Смятение ахматова анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Это стихотворение о чувствах и отношениях. Оно искренне написано от первого лица – самой поэтессы. Она влюблена, но чувства вызывают лишь смятение в ней самой. Её возлюбленный представлен здесь, хотя он, в основном, холоден и официален.

Стихотворение меняет свой ритм, эмоциональную окраску от строфы к строфе. Но во всём царит противоречие – смятение. Первое чувство, показанное здесь, волнение, а ещё предчувствие чего-то меняющего твою жизнь. Второе (в средней строфе) гнев и возмущение, но тут же страсть. В третьей строфе, кажется, что чувств уже нет – встреча, вообще, случайна. Но достаточно взгляда, чтобы чувства вспыхивают вновь, но Ахматова уже устала от них – не хочет повторения той муки, которая была. Чувства меняются не только от строфы к строфе, и даже в самих строфах.

Данное стихотворение можно смело отнести к отделу философской и любовной лирики. Здесь поэтесса старается коснуться не только темы грехов, но и указать, что человеческая душа может быть достаточно сильна и прочна. Как всегда, в стихотворениях Ахматовой, присутствуют художественные средства. Не удивительно, что на первый план произведения выходят человеческие чувства. Ахматова описывает зимнее время, эта нотка мелькает в стихотворении.

Вариант №2

Ведь именно в этом произведении поэтесса описывает образ того самого таинственного незнакомца, который зашел в гости к самой поэтессе и мало того с тем самым умыслом. А умысел таинственного незнакомца был получение расположения писательницы и решимость быть с ней даже в аду. Ведь именно туда, по строкам из библии, попадают неверные супруги вместе со своими любовниками. И его не смущает тот факт, что она замужем и это читается в одной из строчек произведения.

Самое удивительное это тот факт, что сама поэтесса не высказывает никаких намерений о связи с таинственным незнакомцем. Однако прослеживается тенденция готовности автора убежать с новым избранником даже на край света. Именно поэтому ее законный муж очень был недоволен, и ревность переполняло его желание узнать настоящий этот незнакомец или же нет.

Ведь жить с таким же талантливым поэтом как сама очень сложно и часто поэтесса была обречена на одиночество. У них очень все красиво начиналось. Будущий супруг долгое время добивался расположения Ахматовой, даже дело доходило до попытки самоубийства. Но после свадьбы страсть поутихла, и супруг понял, что на первом месте у Ахматовой это, конечно же, литература. И на этом поприще Ахматова добилась огромных успехов что, конечно очень расстраивало мужа и злило. И как итог Ахматова идет на рискованный шаг, и придумывает себе идеального мужчину, который ее очень любит, заботиться о ней и души в ней не чает. Именно такие стихи являлись криком души несчастной и одинокой поэтессы.

Краткий анализ

Тема стихотворения – ссора и разлука влюбленных.

Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Произведение относится к любовной лирике. Основная тема его – зарождение любви, внезапная вспышка чувства, сложность человеческих взаимоотношений.

Цикл, состоящий из трех стихотворений, представляет собой постепенное развитие темы. Первое стихотворение – это зачин, своеобразная завязка. Здесь фрагментарно обрисован внешний и внутренний облик героя:

Было душно от жгучего света, А взгляды его – как лучи. Я только вздрогнула: этот Может меня приручить.

Лирическая героиня, впервые увидев Его, поражена. Любовь захватила ее внезапно и неожиданно. Она готова отдаться своим чувствам сразу, безоглядно, импульсивно. Она готова к любому развитию событий, она словно пророчит будущее:

Наклонился – он что-то скажет… От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.

Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.

И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице.

Третье стихотворение – своеобразная развязка. Начинается оно спокойной, повествовательной интонацией. Героиня рассказывает о свидании с любимым:

Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся — И загадочных, древних ликов На меня поглядели очи…

Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово.

Отошел ты, и стало снова На душе и пусто и ясно.

МегаШпора в соцсетях:

История создания

Композиция составлена из пяти строф, по четыре строчки в каждой. Рифма в каждой строфе перекрестная, стихотворный размер — анапест.

Употребляются различные тропы:

Литературное направление характерно творчеству А. Ахматовой — акмеизм. Именно благодаря эстетике акмеизма стихотворение не нуждается в обильных тропах, а характеризуется четкостью композиции, отсутствием туманных намеков и символов.

Жанр произведения — элегия.

Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет.
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застил туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи.

Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его — напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.


Стихотворение Анны Ахматовой "Смятение" является отражением глубоких любовных переживаний автора. Поэтесса написала триптих в 1912 году трёхсложным хореем. Его можно назвать романом-миниатюрой, ведь этом небольшом стихотворении вложено 10 лет любовного томления. "Смятение" представляет из себя одно из самых ярких примеров любовной лирики Анны. Делая анализ стихотворения, можно разделить его на несколько этапов развития сюжетной линии.

В самом начале героиню будоражит даже мысль о нахождении рядом с возлюбленным. Она понимает, что только он может укротить её необузданный нрав.

Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Здесь говорится о первых терзающих душу порывах. Поэтесса готова слушать "приговор", дабы разрешились её муки. Ахматова являлась женщиной свободной и своенравной. Но эта нелюбовь не даёт её "взлететь" и полностью сковала её душу.

Тюльпан у тебя в петлице.
И вот появляется перед затуманенным взором красный тюльпан, который олицетворяет психологический мир героини. Она отмечает что лирический герой для нее настолько особенный, что все вокруг серо и смыто в одно, а он как яркий цветок выделяется.

Последний третий цикл является развязкой всех десяти лет ожидания и бессилия. Поэтесса не раскрывает до конца сути происходящего. Слишком мало слов и нет определённости во фразах, но в них так много сказано и лишь по личному опыту можно понять всю глубину произошедшей драмы. "Замирания" и "крики" свидетельствуют о невыносимой боли, которую героиня пронесла через все эти годы. И лишь последняя фраза о душевной пустоте и обретении внутреннего света даёт право сказать о счастливом и одновременно драматичном завершении романа. Ведь душевному смятению героини и пришёл конец, и осталась пустота.

Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:

Смятение Ахматовой

sp;

Тема и сюжет стихотворения

Стихотворение состоит из трёх смысловых частей (триптих) и каждая из них отдана Ахматовой на откуп своей фазе любовных отношений.

Первая часть стиха – это оценка мужчины в глазах главной героини и вероятность возникновения между ними химии. Начало всегда идет со взгляда, далее в игру вступает голос и довершает выстрел Амура.

Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.

Любовь возможна, более того, она может полностью покорить сердце и закрыть глаза непрозрачными очками, как это всегда бывает у прирученной женщины.

Вторая часть стихотворения-триптиха – это борьба женщины и мужского обаяния, победитель в которой не всегда очевиден. На фоне такого красавца женщина теряет способность летать, она попадает под чары мужчины и видит перед собой только тюльпан у него в петлице.

О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь.

Итак, сердце героини покорено, остаётся дождаться ответа мужчины.

Третья фаза стиха – это развязка, в которой мужчина даже не заметил поражённого стрелой Амура женского сердца, а подошёл к даме исключительно из учтивости. Полуласковое прикосновение и формальный поцелуй руки – вот все, что сегодня выиграла женщина на ставках любви. Зеро не выпало, да и вместо красного ставка пала на черное.

После этого на сердце стало ясно, хотя и пусто, раны от выстрела Амура стали затягиваться, а кровь очищаться от наркотика любви.

Заметим, главная героиня не стала кидаться мужчине своей мечты на шею, а горько съела его холодность. Это один из посылов стиха – сохранять женскую гордость даже перед идеалом и кидаться на шею мужчине только при взаимности чувств.

Средства худ выразительности

Стихотворение написано перекрестной рифмовкой (света – лучи – этот – приручить) и состоит из трех частей (триптих). Стихотворный размер – дольник.

Из средств художественной выразительности использованы:

  1. Эпитеты (древних ликов, жгучего света, красный тюльпан и т д.)
  2. Сравнение (а взгляды его — как лучи).

Средства выразительности украшают стих, придают ему глубины и помогают показать реальную картину чувств, переданную с помощью чернил и бумаги.

Текст триптиха

Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи…

Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.

Читайте также: