Скрипка как играть кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наверное, ни для кого не секрет, что детские музыкальные школы в последнее время испытывают трудности с набором.

У этого факта есть несколько причин:

- снижение интереса к классической музыке,

- компьютерная зависимость детей.

Поэтому в музыкальную школу принимают абсолютно всех подряд, желающих обучаться.

Перед педагогами-музыкантами стоит нелёгкая задача: сделать так, чтобы процесс обучения игры на скрипке был интересным и увлекательным, чтобы активизировать детей к дальнейшим занятиям. Начальный этап в обучении является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта, поэтому ему нужно уделить особое внимание.

Способов и методов работы с маленькими детьми очень много, и выбор их зависит от изобретательности педагога и возможности ребёнка.

В этой статье я хотела бы поделиться своим педагогическим опытом работы в музыкальной школе.

Первая встреча педагога с учеником – важный момент. Для ребёнка это впечатление бывает решающим. От того, как выглядит педагог, манера общения, умение расположить ребёнка к себе, понравиться ему и заинтересовать музыкой – очень важно для обеих сторон. Уже на первых уроках беседую с учеником на самые разные темы, определяю степень подготовки, отношение к музыке, узнаю о семейной обстановке, о том, как он проводит свободное время. Всё это подсказывает наилучший для начала метод работы с ним.

На первый урок ученик приходит без скрипки. Ему 5 или 6 лет. Он очень хочет заниматься, но представлений о занятиях и об инструменте у него нет.

Познакомившись и подобрав ему нужный по размеру инструмент, обязательно показываю ученику скрипку, даю в руки подержать и потрогать. Вместе смотрим, из чего скрипка сделана. Выясняем, что деревянная. Спрашиваю, какие деревья знает ребёнок, и рассказываю, из каких именно делается скрипочка (ёлочка и клён). Ставлю инструмент рядом с малышом и начинаю знакомить его с частями скрипки. Сам ученик принимает в этом активное участие.- Что у нас находиться на самом верху? - Голова. – А скрипочка у нас маленькая, у неё головка. – Дальше у нас с тобой идет шея, а у скрипочки? Ученик отвечает: - шейка. Так мы с ним находим туловище (корпус инструмента), талию, плечи, выясняем, откуда доносится звук – ротик.

Беру в руки скрипку и играю на ней разные по характеру песенки: например “Песенку про чибиса” М. Иорданского, “Колыбельную” И. Дунаевского, “Майскую песенку” В. Моцарта. Спрашиваю, на что похожа музыка? Всегда слышу правильный ответ: - На песню.

Показываю ученику струны: “Их всего четыре, но на них можно всё сыграть. Скрипка не просто играет, она поёт, рассказывает, но только без слов, кто умеет её слушать, понимает, о чём она поёт”.

Дальше, знакомя ученика с названием струн, стараюсь дать им образные характеристики. Например: “Вот первая струна, она пищит как комар над ухом – пи-и-и! ми-и-и! Вторая струна – звонкая, ля. У неё всегда хорошее настроение и она поёт, как кузнечик. А вот третья струна – серьёзная, деловая, ре. Она самая строгая и бывает даже сердитой и тогда она не звучит, а рычит: ррре! А всё оттого, что когда ребята начинают на ней учиться играть и делают при этом много ошибок, струна ре очень сердится. Наконец, четвёртая струна, соль. Это самая толстая струна, она жужжит как шмель среди цветов. Попробуй щипком все четыре струны и запомни их: ми, ля, ре, соль.

Итак, мы познакомились со скрипкой, с её четырьмя струнами. Заучивать названия деталей скрипки и смычка пока не стоит, чтобы не перегружать ученика набором трудных иностранных названий. Лучше знакомиться с частями скрипки и смычка постепенно, по мере практической надобности.

Теперь можно приступать к упражнениям, подготавливающим работу над постановкой:

1. В первую очередь начинаю с упражнений на расслабление. Ученик должен запомнить и самое главное понять, что такое расслабленная и что такое зажатая рука.

1) “кулачки”: сильно зажимаем на несколько секунд кулачки, затем распускаем.

2) “руки вверх”: вытягиваем руки вверх, выпрямляем пальцы. Затем роняются только пальцы обеих рук, после небольшой паузы – кисти, далее – предплечье и плечо.

2. Чтобы научить малыша правильно стоять, равномерно распределяя вес на обе ноги, мне помогает упражнение “Мишка”. Несколько раз походив, как косолапый, ребёнок очень хорошо запоминает, что при игре на скрипке надо стоять не на одной ноге, а на двух.

3. Для того, чтобы подготовить правую руку к работе мне помогают следующие упражнения:

1) “веточка с листочком”: рука согнута в локте (рука – веточка, кисть с пальчиками – листочек). Ветер сильно дует – качается веточка с листочком. Ветер стих – листочек с веточкой замер.

2) “часики”: рука согнута в локте и находится на уровне талии. Поднимаем кисть к носу (смотрим на часы близко), затем в исходное положение, далее отводим руку вперёд (смотрим на часы издалека).

4. Чтобы подготовить к работе левую руку мне помогают следующие упражнения:

1) “Буратино”: подносим к носу большой палец левой руки, пальцы распустить; к мизинцу подносим большой палец правой руки, пальцы распустить. Несколько секунд постоять, пошевелить пальчиками. Затем поворачиваем и подносим к носу мизинец левой руки, стоим несколько секунд, шевелим пальчиками. Это упражнение поможет левой руке сделать правильный поворот к корпусу скрипки.

2) “зеркальце”: кисть ладонью повёрнута к себе, пальцы округлы, как бы удерживают зеркальце. Я для убедительности всегда даю ребёнку круглое зеркальце и мы делаем следующее: направляем его то на себя, то левее себя.

5. Обязательно включаю упражнения на координацию движения рук:

1) Руки согнуты в локтях, одна ладошка машет “до свидания”, другая – “иди сюда”.

2) Одна рука рисует “солнышко” (круг), другая – “дождик” (вертикальные линии).

Каждое упражнение делаем несколько раз. Стараюсь, чтобы ребёнок запомнил их названия, тогда дома ему будет легко всё вспомнить и повторить.

На следующем уроке добавляю новые упражнения. В каком объёме проводить эти упражнения зависит от индивидуальных способностей ученика. Я всегда стараюсь не перегружать его внимания. Даже при непродолжительном проведении упражнений ученик устаёт, и тогда лучшей разрядкой для него будет пение песенок.

Усаживаю ученика рядом с собой за фортепиано и знакомлю его с песенкой, которую он будет разучивать. Сначала пою сама со словами и аккомпанементом, он слушает. Потом разбираемся с её содержанием и характером. Затем приступаем к разучиванию песенки голосом. После разучивания её полезно исполнить сначала без слов, хлопая ритмический рисунок ладошками, а потом спеть с аккомпанементом.

Закончив упражнения по развитию слуха, обязательно повторяем то, что было пройдено на уроке: название струн, некоторые упражнения, подготавливающие постановку рук. Подводя итог урока, обращаю внимание ученика на то, чему он уже научился, что получается хорошо, обязательно его похвалю. И на первом уроке задаю домашнее задание: - вспомнить всё, что делали в классе и повторить.

Если вижу радостные глаза ребёнка и его желание придти на следующий урок, значит цель достигнута и я смогла его заинтересовать и увлечь. И это для меня маленькая победа.

Как научиться игре на скрипке?

Если попытаться составить список тех музыкальных инструментов, на которых научиться играть самостоятельно практически невозможно, то скрипка будет находиться если не на первом, то на одном из первых мест. Слишком много нюансов у этого четырёхструнного смычкового инструмента, покорившего любителей классической музыки, чтобы разобраться в них абсолютно неподготовленному человеку без помощи профессионального скрипача.

Подготовка к игре

Даже постановка начинающего музыканта-скрипача с инструментом требует некоторого времени и специальных упражнений перед тем, как взять скрипку в руки. Поэтому первые уроки проходят без инструмента и смычка. Ученика с нуля обучают правильно стоять, ровно дышать, расслаблять разные части тела, повышают тонус, исправляют осанку.

Всё это достигается как обычными упражнениями, например, прыжками и наклонами корпуса вперёд с одновременным взмахом руками и полным их расслаблением от плеч до кистей, так и специальными, подготавливающими ученика к правильному удержанию инструмента левой рукой, наклону головы, постановке пальцев на гриф, постановке правой руки со смычком. И каждое такое упражнение направлено на определённый результат, укрепление мышц, снятие напряжения, отработку позиции, умение управлять телом.


Игра на скрипке для всех учеников происходит в позиции стоя, при этом вес тела должен распределяться равномерно на обе ноги.

Но это не значит, что все занятия начинающий проводит в такой застывшей стойке. Периодически он может слегка перемещать часть веса с одной ноги на другую, чтобы давать возможность ногам отдыхать.

Однако это не должно быть явным действием, при котором со стороны кажется, будто бы музыкант раскачивается. Но и неподвижность ни к чему хорошему не приводит: ноги затекают, наступает общее напряжение корпуса, руки теряют свободу действий, пальцы не слушаются. Всего этого нужно избегать с самых первых уроков.


Что касается положения инструмента для игры, то его упирают в районе левой ключицы музыканта, придерживая подбородком чуть склоненной и повёрнутой влево головы. Глаза обучающегося должны смотреть на гриф, а левая рука расположиться так под грифом, чтобы подушечки пальцев могли зажимать струны в перпендикулярном к ним положении. Кисть при этом является продолжением предплечья (их оси совпадают). На отработку правильной позиции с инструментом тоже необходимо уделить немало времени, возможно, несколько уроков, пока не выработается нужный и комфортный вариант. После этого можно приступать к постановке пальцев на гриф.

В это же время можно заниматься подготовкой и правой руки к удержанию смычка. Сначала нужно поупражняться с обычным карандашом, размещая на нём пальцы следующим образом:

  • мизинец касается карандаша лишь кончиком;
  • указательный — серединой второй фаланги;
  • средний и безымянный располагаются между ними с наибольшим удобством;
  • большой палец находится снизу — напротив либо указательного, либо среднего, либо между указательным и средним (найти наиболее комфортное место).


Когда, наконец, будут найдены удобные места для размещения всех пальцев, следует мысленно зафиксировать эту позицию, а затем отработать её путём многочисленных повторений. Следующий шаг — перенести ощущения и тренировки на смычок.

Как видно из того, что написано выше, постановку скрипача довольно сложно освоить самостоятельно — для этого требуется педагог, владеющий методическими знаниями и приёмами подготовки будущего музыканта непосредственно к игре на инструменте.

Самому ученику даже при наличии качественного учебного пособия, в котором изложены эти приёмы и упражнения, при всём его старании их исправно выполнять вряд ли удастся почувствовать и оценить все ощущения правильно, так как он в принципе не может знать, какими они должны быть на самом деле.

Обзор основных штрихов

Будущему скрипачу необходимо знать основные исполнительские приёмы игры на скрипке, которые называют штрихами. Все они имеют своей целью сделать звучание инструмента чистым, выразительным, певучим. И в этом преимущественную роль играет техника правой руки, которая управляет смычком. Смычок является главным средством звукоизвлечения на этом инструменте (как, впрочем, и любых других, относящихся к группе смычковых).


Главными техническими штрихами для скрипачей являются:

  1. легато (от итал. legato);
  2. деташе (от фр. détacher).

Для начинающих необходимо более подробно пояснить эти приёмы игры, относящиеся у скрипки к смычковой технике.

Легато

Штрих легато означает связное извлечение нескольких звуков путём беспрерывного движения смычка в одну из сторон. В нотах связное звучание (то есть легато) двух или группы звуков обозначается лигой (дугообразной линией, соединяющей первую с последней нотой группы):


Деташе

Обозначается в нотном письме этот штрих в виде чёрточки над/под нотой (или никак не выделяется):


Следует выделить для начинающих и такие группы штрихов:

  • отрывистые, куда входят стаккато (итал. staccato) и мартле (фр. martelé);
  • прыгающие: спиккато (итал. spiccato) и соттийе (фр. sautillé).

Обозначения названых приёмов можно найти среди других штрихов на рисунке ниже:


Отрывистые и прыгающие штрихи отличаются тем, что при выполнении первых (стаккато, мартле) имеются паузы между звуками путём остановки смычка, но при этом последний действует без отрыва от струны, а вторые (спиккато и соттийе) требуют снятия смычка.

С нюансами исполнения любых штрихов ученик знакомится постепенно, а подтверждает свои знания обязательной практической отработкой соответствующих упражнений по мере учебного продвижения.

Далее мы подробнее рассмотрим, как нужно правильно играть левой и правой руками на скрипке.

Как играть разными руками?

Прежде чем играть обеими руками одновременно, следует научиться действиям рук по отдельности. И начинать нужно с правой руки, так как именно в ней находится главное средство звукоизвлечения на скрипке — смычок. Пальцами правой руки тоже можно играть, но только так называемый приём пиццикато. А используется он на этом музыкальном инструменте довольно редко.

Правой

Удерживать правильно смычок начинающий научился ещё в подготовительный период обучения, который был описан выше. Теперь же нужно овладеть техникой движения его по открытым струнам без участия пальцев левой руки.

Для лучшего понимания и усвоения текста ниже размещено изображение скрипки и смычка с указанием названий их основных частей:


Рисунок поможет начинающему музыканту правильно размещать смычок при игре первых упражнений.

Рассмотрим, как следует разместить смычок для звукоизвлечения.

  • Смычок располагается на струне в перпендикулярном к ней отношении.
  • Кроме того, он параллелен верхней деке инструмента.
  • Для начинающих место размещения смычка на струне — середина между подставкой и грифом скрипки.

Такую позицию прекрасно демонстрирует ниже скрипачка Линдси Стирлинг:


Сначала следует научиться вести смычок по струнам от колодки к середине. При этом рука согнута в локте, создавая между плечом и предплечьем острый угол, кисть также незначительно согнута, находясь в положении над струнами. По мере ведения смычка к его головке кисть будет выпрямляться, а локоть — разгибаться.

Так и упражняться несколько уроков подряд:

  • длинными нотами изучать движения и звук на каждой открытой струне, начиная с первой;
  • алгоритм ведения смычка таков: сначала от колодки до середины (нижняя часть смычка) и обратно, затем – с середины до головки (верхняя часть смычка) и обратно, а после твёрдого усвоения владением смычком в его отдельных частях можно приступать к широким движениям смычка на всю длину (но на первых порах с обязательной остановкой в средней части).

Во время отработки техники игры смычком необходимо добиваться красоты и выразительности звуков, тренируя заодно и слуховые ощущения.

Левой

В период овладения смычком не нужно забывать и про левую руку. Следует продолжать подготовительные упражнения по постановке пальцев на струны в произвольных местах грифа, но смычок при этом не задействовать. К одиночным постановкам пальцев на струны прибавить двойные по схеме:

  • палец 1 и 2 одновременно ставятся на одну и ту же струну с лёгким нажатием на неё, а потом также легко, без напряжения отталкиваясь от неё;
  • затем точно то же самое проделывается с пальцами 2 и 3;
  • теперь с пальцами 3 и 4.

Когда пальца начнут ощущать струны в полную меру, можно заняться одиночным прижатием струн к грифу, причём уже с определённой целью, например, палец 1 прижимает четвёртую струну, а палец 2 – третью, но чуть выше по грифу. К этому времени можно выучить строй скрипки.


Окончательное упражнение в подготовке к работе пальцев левой руки перед игрой со звуком — одновременная расстановка всех пальцев на разные струны.

Полезные упражнения

Обучение взрослых и детей на скрипке происходит по определённым программам, мало чем отличающихся. Но для взрослых время одного занятия может быть в 2 и даже 3 раза больше (до 1,5 часа).

Детям не рекомендуется заниматься более получаса за один раз.

Взрослым лучше начинать уроки по одновременной игре обеих рук с разучивания гамм: сначала в восходящем движении, а затем – в полном (вверх и вниз). Детям интереснее разучивать детские песенки. Несколько полезных упражнений для последних:


Гамма для взрослых с аппликатурой левой руки:


Рекомендации

Следует уяснить некоторые начальные нюансы при обучении игре на скрипке.

Всегда нужно выполнять указания преподавателя по технике игры с полным пониманием того, зачем это делается и почему. При каких-то сомнениях лучше переспросить мастера, в чём цель и польза задачи.

Соавтор(ы): Dalia Miguel. Далия Мигель — скрипачка и преподаватель игры на скрипке из области залива Сан-Франциско. Изучает преподавание музыки и игру на скрипке в Университете штата Калифорния в Сан-Хосе, играет на скрипке более 15 лет. Обучает учеников всех возрастов и выступает с различными симфоническими оркестрами в области залива Сан-Франциско.

Количество источников, использованных в этой статье: 7. Вы найдете их список внизу страницы.

Скрипка — это один из тех инструментов, на которых играть очень приятно. Путь к овладению старой доброй скрипкой долог, но терпение, дисциплина, энтузиазм и следующие советы помогут вам начать его.

Изображение с названием Play the Violin Step 1

Опытный преподаватель игры на скрипке

Далия Мигель — скрипачка и преподаватель игры на скрипке из области залива Сан-Франциско. Изучает преподавание музыки и игру на скрипке в Университете штата Калифорния в Сан-Хосе, играет на скрипке более 15 лет. Обучает учеников всех возрастов и выступает с различными симфоническими оркестрами в области залива Сан-Франциско.

Изображение с названием Play the Violin Step 2

  • Струны бывают трех основных видов: жильные — дорогие и сложные в уходе, но обладающие многогранным звучанием; стальные — звучащие громко и ярко, но иногда немного грубо; и синтетические — звучание которых — мягкое, чистое и не такое непредсказуемое, как у жильных. Говоря о материале струны, мы имеем в виду сердцевину, вокруг которой всегда имеется слой металлической обмотки. Для большинства новичков лучше всего подойдут струны с синтетическим, например, нейлоновым сердечником. [3] X Источник информации
  • Смычок должен быть новым или оснащенным новой струной. Насколько струна на смычке новая, можно проверить на глаз: цвет волокон (белый или белый с металлическим оттенком) должен быть однородным и ярким по всей длине. Ширина струны должна быть одинаковой по всей длине.
    • Со временем смычки изнашиваются. Вы можете натянуть новую струну на смычок за небольшую плату во многих музыкальных магазинах.

    Изображение с названием Play the Violin Step 3

    • Некоторые скрипачи, особенно начинающие, также приобретают мостик — опорная пластина той же ширины, что и скрипка, которая крепится к нижней части скрипки и облегчает ее удержание при игре. Многие люди начинают играть на скрипке с мостиком и после нескольких лет игры перестают им пользоваться. Если при игре скрипка врезается вам в плечо, подумайте о покупке мостика.
    • Скрипачи, исполняющие народную музыку, при игре часто упирают торец скрипки в плечо, и подбородник и мостик им, как правило, не нужны.
    • Тюнер — это небольшой прибор, который крепится к головке скрипки. Он полезен для начинающих, которые учатся играть самостоятельно, так как позволяет удостовериться, что вы верно играете ноты. Но когда вы уже научились играть ноты, тюнер больше не нужен, кроме как для настройки самого инструмента. Обязательно снимайте его перед концертными выступлениями, так как это выглядит непрофессионально.
    • Волос не должен быть слишком ослаблен или туго натянут. Он не должен располагаться параллельно деревянной трости смычка — трость должна быть слегка изогнута.
    • Не используйте для этого мизинец: при загрязнении волоса кожным салом звук, извлекаемый смычком, ухудшается.

    Вот вам мнемонический прием, который поможет запомнить порядок настройки струн (от низшего к высшему):
    собаки редко любят мед (с — соль, р — ре, л — ля, м — ми).

    • Поначалу вам может быть немного неудобно, но со временем это войдет в привычку.
    • Ваша кисть должна быть расслаблена, а пальцы немного согнуты, как будто вы держите небольшой мячик. Ладонь не должна находиться слишком близко от смычка или касаться его. Это отрицательно сказывается на возможности контролировать смычок и становится тем важнее, тем выше ваши навыки игры.
    • Угол челюсти (под мочкой уха) — не подбородок! — должен лежать на подбороднике. Это поможет вам избежать соскальзывания скрипки с плеча. Именно поэтому кажется, что скрипачи, которых вы видели по телевизору, всегда смотрят вниз и вправо.
    • Чем сильнее вы давите на струны, тем более громкий звук вы извлекаете, однако если надавить слишком сильно, звук выйдет скрежещущим. Слегка надавливая на смычок и проводя им по струнам от одного конца до другого, вы должны извлечь непрерывный звук; [7] X Источник информации если звук прерывается, вам нужно еще раз обработать смычок канифолью.
    • Если играть слишком быстро к подставке, звук тоже может получаться скрежещущим.
    • Наклонив смычок в сторону грифа, вы извлечете более ясный звук.
    • Короткие и длинные движения смычком одинаково важны для игры на скрипке, так что не думайте, что вы напрасно тратите время, отрабатывая технику коротких движений.
    • Продолжайте практиковаться, пока не научитесь на одной струне, не задевая остальные. Важно уметь контролировать свои движения так, чтобы случайно не сыграть лишнюю ноту там, где это не нужно.
    • Добавьте новые ноты. Теперь, когда вы научились давать чистую ноту, попробуйте зажать ту же струну средним пальцем немного ниже. Держите струну зажатой обоими пальцами и сыграйте другую, более высокую ноту. Затем поместите безымянный палец за средним и сыграйте еще одну ноту. Мизинец также используется при игре, но приспособить его для игры на скрипке значительно сложнее. Пока что продолжайте тренировать указательный, средний и безымянный пальцы.
    • Сыграйте на других струнах. Попробуйте сыграть по четыре ноты (открытая струна, зажатая указательным, средним и безымянным пальцами) на всех четырех струнах. Обратите внимание, насколько сильно нужно нажимать на каждую струну, чтобы извлечь чистый звук.

    Практикуйтесь каждый день. Начинайте с небольших по времени тренировок (15–20 минут) и каждый день увеличивайте время занятия, пока не дойдет до часа в день или до максимально возможного для вас времени. Профессиональные скрипачи практикуются в игре на скрипке от трех часов в день, однако за игру на скрипке они и получают деньги. Практикуйтесь столько, сколько считаете разумным, и не сбавляйте темп. Даже для того, чтобы суметь сыграть несколько простых песенок, возможно, придется тренироваться месяцами, однако в конце концов у вас все получится.

    об игре на скрипке

    Сначала несколько мыслей об истории самого музыкального инструмента. Скрипка в том виде, в каком известна сегодня, появилась в XVI веке. Ближайшим родственником современной скрипки принято считать виолу. Причем от неё скрипка унаследовала не только внешнее сходство, но и некоторые приёмы игры.

    Самая известная школа скрипичных мастеров – это школа итальянского мастера Страдивари. Секрет чудесного звучания его скрипок не раскрыт до сих пор. Считают, что причина в лаке его собственного приготовления.

    Самые знаменитые скрипачи – тоже итальянцы. Возможно, вам уже знакомы их имена – Корелли, Тартини, Вивальди, Паганини и т.д.

    Некоторые особенности устройства скрипки

    у скрипки четыре струны

    У скрипки 4 струны: соль-ре-ля-ми

    Скрипку часто одушевляют, сравнивая её звучание с пением человека. Помимо этого поэтического сравнения, и внешне инструмент своими очертаниями напоминает женскую фигуру, а названия отдельных частей скрипки перекликаются с названиями человеческого тела. У скрипки есть головка, к которой крепятся колки, шейка с грифом из черного дерева и корпус.

    Корпус состоит из двух дек (они изготовлены из разных пород дерева – верхняя – из клёна, а нижняя – из сосны), соединённых между собой обечайкой. На верхней деке есть фигурные прорези в форме буквы f – эфы, а внутри между деками установлена дужка – это всё резонаторы звука.

    Эфы на скрипке

    Эфы на скрипке – вырезы в форме буквы f

    Смычок представляет собой трость с натянутым на неё конским волосом (сейчас активно используется и синтетический волос). Трость изготавливается преимущественно из дерева и имеет изогнутую форму. На ней расположена колодка, которая отвечает за натяжение волоса. Степень натяжения скрипач определяет сам по ситуации. Хранится смычок в футляре только со спущенным волосом.

    Как играют на скрипке?

    Кроме самого инструмента и смычка скрипачу нужен подбородник и мостик. Подбородник закрепляется на верхней части деки и на него кладется, как понятно из его названия, подбородок, а мостик устанавливается на нижнюю часть деки, чтобы скрипку было удобнее держать на плече. Всё это регулируется так, чтобы музыканту было удобно.

    В игре на скрипке задействованы обе руки. Они тесно взаимосвязаны между собой – одной рукой вы не сможете воспроизвести на скрипке даже простенькую мелодию. Каждая рука выполняет свою функцию – левая, которая держит скрипку, отвечает за высоту звуков, правая со смычком – за их звукоизвлечение.

    В левой руке участвуют в игре четыре пальца, которые перемещаются по грифу из позиции в позицию. Пальцы ставятся на струну округло, серединой подушечки. Скрипка – это инструмент без фиксированной высоты звука – на ней нет ладов, как на гитаре или клавиш, как на пианино, на которые нажал и получил звук определённой высоты. Поэтому высота звука на скрипке определяется на слух, а переходы из позиции в позицию нарабатываются многочасовыми тренировками.

    Правая рука отвечает за движение смычка по струнам – от того, как ведётся смычок, зависит красота звука. Ровное ведение смычка вниз и вверх – это штрих деташе. На скрипке можно играть и без смычка – щипком (этот приём получил название пиццикато).

    вот так держат скрипку

    Вот как держат скрипку при игре

    Учебная программа по классу скрипки в музыкальной школе занимает семь лет, но если говорить честно, начав играть на скрипке, продолжаешь этому учиться всю свою жизнь. Даже маститые музыканты не стесняются признаться в этом.

    Однако это не значит, что на скрипке так уж невозможно научиться играть. Дело в том, что долгое время и до сих пор в некоторых культурах скрипка была и остаётся народным инструментом. Как известно, народными инструменты становятся благодаря своей доступности. А теперь – немножечко чудной музыки!

    Ф. Крейслер Вальс “Муки любви”

    Музыкальный инструмент скрипка

    Устройство скрипки

    Устройство скрипки

    Корпус

    • душка – еще одна деревянная деталь. Она передает высокочастотное звучание на нижнюю деку, очень важно правильно установить ее, чтобы не испортить звучание, поэтому этим занимается только мастер-настройщик.
    • уголки – служат для определения положения смычка.
    • струнодержатель – состоит из петли и отверстий по количеству струн, служит для их крепления.
    • петля – является частью подгрифка, изготавливается из проволоки или части струны.
    • пуговка – плотно вставленная в отверстие в нижней части корпуса, удерживает подгрифок.

    Еще одна важная деталь скрипки – подставка. Это не закрепленная часть приподнимает струны над грифом. Малейшее изменение положения подставки приводит к изменению строя инструмента. Корпус покрывают лаком, за счет которого скрипка получает элегантный, прозрачный золотистый или коричневый цвет. Лаковое покрытие на характеристики звучания не влияют.

    Скрипка в руках

    Еще одна деталь, сделанная из дерева. Представляет собой пластину из дерева, которая крепится к корпусу. Гриф имеет головку и шейку. В отличие от других струнных, он не имеет накладки ладов, поэтому музыканту нужно точно знать, где находится определенная нота. В месте перехода грифа в головку накладывается порожек, фиксирующий и приподнимающий струны.

    Еще одно отличие от группы струнных – колки колковой коробки, не имеющие шестерней, как, например, у гитары. Они просто вставляются в корпус коробки и фиксируются натяжением струн.

    Музыкальный инструмент скрипка

    Струны

    История происхождения скрипки

    Старинная скрипка

    В большинстве стран Европы инструмент обрел огромную популярность в 18 веке. Он стал звучать в оркестрах, его использовали в своих произведениях Никола Маттейс, Джузеппе Торелли, Джузеппе Тартини. На родине величайших мастеров появились различные виды скрипок.

    Техника игры и звукоизвлечения

    Игра происходит при помощи смычка, который скрипач держит правой рукой. От того, как он водится, зависит тембр, сила, характер звука. Левой рукой музыкант удерживает инструмент, четыре пальца зажимают струны. Большой палец в аппликатуре не участвует. Зажимая струну, музыкант повышает высоту звука.

    Игра на скрипке

    Какие бывают скрипки

    Несмотря на общепринятые стандарты, существует несколько видов инструмента, которые отличаются по размерам, акустическим свойствам, методу изготовления. Дополнительные части скрипки могут быть признаком того, что устройство имеет определенные свойства. Например, для сольных выступлений могут использоваться экземпляры, оснащенные звукоснимателями. На такой электроскрипке любила играть Ванесса Мэй.

    По методу изготовления

    Это могут быть три категории, которые принято называть по способу производства:

    • мастеровые – редкие экземпляры, которые изготавливаются под определенного скрипача, передается из поколения в поколение;
    • заводские – обычно инструменты для обучения в музыкальной школе, особой ценности не имеют;
    • фабричные – раритетные устройства, обычно имеют гравировку фабрики-производителя.

    Интересный факт: самой дорого признана скрипка работы Гварнери. В 2010 году ее продали за 18 миллионов долларов.

    Родственные инструменты

    Родственные инструменты, слева направо: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

    По размеру

    Отличие скрипки от альта

    Знаменитые скрипачи

    В 18 веке появились свои виртуозы. Европейцы восхищались мастерством Джованни Баттиста Виотти, а среди русских исполнителей первой знаменитостью стал Иван Хандошкин.

    Среди известнейших скрипачей музыканты и композиторы разных времен: Николо Паганини, Генрик Венявский, Леонид Коган, Ванесса Мэй, Вадим Репин. Им удавалось создать уникальный музыкальный текст для скрипки, наполненный эмоцией и душевными переживаниями.

    Читайте также: