Соблюдение баланса между игрой и другими видами деятельности в доу

Обновлено: 16.05.2024

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Перед каждым воспитателем ДОУ стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. За 2010-2011 уч. г. воспитатели выработали соблюдение баланса между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе, т. е. берегут время, предназначенное для игры; организовывают плавный переход от игры к занятиям и наоборот. Игровая деятельность способствует решению коррекционных задач, сниманию страхов, агрессии, замкнутости, выявлению межличностных отношений, развитию речи.

Проведя индивидуальные беседы с детьми старшего дошкольного возраста, и наблюдая за играми детей младшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что воспитанники увлеченно играют во все виды игр, но желание поиграть в дидактические, настольно-печатные игры преобладает. В игровой форме дети осваиваю традиционные стили общения.

Проанализировав данные по группам, выявила творческий подход к оформлению игровой зоны в группах: № 5 , воспитатель Сверидова Е.Ю., в группе № 8, воспитатели Сверидова М.В., Степанова С.В., в группе № 11 , воспитатели Соколова Н.В., Фадина Л.П., в группе № 6, воспитатели Писарева З.М., Веркалец В.С.

Воспитателями пополнена картотека словесных игр и упражнений. Исключением является группы № 1, 2, 9: в группах недостаточно игровых пособий, по результатам среза ЗУН дети испытывают затруднения в умении объединять отдельные действия в единую сюжетную линию; самостоятельно подбирать атрибуты для игры; слабые умения составлять из частей целое; находить круг, квадрат, треугольник; слабые умения сравнивать и подбирать по цвету, форме и величине и соотносить их друг с другом..

Результаты среза ЗУН детей по данному направлению показывают высокий уровень – 2,7. (91%) – на 0,1 б. выше по сравнению с прошлым годом. Положительных результатов достигли в организации и проведении театрализованной игры: эмоционально- выразительно исполняют роли, используя средства выразительности драматизации ( позу, жесты, мимику, голос, движения). Педагоги достаточно уделяют внимание практическому обучению детей, активно используют игры- драматизации на занятиях и в повседневной жизни, пополнена зона театрализованных уголков.

Но как отрицательное хочу отметить, что детям тяжело дается самостоятельно организовать знакомую игру с небольшой группой сверстников, т.е. согласовывать свои действия с действиями партнеров. В сюжетно- ролевых играх не могут усложнять игру путем состава ролей, согласовывать ролевые действия, увеличением количества объединяемых сюжетных линий. По результатам наблюдений за работой воспитателей и специалистов выявили недостаточное использование игровых методов, активизирующих самостоятельность и инициативу ребенка, его творческие способности, память, мышление, внимание.

Наблюдения показывают, что педагоги испытывают затруднения в организации игр с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей, в развитии общения между детьми в игре, в формировании сознательного отношения к соблюдению правил речевого взаимодействия, направляя внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость, в развитии творческого воображения. Надо отметить, что некоторые педагоги повышали свой уровень профессиональных знаний через самообразование.

Несмотря на внедрение современных технологий в практику работы МДОУ, недостаточно используется игровая деятельность в жизни детей.

Определяясь с задачами на будущее, и исходя из того, что ведущая деятельность дошкольников игровая, коллектив детского сада выбрал направление – усилить работу по организации и развитию игровой деятельности детей в режиме дня через совершенствование приемов руководства игрой.

Отсюда следует, в 2011-2012 уч. г. коллектив будет работать по следующим направлениям:

1. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Продолжать работу над

педагогической техникой общения между детьми в игре, способность совместно

развертывать игру, развивая творческое воображение.

2. Повысить профессиональный уровень педагогических кадров с помощью активных форм

работы (диспуты, игровые техники, проблемные семинары, деловые игры и т.д.).

Сформировать новую позицию по взаимодействию с детьми.

3. Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию активности детей.

Совершенствовать систему работы по организации игровой деятельности как фактора

развития двигательной активности и улучшения положительного эмоционального настроя.

РЕЗУЛЬТАТЫ СРЕЗА ЗУН ВОСПИТАННИКОВ (диагностика)

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2010-2011 учебный год.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что в ДОУ ведётся систематическая, последовательная работа по речевому развитию и коррекции. Все разделы по системному развитию речи выполнены: общий показатель – 2.7 б. (91 %). Хотелось отметить работу воспитателей группы № 11 (Соколова Н.В., Фадина Л.П.) и воспитателя группы № 12 (Саблину Л.А.) - -2.9 б. Педагоги данных групп показали высокие профессиональные знания, умения, навыки; проявляли творческую активность по данному направлению.

Анализируя работу, воспитателей выявлено: дети испытывают затруднения: в составлении полного, развернутого последовательного рассказа, самостоятельно придумывать сюжеты, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке; во время выступлений детей на открытых мероприятиях (утренниках, праздниках, занятиях) и на контрольно- проверочных занятиях в течение учебного года наблюдения показывают низкий уровень умений детей выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, пьес; при обследовании грамматических навыков наблюдаются ошибки грамматического характера, дети испытывают затруднения: в умении образовывать однокоренные слова, прилагательные в сравнительной форме и превосходной степени, в употреблении сложных предлогов, в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Анализ уровня звуковой культуры речи показывает , воспитанники испытывают затруднения называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове; слабые умения замечать неправильное ударение.

Определили несколько причин: объективно и ежегодно увеличивающееся количество детей с задержкой речевого развития, с дефектами речи ( обследование детей показало, что почти 65 % из них необходима помощь логопеда; в нашем ДОУ функционирует всего 2 коррекционно- речевые группы ( 5-6 лет, 6- 7 лет), количество детей в них выше нормы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире”.

В. А. Сухомлинский

В условиях реализации ФГОС говориться об исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. В новом документе, указывается на то, что обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично, вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Право играть зафиксировано и в 31 статье Конвенции о правах ребенка.

Являясь участником игры, взрослый, в зависимости от создавшейся ситуации, всегда имеет возможность уточнить желания детей, их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решить спорные вопросы.

Педагог должен уметь видеть в каждом ребенке отдельную личность, знать, какими навыками поведения обладает каждые ребенок его группы, в какие взаимоотношения вступает, какое место в группе играющих детей принадлежит каждому ребенку в самостоятельных играх.

В течение дня дети могут играть четыре раза: до завтрака (5-40 мин, между завтраком и занятиями (5-7 мин, на открытом воздухе (1 ч. -1 час. 30 мин, после дневного сна (20-40 мин).

Все игры и пособия должны находиться под рукой у ребенка.

При организации предметно-развивающего пространства необходимо учитывать развивающий характер игры; особенности коллектива и каждого-ребёнка.

В каждом возрасте - мы наблюдаем особенности в развитии игры:

• младший возраст - режиссерская игра (игра-манипуляция с предметами).

• средний возраст - ролевая, игра- диалог.

• старший возраст - игры с правилами, режиссерская, игра - фантазия, сюжетосложение.

В группе должны присутствовать все виды игр и игрушек - (сюжетные, дидактические, моторные, театрализованные и т. д.); игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома).

Рассмотрим 1 день

Игры до завтрака начинаются с приходом ребенка в детский сад, прерываются завтраком и продолжаются до начала занятий. Задача воспитателя в этот период - так рационализировать педагогический процесс, чтобы организовать игру детей в эффективных формах, активно влиять на ее ход и взаимоотношения детей.

В младшей группе предпочтение отдается играм, в которых дети могли бы наиболее полно удовлетворить свои потребности в игре без сложных личностных взаимоотношений. Это игры, например, с песком и водой, в которые можно играть в любое время года в комнате или на открытой площадке, несложные строительные игры, во время которых может возникать потребность не только в индивидуальных, но и в совместных действиях.

У воспитанников средней группы опыт игровой деятельности значительно больше, они приносят игрушки из дома, разнообразят и усложняют игры. Дети быстро понимают друг друга, воплощая свой замысел. Воспитатель корректирует игру, не нарушая ее, сохраняя ее самодеятельный и творческий характер.

Воспитанникам старшей группы предоставляются широкие возможности для игры в ролевые, строительные, дидактические и подвижные игры как индивидуально, так и коллективно.

Игры детей после завтрака должны согласовываться с характером и содержанием дальнейших занятий. Так, перед занятиями по речи, математике, рисованию уместными будут игры на развитие мышления, внимания, воображения. Иную направленность предоставляем играм, если следующие занятия требуют от детей движений (хореография, физкультура). Следовательно, руководство играми нужно согласовывать с педагогическим процессом. Важно отходить от шаблонов. Ни в коем случае не стоит навязывать что-то детям, вызывая тем самым у них сопротивление, выход из игры или ее прекращение. Здесь уместны будут вопросы, советы, рекомендации.

Игры между занятиями. Для всех групп детей подбирают игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение - с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором.

В перерывах между занятиями следует избегать игр всей группой. Это утомляет детей. Также неуместными будут новые игры, требующие длительных и сложных объяснений. Переход от игры к занятиям должно происходить спокойно и непринужденно.

Игры на открытом воздухе. Дети могут продолжать игру, начатую ранее (до занятий или между ними, если она их заинтересовала, или придумать что-то новое. Эти игры желательно всячески разнообразить, поскольку есть большое пространство для активных движений, поэтому следует как можно полнее использовать эти условия, чтобы воспитанники могли побегать, попрыгать, просто позабавиться.

Организуя игры на открытом воздухе, следует обязательно учитывать такой важный фактор, как сезонность. В холодную погоду они должны давать достаточную нагрузку, но при этом не предусматривается соблюдение одинакового темпа для всех детей, длительной подготовки, больших усилий, внимания. Игры должны быстро разогревать детей, но без ущерба здоровью. Требования к ним должны быть индивидуализированы, с учетом состояния здоровья каждого воспитанника, погодных условий.

Младшие дошкольники достаточно активны, они много двигаются, однако опыт двигательной деятельности у них еще мал и однообразен. Чтобы повысить активность и обогатить движения малышей, следует создавать соответствующие условия, использовать различные предметы и игрушки (мячи, шарики, кубики, скакалки и др.).

Более целевые в этом возрасте игры с песком, строительным материалом, являются началом конструкторской деятельности. Педагог обязательно учит детей играть, создает игровую ситуацию, непосредственно общается с воспитанниками, используя методы прямого воздействия. Имеет место и опосредованное влияние через игрушку, несложную инсценировку т. д. Малышам этого возраста нравятся сюжетно-ролевые игры на бытовые темы, связанные с повседневной жизнью (например, девочки играют в куклы, мальчики - с машинами).

В средней группе проводят дидактические игры, связанные с движением. Это игры-загадки, где дети движениями изображают какой-то предмет или действие. Их целесообразно проводить после бега или другой активной физической нагрузки.

Чередование игр с правилами и без них способствует развитию и разнообразию игр, их воспитательному воздействию на детей. Важен постоянный контакт воспитателя с детьми как косвенный, так и непосредственный.

В старших группах можно предложить детям перед выходом на площадку договориться, во что и как они будут играть. Это сразу даст направление их деятельности.

Целесообразны игры-драматизации (если план игры, последовательность действий определены заранее, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Вмешательство воспитателя должно сводиться к советам, как лучше реализовать задуманную игру. Для этого достаточно попутных замечаний во время сбора на прогулку. Для лучшей самоорганизации желательно, чтобы дети в группе знали несколько игр и умели в них играть. Важен и способ организации детей. Например, они могут выбрать ведущего в игре сами с помощью считалки, или его назначит воспитатель.

Игры после дневного сна во всех группах проходят в комнате или на открытом воздухе. Комнату, в которой играют дети, желательно отдать полностью в их распоряжение: расположение мебели, игрушек подчиняется игре. Воспитатель направляет детскую самодеятельность, сам участвует, знакомит дошкольников с новой игрой. Если они играют в разные виды игр, воспитательные задачи разнообразнее и индивидуализируются.

Вечером можно продолжить строительные и ролевые игры, созданные на открытом воздухе. У детей накапливается достаточно образов, чтобы играть разные роли, строить сооружения и т. п. Уровень этих игр значительно возрастает, если воспитатель предложит задачи. Можно проводить с детьми дидактические игры, содержание которых весьма разнообразно. Сочетание дидактических игр с другими видами позволяет достичь значительного успеха в всестороннем развитии детей. В настоящее время уместными будут музыкальные игры, в которых воспитателю отводится значительная роль. Это - игры-хороводы с песнями, подвижные игры, игры под музыку, игры-загадки. Активной должна быть роль воспитателя и в играх-драматизациях.

Летом, когда детские знания и опыт значительно обогатились, меньше времени тратится на одевание, раздевание, сбор на прогулку, есть возможность полнее удовлетворять потребности детей в игре.

Летом в средней и старшей группах следует активно внедрять творческие игры с использованием природного материала.

Старшим дошкольникам можно предложить дидактические игры, которые по содержанию связанны с учебной программой по развитию речи, ознакомлением с окружающим миром, с обучением счету и тому подобное. Следует активно внедрять отгадывание загадок, нахождения частей предмета и его составление, проводимых как со всей группой, так и с отдельными детьми. В дождливые дни дети охотно играют в настольные игры (шашки, шахматы, игры-лабиринты, игры с кубиками, настольный хоккей и т. д.).

Игры-забавы достаточно популярны и у старших детей. Но следует вдумчиво отнестись к содержанию этих игр, позаботиться, чтобы они не только развлекали, но и служили педагогическим целям.

Детям нравятся строительные игры. Поэтому материалы для них всегда должны быть на специально отведенном месте, чтобы дети имели возможность начать различные игры - строительные, сюжетные, которые длятся несколько дней

Заканчивается насыщенный интересными разнообразными играми день. Воспитатель напоминает, что надо навести порядок среди игрушек, все положить на свои места. Уборке можно придать вид игры, при этом воспитатель приучает детей к последовательности, выполнения установленных правил, поддержание порядка.

И 1. Сотрудники создают условия для возникновения и развертывания игры детей.

И 1.1. Создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждают события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и о неживой природе и пр.).

И 1.4. Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе, оберегают время, предназначенное для игры, подменяя ее занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к занятиям, режимным моментом.

И 1.5. Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и пр.).

И 2. Сотрудники создают условия для развития общения между детьми в игре.

И 2.1. Организуют совместные игры детей (предлагают игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми, объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью взаимного обогащения игровым опытом и пр.).

И 2.2. Развивают способы игрового общения детей как носителей роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).

И 2.3. Развивают у детей умение общаться по поводу игры (договариваться, поделиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликты и пр.).

И 3. Педагоги создают условия для развития творческой активной деятельности детей в игре.

И 3.1. Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов.

И 3.2. Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и пр.).

И 3.3. Поощряют детей к импровизации в игре (придумывание сюжетов: введению оригинальных персонажей в традиционные игры, смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).

И 3.4. Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.

И 3.5. Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в игре (включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; используют выразительные движения, мимику, интонированную речь; вносят в иргу моменты неожиданности, таинственности, сказочности и пр.).

И 3.6. Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправный партнер.

И 4. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в организации игры детей.

И 4.1. Организуют игры с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками и задержками в развитии; повышающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей и пр.).

И 4.3. Способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно от мальчиков и девочек и совместные; предлагают роли мамы, хозяйки и пр. для девочек, роли, связанные с мужественными профессиями – для мальчиков; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов.).

И 4.4. Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре.

И 5. Сотрудники способствуют развитию у детей разных видов игры.

И 5.1. Организуют сюжетно-ролевую игру.

И 5.2. Организуют игры с правилами.

И 5.3. Способствуют возникновению режиссерской игры.

И 5.4. Организуют игры-драматизации.

И 5.5.Побуждают детей к играм-фантазиям (придумывание сказок и пр.).

И 5.6. Организуют подвижные и спортивные игры.

И 5.7. Используют дидактические игры в педагогическом процессе.

И 5.8. Приобщают к играм разных народов.

И 6. Педагоги используют игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

ВложениеРазмер
razvitie_igrovoy_deyatelnosti_kriterii.docx 23.35 КБ

Предварительный просмотр:

И 1. Сотрудники создают условия для возникновения и развертывания игры детей.

И 1.1. Создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждают события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и о неживой природе и пр.).

И 1.4. Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе, оберегают время, предназначенное для игры, подменяя ее занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к занятиям, режимным моментом.

И 1.5. Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и пр.).

И 2. Сотрудники создают условия для развития общения между детьми в игре.

И 2.1. Организуют совместные игры детей (предлагают игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми, объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью взаимного обогащения игровым опытом и пр.).

И 2.2. Развивают способы игрового общения детей как носителей роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).

И 2.3. Развивают у детей умение общаться по поводу игры (договариваться, поделиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликты и пр.).

И 3. Педагоги создают условия для развития творческой активной деятельности детей в игре.

И 3.1. Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов.

И 3.2. Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и пр.).

И 3.3. Поощряют детей к импровизации в игре (придумывание сюжетов: введению оригинальных персонажей в традиционные игры, смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).

И 3.4. Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.

И 3.5. Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в игре (включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; используют выразительные движения, мимику, интонированную речь; вносят в иргу моменты неожиданности, таинственности, сказочности и пр.).

И 3.6. Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправный партнер.

И 4. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в организации игры детей.

И 4.1. Организуют игры с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками и задержками в развитии; повышающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей и пр.).

И 4.3. Способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно от мальчиков и девочек и совместные; предлагают роли мамы, хозяйки и пр. для девочек, роли, связанные с мужественными профессиями – для мальчиков; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов.).

И 4.4. Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре.

И 5. Сотрудники способствуют развитию у детей разных видов игры.

И 5.1. Организуют сюжетно-ролевую игру.

И 5.2. Организуют игры с правилами.

И 5.3. Способствуют возникновению режиссерской игры.

И 5.4. Организуют игры-драматизации.

И 5.5.Побуждают детей к играм-фантазиям (придумывание сказок и пр.).

И 5.6. Организуют подвижные и спортивные игры.

И 5.7. Используют дидактические игры в педагогическом процессе.

И 5.8. Приобщают к играм разных народов.

И 6. Педагоги используют игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ИГРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ


Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".



Обобщение опыта работы по теме: «Использование игровых полей для развития игровой деятельности дош.


В развивающих играх Никитина - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно п.

Цель: создание радостного настроения у детейЗадачи:Развивать коммуникативные способностиЗакрепить знания детей о домашних животных и птицах. .


На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогуследует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности.

Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, и от них зависит формирование самой игры.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.

Планирование такой сложной деятельности, как игра, представляет затруднения у многих педагогов, особенно начинающих. Кроме того, при анализе и самоанализе педагогического процесса педагоги также нередко испытывают трудности.

Все вышесказанное определило цель создания данных методических рекомендаций: помощь воспитателям ДОУ в планировании, диагностике и анализе различных видов игровой деятельности детей.

1. ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Схема анализа игровой деятельности.

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разным видами игр.

10. Окончание игры.

Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя.

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись?

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

Э. Сколько времени продолжалась игра?

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Как проходило распределение ролей?

17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?

18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они

устранялись? в игре?

21. Взаимоотношения педагога и ребенка.

22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.

Анализ наблюдения игровой деятельности детей

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем.

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры;

- расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

- предлагал новые игровые действия;

- предлагал новые роли;

- вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

- предлагал новые игровые ситуации;

- задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

- брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

- давал оценку (анализ) игры;

2. Какие приемы использовал воспитатель для формиро­вания взаимоотношения детей во время игры?

- сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

- побуждал детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках);

- предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

- побуждал детей объединять разные игры между собой;

- использовал какие-то другие приемы.

Игровая деятельность детей во 2-ой половине дня.

1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

10. Окончание игры.

Настольно-печатные игры.

1. Название игры. К какому виду настолько-печатных игр она относится.

2. Воспитательно-образовательная ценность игры.

3. В какой группе может быть использована и почему?

4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр.

Схема анализа детской игры.

1. Доставила ли игра детям радость?

2. Причины достигнутого результата - подготовка к игре:

- планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой;

- создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра);

- по чьей инициативе возникла игра;

- имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом;

- самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя;

- в чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления);

- не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством?

- деятельность детей в игре;

- как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии;

- как была закончена игра - организованно или неожиданно;

- как проведен анализ.

3. Как бы Вы руководили этой игрой?

Игры со строительным материалом.

Соответствие поставленных задач возрастным особенностям детей.

Какая подготовительная работа проводилась перед игрой, её целесообразность?

Какой строительный материал использовался в игре (специально созданный, природный, подсобный).

Методы и приёмы стимулирования и мотивации к игре.

Эффективность методических приёмов, используемых в ходе игры и для её завершения.

Какой вид конструирования использовался в процессе игры, его соответствие возрасту, целесообразность:

А) по заданной теме;

Место и время для игры.

Какие условия были созданы для обыгрывания построек.

Воспитательная направленность игры.

2. ДИАГНОСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Критерии развития игровой деятельности

I. Условия для возникновения и развертывания игр детей

Педагоги создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждает события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явлении и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.).

Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельно­сти в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя его занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к режимным моментам.

Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвиж­ными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми).

II. Условия для развития общения между детьми в игре

Педагоги организуют совместные игры детей (предлагают игры с различным числом участников, учитывая, в частности, дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные иг­ры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обо­гащения игровым опытом).

Развивают способы игрового общения, наделяя детей ролями (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).

Развивают у детей умение общаться по поводу игры (дого­вариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр.).

III. Педагоги создают условия для развития творческой актив­ности детей в игре

Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов.

Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.).

Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сю­жетов; введению оригинальных персонажей в традиционные иг­ры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).

Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.

Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной ат­мосферы в процессе игры (педагоги включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.).

Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой де­тей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.

IV. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в органи­зации игры детей

Организуют игры с учетом личных особенностей и специаль­ных потребностей детей (игры, стимулирующие активность за­стенчивых детей и детей с физическими недостатками, с задерж­ками развития; повышающие самоконтроль у излишке растормо­женных и агрессивных детей).

Способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают девочкам роль мамы, хозяйки; мальчикам - роли, связанные с мужественными профессиями; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа раскрывает методы иприёмы используемые при планировании сюжетно-ролевых игр. Игры способставуют личностно-коммуникативному развитию ребёнка.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ

Павельевой Татьяны Леонидовны.

« Ввести ребёнка в сложный мир человеческих

отношений – одна из важнейших задач воспитания

В. А. Сухомлинский.

Социальное развитие- это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со сверстниками и взрослыми, он учится жить рядом с другими, при этом учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т. е. становиться социально компетентным.

Социально- личностное развитие включает в себя несколько разделов:


















Закрепление полученных знаний в дошкольном возрасте происходит в игре. Это одно из самых эффективных средств в социально- нравственном развитии детей.Противоречие между тенденцией к самостоятельной деятельности. В некоторой независимости от взрослых и стремлениие к общей со взрослыми жизни разрешается в возникновении ролевой игры. Игра- ведущая деятельность дошкольника. В игре дети берут на себя роли взрослых и, таким образом, в воображаемом плане, подчиняясь правилам ролевой игры, усваивают типичные формы их поведения, нормы взаимоотношений. Так у детей формируются представления - что хорошо, что плохо, что можно делать, а чего нельзя, как следует вести себя с другими людьми, как относиться к своим собственным поступкам.

Как подчёркивал Д. Б. Эльконин, ребёнок, разыгрывая роль шофёра, доктора или парикмахера, не приобретёт каких- либо полезных навыков. Он не научится ни водить машину, ни лечить людей, ни делать причёски. Но то, что он получает в игре, значительно важнее и существеннее для развития и формирования личности ребенка. Главным является введение ребёнка в мир сложных социально- нравственных отношений.Игра возникает не потому, что развиваются инстинкты, а потому что ребёнок развивается как член общества, хотя ещё маленький, неравноправный, но всё же член общества. В игре ребёнок учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Ведь игра это:

Деятельность ребёнка свободная от принуждения.


Деятельность ребёнка, которая отвечает его организации.


Деятельность ребёнка, которая не предъявляет требований ребёнку, которых он не выполнил бы.



Деятельность ребёнка, которая требует некоторого напряжения сил, сто связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием.

Таким образом, игра является школой волевых намерений, школой произвольности поступков.

Основными принципами моей работы над данной темой являются: - осознание того, что полноценное развитие ребёнка обеспечивается в процессе игровой деятельности, в которой наиболее полно реализуются потребности детей в познании, общении;

-соблюдение баланса между игрой и другими видами деятельности.

Актуальность.

- Создать условия: для адаптации детей в социуме, активного действия в нём во время проигрывания сюжетно- ролевых игр; для развития общения между детьми в игре.

- Дать детям больше самостоятельности в выборе сюжета.

- Научить детей договариваться о сюжете, согласовывать действия друг с другом, применяя в игре накопленные знания и поступать в соответствии с общим игровым замыслом.

-Развивать социальные отношения играющих за счёт осмысления профессиональной деятельности взрослых.

- Воспитывать личностные качества, коммуникативные навыки.

К каждой экскурсии разрабатываю вопросы, заставляющие детей, не просто перечислять то, что видят, а осознавать увиденное. После проведённой экскурсии беседуем, закрепляя и вспоминая характерные черты личности человека той или иной профессии (например, врач добрый, вежливый, строгий; шофёр серьёзный, внимательный).

Неизгладимое впечатление у детей остается от живого общения с людьми различных профессий. Рассказыавя о своей профессии, гости выполняют и практические действия с объяснением детям, например: врач ставит градусник, чтобы измерить температуру и начать лечить больного, парикмахер делает прическу, чтобы сделать человека красивым и т. д.

В психологических исследованиях показано, что первоначально моральные представления и оценки детей слиты с непосредственным эмоциональным отношением к людям и персонажами литературных произведений. Писатель выделяет наиболее характерные общественные функции людей, показывает отношения между ними, их черты личности, поступки и средствами исскуства даносит их до детей, вызывая у них стремление действовать вместе с этими людьми. Лишь через какой- то промежуток времени ребёнок начинает оценивать себя, свое поведение с точки зрения тех правил и норм, которые усвоил. И затем всё это реализуется в игре.

Выполнение посильной работы при подготовке атрибутов, побуждает детей к дальнейшему использованию их в игре, вызывает ещё больший интерес к развёртыванию сюжета.

В развитии социального поведения детей огромную роль играет организационная сторона, где играющим необходимо обговорить сюжет, распределить роли, договориться об использовании предметов. Подтолкнуть детей к развёртыванию сюжета помогает внос какого-то атрибута. Предоставляю условия для самостоятельной игры, но, введя новый персонаж, помогаю придерживаться социально- приемлемых форм поведения.

Иногда подключаюсь к детской игре, принимая на себя роль, не связанную с сюжетным замыслом. Этот приём расшатывает привычные сюжеты. Например, мне позвонили в парикмахерской, активизирую игру, показываю правильную манеру разговора по телефону.

В процессе игр дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей собой; они постигают суть отношений между людьми, которая в других условиях остаётся для них скрытой. Создаваемые ребёнком игровые условия помогают ему проникнуть в общественный смысл человеческого труда. В игре дети одни предметы заменяют другими. Такое замещение отвлекает от предметно-технической стороны деятельности человека и приводит на первый план её общественного смысла, связанного с отношениями между людьми.

Таким образом, ролевая игра содержит возможности построения наиболее высоких форм коллективных взаимоотношений доступных детям. Сформированные отношения в процессе игры переносятся детьми в другие сферы их жизни и деятельности, становятся привычными формами поведения.

-У воспитанников повысился уровень самостоятельной игровой деятельности.

-Дети получают радость от игры, проявляя фантазию, творчество. В игре у детей появились первые ростки дружбы, общие переживания.

-Дети стали с уважением относиться к людям труда, наблюдается проявление патриотических чувств.

- Дети стали бережнее относиться к игрушкам.



Рекомендации к организации сюжетно- ролевых игр:

- Учитывать интересы детей.

-Подбирать игрушки в соответствии с возрастом ребёнка.

-Вовлекать в игру детей, учитывая особенности и способности ребёнка.

-Создать условия для развития каждого ребёнка.

-Для расширения представлений о социальной сфере, знакомить с реальными предметами.

- Предлагать новые стимулы для развития нового сюжета.

- Создавать условия для обогащения детских впечатлений и переживаний каждому ребёнку.

Читайте также: