Социализация и адаптация детей с рас через внеурочную деятельность азбука здоровья школе по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Процесс социал изации - это процесс в заимодейств ия личности и общества.

Данное взаимодейств ие включает в себя, с одной стороны, способ передачи

индивиду социальн ого опыта, способ включения его в си стему общественны х

отношений, с д ругой стороны, процесс личн остных изме нений.

Исследования показывают, что инклюзивное образование по ложител ьно влияет

на детей не только с точки зрения усвоения образовательной программы, но и с точки

зрения позитивного со циальног о по ведения. Школа являетс я той естественн ой средой,

которая готовит р ебёнка к дальней шей самостоятельной жизни, к соци альному

Дети с расстро йствами аутистиче ского спе ктра составляют наиболее трудно

адаптируем ую группу д етей с ОВЗ (ограниченные возможн ости здоровья). Но для того ,

чтобы ребенок с аутизмом социализировал ся, не требуется дорогостоящих препаратов

и медицинских п риборов. Для так их детей, прежде всего, необхо димы люди.

поведения детей с аутизмом и готовы с ними общаться. Ну и конечно, нуж но, чтобы

Основными проблемами социальной адаптации д етей с р асстройствам и

Издавна бытующ ее мнение о том, что детям с расстройств ами

аутистическ о го спектра не д остает мотивации к общен ию, часто ошиб о чно. Многи е

дети с аутизмом, на самом деле, стре м ятся к общению, однако, у этих детей часто

недостаточно н а выков для э ффективно й коммуник ации.

Аномалия или полное отсутств и е речи усложняю т процесс взаимодействия с

окружающим и , дети зачастую не стремятся компенси ровать отсутствие речи

невербальными средствам и общения: мимикой, жестам и.

В социальной адаптации, социализации д етей с аутизмом большую роль играют

Много исследовани й в области аут и зма было посвяще но рол и сверст н иков с

типичным развит ием в социальном обучении детей с расстройствами ау тистич еского

спектра (РАС). Когд а ребенок с осо бенностями на х одится в среде обычны х

сверстников, он видит другие модели поведения – такие, которые он не может увидеть ,

просто находясь в семье, даже если у него самые лучшие родители и педагоги. Очень

часто имитация поведения сверстника д ает гораздо б олее выраженный эффект, чем

Возможность видет ь другие модели поведения и пробовать их – одна из главных

позитивных ст орон совместного о бучения для особ ого ребенка.

Основной прин ц ип любог о обучения с участием р овесников в том, что бы научит ь

детей с типичным развитием общаться с аутичн ы ми ровесникам и так, чт обы у тех было

как можно больше возмо жносте й для социально го взаимоде йствия. Эта цель

достигается с помощью очень разны х стратегий, которые зависят от возраст ной группы,

индивидуальн ых особенносте й конкретного ребенка с аутизмом и ресурс о в

Специалисты ресурсного класса используют в своей практике такие стратеги и,

как игровые гр уппы, групповое о б учение, обучение ровес н иков иниц иации общ ен ия.

Игровые группы - этот тип вмешате льства означает, что опытный взросл ый

руководит гр у ппой типичных детей и детей с РАС во время структурир ованного

совместного досуга с поддержкой, при этом взрослый акти вно поощряет общение детей

друг с другом. Фактически дети с аутизмом и без встречаются на короткое время, чтобы

проектах ( например, изготовление открытки к 8 Марта, поделки к Н овому году), а

Групповое обучени е. Весь класс учится т ому, как лучше вести себя с

конкретным аутичным ребенком или с несколькими детьми и какие тех ники применять

при общении с ними, чтобы их поддержать. Это обучение проходит во время «Уроков

общеобразовател ьных классов о том, что такое аутизм, как понять с ребенком с

Обучение ро весник ов инициаци и общения. Такой подход о значает, что

ровесников ребенка с аутизмом обуча ют тому, как инициировать общение с ним,

например, предлагать под елиться, просить о помощи или иначе привлекать внимание.

Это стр атегия помогает отрабатывать протоколы, нап ример, по обуче нию

В урочное и внеурочное время (на индивидуальных и фронтальных занятиях, на

занятиях кружка, переменах, в столово й, при посещении контактного зоопарка,

кукольного театра, на общешкольных праздника х ) ребенку с аутизмом дается большое

количество возможностей для общения. Таким образом, д ля детей с аутизмом

увеличивается общее количество возможносте й для практики в социальных навыках и

О преимуществах инклюзивного образования для обычных детей написано много

научных р абот учеными разных стран, где эта практика существует у же д олгие годы.

Например, доказано, что выпускники инклюзивных школ обладают более развитыми

Общение с особенными детьми развивает у нормотипичных ровесников навыки

помощи д ругим людям в целом (даже если у них нет аутизма). Они лучше понимают

окружающих, д емонстрируют терпимость к тем, кто отличает ся, а это может уменьшить

случаи травли в школе. Дети учатся очень многому, напр имер, понимать, что такое

аутизм, б ыть более у веренными в себе, б ыть б олее ответств енными, не п р иним ать сво и

Кроме того, работа в инклюзив ном классе, где созданы специальные

образовательн ые условия, дает педагогам уникальный опыт. Педагог, понимающий

непростые осо б енности р ебенка с а у тизмом, легко на йдет под х од к про блемам обу чения

у обычного ребенка, а если этого недостаточно, может воспользоваться помощью

специалист ов ресурсного кла сса, поэтому выигрывают все дети.

Несмотря на п о зитивные д оказательств а в поддержку этого общения, существ уют

опасения и у р одител ей нормотип и чных детей. Их интересуют вопросы:

- Могут ли дети с РАС представля т ь собой оп а сность для об ычных д етей?

Агрессивность н е является отличительной чертой детей с РАС. Однако они могут

обороняться в отв ет на то, что они воспринимают как угрозу или насмешку. Иногда

поведение ребенка c аутизмом может выглядеть как агрессивное, когда он пытаетс я

сообщить о своих неприятных о щущен иях, на пример — из - за слишком г р омких звуков

или с и льных запахов. Важн о помнить, что дети, у которых есть потен циально

опасные формы поведения, не включаются в учебный процесс в

- Детям свойственн о пов торять друг за другом слова и действия. Не станут ли дети

с РАС примером плохого поведения для других детей? Есть л и спос обы этого

Возможно, чт о другие дети будут иногда повторять какие - то действия своих

одноклассников с РАС. Но они не станут перенимать и присваивать данное поведение,

потому что у них сформ ированы свои, п р ивычные фо р мы поведения для воз н икающи х

жизненных ситуац ий. Если у детей п оявятся вопросы, почему их одноклассник с РАС

ведет себя и менно так, важно объяснить им причины такого поведения и то, как ему

Следует отметить, что воспитание и обучение детей с ограниченными

возможностями здо ровья в общеобразовательном прост р анстве – процесс сложный,

многогранны й и он возможен т олько когда в нем взаимодействуют все участни ки

образовательн ого процесса : это учителя, психолог, дефектолог, врачи, администрация

и конечно же р одители. Но це н тральной фигу р ой всегда о стаётся реб ёнок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заместителем директора по УВР

____________ Л. В. Слушковой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ)

на 2019-2020 учебный год

(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), 1 КЛАСС)

Срок реализации 1 год

___________/Хазарова Ю. С./

Пояснительная записка

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

- требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;

Программа разработана с учётом:

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189);

- годового учебного календарного графика Учреждения на 2014 – 2015 учебный год;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро­вья, чем от 15 лет до 60.

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими ЗАДАЧАМИ:

Формирование:

представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

навыков конструктивного общения;

потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития; формировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Обучение:

осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

упражнениям сохранения зрения.

Задачи коррекционной работы:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

Коррекция основных мыслительных операций, навыков соотносительного анализа, навыки группировки, классификации, сравнения, синтеза;

Развитие логического мышления;

Коррекция отдельных сторон психической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания.

Общая характеристика курса.

первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни;

второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Принципы построения программы:

Принцип научности - в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Принцип доступности - определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Принцип системности - определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

навыки дискуссионного общения;

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

чтение стихов, сказок, рассказов;

постановка драматических сценок, спектаклей;

прослушивание песен и стихов;

разучивание и исполнение песен;

организация подвижных игр;

выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Планируемые результаты реализации курса "Азбука здоровья".

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.

Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.

В соответствии с ФГОС на ступени начального образования решаются следующие задачи:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у

обучающихся, формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

-умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели;

-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

-умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ БУД:

Проговаривать последовательность действий.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ БУД:

Делать простейшие обобщения, сравнивать на наглядном материале.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Находить решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков).

Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

Наблюдать; работать с информацией (понимать изображения).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. КОММУНИКАТИВНЫЕ БУД:

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).

Слушать и понимать речь других.

Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Автор: Буковцова Елена Николаевна

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Автор: Беликова Олеся Олеговна

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

В настоящее время детский аутизм становится достаточно распространенным явлением. Расстройства аутистического спектра характеризуются нарушением развития средств коммуникации и социальных навыков. Дети с этим особым нарушением психического развития испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими детьми, родными, взрослыми, в общении и социальной адаптации и требуют постоянной специальной помощи и поддержки. Общими признаками для таких детей также являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем мире и стереотипность поведения. Детям с РАС присущи и разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира.

В связи со всеми вышеизложенными особенностями развития, такие дети нуждаются в создании в школе специальных образовательных условий с использованием индивидуального подхода, потому что расстройства аутистического спектра охватывают как очень тяжелые случаи, когда ребенок со- всем не владеет речью, так и случаи, когда ребенок почти не отличается от своих типично развивающихся сверстников. Каждый ребенок-аутист, несмотря на эти отличия, достоин создания условий и среды, которая максимально способствовала бы развитию его способностей и учитывала его трудности.

Для людей с особенностями развития не существует специального общества или отдельной резервации, поэтому нельзя прятать ребенка с РАС от типично развивающихся сверстников, обучая его в специализированных школах. После окончания такого учебного заведения взрослые люди с РАС оказываются мало подготовленными к жизни в обществе, несмотря на то, что большая часть из них могла бы жить самостоятельно или при минимальной поддержке. Специальные коррекционно-образовательные учреждения должны быть не искусственной заменой общества, а источником профессиональной поддержки процесса социализации людей с РАС.

Для преодоления трудностей социализации, для коррекции проблем развития, для более полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей нами была разработана модель внеурочной деятельности. При разработке и внедрении этой модели учитывались нормы, заложенные во ФГОСах второго поколения и практический опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих социальному и личностному развитию обучающихся с РАС, коррекции недостатков в физическом и психическом развитии.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной или групповой форме, исходя из психофизических особенностей и возможностей, обучающихся с РАС, их интересов и мотивов. Формы организации внеурочной деятельности также зависят от направления работы:

  1. Духовно-нравственное направление реализуется через проведение тематических воспитательных мероприятий, организацию экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, участие в конкурсах, концертах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, области.
  2. Научно-познавательное направление предполагает организацию работы кружков (Швейное дело, Деревообработка, Любители природы, Переплетное дело, Музыкальная мозаика, Театральная студия), проведение тематических недель, библиотечных уроков, конкурсов, экскурсий, деловых и ролевых игр.
  3. Общекультурное направление реализуется через организацию экскурсий, культпоходов в театры, музеи, концертные залы, на выставки, организацию выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся, концертов с участием детей с РАС, проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи, правилам поведения в общественных местах, работы кружков творческой направленности.
  4. Социальное направление включает в себя проведение субботников, участие в трудовых и экологических десантах и акциях, разведение комнатных школьных растений и уход за ними, организацию экскурсий в магазин, в поликлинику, в парикмахерскую, химчистку, почтамт.

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности в коррекционной школе 1-3 классы

Ø О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Ø Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2015г.);

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся

-формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

-развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

-обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

-представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

-навыков конструктивного общения;

-потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

-осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

-правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

Читайте также: