Социально педагогическое сопровождение детей группы риска в условиях общеобразовательной школы

Обновлено: 06.07.2024

Семьи группы риска характеризуются наличием нескольких факторов риска: медицинского, социального или психолого-педагогического направления, которые не позволяют определить эту семью как благополучную. Дети из семей группы риска – это особая категория несовершеннолетних, которая проживает в длительной психотравмирующей ситуации, более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и нуждается в оздоровлении и эффективной помощи.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. При этом объектом внимания и заботы становится не только ребёнок, но и его семья, как основополагающий институт социализации ребёнка. По-настоящему эффективной можно назвать систему сопровождения, которая позволяет определять проблемы, находить их системообразующие причины, обозначать путь их решения и найти для этого средства, не обязательно в школе. Безусловно, сложность проблемы предполагает включение в процесс профилактики помимо администрации и педагогов школ специалистов из других органов и ведомств.

Основные категории детей, нуждающиеся в комплексном психолого-педагогическом сопровождении на базе МБУ ЦПП:

1) систематически пропускающие занятия в ОУ без уважительной причины и оставленные на повторный год обучения;

2) несовершеннолетние, склонные к употреблению ПАВ, правонарушениям, бродяжничеству;

3) несовершеннолетние, систематически нарушающие дисциплину, дети и подростки, нуждающиеся в специализированной помощи и комплексном подходе;

4) несовершеннолетние, подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;

5) дети с проблемами общения и личностного развития;

6) дети с пограничными психическими расстройствами и психосоматическими заболеваниями;

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы: страхи, невротические реакции, агрессивность, тревожность, гиперактивность;

8) дети и подростки со стойкими проявлениями социальной и школьной дезадаптации, имеющие школьные трудности;

9) дети с социально-педагогической запущенностью;

10) дети и подростки с отклоняющимся поведением;

11) дети из неблагополучных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;

12) отдельные группы школьников в случае возникновения ситуации межличностного конфликта, в том числе в семье.

Специфической особенностью контингента, с которым работают специалисты МБУ ЦПП является то, что эти граждане уже включены в профилактическую работу педагогических коллективов образовательных учреждений, ОДН ОВД по г. Майкопу, часть из них имеет опыт взаимодействия с сотрудниками КЦСОН, реабилитационного центра и др. учреждений. Уровень эффективности данной работы повышается. Проблемы семей групп риска многоплановы, используемые технологии являются достаточно эффективными.

За период работы нашего Центра сформировалась определенная система работы с семьями и детьми группы социального риска.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологически комфортных условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Задачи социально-психологического сопровождения:

1) Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в малой группе, в социуме.

2) Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

3) Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

4) Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых профилактических программах, предполагающих специальные формы организации их деятельности.

5) Повышать психологическую компетентность участников образовательного процесса по вопросам воспитания и развития детей.

Основные принципы социально-психологического сопровождения детей и семей групп риска:

1) Гуманизация – предполагающая веру в возможности ребенка.

2) Системный подход – основанный на понимании человека как целостной системы.

3) Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

4) Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.

5) Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

Специалисты МБУ ЦПП реализуют 2 направления социально-психологического сопровождения:

2) перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии ребенка, функционировании семейной системы.

Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов МБУ ЦПП. Команда специалистов Центра, работающих с семьями групп риска, включает двух методистов, 5 педагогов-психологов, 2-х социальных педагогов, учителя-дефектолога.

Алгоритм работы по сопровождению детей и семей групп риска:

1. Диагностика факторов риска и причин неблагополучия:

  • Определить к какой целевой группе риска относится семья.
  • Выявить основные факторы риска, провести анализ социокультурной ситуации развития: формы отклоняющегося поведения, тип семьи, стиль семейного воспитания, факторы риска (личность, семья, школа), стадия дезадаптации.
  • Определить факторы защиты.
  • Выйти на основные (системообразующие) причины проблематики ребёнка и семьи.
  • Определить причины, с которыми школа может работать напрямую и те, где необходимо вмешательство специалистов из других органов и ведомств.

2. Разработка индивидуальной программы сопровождения:

  • Определить оптимальную команду и условия сопровождения.
  • Разработать программу действий (ожидаемые результаты, сроки, методы, технологии сопровождения, критерии успешности, этапы работы, координация действий, зоны ответственности).

3. Реализация индивидуальной программы сопровождения:

4. Мониторинг результативности работы с ребёнком и его ближайшим окружением:

  • В качестве индикаторов оценки можно использовать – стадии дезадаптации, коэффициент социальной адаптации, социальный опыт, личные достижения, уровень мотивации достижений, социальный интерес, творческий потенциал, показатели статуса ребёнка.
  • Методы оценки – обратная связь от подростка, мнение родителей, учителей, входная и выходная диагностика, учёт проступков и социальных достижений, анализ продуктов деятельности.
  • Источники информации – результаты тестирования, анкетирования, экспертные оценки, отзывы педагогов ОУ об активности подростка в делах класса и школы, учёбе и труде, информация ОДН ОВД по г. Майкопу, КДНиЗП и др.

5. Если действия оказались не эффективны:

  • Определить причины (что не сработало в программе действий).
  • Откорректировать программу с учётом выявленных ошибок.
  • Подключить дополнительные ресурсы, оптимизировать методы.

6. Если программа действий дала положительный результат:

  • Завершить программу (снять ребёнка с учёта и пр.)
  • Проанализировать и описать социально-педагогический опыт.
  • Внести изменения в банк данных.

Индивидуальная программа сопровождения включает следующие компоненты:

1. Социально-педагогическая диагностика:

  • сбор социального анамнеза семьи, изучение сети социальных контактов (построение карты сети контактов);
  • изучение условий и формы обучения несовершеннолетнего;
  • первичная беседа с подростком, родителями с целью выявления проблем воспитания;
  • изучение уровня социального развития ребенка (в т. ч. определение степени удовлетворения материальных запросов).

2. Психологическая диагностика:

  • проведение первичной консультации для родителей;
  • проведение психолого-педагогических исследований для выявления уровня развития ребенка, степени его дезадаптации.

3. Проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы согласно программе.

4. Профилактические беседы. Оказание помощи в определении формы обучения. Осуществление социально-педагогической профилактической работы по минимизации негативного прогноза ( неуспешности) в учебной деятельности (малые педсоветы, консилиумы и т.п.)

5. Совместная работа с учебным заведением.

6. Индивидуальное консультирование по вопросам дальнейшего самоопределения и выбора жизненного пути. Индивидуальное консультирование по проблемам адаптации подростка к школе. Организация индивидуального консультирования родителей у специалистов МБУ ЦПП.

Специалисты Центра постоянно совершенствуют свою работу, ищут и реализуют новые подходы, формы и методы работы с различными категориями семей.

«Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.

Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.

Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.

Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе

Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.

Различают три вида антиобщественного поведения: аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение; преступное – нарушение уголовно-правовых норм.

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.

Взаимодействие между всеми специалистами, работающими с данным контингентом детей и их родителями.

Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог. Часто этим детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач – психоневролог или психиатр.

Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, воспитателя и учителя.

Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи, несуществующее животное и др., помогают школьному психологу выявить прежде всего возможные причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов.

Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различного рода тренинги и аутотренинги. Так как у детей "группы риска" наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа дефектолога будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве, использовать всвоей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля.

В задачу логопеда будут входить следующие направления работы: обследование состояния речи этих детей, работа по исправлению звукопроизношения, развитие словарного запаса (как правило, у этих детей отличается общее недоразвитие речи), устранение оптической дисграфии и дислексии, восполнение пробелов по русскому языку.

Большая роль в работе с детьми "группы риска" отводится социальному педагогу.

Он должен изучать совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям.

Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений, так же социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности.

Воспитатели ГПД должны находиться в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями таких детей. Для преодоления пагубных привычек использовать беседы, проводить интересные мероприятия для вовлечения этих детей этой категории в коллектив. Завершая разговор о детях "группы риска", уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей. Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы риска"

Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на детей "группы риска" необходимо определить причины поведения и поступков ученика.

Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта. К ним относится:

  • проявление доброты, внимания, заботы;
  • просьба;
  • поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
  • "авансирование" личности – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;
  • обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива;
  • прощение; проявление огорчения;
  • проявление умений учителя, его мастерство.

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения:

  • убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога;
  • доверие;
  • моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
  • вовлечение в интересную деятельность;
  • нравственное упражнение.

Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика:

  • опосредование. Воспитатель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено;
  • фланговый подход. Воспитатель, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению;
  • активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные, тормозящие приемы:

  • констатация поступка. Прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен;
  • необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе);
  • осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм;
  • наказание. Действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;
  • предупреждение;
  • проявление возмущения.

Организация индивидуального сопровождения– это обучение, воспитание и развитие учащегося.

Так как сегодня является приоритетным личностно-ориентированное образование, то в работе нужно опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.

Работа педагогов с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны учителя. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития.

Сложное и противоречивое время приносит в нашу жизнь великое множество проблем. В обществе усилились такие негативные тенденции как: имущественное неравенство, резкое снижение духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезадаптации, безработица, криминализация общества, нарастание процесса деформации семьи. Возникает множество неблагоприятных факторов приводящих к риску. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Дети группы риска – это дети и подростки в жизни, которых присутствует один или несколько факторов способствующих появлению отклонений от общественных норм и социализации.

Именно в школьном возрасте формируются общечеловеческие, универсальные способности и ценности, которые позволят ребенку в будущем быть успешным в любом виде деятельности и в жизни в целом.

В нашей социально-педагогической деятельности мы руководствуемся основными нормативно-правовыми документами.

Цель работы:
• Создание условий для успешного становления и развития личности, ее социализации и профессионального становления.
Задачи:

 Аналитико-диагностическое
Социально педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка: изучаем личность ребенка, его индивидуальные особенности, школьную документацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые условия, особенности развития и воспитания ребенка, семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы, анализируем, систематизируем полученную информацию для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности. Проводим мониторинг социальной ситуации развития ребенка

 Социально-правовое
Социально-педагогическая защита прав ребенка - выявляем и поддерживаем учащихся нуждающихся в социально- педагогической поддержке.

 Консультативное
Социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной подготовке, консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребенка.

 Профилактическое
Социально-педагогическая профилактика и коррекция - способствуем своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся здорового образа жизни, проводим профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних при городском отделе милиции, повышаем уровень правовой культуры учащихся и родителей. Формами такой работы могут быть индивидуальные профилактические беседы, индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения ребёнка и выбора дальнейшего пути. Образовательно-профилактическая деятельность включает в себя и организацию для детей занятий по интересам (через дополнительную систему образования, внешкольные учреждения, кружковую работу и т.д.).

Совместно с классными руководителями, инспектором ОДН, специалистами КДН осуществляется патронаж семей, где родители не обеспечивают надлежащих условий для жизни и здоровья ребёнка, уклоняются от их воспитания. Так же посещаются учащиеся на дому, которые пропускают занятия без уважительной причины.

Социальным педагогом в течение учебного года проводятся индивидуальные беседы с родителями, где неоднократно разъясняются их права и обязанности по содержанию, обучению и воспитанию детей, даются рекомендации: о режиме дня, контроль за готовностью домашнего задания, формирование системы поощрений и наказаний, как разрешить конфликт с собственным ребенком, организация досуга ребенка и др.

Социальным педагогом также ведется учет учащихся, совершивших правонарушения. Причина совершенных правонарушений чаще всего кроется в следующем: родители не контролируют поведение, успеваемость детей, режим дня, не интересуются их делами, должным образом о детях не заботятся.
Приглашается инспектор ОДН для проведения профилактических бесед на классных часах на правовые темы, профилактике по административной и уголовной ответственности, профилактика правонарушений в сфере оборота наркотических средств.

• изучение личности ребенка;
• составление характеристики;
• изучение жилищно-бытовых условий;
• оформление картотеки на ребенка, состоящих на учете в ОДН и внутришкольном контрольном учете; своевременно ставить их на профилактический внутришкольный контроль;
• вовлечение детей в систему дополнительного образования;
• контроль за успеваемостью, выполнением домашнего задания;
• посещение уроков с целью выявления трудностей в учебе;
• включение обучающегося в группу для занятий с психологом;
• индивидуальные беседы и консультации с обучающимисяи их родителями;
• организация помощи в трудоустройстве всех желающих подростков на работу во время летних каникул;
• рассмотрение персональных дел на совете профилактики;
• ходатайство в центр социального обслуживания населения с цельюоказать социальное сопровождение семьи несовершеннолетнего;
• проведение рейдов совместно с инспектором ОДН, секретарем КДН;

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.


СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА ГРУППЫ РИСКА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сложное и противоречивое время приносит в нашу жизнь великое множество проблем. В обществе усилились такие негативные тенденции как: имущественное неравенство, резкое снижение духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезадаптации, безработица, криминализация общества, нарастание процесса деформации семьи. Все это болезненно сказалось на жизни детей и подростков. Возникает множество неблагоприятных факторов приводящих к риску. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Дети группы риска – это дети и подростки в жизни, которых присутствует один или несколько факторов способствующих появлению отклонений от общественных норм и социализации.

Актуальность данной темы становится возможность выявления факторов риска конкретного ребёнка в жизненной ситуации и причин его неблагополучия.

Объект – социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска.

Предмет – эффективные условия социально-педагогического сопровождения ребенка группы риска

Цель – создать социально-педагогические условия для успешной социализации ребенка.

Задачи:

1. Проведение диагностического исследования ребенка и его родителей;

2. Оказание психологической поддержки ребенку;

3. Повышение мотивации и успеваемости в учебной деятельности;

Данная работа будет организована в СОШ №1 г. Наволоки Ивановской области Кинешемского района. Программа рассчитана на один год.

Характеристика на ребенка группы риска

Вова С. 10 лет из малообеспеченной семьи. Воспитывался без отца. Мама постоянно на работе и мало времени уделяет Вове. Он предоставлен сам себе. Его внешний вид неопрятно одет, грязные руки. Характерными чертами поведения является скрытность, лживость, хорошая приспособленность к жизни на улице, часто наблюдается резкая смена настроения и непредсказуемость поступков.

Коммуникативные свойства характеризуются бедным словарным запасом и обилием нецензурной речи. Речь несвязанна и состоит из коротких фраз. В школе заметно отстает от сверстников. Вова замкнут, недоверчив, агрессивен.

Он живет сегодняшним днем: его навыки планирования ограничиваются несколькими часами, очень отстает в развитии эмоционально-волевой сфере. Вова инфантилен, имеет задержку как интеллектуального, так и общего психического развития.

По данной характеристике у ребенка были обнаружены следующие проблемы:

Мама много работает, не уделяет время ребенку;

Воспитывался без отца;

Проблемы с речью;

В общении с окружающими характеризуется бедным словарным и использование нецензурной речи;

Характерные черты агрессивность, лживость, замкнутость, инфантильность;

Имеет задержку интеллектуального и психического развития;

В школе заметно отстает от сверстников. На решение данных проблем и направлен наш проект, разработанный по методике социально-педагогического проектирования С.М.Машевской [1].

Этапы проекта: Первый этап – диагностический; Второй этап: работа с ребенком и работа с семьей.

Программа диагностики с ребенком группы риска

Посещение семьи поможет оценить домашнюю обстановку ребенка, в каких условиях он проживает.

Беседа с родителями поможет выявить отношение к ребенку.

Проведение методики Е.Шеффера, Р. Белла (предназначена для матерей) позволит узнать отношение матери к своей семейной роли, отношение к ребенку, наличие или отсутствие чрезмерной отеки.

Изучение документов (журнала или дневника) поможет узнать об успеваемости на тех или иных предметах

Беседа с учителями-предметниками поможет оценить поведение ребенка на уроках, как он усваивает материал, беседа с классным руководителем может дать общую характеристику о ребенке.

Проведение методики изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой поможет выявить предпочитаемые учебные предметы, отношения к ним, выявление того почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные), положительное или отрицательное отношение к отдельным предметам и к учению в целом.

Проведение социометрии поможет дать информацию о реальной роли ребенка в классе, определить межличностные отношения.

Проведение опросника Басса-Дарки поможет определить агрессивность и враждебные реакции.

Цветовой тест отношений по Н.Я. Семаго для определения экспертной оценки уровня актуального развития психоэмоционального состояния.

Программа социально-педагогического сопровождения

Работа с семьей

1.Индивидуальные консультации матери: Семейное воспитание. Выявление проблем семейного воспитания, и помощь в решении их, создание положительной мотивации у матери в воспитании ребенка (педагог-психолог).

2.Организация совместной деятельности матери и ребенка:

- участие в организации школьных праздников.

Способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания мамы и ребенка (классный руководитель, социальный педагог).

Работа с педагогическим коллективом

2. Беседа с педагогами предметниками о заинтересованности ребенка их предметом и как он ведет себя на уроках. Оценить уровень заинтересованности учебными предметами (социальный педагог, педагог-психолог).

Работа с классом

Социо-культурное направление

1.Организация досуговой деятельности в зависимости от интересов ребенка (спортивные секции плаванье и восточные единоборства). Обеспечить занятость ребенка в свободное время (социальный педагог).

2. Проведение мероприятия библиотечный урок-путешествие "Удивительные книжные тайны". Расширить читательский интерес к книге и библиотеке (социальный педагог).

Работа с ребенком

1.Психологическое консультирование ребенка. Помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить (педагог-психолог).

3.Индивидуальная работа с ребенком повышение интеллектуального и психического развития. Повышение интеллектуального и психического развития (педагог-психолог).

В организации программы мы постарались учесть проблемы, с которыми столкнулся ребенок, как в семье, так и в школе. В программу были включены мероприятия, которые способствуют улучшению взаимоотношений матери и ребенка, с учителями и сверстниками, рекомендации педагогическому коллективу должны помочь правильно подойти к личности ребенка, принимая во внимание способности и умения. Организация досуговой деятельности поможет ему проявить себя и он меньше времени будет предоставлен самому себе.

Прогнозируемый результат

В результате реализации проекта мы планируем получить следующее:

- мама больше времени и внимания будет уделять ребенку;

- повысится уровень мотивации и успеваемость к учебе;

- повыситься уровень интеллектуального и психического развития;

- ребенок с удовольствием будет посещать кружки и секции, которые ему по душе.

Методика работы социального педагога пол. Ред. А.В. Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2003. 96с.

Практикум по психологии / ред. Г.С.Никифоров, СПб, 2002

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил

Читайте также: