Социализация и адаптация детей с рас через внеурочную деятельность азбука здоровья школе по фгос
Обновлено: 05.07.2024
Процесс социал изации - это процесс в заимодейств ия личности и общества.
Данное взаимодейств ие включает в себя, с одной стороны, способ передачи
индивиду социальн ого опыта, способ включения его в си стему общественны х
отношений, с д ругой стороны, процесс личн остных изме нений.
Исследования показывают, что инклюзивное образование по ложител ьно влияет
на детей не только с точки зрения усвоения образовательной программы, но и с точки
зрения позитивного со циальног о по ведения. Школа являетс я той естественн ой средой,
которая готовит р ебёнка к дальней шей самостоятельной жизни, к соци альному
Дети с расстро йствами аутистиче ского спе ктра составляют наиболее трудно
адаптируем ую группу д етей с ОВЗ (ограниченные возможн ости здоровья). Но для того ,
чтобы ребенок с аутизмом социализировал ся, не требуется дорогостоящих препаратов
и медицинских п риборов. Для так их детей, прежде всего, необхо димы люди.
поведения детей с аутизмом и готовы с ними общаться. Ну и конечно, нуж но, чтобы
Основными проблемами социальной адаптации д етей с р асстройствам и
Издавна бытующ ее мнение о том, что детям с расстройств ами
аутистическ о го спектра не д остает мотивации к общен ию, часто ошиб о чно. Многи е
дети с аутизмом, на самом деле, стре м ятся к общению, однако, у этих детей часто
недостаточно н а выков для э ффективно й коммуник ации.
Аномалия или полное отсутств и е речи усложняю т процесс взаимодействия с
окружающим и , дети зачастую не стремятся компенси ровать отсутствие речи
невербальными средствам и общения: мимикой, жестам и.
В социальной адаптации, социализации д етей с аутизмом большую роль играют
Много исследовани й в области аут и зма было посвяще но рол и сверст н иков с
типичным развит ием в социальном обучении детей с расстройствами ау тистич еского
спектра (РАС). Когд а ребенок с осо бенностями на х одится в среде обычны х
сверстников, он видит другие модели поведения – такие, которые он не может увидеть ,
просто находясь в семье, даже если у него самые лучшие родители и педагоги. Очень
часто имитация поведения сверстника д ает гораздо б олее выраженный эффект, чем
Возможность видет ь другие модели поведения и пробовать их – одна из главных
позитивных ст орон совместного о бучения для особ ого ребенка.
Основной прин ц ип любог о обучения с участием р овесников в том, что бы научит ь
детей с типичным развитием общаться с аутичн ы ми ровесникам и так, чт обы у тех было
как можно больше возмо жносте й для социально го взаимоде йствия. Эта цель
достигается с помощью очень разны х стратегий, которые зависят от возраст ной группы,
индивидуальн ых особенносте й конкретного ребенка с аутизмом и ресурс о в
Специалисты ресурсного класса используют в своей практике такие стратеги и,
как игровые гр уппы, групповое о б учение, обучение ровес н иков иниц иации общ ен ия.
Игровые группы - этот тип вмешате льства означает, что опытный взросл ый
руководит гр у ппой типичных детей и детей с РАС во время структурир ованного
совместного досуга с поддержкой, при этом взрослый акти вно поощряет общение детей
друг с другом. Фактически дети с аутизмом и без встречаются на короткое время, чтобы
проектах ( например, изготовление открытки к 8 Марта, поделки к Н овому году), а
Групповое обучени е. Весь класс учится т ому, как лучше вести себя с
конкретным аутичным ребенком или с несколькими детьми и какие тех ники применять
при общении с ними, чтобы их поддержать. Это обучение проходит во время «Уроков
общеобразовател ьных классов о том, что такое аутизм, как понять с ребенком с
Обучение ро весник ов инициаци и общения. Такой подход о значает, что
ровесников ребенка с аутизмом обуча ют тому, как инициировать общение с ним,
например, предлагать под елиться, просить о помощи или иначе привлекать внимание.
Это стр атегия помогает отрабатывать протоколы, нап ример, по обуче нию
В урочное и внеурочное время (на индивидуальных и фронтальных занятиях, на
занятиях кружка, переменах, в столово й, при посещении контактного зоопарка,
кукольного театра, на общешкольных праздника х ) ребенку с аутизмом дается большое
количество возможностей для общения. Таким образом, д ля детей с аутизмом
увеличивается общее количество возможносте й для практики в социальных навыках и
О преимуществах инклюзивного образования для обычных детей написано много
научных р абот учеными разных стран, где эта практика существует у же д олгие годы.
Например, доказано, что выпускники инклюзивных школ обладают более развитыми
Общение с особенными детьми развивает у нормотипичных ровесников навыки
помощи д ругим людям в целом (даже если у них нет аутизма). Они лучше понимают
окружающих, д емонстрируют терпимость к тем, кто отличает ся, а это может уменьшить
случаи травли в школе. Дети учатся очень многому, напр имер, понимать, что такое
аутизм, б ыть более у веренными в себе, б ыть б олее ответств енными, не п р иним ать сво и
Кроме того, работа в инклюзив ном классе, где созданы специальные
образовательн ые условия, дает педагогам уникальный опыт. Педагог, понимающий
непростые осо б енности р ебенка с а у тизмом, легко на йдет под х од к про блемам обу чения
у обычного ребенка, а если этого недостаточно, может воспользоваться помощью
специалист ов ресурсного кла сса, поэтому выигрывают все дети.
Несмотря на п о зитивные д оказательств а в поддержку этого общения, существ уют
опасения и у р одител ей нормотип и чных детей. Их интересуют вопросы:
- Могут ли дети с РАС представля т ь собой оп а сность для об ычных д етей?
Агрессивность н е является отличительной чертой детей с РАС. Однако они могут
обороняться в отв ет на то, что они воспринимают как угрозу или насмешку. Иногда
поведение ребенка c аутизмом может выглядеть как агрессивное, когда он пытаетс я
сообщить о своих неприятных о щущен иях, на пример — из - за слишком г р омких звуков
или с и льных запахов. Важн о помнить, что дети, у которых есть потен циально
опасные формы поведения, не включаются в учебный процесс в
- Детям свойственн о пов торять друг за другом слова и действия. Не станут ли дети
с РАС примером плохого поведения для других детей? Есть л и спос обы этого
Возможно, чт о другие дети будут иногда повторять какие - то действия своих
одноклассников с РАС. Но они не станут перенимать и присваивать данное поведение,
потому что у них сформ ированы свои, п р ивычные фо р мы поведения для воз н икающи х
жизненных ситуац ий. Если у детей п оявятся вопросы, почему их одноклассник с РАС
ведет себя и менно так, важно объяснить им причины такого поведения и то, как ему
Следует отметить, что воспитание и обучение детей с ограниченными
возможностями здо ровья в общеобразовательном прост р анстве – процесс сложный,
многогранны й и он возможен т олько когда в нем взаимодействуют все участни ки
образовательн ого процесса : это учителя, психолог, дефектолог, врачи, администрация
и конечно же р одители. Но це н тральной фигу р ой всегда о стаётся реб ёнок.
Заместителем директора по УВР
____________ Л. В. Слушковой
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ)
на 2019-2020 учебный год
(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), 1 КЛАСС)
Срок реализации 1 год
___________/Хазарова Ю. С./
Пояснительная записка
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
- требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;
Программа разработана с учётом:
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189);
- годового учебного календарного графика Учреждения на 2014 – 2015 учебный год;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими ЗАДАЧАМИ:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития; формировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Задачи коррекционной работы:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Коррекция основных мыслительных операций, навыков соотносительного анализа, навыки группировки, классификации, сравнения, синтеза;
Развитие логического мышления;
Коррекция отдельных сторон психической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания.
Общая характеристика курса.
первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни;
второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Принципы построения программы:
Принцип научности - в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Принцип доступности - определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Принцип системности - определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
навыки дискуссионного общения;
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Планируемые результаты реализации курса "Азбука здоровья".
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.
Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.
В соответствии с ФГОС на ступени начального образования решаются следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у
обучающихся, формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
-умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели;
-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ БУД:
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ БУД:
Делать простейшие обобщения, сравнивать на наглядном материале.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Находить решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков).
Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
Наблюдать; работать с информацией (понимать изображения).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. КОММУНИКАТИВНЫЕ БУД:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).
Слушать и понимать речь других.
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Автор: Буковцова Елена Николаевна
Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород
Автор: Беликова Олеся Олеговна
Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород
В настоящее время детский аутизм становится достаточно распространенным явлением. Расстройства аутистического спектра характеризуются нарушением развития средств коммуникации и социальных навыков. Дети с этим особым нарушением психического развития испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими детьми, родными, взрослыми, в общении и социальной адаптации и требуют постоянной специальной помощи и поддержки. Общими признаками для таких детей также являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем мире и стереотипность поведения. Детям с РАС присущи и разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира.
В связи со всеми вышеизложенными особенностями развития, такие дети нуждаются в создании в школе специальных образовательных условий с использованием индивидуального подхода, потому что расстройства аутистического спектра охватывают как очень тяжелые случаи, когда ребенок со- всем не владеет речью, так и случаи, когда ребенок почти не отличается от своих типично развивающихся сверстников. Каждый ребенок-аутист, несмотря на эти отличия, достоин создания условий и среды, которая максимально способствовала бы развитию его способностей и учитывала его трудности.
Для людей с особенностями развития не существует специального общества или отдельной резервации, поэтому нельзя прятать ребенка с РАС от типично развивающихся сверстников, обучая его в специализированных школах. После окончания такого учебного заведения взрослые люди с РАС оказываются мало подготовленными к жизни в обществе, несмотря на то, что большая часть из них могла бы жить самостоятельно или при минимальной поддержке. Специальные коррекционно-образовательные учреждения должны быть не искусственной заменой общества, а источником профессиональной поддержки процесса социализации людей с РАС.
Для преодоления трудностей социализации, для коррекции проблем развития, для более полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей нами была разработана модель внеурочной деятельности. При разработке и внедрении этой модели учитывались нормы, заложенные во ФГОСах второго поколения и практический опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих социальному и личностному развитию обучающихся с РАС, коррекции недостатков в физическом и психическом развитии.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной или групповой форме, исходя из психофизических особенностей и возможностей, обучающихся с РАС, их интересов и мотивов. Формы организации внеурочной деятельности также зависят от направления работы:
- Духовно-нравственное направление реализуется через проведение тематических воспитательных мероприятий, организацию экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, участие в конкурсах, концертах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, области.
- Научно-познавательное направление предполагает организацию работы кружков (Швейное дело, Деревообработка, Любители природы, Переплетное дело, Музыкальная мозаика, Театральная студия), проведение тематических недель, библиотечных уроков, конкурсов, экскурсий, деловых и ролевых игр.
- Общекультурное направление реализуется через организацию экскурсий, культпоходов в театры, музеи, концертные залы, на выставки, организацию выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся, концертов с участием детей с РАС, проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи, правилам поведения в общественных местах, работы кружков творческой направленности.
- Социальное направление включает в себя проведение субботников, участие в трудовых и экологических десантах и акциях, разведение комнатных школьных растений и уход за ними, организацию экскурсий в магазин, в поликлинику, в парикмахерскую, химчистку, почтамт.
Ø О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Ø Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2015г.);
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся
-формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
-развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
-обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
-представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
-навыков конструктивного общения;
-потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
-осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
-правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
Читайте также:
- Почему проблема инвалидности является одной из наиболее острых проблем решаемых человечеством кратко
- Черепахи детям кратко проект
- План урока по французскому языку 5 класс синяя птица
- Верна ли примета что низкий полет ласточки предвещает дождь кратко
- Как то летом на рассвете заглянул я в детский сад там училка воспиталка