Социально значимая деятельность в начальной школе

Обновлено: 19.05.2024

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России четко сформулирован национальный идеал: “высоконравственный, творческий, компетентный гражданин”. Неотъемлемым условием гражданского становления личности является ее осознанная гражданская активность. Сегодня подросток и тем более старшеклассник в состоянии взять на себя определенную долю ответственности за свое развитие и за изменение социальной ситуации в рамках своей школы, своего села. И педагог здесь нужен уже совсем в другом качестве - в роли опытного консультанта, а не администратора.

Образовательно-воспитательная программа “Я – гражданин России” позволяет школьникам, на основе приобретенных теоретических знаний, проявлять активную жизненную позицию. Так, например, проблема межнациональных отношений сегодня очень актуальна. Как научить ребенка жить в мире с собой, с окружающими, как научить его понять общемировое значение каждой нации?

Изучив, на уроках обществознания, принципы национальной политики РФ, главным из которых является принцип толерантности, важно, чтобы этот принцип для ребят стал не просто декларацией, а частью культуры, частью повседневной жизни. А это во многом сфера деятельности классного руководителя. В ходе реализации воспитательно-образовательной программы “Я-гражданин России”, проведении внеклассных мероприятий: классных часов, бесед, творческих работ происходит формирование толерантного отношения учащихся к окружающим их людям. Итогом работы в данном направлении является коллективное творческое дело. Так в начальной школе это был фестиваль национальных культур в лагере дневного пребывания. Первый день фестиваля был посвящен русской культуре. Ребята водили хоровод, рассказывали о быте русской семьи, оформляли сцену в стиле русской горницы, по правилам русского гостеприимства, победителей различных конкурсов приглашали на сцену и поили чаем.

На фестивале присутствовали представители местной власти, районной газеты, Красноармейского фонда социального страхования. Ход Фестиваля освещала районная газета “Степной маяк”.

Ключевым делом в основном и старшем звене стало общешкольная акция “Будь толерантен” - целенаправленное практическое действие, несущее образовательную и воспитательную смысловую нагрузку. Проводя акцию ребята исследовали проблему: проводили тестирование, анкетирование, классные часы, посвященные Дню толерантности, распространяли буклеты, которые содержали информацию по проблеме акции. Акция закончилась большим общешкольным праздником “Мы разные - и это здорово!”. Каждый класс представлял разные народы, их национальную культуру и кухню. Ребята готовили костюмы, танцы, стихи, газеты о своей национальности, национальные блюда. В ходе подготовки к проведению коллективных творческих дел учащиеся активно взаимодействовали с родителями, односельчанами, главой Большечерниговского поселения. Ларгиным В.В, районным музеем. Все это позволило ребятам приобрести определенный опыт психологически компетентного и толерантного взаимодействия.

В ходе реализации учебно-воспитательной программы “Я гражданин России” наша школа большое значение уделяет социальному проектированию. Именно данная форма работы позволяет соединить теоретические знания, практические навыки, умения, с формированием активной гражданской позиции. Одним из ярких примеров по включению подростков в социально-значимую деятельность является реализация социального проекта “Наши выборы. Время пришло!” Идея проекта родилась в связи с предстоящими выборами органов местного самоуправления Большечерниговского района. Анализ результатов выборов 2004 года показал, что процент явки на выборы был невысоким, но главное то, что из-за разброса мнений избирателей относительно кандидата на пост главы района, выборы проходили в два тура. А это потребовало дополнительных затрат. Определив цель проекта: привлечь внимание избирателей к выборам органов местного самоуправления Большечерниговского района, ребята приступили к его реализации. В ходе реализации проекта учащиеся осуществляли социальную практику: встречались с потенциальными партнерами, представителями территориальной избирательной комиссии, проводили социологические опросы, анкетирование, выпускали школьную газету, свои размышления о гражданской ответственности земляков опубликовали в районной газете “Степной маяк”, размещали в сети Интернет обращение к молодым избирателям, проводили дискотеки. В ходе этой деятельности школьники реализовывали знания в области права в конкретных жизненных ситуациях. Реализация проекта была направлена на развитие гражданского сознания школьников, их патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Именно выбор и направленность инициативы определял ценностное самосознание подростка как гражданина и общественного деятеля.

Здоровый образ жизни - одно из направлений образовательно - воспитательной программы “Я- гражданин России”. В ходе реализации тематической недели “Мы за здоровый образ жизни”, ребята проводят акцию “Сок-шоу”. В программе шоу конкурсы, загадки, аукцион, вкусные призы, акция “Обменяй сигарету на конфету”. Участники акции призывают окружающих отказаться от вредных привычек и пить натуральные соки.

Развитие и поддержка социально значимой деятельности часто реализуется в рамках школьных объединений. Моя практика работы в школе убедительно доказывает, что школьный музей способствует активному формированию гражданских качеств личности в урочной и внеурочной деятельности. Программа школьного музея “Память” отражает основные направления образовательно-воспитательной программы “Я- гражданин России”. В школе накоплен определенный позитивный опыт реализации гражданских инициатив и социального взаимодействия. Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет, который организует активное взаимодействие с социумом. На базе музея регулярно проходят встречи трех поколений, уроки мужества, встречи с Почетными гражданами района.

Большую роль в гражданском становлении личности играет переписка с учителями прошлых лет и выпускниками школы. В 2009 году в школу пришло письмо из далекой Украины. В нем были такие слова “…нас осталось в живых совсем немного и с каждым годом становится все меньше. Хочется, чтобы нынешнее поколение узнало о тех, кто учился в вашей школе в военные годы”. Ребят очень тронуло и заинтересовало это письмо. Они исследовали нить памяти, которую протянули выпускники огненных лет им, современному поколению. Члены совета музея организовали переписку, изучили рукописи директора школы тридцатых годов И.Ф Вяхирева. Огромную помощь оказали местные жители, выпускники школы сороковых годов, богатый материал ребята почерпнули из их личных архивов. Все это помогло собрать и систематизировать материал о жизни школы, учителей и выпускников огненных лет, который послужил основой для исследовательской работы “Друзей своих мы вспомнили, а кто-то вспомнит нас”. Представив работу на окружной научно-практической конференции, ребята стали победителями.

Осуществляя тесное взаимодействие с редакцией районной газеты “Степной Маяк”, старшеклассники вышли с инициативой в юбилейный для газеты год, исследовать становление “четвертой власти” в Большечерниговском районе. В течение учебного года ребята изучали архивные материалы Самарского Областного Государственного архива и Самарского Областного Государственного архива социально-политической истории. Огромную помощь ребятам оказали сотрудники архивов, с которыми велась переписка. Собранный материал лег в основу научно-исследовательской работы “У истоков становления “четвертой власти” в Большечерниговском районе”, которую ребята представили на окружной научно-практической конференции и тоже стали победителями.

Поисковая и исследовательская работа расширяет кругозор учащихся, учит общению, развивает любознательность, вызывает желание работать со справочниками и энциклопедиями, знать больше о стране, о своей малой родине, о людях, которые живут и работают рядом.

Ежегодно совместно с СТК РОСТО и Советом ветеранов войны ребята организуют торжественные проводы призывников, ведут переписку с теми, кто служит в рядах Российской армии, устраивают встречи с курсантами военных и морских учебных заведений.

Школьный музей осуществляет практическую связь школы с социумом, в результате которой ребята приобретают навыки социального взаимодействия. В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне ребята активно включились в областную акцию “Синий платочек”. Разработали свой проект “Добрые дела делаем вместе”. Проект стартовал в начале января, его итоги были подведены в мае. В ходе реализации проекта учащиеся тесно взаимодействовали с Советом ветеранов Великой Отечественной войны и правоохранительных органов (председатель Л.А.Воловецкая). Осуществляя операцию “Милосердие”, школьники помогают ветеранам в расчистке дворов, проводят генеральную уборку, ремонтируют заборы. Доброта, сопереживание, воспитанное в детях служит противостоянию жестокости.

Проводя акцию “Здесь живет ветеран”, ребята изготовили в школьной мастерской большие красные звезды и разместили их на доме каждого ветерана Великой Отечественной войны. Цель акции - привлечь внимание односельчан к людям, которые сохранили жизнь, счастье, благополучие грядущих поколений.

На каждом доме вдовы к 9 мая в ходе проведения акции “Вдовы Великой войны” появились красные гвоздики, как символ души, опаленной войной, как символ Победы. Ребята очень увлечены своей деятельностью, им нравится дарить людям радость и тепло. Сопутствующими стимулами при этом выступают “ситуации успеха” подростков, радость индивидуального и совместного творческого труда. Благодаря тому, что ребята вовлечены в социально- инициативную деятельность, происходит социальный рост детей, осознание своих возможностей и способностей. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социальной деятельности, участвуя в акциях, благотворительных концертах, социальных проектах, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации.

Осуществление социально-значимой деятельности является важным средством гражданского воспитания и социализации учащихся. Развиваются организаторские, творческие, коммуникативные способности, школьники познают мир. Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе самоуправления, во многом определяют социальные перспективы наших выпускников, их способность в дальнейшем участвовать в местном самоуправлении, и в управлении страной.

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме:

учитель начальных классов, воспитатель ГПД

Сегодня, в век компьютеризации мы часто не замечаем, что происходит

рядом с нами, в нашем городе, на нашей улице, в нашем доме. Порой, мы

даже не знаем, кто наши соседи. Часто мы остаемся равнодушными к чужому

горю и стараемся избегать ситуаций, где важно проявить заботу, активно

действовать и нести ответственность. Неслучайно стандарты нового поколения акцентируют внимание на «формировании у обучающихся

деятельности – социально преобразовательная. Социально значимая деятельность важна как для отдельной личности, так и для общества в целом, так как она обеспечивает:

  • привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам;
  • включение школьников в реальную практическую деятельность по разрешению этих проблем;
  • формирование социальных компетенций;

Цель выступления – показать эффективные формы организации социально значимой деятельности, выявить их особенности, проследить динамику и познакомить с некоторыми примерами из опыта работы.

Социально значимая деятельность – один из видов внеурочной деятельности, который позволяет формировать у детей такие ценности, как ответственность, доверие, милосердие, доброта, патриотизм, а также

устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

В своей практике выделяю три основные формы организации социально значимой деятельности:


Задача современной школы – обучение и подготовка к следующей ступени образования. Справедливо ли это утверждение? Отчасти. На практике круг задач намного шире. Когда речь идет о разностороннем развитии, на первый план выходят такие мероприятия, в которых ребенок может не только продемонстрировать свои знания, но и личные качества, способности. Поэтому такое внимание уделяется сегодня организации социально-значимых акций и проектов для учащихся.

Что это такое?

Есть несколько определений, но в целом смысл сводится к следующему: это последовательность действий, направленных на решение определенных социальных проблем и преобразование окружающей действительности. В современной школе это направление работы становится одним из приоритетных. Такая деятельность позволяет детям научиться справляться с различными ситуациями, включиться в работу по улучшению социальной ситуации.

Цель социально-значимой деятельности в школе:

совместная работа над проектом

Педагоги уверены, что участие в социальных проектах – действенный способ социализации и гражданского воспитания учащихся, возможность сформировать правильные ценностные установки не в теории, а на практике.

Развитие социально-значимой деятельности

Формирование социальной ответственности и самостоятельности важны и с педагогической, и с общественных позиций. Потенциал школы может эффективно использоваться для интеграции учащихся в социальную систему. Для этого необходимы:

  • поэтапное создание гуманистических нравственных ориентиров, начиная с младших классов;
  • постоянное взаимодействие воспитательной системы и ближайшего социального пространства;
  • деятельностные технологии, позволяющие ребенку принять непосредственное участие в решении проблем;
  • сотрудничество педагогов, учащихся, родителей.

Системность заключается в том, что социально-значимая деятельность, в которую вовлекаются школьники, осуществляется в течение всего учебного года. Может инициироваться педагогами или родителями, но проводимые мероприятия должны быть лично значимы для учеников.

Основные направления

Социально-значимая деятельность школьников на сегодняшний день довольно разнопланова. В течение года в школах реализуются десятки проектов, носящих социальную окраску. Однако можно выделить несколько традиционных направлений работы:

  • гражданско-патриотическое;
  • экологическое;
  • культурологическое;
  • благотворительное;
  • социологическое;
  • историческое;
  • здоровьесберегающее.

Часто в организации социальных практик используется формат волонтерского (добровольческого) движения. Сюда относятся:

  • оказание помощи и поддержки социально незащищенным группам населения;
  • благоустройство (озеленение) территорий;
  • работа с подшефными учреждениями (детские сады, детские дома, дома престарелых);
  • поддержание работы учреждений культуры, спорта;
  • проведение опросов общественного мнения.

удачный финал проекта

Рекомендации по организации социально-значимой деятельности

Обязательными условиями успешности данного направления в работе школы являются системность, регулярность, нормативное обеспечение, творческий подход, вовлеченность всех участников образовательного процесса. Организация социально значимой деятельности может сопровождаться следующими локальными положениями:

  • приказ руководителя (о назначении ответственных лиц);
  • план-график на текущий учебный год;
  • инструкции по соблюдению техники безопасности;
  • письменные заявления-согласия родителей учащихся.

Для работы формируется группа педагогов, определяющих тематические и временные блоки социально-значимой работы. Перед началом каждого из них школьников и их родителей знакомят с планом мероприятий. Довольно часто они проводятся в соревновательной форме, что увеличивает интерес со стороны участников. Обязательным является инструктаж детей перед началом каждого мероприятия. Также проводятся мониторинги, позволяющие определить мнение ребят и их родителей, выявить имеющиеся недостатки.

Социальные проекты в начальной школе

Социально-значимая деятельность играет важную роль в развитии школьников всех возрастов. Но первые шаги на этом поприще следует делать уже в младших классах.

В социальных инициативах учеников начальной школы проявляется их потребность в активной деятельности, самостоятельности, независимости, стремление к участию в жизни других. Поэтому так важно привлекать их добровольческому движению.

социальные проекты в начальной школе

Помимо возможности научиться делать правильный выбор и действовать, большое значение имеет групповой характер работы. Не зря говорят, что ничто не сближает лучше, чем совместный труд. Социальные проекты помогают ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми, брать на себя обязательства и выполнять их. В качестве направлений работы лучше выбирать те, которые касаются ближайшего окружения младшего школьника, чтобы обеспечить его интерес и вовлеченность.

Гражданско-патриотические проекты

Патриотическому воспитанию подрастающего поколения сейчас уделяется особое внимание. И это заметно отражается на организации социально-значимой деятельности современной школы. Формирование осознанной гражданской позиции, уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны – именно такие задачи отражены в Концепции духовно-нравственного воспитания. Для достижения этой цели необходимо сочетать просветительские (тематические беседы, классные часы) и практические (мероприятия, проекты, акции) методы. Среди возможных форм социально-значимой деятельности гражданско-патриотической направленности:

  • организация поисковых отрядов и работа в архивах;
  • этнографические экспедиции;
  • интервью с известными жителями города (области);
  • сбор материалов, оформление экспозиций школьного музея;
  • проведение краеведческих экскурсий;
  • встречи и организация адресной помощи ветеранам (боевых действий, труда);
  • участие в мероприятиях, посвященных дню Победы и другим знаковым датам;
  • уход за мемориальными памятниками;
  • организация военно-патриотических спортивных игр.

военно-патриотические проекты

Вовлечение школьников в практическую работу по изучению и охране природы – одна из наиболее эффективных форм экологического воспитания. В рамках социально-значимой деятельности по этому направлению происходит воспитание экологической культуры и формирование активной жизненной позиции.

Масштабность природоохранных акций, в которых участвуют школьники, может варьироваться от пришкольной территории до района, города и области. Это может быть:

  • уборка и вывоз мусора;
  • очистка парков, скверов, береговой зоны водоемов;
  • озеленение участков;
  • сбор макулатуры, пластика, утилизация батареек;
  • экономия воды и электроэнергии;
  • пропаганда осознанного отношения к окружающей среде (опросы, листовки, выступления).

уборка мусора

Волонтерское движение

Одна из популярных и востребованных форм социально-значимой деятельности. Волонтер – человек, который по собственному желанию в свободное время безвозмездно делает нечто полезное для окружающих. Он может не иметь специальных навыков, но готов учиться, помогать, делиться своим опытом с другими. Волонтерскому движение присущи:

  • бескорыстие;
  • добровольность;
  • полезность в социальном плане;
  • организованность;
  • вовлеченность участников.

Можно выделить несколько основных видов и направлений добровольческой деятельности:

  • взаимопомощь, поддержка разных социальных групп;
  • благотворительность;
  • участие в самоуправлении;
  • пропаганда и просвещение.

экологический десант

Благотворительные акции

Способность к эмпатии, умение сопереживать сегодня встречаются не так часто. Формирование этих качеств происходит в юном возрасте, поэтому так важно создать условия, в которых ребенок научится сочувствовать окружающим, оказывать помощь.

Благотворительные акции и проекты – одно из важнейших направлений социально-значимой деятельности. В них могут вовлекаться педагоги, школьники, их родители, а также представители благотворительных фондов, организаций, группы волонтеров. Обычно речь идет о помощи тем, кто в ней нуждается. Это могут быть пожилые люди, больные, малообеспеченные категории граждан, сироты, беженцы, пострадавшие от стихийных бедствий, животные и т. д.

благотворительная ярмарка

Традиционными сегодня становятся благотворительные школьные ярмарки, концерты, аукционы и марафоны, позволяющие собрать необходимые средства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Окружная открытая научно-практическая конференция

СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Абрамова Нина Михайловна

учитель обществознания

пос. Красный Строитель (ГБОУ СОШ пос. Красный Строитель, м.р. Челно-Вершинский Самарской области)

Неотъемлемым условием гражданского становления личности является ее осознанная гражданская активность. Сегодня подросток и тем более старшеклассник в состоянии взять на себя определенную долю ответственности за свое развитие и за изменение социальной ситуации в рамках своей школы, своего села.

Социально-значимая деятельность является одним из приоритетных направлений воспитательной работы в школе.

Целями социально-значимой деятельности являются: - формирование социальных компетенций на основе участия несовершеннолетних в социально-значимой деятельности; - приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий.

Эта деятельность осуществляется в каких-либо следующих областях:

В области помощи малозащищенным группам лиц и малообеспеченным лицам и семьям

Сохранении исторического наследия

Защите окружающей среды и др.

Часто понятие социально-значимой деятельности отождествляется с понятием добровольческой (волонтёрской) деятельности. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).

Виды деятельности волонтёров:

посадка цветов, газонов, кустов и деревьев;

помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодёжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы и другие;

благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;

просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности;

благотворительные концерты и театральные выступления;

экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

Возможные виды социально-значимой деятельности гражданско-патриотической направленности:

участие в волонтерских движениях

интервьюирование ветеранов войны и труда, интересных людей,

организация поисковых отрядов,

проведение социологических опросов,

работа в архивах,

сбор материала для пополнения фондов школьного музея,

создание школьных, классных сайтов, фильмов о городе,

патриотическая акция "Согреем сердца ветеранов", по оказанию адресной социальной помощи ветеранам и инвалидам ВОВ,

проектно – исследовательская деятельность.

Перечисленные выше виды деятельности – это определенный социальный опыт, в процессе которого обучающиеся выделяют социально-значимые проблемы, проектируют свою деятельность по их разрешению, овладевают коммуникативными навыками и социальными компетенциями.

Результатом патриотического воспитания ребёнка становится освоенный им опыт патриотической деятельности, характеризующий его как личность, совокупность чувств, переживаний, действий в сфере событий и явлений патриотической направленности.

В дальнейшем стабильная система переживаний, ярких эмоциональных реакций, чувство гордости, связанного с сопричастностью к делам своего народа, Отечества может стать для уч-ся пусковым механизмом, внутренней потребностью не просто включаться, но и самостоятельно организовывать деятельность, направленную на сохранение и приумножение традиций и достижений родного города и родной страны.

Наша школа многие годы занимается социально-значимой деятельностью по следующим направлениям:

Учащимися школы были реализованы такие социально-значимые проекты, как:

Ежегодно проводятся военно-патриотические акции:

Школьный музей способствует активному формированию гражданских качеств личности в урочной и внеурочной деятельности. Поисковая и исследовательская работа расширяет кругозор учащихся, учит общению, развивает любознательность, вызывает желание работать со справочниками и энциклопедиями, знать больше о стране, о своей малой родине, о людях, которые живут и работают рядом. В процессе подготовки материала для музея ребята также приобретают навыки социального взаимодействия.

Таким образом, осуществление социально-значимой деятельности является важным средством гражданского воспитания и социализации учащихся. Развиваются организаторские, творческие, коммуникативные способности, школьники познают мир. Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе самоуправления, во многом определяют социальные перспективы наших выпускников, их способность в дальнейшем участвовать в местном самоуправлении, и в управлении страной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мои воспитанники – обучающиеся начальных классов, но, несмотря на это принимают участие в социально-значимых мероприятиях, которые им посильны, которые приносят пользу им и окружающим.

Участие в социально-значимых мероприятиях воспитанников Ануфриевой С.Р.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города, села, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Мои воспитанники – обучающиеся начальных классов, но, несмотря на это принимают участие в социально-значимых мероприятиях, которые им посильны, которые приносят пользу им и окружающим.







Читайте также: