Смысл это что кратко

Обновлено: 08.07.2024

Ищешь, что значит слово смысл? Пытаешься разобраться, что такое смысл? Вот ответ на твой вопрос:

Смысл это:

смысл — сущность феномена в более широком контексте реальности.

Смысл

1.Внутреннее, логическое содержание ( слова, речи, явления ) , постигаемое разумом; значение.

2.Разумное основание, цель. отт. разг. Преимущество, выгода, польза, толк, прок.

3. устар.Способность понимать и рассуждать; разум.

Смысл

м.
1) Внутреннее, логическое содержание (слова, речи, явления), постигаемое разумом; значение.
2) а) Разумное основание, цель. б) разг. Преимущество, выгода, польза, толк, прок.
3) устар. Способность понимать и рассуждать; разум.

Смысл

То значение, которое слово или словосочетание получает в конкретной речевой ситуации. ср. двузначность предложения Учительнице понравился новый класс те ситуации общения (класс может обозначать “помещение для учебных занятий” и (группа учащихся начальной или средней школы”).

Смысл

содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом Понять с. происходящего. С. выступления ясен. С. сл¦ва (его значение). смысл В некоторых сочетаниях: разум, разумность Здравый с. Действовать со смыслом. Нет смысла (не вижу смысла) в таком решен ии. смысл цель, разумное основание чего-нибудь В этом поступке нет смысла. Жизнь получила новый с.

Смысл

идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смысл художественного произведения и т. п.); в логике, в ряде случаев в языкознании — то же, что значение.

Смысл

м.
1) Внутреннее, логическое содержание (слова, речи, явления), постигаемое разумом; значение.
2) а) Разумное основание, цель. б) разг. Преимущество, выгода, польза, толк, прок.
3) устар. Способность понимать и рассуждать; разум.

Смысл

1. Внутреннее, логическое содержание (слова, речи, явления), постигаемое разумом, значение. Прямой смысл слова. Переносный смысл. слова. Проникнуть в смысл событий. Смысл закона совершенно ясен. Придать чему-н. какой-н. смысл. Не мог уловить смысла в этой запутанной фразе. В тесном, в широком, в точном смысле слова.

2. только ед. Цель, разумное основание. В чем смысл этой затеи? Смысл жизни. Не вижу никакого смысла в этом поступке. || Преимущество, выгода, польза (разг.). мне нет смысла переходить на другую работу.

3. только ед. Разум, способность понимать и рассуждать (книжн., устар.). Вы: не предполагаете во мне художественного смысла. Тургенев. Иметь природный смысл. Здравый смысл (простая, трезвая рассудительность). В полном смысле слова (разг.) – перен. совершенно, совсем, окончательно. Это – жуир в полном смысле слова. Салтыков-Щедрин. В смысле чего – перен. в отношении чего-н. Мы перегнали главные капиталистические страны в смысле техники производства и

Смысл

1) идеальное содержание, идея, конечная цель (ценность) чего-либо (С. жизни, С. истории и т. д.). термин 'С.' может обозначать целостное содержание какого-либо высказывания (научного, философского, художественного), не сводимого к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения. Таково, например, понятие 'С. произведения искусства' (С. художественного образа), равнозначное понятию художественной идеи. Категория С. получила особую разработку в ряде направлений идеалистической философии конца 19 — 20 вв., прежде всего в идущем от В. Дильтея учении о 'понимании' как специфическом методе 'наук о духе' (т. е. гуманитарных наук), в основе которого лежит интуитивное постижение и целостное истолкование смысловых связей различных форм человеческой культуры (см. также Понимающая психология ) .
2) В логике — то же, что значение .
3) В языкознании — иногда синоним значения (например, в часто встречающемся сочетании 'смысловая структура слова'), но обычно противопоставляется ему (см. Значение лексическое ) и может означать: совокупность внеязыковых характеристик содержания, в отличие от значения как обобщения его внутриязыковых характеристик, семантическую характеристику целого высказывания или текста, в отличие от значения (на уровне отдельного слова), коннотативную (см. Коннотация ) , а значение — денотативную (см. Сигнификат ) сторону содержания слова (при этом в разных концепциях С. понимается либо как целое, а значение как его компонент, либо, наоборот, как компонент значения). В модели 'смысл — текст' С.- понятие, описывающее глобальное содержание высказывания.

Смысл

Смысл

рассудок информационное содержание, совокупность значений чего-либо, постигаемых разумом назначение, цель разумная причина; резон, достаточное основание

– Хоть вы-то каплю здравого смысла имеете? Или ещё купите фотоувеличитель и привяжете к бедру?

Ключевые слова имеет смысл использовать, если вы хотите применить стандартный цвет.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

1) Термин, употребляемый в логике, логич. семантике и науке о языке как синоним "значения"; 2) В нек-рых теориях значения (напр., Фреге и Чёрча) термин "С." служит для обозначения того мысленного содержания, той информации, к-рая связывается с данным языковым выражением, являющимся собственным (хотя быть может и описательным) именем, в отличие от "значения" (предмета, денотата), называемого этим выражением. См. Значение, Имя, Название и лит. при этих статьях.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

СМЫСЛ — внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности. Определяя место феномена в некоторой целостности, смысл превращает его осуществление в необходимость, соответствующую онтологическому порядку вещей. Бессмысленный набор знаков может случайно возникнуть, но он не остается как факт культуры. Существование такого набора эфемерно. Осмысленный текст хранится и воспроизводится в культуре и стимулирует порождение новых текстов, комментирующих, развивающих и даже опровергающих исходный.

Категория смысла неявно появляется у Аристотеля как господствующая во всей его метафизике “мысль о целесообразности природы и всего мирового процесса” (Асмус В. Ф. Метафизика Аристотеля.— В кн.: Аристотель. Соч., т. l. M., 1976, с. 32). Телеология Аристотеля в значительной мере возникла на основе его учения о целесообразных функциях человеческой души и приобрела статуе универсального космологического принципа — единства цели мирового процесса. Аристотель считал, что мир не является дурно написанной трагедией, но гармоничной целостностью, исходная причина и конечная цель которого восходит к Богу.

В семиотике принято различать смысл и значение знакового выражения или знака. Значение — это тот предмет или то положение дел, на которые указывает этот знак в конкретной знаковой ситуации. Один и тот же знак может указывать на самые разные вещи в зависимости от ситуации. Но знак не только указывает на нечто, он еще и высказывает кое-что об этом нечто. Вот это высказывание и есть смысл знака, который вводит указываемые предмет или обстоятельства в общий порядок вещей и событий. Тем самым обозначение чегото данным знаком из окказионального превращается в необходимое как вытекающее из смысла этого знака. Этот смысл внеположен знаковой ситуации. Он связывает акт обозначения с системой языковых смыслов -^ делает этот акт семантически правомочным. В лингвистической семантике смысл рассматривается как особая сущность, отличная от выражающего этот смысл текста, но определяющая допустимые референции текста — его способность указывать на те или иные реалии. Наоборот, текст, обозначающий общезначимую культурную реалию, получает способность выражать культурные смыслы. В герменевтике понимание текста — это реконструкция намерений создателя этого текста. С точки зрения герменевтики, смысл существует не в самом знаке, но составляет интенцию автора, внеположенную самому тексту, но воплотившуюся в нем и давшую этому тексту онтологические основания существовать как факт культуры. В логической семантике вводятся формальные экспликации категории смысла (интенсионал, десигнат и др.). Д. А. Бочвар разработал логическое исчисление, позволяющее строго различать осмысленные суждения от не обладающих смыслом. Логико-семиотические исследования помогают понять, почему знак, обладающий смыслом, можно использовать в акте обозначения не как случайную “наклейку”, но как “этикетку”, целесообразно соотносящую обозначаемое с общим порядком вещей. Подобно этому, смысл феномена связывает последний с целесообразной организацией мира, предусматривая для него естественное (т. е. необходимое) место в мироздании.

Пантеизм и материализм провозглашают, что смысл жизни в ней самой. Тогда сохранение жизни и рост жизненной активности оказываются высшими ценностями. Эволюционная этика Г. Спенсера и его идейных продолжателей исходит из того, что высшие духовные способности и стремления человека — это эволюционно возникшие приспособления в борьбе за существование, за овладение жизненными ресурсами. Смысл жизни сводится к ее сохранению, воспроизводству и освобождению от страданий. Монотеизм исходит из того, что, как сформулировал Фома Аквинский: “Бог по своей сущности является счастьем, которое не принадлежит ничему иному”. Каждый может быть счастлив только в той мере, в какой он приближается к Богу, т. е. к Тому, Кто является самим счастьем.

Поиск смысла жизни направлен на открытие онтологических оснований собственного бытия. Этот поиск оказывается необходимым, когда рушатся все опоры и человек повисает в метафизической пустоте. Недаром экзистенциальные вопросы с особой остротой встают перед лицом смерти. Бессмысленность проживаемой жизни подчеркивает неприемлемость смерти как торжествующей победы хаоса. Эту тему многократно и многообразно выразила классическая русская литература—от Пушкина и Лермонтова до Толстого и Достоевского, Чехова и Бунина. Тоталитарные режимы 20 в. дали примеры таких запредельных ситуаций, в которых человек исчерпывает последние силы и уже не воспринимает непрерывные издевательства над собой, смерти и мучения ближних как события, когда уже нет сил для обдумывания жизни и приобретения экзистенциального опыта. Бессмыслица здесь выступает не просто как хаос страстей, а как закономерность уничтожения всего человеческого. Восстановление смысла жизни следует искать в христианской заповеди любви. Евангельский призыв к любви — не утопическое мечтание, но единственный реалистический путь отстоять смысл человеческого существования.

СМЫСЛ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Понятие “смысл” (ма'нан) является одним из фундаментальных для классической арабо-мусульманской философии и теоретической мысли в целом. Понимание отношения смысла к вещи, соотношение понятия “смысл” с понятиями “означаемое” (мадлул) и “знак” ('алам) существенно отличаются от выработанного в западной традиции. В качестве фундаментального понятия смысл практически не получает определения у арабо-мусульманских мыслителей, однако его содержание вытекает из универсально признаваемой теории указания на смысл, согласно которой на смысл указывают (далала): “выговоренность” (лафз), “письмо” (хатг), “жест” (ишара, в т ч. мимика), “положение пальцев” ('акд, развитое среди дописьменных арабов сложное искусство счета на пальцах) и “положение вещей” (насба). Поскольку все отношения указания центрированы на смысл, он сам ни на что не указывает, но, напротив, служит последним основанием всякого разъяснения. “Слово” (калима) понимается как единая структура, в которой “выговоренность” связана со смыслом отношением указания. Эта связь понимается не как случайная, но как “истинная” (хакйка), и этим “выговоренность” отличается от, с одной стороны, “бессмысленного звука” (савт), который не передает смысл, ас другой, от “знака” ('алам), который может быть произвольно установлен для указания на какие-то вещи, как имя собственное указывает на человека произвольно, не передавая никаких его существенных признаков. С пониманием связи между выговоренностью и смыслом как неслучайной и передающей существенные признаки связаны и характерные черты трактовки истины, особенно в ранней арабо-мусульманской философии (см. Истина).

Как в философии, так и в филологии смысл понимается как номинально отличный от выговоренности, благодаря чему дает приращение знания в сравнении с выговоренностью. Переход от выговоренности к смыслу называется “пониманием” (фахм), в связи с чем термин “понимаемое” (мафхум) употребляется как синонимичный “смыслу”. Понимание наступает автоматически у всех носителей языка и дает им “истину” (хакйка), т. е. смысл сказанного. Такому истинному пониманию смысла противопоставляется “иносказание” (маджаз), когда выговоренность намеренно ставится в соответствие не своему, а другому смыслу. Типология иносказания, разрабатывавшаяся в арабо-мусульманской поэтике и риторике, отличалась от аристотелевской. Пара “выговоренностьсмысл” описывается с помощью другой фундаментальной пары терминов, “явное-скрытое” (захир-батин, см. Явное), поэтому “понимание” оказывается “выявлением” (изхар), т. е. превращением скрытого смысла в явленное. Трактовка процедур получения знания в философии в значительной мере зависит от этого представления о выявлении смысла. Разные варианты сочетания смысла с выговоренностью, в зависимости от объема и содержания смысла, дают основание для определения понятий “словарный состав” (килам), “речь” (калам), “речение” (кавл), “суждение” (кадиййа) и т. п., которые как понятия отличаются от нуле — “способности к речи”, служащей признаком разумности. Как правило, считается, что смысл каждого уровня языковой Общности (слова, словосочетания, фразы) един, причем смысл более высокого уровня не сводится к сочетанию смыслов низшего уровня, поскольку несколько осмысленных слов, даже если они составляют грамматически правильную фразу, останутся для воспринимающего “бессмысленным звуком” (савт), не передающим смысл, если не выполняется ряд условий понимания, главным из которых является известность субъекта высказывания, составляющая “опору” (санад) целостного смысла. Вместе с тем номинально смысл, как правило, множествен, поэтому можно говорить о “части смысла” (джуз' ал-ма'на) даже на уровне слова. Теория в основном утверждает взаимно-однозначное соответствие выговоренности и смысла, без чего было бы невозможно “истинное” указание на смысл. Вместе с тем в лексикографии и риторике признается возможность наличия разных смыслов у одной и той же выговореиности и возможность указания на один и тот же смысл с помощью разной выговоренности, хотя понятие “одинаковости” смысла в таком случае полагается интуитивно ясным и не определяется.

Расширение роли понятия “смысл” в философии связано с пониманием его отношения к вещи, которое схоже с соотношением смысла и выговоренности. С данной точки зрения смысл понимается в качестве стоящего за вещью как явленностью и составляющего ее скрытое, при этом отношение между явным и скрытым понимается как истинное (явленное точно соответствует скрытому и наоборот), В связи с этим используется сочетание “понимаемое вещи” (мафхум аш-шай'), обозначающее ее смысл. Так понятый смысл выступает как фундаментальное основание вещи и происходящих с ней изменений, которое может служить разъяснению других понятий, но само не разъясняется через них. К понятию смысла вещи могут сводиться ее акциденции и атрибуты (калам, немаилизм, суфизм) или универсалии, получающие воплощение в вещи (арабоязычный перипатетизм, суфизм). Отношение указания вещи на свой смысл является замкнутым бинарным отношением, параллельным указанию выговоренности на смысл, причем смысл в двух случаях может оказываться номинально идентичным. Редким примером исключения из этого общего для философии понимания отношения вещи, слова и смысла является позиция Насйр ад-Дйна am-Jycu, который в духе аристотелизма считает смысл наличествующим в уме и прямо связанным с вещью “естественным” образом, тогда как звук или письменный знак произвольно связываются с этим смыслом в уме.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

То, что человек своим наличием в мире привносит в Мир, не осознавая этого даже, поскольку что это такое - доподлинно не знает сам..

это кочки на болоте, человеческого неведения)

нащупывая твердь, мы делаем шаги вперед, немного сомневаясь

Смысл - идеальное содержание сигналов, воспринимаемое индивидуально.
"С-мыслЬ" - то, что может быть понято путем осознания при наличии необходимых предварительных знаний.
Понятие смысла близко к понятию информации.

Допустим, Вы получили письмо на китайском языке.
Если Вы знаете китайский, то для Вас основная идея письма в том, что хотел сказать его автор.
Если Вы не знаете китайский, то это не значит, что с получением письма Вы не получили никаких сведений, из которых могли бы извлеч смысл.
Например, Вас могла бы интересовать бумага, на которой написано письмо, или химический состав чернил - это все тоже могло бы стать источником индивидуального смысла.

Влад Зотов Оракул (84449) А мну никто не слушаеццо. вздохнул. и не скажешь ничего. кругом одни ангелы. )))

koleso Гений (67173) отсутствие само по себе говорит о присутствии, не проявление - о возможности полного, неполного, частичного проявления. модальность (в моём понимании смысла этого слова) говорит об образе, о разнообразии образов. образ слова, как знака, может быть различным, исчерпать все значения и оттенки образа сложно. смысл есть и одновременно его нет. нюансы. тона и полутона. и вся эта гамма постоянно переливается. мы видим (или не видим/не замечаем) смысл в какой-то одной точке, а он присутствует и отсутствует во всех. у меня такое мнение. вы можете не увидеть в этом никакого смысла.

Приставка: с-; корень: -мысл- [Тихонов, 1996] .

Произношение

Семантические свойства

Значение

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

  • существительные: осмысление, осмысленность
  • прилагательные: смысловой, смышлёный, осмысленный
  • глаголы: смыслить, осмыслить, осмыслять, мыслить
  • имена собственные: Всемысл, Всемысла, Гостомысл, Добромысл, Любомысл, Мыслимир, Осмомысл, Премысл, Радомысл, Ясномысл
  • фамилии: Гостомыслов, Мысловский, Мышлаевский, Мышляев, Мышлянов, Смыслов, Смысловский
  • топонимы: Мысленице, Мыслов, Мыслова, Мысловка, Мышланка, Помыслище
  • пр. существительные: мысль; мыслишка; мышление, мышленье, мыслитель, мыслительница; безмыслие, бессмысленность, бессмыслица, вымысел, домысел, домысливание, домысливанье, замысел, замышление, замышленье, измышление, измышленье, измышлизм, неосмысление, неосмысленность, неосмысленье, несмышлёность, несмышлёныш, неумышленность, осмысление, осмысленность, осмысленье, помысел, помышление, помышленье, промысел, промысловик, промышленник, промышленность, смысл, смышлёность, умысел, умышленность; единомышленник, единомышленница, здравомыслие, зломыслие, злоумышленник, злоумышленница, злоумышленность, мыслебоязнь, мыслеобраз, мыслепреступление, мыслепреступленье, мыслепреступник, суемыслие
  • прилагательные: мысленный, мыслимый, мыслительный; бессмысленный, вымышленный, замысленный, небессмысленный, немыслимый, неумышленный, осмысленный, промысловый, промышленный, смышлёный, умышленный; злоумышленный, мыслеобразный, мыслепреступный, суемысленный
  • глаголы: мыслить, мыслиться; домыслить, домыслиться, замыслить, замыслиться, обессмыслить, обессмыслиться, осмыслить, осмыслиться, помыслить, помыслиться, поразмыслить, поразмыслиться, промыслить, промыслиться, смыслить, умыслить; домысливать, домысливаться, обессмысливать, обессмысливаться, осмысливать, осмысливаться; осмыслять, осмысляться; домышлять, домышляться, измышлять, измышляться, помышлять, помышляться, промышлять, промышляться, размышлять, размышляться, умышлять, умышляться
  • причастия: мыслящий, мысливший; замысливший, замышлявший, замышляющий, замышляющийся, размышлявший, размышляющий
  • деепричастия: мыслив, мысливши, мысля; замыслив, замысливши, замышляя, помыслив, помысливши, помышляя, поразмышляв, поразмышлявши, размышляв, размышлявши, размышляя
  • наречия: мысленно, мыслимо; бессмысленно, немыслимо, неумышленно, осмысленно, предумышленно, смышлёно, умышленно

Этимология

Происходит от гл. смыслить, от с- + гл. мыслить, далее от праслав. *mysliti , от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. мыслити, мышлѬ (др.-греч. βούλεσθαι, φρονεῖν), русск. мыслить, укр. мислити, болг. ми́сля, сербохорв. ми̏слити, ми̏сли̑м, словенск. mísliti, mȋslim, чешск. myslit, myslet, словацк. mуsliеť, польск. myśleć, в.-луж. myslić, н.-луж. mysliś; производное от мысль, далее от праслав. *myslь , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. мысль ж. (ср. укр. мисль ), ст.-слав. мысль (др.-греч. διάνοια, λογισμός ), болг. ми́съл , сербохорв. мисао (род. п. ми̑сли ) , словенск. misǝl (род. п. mȋsli ), чешск. mysl , словацк. mysel , польск. myśl , в.-луж., н.-луж. mуsľ ; предположительно из *myd-slь или *myd-tlь. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Читайте также: