Сказка как средство воспитания доброты у детей младшего школьного возраста

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. На мой взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших школьников является народная сказка. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать, без которой человек не человек

ВложениеРазмер
narodnaya_skazka_kak_sredstvo_vospitaniya_mladshih_shkolnikov.docx 23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Народная сказка как средство воспитания младших школьников

Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности".

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, где добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Она помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.

В сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.

Получается, что сказка — правда и вымысел одновременно. “Сказка — ложь, да в ней – намек: добру молодцу – урок.”

Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения младших школьников.

Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения.

На мой взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших школьников является народная сказка.

Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать, без которой человек не человек. Цель сказок - “воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою".

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники миропонимания.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Народная сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. В них проводится мысль о том, что человеком может называться только тот, кто трудится. В труде и борьбе человек приобретает свои лучшие качества. Трудолюбие - одна из главных человеческих характеристик. Без труда человек перестает быть человеком.

Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

В каждой сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу.

Больше всего привлекает детей сказочный герой. Обычно это человек идеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но, прежде всего благодаря личным качествам - уму, силе духа, самоотверженности, изобразительности, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребенок, и идеальный герой сказок становится первым образцом для подражания.

Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Народная сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают его весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей.

Язык сказки доступен ребенку, она способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.

И по моему мнению через сказочные элементы учитель и родитель могут найти путь в сферу эмоций ребенка.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство с должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот доклад раскрывает идею нравственности младших школьников через создание собственнных сказок. Воспитание нравственных, патриотических качеств.

муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

Пышминского городского округа

Сказка как средство воспитания нравственности младших школьников

Исполнитель: Аржанова И.А.,

с. Тимохинское, 2017

Концепция духовно-нравственного воспитания является основой Федерального государственного образовательного стандарта. В ней говорится о приобщенииобучающихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой жизни.

Проблема нравственного воспитания актуальна на данном этапе развития человечества. Любая эпоха социально-экономического и культурного развития, диктует о необходимости нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости по отношению друг другу, к близким людям. К сожалению, в наше время, дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У них искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. У многих родителей нет времени почитать с ребенком книгу, рассказать сказку. Я считаю это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Таким образом,нравственное развитие и воспитание младших школьников является важной задачей современной образовательной системы.

Исходя из этого, поставила перед собой цель:

развивать и воспитывать в характере каждого ребенка нравственное начало, чувства, чтобы он не вырос безнравственным, равнодушным человеком.

Для достижения цели определила следующие задачи:

развивать у детей интерес к русским народным сказкам;

формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;

развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, делать самооценку своего поведения и окружающих;

подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

С русскими народными сказками ребенок знакомится уже вначале своей жизни: в семье и детском саду.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Школьника захватывает непрерывно увеличивающийся поток информации. Он переутомляется, становится нервным, а сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на поступках героев и мыслях о том, почему добро побеждает зло.

Сказки имеют огромное психологическое значение для детей разного возраста, мальчиков и девочек, так как облегчают смену идентификации в зависимости от проблем, волнующих ребенка. Он чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так возникает действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.

Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это школьникс радостью встречает и в сказке.

Детскому воображению присуща еще одна потребность. Он хочет подражать окружающим его взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же возможно всё. Он как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.

Благодаря сказкам у школьника вырабатывается способность сопереживать, сострадать и вместе радоваться.

Сказка не оставляет школьника равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником всего происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.

Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.

Следовательно, сказка - правда и вымысел одновременно.

В своей работе я использую классификацию сказок А.Н.Афанасьева: бытовые, волшебные и сказки о животных.

Сказки о животных

Объектом сказки стал не только человек, но и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д. Отсюда живой, волнующий текст этих сказок.

Эти сказки могут показать:

-что дружба помогает победить зло ("Зимовье");

-как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");

-что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").

Волшебные сказки

Волшебные сказки - это устные рассказы, в которых положительному персонажу помогают сверхъестественные силы, волшебные предметы, чудесные помощники. Чудесными помощниками выступают кошки, собака, другие животные.

Бытовые сказки

Бытовые сказки рассказывают о людях и окружающем их мире. В этих сказках лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт. Действия и события в них развиваются в пространстве - условно реальном, но сами эти события невероятные, например: ночью царица идет вместе с вором обкрадывать музей; поп садится на тыкву, чтобы выселить из нее жеребенка… Невероятность таких событий и делает бытовые сказки сказками, а не просто житейскими историями.

Сказки являются эффективным средством передачи положительных черт из поколения в поколение, потому что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, формируют в подрастающем поколении эти черты. Народность является важнейшей характеристикой сказок.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народа, воспитывают чувство доверия ко всем, кто занят честным трудом.

Таким образом, важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и - главное - расстановка сил, осуществляющих добро и зло, являются основными средствами воспитания нравственности.

Структура сказки:

развязка + эпилог (желательно)

сказка должна учить чему-то хорошему

- сказки по кругу

- просмотр сказок и их обсуждение

- сочинение сказок по иллюстрации

- сочинение собственной сказки совместно с педагогом, родителями

Большое внимание уделяю сочинениям собственных сказок детей совместно с родителями и педагогом.

Детям и родителям предлагаю план работы над собственной сказкой.

6.Помощники главного героя

7. Помощники противника

8. Заключительное событие

Применяем словарь сказочника, эпитеты, устойчивые выражения.

Представляю вашему вниманию творческие работы учащихся:

Сказка о глухоте

Котик и волшебное яблоко

Сказка про обезьянку

Придумать сказку - это творческое задание (проект), которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление. Эти задания помогают ребенку создать сказочный мир, где он является главным героем, формируя у него такие качества, как доброта, мужество, смелость, патриотизм.

Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать волшебные сказки, это приносит им радость и удовольствие. Сказки, придуманные детьми, очень интересны, помогают понять их внутренний мир, а выдуманные герои как будто пришли к нам из мира детства. Очень необычно выглядят рисунки к этим сочинениям. Если у детей не получается сочинить сказку самим, то я предлагаю им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение сказки.

— Дети научились понимать смысл сказок

— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль

— Прослеживается взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

— Наметилась положительная динамика во взаимоотношениях с родителями.

Таким образом, усвоение детьми нравственных норм в процессе изучения сказок так же, как и овладение, различными способами деятельности, делает их представителями народной культуры. Следовательно, обучение младших школьников должно быть постоянно воспитывающим, воздействуя одновременно на ум, чувства и душу ребенка.

Именно такое целенаправленное формирование морального сознания ребёнка, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения и усвоение социально значимых ценностей, и происходит в процессе знакомства младшего школьника с миром народных сказок. Такой процесс воспитания должен быть длительным и непрерывным. Поэтому я продолжу работу в этом направлении.

Из всего выше сказанного считаю, что русская народная сказка является неотъемлемым средством воспитания нравственности младших школьников.

Сказка — добрый помощник в воспитании ребенка и самого себя! С помощью сказки можно не только поверить, но и воплотить в реальности волшебство и чудеса…

В конце учебного года планирую создать электронный сборник сказок младших школьников.


Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. На мой взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших школьников является народная сказка.

Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они — сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т. е. в них содержатся педагогические идеи.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В. Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В. Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки.

Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.

Не имея возможности обстоятельно разобрать все черты сказок, остановимся лишь на таких наиболее характерных их особенностях, как народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, — и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное — следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей, трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.

Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека — кошке и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т. п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т. п.

Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек — это красна девица (умница, рукодельница. ), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка — далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Воспитателю в то же время необходимо выяснить, каков идеал малыша, и устранить негативные моменты.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Придерживайтесь определенной структуры занятий, используя сказки для детей:

Третий этап. Проведение практических занятий — лепка, рисование, аппликация.

Благодаря сказкам, ребенок не только учится мыслить, творить, отличать главное от второстепенного, но и растет духовно, совершенствуется, становится мудрее и опытнее. Научите ребенка любить сказки. Пусть волшебство и чудеса он переносит в реальную жизнь, творя добро и радуя вас хорошими поступками.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, народная сказка, ребенок, высокое мнение, жизнь народа, народная педагогика, познавательный материал, Пушкин, реальная жизнь, сказочный герой.


Статья содержит рекомендации социального педагога специальной школы для воспитательной работы.

Содержимое разработки

Сказка - это, иными словами, правда жизни.

(Леонид С. Сухоруков)

С территорий возникновения первых сказок – древней Индии и фантастических стран Востока — шла сказка своим завоевательным путем, охватывая огромные районы, овладевая мыслью человека, внося новые веяния в круг его жизненных начал и разрушая в нем вековые предрассудки. Сказка вносила новую струю в жизнь, полную свежести и прелести, развивала величайшие дары человека – ум и фантазию, которые всегда давали человеку так много импульсов для его развития.

Своим движением сказка объединяла отдельные народы, давала одному народу вести о другом, хотя бы и в туманных, фантастических образах, возбуждая живой интерес к жизни в чужих землях.

Что, как не сказка заставило финикийских мореходов отважиться попытать счастья в путешествиях к далеким странам с целью разузнать, что делается вне их родины. Уже позже их чудесные рассказы о далеких, таинственных землях не раз служили поводом смелым и решительным людям к отважным предприятиям и далёким плаваниям.

В глубокой древности сказочные повествования не только возбуждали интерес в людях к дальним странам и побуждали путешественников к действиям, они ещё и стремились облагораживать человека, воздействовать на формирование в нем правильных основ.

Сказка указала преимущество человека перед животным, определила человеку необходимость стать выше самого себя. Она с очевидностью показала, как человек должен смотреть на основные понятия о добре и зле, и в какую сторону должны клониться его идеальные воззрения. Сказка развилась до степени обличительности только в более или менее развитых государствах.

Сказка – это тот памятник, вечно живущий и вечно юный, которому современная культура должна выказывать полное уважение и благодарность в силу того, что в основе всякой культуры ею заложено первичное понятие человека о сущности добра и зла.

В любом возрасте человек сталкивается с такими явлениями, как добро и зло. Взрослый человек в силу своего возраста и житейского опыта может отличить два таких понятия, как добро и зло. А вот ребёнку, вступающему во взрослую жизнь, ещё только предстоит столкнуться с такими понятиями, как добро и зло. И взрослому человек (родителю), а так же педагогу необходимо продолжать работу по формированию представлений у младшего школьника о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека о содеянном. Развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями. Так как младший школьный возраст - важный период в жизни ребенка. В это время происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в этот период и происходит формирование у детей основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры. Подражательная активность, характерная для ребёнка младшего школьного возраста, ведущая эмоция - интерес, несомненно, определяют выбор сказки, как основного средства нравственного воспитания ребёнка данного возраста.

В такой работе главным помощником послужит сказка, так как она показала, как человек должен смотреть на основные понятия о добре и зле.

В данной статье речь пойдёт об особенных детях, о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и имеющими интеллектуальную отсталость. Так как особенности развития психики ребёнка с нарушением интеллекта таковы, что зачастую многое из мультфильма или сказки, услышанной по аудиоисточнику, он не в состоянии понять и запомнить. Умственно отсталому ребенку просто необходимо слушать сказку в живом исполнении, а лучше даже не в чтении, а в рассказывании. При прослушивании сказки ребенок будет представлять, стараться вообразить какие-то сказочные образы. В связи с этим у него будет развиваться мышление, воображение. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, ознакомление со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. А это является одной из главных задач учителей, работающих с данной категорией детей. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и должна использоваться педагогами и родителями.

На уроке чтения при изучении сказок о добре и зле целесообразно использовать такие пословицы и поговорки:

- Не хвались серебром, а добром;

- Делай добро и жди добра;

- Злой плачет от зависти, а добрый от радости;

- Жизнь дана на добрые дела;

- Следовать добру – взбираться на гору, следовать злу – скользить в пропасть;

- Тёплое слово и в мороз согреет;

- Плохо тому, кто добра не творит никому;

- Добро поощряй, а зло порицай;

- Добрым быть – добрым и слыть;

- Учись доброму – худое на ум не пойдёт;

- На добрый привет – добрый ответ и т. д.

Стихотворения о добре и зле:

Доброта, доброта,
Доброта вам не малость,
В доброте есть любовь,
И, конечно, есть жалость!

Пусть все люди на свете
Очень любят друг друга,
Пусть не встанут меж ними,
Холода, злые вьюги!

Доброту вы дарите,
От души и спонтанно,
И пусть этот поступок
Не покажется странным!

Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
(А. Лесных)

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
(М. Лисянский)

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече

Рассматривать такие сказки, где добро побеждает зло:

- Мужик и медведь;

- По щучьему веленью;

- Сестрица Алёнушка и братец Иванушка;

- Ведьма и Солнцева сестра;

- Коза – Дереза и т. д.

ДОБРОТА
Текст песни
(Слова Н. Тулуповой)

Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.

Припев:
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Использовать игровой материал:


Разбирать на примере добрые и злые поступки:



Использовать притчи при составлении урока о добре и зле:

Притча о бабочке

«Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил:

- Я ни разу не был здесь. Какие люди живут в этом городе?

Старик ответил ему вопросом:

- А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?

- Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.

- Здесь ты встретишь точно таких же, – ответил ему старик.

Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:

- Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?

Старик ответил тем же:

- А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?

- О, это были добрые, гостеприимные и благородные души! У меня там осталось много друзей и мне было не легко с ними расставаться.

- Ты найдешь таких же и здесь, – ответил старик.

Купец, который неподалеку поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком:

- Почему ты дал двум людям абсолютно разные ответы на один и тот же вопрос?

«Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем забивать гвозди. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

Так как в каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествие. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.


Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В современной образовательной системе начинает вывялятся проблема воспитания школьников. Во многом это связано с тем, что элементы передачи социокультурного опыта, которые, в свою очередь, ориентируются на западные тенденции, девальвируют культурно-историческое наследие русской культуры. Как следствие - упадок культурного багажа у российских школьников.

Очевидно, что данные метаморфозы способствую редукции русской культуры в процессе мировой глобализации. В связи с этим выявляется необходимость раскрыть, проанализировать и интегрировать в передовой педагогический процесс феномен русской народной сказки как наиболее эффективной формы нравственного воспитания в школьном возрасте.

В связи с актуальными задачами, поставленными Министерством образования и науки Российской Федерации на 2017- 2020 гг., перспективной формой работы становится усиление эффективности воспитательного потенциала современной российской школы. Данные задачи включают в себя несколько направлений, таких как: социализация современного школьника, воспитание нравственных и моральных качеств и приобщение к русской народной культуре.

Следует подчеркнуть, что данные направления ориентированы, прежде всего, на школьников младшего школьного возраста. Именно в период от 6 до 10 лет закладываются основные аксиологические, моральные и этические нормы личности.

Для данной категории воспитанников важность русской народной сказки обусловлено рядом факторов:

- во - первых, педагогическим аспектом синтеза традиционного и инновационного подходов к гуманистической педагогической парадигме в целях удовлетворения запросов прогрессивной части современного российского общества;

Указанный кризис включает в себя ряд противоречий, а именно:

- вхождение ребенка в новый коллектив;

- смена ведущей деятельности,

- интенсивное развитие мышления и памяти;

- изменение круга обязанностей и т. д.

В связи, с данными проблемами в области воспитания школьников возникает необходимость прибегнуть к русской народной сказке.

Проанализируем ее педагогический (воспитательный) потенциал. Работа со сказкой активно применялась в советском воспитании, она понятна школьникам и знакома многим педагогам, содействует преемственности между прошлым и настоящим, формирует нравственные идеалы. Это эффективный способ саморефлексии и самосознания в привычной для ребёнка форме. Сказка, её осмысление – это естественный и комфортный вид деятельности младшего школьника, именно поэтому включение её в педагогический процесс с начальной школы актуально (Г.Н. Волков, Э.И. Иванов, А.Э. Измайлов, Г.С. Виноградов).

В данной статье рассматривается такие аспекты как педагогические, психологические, этико-философские и культурологические взгляды на сущность, структуру и функции русской народной сказки. В частности, положение, культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, которая говорит о том, что человека нельзя рассматривать отдельно от его культурного окружения. Так как под влиянием социокультурного опыта формируются высшие психические функции ребенка (речь, письмо, игра). В частности, данную позицию подтверждают труды С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко, которые обозначили важность коллектива и формирования воспитательного окружения, организованного педагогом. В рамках статьи был проведен анализ принципов субъекта деятельности культуросообразного образования (Л. Б. Слободчиков, Л. В. Школяр и др.). Важным для анализа являются современные тенденции и представления о конкретно русской народной сказке (В. Я. Пропп), функции передачи эмоционального, нравственного, этического опыта русской культуры, обогащённой культурой человеческой цивилизации (М. Элиаде, К. Г. Юнг).

Таким образом, выявляется серьёзное противоречие между теорией и практикой. В первую очередь, противоречие состоит в качественной и количественной проработке темы русской народной сказки и отсутствии специализированной практики в современных школах. Данное противоречие определило тему статьи: воспитательный педагогический потенциал русской народной сказки.

Методологическая база признанные в педагогике ведущие труды в области изучение: школьного возраста (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготкий, Д. Б. Эльконин), культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, теория воспитывающей среды С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко, теоретические основы и принципы организации творческой среды (Д. М. Соколова, А. В. Гнездилова, Т. Д. Зинкевич), принцип народного образования К. Д. Ушинского, классификация народных сказок В. Я. Проппа.

Основная часть. Воспитание – процесс передачи социокультурного опыта из поколения в поколение с целью подготовки молодого поколения к общественной жизни. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого уровня нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами общества.

Нравственное воспитание – это важная часть единого педагогического процесса. Это обусловлено, во-первых, необходимостью регулирования и выработки нравственных норм, которые проецируются в сознании общества. Во-вторых, - интериоризация данных норм школьниками. В-третьих, - формирование основных представлений о добре и зле. Содержание нравственного воспитание определяется, прежде всего, обществом. Именно поэтому первичное нравственное воспитание дети получаю в семье. Но все же, ведущую роль в данном процессе играет школа. Именно в ней формируются основные базовые нравственные, моральные и аксиологические атрибуты жизни человека. Стоит отметить, что на данном этапе часто, выявляются различного виды девиации, сформированные вследствие неправильного воспитания. То есть, сложно переоценить важность данного этапа в становлении и взросления личности.

Базовыми методами нравственного воспитания являются: заражение, убеждение, подражание, внушение (И.В. Ульянова). При использовании данных методов педагог имеет возможность целенаправленно сформировать у подопечных необходимые нравственные идеалы. Для этого необходимо включение воспитанника в различные виды деятельности, способствующие формированию гармоничной личности. Причём обучение нравственности не является целью педагогического процесса, её можно назвать скорее глобальной целью.

Отношение к культурному наследству, заботу и сохранение духовных и исторических ценностей.

Отношение к труду (дисциплина труда, добросовестность, желание, трудолюбие).

Отношение к государству (гражданственность, патриотизм, толерантность).

Отношение к Родине.

Отношение к себе (альтруизм, честность, правдивость скромность).

Отношение к окружающим (демократизм, гуманность, культура общения, коллективизм).

Нравственным можно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования общества не внешние обязанности, а отражение внутреннего мира. Таким образом, нравственное воспитание в образовательном пространстве – это процесс гармоничного развития личности школьника с помощью формирования положительных качеств в образовательной системе на основе разнообразной учебной деятельности. Устное народное творчество - важная часть любой культуры мира. Не найдётся ни одной народности, в которой бы не было народного творчества. Оно проецируют целые культурные феномены, отражает отношение человека к миру, себе и Родине, морально-этические нормы, народные мысли и исторические события.

В русских народных сказках раскрываются различные атрибуты воспитанности: мотивы, нормы ценностей и поведения и социальные роли. В основном вышеперечисленные аспекты раскрываются в действиях и поступках персонажей.

Об эффективности применения русских народных сказок в педагогическом процессе и воспитании детей младшего школьного возраста говорили великие деятели русской культуры: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Г. Н. Волков. Первые уроки в школе характеризуются как яркое событие в жизни любого человека, которые означают переход на новый жизненный этап и смену ведущей деятельности – из игровой сферы ребенок переходит На данном этапе при помощи педагога формируется общественное сознание школьника, его знания, умения и навыки становятся более прочными, целенаправленными. Наряду с этим осуществляется и переход ученика на теоретический вид мышление. Таким образом, в данных условиях выявляется множество различных проблем адаптации ребёнка.

Каждый из этапов означает приобретение ребенком определённого качества или навыка. Он постепенно отходит от иллюзорного мира детства, но потребность к чудесам, фантазиям, проявлению радости и доброты у него остаётся. Для сохранения и развития этих положительных эмоций необходимо использовать русские народные сказки. Потому что они не только укрепляют веру детей в победу добра, но и формируют базовый культурный багаж, закрепляют морально-нравственные качества.

Многие педагоги отмечают бурный эмоциональный подъем, с которым дети просят повторить сказку. В первую очередь, это обусловлено необходимость персонифицировать страхи ребёнка. Например, образ злого дракона, которого необходимо победить, чтобы спасти принцессу. Ребёнок естественно входит в комфортный для себя образ Ивана-царевича. Тем самым у него формируется личностный нравственный идеал. Это двусторонний процесс. Ребенок интуитивно понимает условность происходящего, но наряду с этим всё равно верит, что здесь и сейчас он герой сказки (это проявляется в значимых для него эмоциональных переживаниях). Фантастический сказочный мир является художественным отображением реального мира в его: закономерностях, правилах и основах. Следовательно, сказочная ситуация проецирует школьнику этические, онтологические знания о мире. Это даёт возможность ему рефлексировать и осознавать своё окружение каждый день по-новому. В данном случае Причём важна не только само содержание сказки, но и сами переживания ребёнка. Чем больше он будет волноваться за главных персонажей, сочувствовать и сопереживать им, тем более значимым окажется эффект от сказки.

Заключение. Применение русской народной сказки – это эффективный способ гармоничного развития и нравственного воспитания младшего школьника, так как данный возраст является сенситивным для усвоения базовых культурно-исторических, моральных и этических норм. Данные атрибуты играю важную роль в развитии полноценной, здоровой, трудолюбивой личности. Младший школьный возраст характеризуется как: период повышенной эмоциональной восприимчивости, актуальной для социализации ребёнка. Применение сказок наиболее эффективно именно в этот период взросления. Это обусловлено не только педагогическим эффектом, но и эмоциональной связью, которая поддерживается в педагогическом процессе.

Список использованной литературы:

1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2001.

2. Арзамасцева И.Н. Детская литература. - М.: Академия, 2000.

3. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно - исследовательской работы. - М.: ООО "ЦГЛ", 2006.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999.

6. Глебова Л.С. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая энциклопедия, 2003.

7. Евгеньева А.П. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1999.

8. Зубарева Е.Е. Детская литература. - М.: Просвещение, 1985.

9. Игнатьева Т.В. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М.: Просвещение, 2001.

10. Игнатьева Т.В. Программно-методические материалы // Чтение. - М.: Дрофа, 2000.

11. Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: АРКТИ, 2005.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

13. Овчинников А.В. Антология по истории педагогики в России. - М.: Академия, 2000.

14. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Российская академия наук, 1999.

15. Рапацевич Е.В. Современный словарь по педагогике. - Минск: Современное слово, 2001.

16. Харламов И.Ф. Педагогика. - Минск: Университетское образование, 2002.

Читайте также: