Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения древней руси кратко

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Синтез языческого и христианского начал в культуре Древней Руси.

Мощной основой формирования и развития самобытной др русской культуры было богатое культурное наследие восточных славян. Гос-во Киевская Русь сложилось на многоэтнической основе, в состав вошли кроме восточнославянских племен и некоторые неславянские племена. Передавала эти традиции языческая религия. В разных культурах наблюдается общий мифологический сакральный фон: пантеон богов, верования, понятия и термины совпадают по смыслу. (Зевс, Перун, Петар – отец). Картина мира мифологическая у всех культур сходна: трехчастное деление: небо, земля, ад (идет на соц систему: войны, земледельцы, священнослужители; на представления о 3-х типах людей: великан (Волот), норм человек (людин), карлик (цвергли, гномы, людок), так же распред-ся божеств силы). Нет достоверных источников для выяснения мифологии, но через косвенные ИИ (языковые + свид-ва сосед народов) выявили индоиранские корни: резкое противопоставление бинарных оппозиций: правда-кривда, Перун – Велес(борьба землед-ва и скотовод-ва), Мокошь – жена Перуна, мок- мочить, течь – сближается с греч богиней мрака.

В язычестве можно выделить несколько разновременных пластов, восходящих к различным историческим эпохам.

1. Наиболее архаичный пласт составляли одухотворение природы, вера в добрых и злых духов (леших, водяных, русалок, упырей и берегинь), почитание земли, воды, огня, растений и некоторых животных. Этот этап – период присваивающего хоз-ва. Магия играет самую важную роль.

2. следующий пласт – переход от присва-го хоз-ва к производящему: теперь люди зависят от урожая и пр. = общинные аграрные культы и семейно-родовой культ предков (вера в Рода и Рожаниц). Культ предков: почитание Рода – родоначальника жизни и охранителя родичей, семьи. Рожаницы – женские божества, покровительницы семьи и всего, связанного с рождением. Предков называли чур (щур) = пращур! Культ предков был более устойчивым, чем поклонение природным силам.

3. появление государства – божества выстраиваются в иерархию и на 1-е место выходит Перун (бог грозы и молнии), солнечные божества Даждьбог и Сварог, бог ветров Стрибог, бож-во женского начала природы и женских работ Мокошь, покровитель скотоводства Велес (Волос) и др. Преобразование пантеона отражало тенденцию к монотеизму в славяно-русском язычестве, но языческие верования были ограничены сферой частной жизни людей и не могли составить конкуренцию монотеизму хр-ва. Хр-во не сразу внедрилось в жизнь, даже чисто формальная хр-ция населения встречала сильное сопротивление и растянулась на длительный период. Крещение Владимира и киевлян состоялось в 988 г. Это положило начало широкому распр хр-ва на Руси. Крещение остальной Руси заняло более длительный период. На С-В оно завершилось лишь к концу XIв. Наибол извест восстание произошло в Новгороде, чьи жители согласились принять х-во лишь после того, как княж дружинники подожгли непокорный город. Но аморфная стр-ра язычества позволяет хр-ву войти в нее. Были свои мех-мы усвоения чужого опыта: новое не отрицает старое, а выворачивает его наизнанку (на местах капищ д б построены хр храмы = сохраняются священные места). Перестановка: языческие боги меняли свой смысл, знаки: часть стала отождествляться с бесами – Велес – волосатик, др – в войско Бога входили: Св Георгий – с чертами громовержца, Св Власий – покровитель скота. Т обр языч к-ра заняла в христ к-ре место антикультуры., стала ее необходимой частью. Природный календарь был встроен в христ-ий: Новый год – рождество, яблочный Сапас, Благовещение – начало весны и полевых работ. Языческий календарь получил способ сущ-ия в хр к-ре = феномена двоеверия не было, так как язычество стало частью хр-ой к-ры.! Примеры: идолопоклонство сохранилось в виде почитания икон, особенно чудотворных. В культе святых мест и явленных икон проглядывают следы почитания объектов природы – растительности, водных источников. Уступкой языч-ву политеизму стал культ святых, принявший функции дохристианских богов-покровителей. Древние славянские боги – покровители различных областей человеческой деят-ти, боги-целители, продолжали свое сущ-ие под именами святых православного пантеона. Пр: Илья Пророк слился с образом Перуна-Громовержца, святые Модест, Власий, Георгий – покровители скота. В основе Богородичного культа лежало почитание древней богини плодородия, в ее образе, как и в Параскеве Пятнице (Мокошь) олицетворялась земля, плодородящее начало в целом. На Руси Богоматерь почиталась всегда больше, нежели Иисус+почитается память родителя, а не ребенка – пережиток культа предков. Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, торговлю людьми и др. Об-во впервые познакомилось с понятием греха, отсут в язычес мировоззрении. Хр-во укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного подчинения, а князья – сознание своей высокой ответственности.

В фольклоре отражается языческое наследие: календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, обрядовые песни, + свадебные песни, похоронные плачи-причитания, песни на пирахи тризнахи пр. + мифологические сказания, отражавшие языческие верования славян. Со всем этим боролось хр-во – но сохранились вплоть до 20 в, потеряв со временем свой религиозный смысл.

Языческое мировоззрение соединилось с религиозным.

Языческое мировоззрение Религиозное мировоззрение
приверженность ценностям · земной жизни, · земной красоты · земного счастья выражало · мистическое чувство единства человека с Богом, с высшей реальностью, · жажду вечной гармонии и абсолютного совершенства

Русский вариант православия отличается от исходного греческого:

Спокойное и уравновешенное исповедание, связанное с ясным прозрением грядущей гармонии мира и человека. Идея гармонии – характерная черта греческой культуры, имеющая исток в античной классике.

Христианская страстность, подавленная в католицизме рассудочным анализом, раскрепощается и соединяется с языческим любованием природой, с утверждением ценности материального мира. Поэтому главным оказалось не исповедание грядущей гармонии, а острое ощущение реальной дисгармонии, несовершенства земного мира, страстное желание немедленного преображения этого мира.

Дохристианская культура Руси обладала чертами языческой культуры:

1. В язычестве отсутствует жесткое противопоставление сферы земного и сферы божественного бытия.

2. Антропоморфность языческих богов, состоящая в перенесении на высших существ и положительных, и отрицательных человеческих качеств.

3. Смерть – это переход в другой мир, который ничем не отличается от этого, или может быть еще хуже.

4. Сакрализация, обожествление природы и ее сил. (В христианстве же признается несамодостаточность природы, земного бытия, отрицается его ценность в сравнении с бытием божественного мира).

В русском же православии две последние описанные тенденции соединились: страстное стремление к Богу не означало отрицания земного бытия. Соединение человека с Богом понималось как важнейший момент процесса преобразования всего земного бытия к новому, совершенному состоянию. Преображение не должно отрицать мир, а лишь устранять его недостатки.

В русском православии трансформировался и образ Иисуса Христа

Христос – всемогущий и совершенный Бог, объект поклонения, который бесконечно далек от нашего земного состояния

акцент сделан на земной составляющей Христа, на его страдальческой доле, на его близости к земному человеку и готовности пожертвовать собой ради спасения земного человека. Иисус – это идеал земного человека, понятный и близкий каждому из нас.

Соединение языческих и христианских элементов в русском православии повлияло на русскую культуру в целом. Русская культура – динамична, нацелена на поиск все новых форм, в то же время она была склонна к уничтожению всего стабильного и устоявшегося, к движению ради самого движения, а не ради какой-то ясной цели. Поэтому русскую культуру можно назвать диссонансной культурой.

Внутренний генезис, проделанный русским православием, привел его в опасную близость к некоторым влиятельным ересям, возникшим в первые века существования христианства: арианству и гностицизму (павликианству и богомильству). Пик еретических учений пришелся на 14-16 века.




Национальная культура и мировоззрение на Руси было определено

1) созданием славянской письменности;

2) принятием христианства.

с одной стороны, была насильственно привита народу, т.к. акт его принятия был определен волей правителя, а не сформировался в виде органичного устремления народных масс

с другой стороны, ситуация не имела ничего общего с теми случаями, когда народу навязывалась вера завоевателя, силой покоривших страну

Языческое мировоззрение соединилось с религиозным.

Языческое мировоззрение Религиозное мировоззрение
приверженность ценностям · земной жизни, · земной красоты · земного счастья выражало · мистическое чувство единства человека с Богом, с высшей реальностью, · жажду вечной гармонии и абсолютного совершенства

Русский вариант православия отличается от исходного греческого:

Спокойное и уравновешенное исповедание, связанное с ясным прозрением грядущей гармонии мира и человека. Идея гармонии – характерная черта греческой культуры, имеющая исток в античной классике.

Христианская страстность, подавленная в католицизме рассудочным анализом, раскрепощается и соединяется с языческим любованием природой, с утверждением ценности материального мира. Поэтому главным оказалось не исповедание грядущей гармонии, а острое ощущение реальной дисгармонии, несовершенства земного мира, страстное желание немедленного преображения этого мира.

Дохристианская культура Руси обладала чертами языческой культуры:

1. В язычестве отсутствует жесткое противопоставление сферы земного и сферы божественного бытия.

2. Антропоморфность языческих богов, состоящая в перенесении на высших существ и положительных, и отрицательных человеческих качеств.

3. Смерть – это переход в другой мир, который ничем не отличается от этого, или может быть еще хуже.

4. Сакрализация, обожествление природы и ее сил. (В христианстве же признается несамодостаточность природы, земного бытия, отрицается его ценность в сравнении с бытием божественного мира).

В русском же православии две последние описанные тенденции соединились: страстное стремление к Богу не означало отрицания земного бытия. Соединение человека с Богом понималось как важнейший момент процесса преобразования всего земного бытия к новому, совершенному состоянию. Преображение не должно отрицать мир, а лишь устранять его недостатки.

В русском православии трансформировался и образ Иисуса Христа

Христос – всемогущий и совершенный Бог, объект поклонения, который бесконечно далек от нашего земного состояния

акцент сделан на земной составляющей Христа, на его страдальческой доле, на его близости к земному человеку и готовности пожертвовать собой ради спасения земного человека. Иисус – это идеал земного человека, понятный и близкий каждому из нас.

Соединение языческих и христианских элементов в русском православии повлияло на русскую культуру в целом. Русская культура – динамична, нацелена на поиск все новых форм, в то же время она была склонна к уничтожению всего стабильного и устоявшегося, к движению ради самого движения, а не ради какой-то ясной цели. Поэтому русскую культуру можно назвать диссонансной культурой.

Внутренний генезис, проделанный русским православием, привел его в опасную близость к некоторым влиятельным ересям, возникшим в первые века существования христианства: арианству и гностицизму (павликианству и богомильству). Пик еретических учений пришелся на 14-16 века.

Руны исполнят ваши желания и помогут принять верное решение в любой ситуации!

Удача улыбнется вам!

Язычество как форма мировоззрения восточных славян, взаимосвязь язычества и христианства

Конец десятого века стал переломным в религиозном мировоззрении Киевской Руси. Ведь именно тогда было принято христианство взамен еще действующего язычества. Люди долго противились этому, категорически не хотели креститься. Но выбора у них не было: князь Владимир, серьезно и долго подумав, все же принял окончательное решение.

Переход от язычества к христианству в Древнерусском государстве часто называют двоеверием. И это понятие имеет право на жизнь. Официально Русь стала христианским государством, но в умах и душах людей, в их образе жизни, привычках, традициях продолжало доминировать язычество.

Очень важным фактом во всей этой ситуации является то, что в один прекрасный момент православное христианство стало незаметно и постепенно поглощать языческую культуру. Да, мы знаем, что церковь боролась с язычниками всеми способами: и агрессивно (сожжение языческих храмов и идолов, запрет на жертвоприношения), и демократично (выпуск книг и чтение проповедей). Однако ей не под силу было просто взять и сделать так, чтобы языческая культура ушла в забвение. Причем и приверженцы язычества не давали себя в обиду. Известны случаи, что они нападали на священников и грабили, убивали их. Разумеется, что для людей новая религия просто переворачивала весь мир с ног на голову. И подобное противостояние между прошлым и новым (в лице язычества и христианства соответственно) закончилось неким их воссоединением, тандемом.

Язычество как форма мировоззрения восточных славян, взаимосвязь язычества и христианства

То есть мы можем с уверенностью говорить о том, что существовала тесная взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрение Киевской Руси. А в чем же выражалась эта связь? Приведем несколько доказательств, явно подтверждающих ее:

  • Вполне приемлемым для языческих князей всегда было грабить захваченные храмы противника, громить их. Однако для христианства – это грех. Но и после крещения Руси со святынями врага продолжали обращаться также.
  • В язычестве всегда было много пиров, даже при погребальном обряде. А для христианства это было неприемлемо. Однако монахи не стыдились пировать даже внутри храма или монастыря.
  • Если у язычников были идолы в качестве олицетворения того или иного божества, то в христианстве появились иконы. Согласитесь, что разница между этими вещами не так уж велика.
  • В христианские храмы люди приносили еду, цветы, особенно на праздники. А это очень напоминало языческие жертвоприношения.
  • Христианские святые переняли черты языческих богов, заменили их. Это выражается и в их образах, и в посвященных им праздниках. То же касается праздников, они практически остались на своих местах в календаре.
  • Осталась и традиция поминать предков (родительская суббота, например). У язычников, как мы знаем, тоже были специальные поминальные дни.

Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси

Язычество как форма мировоззрения восточных славян

Язычество для восточных славян никогда не было религией или религиозным верованием, учением. Оно было гораздо глобальнее, масштабнее. Язычество отражалось и в культуре восточных славян, и в их быту, и в работе, и в повседневной жизни, и в досуге, и в духовной жизни. А понятие религия охватывает не все из перечисленных сторон жизни.

Поэтому и правильнее будет назвать язычество не как иначе, как целостной системой мировоззрения. В чем же она заключалась, каковы ее основные положения?

  • Природа – это нечто божественное, живое, могущественное. Она дает человеку жизнь, пропитание. У восточных славян существовал целый культ природы. Они действительно обожествляли ее. Не зря многие боги из языческого пантеона были покровителями какой-либо стихии или природного явления (Перун – бог грома, Ярило – бог солнца, Стрибог – бог ветра и так далее).
  • Культ предков. К ним относились также очень трепетно, уважительно, с большим почтением. Славяне верили, что души усопших родственников всегда наблюдают за ними. При этом они могут помочь, а могут и, наоборот, навредить. Поэтому и нужно было вспоминать их, приносить им жертвы или подарки.
  • Вера в магию, колдовство. Наши предки постоянно использовали всевозможные обряды, заговоры. Целей у них было множество: защита от злых сил, помощь в разных делах, привлечение богатства, любви и других желаний. Вера в магию выражалась и в оберегах, амулетах, которые носили славяне, вышивали на одежде, вырезали на деревянных поверхностях.

Язычество как форма мировоззрения восточных славян, взаимосвязь язычества и христианства

Таким образом, язычество в жизни восточных славян проникало абсолютно повсюду. Оно стало основополагающим в сознании людей на несколько сотен лет. И неудивительно, что христианство, которое боролось с ним многие годы, так и не смогло полностью заглушить пережитки язычества до конца. Они продолжают жить…

Причины перехода Руси от язычества к христианству, борьба христианства с язычеством на Руси

Еще со школьной скамьи мы знаем, что князь Владимир Святославович крестил Русь в десятом веке. Однако процесс христианизации Руси, ухода от языческой религии начала еще княгиня Ольга. Таковы официальные данные. Но, разумеется, что принятие новой религии – это масштабное, глобальное событие, касающееся всего населения Киевской Руси. И происходил переход очень трудно, тяжело, долго. Ведь в корне взять и поменять мировоззрение населения невозможно на короткий промежуток времени, а тем более с легкостью.

Причины перехода Руси от язычества к христианству

  • Киевская Русь оставалась почти единственным государством, в котором царило язычество. Большинство европейских соседей считало язычников нелюдями, варварами. А это, в свою очередь, плохо отражалось на международных отношениях.
  • Необходимость единой системы: одно государство, один князь, один Бог. А в язычестве богов было много.
  • Необходимость такой религии, которая будет поддерживать княжескую власть, находиться в ее подчинении.
  • Язычество не обеспечивало единства всего населения.
  • Язычество не могло объяснить происходящего на Руси социального расслоения, появления богатых и бедных. Ведь в язычестве все люди равны перед силами природы.
  • Покровитель Руси – Византия, была христианским государством.
  • Владимир хотел жениться на Анне (сестре византийского императора), а это требовало от него принятия христианства.
  • Христианские заповеди, основные положения наиболее полно отвечали потребностям молодого, еще не окрепшего государства. Это, например, любовь к ближнему, запрет на убийства и воровство, уважение старших.

Вообще в своем выборе Владимир не спешил. И это неудивительно, ведь он определял судьбу большого числа людей на сотни лет. Религию нельзя будет поменять просто так, когда захочется. Поэтому князя здесь можно понять.

Проблемы принятия православного христианства

Крещение Руси происходило, если можно так выразиться, насильственно. Люди не желали принимать новую веру, которая значительно отличалась от языческой. И их можно было понять. Ведь власть в лице князя пыталась таким образом влезть в самое сокровенное и интимное, что может быть у человека, - в его веру. Дело дошло до беспорядков. Язычники, которые не хотели креститься, бежали в леса, убивали священников. А сколько было восстаний язычников! Однако политика государства хоть и была насильственной, но не зверской. Была выбрана выжидательная тактика, чтобы переход впоследствии произошел плавно.

Причины перехода Руси от язычества к христианству, борьба христианства с язычеством на Руси

Язычество и христианство на Руси: мнения историков

Язычество и христианство на Руси: их взаимовлияние

Одним из ярких примеров являются домовые церкви. Они были переняты из языческой культуры. Также сохранялся обычай грабить и громить церкви в побежденных городах во время войны. Это явное противоречие христианско религии. Это из язычества.

Что касается христианских икон, то это модифицированные языческие идолы. А в образах православных святых можно часто увидеть черты языческих богов.

Причины перехода Руси от язычества к христианству, борьба христианства с язычеством на Руси

Кроме того, священнослужители часто устраивали пиры прямо в монастырях, которые осуждаются церковью. Разве это не элемент языческой культуры?

Как мы знаем, у древних славян было много различных праздников, находящихся в тесной связи с урожаем, плодородием, хорошей погодой. И, чтобы это как-то искоренить, церковь просто заменяла их на свои, христианские праздники. При этом иногда менялись даты. Вместо праздников, посвященных языческим богам (Купалы, например), теперь были дни святых. Если для языческой культуры были характерны веселые и шумные гуляния с поеданием мяса, то церковь осуждала это. Прямое доказательство тому – посты.

Борьба христианства с язычеством на Руси

Церковь упорно пыталась всеми силами искоренить язычество. Но делалось это лишь поверхностно, наружно. Ведь невозможно залезть человеку в голову, в душу и искоренить язычество на таком глубоком уровне.

Какие же принимались меры? Во-первых, проведение православных обрядов, служб, богослужений на всей территории Киевской Руси. Во-вторых, распространение книг, в которых обличалась языческая религия. В-третьих, уничтожались идолы языческих богов, языческие храмы. На месте последних строили церкви. Кроме того, переименовывались праздники, вводились посты.

Нельзя сказать, что борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси была очень эффективной. Да, происходили значительные внешние изменения. Однако люди продолжали славить языческих богов, поклоняться силам природы.

Причины перехода Руси от язычества к христианству, борьба христианства с язычеством на Руси

Заключение

В итоге можно сказать, что язычество и христианство в Древней Руси, существовавшие в неком союзе, вместе составили закономерный религиозный этап двоеверия. Нельзя дать ему категоричную оценку: хорошо или плохо. Мы просто принимаем этот факт, который подчеркивает самобытность и уникальность русской культуры.

Читайте также: