Социальная коммуникация план урока

Обновлено: 03.07.2024

Планируемый результат: осознание обучающимися роли коммуникации в достижении эффективности общения.

Основные понятия: общение, коммуникация, реципиент, коммуникатор, канал связи, вербальное и невербальное общение, барьеры коммуникации.

1этап - НАСТРОЙКА

Для подготовки обучающихся к предстоящей учебной деятельности педагог проводит дыхательное упражнение. Его цель – мобилизация энергии и концентрация внимания, а также подготовка к запоминанию важной и сложной информации.


  • Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем.

  • Сделать вдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием.

  • Затем, ослабляя усилие, сделать выдох.

2 этап – АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Анатоль Франс

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.
Я утверждаю, что этот отрывок раскрывает нам общение реального субъекта с иллюзорным партнёром. (Верно, при общении реального субъекта с иллюзорным партнёром, ему присваиваются несвойственные качества субъекта)
2. Пантомимика – это форма вербального общения. (Неверно, вербальное общение строится на основе речи, а пантомимика - выразительные движения человеческого тела.)

3. «Меж ими все рождало споры и к размышлению влекло:

Здесь описан межличностный вид общения. ( Верно, описано общение двух литературных героев Владимира Ленского и Евгения Онегина)

5. Прослушайте строки В.Высоцкого :

Во мне два Я – два полюса планеты,

Два разных человека, два врага:

Когда один стремится на балеты –

Другой стремится прямо на бега.

Я лишнего и в мыслях не позволю,

Когда живу от первого лица, -

Но часто вырывается на волю

Второе Я в обличье подлеца.

И я борюсь, давлю в себе мерзавца, -

О, участь беспокойная моя! –

Боюсь ошибки: может оказаться,

Что я давлю не то второе Я.
В данном отрывке речь идёт об общении реального субъекта с воображаемым партнёром. (Верно, так как в стихотворении описан внутренний диалог автора, вариант самообщения)

6. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. (Верно, на его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения)

7. Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело…

В данном отрывке идёт речь об общении между реальными партнёрами. (Неверно, здесь речь идёт об общении реального субъекта – царицы – с иллюзорным партнёром – зеркалом, которому приписываются качества, ему на самом деле не присущие)

Подводим итоги блиц опроса – подсчет баллов, выявление победителя, комментарии преподавателя относительно качества усвоенного учебного материла.

3 этап – ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Ничего в нет в мире драгоценней уз,

соединяющих человека с человеком.

Антуан де Сент -Экзюпери
Слова преподавателя:

Достичь взаимопонимания непросто. Почему с одними людьми нам легко общаться, а с другими - трудно? Отчего с кем-то мы ладим, а с кем-то все время ссоримся?

Эффективность общения чаще всего связывают с коммуникативной стороной. В разговоре мы нередко смешиваем понятие коммуникации и общения. Эти понятия стали наполняться различным содержанием сравнительно недавно и тем более важно различать их.

Коммуникативная сторона общения проявляется во взаимном обмене информацией между собеседниками, передаче и приеме знаний, мнений и чувств.

В процессе коммуникации осуществляется взаимное влияние людей друг на друга. Коммуникация связывает (или разделяет!) нас, людей, друг с другом в решении многих проблем, позволяет осуществлять согласованные действия.

КОММУНИКАЦИЯ — это не только передача информации, это ещё и канал, соединяющий участников обмена информацией.
Тренинг

После выполнения – обсуждение упражнения. При обсуждении задаются вопросы: Что было трудным в решении задачи? Какой приём компенсировал отсутствие зрительного контакта?

Только что на собственном опыте вы смогли убедиться, что коммуникация может реализовываться как на вербальном, так и невербальном уровне. Каждый участвует в коммуникативном процессе ежедневно, но лишь немногие делают это эффективно. Если люди не будут обмениваться информацией, ясно, что они не смогут работать вместе, формулировать цели и достигать их.

Приведу вам один пример из истории Первой мировой войны, когда британский офицер, проходивший службу в Африке, получил депешу от командования:

Спустя несколько дней офицер отрапортовал:

Основной целью обмена информацией является выработка единой точки зрения между общающимися, установление согласия по поводу ситуаций и проблем, при этом важно, чтобы передаваемая информация была правильно понята. Умение точно выражать свои мысли и умение слушать являются составляющими коммуникативной стороны общения.

Обратите внимание, что информация в общении не просто передается от одного партнера к другому, а именно обменивается.
Структура коммуникативного акта

(процесса)

2. Реципиент – адресат (кому).

4. Канал связи – средства передачи информации.

5. Эффект – качество усвоение информации.

- Ничего себе, как интересно! Давай, я пойду и расскажу об этом Яне! (Встречает маму Яны.)

Слова преподавателя:


  1. Длинное предложение со сложными деепричастными оборотами;

  2. Известное четверостишие

  3. Пословица

  1. Осенью, когда то и дело идут дожди, а на улицах холод и слякоть, студенты часто не только опаздывают, но и приходят промокшие и не готовые к занятиям, что очень мешает преподавателям.

Так воспитаньем, слава богу,

У нас не мудрено блеснуть.

Коммуникация с помощью печатного текста


  1. КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ИМЕЮТ РЯД ОСОБЕННОСТЕЙ

-Какая строка с точки зрения эффективности коммуникации предпочтительнее?

Чтение подразумевает свободное различение линий шрифта и зрительно удобную пропорцию высоты, ширины и толщины линий.

Эти простые примеры доказывают, что один из самых распространённых каналов коммуникации – печатное слово - тоже имеет границы восприятия.

«Трудности порождают в человеке способности,

У.Филлипс
Закрепление изученного материала:

Для закрепления изученного материала давайте попытаемся выявить основные условия эффективности коммуникативного процесса на примере: преподаватель - студент. Будем исходить из того, что преподаватель это – коммуникатор. Что нужно для осуществления успешной коммуникации?

Коммуникатор – преподаватель :

1) должен быть заинтересован в передаче информации (мотивация), от этого зависит отбор информации;

2) должен хорошо владеть информацией (знание предмета);

3) должен искусно использовать разные средства передачи информации (методика обучения);

4) должен владеть системой контроля (следить за реакцией аудитории, опрос и т.п.).

Реципиент – студент:

1) должен быть заинтересован в усвоении информации (мотивация);

2) должен уметь воспринять информацию (внимание);

3) должен быть способен понять информацию (интеллект);

4) должен запомнить информацию (память), чтобы практически использовать.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Преподаватель ещё раз подчеркивает важность изучаемой темы, напоминает задачи, которые были поставлены в начале урока, отмечает, что весь материал (перечисляет какой именно) изучен.

Экспозиция музея обращает наше внимание на соответствие величины пространства обитания человека, с одной стороны, и масштабов последствий при нарушениях канала коммуникации, с другой. Попробуйте представить себе, что будет, если в большом городе выключить все светофоры?!

Беседа с группой:

Что более всего вам было интересно узнать при изучении темы?

Как полученные знания вы собираетесь применять в дальнейшей жизни?

На следующем занятии мы продолжим знакомиться с коммуниктивной культурой, которая составляет часть профессиональной этики.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

В качестве домашнего вы получаете задание подготовить инструкцию для оратора, выступающего с лекцией по теме "Коммуникативная сторона в общении"

Заключительное слово преподавателя:

Цель: знакомство с понятиями общение, коммуникация; средствами общения, особенностями общения в современном мире. Тип урока : введение новых знаний с элементами игротренинга. Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, игровой. Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Задачи : Показать чем общение отличается от коммуникации. Какие средства общения существуют. Особенности общения в современном мире.

ПЛАН: 1.Что такое общение. 2.Коммуникация или общение. 3. Структура общения. 4. Виды общения. 5. Особенности общения в информационном мире.

Общение и информационная коммуникация Линия сравнения Общение Информационная коммуникация 1. Общее 2. Различия А) Получатель информации Б)Наличие обратной связи В)Усиление или обособление участников Задание:

Термины: Коммуникация Вербальное общение Невербальное общение Коммуникатор Реципиент

Общение -это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Восприятие и понимание Обмен информацией

Общение – это сложный процесс, в который входят три составляющие: Коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми); Интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами); Перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания)

Я приготови-ла обед… Буквальный смысл Приглашает к столу больше ничего делать не будет Ожидает каких-то ответных действий

Структура общения Субъект - тот, кто является инициатором Цель - это то ради чего возникает необходимость в общении Содержание - информация Средства – это способы передачи информации Получатель информации

Средства общения : НЕРЕЧЕВЫЕ: ПОЗА ЖЕСТЫ МИМИКА ВЗГЛЯД ЗНАКИ РЕЧЕВЫЕ: РЕЧЬ ИНТОНАЦИЯ ТЕМП РЕЧИ ТЕМБР ГОЛОСА

Виды общения Вербальное Невербальное Непосредственное Опосредованное Прямое Косвенное Формальное Неформальное

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: Визуальные виды общения, акустическая система, тактильная система.

Функции общения : Социализации Познавательная Психологическая Организационная Отождествления

Общение – это… объединение, открытость; близость, безопасность; щедрость души; единение, единомыслие; необходимость дарить тепло; искренность, истина; единство с людьми. О Б Щ Е Н И Е

Общение и информационная коммуникация Линия сравнения Общение Информационная коммуникация 1.Общее 2. Различия А) Получатель информации Б)Наличие обратной связи В)Усиление или обособление участников Получатель информации - человек Получатель информации- человек, животное, машина Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта Однонаправленный поток информации при отсутствии обратной связи Усиление общности участников Участники остаются обособленными Обмен информацией

Домашнее задание: Стр. 328 вопрос: 3 Параграф № 31

Проверьте себя. Тесты. Что общего у таких видов человеческой деятельности, как игра и общение: 1)Требует соблюдение определенных правил; 2)Предполагают обязательное наличие партнеров; 3) Могут носить индивидуальный характер; 4) Предполагают использование имитации.

К невербальному общению относится: 1)Мимика; 2)Речь; 3) Интонация; 4)Темп речи.

Что относится к формам общения: 1) Передача информации; 2) Вербальное общение; 3) Структурное общение; 4) Групповое общение.

Продолжите предложение: Коммуникатор это…….. Реципиент это……

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


интегрированный урок (литература-обществознание) 6 класс "А счастье так возможно. Так близко. "

интегрированный урок по темам "Роман А.С.Пушкина "Дубровский"" (литература) и "Семья" (обществознание).


Интегрированный урок(История-Обществознание-Информатика-МХК) для 6 класса Учитель:Ковалёва Н.В. Тема:Государственная символика.Моя Родина-Владимирская земля.

В каждом учебном заведении,в каждом классе есть школьный уголок,где помещены основные символы РФ-герб,флаг и текст гимна.Но не всегда учащиеся задумываются о том,что обозначают те или иные символическ.


Конспект интегрированного урока по обществознанию, краеведению и географии для 10 класса на тему "Развитие городского самоуправления в 19 и 21 в.в."

В уроке приведены сведения о развитии городского самоуправления в г. Павловский Посад Московской области в 19 и 21 веке. Материалы урока могут быть использованы для проведения классного часа по патрио.


ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ-ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЯХ.


Интегрированный урок по обществознанию и истории "Что такое выборы?" в 9 классе


Методическая разработка интегрированного урока с использованием методики "Стратегия визуальной коммуникации" "Петербург Гоголя. Искусство в роли машины времени".

Интегрированный урок, посвящённый книжно-литературному Петербургу, с использованием методики "Стратегия визуальной коммуникации". Попытаемся через текст культуры (.


План-конспект интегрированного урока по обществознанию и математике в шестом классе

Конспект содержит информацию об основных этапах урока, тип урока, цель, задачи и планируемые результаты.


Цель: создать условия для усвоения и практического освоения учащимися принципов эффективной социальной коммуникации и безопасной массовой коммуникации.

2) изучить структуру социальной коммуникации;

3) охарактеризовать особенности массовой коммуникации в современном обществе;

4) использовать средства массовой коммуникации в качестве источника социально-гуманитарной информации.

Тип урока: изучение нового материала

2.Изучение нового материала. Актуализация знаний.

А пока мы начнем изучать особенности социальной коммуникации в современном обществе.

Запись темы, знакомство с планом работы. В ходе урока происходит заполнение таблицы.

Определение понятий

Особенности

Социальная коммуникация-

Массовая коммуникация-

Целеполагание: У Ротшильда были такие инструменты для осуществления социальной коммуникации, которые вы точно не используете, но это не значит, что у вас нет шансов преуспеть. Знакомство с темой и новыми понятиями и поможет вам оценить свой потенциал.

Поиск информации в сети Интернет по предложенным ссылкам (сканируем QRкод). Из предложенного материала выбираем подходящее определение и заполняем в таблице первые три колонки.





Примерные записи:

Социальная коммуникация – это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов или акт общения между людьми посредством передачи символов, целью котоpoгo является взаимопонимание.

Как вы думаете, что из этого использовал Ротшильд, учитывая то, что он жил во второй половине XVIII - XIX вв. – социальную или массовую коммуникацию?

(Это средство - радио, по которому Рузвельт обращался к гражданам США в годы мирового экономического кризиса).

Учитель: мы определились с определением, средствами коммуникации. Рассмотрим структуру.

Структура коммуникации. Учащимся предлагается сравнить разные модели коммуникации, и записать в таблицу структуру той модели, которая им кажется более полной.

Раздаточный материал:

Модель коммуникации Г. Лассуэлла:



М одель коммуникации Шеннона-Уивера

Учитель: Модель Шеннона –Уивера показывает важность минимизации влияния шума при передаче информации или критическое восприятие ее с учетом факта присутствия этого шума. Необходимо учитывать, что в процессе массовой коммуникации человек может попадать под воздействие манипуляции, стереотипов, ложной информации (в таблицу - особенности). Определите, какие воздействия присутствуют в предложенных документах (дети анализируют вырезки из газет, объявлений и т.д.)

Работа с предложенными документами.

Завершите предложение:

Что нужно сделать для того, чтобы коммуникация была эффективной?

Где вы сможете использовать полученные сегодня знания и навыки?

Какова роль массовой коммуникации в нашем обществе?

4.Рефлексия: сделайте набросок человечка, который готов к социальной и массовой коммуникации, отметив самые важные для этого органы тела.


-75%

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект урока по обществознанию с использованием информационно-коммуникативных технологий в 10 классе. Базовый уровень.

Учитель ГБОУ СОШ № 45

Тема урока : Социальные взаимодействия.

Тип урока : комбинированный урок с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Цель урока : рассмотреть сущность социальных взаимодействий, их разнообразие и стратегию поведения в каждом из них.

Задачи урока :

I . Обучающие

2. Формирование представления о социальных отношениях между индивидами, составление классификации социальных отношений.

3. Формирование представления о социальных конфликтах, их классификации, стратегии поведения в каждом из них.

II . Развивающие

1. Способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся.

2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся.

III . Воспитательные

Воспитывать толерантное отношение к окружающим

Оборудование и литература :

- проектор и экран

- компьютерная презентация по теме урока

I . Организационный момент . (1 мин)

Представление учителя, приветствие гостей и учеников. Создание комфортной рабочей атмосферы на уроке.

II . Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала. (10 мин)

Вовлечение учеников в учебную деятельность через повторение ранее изученного материала.

Проверка знания терминов предыдущей темы: социальное неравенство, социальная дифференциация, социальная стратификация, социальная мобильность (устный опрос).

Выполнение заданий в формате ЕГЭ (уровень А).

Задания выводятся на экран. Слайды №2-3 (Приложение 1).

А1. Критерием социальной стратификации является :

1) доход 2) престиж 3) авторитет 4) неравенство

А2. . Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

А. Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или группы.

Б. Общественные изменения — один из факторов, влияющих на социальную мобильность.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А3 . Укажите, по какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты?

1) территориальному 2) этническому

3) стратификационному 4) конфессиональному

III . Изучение нового материала. (25 мин)

Социальные отношения и взаимодействия

Социальные аспекты труда

Введение в тему

В повседневной жизни мы множеством невидимых нитей связаны друг с другом по личным, экономическим, правовым и другим вопросам. Многообразие этих связей и определяет структуру социальных отношений. Но эти взаимодействия оказывают различное влияние на нашу жизнь. Они отличаются по степени важности и значимости для нас.

I . Социальные отношения и взаимодействия. Формулирование понятий. Слайд №5

Социальная связь - совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные взаимодействия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.

Социальный контакт – первый шаг к установлению социальных отношений, скорее, соучастие, но еще не взаимодействие

Социальное взаимодействие – систематические, регулярные, взаимообусловленные социальны действия субъектов, направленные друг на друга

Социальные отношения – социальные взаимодействия, которые превратились в стабильную систему.

После формулирования и объяснения понятий выводим классификацию социальных отношений:

- межличностные отношения индивидов;

После этого прошу учащихся привести примеры каждого из видов социальных отношений.

Примером межличностных отношений индивидов могут служить отношения между друзьями, родителями и детьми и др.

Примером личностно-групповых отношений являются отношения между учителем и учениками, начальником цеха и рабочими и др.

Примером межгрупповых отношений могут служить отношения между двумя классами, спортивными командами и др.

Формами социальных взаимодействий являются: (слайд №6)

II . Социальный конфликт.

Задумывались ли вы, что конфликты уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Причины конфликтов разнообразны, но в их основе всегда лежит противоречие, связанное со столкновением социальных интересов, взглядов, позиций, двух или более сторон. Как правило, одна сторона обладает материальными ценностями, властью, образованием, престижем, в то время, как другая всего этого лишена.

Вопрос классу: что такое социальный конфликт?

Социальный конфликт - особое взаимодействие индивидов, групп, объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций, интересов. Слайд №7

Далее вместе с учащимися, пользуясь текстом учебника, составляем классификацию социальных конфликтов в зависимости от сферы их протекания:

Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т.е. сейчас мы говорим с вами об участниках конфликтов, т.н. субъектах. Обратите внимание на следующий слайд. (Слайд № 7). Учащиеся записывают в тетрадь субъектов конфликта: свидетели, пособники, подстрекатели, посредники.

Объяснение понятий причина конфликта, повод конфликта. Слайд №8

Вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт, - это предмет конфликта. Причина и повод конфликта отличаются от его предмета.

Причина конфликта – это объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон

Повод конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Итак, конфликт назревает. Как узнать о том, какие этапы проходит конфликт в своем развитии. Для того чтобы найти ответ на данный вопрос, вам предлагается самостоятельная работа в группах по 4 человека

(учащиеся соседних друг с другом парт объединяются для совместной работы), на 3-5 минут. Ответ следует искать в учебнике на с.165, где описывается жизненная ситуация.

По истечении отведенного времени, представители от каждой группы высказывают свои предположения, учитель предлагает сравнить их с правильными ответами ( слад №9).

Стадии социального конфликта:

С одной классификацией социальных конфликтов вы уже знакомы. Настало время познакомить вас с другими. Слайд №10

Социальные конфликты можно классифицировать по следующим критериям:

- по используемым средствам;

- по влиянию на ход развития общества;

- по характеру развития;

- по сферам общественной жизни;

- по типу отношений.

К сожалению, конфликты в нашей жизни, как правило, неизбежны. Однако, все люди ведут себя в ситуации конфликта по-разному. Наверное, и некоторые из вас участвуя в конфликте, находили пути выхода из него.

Поделитесь своим опытом.

Существуют различные способы решения конфликта. (Слайд №11)

- применение силы, власти, закона

Даю возможность учащимся объяснить смысл каждого из данных способов, затем привожу свой вариант.

Социальные конфликты могут привести как интегративным, так и дезинтегративным последствиям. Первые из них помогают разрешить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность группы, позволяют ее членам осознать четче осознать свои интересы. Вторые из этих последствий усиливают ожесточение, разрушают нормальные партнерские отношения, отвлекают людей от решения их насущных проблем. Слайд №12.

III . Социальные аспекты труда.

Значительную часть своей жизни человек проводит на работе, занимаясь тем или иным видом трудовой деятельности. Социальные аспекты труда проявляются в том, что люди, воздействуя на окружающую природную среду, обеспечивает свое существование, а также создают условия для своего дальнейшего развития и прогресса общества.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые раскрывают свои способности , пополняют и обогащают знания, приобретают новые умения. Слайд №13

Характер трудовых отношений зависит от возможности удовлетворять в процессе труда

различные потребности и интересы. Внимание на слайд №14.

IV . Культура труда.

Предлагаю учащимся следующее задание.

Почему так высоко ценятся профессионалы?

На выполнение задание 3-5 минут

По истечении времени учащиеся дают ответ на данный вопрос.

V . Закрепление изученного материала. Рефлексия. (выполнение мини-теста) – 3 мин.

VI . Подведение итогов. Выставление оценок учащимся. 2 мин.

VII . Домашнее задание. 1 мин.

Приложение №1

А1. Критерием социальной стратификации является :

1) доход 2) престиж 3) авторитет 4) неравенство

А2. . Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

А. Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или группы.

Б. Общественные изменения — один из факторов, влияющих на социальную мобильность.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А3 . Укажите, по какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты?

1) территориальному 2) этническому

3) стратификационному 4) конфессиональному

Приложение №2

совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные взаимодействия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.

систематические, регулярные, взаимообусловленные социальны действия субъектов, направленные друг на друга

особое взаимодействие индивидов, групп, объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций, интересов

социальные взаимодействия, которые превратились в стабильную систему.

первый шаг к установлению социальных отношений, скорее, соучастие, но еще не взаимодействие

Урок по предмету "Социальная коммуникация" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучении по индивидуальному образовательному маршруту, предназначена для одного конкретного ученика. Урок составлен в соответствии с учебным планом ОУ, с учетом психофизических возможностей обучающегося.

Оценить 152 0

Цель: обучение способам поведения в ситуациях, связанных с появлением обиды.

- познакомить с эмоцией обида;

-осознать, почему мы переживаем;

- научить преодолевать негативное настроение.

- научить понимать чувства свои и других людей;

-обучение способам выхода из ситуации обиды.

Ход занятия

Вводная часть

Ритуал приветствия

Инструкция: Начнем занятие с игры на внимание

Я буду говорить "нос" - ребенок должен дотронуться до носа, "пол" - показать пальцем на пол, "потолок"- показать пальцем на потолок. Я буду вас запутывать, говоря нос, показывать на потолок и т.д. Можно усложнить задание, говорить слова в разном порядке и в укоренном темпе.

“Кто придумает конец, тот и будет молодец”.

Цель:развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.

Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди.
На голове гребешок, Это Петя – … (петушок).

Ясегодня утром рано Умывался из-под…(крана).

в) Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало…(жарко).

Вдруг небо тучей затянуло, Из тучи молния…(сверкнула).

Живёт в нашем доме Гарик, У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша, У неё в тарелке …(каша).

Дежурным Вася в классе был, Полы он тряпкой чисто…(мыл)

Загадки - обманки

Цель: развить слуховое внимание.

Белым снегом всё одето –Значит, наступает .

На болоте во весь дух Громко квакает .

Представить себя воздушными шариками; на счет 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.

Почувствуем, что все напряжение пропало и мы полны энергии.

Основная часть.

Задание: определить и показать мимикой чувства.

Объявление темы и целей урока.

Тема урока: Обида

-Сегодня мы продолжим говорить об обиде, вспомним, что такое обида, как она действуют на человека, как правильно от нее освобождаться.

Беседа.На прошлом уроке я читала рассказ про очень рыжего львенка, которого все звери обзывалию

-Какое настроение было у львенка?

-Злое, он хотел отомстить.

Обида - это плохое или хорошее чувство?

Папа львенка посоветовал не обращать внимание на обидчиков.

Если мы обижаемся и злимся, то такое поведение ещё больше раззадоривает обидчика. А человека, который не раздражается, и дразнить то не интересно.

– У кого подобная ситуация также вызывает обиду?

- Как мы реагируем на обиды?

– Давайте разберемся, мы обижаемся…

Очень часто можно увидеть, как один человек обижает другого. Некоторым людям это очень нравится. Но в чем, же причина такого поведения по отношению к другим людям? часто смеются над поведением, внешним видом, словами.

Давайте определим над чем нельзя смеяться?

Вывешивается лист бумаги и записывается то, над чем обычно смеются. Говорят дети, учитель их инициирует, корректирует их ответы и записывает на листы.

Вы хотите быть хорошими или плохими. Если обида разрушает, значит тот, кто обижает разрушитель. Вам нравится, когда другому человеку плохо?

В каждом человеке есть много хорошего. Надо только увидеть.

Ребята, оказывается в нашем классе есть так много хорошего, за что можно похвалить. Кого-то можно похвалить за спортивные достижения, кого-то за доброту и отзывчивость, кого-то за его прилежание в учебе. У каждого человека найдется частичка хорошего. В каждом есть и плохое, с которым он должен бороться. Это вредные привычки, это сквернословие, это неопрятность и т. д.

Физкультминутка

Презентация САМОПОМОЩЬ

На прошлом уроке мы говорили о способах избавления от обиды, смотрели презентацию. Сейчас вы выступите в роли учителя и расскажете, что можно сделать, когда обидели?

Для того, чтобы успокоить себя, можно:

умыть лицо, руки, шею холодной водой.

послушать музыку, которая тебе нравится

очень помогает природа, можно покричать где-нибудь на природе – в лесу.

если нет возможности выйти на природу, можно попроситься побыть одной в спальне и поплакать, пока не станет легче.

- Главное, не копить обиду в себе, а значит простить в душе обидчика.

Какой способ больше понравился?

Представьте свою обиду и ответьте на вопросы: Какого обида размера?

- Какой температуры (холодная, теплая, горячая)?

- Какая она на ощупь (приятная, липкая, мягкая, меняющая форму)?

- Какого она цвета?

Затем обиду нарисуйте (желательно в виде какого-то образа).

Заключительная часть.

Читайте также: