Смысловая регуляция деятельности личности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Смысловые образования отличаются по степени обобщенности, по своему месту в иерархии смысловой сферы личности. Наиболее общие смысловые образования касаются вопросов мировоззрения, представлений человека о смысле жизни, его жизненных целей и ценностей, поддерживают представления человека о себе. Концентрированной описательной характеристикой наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого является смысл жизни [32]. На основе общих смысловых образований формируются частные смысловые образования, а именно: личностный смысл и смысловые установки [36].

Таким образом, мотивационно-личностная саморегуляция, эффективная в критических ситуациях, или смысловая саморегуляция заключается в перестройке смысловых образований, условием которой является их осознанность. С помощью осознанных смысловых образований, лежащих в основе саморегуляции, осуществляются произвольное изменение смысловой направленности, оценка и коррекция деятельности, преобразуются наиболее общие смысловые структуры, формируются новые ведущие ценности, составляющие основание целостной жизнедеятельности человека. Важным условием саморегуляции является развитое воображение, наличие иерархизированной смысловой сферы, владение широкой временной перспективой. В литературе неоднократно описано обеднение мотивационно-смысловой сферы, сужение временной перспективы у больных шизофренией, приводящее к тому, что механизм смыслового связывания оказывается нарушенным. В исследовании И.А. Сапаровой было показано, что отсутствие или дефективность ценностного опосредования являются одной из психологических причин возникновения ипохондрического развития личности [44]. В кандидатской работе Мазур Е.С. выявлено, что нарушения психической деятельности при эпилепсии обусловлены патологической суженностью смысловых образований личности [37].

Такие недостатки мотивационной сферы больного человека как неустойчивость или узость мотивационной иерархии, несформированность потребности в саморегуляции могут являться причинами в возникновении личностных аномалий и должны быть учтены и по возможности скорректированы в реабилитационных программах для больных людей [44].

Глава 2, п. 2.3. — предыдущая страница|следующая страница — Глава 3, п. 3.2.

Таким образом, личность как психологическое образование, как регуляторная система конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования им своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам.

Эту систему функций осуществляет главная, конституирующая подструктура личности – ее смысловая сфера. Смысловая сфера личностиэто особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах. Личность в своей основе представляет собой целостную систему смысловой регуляции жизнедеятельности, реализующую через отдельные смысловые структуры и процессы и их системы логику жизненной необходимости во всех проявлениях человека как субъекта жизнедеятельности.

Исчерпывают ли шесть описанных логик все возможные регуляторные принципы человеческого поведения? Теоретических оснований настаивать на этом нет. Более того, в одной аудитории, где автор представлял эту модель, ему был задан вопрос про Христа, поведение которого не укладывается в рамки этой модели. Возможно, действительно, поведение, управляемое высшим призванием, миссией, когда человек ощущает высшую свободу именно потому, что для него (субъективно) нет выбора, представляет собой еще один, высший тип регуляции деятельности. Если это так, то носители этой логики поведения чрезвычайно малочисленны. В силу этого проблема седьмого уровня предстает столь же принципиальной в теоретическом плане, сколь малоактуальной в плане практическом. На данный момент мы воздержимся от попыток как-то его содержательно охарактеризовать и ограничим дальнейшее рассмотрение шестью логиками, которые допускают их развернутый психологический анализ.

Рассмотрим теперь взаимоотношения между различными регуляторными системами. Хотя, по всей видимости, за ними лежат различные психологические механизмы, в конкретном поведении они, как уже упоминалось, функционируют не порознь, а интегрируются в единых многоуровневых функциональных системах регуляции деятельности и ее отдельных единиц. В принципе можно рассматривать шесть описанных логик как шесть измерений человеческого действия; соответственно, любое действие может быть разложено на шесть векторов, соответствующих этим шести логикам и выступающих как проекции целостного действия на каждое из шести измерений. Взгляд на личность через призму этих шести измерений составляет основу того, что мы считаем оправданным называть мультирегуляторной моделью личности; нам в данном случае дает основание говорить о теоретической модели то обстоятельство, что принятие этого угла зрения позволяет увидеть ответы на ряд достаточно важных и актуальных теоретических вопросов психологии личности.

Действительно, если посмотреть на личность через призму предлагаемой мультирегуляторной модели, мы, во-первых, можем констатировать заметные индивидуальные различия в выраженности каждой из шести логик. Есть люди, в большей или меньшей степени влекомые своими актуальными потребностями; более или менее легко реагирующие на внешние стимулы; более или менее механически прикладывающие готовые схемы и стереотипы; более или менее чувствительные к социальным ожиданиям и давлению; более или менее учитывающие (сознательно либо интуитивно) множественные контексты и отдаленные следствия своих действий; более или менее способные (или неспособные вовсе) преодолеть заданные детерминанты своих действий и осуществить свободный поступок.

Рассмотрим теперь соотношение смысловой сферы личности с другими сферами, системами и компонентами, образующими ее структуру.

Уровни структуры личности, выделенные Б.С.Братусем, хорошо согласуются с введенным А.Г.Асмоловым (1984) различением в личности плана содержания – плана смысловых образований, характеризующих личность с содержательной стороны, со стороны ее мотивов, жизненных целей, общей направленности и т. д. – и плана выражения, к которому относятся такие структуры, как способности и черты характера, отвечающие за особенности проявлений личности в деятельности. Эти проявления в плане выражения А.Г.Асмолов подразделяет на экспрессивные и инструментальные. Психофизиологический уровень, обеспечивающий функционирование личностных структур, А.Г.Асмолов относит не к самой личности, а к ее предпосылкам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2.5. Феноменологический аспект смысла: смысл в структуре сознания

2.5. Феноменологический аспект смысла: смысл в структуре сознания Переходя от онтологического и деятельностного к феноменологическому аспекту рассмотрения смысловой реальности, мы тем самым переходим от гипотетически конструируемых реалий и обнаруживаемых в

2.6. Деятельностный аспект смысла: смысл в структуре деятельности

2.6. Деятельностный аспект смысла: смысл в структуре деятельности Последние десятилетия характеризуются увеличением числа работ, в которых предметная деятельность предстает не как теоретический объяснительный конструкт, а как предмет конкретно-психологического

3.2. Смысловая установка: регуляция направленности актуальной деятельности

3.2. Смысловая установка: регуляция направленности актуальной деятельности Регулирующее воздействие жизненных смыслов объектов и явлений действительности на протекание деятельности субъекта не обязательно сопряжено с какой-либо формой их презентации в его сознании.

3.7. Динамическая смысловая система как принцип организации и как единица анализа смысловой сферы личности

3.7. Динамическая смысловая система как принцип организации и как единица анализа смысловой сферы личности В предыдущих разделах мы выделили и описали шесть разновидностей смысловых структур, выступающих как функционально различные элементы смысловой сферы личности.

3.8. Смысл жизни как интегральная смысловая ориентация

3.8. Смысл жизни как интегральная смысловая ориентация Проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных. Смысл жизни является одной из традиционных проблем философии и теологии, а также художественной литературы и эссеистики, в которых он анализируется

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологическая школа представлена в работах И. П.

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно

4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях

4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологические школы представлены в работах И. П. Павлова, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова

25. Социальное поведение личности и его регуляция

25. Социальное поведение личности и его регуляция Поведение – это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью,

20. Социальная регуляция поведения личности

20. Социальная регуляция поведения личности Под социальным регулированием поведения личности понимают приведение в согласие норм социального поведения личности с нормами общества, в котором эта личность существует. К функциям социальной регуляции относятся:

Смысловая сфера личности[27] . Б. С. Братусь

Смысловая сфера личности[27]. Б. С. Братусь Личность как специфическая, несводимая к другим измерениям (темпераменту, индивидным свойствам и т. п.) конструкция не является самодостаточной, в себе самой несущей конечный смысл своего существования. Смысл этот обретается в

От хаоса – к структуре, от симптома – к личности

От хаоса – к структуре, от симптома – к личности Книга, которую вы держите в руках, замечательна во многих отношениях. Написанная блестящим профессионалом высочайшего уровня и, без преувеличения, очаровательной женщиной, она уже вошла в золотой фонд аналитической

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:– темперамент (структуру природных свойств);– направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);– способности (систему интеллектуальных, волевых и

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства

4. СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

4. СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ Мы видели, что биологическое, точнее, быть может, сказать, органическое [43] составляет необходимое условие психического развития. Другое важнейшее условие — социальное окружение, мир культуры. Но, как уже подчеркивалось выше, из самих по себе

То, что присуще только человеку и каждому человеку – это его внутренний мир. Внутренний мир – не только образ внешнего, такой образ есть и у животных. Внутренний мир имеет своё специфическое содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом (хотя и не полностью) зависят от мира внешнего.

Поведение животных определяется двумя факторами:

  • Внешними стимулами, вызывающими автоматические инстинктивные или прижизненно сформированные реакции
  • Внутренними состояниями напряжения тех или иных потребностей.

Взаимодействие этих двух форм детерминации может порождать очень сложное поведение, но это поведение подчинено только одной логике – логике удовлетворения своих потребностей.

Сальваторе Мадди выделил три группы человеческих потребностей: Биологические, Социальные, Психологические (это новое, потребности в суждении, символизации, воображении).

В связи с этими группами выделяет два пути развития личности:

  • Биологические и социальные доминируют: конформистский тип (тип поведения подчинённый реактивной логике)
  • Психологические доминируют: индивидуалистский (тип поведения подчинённый смысловой логике)

Личность живёт в мире, отношения с которым она строит на основании логики жизненной необходимости – логики, в свете которой каждое действие и обстоятельство выступает как имеющее смысл. Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов.

Потребности и личностные ценности занимают одно и то же место в структуре мотивации человека и в структуре порождения смыслов.

Таким образом, и поведение человека может быть подчинено логике удовлетворения своих потребностей или смысловой логике.

В психологии смысл определяется как категория объективно-субъективная. Одной своей частью он расположен вне субъекта — в объектах восприятия, осмысления, деятельности. Другой частью смысл принадлежит субъекту, является единицей сознания.

Реальность, в к-ой мы существуем, окрашена смысловыми красками. Либо нечто приобретает особое значение, либо оно (нечто) нейтрально. Как только некий объект приобретает особое значение, возникает личностный смысл (личностное значение). При этом важен не сам по себе объект, а его способность (возможность) удовлетворить ведущий мотив.

Личностный смысл всегда индивидуален, уникален и имеет жёсткую привязку к объекту. Всё психологическое тестирование, направленное на выявление "оно", затрагивают именно личностно окрашенные явления.

Цветовой тест Люшера: специально подобранные 7 цветов. Человек выбирает из них наиболее приятные для него. По той последовательности, в к-ой человек убирает цвета, можно очень многое сказать о его текущем состоянии. Причем тест достаточно точен и обмануть его практически невозможно, т.к. он учитывает не только последовательность, в которой человек убирает цвета, но и время, затраченное на выбор. Этот тест создавался более 20 лет. Тест Люшера имеет свои очень значительные (в частности культурные) ограничения (для северных народов он не работает, т.к. у них мир монохроматический).

Подстроить свою деятельность под основной мотив нам помогают именно механизмы эмоций и личностные смыслы.

(т.н. предисловие ) Мотивы порождают действия, т. е. приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В результате все мотивы можно разбить на два больших класса: к первому относятся осознаваемые мотивы, ко второму - неосознаваемые.

1). Примерами мотивов первого класса могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей.

2). К другому классу относятся, как я уже сказала, неосознаваемые мотивы. Этот класс значительно больше и до определенного возраста в нем оказываются практически все мотивы.

Работа по осознанию собственных мотивов очень важна, но и одновременно очень трудна. Она требует не только большого интеллектуального и жизненного опыта, но и большого мужества. По сути, это специальная деятельность, которая имеет свой мотив - мотив самопознания и нравственного самоусовершенствования.

Если мотивы не осознаются, то значит ли это, что они никак не представлены в сознании? Нет, не значит. Они проявляются в сознании, но в особой форме. Таких форм по крайней мере две. Это эмоции и личностные смыслы.

Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит это затрагивает его мотивы.

В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают, обобщенно говоря, положительные эмоции, если неуспешно - отрицательные эмоции.

Личностный смысл - другая форма проявления мотивов в сознании. Это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Здесь важно подчеркнуть, что в смыслообразующей функции выступает лишь ведущий мотив. Второстепенные мотивы, мотивы-стимулы, которые, как я уже говорила, играют роль дополнительных побудителей, порождают только эмоции, но не смыслы.

Феномен личностного смысла хорошо обнаруживается на , когда до того нейтральный объект неожиданно начинает переживаться как субъективно важный.

Таким образом, чем интенсивнее мотив, тем больший круг предметов вовлекается в поле его действия, т. е. приобретает личностный смысл. Крайне сильный ведущий мотив способен всю жизнь человека! Напротив, утрата такого мотива часто приводит к тяжелому переживанию потери смысла жизни.

А.Н.Леонтьевым и П.Я.Гальпериным выделяется понятие личностного смысла — отражения в сознании личности отношения мотива деятельности к цели действия. Будучи порождением жизни, жизнедеятельности субъекта, система личностных смыслов является характеристикой индивидуальности человека. В них действительность открывается со стороны жизненного значения знаний, предметных и социальных норм для самого действующего ради достижения тех или иных мотивов человека, а не только со стороны объективного значения этих знаний.

Принцип деятельностного опосредствования личностных смыслов позволяет отграничить личностные смыслы от существующих на поверхности сознания субъективных переживания вроде симпатий, антипатий, желаний, хотений и т.п., изменяющихся непосредственно под влиянием речевых воздействий. Подобные субъективные переживания, как и эмоции, выполняют функцию оценки личностных смыслов и тем самым способствуют осознанию субъектом его отношения к действительности. При несовпадении субъективных переживаний и личностных смыслов, например несовпадении антипатии к близкому человеку возникшей в какой-либо прямо не затрагивающей мотивы субъекта ситуации, и личностного смысла этого человека, изменятся, скорее, направленность и знак субъективных переживаний, чем личностный смысл этого человека.

В отличие от целей, которые всегда, конечно, являются сознательными, мотивы, как правило, актуально не сознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия — внешние, практические или речевые, мыслительные, — то мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают.

Таким образом, кроме своей основной функции — функции побуждения, мотивы имеют еще и вторую функцию-функцию смыслообразования.

Так как речь идет об осознании смыслообразующих мотивов, то эта задача может быть описана и иначе, а именно как задача осознания личностного смысла (именно личностного смысла, а не объективного значения!), который имеют для человека те или иные его действия, их цели.

Задачи осознания мотивов порождаются необходимостью найти себя в системе жизненных отношений и поэтому возникают лишь на известной ступени развития личности, когда формируется подлинное самосознание.

Читайте также: