Собачье сердце чему учит кратко

Обновлено: 07.07.2024

С помощью Шарикова Булгаков показал свое отношение к таким экспериментам: наука не может воссоздавать людей искусственно, ведь за рождением должно последовать воспитание, причем, в рамках главного социального института – семьи. Творение профессора не может претендовать на статус человека, так как не прошло через важнейший этап формирования личности – воспитание. Последствия этого упущения мы видим: Шариков ведет себя феноменально безнравственно и бескультурно. Необходимость семейного воспитания – вот еще один нравственный урок писателя.

Кроме того, Булгаков сурово наказывает возгордившегося человека, который дерзнул заменить Бога. Профессор раскаивается в содеянном и едва ли не платится жизнью за свой аморальный эксперимент. Он видит, к чему привели его амбиции: Шариков так и не стал человеком, но чувствовал то он, как человек, и жил среди нас. Причем, он и не мог стать все равным, люди бы его не признали. Значит, профессор обрек свое детище на несчастную и неполноценную жизнь, а обществу дал понять, что воскресить можно, кого угодно, и это создает огромную массу проблем.

Таким образом, Булгаков не просто написал увлекательную повесть, но и вложил в нее очень важные нравственные посылы. Она дает полезную пищу для размышлений и ответы на многие сложные вопросы, которыми мы задаемся всю жизнь.

История создания

Жанр и направление

Композиция и конфликт

  • Повествование открывает внутренний монолог бездомного пса Шарика, который выполняет роль экспозиции, призванной раскрыть предысторию и показать читателю главных действующих лиц.
  • Операция над Шариком и его превращение в человека – завязка, которая обозначает начало конфликта.
  • Кульминация конфликта приходится на попытку Шарика адаптироваться к новой жизни и его конфликт с профессором.
  • Финал заканчивается очередным внутренним монологом пса Шарикова, который знаменует собой разрешение конфликта и возвращение всего на круги своя — развязку.

В повести Булгакова присутствует несколько конфликтов:

  1. Первый конфликт заключается в противостоянии интеллигента профессора Преображенского с домоуправлением, состоящим из рабочих и политических активистов. Этот конфликт призван показать столкновение двух поколений и типов людей, которые мыслят совершенно разными категориями. Булгаков на стороне профессора, ведь те привилегии, которые он отстаивает, заслужены его упорным трудом. Швондер же выглядит карикатурным выскочкой, который стал кем-то значимым только благодаря перевороту.
  2. Второй конфликт происходит между превращённым в человека псом Шариком и окружающими людьми, включая профессора. Идея этого конфликта заключается в той опасности, которая грозит человечеству, если оно не будет сдерживать себя на пути прогресса. Поликарп Шариков не смог стать полноценным человеком, потому что им были пропущены необходимые этапы развития, но он в то же время требовал всего того, чего не заслужил. Конфликты взаимосвязаны, а в кульминации вовсе сплетаются в один.

Суть: о чём повесть?

Умирающую в переулке дворнягу находит старый профессор Филипп Преображенский. Сразу же дав собаке имя Шарик, Филипп Филиппович с неизвестной целью приводит её в свою роскошную многокомнатную квартиру.

Профессор оказывается значимой персоной, обслуживающей многих богатых и влиятельных людей, включая членов коммунистической партии. С помощью всего одного звонка Преображенский приводит в ужас и замешательство главу местного домоуправления – Швондера, который хотел передать одну из семи комнат в квартире профессора неимущим.

Наконец, мы узнаём, что задумал Филипп Филиппович и зачем ему понадобился Шарик. Путём пересадки нужных органов профессор задумал превратить собаку в человека. Операция завершается блистательным успехом, Шарик трансформируется в человека и берёт себе фамилию Шариков.

Со времен из-за дурной генетики донора органов и неспособности профессора интегрировать своего подопытного в человеческое общество характер Шарикова начинает портиться.

Ответственность за трудоустройство Шарикова берёт на себя Швондер, оформляя ему документы и устраивая в службу по отлову кошек. Под влиянием главы домоуправления Шариков начинает видеть в Преображенском своего прямого врага, начинает шантажировать профессора, угрожая написать донос. В этот момент ассистент Филиппа Филипповича – Иван Борменталь выходит из себя и убивает Шарикова.

В конце повести читатель узнаёт, что Преображенский спас жизнь Шарикова, превратив его обратно в собаку Шарика и оставив жить у себя.

Главные герои и их характеристика

1) в образе собаки перед нами предстаёт довольно умная и милая дворняга, склонная к философствованиям.

2) после преображения перед нам предстаёт крайне неприятный субъект: эгоистичный, грубый и невежественный. он склонен к алкоголизму и курению, ведет себя безнравственно и некультурно, приставая к женщинам и устраивая беспорядок в квартире. периодически жалуется на свою новую жизнь, но расставаться с ней не хочет. любит скандалы, ссоры и охотно проецирует их. всегда тянет одеяло на себя, желая поскорее присвоить себя максимальное количество материальных ценностей: в финале он настаивает на разделе квартиры преображенского. чувства благодарности, отзывчивости и такта ему неведомы. только страх способен отрезвить шарикова. находит себя лишь в отлове бродячих кошек, где добивается больших успехов, становясь начальником службы. новое пролетарское общество становится для него идеальной средой обитания, где он может качать права, не выполняя обязанностей. он с легкостью осваивает новый революционный лексикон и бравирует им, добиваясь своих корыстных целей.

Проблемы

  1. Разруха после Гражданской войны – страна в повести Булгакова представляет из себя плачевное зрелище. Тёмные улицы, засыпанные снегом, мрачные усталые люди и ветхие дома окружают героев. Но в упадке не только быт, но и сами люди, потерявшие жизненные ориентиры и не понимающие, как им обустроить жизнь. Именно об этом устами профессора Преображенского и говорит писатель.
  2. Бюрократия – в лице Швондера писатель показал зарождающегося советского бюрократа – исполнительного человека, одержимого формализмом и заинтересованного лишь в выполнении воли государства. Такой человек вызывает у Булгакова явную неприязнь, в нём он видит своего прямого врага.
  3. Травля инакомыслия – между профессором и домоуправлением при первой же встрече устанавливаются крайне враждебные отношения. Убеждённые коммунисты понимают, что Преображенский обладает мировоззрением, которое прямо противоречит их собственным взглядам. Одно только это возбуждает в них антипатию и желание навредить Филиппу Филипповичу, которого спасают только его связи. Писатель с осуждением смотрит на попытку коммунистов вторгнуться в личную жизнь человека и попытку насильно изменить чьи-либо убеждения.
  4. Облава на интеллигенцию – в повести показана нетипичная ситуация, когда антисоветски настроенный интеллигент не только избегает репрессивной машины государства, но использует её в своих целях. Однако и ему приходится постоянно быть на стороже, ожидая какой-нибудь подлости от ненавистников. Для Булгакова, как для интеллигента, такая ситуация кажется недопустимой и абсурдной.
  5. Неспособность новой власти организовать жизнь – устами Преображенского Булгаков высказывает претензии новой власти за бардак и беззаконие, царящие в стране. По его мнению, стране и народу необходима сильная рука, которая наконец-то заставит людей работать и исполнять обязанности, а не только требовать права.
  6. Отрицательные последствия научных открытий – в первой половине двадцатого века по всему миру всё больше и больше распространялись убеждения, гласившие, что неконтролируемый технический прогресс опасен для человечества. Эти взгляды наши свой отклик в творчестве Булгакова и образе Преображенского, который сам создал то, что едва его не погубило.
  7. Жестокость по отношению к животным – Булгаков отдельно подчёркивает то зло, которое люди причиняют бездомной собаке Шарику, начиная с повара, обливающего его кипятком, заканчивая профессором, который использует собаку для своего эксперимента. По мнению писателя, если люди жестоки по отношению к безобидной собаке, то друг к другу они безжалостны вдвойне.

Смысл

В произведении ярко проступают консервативные убеждения Булгакова. Шарик символизирует собой русский народ, профессор – русскую интеллигенцию, которая, по мнению Булгакова, освободила народ, а Швондер обозначает собой советскую власть, которая из-за слабости интеллигенции взяла на себя роль воспитателя народа и повела его против интеллигенции. Писатель видел спасение страны в упорядоченной и эволюционно развивающейся системе, которая вернёт крестьян и рабочих на положенное им место, а не вознесет их туда, где они не справятся со своими обязанностями, как не справился Шариков с ролью человека.

Чему учит?

Так же повесть учит нас благоразумию и сдержанности в своих желаниях. Говорит о том, как важно уважать окружающих и отстаивать свободу личности.

Критика

Произведение не было опубликовано при жизни писателя. В этом свете очень характерна характеристика ОГПУ, которое совершенно верно увидело в книге насмешку над советской властью и самим революционным процессом:

Однако интеллигенция одобрила произведение Булгакова, и отзывы критиков очень поддержали его в трудное время:

Более современные критики тоже отметили мастерство Булгакова, который смог передать характер эпохи, очевидцем которой он стал:

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 02.06.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 13.11.2019 · Last modified 22.01.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 23.03.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Прочитав повесть "Собачье сердце", можно сделать вывод, что никогда нельзя идти против природы.

Профессор Преображенский, сделал операцию, пересадив собаке человеческие органы, вмешался в естественный ход природы. Собака должна быть собакой, а человек человеком.

Очень скоро хирург понял, что сделал ужасную ошибку. Бывший Шарик стал, конечно человеком. Но каким! Он был грубым, хамил, злоупотреблял алкоголем. Пациент начал предъявлять профессору претензии, даже собирался прописаться у него в квартире.

Ученый был в шоке от такого поведения. Он сам был культурным и благородным человеком.

Он не смог перевоспитать Шарикова, поэтому пришлось сделать обратную операцию.

Известное произведение Булгакова “Собачье сердце” изучается на уроках литературы в 9 классе. Его фантастическое содержание отражает вполне реальные исторические события. Анализ “Собачьего сердца” по плану предполагает подробный разбор всех художественных аспектов произведения. Именно эта информация представлена в нашей статье, включая анализ произведения, критику, проблематику, композиционную структуру и историю создания.


Краткий анализ

Год написания – повесть написана в 1925 году.

История создания – произведение создаётся быстро – за три месяца, расходится в самиздате, однако опубликовано на родине только в 1986 году в период перестройки.

Тема – неприятие насильственного вмешательства в историю, политических изменений в обществе, тема человеческой натуры, её природы.

Композиция – кольцевая композиция, основанная на образе главного героя.

Жанр – социально-философская сатирическая повесть.

Направление – реализм.

История создания

Произведение Булгакова написано в 1925 году. Всего за три месяца родилось гениальное произведение, которое обрело впоследствии легендарное будущее и всенародную славу.

Оно готовилось к изданию в журнале “Недра”. Прочитав текст, главный редактор, естественно, отказался печатать такую откровенно враждебную к существующему политическому строю книгу. В 1926 году на квартире у автора был совершён обыск и рукопись “Собачьего сердца” была изъята. В первоначальном варианте книга называлась “Собачье счастье. Чудовищная история”, позже она получила современное название, которое связывают со строками из книги А. В. Лайферта.

Сама идея фабулы, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, заимствована автором у писателя-фантаста Г. Уэлсса. Булгаковский сюжет становится едва ли не прикрытой пародией на правительственные круги и их политику. Писатель дважды выступал с чтением своей повести, впервые – на литературном собрании “Никитинские субботники”.

После очередного выступления зал был в восторге, за исключением нескольких писателей. При жизни автора его произведение не публиковалось, во многом из-за опального содержания, но была и другая причина. “Собачье сердце” впервые было опубликовано за рубежом, это автоматически “приговаривало” текст к гонениям на родине. Поэтому только в 1986 году, спустя 60 лет, оно появилось на страницах журнала “Звезда”. Несмотря на немилость, Булгаков надеялся опубликовать текст при жизни, его переписывали, копировали, передавали друзья и знакомые писателя, восхищаясь смелостью и оригинальностью образов.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

Писатель поднимает проблему идеологии и политики большевизма, необразованности тех, кто добрался до власти, невозможности насильного изменения порядка в истории. Результаты революции плачевны, она, как и операция профессора Преображенского, привела к совсем неожиданным последствиям, вскрыла самые страшные болезни общества.

Тема человеческой природы, натуры, характеров также затронута автором. Он даёт полупрозрачный намёк на то, что человек чувствует себя слишком всесильным, но не в состоянии контролировать плоды своей деятельности.

Кратко о проблематике произведения: насильственное изменение общественного строя и уклада неминуемо приведёт к плачевным результатам, “эксперимент” будет неудачным.

Идея повести Булгакова достаточна прозрачна: любое искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику, и другие сферы не приведёт к позитивным изменениям. Автор придерживается здорового консерватизма.

Основная мысль повести гласит следующее: необразованному, незрелому “народу” типа Шариковых нельзя давать власть, они морально незрелы, такой эксперимент обернётся катастрофой для общества и истории. Слишком узким будет вывод о художественных целях автора с позиции государственного строя и политики 20–30 годов, поэтому обе идеи имеют право на жизнь.

Смысл названия произведения в том, что не у всех людей от рождения нормальные, духовно “здоровые” сердца. Есть на земле люди, которые живут жизнью Шарикова, у них собачьи (плохие, злые) сердца от рождения.

Композиция

Повесть имеет кольцевую композицию, что можно заметить, следуя за содержанием произведения.

Повесть начинается с описания собаки, которая вскоре становится человеком; заканчивается тем, с чего началось: Шариков прооперирован и снова обретает облик животного.

Особенностью композиции являются дневниковые записи Борменталя о результатах эксперимента, о перерождении пациента, о его достижениях и деградации. Таким образом, история “жизни” Шарикова документально зафиксирована помощником профессора. Ярким ключевым моментом композиции является знакомство Шарикова со Швондером, который оказывает решающее влияние на формирование личности новоиспечённого гражданина.

Главные герои

Жанр “Собачьего сердца” принято обозначать как повесть. По сути оно является социальной или политической сатирой. Переплетение острой сатиры с философскими размышлениями о будущем после революции даёт право называть произведение социально-философской сатирической повестью с элементами фантастики.

Читайте также: