Снятие мерок для построения чертежа поясного швейного изделия 7 класс план урока

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока: Ознакомить с новым видом одежды - пижамой.
Задачи:

познакомить учащихся с новым видом бельевого изделия – нательное бельё для сна.

Совершенствовать умения и навыки учащихся по выполнению снятия мерок изделия.

Закрепить знания учащихся по технологии пошива плечевых и поясных изделий.

Корригировать мышление учащихся через включение в урок заданий и упражнений на сравнение, обобщение.

Развивать внимание, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера.

Развивать умение выполнять самоанализ своей деятельности и деятельности других учащихся группы.

Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, глазомер, умение работать в коллективе.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

- объяснение, показ, инструктаж;

- воспроизведение информации, выполнение упражнений;

- частично-поисковый (проблемная задача).

Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка для глаз, комплекс общеразвививающих упр. для рук.

Оборудование и материалы: образец изделия; предметно-инструкционная карта; ножницы; линейка; инструменты для ручных работ; швейные машины; карты проверки качества работы; детали кроя пижамных брюк; компьютер; компьютерная презентация; раздаточный материал.

Девиз нашей работы:

Не можешь – сумей, не знаешь – узнай,

Не бойся тропы отвесной.

Пробуй, ищи, сверкай, достигай,

Чтоб жизнь твоя стала песней!

Посмотрите вокруг, что у нас изменилось в мастерской?

Да. Он стоит в другом месте, вы очень наблюдательны. Молодцы!

Говорят все вместе.

Манекен находится не на своем месте.

1. Что слаще всего на свете?

2. Какие изделия для сна мы с вами уже шили?

3. Сколько деталей имеет выкройка сорочки?

4. Почему выкройка сорочки может состоять из одной детали?

5. Ночная сорочка - это какой вид изделия? Почему?

6. Какие швы применяются при пошиве сорочки?

Без плечевого шва

Нательное, плечевое изделие.

Носим на плечах.

Стачной, шов в подгибку с закрытым срезом, настрочной.

Мы повторили некоторые вопросы по пошиву ночной сорочки, которую мы с вами уже сшили.

На столе перед вами лежат карточки, за 4 минуты вы должны ответить на вопросы по пошиву н/сорочки. А затем проведем взаимопроверку. И так время.

Дети выполняют контрольное задание. Затем проверяют друг у друга!

4. Актуализация опорных знаний

Подумайте и ответьте на вопрос:

И мы сегодня познакомимся с этим костюмом для сновидений. Сформулируйте тему нашего урока.

Давайте с вами немного поговорим об истории возникновения ПИЖАМЫ.

До появления специальной одежды для сна люди спали нагими или в одежде, в которой ходили днём. Это было очень неудобно и негигиенично. Рубахообразные одежды древних народов надевались прямо на тело и одновременно выполняли функцию верхней одежды. Первые ночные женские сорочки были очень больших размеров.

Родом пижама с Востока, это рубашка и брюки из лёгкой ткани и свободного покроя. Это и первая пижама- прабабушка современных моделей. Пижама оставалась незаметной и скромной мужской одеждой для сна.Коко Шанель была ведущим французским модельером, освободившая женщин из корсетов и одевшая их в брюки, свитера и кардиганы - вещи изначально мужские, обратила свой любопытный взгляд и на незаметную до сей поры пижаму. Она стала шить пижамы из роскошных ярких тканей и предлагать эти образцы высокой моды для сна своим клиенткам. С тех пор пижаму стали носить женщины.

Знакомство с изделием (Пижама). Снятие мерок

Ночные сорочки и пижамы шьют из разнообразных тканей. Популярны из натурального хлопка, благодаря его гигиеническим свойствам - хлопок мягкий, тёплый на ощупь, эластичный, прекрасно впитывает пот и позволяет телу дышать, пропуская воздух.

Для создания ночных сорочек и пижам, предназначенных для зимнего времени года, применяется тонкие, мягкие ткани с приятной на ощупь гладкой, шелковистой фактурой (фланель и байка).

Отделка ночного белья может быть как сдержанной, изысканно-скромной, так и весьма богатой и декоративной.

Сегодня пижама так же популярна, как и несколько десятилетий назад, когда только появилась. Правда, сейчас у нас большой выбор материалов и отделки.

Единственное, что осталось неизменным - классическая форма и крой, представляющие собой комплект из двух изделий. Это курточку с длинным или коротким рукавом, на пуговицах спереди и воротником и свободными брюками.

Пижамы так любимы, что пижамные вечеринки устраиваю не только дети и девушки, но и многие популярные люди.

Однако сейчас создаётся большое количество новых моделей пижам, коллекции постоянно обновляются, и можно легко выбрать очаровательную модель на любой вкус. Что касается фасонов пижам, то они, как и другая одежда, подвержены модным веяниям

Пижаму, которую мы с вами будем шить классическая форма (пижамная сорочка без плечевого шва и пижамные брюки)

Пижамная сорочка состоит из 1 детали, пижамные брюки состоят из двух деталей.

При пошиве пижамы применяют запошивочной или двойной - соединительные швы и краевой шов вподгибку с закрытым срезом. Горловину будем обрабатывать подкройной обтачкой.

Для того чтобы сшить пижаму нам с вами как всегда нужно ЧТО СДЕЛАТЬ?

Я с вами согласна.

Подготовить детали выкройки к раскрою.

Подготовить ткань к раскрою.

Раскроить детали изделия.

Подготовить крой к обработке.

Выполнить работы по пошиву и отделке изделия.

Внимательно посмотрите .Этот план подходит только для пошива н/сорочки или по этому плану можно изготовить и 2-е изделие нашей пижамы.

Сегодня мы с вами выполним 1 пункт нашего плана: снимаем мерки для нашей пижамы.

Для этого давайте вспомним правила снятия мерок:

Завязать на талии тонкий пояс.

Стоять прямо, без напряжения, опустив руки вдоль туловища.

Сантиметровую ленту при измерениях не натягивать и не ослаблять.

Мы с вами долго работали. Настало время отдыха. Кто готов сегодня провести с нами ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ?

составить план по изготовлению пижамы.

Подходит и к изготовлению пижамных брюк.

Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.
Отдохнула детвора,
Снова шить нам пора!

7. Практическая работа

Вызываю МОДЕЛЬ и показываю, как снимаются мерки для построения выкройки пижамных брюк.

- длина от талии до колена

Следят и выполняют

8. Повторение изученного ранее

А теперь представьте, что вы пришли заказывать пижаму в швейную мастерскую.

Кто работает в швейной мастерской?

Швея выполняет только пошивочные операции;

Конструирование одежды, создание выкройки, раскрой ткани проводят специалисты-модельеры и закройщики.

Закройщик и портной занимается изготовлением моделей, образцов, изделий верхней одежды, лёгкого платья, меховых изделий, белья и изделий верхнего трикотажа по индивидуальным заказам.

Кто у нас будет закройщик?

К вам пришли заказать пижаму, закройщик, что должен сделать? Снять мерки и записать их в таблицу.

По какой стороне фигуры снимают мерки?

По какой мерке определяют размер изделия? (Снять мерки для построения чертежа пижамы).

Цель урока: Научить правильному измерению фигуры человека, показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом.

Задачи урока:

  • Ознакомить учащихся с мерками необходимыми для построения чертежа юбки;
  • Научить правильному измерению фигуры человека;
  • Продолжить формирование умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;
  • Формирование логического мышления, умения анализировать, делать выводы;
  • Развитие навыков работы в группах.
  • Воспитание трудолюбия, аккуратности в выполнении практических приёмов на уроке;
  • Воспитание чувства ответственности при выполнении коллективной работы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, юбки- 2 шт., манекен, рабочие тетради, сантиметровые ленты, узкая тесьма для опоясывания талии - по 1 шт. на каждых трёх учениц, индивидуальные инструкционные технологические карты, карточки-рисунки для итоговой проверки знаний, запись на доске: пословицы “Люби дело – мастером будешь”; “Недаром говорится, что дело мастера боится”.

Методы:

  • объяснительно-демонстрационный;
  • частично-поисковый;
  • инструктаж;
  • практическая работа.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: практическая работа на основе интеграции алгоритмической и частично - поисковой деятельности.

Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа; проведение инструктажа и демонстрация приемов работы; организация работы учащихся по технологическим инструкционным картам.

Деятельность учащихся: ответы на вопросы, восприятие информации закрепление знаний путем применения в упражнениях, ведение записи в рабочей тетради, самоанализ результатов.

Виды и формы контроля знаний: выполнение тестовых заданий, взаимоконтроль, самоконтроль, индивидуальная практическая работа.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: основные условные линии на фигуре человека (технология); антропометрические точки (биология); вычислительные навыки (математика).

Планируемые результаты: приобретение знаний о приёмах снятия мерок для построения чертежа юбки; закрепление умений работать в группах, с типовыми технологическими инструкционными картами.

План урока

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

Время

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, организация рабочих мест учащихся

2. Мотивационное начало урока

Актуализация знаний. Постановка проблемной задачи урока.

3. Изучение нового материала

Решение проблемы урока. Текущий инструктаж

4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного

Ответы на вопросы, работа с рисунками, взаимоконтроль.

5. Подведение итогов, домашнее задание.

Анализ хода и результатов игры.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы рассмотрели классификацию одежды и основные требования к ней. На сегодняшнем уроке мы приступаем к проектированию и изготовлению одежды.

Вспомните, пожалуйста, что называется одеждой?

Ответ: Одежда – совокупность предметов, которые облекают тело человека. Одежда защищает человека от неблагоприятных условий климата или погодных явлений.

Какие вы знаете группы одежды? Назовите их?

Ответ: В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную. Бытовая одежда предназначена для защиты тела человека в различных бытовых и общественных условиях, а производственная для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности.

Каким требованиям должна отвечать одежда?

Ответ: К основным требованиям относятся: эстетические, эксплуатационные, гигиенические и экономические.

У вас на столе карточка, установите соответствие между группами требований к одежде и их свойствами (соедините стрелками). Приложение 1

Проблемная задача. Учитель предлагает двум ученицам выйти к доске и примерить юбки. Учащиеся видят, что на одной девочке юбка сидит хорошо, а другой она велика. Какие требования к одежде были нарушены при изготовлении этих изделий?

Ответ: Были нарушены эстетические требования, не были учтены особенности телосложения человека.

Проблемная задача. Представьте себе, что вам нужно посетить ателье, и вы хотите сшить себе юбку. Как вы думаете, с людьми, каких профессий вам предстоит встретиться и какие события вам предстоят. Обсудите ответы.

Предполагаемые ответы учащихся. В ателье работают люди разных профессий: швея, закройщик, приёмщик заказов. При оформлении заказа необходимо подобрать модель изделия и снять мерки с фигуры заказчика.

Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня на уроке.

Таким образом, мы можем составить план (алгоритм), по которому будем шить изделие.

Учитель и ученики обсуждают и вместе составляют план работы над изделием.

План изготовления юбки.

  1. Снятие мерок для построения чертежа юбки.
  2. Конструирование юбки. Построение чертежа.
  3. Моделирование изделия.
  4. Раскрой юбки.
  5. Выполнение поузловой обработки.

Основная проблема урока. Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру.

Решение проблемы:

Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изготавливается лента из полотна или клеёнки, длина её 150 см, ширина – 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.

Снятие мерок производится с фигуры в непринуждённом, естественном положении с опущенными руками. Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии.

Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды выходит девочка…

  • Линия воды находится на линии шеи.
  • Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
  • Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
  • На 12-14 см ниже талии, в самом широком месте фигуры будет располагаться линия бёдер.
  • На уровне середины колена будет располагаться линия колен.Приложение 2

При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям. В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой рукой обмерять фигуру. Записывают мерки в той последовательности, в которой они снимались.

Какие мерки необходимы для построения юбки? Какие мерки необходимы нам были для построения фартука? (демонстрация рисунков с изображением юбок различных конструкций, фасонов)

Ответ: Для изготовления фартука нам были необходимы мерки полуобхвата талии, полуобхвата бёдер, длины изделия.

Текущий инструктаж

При снятии мерок нужно помнить следующее.

  • Мерки снимают по правой стороне фигуры.
  • Талию предварительно опоясывают пояском.
  • При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
  • Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
  • Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
  • Все величины записывают в сантиметрах.

Для построения чертежей деталей изделия необходимы не только размерные признаки фигуры, но и прибавки на свободное облегание одежды. Прибавки должны обеспечивать свободу движений человека, создавать воздушную прослойку, регулирующую необходимый теплообмен, отвечать декоративно-конструктивным требованиям в соответствии с эскизом модели.

Прибавки учитываются при построении чертежей деталей, и величина их зависит от степени облегания одежды, толщины ткани (чем свободнее конструкция, тем больше прибавка).

Прибавки обозначаются буквой П, строчные буквы обозначают участки, к которым даются прибавки.

Каждый учащийся в ходе работы заполняет инструкционную карту, которая используется для построения чертежа. Приложение 3

Целевой обход учителя

Формулирование решения проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.

Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока?

- Как добиться того, чтобы одежда была удобна и красива? (Надо шить её по определённому размеру, пользуясь индивидуальными мерками.)

- Прежде чем приступить к снятию мерок, что нужно предпринять? (Необходимо точно установить линию талии, для этого талию опоясывают тесьмой или пояском.)

- Как измерить окружность талии? (По линии талии.)

- Как измерить длину юбки? (От линии талии до желаемой длины.)

Работа в парах: Выполните задание по рисунку. Впишите в окружности буквенные обозначения мерок. Проведите взаимопроверку, исправьте возможные ошибки.

Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся на уроке.

2 Юбка - это женская одежда, расположенная от талии книзу, а также соответствующая часть платья.

3 Из истории юбки В средние века юбкой называли одеяние, присборенное у горла, длиной до колен, обычно подпоясанное. Носили ее как женщины, так и мужчины. В XV веке женская юбка разделилась на лиф и собственно юбку.

4 Из истории юбки В XVI веке испанские знатные дамы надевают необъятной ширины юбки. Юбки держались на каркасах. Их украшали разнообразными драгоценными камнями, цветами, лентами и т.д. В XVII веке пришла пора удобной, свободной юбки.

5 Из истории юбки Лишь в XVIII веке нижняя юбка становится необычайно кокетливой. Верхнюю нижнюю юбку, виднеющуюся из-под платья, шьют из шелка и украшают кружевом. В первой половине XIX века одну из нижних юбок изготовляют из волоса, чтобы юбка на ней держалась колоколом. Количество нижних юбок точно регламентируется: к элегантному платью полагается 6 штук.

6 Из истории юбки Коко Шанель в двадцатом столетии предприняла попытку укоротить подол юбки. Несмотря на то, что постаревшая законодательница моды давала прогноз: длина юбки остановится на отметке - середина колена, - юбки все равно ползли вверх. Революцию юбки в середине 60-х годов совершила Мэри Куант - она ввела моду на мини юбки.

7 эстетические гигиенические эксплуатационные экономические Требования к одежде


Создать условия для выявления причинно-следственных связей при работе с деталями выкройки юбки.

Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве).

Содействовать воспитанию точности и аккуратности при построении чертежа прямой юбки.

Способствовать расширению кругозора, через знакомство с изделием юбка.

Оснащение урока: рабочая тетрадь, сантиметровая лента, журналы мод, манекен,

проектор, модели юбок.

Приветствие, проверка готовности к уроку, организации рабочих мест.

Актуализация опорных знаний.

- Повтор правил безопасной работы на уроке.

- Перечислить виды поясных швейных изделий.

- Чем различаются сезонные поясные изделия?

3. Изучение новой темы.

Что на ваш взгляд называют одеждой? Сегодня – это совокупность предметов, которые облекают человека. Одежда защищает человека от неблагоприятных условий климата или погодных явлений.

Одежда может быть как повседневная так и праздничная, как рабочая так и домашняя. Она должна отвечать эстетическим, эксплуатационным, гигиеническим и экономическим требованиям. К ассортименту женской одежды относятся бельё, домашняя одежда, повседневная ( платья, костюмы, блузы, юбки, брюки), верхняя одежда и многое другое.

По способу эксплуатации одежда делится на поясные и плечевые.

Какие фасоны юбок вы можете назвать?

При пошиве юбки существует чёткая последовательность, которую необходимо соблюдать.

Снятие мерок для построения чертежа.

Конструирование юбки, построение чертежа.

Выбор и подготовка ткани к раскрою.

Последовательный пошив изделия.

Чтобы одежда была удобной и красивой, надо шить её по определённому размеру. Для снятия мерок фигуры используют сантиметровую ленту. Она изготовлена из полотна или клеёнки, длина 150 см., ширина 2см., на концах ленты металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении нужно выполнять обмер чётко и аккуратно.

Снятие мерок производится с фигуры в непринуждённом и естественном положении с опущенными руками. Какие мерки всё же нужны для того чтоб пошить юбку?

Ст – полуобхват талии.

Сб – полуохват бёдер.

При снятии мерок нужно помнить следующее:

- Мерки снимают по правой стороне фигуры.

- Талию предварительно опоясывают пояском.

- При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо, без напряжения.

- Мерки снимают сантиметром, при измерении не следует его натягивать или ослаблять.

- Мерки записывают полностью, а мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.

- Все величины записывают в сантиметрах.

Демонстрация последовательного обмера фигуры.

Для построения чертежа деталей изделия необходимы не только размерные признаки фигуры, но и прибавки на свободное облегание. Прибавки должны обеспечивать свободу движений человека, создать воздушную прослойку, регулирующую необходимый теплообмен, отвечать декоративно-конструктивным требованиям в соответствии с эскизом модели.

Прибавки учитываются при построении чертежа деталей, и величина их зависит от степени облегания одежды, плотности ткани. Прибавки обозначают буквой П.

Снятие мерок для построения чертежа юбки.

Учащиеся работают в парах, используя сантиметр, рабочую тетрадь и записывают мерки.

Последовательность обмера согласно классной записи в тетради. Необходимо учесть особенности фигуры. Мерки записать в тетради.

Проверка, выполненной работы, анализ, разбор ошибок. Оценивание.

Для пошива одежды очень важно точно и правильно произвести обмеры фигуры человека. Это в дальнейшем позволит пошить красивую, удобную и практичную одежду.

7. Домашнее задание.

Повторить последовательность снятия мерок. Подготовить ткань для раскроя, инструменты и приспособления.


-75%

Читайте также: