Синий туман снеговое раздолье есенин анализ кратко

Обновлено: 01.06.2024

* * *

Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

Снег у крыльца как песок зыбучий.
Вот при такой же луне без слов,
Шапку из кошки на лоб нахлобучив,
Тайно покинул я отчий дров.

Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый, –
Старый хозяин своей избы.

Молча я комкаю новую шапку,
Не по душе мне соболий мех.
Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку,
Вспомнил кладбищенский рыхлый снег.

Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей, –
Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей.

Вот отчего я чуть-чуть не заплакал
И, улыбаясь, душой погас, –
Эту избу на крыльце с собакой
Словно я вижу в последний раз.

24 сентября 1925 г.

В стихотворении встречается несколько образов, характерных для поэзии Есенина, – деревенская изба (символ родного дома), собака (олицетворение преданности). В который раз возникает странник. Он появился еще в ранней лирике Сергея Александровича. Образ этот рожден детскими воспоминаниями поэта: вместе с бабушкой Есенин ходил в недолгие паломничества.

Файлы: 1 файл

Сергей Есенин
Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

Снег у крыльца как песок зыбучий.
Вот при такой же луне без слов,
Шапку из кошки на лоб нахлобучив,
Тайно покинул я отчий дров.

Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый,-
Старый хозяин своей избы.

Молча я комкаю новую шапку,
Не по душе мне соболий мех.
Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку,
Вспомнил кладбищенский рыхлый снег.

Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей,-
Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей.

Душевность, простота, красочность отличают поэзию С.А.Есенина. Весь его творческий путь-осмысление души человеческой, русского характера. Особенно философские размышления о смысле жизни, предназначении человека и неотвратимости судьбы посещают лирику поэта в последние годы его жизни.

Шесть четверостиший словно кругом очерчивают жизнь героя. Тайный побег из дома в шапке из меха кошки, крыльцо одинокой избы по возвращению. Настоящее и прошлое тонкой нитью переплетены в произведении.

Необычно стихотворение в сравнении с другими произведениями поэта по своей композиции. Нет в нем динамически развитого сюжета, ярких красок окружающей природы. Ночь, холодный лунный свет, крыльцо избы- с этого начинается творение Есенина. Силу переживаний автора передают повторы как в начале строк (в пятом и шестом четверостишиях), так и внутри строк, словно подчеркивают значимость происходящего.

Внутренняя борьба героя с самим собой явно не видна, но стоит вчитаться в строки как можно заместить душевные противоречия. Сбежавший из дома герой возвращается в него как странник гонимый, одинокий и позабытый всеми.

Всего в нескольких сроках отражается жизнь героя. Уйдя из дома в бедной шапке, возвращается он в соболиной. Это говорит о состоятельном положении человека в обществе. Но его не радует богатство, дороже ему прошлое с родными для него людьми. Не вернуть былого никогда, но память сохранила образы далекого прошлого, где он был окружен родными людьми. Именно память остается о человеке, когда он уходит в иной мир. А где как не дома она сохраняется многие поколения.

Окончание произведения словно наводит читателей на мысль о том, что человек на земле существо временное и какое бы положение он не занимал - конец у всех един. Автор прощается с родным домом словно прощается со всем земным, со всем что так дорого его сердцу. Вечно только холодное лунное сияние и синий туман.

В поздних произведениях С.А.Есенина философская тема жизни и смерти присутствуют во многих произведениях. Смерть поэта остается загадкой, не разгаданной до настоящего времени. В своих произведениях поэт предчувствует близкий уход из жизни, поэтому его стихи наполнены глубочайшим философским смыслом.

Вариант 2

Сердечность, бесхитростность и яркость образов являются отличительной особенностью стихотворений Есенина. Проходя свой творческий путь поэт пытался осмыслить человеческую душу и характер русского народа. Философский подход к поиску смысла жизни, фатальность судьбы характерны в позднем периоде творчества Есенина.

Одним из стихотворений позднего творчества стало "Синий туман". Главная тема стихотворения это раздумье героя о жизни, которая прошла вдали от родной деревни. Возвратившись домой после долгого отсутствия герой замечает, что его уже никто не помнит.

Шесть катренов соединены образной окружностью, которая обводит жизнь героя. Уход из родного дома в бедной шапке из кошки и крыльцо пустой избы после возвращения. Идёт переплетение настоящего с прошлым.

"Синий туман" в сравнении с другими стихотворениями имеет своеобразную композицию. В нем отсутствует динамика, яркие краски. Анафоры в четвёртом и пятом катрене усиливают значение всего происходящего.

Борьба внутри героя с собственным я не заметна, но если вникнуть в суть строк, то можно увидеть душевное разногласие. Покинувший дом герой возвращается уже одиноким, всеми забытым, странником. И только собака встретившая его на крыльце является олицетворением верности своей малой родине.

С помощью нескольких строк поэту удается отразить жизнь героя. Покидая дом в шапке из кошки, возвращается он уже в шапке из соболя, что свидетельствует о нажитом состоянии и занимаемом общественном положении. Но богатство не способно принести человеку той радости, что дает прошлое и родные люди. Появляется ощущение пустоты, образы прошлого возникают лишь в памяти, что заставляет героя испытывать глубочайшую тоску об утраченном.

Финальная часть стихотворения наводит на мысль, что жизнь человека процесс временный и его исход для всех един, вне зависимости от занимаемого положения и статуса.

Лирический герой приехав на родную землю прощается со всем, что было дорого его сердцу. Он чувствует, что больше не доведется побывать в этих местах.

В последних стихотворениях Есенина, засчет философского смысла, чувствуется скорый уход из жизни.

Анализ стихотворения Синий туман. Снеговое раздолье по плану

Синий туман. Снеговое раздолье

Возможно вам будет интересно

Стихотворение написано в 1878 году в свободной форме. Оно состоит всего из 4 абзацев и 5 предложений. Речь в нем идет о двух видах богачей. Первые богатые люди имеют неисчерпаемое количество денег, влияния и власти

Тема героизма является весьма распространенной для стихотворений. Особенно, если речь о русских поэтах, ведь для России тема войны и воинского подвига является характерной, так как страна ведет войны на протяжении многих лет

Произведение является отражением душевных переживаний поэта в период его беззаботной молодости, отличающейся бедностью и отсутствием творческих амбиций.

Общее настроение стихотворения грустное, печальное, заставляющее задуматься вместе с лирическим героем.

Меня восхитило это стихотворение, такие сложные размышления, восприятие жизни, поэт смог так легко и коротко изложить на бумаге. Есенин превосходно владел пером. Его лирика великолепна. Я рад, что познакомился с его произведениями, ведь я очень много взял для себя полезного из жизненного опыта Есенина. Я надеюсь, что эти знания не пропадут напрасно.

За что можно любить Родину? Конечно, это тема особая: ведь каждый любит Отчизну своей неповторимой любовью. За что любил родную землю такой предельно русский поэт, как Есенин? Мне кажется, что прежде всего за то, что окружало его: поля, деревни, леса, крестьян, а потом и город, литературу, друзей, даже кабаки - словом, за все то, что входит в плоть и кровь, становится частью бытия. Чувствуя, что значит потерять Родину, Сергей Александрович хорошо передал настроение русских эмигрантов, которым так часто снились ограда, калитка, береза и ель.

Но никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если бы он за этой "малой" родиной не видел "большой". Конечно, он воспринимал Родину и глубже, и шире. Он гордился мощью своей страны, ее необъятностью: "Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким "Русь", - пишет он в стихотворении "Русь советская". Поэт счастлив тем, что он сын великого народа, великой революционной эпохи, которую старается понять и принять. Недаром в "Письме к женщине" он восклицает:

Теперь в советской стороне

Я самый яростный попутчик.

Сергей Есенин до боли любил все родное. Да разве не видно это по его произведениям! Бывает, пишешь сочинение и никак не найдешь цитату. А здесь другая "беда": не знаешь, какую выбрать. Это, наверное, потому, что чуть ли не в каждом своем произведении поэт так или иначе говорит о Родине. В "Стансах" он сам объясняет особенность своего творчества: "Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла". Поэтому так трудно, просто порой невозможно отделить эту тему от других: ведь чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним одно из лучших стихотворений его о любви в сборнике "Персидские мотивы":

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле! "Родина - это, прежде всего, ее природа", - так мог бы сказать Есенин. Но природа у него неразрывно связана с деревней, ибо только сельский житель способен так ее одухотворять. Вообще, ни у одного поэта не встречал я такой поразительной способности одушевлять природу:

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Любимый образ - березка - становится у него березкой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер; клен на одной ноге; осины, смотрящие в розовую водь; горящая своими плодами рябина; рожь с лебединой шеей и десятки других не менее удивительных метафор и образов составляют как бы особый мир - мир живой и одухотворенной природы, в котором всю жизнь жил поэт и который он гостеприимно распахнул для нас.

В городе все было по-иному. Потому, наверное, так радовали Сергея Александровича поездки в родное село, что он возвращался в свой заветный мир, в место, с которым связаны лучшие годы жизни. Он никогда не терял связь с родным краем, часто бывал там и, по воспоминаниям его сестер, "каждый раз, приезжая в Константинове, был по-настоящему счастлив, что. вновь в родном краю, любовь к которому пронес через всю жизнь".

Ему дорог родной край, пусть бедный и нищий. Но, конечно, он не может не скорбеть об отсталости и дикости, существующих на Руси. В творчестве Есенина как бы происходит борьба двух чувств: понимание необходимости и неизбежности перемен и боль за то, что уходит в прошлое то, что ему очень дорого.

В начале 20-х годов побеждает второе чувство. В стихотворении "Я последний поэт деревни. " он пишет: "Не живые, чужие ладони, этим песням при вас не жить". Он горюет, что "стальная конница победила живых коней". Эта боль прошла, видимо, "только после посещения заграницы, ибо поэт восклицает: "Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям!" Не один год "железный гость", "каменные руки лжи", сдавившие "за шею" деревню, и другие поэтические образы терзали поэта. Возможно, это была одна из причин усиления пристрастия к вину, разгулу.

Откроем эту темную страницу жизни поэта, войдем в "Русь кабацкую". Это страшный мир людей, прожигающих жизнь. С ними поэт провел много лет. Но он всегда чувствовал свое громадное интеллектуальное и нравственное превосходство над этими подонками и мерзавцами. В то же время они - часть России. Неудивительно, что для любви к Родине Есенин находит соответствующее сравнение: "Любил он родину и землю, как любит пьяница кабак". Порой поэт говорит, что он такой же, как они, такой же пропащий. Но, опомнившись, высвечивает этих людей насквозь. Он знает, что "таких не подмять, не рассеять, бесшабашность им гнилью дана". Но это тоже Родина. Недаром Есенин заканчивает это стихотворение горькой фразой:

Снова пьют здесь, дерутся и плачут.

Ты, Рассея, моя. Рассея,

1925 год - год воскресения и смерти поэта. Он все больше верит в будущее страны:

Мне теперь по душе иное.

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Общее настроение стихотворения грустное, печальное, заставляющее задуматься вместе с лирическим героем.

Меня восхитило это стихотворение, такие сложные размышления, восприятие жизни, поэт смог так легко и коротко изложить на бумаге. Есенин превосходно владел пером. Его лирика великолепна. Я рад, что познакомился с его произведениями, ведь я очень много взял для себя полезного из жизненного опыта Есенина. Я надеюсь, что эти знания не пропадут напрасно.

Общее настроение стихотворения грустное, печальное, заставляющее задуматься вместе с лирическим героем.

Меня восхитило это стихотворение, такие сложные размышления, восприятие жизни, поэт смог так легко и коротко изложить на бумаге. Есенин превосходно владел пером. Его лирика великолепна. Я рад, что познакомился с его произведениями, ведь я очень много взял для себя полезного из жизненного опыта Есенина. Я надеюсь, что эти знания не пропадут напрасно.

Изба (символ традиционного жизненного уклада) - цен­тральный в композиционном отношении образ в произведе­нии. Семантически важен в стихотворении и возникающий в последней шестой строфе образ собаки. Он расширяет и до­полняет тему прощания лирического героя с миром, ибо образ собаки традиционно в своем символическом звучании соотно­сится с образом друга. Ключевую же идею произведения со­держит пятая строфа:

Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей, -
Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей.

Важную композиционную роль в произведении играют по­вторы. Они сконцентрированы в наиболее значимых в фило­софском отношении строфах стихотворения (четвертой и пя­той). Причем С.А. Есенин использует повторы разных типов. Это прежде всего так называемые анафорические повторы, то есть повторы в самом начале стихотворных строк

Изба (символ традиционного жизненного уклада) - цен­тральный в композиционном отношении образ в произведе­нии. Семантически важен в стихотворении и возникающий в последней шестой строфе образ собаки. Он расширяет и до­полняет тему прощания лирического героя с миром, ибо образ собаки традиционно в своем символическом звучании соотно­сится с образом друга. Ключевую же идею произведения со­держит пятая строфа:

Все успокоились, все там будем, Как в этой жизни радей не радей, - Вот почему так тянусь я к людям, Вот почему так люблю людей.

Презентация "Хрущёвская оттепель" презентация к уроку по истории (9 класс) на тему Презентация по истории оттепель в ссср

Читайте также: