Социально педагогическая деятельность в доу
Обновлено: 07.07.2024
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Дошкольное образовательное учреждение – один из первых внесемейных социальных институтов, с которым вступает в контакт семья с детьми. Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для социализации ребенка. Социальный опыт, обретаемый ребенком в детском саду и семье, разный, следовательно, только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья, признавая свои различия и сходства, преимущества и недостатки, могут компенсировать или смягчать несовершенство друг друга.
Сегодня актуальной социальной проблемой становятся предупреждение и социальная коррекция семейных дисфункций. Современное общество насыщено экономическими и политическими кризисами, вследствие чего семья оказалась под давлением материальных, социальных и других проблем. В настоящее время наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, являющимся главным в социализации индивида, его воспитании и выполнении других важнейших функций. Эта ситуация несоизмеримо повышает роль детского воспитательно-образовательного учреждения в успешной социализации дошкольника.
Дошкольное образование, используя возможности раннего вмешательства в семью ребенка, способно решать профилактические задачи социальной работы. В дошкольных учреждениях обязательно должны присутствовать специалисты социальной работы и социальные педагоги, чья деятельность направлена на решение проблем каждого конкретного ребенка, на посредничество между ребенком и его окружением, оказание содействия детям в повышении их образовательного и нравственного уровня. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ будущего гражданина.
Основными объектами социальной работы в дошкольном учреждении являются дети, семьи, ближайший социум. В качестве основных видов социальной работы в дошкольном учреждении можно выделить работу с благополучными (профилактическая) и неблагополучными категориями подопечных (правозащитная, коррекционная, реабилитационная).
Можно выделить следующие задачи социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях:
– компетентностное социальное диагностирование ребенка и его семьи как определяющего института социализации дошкольника, прогнозирование тенденций социального развития подопечных;
– организация профилактической, социально-реабилитационной и правозащитной поддержки ребенка с учетом различных социальных групп и видов проблемности.
Тема формирования грамотного родительства сегодня крайне актуальна для российского общества, которое динамично изменяется и предъявляет новые требования к качеству молодого поколения. Соответственно, у родителей увеличивается потребность в информации, связанной с современными педагогическими подходами к воспитанию детей, к способам выстраивания комфортных эмоциональных взаимоотношений с детьми. В современном мире родителям бывает весьма непросто разобраться в стихийно развивающемся информационном потоке, новых воспитательных подходах и методах. Роль родителя требует новых знаний, умений и навыков по компетентному решению вопросов, связанных со здоровьем ребенка, его физическим, интеллектуальным и творческим развитием и образованием. Организация просветительской работы с родителями позволяет избежать ошибок в семейном воспитании.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания более эффективной системы психолого-педагогического сопровождения семьи, на основе новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация процесса просвещения родителей требует глубокого осмысления сущности изменений современной жизни, согласования позиций и выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. Для этого необходимы соответствующие условия, стимулирующие родителей к собственному психолого-педагогическому образованию, повышению педагогической культуры. Такая система условий должна строиться с учетом запросов и потребностей развивающейся личности ребёнка (подростка); специфики его личностного становления и профессионального самоопределения; предшествующего опыта родителей и уровня их психолого-педагогической грамотности.
Психолого-педагогическое просвещение родителей ориентировано на организацию такого взаимодействия, в котором созданы условия для самопрогнозирования, самоопределения, самореализации, самопроявления и саморазвития личности родителя. Процесс психолого-педагогического просвещения родителей представляет собой целенаправленную, организованную систему деятельности специалистов разного профиля (психологов, педагогов, социальных педагогов) по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития. Эта система представляет собой совокупность структурных компонентов, органически связанных между собой.
Работа по разъяснению прав и обязанностей родителей и повышению их психолого-педагогической культуры должна включать в себя три взаимосвязанных направления. Первое направление предполагает ознакомление воспитателей дошкольных образовательных учреждений с системой нормативного обеспечения прав детей на международном, федеральном, и региональном уровне и подготовку педагогического коллектива к работе с родителями. Второе направление – практическая работа сотрудников детского сада с родителями по повышению их правовой и психолого-педагогической культуры. Третье направление – обмен опытом, проведение совместных встреч, заседаний методических объединений, конференций и т.п.
Защиту прав и интересов детей дошкольного возраста необходимо осуществлять:
– в ситуациях жестокого обращения с детьми, в том числе при психическом и физическом насилии, покушении на половую неприкосновенность;
– в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей (родители пренебрегают основными нуждами ребенка; не обеспечивают регулярного питания соответствующего его возрастным особенностям; не соблюдают режим дня; нет постельных принадлежностей, одежды, обуви, предметов элементарной гигиены);
– если уход за ребенком и воспитание постоянно осуществляет бабушка (дедушка), особенно когда родители длительное время отсутствуют и не посещают детский сад (не присутствуют на родительских собраниях, утренниках и т.д.);
– если ребенок длительное время не посещает дошкольное учреждение, а родители не предоставляют соответствующий документ в ДОУ, разъясняющий причины его отсутствия;
– в случае прихода за ребенком одного из родителей или обоих родителей в нетрезвом состоянии;
– при отсутствии средств к существованию (родители не работают и не имеют иных доходов);
– в случае вовлечения детей в занятие бродяжничеством или попрошайничеством и т.д.
Указанные проблемы позволяют утверждать, что разные группы детей нуждаются в различной степени помощи, осуществляемой в разных формах и размерах. А их своевременное и эффективное решение позволит защитить право ребенка на достойный уровень жизни, обеспечить его физическую, социальную безопасность, развивать способности и возможности, что в итоге положительно отражается на профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и несовершеннолетних
Роль социального педагога в ДОУ, функциональные обязанности, нормативно- правовая основа, консультации и рекомендации для воспитателей.
Вложение | Размер |
---|---|
Roli_socialnogo_pedagoga_v_DOU.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роли социального педагога в ДОУ
В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:
— роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
— роль защитника интересов и законных прав ребенка;
— роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
— роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.
Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.
Функции социального педагога в ДОУ
— осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
— изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
— выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
— определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
— способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
— взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.
Направления деятельности социального педагога в ДОУ
- Работа по защите прав ребенка.
- Работа по социальному развитию личности ребенка.
- Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
- Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
- Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
- Работа с родителями социально опасных семей.
- Работа с социально незащищенными семьями.
- Работа с ближайшим окружением.
- Работа с социальными институтами.
Формы работы социального педагога в ДОУ
- интервьюирование;
- занятия по правам ребенка;
- театрализованные постановки по защите прав ребенка;
- организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, ДК и т.п.).
Взаимодействие с другими социальными общественными структурами :
- комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);
- отдел по делам несовершеннолетних (ОДН);
- отдел опеки и попечительства Муниципалитета;
- детская поликлиника;
- детская библиотека;
- школа;
- дома детского творчества;
- психологические центры.
Функциональные обязанности социального педагога ДОУ
С чего начинается работа социального педагога
Работа социального педагога начинается со сбора данных для социального паспорта дошкольного учреждения. Для этого ему потребуется информационная помощь администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т.д.).
Социальный паспорт включает следующие разделы :
- характеристика семей по количеству детей в семье;
- характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями);
- характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);
- характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);
- выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей;
- выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;
- выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);
- выделение группы детей из семей безработных;
- выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов;
- выделение группы детей из семей военнослужащих;
- выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения;
- выделение группы детей, родители которых являются студентами.
Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она должна находиться в поле зрения социального педагога.
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
Цель семинара — формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка.
Основные международные документы по защите прав детей:
В десяти принципах Декларации отражены права детей:
- на имя,
- гражданство,
- любовь,
- понимание,
- материальное обеспечение,
- социальную защиту,
- возможность получать образование,
- развиваться физически,
- нравственно,
- духовно в условиях свободы и достоинства.
В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека:
- воспитание и уважение к правам человека и основным свободам;
- воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
- подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами.
Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Для отслеживания соблюдения прав детей был создан Международный комитет по правам ребенка. Раз в 5 лет он рассматривает доклады государств о принятых мерах по осуществлению положения Конвенции. Дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе такого контроля, но в полной мере повлиять на соблюдение всех прав, которые касаются детей, в силу специфики дошкольного учреждения не в состоянии. Для этого необходимо выделить те права, соблюдение и защита которых могут обеспечить педагоги образовательных дошкольных учреждений:
- право на охрану здоровья,
- право на образование,
- право участвовать в играх,
- право на сохранение своей индивидуальности,
- право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.
Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня:
Семейный кодекс вступил в силу 1 апреля 1996 года. Он регулирует правовые вопросы в семейных отношениях. Раздел 4-й целиком посвящен правам и обязанностям родителей.
Ст. 54 гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Ст. 55 — право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Ст. 56 гарантирует защиту прав и законных интересов ребенка родителями или законными представителями, органами опеки и попечительства.
- дети-инвалиды;
- дети — жертвы межнациональных конфликтов;
- дети с отклонением в поведении;
- дети с ограниченными возможностями.
Пункт 1 ст. 9 устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье, в образовательных и других учреждениях.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Социально-педагогическая деятельность
в дошкольных образовательных учреждениях и ее особенности
В отличие от школы, где социальный педагог, главным образом, решает проблемы отклоняющегося поведения детей и проблем в обучении, в детском саду он призван помогать социализации и адаптации ребёнка и созданию комфортных условий для него в семье и в детском саду.
В ДОО осуществляются следующие направления работы социального педагога:
1. Работа с семьями воспитанников:
· педагогическое просвещение родителей. Предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности;
· удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
· изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.
2. Работа с педагогами детского сада:
· удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;
· изучение факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ.
3. Работа с воспитанниками детского сада:
· организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;
· коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;
· организация досуга детей.
4. Работа с другими службами ДОУ: координация взаимодействия субъектов социума в работе с семьей.
Если же заглянуть в должностную инструкцию, можно выделить следующие направления работы социального педагога в дошкольных учреждениях:
· осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
· изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
· выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
· определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
· способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде, созданию обстановки психологического комфорта и безопасности. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
Анализирует: личностные проблемы воспитанников для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки в адаптации.
Прогнозирует последствия запланированных проектов и программ по адаптации воспитанников; тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по корректировке стратегии развития сада.
Разрабатывает нормативные документы для структур, участвующих в проектах и программах сада по социальной адаптации детей.
Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
Взаимодействует с воспитателями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся воспитанникам, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации.
Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, сотрудникам других учреждений.
Роли социального педагога в ДОУ
В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:
— роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
— роль защитника интересов и законных прав ребенка;
— роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
— роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.
Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.
Функции социального педагога в ДОУ
Социальный педагог:
— осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
— изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
— выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
— определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
— способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
— взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.
Направления деятельности социального педагога в ДОУ
Работа по защите прав ребенка.
Работа по социальному развитию личности ребенка.
Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
Работа с родителями социально опасных семей.
Работа с социально незащищенными семьями.
Работа с ближайшим окружением.
Работа с социальными институтами.
Формы работы социального педагога в ДОУ
Функциональные обязанности социального педагога ДОУ
характеристика семей по количеству детей в семье;
характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями);
характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);
характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);
выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей;
выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;
выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);
выделение группы детей из семей безработных;
выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов;
выделение группы детей из семей военнослужащих;
выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения;
выделение группы детей, родители которых являются студентами.
Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком
физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).
Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
боязнь физического контакта с взрослыми;
стремление скрыть причину травм;
плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
суицидальные попытки.
ночные кошмары, страхи;
не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
стремление полностью закрыть свое тело;
депрессия, низкая самооценка.
постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
различные соматические заболевания;
беспокойство, тревожность, нарушения сна;
агрессивность;
склонность к уединению, неумение общаться;
задержка физического, умственного развития;
плохая успеваемость;
нервный тик, энурез.
задержка речевого и моторного развития;
постоянный голод;
кража пищи;
требование ласки и внимания;
низкая самооценка, низкая успеваемость;
агрессивность, импульсивность;
сонный вид и утомленность;
санитарно-гигиеническая запущенность;
отставание в физическом развитии;
часто вялотекущая заболеваемость;
антиобщественное поведение, вандализм.
создание доверительно-делового контакта с родителями;
участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).
ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.
похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.
реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
оградить ребенка от реакции других детей;
уделить ребенку максимум внимания;
дать понять, что проблему можно решить.
ЗАЩИЩАЕМ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обладает значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия дошкольника и его семьи с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации ребенка.
Сущность социально-педагогической деятельности ДОУ определяется особенностями дошкольного возраста, социальным статусом ребенка в системе общественных отношений, возможностями дошкольного учреждения в решении задач социализации.
Социальный педагог ДОУ является центральной фигурой в осуществлении профилактики и коррекции нарушений социальной адаптации дошкольников. Однако эффективность решения возникающих проблем определяется совместной деятельностью всех специалистов, работающих с детьми (воспитателей, психолога, логопеда), представителей администрации, а также родителей. Продуктивность применения профилактических мер зависит от взаимодействия всех взрослых. В процессе решения задач предупреждения нежелательных тенденций в развитии личности детей социальный педагог осуществляет: профилактическую работу с ребенком, совместную работу с педагогическим коллективом, взаимодействие с родителями.
Практика показывает, что в числе базовых проблем образования и воспитания, определяющих основные направления социально-педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения, следующие:
1) адаптация ребенка к дошкольному учреждению;
2) развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций;
3) реализация правового статуса ребенка как гражданина и осознание им этого;
4) работа с различными группами дошкольников, в том числе имеющих отклонения в развитии;
5) работа с семьями-мигрантами, с многодетными семьями, с неполными семьями и др.;
6) формирование социально принимаемого поведения детей;
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Следующая > В конец >>
Читайте также:
- Что такое рыночная экономика почему в ссср горбачев решил делать ставку на нее кратко
- Что такое хорошо и что такое плохо досуг в доу
- Почему в различных клетках какого либо организма работает только часть генов биология 9 класс кратко
- С кем хлестова приезжает в дом фамусова кратко
- Чем высшие потребности отличаются от низших кратко