Славянам тютчев анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Привет вам задушевный, братья,
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы - свои!

Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей,-
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подданства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех!

Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России - не прощают вас!

Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: - Это я!
При неотступном вспоминанье
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как божья кара, их страшит!

Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них - закон и равноправность,
Для нас - насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их, как наследие славян.

И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь,
И тяготеет и над нами -
Над нами, собранными здесь.
Еще болит от старых болей
Вся современная пора.
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!

А между нас - позор немалый, -
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.

Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас.
Мы ждем и верим провиденью -
Ему известны день и час.

И эта вера в правду бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди.
Он жив - верховный промыслитель,
И суд его не оскудел,
И слово царь-освободитель
За русский выступит предел.

Cтихотворение состоит из 9-ти строф (всего 72 строки)
Размер: четырёхстопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: братья-концов-изъятья-готов
Россия-любви-дорогие-свои.

Рифмовка: ABAB CDCE

2-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: дома-своей-незнакомо-властей
подданства-всех-Славянство-грех.

Рифмовка: ABAB CDCD

3-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: судьбиной-разлучены-единый-сыны
родные-нас-Россия-вас.

Рифмовка: ABAC DEDE

4-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: испугу-семья-другу-я
вспоминанье-обид-самосознанье-страшит.

Рифмовка: ABAB CDCD

5-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: европейской-разрослась-фарисейской-создалась
равноправность-обман-стародавность-славян.

Рифмовка: ABAB CDCD

6-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: веками-поднесь-нами-здесь
болей-пора-поле-Гора.

Рифмовка: ABAB CDED

7-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: немалый-среде-опалы-вражде
всюду-передовым-Иуду-своим.

Рифмовка: ABCB DEDE

9-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: бога-груди-много-впереди
промыслитель-оскудел-освободитель-предел.

Рифмовка: ABAB CCCC

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Начало мая 1867 г.

На создание поэтического приветствия автора вдохновило значительное общественное событие, произошедшее весной 1867 г., – съезд, принявший более 80 зарубежных гостей. К делегатам, которые представляли 11 славянских народностей, не имевших собственной государственности, обращены торжественные тютчевские строки.

Во второй строфе возникает образ гостеприимной России, надежного дома для братских народов, подвергаемых гонениям на родине. Изображение идеального художественного пространства дома-страны дополняется комплексом характеристик через отрицание: здесь нет чужаков-расистов у власти, язык един для всех, славянская национальность не возводится в ранг недостатка, существенного изъяна.

Лирический герой приходит к выводу: истинная причина ненависти к славянам – боязнь, что они объединятся, явив на политической арене дружную и мощную силу. Возвращаясь к образному ряду, заявленному в зачине, автор оперирует понятиями родства: семья, братья, сыновья одной матери.

Осознавая грядущие трудности, лирический герой не теряет надежды: он связывает отрадные перемены с образом российского императора, пророча ему славную роль освободителя.

Печатается по первой публикации.

Датируется началом мая 1867 г., поскольку написано в связи со Славянским съездом, проходившим с 8 по 15 мая в Петербурге, с 16 по 27 мая в Москве, и прочитано как приветствие славянским гостям на банкете в Петербургском Дворянском собрании 11 мая 1867 г. Примечательно, что этот день - церковное празднование памяти славянских первоучителей и просветителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Тютчев был подлинным патриотом России. Для того чтобы понять это, нужно вдумчиво читать стих “Славянам” Тютчева Фёдора Ивановича.

Стихотворение было создано в 1867 г. Оно было опубликовано в “Современнике”. В нем четко слышится голос Тютчева-государственника. Критики называют текст стихотворения Тютчева “Славянам”, которое проходят на уроке литературы в 6 классе, “зарифмованными лозунгами”. Сам Тютчев считал его ребяческим. Главной темой произведения является патриотизм, готовность стоять насмерть за свою Родину. Поэтому оно нашло отклик в сердцах российских читателей.

Привет вам задушевный, братья,
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы – свои!

Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей,-
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подданства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех!

Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России – не прощают вас!

Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: – Это я!
При неотступном вспоминанье
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как божья кара, их страшит!

Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них – закон и равноправность,
Для нас – насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их, как наследие славян.

И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь,
И тяготеет и над нами –
Над нами, собранными здесь…
Еще болит от старых болей
Вся современная пора…
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!

А между нас – позор немалый, –
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.

Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас.
Мы ждем и верим провиденью –
Ему известны день и час…

И эта вера в правду бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди…
Он жив – верховный промыслитель,
И суд его не оскудел,
И слово царь-освободитель
За русский выступит предел…

Выберите стихи. 1 декабря 1837 (Так здесь-то суждено. ) 11 мая 1869 (Нас всех, собравшихся. ) 12-ое апреля 1865 (Все решено. ) 1856 (Стоим мы слепо. ) 19 февраля 1864 (И тихими. ) 29-е января 1837 (Из чьей руки. ) Encyclica Mala aria Memento Silentium! А. Ф. Гильфердингу Альпы Арфа скальда Безумие Бессонница Близнецы Брат, столько лет сопутствовавший мне. В деревне В душном воздуха молчанье. В небе тают облака. В разлуке есть высокое значенье. В толпе людей, в нескромном шуме дня. В часы, когда бывает. Ватиканская годовщина Веленью высшему покорны. Великий день Кирилловой кончины. Венеция Весенние воды Весенняя гроза Весна Весь день она лежала в забытьи. Вечер Видение Вновь твои я вижу очи. Волна и дума Восток белел. Ладья катилась. Вот от моря и до моря. Впросонках слышу я - и не могу. Всё отнял у меня казнящий бог. Все, что сберечь мне удалось. Всесилен я и вместе слаб. Глядел я, стоя над Невой. Гус на костре Да, вы сдержали ваше слово. Два голоса Два единства Две силы есть - две роковые силы. Двум друзьям Декабрьское утро День вечереет, ночь близка. День и ночь День православного Востока. Другу моему Я.П.Полонскому Душа моя - Элизиум теней. Душа хотела б быть звездой. Дым Е. Н. Анненковой Его светлости Князю А. А. Суворову Есть в осени первоначальной. Есть и в моем страдальческом застое. Еще земли печален вид. Еще томлюсь тоской желаний. Здесь, где так вяло свод небесный. Зима недаром злится. И в божьем мире то ж бывает. И гроб опущен уж в могилу. И чувства нет в твоих очах. Играй, покуда над тобою. Из Гете (Радость и горе. ) Из края в край, из града в град. Из Микеланджело Иным достался от природы. Итак, опять увиделся я с вами. Итальянская villa К Ганке Как верно здравый смысл народа. Как весел грохот летних бурь. Как дочь родную на закланье.. Как дымный столп светлеет в вышине. Как летней иногда порою. Как над горячею золой. Как нас ни угнетай разлука. Как неожиданно и ярко. Как неразгаданная тайна. Как ни бесилося злоречье. Как ни дышит полдень знойный. Как ни тяжел последний час. Как океан объемлет шар земной. Как он любил родные ели. Как птичка, раннею зарей. Как сладко дремлет сад темно-зеленый. Как хорошо ты, о море ночное. Как этого посмертного альбома. Какое дикое ущелье. Кн.Горчакову (Вам выпало призванье роковое. ) Князю П. А. Вяземскому Когда в кругу убийственных забот. Когда дряхлеющие силы. Когда на то нет божьего согласья. Когда осьмнадцать лет твои. Колумб Кончен пир, умолкли хоры. Конь морской Кто б ни был ты, но, встретясь с ней. Лебедь Летний вечер Лето 1854 Листья Любезному папеньке! Люблю глаза твои, мой друг.. М.П.Погодину (Стихов моих вот. ) Молчит сомнительно Восток. Море и утес Мотив Гейне (Если смерть есть ночь. ) Н. И. Кролю Н. Ф. Щербине На возвратном пути На древе человечества высоком. На юбилей Н. М. Карамзина Над виноградными холмами. Над русской Вильной стародавной. Над этой темною толпой. Накануне годовщины 4 августа 1864 Нам не дано предугадать. Наполеон Напрасный труд - нет, их не вразумишь. Наш век Не богу ты служил и не России. Не верь, не верь поэту, дева. Не всё душе болезненное снится. Не говори! Меня он как и прежде. Не дай нам духу празднословья. Не знаешь, что лестней для мудрости людской. Не знаю я, коснется ль благодать. Не остывшая от зною.. Не раз ты слышала признанье. Не рассуждай, не хлопочи. Не то, что мните вы, природа. Небо бледно-голубое. Недаром милосердым богом. Неман Неохотно и несмело. Нет дня, чтобы душа не ныла. Нет, моего к тебе пристрастья. Ночное небо так угрюмо. О вещая душа моя. О чем ты воешь, ветр ночной. О, в эти дни - дни роковые. О, как убийственно мы любим. О, не тревожь меня. О, этот Юг, о, эта Ницца. Обвеян вещею дремотой. Одиночество Он, умирая, сомневался. Она сидела на полу. Опять стою я над Невой. Осенней позднею порою. Осенний вечер От жизни той, что бушевала здесь. Ответ на адрес Памяти В. А. Жуковского (Я видел вечер твой. ) Памяти Е. П. Ковалевского (И вот в рядах. ) Памяти М. К. Политковской (Многозначительное слово. ) Певучесть есть в морских волнах. Первый лист Песок сыпучий по колени. Пламя рдеет, пламя пышет. По равнине вод лазурной. Под дыханьем непогоды. Пожары Полдень Последний катаклизм Последняя любовь Поток сгустился и тускнеет. Пошли, господь, свою отраду. Поэзия Предопределение Прекрасный день его на Западе исчез. При посылке Нового Завета Природа - сфинкс. Проблеск Пророчество Пускай от зависти сердца зоилов ноют. Рассвет Рим ночью Русской женщине С какою негою, с какой тоской влюбленный. С поляны коршун поднялся. Свершается заслуженная кара. Святая ночь на небосклон взошла. Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло. Сижу задумчив и один. Сияет солнце, воды блещут. Славянам (Они кричат, они грозятся. ) Славянам (Привет вам задушевный, братья. ) Слезы людские, о слезы людские. Смотри, как запад разгорелся. Смотри, как на речном просторе. Смотри, как роща зеленеет. Снежные горы Современное Сон на море Средство и цель Сын царский умирает в Ницце. Так, в жизни есть мгновения. Тени сизые смесились. Теперь тебе не до стихов. Тихо в озере струится. Тихой ночью, поздним летом. Ты долго ль будешь за туманом. Ты, волна моя морская. Увы, что нашего незнанья. Ужасный сон отяготел над нами. Умом Россию не понять. Успокоение Утихла биза. Легче дышит. Утро в горах Фонтан Харон и Каченовский Цицерон Чародейкою Зимою. Чему бы жизнь нас ни учила. Чему молилась ты с любовью. Черное море Чертог твой, спаситель, я вижу, украшен. Что ты клонишь над водами. Эти бедные селенья. Ю.Ф.Абазе (Так - гармонических орудий. ) Я встретил вас - и все былое. Я знал ее еще тогда. Я лютеран люблю богослуженье. Я очи знал,- о, эти очи. Я помню время золотое.

Славянам (Привет вам задушевный, братья. )

Привет вам задушевный, братья, Со всех Славянщины концов, Привет наш всем вам, без изъятья! Для всех семейный пир готов! Недаром вас звала Россия На праздник мира и любви; Но знайте, гости дорогие, Вы здесь не гости, вы - свои! Вы дома здесь, и больше дома, Чем там, на родине своей,- Здесь, где господство незнакомо Иноязыческих властей, Здесь, где у власти и подданства Один язык, один для всех, И не считается Славянство За тяжкий первородный грех! Хотя враждебною судьбиной И были мы разлучены, Но все же мы народ единый, Единой матери сыны; Но все же братья мы родные! Вот, вот что ненавидят в нас! Вам не прощается Россия, России - не прощают вас! Смущает их, и до испугу, Что вся славянская семья В лицо и недругу и другу Впервые скажет: - Это я! При неотступном вспоминанье О длинной цепи злых обид Славянское самосознанье, Как божья кара, их страшит! Давно на почве европейской, Где ложь так пышно разрослась, Давно наукой фарисейской Двойная правда создалась: Для них - закон и равноправность, Для нас - насилье и обман, И закрепила стародавность Их, как наследие славян. И то, что длилося веками, Не истощилось и поднесь, И тяготеет и над нами - Над нами, собранными здесь. Еще болит от старых болей Вся современная пора. Не тронуто Коссово поле, Не срыта Белая Гора! А между нас - позор немалый, - В славянской, всем родной среде, Лишь тот ушел от их опалы И не подвергся их вражде, Кто для своих всегда и всюду Злодеем был передовым: Они лишь нашего Иуду Честят лобзанием своим. Опально-мировое племя, Когда же будешь ты народ? Когда же упразднится время Твоей и розни и невзгод, И грянет клич к объединенью, И рухнет то, что делит нас. Мы ждем и верим провиденью - Ему известны день и час. И эта вера в правду бога Уж в нашей не умрет груди, Хоть много жертв и горя много Еще мы видим впереди. Он жив - верховный промыслитель, И суд его не оскудел, И слово царь-освободитель За русский выступит предел.


Привет вам задушевный, братья,

Со всех Славянщины концов,

Привет наш всем вам, без изъятья!

Для всех семейный пир готов!

Недаром вас звала Россия

На праздник мира и любви;

Но знайте, гости дорогие,

Вы здесь не гости, вы - свои!

Вы дома здесь, и больше дома,

Чем там, на родине своей, -

Здесь, где господство незнакомо

Здесь, где у власти и подда́нства

Один язык, один для всех,

И не считается Славянство

За тяжкий первородный грех!

Хотя враждебною судьбиной

И были мы разлучены,

Но всё же мы народ единый,

Единой матери сыны;

Но всё же братья мы родные!

Вот, вот что ненавидят в нас!

Вам не прощается Россия,

России - не прощают вас!

Смущает их, и до испугу,

Что вся славянская семья

В лицо и недругу и другу

При неотступном вспоминанье

О длинной цепи злых обид

Как божья кара, их страшит!

Давно на почве европейской,

Где ложь так пышно разрослась,

Давно наукой фарисейской

Двойная правда создалась:

Для них - закон и равноправность,

Для нас - насилье и обман,

И закрепила стародавность

Их как наследие славян.

И то, что длилося веками,

Не истощилось и поднесь

И тяготеет и над нами -

Над нами, собранными здесь.

Еще болит от старых болей

Вся современная пора.

Не тронуто Косово поле,

Не срыта Белая Гора!

А между нас - позор немалый

В славянской, всем родной среде,

Лишь тот ушел от их опалы

И не подвергся их вражде,

Кто для своих всегда и всюду

Злодеем был передовым:

Они лишь нашего Иуду

Честят лобзанием своим.

Когда же будешь ты народ?

Когда же упразднится время

Твоей и розни и невзгод,

И грянет клич к объединенью,

И рухнет то, что делит нас.

Мы ждем и верим провиденью -

Ему известны день и час.

И эта вера в правду бога

Уж в нашей не умрет груди,

Хоть много жертв и горя много

Еще мы видим впереди.

Он жив - верховный промыслитель,

И суд его не оскудел,

И слово Царь-освободитель

За русский выступит предел.

И своды древние Софии,

В возобновленной Византии,

Вновь осенят Христов алтарь.

Пади пред ним, о царь России,-

И встань как всеславянский царь! (30 марта 1850 года).

Из переполненной Господним гневом чаши

Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.

Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши!-

Славянский мир, сомкнись тесней.

"Единство,- возвестил оракул наших дней,-

Быть может спаяно железом лишь и кровью. "

Но мы попробуем спаять его любовью,-

А там увидим, что прочней. (Конец сентября 1870).

Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы - свои!

Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, -
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подда́нства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех!


Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но всё же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но всё же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России - не прощают вас!


Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них - закон и равноправность,
Для нас - насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.

И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь
И тяготеет и над нами -
Над нами, собранными здесь…
Еще болит от старых болей
Вся современная пора…
Не тронуто Косово поле,
Не срыта Белая Гора!


А между нас - позор немалый
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.

Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас.
Мы ждем и верим провиденью -
Ему известны день и час…

И эта вера в правду бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди…
Он жив - верховный промыслитель,
И суд его не оскудел,
И слово Царь-освободитель
За русский выступит предел…

Тема: Ф.И.Тютчев и современный читатель.

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательная цель - расширение ПОНЯТИЙНОЙ базы за счет включения в нее новых элементов: развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать; формировать знания об идейно-художественном своеобразии произведения; доказать взаимосвязь художественного образа и мысли в произведении; показать возможности образного словесного изображения чувства; выбор ценностных ориентиров, модели мира, модели общества; диалогизация отношений в классе.

Ребята, я предлагаю вам заключить контракт на время данного урока литературы. В чём он будет заключаться?

Я, со своей стороны, обязуюсь уважать ваше мнение, отвечать честно на дополнительные вопросы по теме урока, дать вам возможность самостоятельно поставить задачи и сформулировать тему урока.

С вашей стороны я жду открытого диалога, с самостоятельными суждениями и оценками, без готовых клише. На любом этапе урока вы задаёте мне вопросы, если не удовлетворены ранее полученными сведениями. В конце урока вы объективно даёте оценку содержанию урока и качеству своей работы на нём.

Вы готовы заключить такой контракт?

Пусть он лежит перед вами и напоминает о принципах общения на данном уроке!

II . Актуализация и пробное учебное действие

Итак, тему и задачи урока вы сформулируете самостоятельно в ходе нашего диалога. Скажу только, что речь сегодня пойдёт о поэзии. А поэтому предлагаю выяснить перед началом работы следующие моменты:

1/ ваше отношение к урокам литературы в целом

2/ к поэзии в частности

3/ и конкретно к теме нашего разговора на этом уроке.

С этой целью я предлагаю заполнить левый столбик таблицы - правый вы сможете заполнить по ходу урока, если возникнет желание что-то изменить

LiveInternet LiveInternet

Привет вам задушевный, братья
Со всех Славянщины концов,
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы — свои!

Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, —
Иноязыческих властей,
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех.

Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные.
Вот, вот что ненавидят в нас:
Вам не прощается Россия,
России не прощают вас!

Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: — Это я!
При неотступном вспоминаньи
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как Божья кара, их страшит!

Давно на почве европейской,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для нас — насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.

И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь,
И тяготеет и над нами —
Над нами, собранными здесь.
Еще болит от старых болей
Вся современная пора.
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!


Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.

Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас.
Мы ждем и верим Провиденью —
Ему известны день и час.

Тютчев Фёдор Иванович, май 1867.

Тема стихотворения Тютчева "Славян должно прижать к стене! "

Что подразумевает Тютчев под стеной? В общем какой смысл? Каким событиям посвящен текст произведения?

Stihiy Мудрец (11700) 4 года назад

Man muss die Slaven an die Mauer drucken *

Они кричат, они грозятся:
"Вот к стенке мы славян прижмем! "
Ну, как бы им не оборваться
В задорном натиске своем!

Да, стенка есть - стена большая, -
И вас не трудно к ней прижать.
Да польза-то для них какая?
Вот, вот что трудно угадать.

Ужасно та стена упруга,
Хоть и гранитная скала, -
Шестую часть земного круга
Она давно уж обошла.

Ее не раз и штурмовали -
Кой-где сорвали камня три,
Но напоследок отступали
С разбитым лбом богатыри.

Стоит она, как и стояла,
Твердыней смотрит боевой:
Она не то чтоб угрожала,
Но. каждый камень в ней живой.

Так пусть же бешеным напором
Теснят вас немцы и прижмут
К ее бойницам и затворам, -
Посмотрим, что они возьмут!

Как ни бесись вражда слепая,
Как ни грози вам буйство их, -
Не выдаст вас стена родная,
Не оттолкнет она своих.

Она расступится пред вами
И, как живой для вас оплот,
Меж вами станет и врагами
И к ним поближе подойдет.

Тютчев о славянском единстве

Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России - не прощают вас!

Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: - Это я!
При неотступном вспоминанье
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как божья кара, их страшит!

Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них - закон и равноправность,
Для нас - насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их, как наследие славян.

А между нас – позор немалый
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.

Ещё полтора века назад Запад исповедовал политику двойных стандартов в отношении своих и славянских народов. И, как показывает история, эта политика остаётся краеугольным камнем нынешнего Евросоюза. Запад спокойно смотрит на фашистский оскал Евромайдана, хотя никто не отменял суда над гитлеровским фашизмом. Как в связи с этим стихотворением не вспомнить нашу пятую колонну: Каспарова и пр. которых приветствуют на Западе! Следующее стихотворение можно рассматривать как актуальнейшее обращение к нынешним киевским властям:

Напрасный труд - нет, их не вразумишь,-
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация - для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.

Гитлер в одной из бесед утверждал, что Россию удастся победить только тогда, когда украинцы и белорусы признают, что они не русские. Сейчас практически врагами России считают себя поляки, болгары, да и другие славянские народы. Идёт к этому и Украина, благодаря разнузданной антироссийской пропаганде США, Западной Европы и СМИ Киевского майдана. Ничего хорошего от этого не выиграют и украинцы, которые поддаются на удочку этой пропаганды. Прав Тютчев, для Запада они так и останутся холопами, и только в союзе с Россией, пусть медленно, но всё-таки они будут двигаться к достойному существованию.

И.С.Аксаков о Тютчеве: Ко всем единодушным отзывам нашей периодической печати об его уме и таланте, раздавшимся вслед за его кончиной вместе с выражениями искренней скорби, мы позволим себе прибавить еще и свой: Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель, не только своеобразный, истинный художник-поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского, народного самосознания.

Федор Тютчев Славянам

Просто вчитайтесь в слова. 150 лет прошло. Что изменилось?

Привет вам задушевный, братья
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы — свои!

Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, —
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подданства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех.

Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные.
Вот, вот что ненавидят в нас:
Вам не прощается Россия,
России не прощают вас!

Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: — Это я!
При неотступном вспоминаньи
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как Божья кара, их страшит!

Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них — закон и равноправность,
Для нас — насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.

И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь,
И тяготеет и над нами —
Над нами, собранными здесь.
Еще болит от старых болей
Вся современная пора.
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!

А между нас — позор немалый, —
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.

Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас.
Мы ждем и верим Провиденью —
Ему известны день и час.

1 Коссово поле — священное для сербов место, где 15 июня 1389 г. произошла битва между сербами и турками, в которой сербы потерпели поражение. В районе Косова сосредоточено много сербских православных монастырей и святынь.
2 Белая Гора — возвышенность около Праги, на которой 8 ноября 1620 г. войска германского императора нанесли поражение чехам, приведшее к упадку их политической самостоятельности.

Датируется началом мая 1867 г. поскольку написано в связи со Славянским съездом, проходившим с 8 по 15 мая в Петербурге, с 16 по 27 мая в Москве, и прочитано как приветствие славянским гостям на банкете в Петербургском Дворянском собрании 11 мая 1867 г. Примечательно, что этот день — церковное празднование памяти славянских первоучителей и просветителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Послушайте стихотворение Тютчева Славянам

Да, стенка есть — стена большая,—
И вас не трудно к ней прижать.
Да польза-то для них какая?
Вот, вот что трудно угадать.

Ужасно та стена упруга,
Хоть и гранитная скала, —
Шестую часть земного круга
Она давно уж обошла.

Ее не раз и штурмовали —
Кой-где сорвали камня три,
Но напоследок отступали
С разбитым лбом богатыри.

Стоит она, как и стояла,
Твердыней смотрит боевой:
Она не то чтоб угрожала,
Но. каждый камень в ней живой.

Так пусть же с бешеным напором
Теснят вас немцы и прижмут
К ее бойницам и затворам, —
Посмотрим, что они возьмут!

Как ни бесись вражда слепая,
Как ни грози вам буйство их —
Не выдаст вас стена родная,
Не оттолкнет она своих.

Она расступится пред вами
И, как живой для вас оплот,
Меж вами станет и врагами
И к ним поближе подойдет.

Эпиграф — слова австрийского министра иностранных дел гр. Фридриха Фердинанда фон-Бейста (1809—1886). Перейдя на службу австрийского правительства, он поддерживал линию подавления славянских народностей Австро-Венгрии.

Читайте также: