Что такое житийные иконы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Поэтому достижение поставленной цели осуществлялось через одновременное изучение, как текстов житий, так и житийной иконы. Как известно житие воспринималось в древнерусском сознании как словесная икона святого.

Жития многократно перечитывались, охватываясь при этом в целом, как икона, как священная реалия, предназначенная для почитания, молитвы, подражания. Отношение верующего к иконе и житию во многом идентично.

Наиболее тесно икона и житие соприкасаются в житийной иконе, которая является попыткой изобразительного единения иконы и жития, словесного и живописного образа. В среднике иконы изображается святой, а на полях иконы в клеймах — эпизоды из его жития. Иконопись в своем персональном жанре дает образ святого вне конкретного исторического времени и вне времени вообще, то же самое мы видим и в среднике.

Но клейма житийной иконы, обрамляя средник, как бы окружают вечность временем. Эпизоды, изображенные в клеймах, являются лишь наиболее важными вехами, отмечающими житийный путь святого — пострижение или рукоположение, чудотворения, кончину, посмертные чудеса.

Клейма скомпонованы на иконе не столько по принципу развертывания действия во времени, сколько по принципу дополнительного свидетельства о святости изображенного; житийная икона, как и всякая икона, ориентирована не на время, а на двуединство святого места и вечности.

Таким образом, вечность, царящая в среднике иконы, только подчеркивается системой одновременно воспринимающихся клейм на полях иконы.

2.2. Различные редакции Жития Преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких.

В ходе изучения иконы необходимо было определить, по какому житию написана данная икона. Поэтому передо мной встала непростая задача – изучить и систематизировать материалы и различные редакции житий святых.

Итак, нам известно, что первое Житие преподобного Дионисия Глушицкого написано иноком Иринархом того же Глушицкого Покровского монастыря в 1495 г., спустя 58 лет после кончины преподобного.

К сожалению житие Амфилохия Глушицкого известно нам лишь в двух списках: в собрании Уварова и в собрании Погодина. «Эти два сборника одного типа. Оба они являются минейными Торжественниками.

Таким образом, житийная икона Дионисия и Амфилохия Глушицких отображает особенности нескольких редакций жития Дионисия и Амфилохия Глушицких.

В Русской Православной церкви житийные иконы занимают особое место, которое можно определить, как просветительство и прославление. Начиная с XII века, этот вид иконописи получил распространение повсеместно во всех храмах. Сформировалась национальная особенность житийных изображений, отличная от первоначальных композиций: греческой и византийской.

Понятие житийной иконы в православии

Средник – это центральная часть образа, на которой изображен действующий персонаж:

  • Иисус Христос;
  • Богородица;
  • святые.

Клейма – это малоформатные картины, окантовывающие средник по периметру. На клеймах отображены сюжеты из жизни главного действующего лица. Чтобы понять содержание сюжета святого образа, рассматривать клейма надо начинать с верхнего поля – слева-направо; боковые – чередуя композиции слева-направо; нижнее поле – слева-направо. Заключительная картина находится в нижнем правом углу. Сцены на клеймах также часто сопровождаются пояснительными надписями, чаще всего в виде цитат из жития.

Особенность таких икон заключается в том, что жизнь святых показана до и после кончины. На иконописном произведении иллюстрируются события из жития, деяния и чудеса при жизни и после смерти. Таким образом, святой на среднике изображен, как победитель испытаний, выпавших на его долю.

Житийная живопись, в отличие от монументальной, более конкретизирована. Имея большой формат, она отчасти замещала в храмах монументальные росписи. Сюжеты изображений брались как из канонических, так и апокрифических версий жизнеописаний. Иногда они объединялись на одном образе.

Согласно догмату иконопочитания, икона святого должна обязательно иметь надпись его имени, для установления идентичности изображения и прототипа. Отсюда следует появление поясняющих подписей под клеймами. На ранних образцах они лаконичны, на поздних – более информативны. Например, в одном и том же сюжете исцеления на раннем изображении – краткое пояснение, на позднем – могут быть указаны имя и болезнь исцеленного.

Святых в среднике изображали в рост (например, пророк Моисей, святой Иоанн Креститель) или по пояс (святой Николай Чудотворец, великомученик Пантелеймон).

житийная икона

История появления

Первые известные изображения, созданные византийскими иконописцами, датируются IX веком. Наибольший расцвет этого вида иконописи пришелся на XII-XIII века. Большинство образов было создано в этот период монастырскими живописцами в обители Святой Екатерины на Синае. Они имели большой формат и предназначались для украшения храмов или приделов, освященных в честь изображенных на них святых.

На древнюю Русь традиция жизнеописательной иконописи пришла с Византии в XII-XIII веках. Самый древний сохранившийся на территории России подобный образ пророка Илии находится в церкви села Выбуты (XIII век).

В древней Руси жизнеописательная иконопись была очень популярна. Русские иконописцы создали своеобразное направление национальной культуры. В русских композициях использовались сюжеты из Священного Писания, текстов Палеи Толковой (изложения ветхозаветных событий от сотворения мира до царствования Давида, отличающиеся от библейского толкования), рассказов о русских чудесах.

житийная икона

В конце XV-начале XVI веков московские живописцы, в первую очередь иконописец Дионисий, особенно развивали темы с прославлением русских святых. Такие иконы были выполнены для Успенского собора в Московском Кремле и для монастырей. Новаторство Дионисия выразилось в оформлении клейм: картины не имели четкого разграничения, изображаемые события были связаны логикой повествования, создавая единый фон.

В XVI веке было написано много житийных икон, прославляющих русских святых. Созданы житийные циклы русских святых, канонизированных в X-XI веках.

Если иконописец не располагал достаточными сведениями о жизни святого, то в сюжет клейм включали традиционные сюжеты:

  • Детство: рождение, крещение, обучение.
  • Служение: постриг, рукоположение.
  • Успение.
  • Обретение мощей и происходящие от них чудеса.

Со второй половины XVI века получили большое распространение иллюстрации к Житию Богородицы. Самые популярные персонажи иконописных композиций – Николай Чудотворец и пророк Илия. Для житийных изображений святого Николая Чудотворца использовались сведения посмертных чудес святителя, отдаленных по времени.

житийная икона

Примеры житийных икон

Житийная икона святого преподобного Сергия Радонежского содержит 8 клейм. Преподобный изображен в среднике ниже пояса, в монашеском одеянии. Правой рукой он благословляет, в левой держит свиток с общежительным монастырским уставом.

На клеймах описан жизненный путь святителя:

  • встреча со старцем;
  • посещение ангелов;
  • смерть родителей;
  • принятие пострига;
  • основание обители;
  • явление Божией Матери;
  • благословение князя Дмитрия Донского на битву с татарским ханом Мамаем;
  • вознесение души после кончины.

Житийная икона, выполненная в традиционной манере, датируется началом 2000-х.

Большой интерес к житийной иконе был в Древней Руси. Такие иконы особо отличались богатством идей, разнообразием изобразительного искусства и по праву считаются историческим достоянием национальной культуры.

Известны древние русские житийные иконы с клеймами святых Бориса и Глеба, икона Пророка Илии в пустыне с житием и Деисусом, вторая половина 13 века, икона св. Николая Чудотворца с житием 14 века.

Сохранились житийные иконы в сельских храмах Руси, в коллекциях собирателей икон, в музеях.

По составу сюжетов клейм русские житийные иконы отличаются от византийских памятников.

Вторая половина 16 века дарит миру новый взгляд на житийную икону, доминирует ее просветительская роль. На иконе появляется большее количество клейм, получают распространение развернутые изображения житий святых. Если не сохранялось подробного жития святого, то на клеймах запечатлевали события детства.

Современные иконописцы по-прежнему часто обращаются к житийным иконам, следуя старинным традициям написания образов святых с житиями.

Сегодня, наверное, в каждой иконописной мастерской можно встретить житийную икону, которую мастера делают на заказ или выставляют на продажу. Мастерские, имея свой штат иконописцев, осуществляют свои просветительские программы, организуют выставки икон, в том числе, выставки-продажи икон.

Икона Святой Николай Чудотворец с житием. XIV век. Государственный Русский музей

Жити́йная икона (от житие) — икона, в центре (среднике) которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития.

Самые ранние из известных житийных икон датируют IX веком. Особо много житийных икон создавалось на рубеже XII и XIII веков, и большинство из них происходит из монастыря Святой Екатерины на Синае. Эти иконы в большинстве своём имеют большие размеры и были местными образами в храмах или приделах, освящённых в честь изображённых на них святых.

Клейма со сценами из жития святого на иконе располагаются слева направо, при этом без учёта того, что в среднике расположен центральный образ: то есть чтение сюжетов, помещённых вокруг средника с образом святого, начинается с левого верхнего клейма, продолжается по верхнему полю, затем попеременно слева направо на боковых полях и заканчивается в правом углу нижнего поля [1] . Сцены в клеймах иногда сопровождаются пояснительными надписями, обычно цитатами из житий.

Житийная икона имеет особенность, показывая на клеймах жизнь святого во времени и чудеса, происшедшие после его смерти, быть вневременной — открывать сущность жизни святого в Вечности, где время не имеет продолжительности. Таким образом, святой, написанный в среднике, изображён как победитель, преодолевший жизненное испытание и прославившийся, а клейма — как венок Славы.

Появляются с IX века в Византии, откуда распространились на Русь, Балканы, Италию. Древнейшей русской житийной иконой является образ пророка Илии из церкви села Выбуты (конец XIII — начало XIV века) [2] .

Читайте также: