Социально педагогическое сопровождение в школе

Обновлено: 05.07.2024

Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий, необходимых для успешного воспитания, обучения, развития и социализации учащихся.

Цель и задачи социально-педагогического сопровождения обучающихся

Большое значение в современном образовательном процессе имеют вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся, их успешная социализация в обществе, а также создание комфортной и безопасной образовательной среды. С введением нового образовательного Стандарта, существенно изменилась ситуация в образовательных учреждения, в связи с чем возникла потребность введения социального педагога в качестве полноценного участника воспитательно-образовательного процесса.

Основная цель социально-педагогического сопровождения учащихся – создание благоприятных и комфортных социально-педагогических условий, способствующих комплексному и всестороннему развитию личности учащихся и их успешному обучению.

Достижение данной цели предусматривает последовательное решение следующих задач социально-педагогического сопровождения:

  1. Систематическое слежение за социально-педагогическим статусом каждого учащегося.
  2. Формирование у учащихся таких социально значимых навыков как самовоспитание, саморазвитие, самопознание и самоопределение.
  3. Создание необходимых социально-педагогических условий, направленных на оказание своевременной помощи учащимся, имеющим различные проблемы в обучении.

Значимость социально-педагогического сопровождения обучающихся

Организованное и систематическое социально-педагогическое сопровождение позволяет осуществлять мониторинг естественного развития учащихся, при этом опираться не только на возрастные закономерности развития детей и подростков, но и на их личностные достижения. Значимость личностных достижений состоит в том, что именно в них вложены определенные усилия учащегося, его стремление продвинуться вперед в собственном социальном развитии и становлении.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, социально-педагогическое сопровождение учащихся предполагает признание безусловной и безграничной ценности личности каждого ученика, ориентировку на приоритет её целей, потребностей и установок саморазвития.

Исходя из тех задач, которые стоят перед социальным педагогом, его деятельность должна быть высокопрофессиональной, необходимо постоянное совершенствование собственных профессиональных умений и навыков. От того насколько профессионально организована деятельность социального педагога зависит успешность реализуемой им социально-педагогической деятельности в целом.

Социально-педагогическая деятельность организуется в соответствии с заранее составленным планом. Планы должны быть четкими и целесообразными, учитывать возможные организационные и коррекционные проблемы и пути их решения.

Технология социально-педагогического сопровождения учащихся предусматривает обязательную разработку содержания, методов, средств и приемов воспитательно-образовательного процесса, направленного на своевременное выявление и использование субъектного опыта учащегося, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития. Траектория развития учащегося реализуется не только через учебные занятия, но и через внеурочную деятельность, организованную с учетом творческих способностей и личностных потребностей каждого учащегося.

Основные этапы социально-педагогического сопровождения обучающихся

Основными этапами социально-педагогического сопровождения являются:

Первый этап – организация и проведение диагностики, направленной на выявление исходного уровня педагогической подготовки и психологического состояния учащихся. Как показывает практика, в основном используются простые в применение методики, такие как анкетирование. Результаты, полученные в ходе диагностики, необходимы для последующего улучшения результатов воспитательной и образовательной деятельности, осуществляемой в рамках учебного заведения.

Третий этап – разработка программы социально-педагогического сопровождения. В программу включают методы, средства и приемы работы с детьми, диагностические методики и планы мероприятий. То есть, в программу входит все то, что составляет социально-педагогическое сопровождение учащегося.

Четвертый этап - деятельностный - построение модели социально-педагогического сопровождения и ее реализации на практике.

Пятый этап – осуществление анализа реализованного социально-педагогического сопровождения, эффективности разработанной Программы, внесение корректировок в последующую деятельность.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, которые дает семья.

Неблагополучная семья – это семья, полностью или частично утратившая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.

Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Основные задачи сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия:

Выявление неблагополучных семей, желающих принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы;

Определение причин семейного неблагополучия;

Содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности для обучающегося;

Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

Профилактика социальной дезадаптации, девиантного поведения;

Работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

Основные усилия социального педагога, классного руководителя и других специалистов школы должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа обычно ведется по трем основным направлениям:

непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая психолого-педагогическую поддержку ученика. В условиях школы общение социального педагога с учащимися носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования;

работа с педагогическим коллективом (консультирование педагогов, участие в работе Совета профилактики, работа в составе психолого-медико-педагогической комиссии и т. п.). Основной задачей в работе с педагогами является формирование толерантности по отношению к ребенку (подростку), обучение технологиям конструктивного взаимодействия;

работа с семьей, направленная на развитие психологической компетентности родителей, мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Взаимодействие с родителями строится на основе приемов семейного консультирования, которое представляет собой обучение родителей элементам коммуникативной культуры в общении с детьми, способствующее опосредованному влиянию на процесс социализации детей.

Одним из важных этапов в школьной жизни ребенка, влияющих на формирование личности, является переход из начальной школы в среднее звено.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

сменой социальной обстановки;

изменением роли учащегося;

увеличением учебной нагрузки;

изменением режима дня;

разностью систем и форм обучения;

нестыковкой программ начальной и основной школы;

различием требований со стороны учителей-предметников;

изменением стиля общения учителей с детьми.

На данном этапе необходимо помочь школьнику:

адаптироваться к “разноголосице” требований учителей-предметников;

в работе по самоорганизации, самоконтролю;

принять новую позицию – ученика основной школы;

детям принять “новых” учителей;

Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5-6 классах, является снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Все это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива. Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками.

На протяжении всего обучения в начальной школе социальным педагогом проводятся мониторинги, позволяющие выявить:

социальные данные о составе семьи, бытовой фон взаимоотношений в семье;

определение социального статуса учащихся.

На совещании классных руководителей начальной и средней школы социальный педагог выступает по итогам составления социального паспорта класса, где обозначаются не только фактические данные, но и определяются особенности семейных взаимоотношений, итоги развития коллектива класса и особенности этого развития.

В течение всего адаптационного периода проводится консультирование учителей основной школы, их знакомство с индивидуальными особенностями будущих пятиклассников.

Таким образом, успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Важное место в образовательном процессе занимают здоровье учащихся, социализация личности, создание безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе и делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность социального педагога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа социального педагога в системе образовательной организации - важнейшая составная часть пространства социальной работы, направленной на реализацию ФГОС .

Какие вопросы ставит новый стандарт перед социальными педагогами? К настоящему времени нет готовых рецептов!

Вам хорошо известно, что социально-экономическая нестабильность страны привела к ослаблению интереса родителей ко всему происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения. Между тем, проблемы обучения в этой системе требует пристального внимания, на плечи педагогов образовательного процесса легло много сложных проблем.

При внедрении ФГОС можно выделить 2 проблемы, которые отнюдь не новы:

Это проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб - детей инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных семей, семей и детей, находящихся в социально-опасном положении.

И, безусловно, проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы, и является одной из наиболее острых и требующих комплексного, методически осмысленного подхода.

Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет, а это требует инновационной деятельности педагогов, способной реально помочь в решении проблем.

Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). К внешним факторам относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации (Нарушение контактов личности с обществом), при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии, здесь уже можно говорить в отдельных случаях даже о социальном одиночестве.

Так же к внешним факторам относятся экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.

К внутренним факторам относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушение состояния здоровья. В этом плане все усилия необходимо направлять на устранение тех недостатков, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применяя альтернативные концепции к их устранению.

Можно сделать вывод, что социальный педагог в системе сопровождения ФГОС играет очень важную роль, а именно, его деятельность должна быть направлена на объединение усилий семьи, образовательного организации, общественности для оказания помощи в реализации учебной и внешкольной деятельности детей. Социальная педагогика здесь, как и прежде, в качестве практической деятельности ориентирована в основном на работу с детьми и семьей, но с уклоном в область реализации инициатив, навыков и умений работы с передовым учебным материалом и инновационными технологиями обучения.

Его главная цель - улучшить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические, психологические, социально-медицинские), способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека.

Социальное сопровождение реализуется непосредственно, в совместной деятельности, что принципиально отличает его от процесса управления, который может осуществляться извне и дистанционно, без непосредственной помощи, личного участия и заботы.

Сопровождать необходимо не столько учащегося, сколько его развитие, учитывая два важнейших процесса – социализацию и индивидуализацию. Поэтому изначально предусмотрены объединения действий и усилий учащегося и социального педагога.

Определим сопровождение с трех позиций:

как систему профессиональной деятельности специалистов.

С точки зрения процесса сопровождение можно представить как совокупность последовательных действий, позволяющих учащемуся максимально эффективно реализовать обучение и воспитание.

С точки зрения метода понимается создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.

С позиции системы профессиональной деятельности сопровождение является объединением специалистов разного профиля, осуществляющих процесс. Здесь оно выступает как комплекс, система, особая культура поддержки естественного развития молодого человека и помощи в решении задач обучения и воспитания.

Целью педагогического сопровождения является создание социально – педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

-систематически отслеживать социально-педагогический статус ребенка;

-формировать у обучающихся способность к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

-создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении.

При успешной реализации социально –педагогического сопровождения обозначается четкий переход от методов и мер борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции (предупреждение совершения преступлений несовершеннолетними, склонными к противоправным поступкам).

Рассмотрим методы борьбы с неблагополучием и методы социальной превенции:


Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы является главным инструментом в деятельности современной образовательной организации в период адаптации. Внимание к школьной адаптации обусловлено тенденцией к дальнейшему росту количества обучающихся, имеющих серьезные затруднения адаптации к условиям школьного обучения. Разными авторами приводятся различные статистические данные о проблемах адаптации первоклассников: одни исследователи видят подобные затруднения у 15–40 %, другие приводят более пугающие цифры — от 20 до 60 % в зависимости от типа образовательной организации.

А. Ф. Ануфриев, Г. М. Андреева, М. И. Рожкова и другие исследователи выделяют среди причин затруднения процесса адаптации к обучению в школе слабый учет индивидуальных особенностей, склонностей и интересов ребенка, ослабленное физическое развитие и нарушения эмоционального благополучия детей.

По мнению ряда специалистов-психологов А. И. Архиповой, Л. А. Венгер, В. С. Мухиной, проблема адаптации заключается в формировании способностей к дальнейшему личностному и социальному развитию обучающихся в начальной школе, а не только к успешному приспособлению в образовательной среде.

Следовательно, проблемы адаптации относятся к самым серьезным проблемам современности, а обеспечение педагогических условий социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе наиболее востребованными.

Идеи социально-педагогического сопровождения обучающихся в России развивались в соответствии с концепцией поддержки обучающихся О.С Газман и других. В данное время Е. А. Александровой разработан терминологический аппарат, М. И. Рожковым и М. Р. Битяновой выявлены условия для саморазвития и индивидуализации развития детей, И. С. Якиманской обозначены условия педагогического сопровождения обучающихся в личностно-ориентированной модели образования, Г. М. Андреевой и А. В. Мудрик изучена и разработана проблема социализации личности, О. С. Гребенюк и О. В. Ромашовой выявлены проблемы адаптации личности в трактовке теоретических аспектов сопровождения обучающихся.

Однако исследований, применительно к проблеме выявления педагогических условий социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе в настоящее время не выявлено, фрагментарно представленные некоторые аспекты данной проблемы.

Исходя из этого, целью стало выявление педагогических условий социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе.

– условия выступают как составной части педагогической системы;

– педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной (содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания) среды, влияющие положительно или отрицательно на ее функционирование;

– в структуре педагогических условий наблюдается ориентир на внутренние и внешние элементы;

– реализация правильно выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и функционирование педагогической системы.

Согласно исследований Т. А. Крыловой и М. Л. Струковой, социально-педагогическое сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешной адаптации, развития и социализации детей.

В ходе исследования нами были выявлены педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе:

  1. Содержание социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов должно определяться в соответствии с этапами адаптации: ориентировочным, первичной адаптацией, с преодолением трудностей в адаптации.
  2. Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в период адаптации к школе должно быть организовано в тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: педагогов, психологов, медиков, родителей и социальных педагогов.

Согласно первому условию социально-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов должно осуществляется в соответствии с этапами адаптации.

Ориентировочный этап длится с марта по сентябрь (запись ребенка в школу). Основная цель этого этапа ознакомление с особенностями организации педагогического процесса в образовательном учреждении. В соответствии с этой целью, перед специалистами образовательных учреждений выдвигаются следующие задачи:

– создание благоприятных условий для успешного вхождения детей в школьную жизнь;

– профилактики отклонений в состоянии здоровья и функциональных расстройств в период физиологической адаптации первоклассников;

Решение этих задач достигается с помощью следующих инструментов: диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе, психолого-профилактическая и воспитательная работа с детьми, психологическое консультирование и просвещение учителей и родителей, методическая работа с педагогическим коллективом и администрацией.

Этап первичной адаптации длится в течение первых двух месяцев пребывание первоклассника в школе. Основной целью данного этапа является сохранение и укрепление психического здоровья детей.

Этап преодоления трудностей адаптации осуществляется во второй половине года и предполагает осуществление комплексной психолого-педагогической помощи детям с трудностями в адаптации к школе. Основная цель этого этапа — преодолеть различные нарушения обучения, эмоционального благополучия и личностного развития первоклассников. В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

– устранение негативных факторов, которые снижают адаптационные возможности первоклассников;

– преодоления трудностей в учебной деятельности, нарушения поведения и личностного развития детей;

Решение этих задач осуществляется с помощью психотерапии, консультирования педагогов и родителей, организации методической работы профессорско-преподавательского состава.

В конце декабря проводится психолого-педагогический консилиум по результатам диагностики особенностей адаптации первоклассников к школе, где психолог информирует педагогический коллектив об особенностях адаптационного периода и выявляет детей, имеющих трудности в обучении, общении и личностном развитии. Основываясь на этих данных, специалисты разрабатывают индивидуальные программы мероприятий социально-педагогического сопровождения детей.

– взаимное информирование по результатам диагностики;

– взаимное консультирование по возникающим проблемам;

– взаимодействие на консилиуме, где совместно обсуждается варианты разрешения проблемы и вырабатывается общий план действий.

Высокий уровень адаптированности младших школьников на контрольном эксперименте показали 32,2 % (9 чел.) в экспериментальной группе, по сравнению с констатирующим экспериментом количественные данные увеличились на 10,8 %. Средний уровень адаптированности младших школьников на контрольном эксперименте показали 60,7 % (17 чел.) в экспериментальной группе, по сравнению с констатирующим экспериментом количественные данные увеличились на 10,7 %. Низкий уровень адаптированности младших школьников на контрольном эксперименте показали 7,1 % (2 чел.) в экспериментальной группе, по сравнению с констатирующим экспериментом количественные данные увеличились на 21,5 %.

Статистически достоверна (с вероятностью 0,05) подтверждена значимая позитивная динамика адаптации учащихся начальных классов к школе на конец экспериментальной работы в сравнении с ее началом. Это свидетельствует об эффективности проведенного экспериментального исследования.

Проанализировав результаты исследования, следует отметить, что реализация педагогических условий социально-педагогического сопровождения способствовало адаптации учащихся начальных классов в период адаптации к школе.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-педагогическое сопровождение учащихся, период адаптации, школа, класс, констатирующий эксперимент, контрольный эксперимент, педагогическая система, экспериментальная группа, методическая работа, начальная школа.

Похожие статьи

Особенности адаптации первоклассников к школе

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе. Методические рекомендации для организации образовательного процесса после проведения адаптационного периода в первом классе.

Психолого-педагогическое сопровождение младших.

Цель исследований: обосновать, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе.

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале.

В первом классе наблюдается резкое снижение мотивации ребенка посещать школу и учиться, падение познавательного интереса связано именно с

Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе детского учреждения.

Практика педагогического обеспечения социальной.

Опытно-экспериментальная работа по педагогическому обеспечению социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ проводилась на базе Ташкентского специализированного промышленного профессионального колледжа.

Изучение уровня социализации детей с ограниченными.

Учащиеся были разделены на контрольную и экспериментальную группы, по 20 человек в каждой группе. Для решения поставленных задач опытно-экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Психолого-педагогическое сопровождение проектной.

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся. Автор: Лысиченкова Светлана Алексеевна.

Демонстрация готовых пособий учителей для учащихся экспериментальных классов.

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации.

Битянова, М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова.

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Социальная адаптация представляется как степень развития у обучающихся

У детей с высоким уровнем тревожности при физиологической адаптации в школе может быть

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса будет.

Экспериментальное изучение эффективности модели.

формирующий эксперимент, поведенческий компонент, экспериментальная группа, психолого-педагогическая поддержка родителей, родительское отношение, социальное партнерство, дополнительное образование детей.

Особенности адаптации первоклассников к школе

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе. Методические рекомендации для организации образовательного процесса после проведения адаптационного периода в первом классе.

Психолого-педагогическое сопровождение младших.

Цель исследований: обосновать, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе.

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале.

В первом классе наблюдается резкое снижение мотивации ребенка посещать школу и учиться, падение познавательного интереса связано именно с

Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе детского учреждения.

Практика педагогического обеспечения социальной.

Опытно-экспериментальная работа по педагогическому обеспечению социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ проводилась на базе Ташкентского специализированного промышленного профессионального колледжа.

Изучение уровня социализации детей с ограниченными.

Учащиеся были разделены на контрольную и экспериментальную группы, по 20 человек в каждой группе. Для решения поставленных задач опытно-экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Психолого-педагогическое сопровождение проектной.

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся. Автор: Лысиченкова Светлана Алексеевна.

Демонстрация готовых пособий учителей для учащихся экспериментальных классов.

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации.

Битянова, М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова.

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Социальная адаптация представляется как степень развития у обучающихся

У детей с высоким уровнем тревожности при физиологической адаптации в школе может быть

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса будет.

Экспериментальное изучение эффективности модели.

формирующий эксперимент, поведенческий компонент, экспериментальная группа, психолого-педагогическая поддержка родителей, родительское отношение, социальное партнерство, дополнительное образование детей.

Читайте также: