиданий, которые необходимо оправдать, чтобы получить одобрение окружающих нас людей.

Например, в большинстве рабочих сред существует очень четкая иерархия, при которой лица, находящиеся ниже в ней, должны подчиняться мнениям, идеям и приказам своего начальства. Кроме того, обычно существуют очень строгие кодексы поведения, регулирующие такие аспекты, как одежда или часы, в которые необходимо работать, отдыхать или принимать пищу.

Публичные места

Поведение, которое считается приемлемым в общественных местах, сильно различается в зависимости от культуры. Например, в таких странах, как Испания или Колумбия, показывать привязанность на публике совершенно нормально; Но в других местах, таких как Восточная Европа или Азия, такая обычная вещь, как поцелуй двух людей на публике, считается поводом для скандала.

То же самое можно сказать и о многих других аспектах социального поведения в общественных местах. Таким образом, в каждой стране и в каждой культуре существуют разные правила относительно того, что уместно делать перед другими людьми.

Примеры социального поведения у людей

Многие из наших поступков полностью определяются нормами того общества, в котором мы находимся. Вот некоторые общие примеры:

- Примите мнение нашей группы друзей, чтобы не потерять их одобрение, если мы выступим против них.

- Не оставляйте работу, которая нам не нравится, потому что она дает нам высокий статус в глазах других.

- Изучите карьеру, потому что это то, что нам сказали делать.

- Уважайте пожилых людей и помогайте им в ситуациях, когда это возможно.

- После пандемии коронавируса ожидается, что поведение будет поддерживать расстояние между людьми 1-2 метра.


Социальное поведение — форма и способ проявления социальными акторами своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии.

Понятие социального поведения

Социальное поведение — это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.

Если абстрагироваться от чисто психологических факторов и рассуждать на социальном уровне, то поведение индивида определяется прежде всего социализацией. Тот минимум врожденных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени — от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.

Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества.

Функционалистское понимание социального поведения подвергалось ожесточенной критике со стороны прежде всего представителей социального бихевиоризма, считавших, что надо строить исследование поведенческих процессов на базе достижений современной психологии. Насколько психологические моменты действительно упускались из виду ролевой интерпретацией повеления, следует из того факта, что Н. Камерон попытайся обосновать идею ролевой детерминированности психических расстройств, полагая, что психическое заболевание — это неправильное исполнение своих социальных ролей и результат неспособности больного исполнять их так, как это нужно обществу. Бихевиористы утверждали, что во времена Э. Дюркгейма успехи психологии были незначительны и поэтому функционал истекая парадигма отвечала требованиям времени, но в XX в., когда психология достигла высокого уровня развития, нельзя игнорировать ее данных, рассматривая человеческое поведение.

Формы социального поведения человека

Люди по-разному ведут себя в той или иной социальной ситуации, в той или иной социальной среде. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют массовые столкновения. Эти различные действия акторов социального взаимодействия можно определить как социальное поведение. Следовательно, социальное поведение -это форма и способ проявления социальными акторами своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии. Поэтому социальное поведение можно рассматривать как качественную характеристику социального действия и взаимодействия.

В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям своего существования.

Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения — естественное и ритуальное, различия между которыми имеют принципиальный характер.

На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens (человека разумного) направлены такие формы социального поведения, как:

  • кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения — помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта;
  • родительское поведение — поведение родителей по отношению к потомству.

Агрессивное поведение представлено во всех своих проявлениях, как групповых, так и индивидуальных — начиная от вербальных оскорблений другого человека и заканчивая массовыми истреблениями во время войн.

Концепции человеческого поведения

Представления Фрейда основываются на том, что поведение индивида формируется в результате сложного взаимодействия уровней его личности. Таких уровней Фрейд выделяет три: низший уровень образуют бессознательные импульсы и побуждения, определяемые врожденными биологическими потребностями и комплексами, сформировавшимися под влиянием индивидуальной истории субъекта. Этот уровень Фрейд называет Оно (Ид), чтобы показать его отдельность от сознательного Я индивида, образующего второй уровень его психики. Сознательное Я включает в себя рациональное целеполагание и ответственность за свои действия. Высший уровень составляет Сверх-Я — то, что мы назвали бы результатом социализации. Это совокупность интериоризованных индивидом социальных норм и ценностей, оказывающая на него внутреннее давление с тем, чтобы вытеснить из сознания нежелательные для общества (запретные) импульсы и влечения и не дать им реализоваться. По мнению Фрейда, личность любого человека — это непрекращающаяся борьба Оно и Сверх-Я, расшатывающая психику и приводящая к неврозам. Индивидуальное поведение всецело обусловлено этой борьбой и полностью ею объясняется, поскольку представляет собой всего лишь ее символическое отражение. Такими символами могут быть образы сновидений, описки, оговорки, навязчивые состояния и страхи.

Концепция К. Г. Юнга расширяет и видоизменяет учение Фрейда, включая в сферу бессознательного не только индивидуальные комплексы и влечения, но и коллективное бессознательное — уровень общих для всех людей и народов ключевых образов — архетипов. В архетипах зафиксированы архаические страхи и ценностные представления, взаимодействие которых определяет поведение и мироощущение личности. Архетипические образы фигурируют в базисных повествованиях — народных сказках и преданиях, мифологии, эпосе — исторически конкретных обществ. Социально-регламентирующая роль таких повествований в традиционных обществах очень велика. Они содержат идеальные модели поведения, формирующие ролевые ожидания. Например, мужчина-воин должен вести себя, как Ахилл или Гектор, жена — как Пенелопа и т.д. Регулярные рецитации (ритуальные воспроизведения) архетииических повествований постоянно напоминают членам общества эти идеальные модели поведения.

Психоаналитическая концепция Адлера имеет в своей основе бессознательную волю к власти, которая, по его мнению, является врожденной структурой личности и определяет поведение. Особенно сильна она у тех, кто в силу тех или иных причин страдает комплексом неполноценности. В стремлении компенсировать свою неполноценность они способны достигать больших успехов.

Дальнейшее расщепление психоаналитического направления привело к возникновению множества школ, в дисциплинарном отношении занимающих пограничное положение между психологией, социальной философией, социологией. Подробно остановимся на творчестве Э. Фромма.

Иную трактовку предлагает бихевиоризм (Б. Скиннер, Дж. Хоманс), рассматривающий поведение как систему реакций на различные стимулы.

Идеи бихевиоризма в социологии разрабатывали Дж. и Дж. Болдуин, Дж. Хоманс.

Концепция Дж. иДж. Болдуин базируется на понятии подкрепления, заимствованном из психологического бихевиоризма. Подкрепление в социальном смысле — это вознаграждение, ценность которого определяется субъективными потребностями. Например, для голодного человека пиша выступает как подкрепление, но если человек сыт, она не является подкреплением.

Эффективность вознаграждения зависит от степени депривации у данного индивида. Поддепривацией понимается лишенность чего-то такого, в чем индивид испытывает постоянную потребность. Насколько субъект депривирован в каком-либо отношении, настолько его поведение зависит от данного подкрепления. От депривации не зависят так называемые генерализованные подкрепители (например, деньги), действующие на всех без исключения индивидов в силу того, что концентрируют в себе доступ сразу ко многим видам подкреплений.

Подкрепители разделяются на позитивные и негативные. Позитивные подкрепители — это все, что воспринимается субъектом как вознаграждение. Например, если определенный контакт с окружающей средой принес вознаграждение, велика вероятность того, что субъект будет стремиться повторить этот опыт. Негативные подкрепители — это факторы, определяющие поведение через отказ от какого-то опыта. Например, если субъект отказывает себе в каком-то удовольствии и экономит на этом деньги, а впоследствии извлекает выгоду из этой экономии, то данный опыт может послужить негативным подкрепителем и субъект станет поступать гак всегда.

Действие наказания противоположно подкреплению. Наказание есть опыт, вызывающий желание больше его не повторять. Наказание также может быть позитивным или негативным, но здесь по сравнению с подкреплением все перевернуто. Позитивное наказание — это наказание с помощью стимула подавления, например удара. Негативное наказание влияет на поведение через лишение чего-то ценного. Напри мер, лишение ребенка сладкого за обедом — типичное негативное наказание.

Формирование оперантных реакций имеет вероятностный характер. Однозначность характерна для реакций простейшего уровня, например ребенок плачет, требуя к себе внимания родителей, потому что родители всегда подходят к нему в таких случаях. Реакции взрослых гораздо сложнее. Например, человек, продающий газеты в вагонах электрички, далеко не в каждом вагоне находит покупателя, но из опыта знает, что покупатель в конечном счете найдется, и это заставляет его настойчиво ходить из вагона в вагон. В последнее десятилетие такой же вероятностный характер приняло получение заработной платы на некоторых российских предприятиях, но тем не менее люди продолжают ходить на работу, надеясь на ее получение.

Бихевиористская концепция обмена Хоманса появилась в середине XX в. Полемизируя с представителями многих направлений социологии, Хоманс утверждал, что социологическое объяснение поведения должно обязательно базироваться на психологическом подходе. В основе интерпретации исторических фактов также должен лежать психологический подход. Хоманс мотивирует это тем, что поведение всегда индивидуально, социология же оперирует категориями, приложимыми к группам и обществам, поэтому исследование поведения является прерогативой психологии, а социология в этом вопросе должна идти вслед за ней.

По мнению Хоманса, при изучении поведенческих реакций следует абстрагироваться от природы вызвавших эти реакции факторов: вызваны они воздействием окружающей физической среды или других людей. Социальное поведение — это всего лишь обмен имеющей какую-то социальную ценность деятельностью между людьми. Хоманс считает, что социальное поведение можно интерпретировать с помощью поведенческой парадигмы Скинне- ра, если дополнить ее представлением о взаимном характере стимулирования в отношениях между людьми. Отношения индивидов между собой всегда представляют собой взаимовыгодный обмен деятельностью, услугами, короче говоря, это взаимное использование подкреплений.

Теорию обмена Хоманс кратко сформулировал в нескольких постулатах:

  • постулат успеха — с наибольшей вероятностью воспроизводятся те действия, которые чаше всего встречают социальное одобрение;
  • постулат стимула — сходные стимулы, связанные с вознаграждением, с большой степенью вероятности вызывают сходное поведение;
  • постулат ценности — вероятность воспроизведения действия зависит от того, насколько ценным представляется человеку результат этого действия;
  • постулат депривапии — чем регулярнее вознаграждался поступок человека, тем меньше он ценит последующее вознаграждение;
  • двойной постулат агрессии-одобрения — отсутствие ожидаемого вознаграждения или неожиданное наказание делает вероятным агрессивное поведение, а неожиданное вознаграждение или отсутствие ожидаемого наказания приводит к повышению ценности вознаграждаемого поступка и способствует его более вероятному воспроизведению.

Важнейшими понятиями теории обмена являются:

  • цена поведения — то, во что обходится индивиду тот или иной поступок, — негативные последствия, вызванные прошлыми поступками. Говоря житейски, это расплата за прошлое;
  • выгода — возникает тогда, когда качество и размер вознаграждения превышают цену, в которую обходится данный поступок.

Таким образом, теория обмена изображает социальное поведение человека как рациональный поиск выгоды. Данная концепция выглядит упрощенной, и не удивительно, что она вызвала критику самых разных социологических направлений. Например, Парсонс, отстаивавший принципиальное различие между механизмами поведения людей и животных, критиковал Хоманса за неспособность его теории дать объяснение социальных фактов на основе психологических механизмов.

В своей теории обмена Я. Блау предпринял попытку своеобразного синтеза социального бихевиоризма и социологизма. Понимая ограниченность чисто бихевиористской интерпретации социального поведения, он поставил целью переход от уровня психологии к объяснению на этой основе существования социальных структур как особой реальности, несводимой к психологии. Концепция Блау представляет собой обогащенную теорию обмена, в которой вычленяются четыре последовательные стадии перехода от индивидуального обмена к социальным структурам: 1) ступень межличностного обмена; 2) ступень властно-статусной дифференциации; 3) ступень легитимации и организации; 4) ступень оппозиции и изменения.

Блау показывает, что начиная с уровня межличностного обмена обмен не всегда может быть равным. В тех случаях, когда индивиды не могут предложить друг другу достаточного вознаграждения, образовавшиеся между ними социальные связи тяготеют к распаду. В таких ситуациях возникают попытки укрепить распадающиеся связи иными способами — через принуждение, через поиск другого источника вознаграждения, через подчинение себя партнеру по обмену в порядке генерализованного кредита. Последний путь означает переход на ступень статусной дифференциации, когда группа лиц, способных дать требуемое вознаграждение, в статусном отношении становится более привилегированной, чем другие группы. В дальнейшем происходят легитимация и закрепление ситуации и выделение оппозиционных групп. Анализируя сложные социальные структуры, Блау выходит далеко за пределы парадигмы бихевиоризма. Он утверждает, что сложные структуры общества организуются вокруг социальных ценностей и норм, которые служат как бы опосредующим звеном между индивидами в процессе социального обмена. Благодаря такому звену возможен обмен вознаграждениями не только между индивидами, но и между индивидом и группой. Например, рассматривая феномен организованной благотворительности, Блау определяет, что отличает благотворительность как социальный институт от простой помощи богатого индивида более бедному. Отличие втом, что организованная благотворительность — это социально ориентированное поведение, в основе которого лежит стремление богатого индивида соответствовать нормам обеспеченного класса и разделять социальные ценности; через нормы и ценности устанавливается отношение обмена между жертвующим индивидом и социальной группой, к которой он принадлежит.

Блау выделяет четыре категории социальных ценностей, на основе которых возможен обмен:

  • партикуляристские ценности, объединяющие индивидов на почве межличностных отношений;
  • универсалистские ценности, выступающие как бы мерилом для оценки индивидуальных заслуг;
  • легитимный авторитет — система ценностей, обеспечивающая власть и привилегии какой-то категории людей по сравнению со всеми другими:
  • оппозиционные ценности — представления о необходимости социальных изменений, позволяющие оппозиции существовать на уровне социальных фактов, а не только на уровне межличностных отношений индивидуальных оппозиционеров.

Можно сказать, что теория обмена Блау представляет собой компромиссный вариант, сочетающий элементы теории Хоманса и социологизма в трактовке обмена вознаграждениями.

Ролевая концепция Дж. Мида представляет собой подход символического интеракционизма к изучению социального поведения. Ее название напоминает о функционалисте ком подходе: ее также называют ролевой. Мид рассматривает ролевое поведение как активность индивидов, взаимодействующих друг с другом в свободно принимаемых и проигрываемых ролях. Согласно Миду, ролевое взаимодействие индивидов требует от них способности ставить себя на место другого, оценивать себя с позиции другого.

Синтез теории обмена с символическим интеракционизмом также попытался осуществить П. Зингельман. Символический интср- акционизм имеет ряд точек пересечения с социальным бихевиоризмом и теориями обмена. Обе эти концепции делают акцент на активном взаимодействии индивидов и рассматривают свой предмет в микросоциологическом ракурсе. Согласно Зингельману, отношения межличностного обмена требуют умения поставить себя в положение другого, чтобы лучше понять его запросы и желания. Поэтому он считает, что есть основания для слияния обоих направлений в одно. Однако социальные бихевиористы критически отнеслись к появлению новой теории.

Читайте также: