Сложный класс в школе что делать учителю

Обновлено: 06.07.2024

Одни родители жалуются в соцсетях на детей, которые дерутся и мешают вести уроки. Другие призывают к терпимости. Мы попытались услышать обе стороны и дать конкретные советы, что делать.

Если причина недовольства — чужой ребенок

В классе, где учится мой сын, есть совершенно неуправляемый ребенок. От его поведения страдают все: одноклассники, которых он задирает; учительница, которой он срывает уроки и грубит; дети из других классов, с которыми он не ладит на перемене. Мы не знаем, что делать: есть же нормы поведения в обществе. Я не хочу, чтобы мои дети сталкивались с агрессией там, где должно быть безопасно и спокойно, — в школе. Недавно этот мальчик укусил девочку за руку: остался след.

Мы никогда не знаем, что услышим, когда придем забирать детей домой: толкнул ли он их сегодня, обозвал или выкинул пенал в помойку. А главное — его поведение мешает учиться другим детям: учительница половину урока проводит, успокаивая его или усаживая на место. Развитие класса этот мальчик тормозит. Что делать — непонятно, но терпение уже заканчивается.

Родителям, которые беспокоятся о безопасности своих детей в школе, важно знать — у них есть на это право. Есть право заботиться о том, чтобы ребенок ходил в школу без страха за свое здоровье. Есть право спокойно работать, пока дети на занятиях, и не думать каждую минуту о психологическом комфорте ребенка. Именно поэтому родители вправе добиваться, чтобы в классе было спокойно.

И хотя есть мнение, что в описываемой ситуации ничего сделать нельзя, попробовать все-таки можно.

Главное, что нужно знать и помнить: решать все конфликтные ситуации в классе можно только через администрацию и учителей. Ни в коем случае нельзя взаимодействовать с чужим ребенком напрямую. Все вопросы должны адресоваться в первую очередь классному руководителю.

Родителям со стороны они могут казаться невоспитанными, неудобными и даже срывающими уроки, однако вполне вероятно, учитель сможет адаптировать этого ребенка к школе без волны родительского негатива. Активно действовать надо лишь в том случае, если лично вашему ребенку физически или психологически некомфортно и плохо. В этом случае родитель, как официальный представитель ребенка, может и должен защитить его права.

Используйте административный ресурс — узнайте, как устроена в вашей школе работа с трудными детьми. Как правило, это работает так: учитель обращает внимание администрации на заявление родителей. Далее в школе собирается малый педсовет, на который приглашаются обе стороны. На собрании конфликт разбирается.

Довольно часто результатом такой встречи бывает рекомендация родителям ребенка со сложным поведением обратиться к школьному психологу или пройти медико-психологическую комиссию (в Москве она находится по адресу ул. Фадеева, д. 2). Здесь ребенку, испытывающему трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации окажут психолого-педагогическую помощь. Назначат занятия с нейропсихологом или психологом, порекомендуют программу реабилитации или занятий и просто помогут. Однако семья ребенка вправе не соглашаться на медико-психологическую коррекцию.

Попытайтесь поговорить с родителями ребенка спокойно. Возможно, они делают многое из того, что ждет от них школа, и окружающим также нужно набраться терпения. Однако если родители настроены агрессивно, разговор можно переводить в административное русло: писать заявление на имя директора и излагать свою точку зрения на происходящее. Школа должна быть заинтересована в том, чтобы все ученики чувствовали себя спокойно, поэтому обязана отреагировать на письменное уведомление и принять меры. И хотя до 15 лет ребенка нельзя отчислить из учебного заведения, школа может пригласить социального педагога для работы с ним.

Руководитель структурного подразделения школы №2120

Однозначно школа не должна отвергать непослушных детей, потому что в жизни будут ситуации, где уже взрослые будут сталкиваться с разными людьми, и они должны уметь с ними общаться. В нашей школе гиперактивными детьми занимаются в основном классные руководители и их родители. Часть занятий педагоги стараются проводить за пределами класса, например, в теплое время года — на улице, чтобы замкнутость школьной среды не довлела над психикой.

Если причина недовольства — ваш ребенок

Я не знаю, как сказать всем этим людям, что ребенком мы занимаемся: водим на занятия к нейропсихологу, работаем с другими специалистами, учим эмпатии, стараемся все держать под контролем. А главное, что моя дочь, хоть и имеет дефицит внимания, все равно может учиться в коллективе.

Ни сад, ни школа не хотят слушать о том, что уже делается: результаты нужны мгновенно, никто не хочет ждать или помогать. Ну и это бесконечное шушуканье за спиной: каждый детский шаг обсуждается и осуждается.

Ребенку со сложностями поведения иногда нужно ослабить режим или помочь подружиться с детьми, не требовать от него стопроцентного внимания и спрашивать по возможностям. Лучше всего, если родители будут вести параллельную работу со специалистами (неврологом, психологом, логопедом) и помогать ребенку в адаптации.

Но если случится так, что школа все-таки пошла на конфликт, имеет смысл прислушаться к советам психиатра Елисея Осина, которые он дал на форуме для родителей детей с гиперактивностью:


На встрече ничего не говорить первым. Внимательно выслушать и записать все, что скажет школьная администрация, для этого использовать ручку и бумагу, но можно и диктофон. Обязательно копировать все бумаги, которые вам показывают про ребенка — докладные, объяснительные и т.д. Если они находятся в личном деле, то это про вашего ребенка, значит вы имеете к этому полный доступ. Прояснить и записать все предъявляемые проблемы.


Задать вопрос о том, что было сделано для того, чтобы эти проблемы преодолеть, спросить об эффективности проведенных мероприятий. Задать вопрос о том, каких действий хочет от вас администрация, только после этого высказать свое мнение о том, что происходит.


Не спорить, не переходить на эмоции. Это только навредит. Не принимать никаких решений, сказать, что вы все выслушали и подумаете. Это сложно, но можно сказать, что вам нужно время, такой вы человек;


Дома все это просмотреть. Определить, есть ли в требованиях школы и администрации признаки нарушения прав вашего ребенка на образование. Посмотреть, есть ли в рекомендациях школьной администрации разумные.


Дальше лучше всего общаться со школой письменно — написать письмо, в котором вы выскажете свою точку зрения на происходящее, опишите то, что вы будете делать.


Общая рекомендация — минимум эмоций, минимум споров, если споры и вести, то в бумажной форме. К сожалению, нередко школа первым шагом старается решить проблему по принципу нет ребенка — нет проблемы. Для этого она создает условия, при которых родителям и детям оставаться в школе невыносимо. Бывает, что только после того, как это не получается, школа начинает заниматься проблемой.

Для того чтобы этому воспрепятствовать, нужно показать, что вы готовы защищать своего ребенка, представлять его интересы. Но сделать это нужно как можно более деловито и спокойно.

У учителя есть свой план работы с классом и он сформирован на целесообразности с точки зрения успешного усвоения знаний, техники безопасности на уроке в школе. Учащиеся судят о том, что можно или нельзя на уроке, перемене, в столовой, во дворе и т.п. Какие бы правила вы, как учитель или как родитель вы ни вводили, ожидайте что их будут проверять на прочность. Это будет очень сложно для вас, но такая работа просто необходима для будущего порядка и будущих требований на уроке. Конечно у всякого правила есть исключение, но их не так много. Главное выслушивать оправдания с сочувствием и интересом - а потом не обращать на них внимание. Полезно обсудить порядок и требования с самими учениками и даже обсудить проблемы возникающие на уроке. После обсуждения, необходимо учитывать некоторые пожелания и предложения самих учеников, настолько это возможно, но даже в таких условиях необходимо быть справедливыми и последовательными.
Джефф Пети в своей книге "Современное обучение" предлагает свод таких правил:
* Никаких разговоров, когда говорю я (Я старайтесь не говорить слишком долго!)
* Следовать правилам техники безопасности, например не бегать по классу.
* Работая индивидуально или в группах, учащиеся могут :
-обсуждать работу с соседом;
-вставать с места и обсуждать работу с другими учащимися.
* Не разрешено пользоваться плеерами, телефоны должны быть выключены.
* Нельзя пить и есть в классе.
* нельзя собирать портфели и рюкзаки до тог,как я дал на это разрешение, - что бы ни показывали часы (тем не менее я принимаю напоминания по поводу времени).
До начала урока
Располагайтесь в классе до того, как приходят учащиеся, убедитесь, что у вас готово всё необходимое (и что всё работает). Напишите на доске или спроецируйте на экран всё, что нужно для начала урока. Когда учащиеся входят в класс, вы можете поприветствовать их у двери и понаблюдать за тем, как они рассаживаются. Старайтесь выглядеть уверенно, спокойно по деловому. Начните урок вовремя, ожидать опоздавших несправедливо по отношению к тем, кто пришёл вовремя, и подталкивает всех опаздывать в дальнейшем.
Тишина на уроке
Достижение и поддержание тишины очень важно. Если вы не добьетесь тишины на первом уроке, вряд ли вы сможете добиться её и далее. Если учащиеся и смогут слышать вас, они вряд ли будут слушать.
Попросите тишины и дождитесь её, сколь бы много времени это ни заняло. Если необходимо, повторите требование, используйте приведённые ниже советы для установления и поддержания тишины. Не начинайте говорить, пока школьники не замолчат и все учащиеся не будут смотреть в вашу сторону. Никогда не начинайте урок среди шума. Если вы начинаете среди шума, у учащихся сложится впечатление, что вы позволяете разговаривать, когда им только захочется. В результате начнут разговаривать даже те, кто сначала молчал. Если ожидание заставляет вас паниковать, не показывайте это, никогда не злитесь и не переходите на оскорбления. Это всё равно непродуктивно и создаёт впечатление, что вы не можете контролировать ситуацию. Вместо этого покажите детям, что из-за шума они упускают что-то важное: "Все стараются расслышать, что пытается сказать Алексей" "Извините, но мы не можем начать урок - в классе слишком шумно".
Достигнув тишины, дайте классу секунду, чтобы почувствовать её, и только потом начинайте говорить. Если кто-то начинает говорить во время того, как говорите вы, остановитесь на середине фразы и смотрите на беседующих учеников, пока они не остановятся, но если потребуется, назовите их по имени и попросите замолчать. Продолжайте говорить только после того, как опять опять замолчат, вернувшись к началу фразы, на которой вы прервались. Если разговоры опять повторятся, сделайте то же самое. Вскоре учащиеся поймут, что они не могут разговаривать, не привлекая к себе внимания, и перестанут делать это. Если кто то нарушает тишину, напомните ему, что одновременно разговаривать и слушать невозможно; стойте рядом или пригрозите пересадить его на другую парту.

Сначала успехи, потом сложности
Материал
У преподавателя, ведущего тренинга или руководителя часто возникает задача разобрать, как ученики или сотрудники поработали за некоторый промежуток времени.
Например, что было сделано по проекту за неделю, или как удалось использовать в жизни знания, полученные на прошлом занятии тренинга.
И здесь, есть определенный риск, что обсуждение начнется с обсуждения возникших в ходе работы затруднений. Ведь то, что было поручено сделать, воспринимается как должное, а раз это должное, то чего этим хвалиться? Но если, обсуждение начинается с разбора проблем, то в целом это задает негативное восприятие проделанной работы. А вам это надо?
Поэтому в таких случаях хорошо использовать прием: "Сначала успехи, потом сложности". Задача руководителя в самом начале дать установку, что сейчас каждый из присутствующих поделиться своими достижениями, успехами, открытиями. И только после того, как каждый кратко вспомнит и расскажет о том, чего ему действительно получилось достичь, можно переходить к обсуждению возникших сложностей.
В результате разбор проделанной работы пройдет на позитиве. Ведь в целом работа идет успешно, а возникающие сложности - это лишь возможность, сделать результат еще более качественным!

Хорошие советы, в частности мне, как молодой специалист, который только-только начнет в сентябре работать.

У вас есть еще работы по школьной тематике? Если да, то посоветуйте что-то. Буду рада почитать :-)

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Мало найдется детей, которые никогда не доставляют учителю головной боли. Но некоторые ученики буквально сводят с ума: отвлекают других, отказываются участвовать в работе, устраивают драки. Как работать, если появился такой непутевый ученик в школе? Мы подготовили серию статей, посвященную работе с трудным поведением детей в классе. В первом материале составляем план действий, опираясь на экспертные рекомендации.

Не принимайте все на свой счет

Поведение ребенка – это сложное уравнение. В нем замешаны темперамент, воспитание, ситуация в семье, жизненные обстоятельства, школьные нагрузки, отношения с одноклассниками. Вы тоже влияете на него, но не несете полную ответственность.

Помните: ребенку тоже трудно

Проанализируйте ситуаци ю

Чтобы проанализировать, чем именно вызвано девиантное поведение ребенка в школе, попытайтесь ответить на несколько вопросов:

1. В чем именно проявляются трудности ребенка в адаптации?

2. Когда, в каких условиях они возникают?

3. Может быть, ребенок закатывает истерики из-за замечаний, но делает это только на публике?

4. Или огрызается на всех, но только в конце недели из-за накопившейся усталости?

5. Изменилось ли поведение ребенка в последнее время, или он с самого начала вел себя именно так?

Узнайте о трудном ребенке побольше. Кто о нем заботится? Какая обстановка у него дома? Какой стиль воспитания практикуют родители? Они авторитарны или, напротив, много разрешают ребенку? Может быть, они совсем не интересуются его делами? Как они относятся к его успехам и трудностям? Как оценивают его способности? Каковы мотивы поведения ученика?

Наконец, поговорите с самим ребенком. Что он думает о школе, о классе? В чем ему трудно, что ему нравится и не нравится, что раздражает? Попробуйте оценить, как ребенок относится к учебе, что для него достижения, успех, провал? Чего бы ему хотелось от вас и от класса?

Мы составили для вас специальную таблицу, в которую рекомендуем записывать свои наблюдения за девиантным поведением ребенка. Ищите закономерности в его поступках и реакциях на происходящее.

Постройте гипотезу

Стресс-фактор

В психологии существует понятие стресс-фактор или стрессор. Под ним понимают, фактор, который вызывает у человека стресс. Это может быть как физический фактор, такой как голод, недостаток витаминов, боль или усталость, так и психологический – конфликтная ситуация, общественное давление, проблемы в семье.

Как определить стресс-фактор

Попробуйте определить, есть ли стресс-фактор, который заставляет ребенка чувствовать себя не в своей тарелке. Часто проблемы в начальной школе, по мнению Ксении Вотяковой, связаны со страхом ошибок, оценки и сравнения. Ребенок может реагировать на них по-разному: становиться шумным, раздражительным, закрытым.

Покажите ребенку, что вы на его стороне

Ребенку в любом случае важно чувствовать себя услышанным и понятым. Ему трудно дается материал, он не чувствует себя в своей тарелке в школе или новом классе, он не может разобраться в своем состоянии – все это доставляет дискомфорт прежде всего ему самому. Попробуйте поставить себя на место ребенка и попытаться почувствовать, что конкретно доставляет ему дискомфорт. У каждого человека есть склонность к эмпатии, которая поможет это сделать.

Покажите ребенку, что вы готовы делать шаги ему навстречу. Например, если ему трудно дается какой-то момент урока – предложите поработать над ним вместе. Если ему трудно отвечать при всех – пусть отвечает вам наедине. Дайте ребенку понять, что его проблему можно решить, и он тоже может участвовать в этом.

Создайте команду помощи

Присоединиться к курсу и получить удостоверение о повышении квалификации можно здесь.



"Как успокоить разбушевавшийся класс? Как вести урок, если в классе постоянно шумно? Почему одних понимают с полушепота, а другим приходится надрывать голосовые связки, чтобы добиться внимания?" — такие вопросы нередко задают молодые учителя, еще не имеющие в арсенале хитрых приемов и недюжинного опыта.

Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными "фишками", которые, действительно работают!

Правило 1

Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших "испытать новенькую на прочность нервов", одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.

Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.

Правило 2

Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле "поставлю "двойку", вызову директора, пригласи родителей в школу". Какие ошибки еще допускают начинающие учителя?


Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, "не пользоваться телефоном", "не ходить по классу" и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.

И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.

Правило 3

Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.

Правило 4

Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.

Правило 5

Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.

Правило 6

Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет привлекать внимание.

В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?" Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.

То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот "в тему", приведите интересный факт по теме, предложите игру. Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на "создание хаоса".

Правило 7

Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.

Правило 8

Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.

Правило 9

Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:

  • включайте в план урока "минуты тишины". В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
  • используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.

Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

Обязательно предусмотрите время для проведения физкультминутки (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.

Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.

Правило 10

Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.

Правило 11

Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.

Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!

Правило 12

Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?

Правило 13

Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже "заразятся" вашей любовью.

И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема "шумный класс". Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится!

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж 15 лет. Фото: Марина Учеватова.

Другие статьи автора:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Читайте также: