Социально педагогическая запущенность детей ее предупреждение и преодоление кратко

Обновлено: 08.07.2024

В последнее время все чаще в педагогике и психологии стал употребляться термин социально-педагогическая запущенность, применяемый к детям в основном школьного возраста.

По мнению Овчаровой Р.В. [5], социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое обусловлено теми социально - педагогическими условиями, в которых развивается ребенок.

Социальная запущенность формируется под влиянием фактора, который вызывает определенные деформации личности ребенка. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразрывность социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка [5].

Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. У младших школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, учебно-познавательная активность недостаточно развита. Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов [5].

Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте, по мнению того же автора, являются дефекты семейного воспитания, на которое наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка, генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими [5].

Таким образом, социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой [5].

Социальные педагоги считают [7], что в любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. И даже в условиях интеграции, когда выделяют различные проблемы или характер ограничений в возможностях людей, тем самым уже полагают, что внешние обстоятельства, в которых они находятся, или состояние их здоровья не соответствуют определенным, принятым в данном обществе нормам.

Шипицына Л.М. с соавторами [3] отмечает, что обнаруживается так называемое “скрытое социальное сиротство”, которое связано с ухудшением жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков.

Социально запущенные учащиеся не только имеют хроническую запущенность по предметам учебной программы и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но, в отличие от педагогически запущенных, профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Они характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностых ориентаций и социальных установок [1].

Один из источников предупреждения социальной дезадаптации – формирование должных ценностей. Существенную роль в формировании ценностных ориентаций играет семья.

С точки зрения ряда авторов [8] [9], именно семья создает условия для предупреждения дезадаптации, т.к. обладает мощным адаптационным потенциалом. Кроме того, именно семья превращается в один из самых важных источников формирования ценностных ориентаций детей и подростков [9].

Образ жизни семьи, отношения членов семьи друг к другу и к другим людям, к группам и к обществу в целом – вот что играет определяющую роль в воспитании. Требования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в какой эти требования осуществляются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом – все это, в том или ином смысле, приобретает для ребенка особое значение именно потому, что он услышал это от людей, которым доверяет [10]. Согласно взглядам социальных педагогов [8], семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т.д.

В монографии Л.М. Шипицыной с соавторами [4] отмечалось, что острый социальный кризис в нашей стране отразился не только на социальном, но и на нравственном здоровье семьи.

  • резким социально-экономическим расслоением общества;
  • постоянным дефицитом в области государственного финансирования бюджетной сферы;
  • ростом скрытой и явной безработицы;
  • нарастанием вынужденной миграции населения из-за различных чрезвычайных ситуаций;
  • ограничениями в географической мобильности в целях улучшения жизненных условий [4].
  • кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
  • причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;
  • причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).
  • сверхзанятость родителей;
  • конфликтная ситуация в семье;
  • пьянство родителей;
  • случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
  • отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • типичные ошибки родителей в воспитании детей;
  • особенности подросткового возраста и др.

В общеобразовательной школе Кировского района города Санкт-Петербурга проводились исследования во 2 классе, обучающемся по системе Л.В.Занкова, и во 2 классе, обучающемся по обычной программе. Возраст детей, обучающихся в этих классах, от 8 лет 2 месяцев до 10 лет 2 месяцев.

Социальный состав учащихся в обоих классах примерно одинаков, большая часть детей относится к группе риска по различным социальным причинам (Таблица 1).

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

Поступление детей в данные классы проводилось без предварительного отбора, но в начале первого класса школьным психологом в процессе диагностического исследования с помощью “Экспресс-диагностики готовности к школе” (Е.К.Вархотовой, Н.В.Дятко, Е.В.Сазоновой; - М.: Генезис, 1999. 48 с.) было выявлено, что 2/3 детей каждого класса не были подготовлены к школе (не знали букв, не умели считать в пределах 10, не владели монологической речью).

Многие родители ошибочно перекладывают всю ответственность за воспитание ребенка на “плечи” воспитательных и учебных заведений. Дети приходят в школу с уже сложившимися индивидуально-личностными особенностями. Учитель не может общаться с каждым ребенком индивидуально, как с уникальной в своем роде, сложившейся личностью. Школа может только корректировать, а иногда и исправлять плоды сложившегося семейного воспитания. И все, что ценностное сознание ребенка будет получать в школе, он будет сравнивать с тем, что уже знает по собственному опыту жизни в семье. Во-вторых, профессиональная задача каждого педагога – нести знания и формировать умения в своей специфической области, и все остальное неизбежно оказывается на периферии его внимания. В-третьих, имея десятки, если не сотни учеников, учитель не может общаться с каждым, как с целостной, своеобразной, уникальной личностью.

  1. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  2. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  4. Мой ребенок часто неприятен мне.
  5. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  6. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  7. Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  8. Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
  9. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  10. Я не доверяю своему ребенку.
  11. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  12. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми, по мнению педагогов и психологов, – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам. Ведущий путь воспитания – это организация образа жизни семьи, это подражание ребенка поступкам и действиям родителей. Для того чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторонуителям прежде всего нужно изменить себя [2] [6] [11].

Человек рождается как биологическое существо, становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому.

В диагностируемых классах были проведены родительские собрания по теме: “Значение семьи в жизни детей и взрослых” (текст собрания прилагается) и озвучены результаты проведённого исследования. В индивидуальных беседах было выявлено, что некоторые родители изменили свой взгляд на “семью” и делают попытки к усовершенствованию отношений с родственниками.

Семья обеспечивает ребенку психологический комфорт или, наоборот, порождает чувство ненужности, заброшенности, одиночества. Беспорядочная жизнь, приятели родителей создают в семье обстановку суеты, проявление излишних эмоций. Все это перегружает нервную систему детей. В круге интересов и занятий родителей дети отодвигаются на периферию, т.к. внимание родителей сосредотачивается на своих приятелях. Аналогично влияют на жизнь семьи и частые визиты друзей детей.

Родители часто жалуются на то, что они работают, заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у родителей остается ежедневно всего лишь 17 минут. Но родители воспитывают детей в семье не только во время своего присутствия, но и отсутствия.

Семейное воспитание – это не морали и нотации, а весь образ жизни, это постоянное общение с детьми. Воспитывают в семье иногда даже молчанием, взглядом, мимикой, шуткой или грустью.

Трагедия человека – с юных пор почувствовать себя обреченным неудачником, способным совершать лишь негативные действия. Необратимые последствия могут повлечь равнодушие лиц, чье мнение для него имеет важное значение.

“Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания”. (Сухомлинский В.А. 1969 год).

Русская пословица гласит: “Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример тому”. Ребенок повторяет все, что мы делаем, говорим, совершает те же поступки, что и мы. В семье ребенок получает первое представление о том, как надо жить и вести себя в обществе. Общение в семье задает детям определенные модели поведения. Стиль общения в семье влияет на дальнейшее формирование личности ребенка. Доверие вырабатывает у детей чувство собственного достоинства, развивает самостоятельность, доброжелательность. Адекватная оценка ребенка со стороны взрослых, помогает правильно увидеть ему себя со стороны, оценить свои поступки. Ребенок с завышенной или заниженной самооценкой не получает в процессе общения с родителями критической оценки своих личностных качеств и поступков. Это нарушает его гармоничное развитие и приводит к внутреннему конфликту, дискомфорту и соответствующим формам поведения таким, как агрессивность, подозрительность, упрямство, болезненная обидчивость. В семье, где есть пьющие родители, дети чувствуют себя брошенными, одинокими, а самое главное, незащищенными.

Многие родители ошибочно перекладывают всю ответственность за воспитание ребенка на “плечи” воспитательных и учебных заведений. Дети приходят в школу с уже сложившимися индивидуально-личностными особенностями. Школа может только корректировать, а иногда и исправлять плоды сложившегося семейного воспитания. Задача учителя нести знания в своей специфической области, а воспитание отодвигается на второй план. Учитель не может общаться с каждым ребенком индивидуально, как с уникальной в своем роде, сложившейся личностью.

  1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам.
  2. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
  3. Я – единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.
  4. Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.
  5. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.
  6. Я не могу сделать, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.
  7. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.

(После анализа проделанной работы)

  • Кто любит, чтобы его хвалили?
  • Кто боится, когда его ругают?
  • Кто не хочет признаваться в своих ошибках?
  • Кто боится огорчать близких?
  • Кто хочет, чтобы лишний раз приласкали?
  • Кто не выносит ссор и громких криков?
  • Кто хочет иметь дома близкого друга, чтобы делиться секретами?
  • Кто может сказать: Мой дом – моя крепость.
  • Моя семья – это моя Родина.

Как мало осталось поднятых рук. Родину любят за то, что она есть. Не все могут похвастаться тем, что у них есть семья и близкие люди. Давайте будем ценить то, что имеем!

Психолого-педагогическая профилактика — система предупредительных мер связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Психолого-педагогическая коррекция — это совокупность специальных психолого-педагогических воздействий наличность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

Общие принципы профилактики и коррекции педагогической запущенности детей следующие:

- комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;

- учет возрастных и личностных особенностей ребенка и специфики педагогической ситуации его развития;

- профессиональная компетентность и разделение функций;

- опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития;

- единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов;

Профилактика запущенности может вестись в двух направлениях. Во-первых, это предупреждение ее возникновения, т. е. снятие внешних причин, которые могут приводить ребенка к такому состоянию, интенсивное формирование положительных и торможение отрицательных качеств, свойств, сторон личности. Во-вторых, это предупреждение ее развития, т. е. преодоление возникающих пробелов в развитии детей, коррекция поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния ребенка.

Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики:

1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной игровой деятельности: познавательный характер игры, создание ситуаций эмоционального переживания, занимательность, опора на жизненный опыт, ситуации успеха в учебно-познавательной деятельности.

2. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива: создание ситуаций личностной и групповой перспективы, коллективные игры, выработка коллективно-единых требований, коллективные соревнования, коллективное самообслуживание.

3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях: осуждение, педагогическая требовательность, педагогическое предостережение, сочувствие, убеждение, уважение, решение конфликтной ситуации, анализ поступка, понимание, побуждение, доверие.

4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка: ожидание радости; обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного; обращение к самолюбию, самоуважению; пример, разъяснение; внушение; требование; снятие напряжения.

Психологическая коррекция педагогической запущенности детей классифицируется по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум) и по качественным характеристикам личности. Это методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства. Психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.

Нарушения учебной деятельности можно корректировать методом снижения значимости учителя на уроке; снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника; снижения чувствительности к оцениванию; формирования адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и «реагирования школьных страхов запущенного ребенка.

Нарушения развития самосознания запущенного ребенка корректируются психологическим массажем, идентификацией, зеркальным отражением, подтверждением уникальности ребенка, развитием позитивного восприятия других.

Средства профилактики и коррекции педагогической запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение социально-педагогической ситуации (развития) могут дать, положительные результаты.

Поскольку причины педагогической запущенности детей обусловлены недостатками работой семьи, детского сада и школы, ее успешное преодоление зависит от их тесного взаимодействия. Основными путями взаимодействия семьи, детского сада, школы и педагогически запущенных детей являются:

- совместная работа по повышению уровня педагогической культуры родителей, научно-методического уровня педагогов по рассматриваемой проблеме;

- совместное программирование содержания профилактической работы;

- совместная практическая деятельность по реализации намеченной программы предупреждения педагогической запущенности;

- совместный анализ ее результатов.

Цель такого взаимодействия — перестройка семейного воспитания и образовательной работы в детском саду и школе в отношении педагогически запущенных детей. Успешному решению задач профилактической работы способствуют как общие методы (создание благоприятного психологического микроклимата в семье, детском саду и школе, устранение эмоционально-психологических перегрузок ребенка), так и специальные:

- организация успеха ребенка в ролевой игре;

- учение, руководство его поведением путем опоры на положительные качества;

- формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе;

- преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничности, интеллектуального, нравственного и эмоционально-волевого развития.

Период раннего детства в большей мере определяет будущее человека. В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния отрицательные установки в поведении детей могут носить поверхностный, легко устранимый характер или укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания.

В профилактике педагогической запущенности детей должны принимать участие не только психологи и педагоги, но и непосредственно родители.

Психолого-педагогическая профилактика — система предупредительных мер связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Психолого-педагогическая коррекция — это совокупность специальных психолого-педагогических воздействий наличность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

Общие принципы профилактики и коррекции педагогической запущенности детей следующие:

- комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;

- учет возрастных и личностных особенностей ребенка и специфики педагогической ситуации его развития;

- профессиональная компетентность и разделение функций;

- опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития;

- единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов;

Профилактика запущенности может вестись в двух направлениях. Во-первых, это предупреждение ее возникновения, т. е. снятие внешних причин, которые могут приводить ребенка к такому состоянию, интенсивное формирование положительных и торможение отрицательных качеств, свойств, сторон личности. Во-вторых, это предупреждение ее развития, т. е. преодоление возникающих пробелов в развитии детей, коррекция поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния ребенка.

Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики:

1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной игровой деятельности: познавательный характер игры, создание ситуаций эмоционального переживания, занимательность, опора на жизненный опыт, ситуации успеха в учебно-познавательной деятельности.

2. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива: создание ситуаций личностной и групповой перспективы, коллективные игры, выработка коллективно-единых требований, коллективные соревнования, коллективное самообслуживание.

3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях: осуждение, педагогическая требовательность, педагогическое предостережение, сочувствие, убеждение, уважение, решение конфликтной ситуации, анализ поступка, понимание, побуждение, доверие.

4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка: ожидание радости; обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного; обращение к самолюбию, самоуважению; пример, разъяснение; внушение; требование; снятие напряжения.

Психологическая коррекция педагогической запущенности детей классифицируется по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум) и по качественным характеристикам личности. Это методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства. Психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.

Нарушения учебной деятельности можно корректировать методом снижения значимости учителя на уроке; снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника; снижения чувствительности к оцениванию; формирования адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и «реагирования школьных страхов запущенного ребенка.

Нарушения развития самосознания запущенного ребенка корректируются психологическим массажем, идентификацией, зеркальным отражением, подтверждением уникальности ребенка, развитием позитивного восприятия других.

Средства профилактики и коррекции педагогической запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение социально-педагогической ситуации (развития) могут дать, положительные результаты.

Поскольку причины педагогической запущенности детей обусловлены недостатками работой семьи, детского сада и школы, ее успешное преодоление зависит от их тесного взаимодействия. Основными путями взаимодействия семьи, детского сада, школы и педагогически запущенных детей являются:

- совместная работа по повышению уровня педагогической культуры родителей, научно-методического уровня педагогов по рассматриваемой проблеме;

- совместное программирование содержания профилактической работы;

- совместная практическая деятельность по реализации намеченной программы предупреждения педагогической запущенности;

- совместный анализ ее результатов.

Цель такого взаимодействия — перестройка семейного воспитания и образовательной работы в детском саду и школе в отношении педагогически запущенных детей. Успешному решению задач профилактической работы способствуют как общие методы (создание благоприятного психологического микроклимата в семье, детском саду и школе, устранение эмоционально-психологических перегрузок ребенка), так и специальные:

- организация успеха ребенка в ролевой игре;

- учение, руководство его поведением путем опоры на положительные качества;

- формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе;

- преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничности, интеллектуального, нравственного и эмоционально-волевого развития.

Период раннего детства в большей мере определяет будущее человека. В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния отрицательные установки в поведении детей могут носить поверхностный, легко устранимый характер или укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания.

В профилактике педагогической запущенности детей должны принимать участие не только психологи и педагоги, но и непосредственно родители.

Социальная запущенность — это результат действия соответствующего фактора, который, нарушаясь в определенной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации в его личности. Основными проявлениями социальной запущенности в детстве являются недоразвитие социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в освоении социальных ролей. Социальная запущенность является противоположностью воспитанию, так как она представляет собой развитие определенного уровня социально значимых качеств и атрибутов личности, становясь основой трудностей ребенка в обучении и социальной дезадаптации.

Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками в воспитательной работе, следствием которых является недостаточное развитие ребенка как субъекта учебной, познавательной, игровой и других видов деятельности. Это проявляется в трудностях ребенка в обучении и воспитании, то есть в педагогических трудностях и слабо выраженной индивидуальности в учебно-познавательном процессе. Учебная неуспеваемость младших школьников проявляется в неразвитой мотивации к обучению и познанию, неосознанности целей обучения и смысла учебной деятельности, неразвитой учебно-познавательной активности. Педагогическая запущенность — это противоположность развития и воспитания (обучения): отсутствие необходимых знаний, слабое владение методами и приемами овладения, неразвитость учебно-познавательной мотивации.

Социальные и педагогические аспекты пренебрежения взаимосвязаны и взаимозависимы. Общие социальные навыки переносятся в игру и обучение, помогая овладеть ими. Бездеятельность, неучеба, неграмотность, в том числе отсутствие социально-этических навыков, влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей. Внешними причинами социально-педагогической запущенности детства являются недостатки семейного воспитания, которые можно проследить по недостаткам и просчетам воспитательной работы в детских садах и школах, в частности, по дегуманизации воспитательного процесса и семейного воспитания. Внутренними причинами возникновения и развития безнадзорности могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и т.д.

В связи с переходом к обучению в младшем школьном возрасте основную роль в развитии запущенности начинают играть школьные факторы: нетерпимость к требованиям, перегрузка учебными заданиями, негативная оценка результатов обучения, негативные методы стимуляции поведения и т.д. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка и начинается дисгармония в психосоциальном развитии ребенка, что нарушает развитие самосознания личности и замедляет развитие ее субъектных качеств. В результате ребенок страдает от социальной дезадаптации. Эта ситуация может быть разрешена только путем изменения методов воспитания и обучения ребенка, а также путем социальной работы с ним. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня адаптации к окружающей среде и уровня овладения социально значимой деятельностью можно выделить латентную, начальную и явную стадии социально-педагогической запущенности ребенка.


Причины возникновения детской запущенности и методы преодоления трудновоспитуемости младших школьников

Степени социально-педагогической запущенности

При определении степени социальной запущенности мы можем ориентироваться на следующие критерии: характер динамики запущенности (количественный, качественный, интегративный), выраженность признаков запущенности (недоразвитие социально-коммуникативных качеств, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в освоении социальных ролей, общеобразовательные дефициты (необучаемый, слаборазвитый), уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников) и уровень овладения социально значимой деятельностью (ролевая игра, учение).

Латентная (легкая) степень безнадзорности характеризуется количественной динамикой социального и нравственного развития ребенка, незначительными отличиями, которые трудно отличить от возрастных проявлений (кризисов). Положительные черты выражены как личностные; отрицательные черты однородны по составу, обусловлены влиянием одного доминирующего негативного фактора, чаще всего семейного; степень проявления признаков безнадзорности слабая и средняя, характер проявления эпизодический и ситуативный. Ребенок чувствует себя комфортно в семье и старается вписаться в группу сверстников. Отношение к обучению не развито, и первыми симптомами неуспеваемости являются начальная задержка в развитии психических процессов, отсутствие соответствующего возрасту уровня знаний, навыков и умений, а также недостаток социального опыта (12,342).

Начальная (средняя) стадия — это углубление различий в социальном и моральном развитии ребенка.

Степень выраженности пренебрежения — количественная динамика преобразуется в качественную. Положительные черты личности, не укрепленные совместной деятельностью и общением со взрослыми и сверстниками, теряют свою глубину, становясь все слабее и слабее. Напротив, признаки пренебрежения, проявляющиеся в виде внешних поведенческих симптомов, становятся более заметными. Они уже являются результатом действия ряда факторов, по-разному проявляясь в определенных ситуациях. Отношение к учебной деятельности безразличное. Неадекватность ребенка как субъекта деятельности явно очевидна, в результате чего он постепенно исключается из формальных детских сообществ. Отношения в семье ухудшаются.

Социально запущенные дети

Социально и педагогически запущенные младшие школьники, как правило, характеризуются неадекватной самооценкой — либо завышенной, либо заниженной. Они социально менее адаптивны, недоверчивы, чрезмерно чувствительны, обладают плохой интуицией в межличностных отношениях, а их поведение часто характеризуется негативизмом, упрямством и эгоцентризмом. Запущенные дети решают задачи, используя только конкретно-ситуативные подсказки и примитивный подход к заданиям, предложенным учителем. У них плохая устойчивость внимания и они быстро утомляются. Они резко реагируют на неудачи, не уверены в себе, имеют неуверенное настроение и с трудом приспосабливаются к новым обстоятельствам.

Дети, которыми пренебрегают взрослые, уязвимы к угрозам, застенчивы и робки. Они легко выходят из равновесия, полны ожидания неудачи, часто находятся в плохом настроении, но имеют переизбыток стимулов, которые находят разрядку в практической деятельности. Брошенный ребенок пытается компенсировать свое положение агрессией и склонностью к рискованному поведению, чтобы привлечь к себе внимание. Однако неудовлетворенные базовые потребности быть кем-то (для младших школьников это потребность быть хорошим учеником) и быть принятым (быть сильным, здоровым и красивым) являются разрушительными.

Брошенный ребенок чувствует себя неинтеллигентным, плохо обучаемым, непринятым, нелюбимым. Эти чувства повышают тревожность детей, делают их социально застенчивыми и снижают их стремление к успеху.

Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей

Социально-педагогический мониторинг и сопровождение детей — это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного воспитания, развития и социализации ребенка.

Основные задачи поддержки детей из семей с признаками социального неблагополучия:

Выявление неблагополучных семей, определение причин семейного неблагополучия;
помощь в создании чувства психологического комфорта и безопасности для ученика в школе;
помощь в решении личных и социальных проблем, построение конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
предотвращение социального недовольства и девиантного поведения;
работа с учениками класса по улучшению социального положения детей из неблагополучных семей.

Социально-педагогическая поддержка детей — это система профессиональной деятельности, направленная на:

Помощь детям, нуждающимся в защите и правовой охране, оказавшимся в трудной ситуации.
Изменить отношения в семье.
Повышение образовательного потенциала семьи
Изменение методов ухода за детьми членами семьи
Организация досуга для детей из неблагополучных семей
Координация влияния учителей, родителей и сверстников на детей

Целью социально-педагогической помощи является создание условий, необходимых для реализации родителями права на воспитание детей, преодоление неудач в воспитании и конфликтных ситуаций, приводящих к беспризорности и безнадзорности, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.

Категории детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке

Проводится наблюдение за учениками и их семьями, что позволяет проанализировать детско-родительские отношения, социально-психологические отношения подростков в школе и вне ее, психологические характеристики учеников.

На каждого подростка, состоящего на учете в Департаменте по делам детей и молодежи, Департаменте по предупреждению преступности и защите населения и службах опеки и попечительства, ведется учетно-контрольный лист. На основе диагностики и анализа данных устанавливаются проблемы ребенка и выбираются методы социально-педагогической помощи и поддержки ребенка и его семьи.

Оказание психолого-педагогической поддержки детям группы риска и их семьям — сложный и длительный процесс, а результаты этой работы отдаляются во времени.

Принципы и методы изучения педагогически запущенных учащихся.

Важнейшей предпосылкой индивидуального подхода к учащимся является глубокая знание их особенностей, без которого любое обсуждение индивидуального подхода, без которого любой разговор об индивидуализации бессмысленен. Все принципы обучения студентов, рассмотренные ниже, неразделимы и взаимосвязаны.

  • Первый из них — изучение отдельного учащегося как системы многочисленных и разнообразных связей и отношений. Это означает, что ни одна отдельная характеристика или черта подростка не может быть определена и установлена изолированно.
  • Второй принцип — объективность.
    Нельзя делать выводы о человеке на основании мнения только одного человека, даже если он является опытным специалистом. В конце концов, при любых обстоятельствах его мнение будет личным и поэтому может быть ошибочным. Для того чтобы правильно понять человека, необходимо сравнить его мнения с другими, но хорошо известными, которые хорошо его знают.
  • Третий принцип — динамизм личного обучения.
    Человек меняется на протяжении всей своей жизни. В подростковом возрасте изменения очень у подростков. Крайне важно видеть их, использовать незакрытые, новые позитивный потенциал и своевременно принимать меры для устранения любых пробелов в развитии. Мы не должны создавать раз и навсегда фиксированный образ молодого человека. К сожалению, мы видим это на практике и часто сталкиваемся с запущенными в образовательном плане учениками.
  • Четвертый принцип — диалектическое обучение.
    Учитель должен видеть главные и ведущие качества обучающегося, уметь отличать их от второстепенных и второстепенных, отмирающих качеств, педагогически видеть противоречия в личности обучающегося и программировать педагогически целесообразные пути их разрешения.
  • Пятый принцип — педагогический оптимизм, который чрезвычайно важен в образовании.
    Пятый принцип — педагогический оптимизм, который чрезвычайно важен в образовании и вдвойне важен в перевоспитании учащихся.
  • Шестой принцип — профессионализм в учебе, т.е. глубокие знания
    Шестой принцип — профессионализм обучения, т.е. глубокое знание психологии человека и психологии подростков и умение правильно ее понимать.
  • Седьмой принцип — целеустремленность.

В самом общем виде изучение ученика идет по трем направлениям
задачи:

  • Наиболее полезными для преподавания и обучения, характеристики и способности.
  • Недостатки, которые проявляются в его личности и теле.
  • Оценка эффективности средств, используемых для их воспитания и обучения.
  • На разных этапах работы с учениками эти задачи имеют разную важность для учителя.

На первом этапе (первое полугодие) учителя должны сделать следующее, чтобы получить самое общее представление об ученике. Для этого они должны ознакомиться со следующим Учитель должен познакомиться с личной историей ученика, условиями жизни в его семье, поговорить с его родителями и его родителей и наблюдать за его поведением.

На втором этапе (который начинается в середине учебного года и заканчивается в конце учебного года), учителя должны) выявляются сильные и слабые стороны ученика. Выявляются слабые стороны и разрабатывается план педагогических действий, за которым следует.

Это отражено в плане индивидуальной работы с подростком.

Третий этап исследования — определение эффективности педагогического воздействия. Третий этап исследования — определение эффективности педагогического воздействия на учеников. Что касается образования в целом, то необходимо следующее Поскольку образование в целом требует комплексного подхода, необходимо также определить эффективность педагогического воздействия.

  • Первым условием комплексного подхода является оценка развития ребенка в плане общения, познания и труда.
  • Второе условие — сравнительная оценка развития ученика и микросреды условий.
  • Третье условие — сравнительный анализ содержания и методов. педагогическое воздействие и последующее поведение (деятельность)
    студент.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами. Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента (Заседателева Э. С.) :

Во-первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность, обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.

Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.

В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.

Прежде чем приступить к социально-педагогической технологии коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо выявить степень запущенности и все возрастные, индивидуальные проявления ученика в данном контексте. Для этого существуют разные подходы к составлению характеристики "трудного" ребенка.

По одному из подходов она может включать следующие компоненты:

1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям :

а) контактность с классным коллективом,

б) отношения с большинством педагогов,

в) реакция на педагогические требования,

г) податливость педагогическим воздействиям.

2. Уровень социально-ценного жизненного опыта:

а) опыт общения с людьми,

б) характер общения с людьми,

в) опыт участия в различных видах деятельности,

г) требовательность к себе при неудачах.

3. Я - концепция личности (эмоциональный аспект)

4. Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам:

5. Уровень самоуправления поведением:

а) может долго и качественно трудиться в области, которая его интересует,

б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность,

в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы.

Для диагностики педагогической запущенности В. Г. Баженов предлагает дневник наблюдения педагогически запущенного ребенка. Он предназначен для более длительного изучения данного ученика и ведется по хронологическому принципу. С помощью собранных данных о проблеме педагогической запущенности и развитии ребенка можно спроектировать коррекционную работу с самим учащимся.

После проведения диагностики, выявив степень запущенности, возрастные, индивидуальные проявления педагогически запущенного, можно приступать к составлению коррекционной программы.

Зюбин Л. М. предлагает следующие формы коррекционной работы:

· выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе,

· привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей,

· постепенное усложнение учебных и общественных заданий,

· систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике,

· медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом,

· формирование правильной самооценки,

· осуществление мер нравственно-полового воспитания,

· оказание необходимой помощи в учебной деятельности,

· привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных.

Следующий технологический этап - это определение эффективности воздействия на ребенка, выбранной социально-педагогической технологии и составляющих ее методик.

Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми преследует следующую цель - создание образа жизни, который позволит педагогически запущенному подростку управлять своими действиями и поступками, закреплять нравственное поведение. Отсюда необходимость построения модели жизнедеятельности, труда, быта и отношений педагогически запущенных подростков в зоне ближайшего социального окружения, с тем чтобы учесть общее и индивидуальное в каждом из воспитанников, конкретные условия воспитания. Здесь переплетаются элементы педагогического диагностики, прогнозирования, моделирования, организации жизни подростков, контроля и самоанализа результатов воспитательной работы.

Технология работы с педагогически запущенными детьми.

1. Изучение всего контингента вновь поступивших учащихся, выявление трудных подростков, организация индивидуальной учебно-воспитательной работы с ними.

Цели работы: выявление трудных учащихся, основных достоинств и недостатков их личности, склонностей, способностей, интересов, которые могут быть использованы для воспитания или перевоспитания подростков; изучение условий жизни и воспитания их в семье, их ближайшего окружения, личных связей, организация учета трудных учащихся; планирование индивидуальной работы с ними, проверка эффективности индивидуального подхода путем наблюдения за изменениями личности и поведения учащихся.

Формы и методы работы: изучение документации, беседы с учителями, с родителями, получение в необходимых случаях информации из инспекции по делам несовершеннолетних, беседы с учащимися, анкетирование, изучение работ учащихся, выполненных на уроках, наблюдение за поведением учащихся в разных условиях их учебы, работы, досуга.

Основные исполнители: классный руководитель, преподаватели, родители учащихся - с привлечением других лиц, знающих подростков.

2. Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных учащихся.

Цели работы: одновременно с решением важнейших задач нравственно правового воспитания учащихся и способствовать вовлечению их в полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива.

Формы и методы работы: приобщение учащегося к коллективной деятельности на уроках, обеспечение участия в различных общественных мероприятиях, занятиях кружков, секций художественной самодеятельности, отчеты учащегося перед коллективом; организация индивидуального шефства над ним с о стороны сверстников и взрослых; привлечение к общественно полезному труду; тренировка в нравственных делах и поступках; помощь в самовоспитании; систематическое использование поощрений и наказаний; разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед.

3. Воспитание правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения.

Цель работы (наряду с общими целями правового воспитания) : преодоление неуважительного отношения к закону и правовым нормам, борьба с противоправным поведением.

Формы и методы: встречи с работниками милиции, суда и прокуратуры, правовое просвещение родителей; проведение тематических лекций и бесед.

4. Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Цели работы: обучение учащихся приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях, воспитание интереса к общеобразовательным знаниям, формирование чувства уверенности в своих силах и способностях.

Формы и методы работы: индивидуальный подход к учащемуся на уроке, дополнительные учебные занятия, привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера, создание нормальных условий труда и отдыха подростков в семье, поощрение за успехи в учебе.

5. Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически запущенных учащихся.

Цели работы: выработать у педагогически запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки.

Формы и методы работы: уроки физического воспитания, занятия спортивных кружков и секций, специальные медицинские мероприятия, психоневрологическое обследование всех педагогически запущенных учащихся.

6. Работа с родителями педагогически запущенных учащихся.

Цель работы: изучение условий жизни и воспитания учащегося в семье, педагогическое и правовое просвещение родителей, координация воспитательных воздействий на подростков, принятие соответствующих мер родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них.

Формы и методы работы: педагогический лекторий для родителей, деятельность родительского актива. На особый учет должны быть взяты родители - правонарушители и пьяницы и с целью индивидуального воздействия на них.

7. Половое воспитание.

Цели работы: наряду с решением общих по отношению ко всем учащимся задач полового воспитания (воспитание правильного отношения к противоположному полу, изучение законодательства о браке и семье, специальных вопросов гигиены, физиологии интимных отношений) дополнительными целями в работе с педагогически запущенными учащимися являются : преодоление нездоровых интересов, повышенной сексуальности, неправильного отношения к противоположному полу, разъяснение недопустимости вульгарного поведения.

Формы и методы работы: беседы, лекции о взаимоотношениях между полами, о браке, семье, а также с целью профилактики венерических заболеваний, индивидуальные беседы, использование специальной литературы, обсуждение фильмов, спектаклей о любви, о семейных отношениях, медицинские консультации.

22 июня. Война и дети Тяжелее всего приходилось во время войны детям. Детские сады и школы не работали, многие дети остались совсем одни, потеряли под бомбежками.

Гиперактивные дети Гиперактивные дети. В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки.

Читайте также: