Система ценностей профессиональной деятельности кратко

Обновлено: 08.07.2024

форм и содержания с условиями и уровнем разв ития общества и личности.

Признание человека высшей ценностью современно й цивилизации и

особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют

сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности

специалистов, обусловливают требования к его ли чностным ка чествам, и тем

самым детерминируют содержание данного курса. Вместе с тем, признание

человека высшей ценностью современной цивилизации делает необходимой

социальную работу как в общем смысле, так и в частности, с людьми,

находящимися в трудной жи зненной ситуации. С этой точки зрения ценность

человека и общества и необходимость реализации этих ценносте й является

Учебный курс “ Профессионально-этические основы социальной работы”

включает в себя основные компоненты профессиональных этико-аксиологических

знаний, необходимых социальному работнику в е го практической и научной

деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний,

полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-

экономических дисци плин и учитывает как общие, так и особенные черты

Целью курса я вляется формирование у студентов целостного, с истемного

представления о ценностно-этических основаниях де ятельности и

профессиональной морали в социальной работе, раскрытие с ущности и

обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в ос мыслении и

организации профессиональной научной и п рактической деятельности,

формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и

- изучение ме ста и роли, сущности и типологии профессионально-значимых

- анализ основных этапов с тановления и развития ценностных оснований

- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и

отношений в системе социальной работы, эт ического кодекса социальной работы;

- изучение деонтологических вопросов социальной работы;

- анализ и обоснование профессионально-этических требований к

профессиограмме соци ального работника, содействие формированию

Профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в

которых профессионально-этическая компетентность специалиста является

значимой компонентой профессионализма и способствует формированию

целостного профессионального мышления практического и научного работника в

области социально й работы. Профессиональ но-этическая система оказыв ает

гуманизирующее влияние на личность специалиста, его клиента, их социальное

окружение и таким образом - на общество в целом. Вследствие этого учебный курс

“Профессионально-этические основы социальной работы” является неотъемлемой

компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста, бакалавра и

магистра социальной работы, основанием для его последующего личностного и

профессионального развития и совершенствования. Э тим определяется место и

роль курса в социогуманитарном образовании. Учебный курс целесобразно

включить в план третьего курса, когда студентами уже в основном изучены

теоретические основы социальной работы и с формировано представление о ее

смысле и сущности. Содержание учебного курса “Профессионально-этические

основы социальной работы” может быть дополнено с учетом специфики Вуза и

В итоге изучения курса “Профессионально-этические основы социальной

работы” знания и навыки студе нта долж ны с оответствовать требованиям

минимума знаний и умений государственного образователь ного стандарта.

- владеть знаниями в области этико-аксиологических оснований социальной

работы, знать их основные элементы и в заимосвязи между ними;

- уметь п рименять с истемный этико-аксиологический подход к анализу

сущности и содержания, форм и методов социальной работы в целом и отдельных

ее видов, а также актуальной социаль ной реальности;

- знать основные этапы развития и становления профессионально-этических

оснований социальной работы, их особенности, уметь выявлять, обосновывать и

анализировать тенденции в развитии ценностно-этических оснований социальной

- владеть н авыками этико-аксиологического анализа п роцессов, явлений,

- з нать основные компоненты иерархии профессиональных ценносте й

- знать основные элементы профессиональной этической системы, границы их

применимости, уметь их анализировать и пр именять в профессиональной практике;

- знать смысл и содержание профессионального долга социального работника,

уметь выявлять деонтологическую компоненту в конкретной ситуации;

- знать основные положения профессионально-этического кодекса, уметь

- уметь выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в

- знать особенности и противоречия формирования в современной России

ценностных ориентаций, ц енностно-аксиологического сознания личности вообще и

профессионального социального работника в частности;

- владеть навыками ценностно-этиче ской самооценки и самоконтроля,

Раздел 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,

Первая тема, изучаемая в учебном курсе, раскрывает понятие ценностей и их роли в

регулировании поведения и деятельности человека, его профессиональной деятельности.

Ценности и идеалы, признаваемые и реализуемые человеком, служат важнейшими

мотиваторами его деятельнос ти, вследствие чего их изуче ние необходимо для анализа и

оценки его деятельности. Профессиональная социальная работа, находящаяся в нашей

стране на этапе становления, включает в себя специфическую профессионально-

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Профессиональная деятельность - Ценности профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность - Ценности профессиональной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Профессиональная деятельность
Становление профессиональной деятельности
Ценности профессиональной деятельности
Все страницы


3 Ценности профессиональной деятельности


Вопросы для самоконтроля
1. Опишите существующие классификации профессиональной деятельности.
2. Дайте характеристику основным этапам профессионального становления.
3. Раскройте особенности различных видов человеческой деятельности.
4. Назовите сферы профессиональной деятельности.
5. Охарактеризуйте профессиональные ценности.


Тесты
1. Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
а) трудовая деятельность
б) творческая деятельность
в) предметная деятельность
г) сетевая деятельность


4. Уровень безотказности, безошибочности и своевременности рабочих операций при взаимодействии с техникой и другими сотрудниками - это
а) функциональная надежность субъекта труда
б) профессиональная надежность субъекта труда
в) профессиональная пригодность субъекта труда
г) профессиональный отбор субъекта труда


5. Система психолого-педагогических и медицинских мероприятий по изучению и оценке способностей и функциональных возможностей человека
а) профессиональная адаптация
б) профессиональное просвещение
в) профессиональная консультация
г) психологическое изучение профессии


6. Приспособление человека к профессиональным, социальным и психологическим факторам трудовой деятельности.
а) профессиональное просвещение
б) профессиональная адаптация
в) профессиональная консультация
г) психологическое изучение профессии

8. Стадия оптанта относится к

а) этапу формирования профессиональных намерений
б) этапу профессионального обучения
в) этапу профессиональной адаптации
г) полной реализации личности в труде


9. Безразличие к результатам работы, ощущение, что деятельность бессмысленна, низкий уровень энергии на работе - признаки
а) профессионального совершенства
б) профессионального истощения
в) профессионального выгорания
г) неверного профессионального выбора


10. Максимальная работоспособность субъекта приходится на
а) понедельник
б) вторник
в) среда
г) четверг

Дорофеева Татьяна Геннадьевна
Профессиональное самообразование: учебное пособие / Т.Г. Дорофеева. - Пенза: РИО ПГАУ, 2020. - 200 с.

В профессиональные ценности Это принципы, которыми руководствуются решения, касающиеся трудового и образовательного развития гражданина. Ожидается, что все люди будут компетентны в своей работе и будут уважать своих коллег и окружающую среду.

Кроме того, люди должны быть прилежными и честными во всем, что связано с действиями гражданина и профессионала. Примеры профессиональных ценностей: ответственность, сочувствие к клиенту или лояльность к компании.

Профессиональная деятельность - это гораздо больше, чем просто выполнение задания за вознаграждение.

Оно подразумевает призвание к служению, которое должно вести к добру и быть полезным для общества. Профессиональные ценности должны гарантировать рациональность, придающую значение профессиональной профессии.

Характеристики профессиональных ценностей

Они основаны на этических кодексах.

Чтобы установить профессиональные ценности, многие профсоюзы разработали этические кодексы. Они определяют окончательные и поведенческие руководящие принципы и цели для повседневной деятельности в их карьере.

Там устанавливаются этические принципы, которые придают смысл работе и конечной цели деятельности гражданина, которая должна заключаться в честном и профессиональном служении.

На основе этой идеи установлено, что работник всегда должен действовать в интересах своего начальника, своей компании и своих клиентов, всегда в ущерб своим эгоистичным или денежным интересам.

В этих кодексах ожидается, что работник ответит положительно, не следуя наложенным правилам, а скорее потому, что именно его ценности заставляют его правильно проявлять себя в данных обстоятельствах.

Они уважают этические принципы

Будет ясно, что профессиональная этика будет определена в этих кодексах как идеальный способ действовать, достигая оценки и признания выполнения работы.

Работник должен чувствовать себя отождествленным естественным и автоматическим образом с ценностями служения в пользу общего блага.

Предполагается, что для достижения этого уровня сознания в университетском образовании были переданы принципы, критерии и ценности, которые могли гарантировать полную подготовку профессионала.

Профессиональная приверженность - это ценность, которая позволяет ставить призвание, честь и службу выше принятых обязательств над экономическими выгодами, будь то перед компанией или клиентом.

Примеры профессиональных ценностей

- Юрист

Одна из профессий, позволяющая более четко проиллюстрировать, что такое профессиональные ценности и как они применяются, - это профессия юриста.

Цель юриста - достижение и успех правосудия; тогда ожидается, что в процессе своего развития он сможет защищать права людей от государства.

В идеале вы должны выполнять свою работу с упором на честь и уважение к верховенству закона.

Профессиональные ценности

Профессиональные ценности в профессии юриста затем можно было бы обобщить в виде этических кодексов честности, порядочности, искренности, порядочности и усердия.

Честность переводится как мораль и порядочность, которые побуждают человека действовать в соответствии с истиной, предотвращая, таким образом, коррупцию в их деятельности.

Со своей стороны, честность соответствует ценности, с которой индивид идентифицирует себя как человеческое существо, и начиная с этого момента он проявляет добро.

Что касается искренности, подразумевается, что адвокат никогда не захочет причинить вред своему клиенту и всегда будет действовать добросовестно.

Праведность понимается как ценность, связанная со справедливостью и беспристрастностью. Наконец, прилежание подразумевает, что юрист максимально развивает свои способности защищать своего клиента, эффективно избегая халатности.

- Журналист

Журналистика обязана обучать, информировать и развлекать общество, будучи также одной из осей свободы и демократии в стране.

Журналистика должна быть юридически и социально защищена, но она также имеет обязательства перед обществом, которые должны регулироваться рядом профессиональных ценностей.

Профессиональные ценности

Среди профессиональных ценностей журналиста прежде всего выделяется ценность правдивости, поскольку ее функция - объективно и точно информировать общество (две другие профессиональные ценности) об особо актуальных фактах.

Для выполнения вышеизложенного журналист должен быть независимым и не находиться на службе у какого-либо органа власти. Чтобы не поддаться, вы должны всегда сохранять целостность. Таким образом, честность и независимость будут двумя ключевыми ценностями в хорошей работе профессионала.

По этой причине для сохранения социальной ответственности вы не должны нарушать некоторые из следующих профессиональных ценностей: солидарность, честность, уважение к частной жизни или избегать сенсаций.

1 Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения Российской академии медицинских наук

Профессионализм рассматривается как психологический синдром, в котором отдельные признаки профессионализма объединены общим механизмом возникновения и развития. Одним из блоков макроструктуры синдрома профессионализма является блок исходных предпосылок. В этот блок в качестве необходимой составляющей входят жизненный смысл и смысл трудовой и профессиональной деятельности. В качестве источников смыслов служат нравственные нормы и ценности. Нравственность в человеке рассматривается как важнейшая предпосылка формирования профессионализма. Игнорирование человеком нравственных ценностей приводит его к профессиональным деструкциям и профессиональной маргинальности.


1. Грот Н.Я. Устои нравственной жизни человека // Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало XX века / Сост. В.Г. Безносов. – СПб.: Наука, 1995. – С. 17–40.

2. Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: интегративный подход // Ежегодник Российского педагогического общества. – 2003. – Т. 3. – С. 157–161.

3. Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: концептуальные основания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2005. – Т. 5. – № 12. – С. 30–43.

4. Дружилов С.А. Нравственные аспекты успеха человека в обществе // Ценности и смыслы. – 2009. – № 1. – С. 90–102.

5. Зинченко В.П., Моргунов Е.С. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М.: Триола, 1994. – 304 с.

6. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда / учеб. пособие. – М.: Ин-т практич. психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997. – 352 с.

7. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала: монография. – М.: Моск. психолого-социальн. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 560 с.

10. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Нравственность в современной России // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2009. – № 1(3). – С. 13.

Под профессионализмом мы понимаем особое свойство людей систематически, эффективно, качественно и надежно выполнять сложную (профессиональную) деятельность. Это интегральная характеристика человека-профессионала, которая проявляется, прежде всего, в деятельности и деловых коммуникациях, но оказывает влияние на его поведение, межличностное общение, образ жизни. Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда – того, что составляет профессиональное самосознание [2].

Профессионализм рассматривается нами не в качестве набора признаков, а как психологический синдром, в котором отдельные признаки (проявления) профессионализма объединены общим механизмом возникновения и развития указанного психологического феномена. Было показано, что макроструктура профессионализма (как синдрома) включает блоки:

а) исходных предпосылок;

б) особенностей человека;

в) особенностей его профессиональной подготовки и деятельности;

г) особенностей профессионального взаимодействия [3].

Предметом данной статьи является ценностно-смысловая сфера человека как важнейшая предпосылка становления профессионализма.

При рассмотрении исходных предпосылок становления профессионализма мы опираемся следующие позиции:

2) любая профессия, профессиональная деятельность, возникшая в результате разделения труда, представляет собой представляет собой исторически обусловленный социально-психологический феномен; это – явление общекультурное и этическое, она включает в себя ценностно-смысловую составляющую.

Отношение к жизни в целом и профессиональной деятельности как ее важнейшей части опосредовано всей жизненной философией человека, мировоззрением, жизненными принципами. По мнению В. Франкла [8], именно стремление к обретению смысла своего существования является той силой, которое детерминирует развитее личности.

Мы считаем, что смысл жизни как способ отношения к миру реализуется человеком как в профессии, так и в непрофессиональной сфере. Через жизненный смысл как многообразие отношений человека он стрит свое отношение и к профессии, и к профессиональной деятельности – в рамках данной профессии.

Существует неразрывная связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других сферах жизни. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы (профессии) и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической и др.) ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе деятельности. Мы исходим из того, что смысл конкретной трудовой деятельности (в том числе – профессиональной) всегда определяется в контексте всей жизни, объективируется в жизненном пути человека. В самоопределяемом (определяемом для себя) смысле жизни отражается активная нравственная позиция человека в своей судьбе.

Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты занимают в его жизни, являются потребности и ценности человека. Они занимают важнейшее же место в структуре мотивов человека и в структуре порождения смыслов: смысл для человека приобретают те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к реализации каких-либо его потребностей или личностных ценностей.

Нравственность, – с момента ее возникновения и закрепления в сознании людей, – составляет основу всякого общества. Люди, оценивая поведение других, руководствуются принципами нравственности. О нравственности человека можно судить по его поступкам, так как они отражают внутренние мотивы и помыслы человека, формируют отношение окружающих к тому, кто их осуществляет.

Мы считаем, что деятельные нормы (нормы профессиональной деятельности) взаимосвязаны с нравственными нормами – как личность и субъект профессиональной деятельности взаимосвязаны в единой структуре индивидуальности профессионала.

Направленность личности – это активность, осуществляющая объективизацию личности в значимых для нее поступках. Она формируется в допрофессиональный период жизни человека, а значит, может рассматриваться как предпосылка дальнейшего становления профессионализма. Профессиональную направленность, являющуюся формой жизненной направленности личности, мы рассматриваем как предпосылку для реализации самовыражения человека в жизни, обеспечивающее его готовность к освоению профессии, формированию профессионализма и самореализацию в профессиональной деятельности.

Читайте также: