Шумерские школы основные педагогические идеи таблица

Обновлено: 04.07.2024

2.2. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока.

Постепенно к концу I тысячелетия школьное образование становится сферой влияния семей, которые столетиями из поколения в поколение передавали мастерство писцов. В это время высокого уровня достигает искусство врачевания, которому обучали жрецы, поскольку оно приравнивалось к магическим ритуалам.

Первые школы в Древнем Египте появляются в Ш тысячелетии до н. э. Они были небольшими по числу учеников, за обучение в них взималась высокая плата. Школу посещали в основном мальчики из семей чиновников, жрецов, землевладельцев, зажиточных граждан, девочки чаще обучались дома. Обучение было индивидуальным, его продолжительность зависела от старания и способностей ученика. На начальном этапе обучения дети учились считать, читать и писать, на втором этапе происходила дифференциация: одни изучали музыку, литературу, грамматику, другие осваивали математику, третьи – основы ведения хозяйственной деятельности. Процесс обучения был рутинным и сводился к переписыванию и заучиванию стандартных текстов, поучений, примеров и т. п. Образование носило специализированный характер и считалась залогом успешной карьеры в будущем.

В Древней Индии обучение носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была доминирующей. В Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства. Вплоть до V в. до н. э. в период индуизма воспитание и обучение в Древней Индии основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы органично вписаться в свою касту. Таким образом, воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты: для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чистоты помыслов, для кшатриев (воинов) – формирование смелости и мужества, для вайшьев (крестьян) требовалось развитие трудолюбия, для шудры (слуг) предусматривалось воспитание послушания и исполнительности.

К середине I тысячелетия до н. э. в Древней Индии выстроилась своеобразная система образования. На начальной ступени дети получали образование в семье. Сроки упанаямы для трех высших каст были неодинаковыми: для брахманов – 8 лет, для кшатриев – 11 лет, для вайшья – 12 лет. Самым широким было содержание образования брахманов, которое длилось около 8 лет и могло после этого продолжаться еще 3–4 года. Оно включало в себя поэзию и литературу, грамматику, зачатки философских знаний, математику, астрономию. Следующим уровнем образования повышенного типа, которому посвящали себя немногие ученики, было обучение у гуру – особо почитаемого учителя.

В целом народы Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт обучения и воспитания, создали первые в истории человечества школы, сформулировали начальные представления об обучении и воспитании.

Более того, в отличие от современных образовательных учреждений, шумерская школа была также центром того, что можно назвать творческой писательской деятельностью. Именно здесь изучались и копировались литературные сочинения прошлого; именно здесь создавались также и новые. И несмотря на то, что подавляющее большинство выпускников шумерских школ становились писарями на храмовой и дворцовой службе, достигая при этом богатства и власти, были и такие, кто посвятил жизнь учительству и просветительству. Подобно профессорам современных университетов, многие из этих древних ученых жили на жалованье от своей преподавательской деятельности, а исследованиями и литературным трудом занимались в свободное время. Шумерская школа, начинавшаяся, по-видимому, как особая служба при храмах, со временем стала светским учреждением. Учителям платили, как мы понимаем, из взносов студентов. Программа тоже носила в основном светский характер.

Обращаясь теперь к программе шумерской школы, мы обнаружим в своем распоряжении обширные данные самих школ, что поистине уникально для истории древнего человека. Ибо в этом случае нет нужды в свидетельствах шумерских современников, не нужно по крохам собирать косвенную информацию; мы располагаем реальным письменным материалом самих школьников, начиная с их первых шагов до копий зрелых учеников, столь совершенных, что их едва можно отличить от письма профессора. Именно по этим школьным документам можно понять, что школьная программа состояла из двух основных разделов. Один из них назовем полунаучным и академическим, другой – литературным и творческим.

Что касается первого, полунаучного, набора предметов, важно указать, что в его основе лежит вовсе не то, что мы называем научным побуждением, поисками правды ради правды. Его определила и побудила к развитию собственно цель школьного обучения, а именно овладение навыками письма на шумерском языке. Ради этой педагогической задачи шумерские учителя разработали систему правил, представлявшую собой в первую очередь классификацию. Иначе говоря, они выделили в шумерском языке несколько групп слов и фраз, которые студенты должны были заучивать и копировать до тех пор, пока они могли воспроизводить их с легкостью. В течение 3-го тысячелетия до н. э. эти учебники пополнялись и становились более-менее стереотипными и стандартными для всех школ Шумера. Среди них мы находим длинные перечни названий деревьев и трав, всех видов животных, в том числе насекомых и птиц, стран, городов и деревень, различных пород камней и минералов. В целом эти сборники указывают на изрядную осведомленность в ботанике, зоологии, географии и минералогии, и этот факт только сейчас начинают осознавать историки науки.

Школьные учителя подготовили также всевозможные математические таблички и множество подробных математических задач с решениями. В области лингвистики хорошо представлено изучение шумерской грамматики; ряд табличек испещрен длинным перечнем определений и глагольных форм, что свидетельствует о глубоко осмысленном грамматическом подходе. Более того, в результате постепенного захвата шумеров семитами-аккадцами в последней четверти 3-го тысячелетия до н. э. наши древние профессора подготовили то, что по всем показателям является старейшими словарями, которые известны человеку. Ибо семитские завоеватели не только заимствовали шумерскую грамоту; они высоко ценили шумерские литературные произведения, изучали и подражали им еще долго после того, как шумерский язык прекратил свое существование в качестве живого разговорного. Этим и объясняется педагогическая потребность в словарях, где шумерские слова и фразы были переведены на аккадский язык (см. рис. 5).

Что касается литературного и творческого аспектов шумерской программы, они заключались по преимуществу в изучении, копировании большой разнообразной подборки литературных произведений и в подражании сочинениям, созданным и доработанным по большей части во второй половине 3-го тысячелетия до н. э. Количество этих древних трудов исчисляется сотнями; практически все они изложены в стихотворной форме, объем их колеблется от пятидесяти строк почти до тысячи. На сегодня можно назвать следующие основные жанры: мифы и эпические сказания в форме повествовательных поэм о деяниях и подвигах шумерских богов и героев; гимны богам и царям; плачи, т. е. поэтическое оплакивание нередко случавшихся разрушений шумерских городов; мудрости, включая пословицы, басни и эссе. Из примерно пяти тысяч литературных табличек и фрагментов, найденных на руинах Шумера, немало тех, что написаны незрелой рукой древних учеников.


Рис. 5. Отрывок из шумеро-аккадского словаря

Что касается дисциплины – а как мы увидим, проблема дисциплины занимала особое место в шумерской школе, – розог не жалели. Притом, что учителя, несомненно, поощряли хорошую работу студентов похвалой и выражением благодарности, основным средством исправления студенческих ошибок и халатности была трость. Студенту не было от нее житья. Он находился в школе ежедневно с раннего утра до позднего вечера; в течение года ему полагались каникулы, но на этот счет у нас нет никакой информации. Он посвящал долгие годы школьному курсу. Поступая в школу ребенком, он выходил оттуда зрелым юношей. Интересно было бы знать, имелась ли у студентов специализация и если да, то когда и в какой степени. Но и об этом, как и о многом другом, источники умалчивают.

В заключение скажем несколько слов о школьном здании. В процессе ряда раскопок в Месопотамии были раскрыты строения, которые по тем или иным причинам сочли школами: одно в Ниппуре, другое в Сиппаре и третье в Уре. Но за исключением того факта, что в помещениях находилось большое число табличек, мало что отличало их от помещений обычного дома, поэтому возможна ошибка. Однако примерно пятьдесят лет назад один француз на раскопках древнего Мари к западу от Ниппура обнаружил две комнаты, которые определенно обладают некоторыми признаками, характерными для школьных классов, в частности, в них есть несколько рядов скамей из обожженного кирпича, рассчитанные на одного, двух и четырех человек.

Возможно, в загадке древнего шумерского профессора содержится намек на характер и форму школьного здания:

(Отгадай, что это такое)

Дом, у которого, как у неба, есть плуг,

Который накрыт тканью, как медный котелок,

Который, как гусь, стоит на опоре,

Куда входит тот, чьи глаза закрыты,

И выходит тот, чьи глаза (широко) раскрыты.

Решение: это школа.

Если начало загадки с еще неопубликованной таблички из Ура, копия с которой была снята С.Дж. Гэддом из Британского музея, совершенно непонятно, две последних строки в сжатой форме указывают на задачу школы: превратить невежественного и неграмотного человека в мудреца и ученого.

Далее автор заставляет своего героя обратиться к слугам (очевидно, это была зажиточная семья) с такими словами:

Вероятно, все это было исполнено, так как дальше школьник говорит:

«Мой наставник прочел мою табличку и сказал:

(Далее следуют две неразборчивых строки.)

«Ответственный за аккуратность (?) сказал:

(Далее следует пять неразборчивых строк.)

«Ответственный за тишину сказал:

Ответственный за собрание (?) сказал:

Ответственный за хорошее поведение сказал:

Ответственный за вход сказал:

Ответственный за кнут сказал:

Ответственный за шумерский язык сказал:

Мой учитель (уммия) сказал:

(И вот) я возненавидел искусство письма, стал пренебрегать искусством письма.

В отчаянии, как рассказывает наш выпускник, он обратился к отцу с такими словами:

С этого момента сам автор берет слово, описывая события, как если бы был очевидцем:

Затем автор заставляет отца обратиться к домашней прислуге:

Слуги поступают, как им приказано, и тогда учитель говорит школьнику:

На что другой не менее достойно отвечает:

На это его соперник возражает:

Далее следует длинный фрагмент, настолько плохо сохранившийся, что трудно даже проследить переход от одной реплики спорщиков к другой. Наконец, некто (возможно, у гула, что-то вроде старосты) так рассердился на одного из студентов, Энкиманси, что готов запереть его и посадить на цепь, о чем можно судить по заключительному абзацу, который в пробном переводе звучит так:

Композиция примерно из ста восьмидесяти строк начинается введением в форме довольно дружелюбного диалога отца с сыном, в котором последнего призывают ходить в школу, усердно работать и возвращаться домой, не слоняясь по улицам. Чтобы убедиться в том, что сын с должным вниманием отнесся к его наставлениям, отец заставляет его повторить сказанное.

Остальная часть эссе – монолог отца. Поначалу дан ряд практических советов, как сделать из сына человека: ему не следует шататься по улицам и садам, следует слушаться наставника, ходить в школу и изучать опыт людей прошлого. Затем идут упреки в адрес своенравного сына, который, по словам отца, до смерти изводит его постоянными страхами и бесчеловечным отношением. Отец глубоко разочарован неблагодарностью сына; он никогда не заставлял его ходить за плугом и быком, не просил даже принести вязанку хвороста или помочь ему, как многие отцы заставляют поступать сыновей. И все же его сын оказался куда хуже других.

Как и многих разочарованных родителей нашего времени, шумерского отца особенно обижает нежелание сына следовать его профессии – стать писарем. Он призывает его не подражать приятелям, братьям и друзьям, а следовать своему делу, искусству письма, несмотря на то что это самая сложная из всех профессий, какие бог искусств и ремесел когда-либо выдумал и воплотил. Самое главное, утверждает отец, это поэтический рассказ о человеческом опыте. Да и к тому же, добавляет он, сам Энлиль, отец богов, велел сыну следовать по стопам отца.

После последнего упрека сыну за то, что он более преследует материальные цели, нежели стремится к духовному совершенству, уловить содержание текста становится крайне сложно. Это, возможно, отдельные краткие изречения, направленные на то, чтобы дать сыну представление об истинной мудрости. Во всяком случае, эссе завершается на счастливой ноте: отец благословляет сына и молится о том, чтобы тот снискал благосклонность своего личного бога, Нанны, бога Луны и его жены, богини Нингаль.

Мы приводим достаточно литературный, хотя и предварительный, перевод доступных к прочтению фрагментов эссе, пропуская иногда неясные фразы и поврежденные строки. Отец задает сыну вопрос:

(Около пятнадцати строк разрушено.)

«Ты, который слоняется по площади, преуспеешь ли в чем? Стремись познать первые поколения. Ходи в школу, это пойдет тебе на пользу. Сын мой, познавай первые поколения, справляйся о них.

Непутевый, за кем я должен смотреть – и не был бы я мужем, если бы не смотрел за сыном своим, – я говорил с родней, сравнивал их мужчин, но не нашел среди них таких, как ты.

То, в чем я наставляю тебя, превращает глупца в мудреца, словно заклинание, завораживает змею и не позволит тебе поддаться лживым речам.

Поскольку сердце мое пропитано усталостью от тебя, я держался в стороне от тебя и не внимал страхам твоим и ворчанию. Нет, я не внимал страхам твоим и ворчанию. Из-за ворчания твоего, да, ворчания твоего был я суров с тобой, да, был я суров с тобой. Потому что тебя не заботило человеческое, сердце мое стыло, как на злом ветру. Твое ворчание убило меня, ты поставил меня на грань смерти.

Другие, такие же, как ты, помогают родителям в работе. Если бы поговорил ты со своими родными и был бы им благодарен, ты бы следовал их примеру. Каждый из них приносит по 10 гур ячменя, даже дети приносят отцам 10 гур ячменя. Они умножают ячмень для отца, помогают ему с ячменем, маслом и шерстью. Ты же только тогда человек, когда дело идет о распутстве, но в сравнении с ними ты вовсе не человек. Ты не трудишься, как они. Они сыновья отцов, что велят сыновьям трудиться, я же не принуждал тебя работать, как они.

(Далее следует неясный отрывок в сорок одну строку, содержащий, по-видимому, пословицы и старые мудрости; завершается эссе поэтическим благословением отца.)

От того, что ссорится с тобой, пусть Нанна, твой бог, тебя оградит,

От того, кто враждебен тебе, пусть Нанна, твой бог, тебя оградит,

Да будет твой бог благосклонен к тебе,

Да проникнешься ты человечностью, шея и грудь,

Да станешь ты главой святых города своего,

Да восславит город имя твое в почетных местах,

Да зовет тебя твой бог добрым именем,

Да будет твой бог Нанна благосклонен к тебе,

Да будет богиня Нингаль благосклонна к тебе.

«Старина, иди ко мне и позволь тебе рассказать, что мой уммия (профессор, возглавляющий эдуббу) говорил мне.

Уммия дал мне задание (сложное даже) для (взрослого) мужа.

Ему было приятно, что я перед ним смиренен, и отчитался (?) в мою пользу (?).

Все, что он задавал мне, я выполнял, я все клал на свои места – (даже) дурак мог с легкостью (?) следовать (?) его указаниям.

Утешив сердце обиженного (?), он свободен от чувства вины.

Как у щенка, глаза твои широко расставлены, (даже если) ты изображаешь разумное существо.

Что это ты поучаешь меня правилам, словно бездельника?

Всякий, услышав тебя, только руками всплеснет (?) от отчаянья (?).

Ты поставил меня управлять твоим домом (и) никогда праздным меня не видал.

Я следил, чтобы рабыни твои, и рабы, и все домочадцы своим занимались бы делом; смотрел и за тем, чтобы были довольны они хлебом своим, одеждой и жиром и чтобы трудились, как полагается.

Ты не следил за рабом в доме твоего господина; я выполнял неприятную (?) эту работу (?) и ходил за ним по пятам, как овца.

(Тем не менее) все… (и?) сыновья фермеров кивают (?) в знак одобренья (?)

Я по-доброму вел себя в поле, (и) обо мне говорят хорошо; я заставил быка приносить тебе все, чем обилен (?) твой путь (?), нагружал его ношей твоей.

На этом, вероятно, кончается ответ писаря, хотя разделительная линия между репликами собеседников отсутствует. И неожиданно любезный ответ угулы завершает композицию:

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 30. Самая маленькая школа Европы

Глава пятая КРАСНЫЙ ПОЛКОВНИК И ШКОЛА ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА

Глава пятая КРАСНЫЙ ПОЛКОВНИК И ШКОЛА ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА Громкое дело Ковалева – Амосова еще не утихло, а ФБР уже собирало свидетельства против другого подозреваемого, Максима Мартынова, члена Военно-штабного комитета ООН – организации, не имеющей иных целей, кроме

Школа

Школа

Школа С кем бы из иностранцев мне ни приходилось беседовать о Тайване, все подмечают легкость, с которой здесь принимаются новые идеи, энергичную предприимчивость, свободу мысли, независимость суждений, способность перенимать все лучшее, что есть у других

Моя школа

Моя школа Яков Учитель Гордые дети ХХ съезда Вырос я в историческом центре Ленинграда.В 1-й класс пошел в 1955 году. Это был второй год, как в СССР ввели совместное обучение мальчиков и девочек, а также второй год, как появилась серая квазигимназическая форма для

Глава 23 Школа наслаждений. Книги

Глава 23 Школа наслаждений. Книги Принято считать, что главное в русском роке — слово. Одни, правда, полагают, что это — отрицательное качество нашего рока, другие, наоборот, положительно оценивают приоритет слова. Но и те и другие признают, что за рубежом к слову относятся

Глава 24 Школа наслаждений. Фильмы, близкие по духу

Глава 24 Школа наслаждений. Фильмы, близкие по духу Самое важное для нас искусство — это кинематограф, — кажется, так говаривал Владимир Ильич Ленин. Не отрицая его пророческих слов, мы решили узнать, какие фильмы любят наши рокеры. По-моему, Владимиру Ильичу не все

Глава 10 ШКОЛА РУКОПАШНОГО БОЯ

Глава 10 ШКОЛА РУКОПАШНОГО БОЯ (как к ней пришли)В начале 1980 года между Штурминым и Касьяновым наметился идеологический раскол. Штурмина поддерживали теневые группировки, а также сынки административного партаппарата Касьянова русская, спортивная часть ЦШК.

ШКОЛА

ШКОЛА Дело науки — служить людям. Л. Толстой. Все ребята многонационального лагеря уже больше года не посещали школу и, поэтому, с нетерпением ожидали мелодичного школьного звонка, зовущего на уроки, на перемены, разрешающего идти домой.В Сталинграде была попытка

Школа ненависти. Школа любви

Глава четвертая ГЕРМАНСКИЕ МОРСКИЕ ШИФРЫ И ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ШКОЛА ШИФРСВЯЗИ И ДЕШИФРОВАНИЯ

Глава четвертая ГЕРМАНСКИЕ МОРСКИЕ ШИФРЫ И ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ШКОЛА ШИФРСВЯЗИ И ДЕШИФРОВАНИЯ Эта книга не трактат о шифровальной науке и не история Правительственной школы в Блечли-Парке, в каком бы долгу ни был ОРЦ перед этой организацией, и сколь бы тесными ни являлись

ГЛАВА ПЕРВАЯ Facilius est neus facere, quam idem[20] Гурджиев в Париже. В Гурджиеве как будто происходит перемена. Он избирает разор. Эзотерическая школа просвещает детей века сего. Горемыки. Немного обвинений.

ГЛАВА ПЕРВАЯ Facilius est neus facere, quam idem[20] Гурджиев в Париже. В Гурджиеве как будто происходит перемена. Он избирает разор. Эзотерическая школа просвещает детей века сего. Горемыки. Немного обвинений. КАК видим, после страшной автомобильной аварии Гурджиеву стало не под силу

Школа

Школа Растущее благосостояние села, стабильность стали основой для решения и другого насущного вопроса: возрождения былого уровня образования. Из воспоминаний Андрея Пропенауэра «…Школа была семилетка, директор Баудер Андрей. При школе был организован интернат. Здесь

Сегодняшняя публикация из тех, что дают понять читателю степень развития шумерской цивилизации за несколько тысячелетии до нас. Но самое главное, сегодня мы постараемся продемонстрировать, что бездна времени разделяющая современность с древней месопотамией, не изменила человеческой природы.

Появление клинописи в шумерских городах на территории двуречья, со временем привело к острой необходимости делиться и передавать огромный массив знании и опыт следующим поколеням шумер. Большое количество глиняных табличек, найденных при раскопках древних шумерских и аккадских городов, были административного и хозяйственного назначения. Из этих табличек мы узнаем о том, что количество действующих в те годы писцов исчислялись тысячами. Писцы делились по рангам: “младшие” и “высокие”, “царские” и “храмовые”, также были узкоспециализированные писари (администраторы, секретари, архитекторы, литераторы, религиоведы и пр.)

Всё это подразумевало наличие системы образования, которая охватывала весь Шумер и имела на вооружение школьную и специализированную программы обучения. Что и было доказано, при раскопках древнего г. Шуруппак(родине “шумерского” Ноя ) было найдено много различных “учебников” примерно 2500 лет до н.э., в которых были описаны: боги, животные, предметы, а также правила шумерской “орфографии” и разнообразные словари. В последующем, таблички обучающего характера стали появляться чаще среди археологических находок: тысячи и десятки тысяч из которых приходятся на вторую половину III тысячелетия до н.э.. Несмотря на то, что первые таблички с обучающими материалами были найдены в древнем Эрехе(V-IV тысячелетия до н.э.), мы можем сделать вывод, что по настоящему, система школьного образования в Шумере выстроилась за 4500 лет до нас.

Пиктографическая табличка, содержащая договор о продаже дома и поля (около 2600 года до н. э.). ССО(Википедия)

Пиктографическая табличка, содержащая договор о продаже дома и поля (около 2600 года до н. э.). ССО(Википедия)

Интересный факт, во время раскопок, также были найдены и “тетради” шумерских учеников(примерно 2000-1500 лет до н.э.). На этих ученических табличках были изображены: первые, неуклюжие царапины “первоклашек” и красиво начертанные знаки одаренных студентов, готовящихся к выпускному. Также до наших дней дошла и подробная структура шумерской школы и методов преподавания- всё благодаря “профессуре”, которая так и норовила описать всё из жизни школы и вне её.

Немного о шумерской школе :

“Эдубба”- школа, или “дом табличек”. Учреждена для подготовки писарей, которые были необходимы для страны, как работники административных и экономических организации, конечно же в первую очередь для храмов и дворцов. Кроме подготовительной и образовательной работы, эдубба- центр науки, культуры, творческой писательской деятельности. Правда, это сильно отличает современную школу от древней.. Шумерская школа в начале своего развития- часть храма, но по мере прогрессирования становится самостоятельным светским учреждением.

Образование в шумерской школе не общедоступное и не обязательное. Это привилегия, в ней обучались дети: губернаторов, “отцов города”, послы, храмовые администраторы, военные и морские чины, высокопоставленные сборщики податей, прорабы, другие писари архивариусы и счетоводы- одним словом, все “сливки” общества. Среди находок найдены таблички только одной женщины-студента, то есть образования было исключительно мужским занятием.

Терминология:

“Уммия”- директор школы, “профессор”, “отец школы”

“Сын школы”- ученик

“Сын школы прошлых дней”- выпускник

“большой брат”- ассистент директора школы. На его плечи взвалили: составления домашнего задания, проверка табличек для самостоятельной работы, выслушивания задания наизусть и пр..

Было много ответственных, например: за рисование, за шумерский язык, за дисциплину и т.д.. Как можно понять это учителя разных предметов.

Школьная программа, включала: шумерский язык, математику, геометрию, географию, материаловедение, литературу(мифы, сказания о героях, басни, пословицы, поэтические оплакивания, эссе и пр.), теологию(изучение пантеона богов, их роли и значение..), анатомию человека и животных, кораблестроение, зоологию и другие предметы.

Шумерская школа.. Наблюдаем работу с выравниванием глины, клинопись.. Картина современного художника(ОИ)

Шумерская школа.. Наблюдаем работу с выравниванием глины, клинопись.. Картина современного художника(ОИ)

Распорядок дня шумерского школьника

Для лучшего понимания будней “обычного” школьника за 2000 лет до н.э., мы хотим представить эссе-воспоминание выпускника. В нём достаточно подробно описывается: распорядок дня месопотамского “школьника”, его страхи, быт, и желание отличиться..

Произведение принадлежит уммию(директору) эддубы и поэтому начинается прямым вопросом к старому выпускнику о том куда он ходил в свой школьные годы и что он делал:

И уже взрослый, скорее всего образованный челове, начинает погружаться в воспоминания о своих школьных буднях:

Также ученик рассказал, что после учебы он пришёл домой и как только увидел отца, решил с ним поделиться пройденными и усвоенными за сегодня знаниями- отец похвалил сына, чем тот был безмерно доволен.. Далее автор спрашивает своего выпускника с чем он обращался к прислуге (наверняка, это была обеспеченная семья). И тот опять вспоминает:

Вероятно, все выше сказанное было выполнено, так как дальше школьник вспоминает:

Молодой человек вновь получил всё о чем просил свою маму и отправился "грызть гранит науки". Но по всей видимости, не смотря на прислугу, которая кормит и будит юнца; маму, которая заботится о своём чаде- он всё равно опаздывает.. О чём он вспоминает далее:

Идет занятие. Ученики что-то рассказывают "отцу школы", ассистент готовит глину. На полках "чистые листы"-таблички. Картина современного художника(ОИ)

Идет занятие. Ученики что-то рассказывают "отцу школы", ассистент готовит глину. На полках "чистые листы"-таблички. Картина современного художника(ОИ)

Дисциплина в школе

Розог не жалели- это если коротко описать “шумерское” решение вопроса плохой дисциплины у школьников. При этом конечно учителя могли и похвалить, за хорошую успеваемость или проявления таланта, но стоило ученику оступиться- первое, что он видел- взмах трости. Студенту не было от нее житья.

Но “земной” поклон не помог, день для месопотамского ученика не выдался с утра, во всяком случае, “выпускник” вспоминает о нем с большой печалью. Всем детям, как говорится, надо отойти от экранов своих гаджетов.) Ему пришлось отведать розог от разных сотрудников-садистов школы. Вот как он сам, а точнее, автор, поведал об этом:

“Мой наставник прочел мою табличку и сказал:

“Чего-то здесь не хватает”- и высек меня”

И так бедный мальчик "пообщался" со всеми наставниками и обслуживающими шумерской школы. В этом списке приводимом в древней клинописи ещё много таких встреч, но мы из соображении гуманности решили их опустить.

И как этот мальчик пережил эти истязания- загадка.

Из этой части эссе, мы можем понять, что процесс постижения знания был крайне жесток и болезнен. Скорее всего он также был и малоэффективен. Но и родители, и дети понимали необходимость обучения: именно оно могло обеспечить безбедное существования в будущем. поэтому юнец осознавая это, пришел к отцу со словами:

Далее уже "профессор" приглашенный в дом отцом мальчика, который как мы понимаем был не последний человек в своем селении, устрайвается в роли почётного гостя, а ученик исполняет роль прислуги своего "второго" отца, коими в древнем Шумере, считались преподаватели:

Из следующей речи отца мальчика, мы увидим, что учителя и 5000 лет назад имели небольшие заработки- родители об этом знали. По сути, именно родители платили регулярные взносы за обучение своих детей- из этих денег формировался оклад преподавателей. Как можно понять, в древнем Шумере, государство или город не обреминяли свои бюджеты содержанием школ- все они были частными. Удивительная цивилизация: земля, как при коммунизме, конечно, со своей спецификой была только государсвтенной(принадлежала божеству-главе города), а вот школа- пример, чисто капиталлистического подхода. но вернемся к клинописным табличкам..

И довольный отец обращается к слугам:

Дальше идет речь учителя к ученику. По всей видимости слуги выполнили все пожелания отца. Наставник доволен и предельно доброжелателен. Сын добивается благосклонности учителя- директора школы к своей персоне. Любопытные параллели получаются, каждый раз, когды мы говорим о том, что "раньше всё было инача", мы лукавим, но самое главное в глубине души мы понимает, что ничего не меняется. Люди приходят и уходят, роли играются разными актёрами, но жизенные сценарии и константы человеческой сущности сохраняются от поколения к поколения- уже много тысяч лет.. Но перейдём к древним текстам:

Весь текс приводить мы не стали, но от количесва произнесенных комплиментов в адрес нашего юного героя, аж дух захватывает, и совсем не верится, что ещё в прошлых абзацах- это был мальчик, посеченный розгами и обделенный вниманием преподавателей школы.

Из этого эссе, как и из других, мы можем понять, что далеко не все дети отличались дисциплиной и послушанием. Да и учителя-садисты не способствовали повышению интереса детей к школьной программе. Но тут напрашивается ещё один вывод- видимо “сыны школы прошлых дел”, т.е. выпускники, имели первоклассное для того времени образования и отличались завидным терпением и целеустремленностью.

Отец и сын..

Следующие эссе- диалог, нет, наверное, монолог отца, обращенный к непутевому сыну- разгильдяю.. Удивительно, что тысячелетия, ничего не меняют ни в речах отцов, ни в отношении родителей к детям, ни в желании родителя уберечь непутевого сына(дочь) от беды и наставить на истину..

Рисунок Силен с маленьким Дионисом на руках. Отражает теплые чувства отца к сыну. Современная иллюстрация, зарисовка с греческой скульптуры .

Рисунок Силен с маленьким Дионисом на руках. Отражает теплые чувства отца к сыну. Современная иллюстрация, зарисовка с греческой скульптуры .

Суть этого рассказа, в том что бедный отец пытаеся вразумить своего сына, который поддался развлечеям и слоняется бесцельно по улицам родного города, не постигает наук и клинописи, не ходит в школу. А ведь, как мы поняли всё это стоит не малых денег и усилии для отца.

Правда, очень похоже на проблемы современных родителей и детей. Очень тяжело представить, как при таком временном разрыве между нашим и "шумерским" временем: речи и мысли старшего и младшего поколении схожи, да что там, они не поменялись. Образование- главная ценность, которую у человека не возможно отобрать, украсть, урезать. При условии, что человек, ребенок взял от этих возможностей по максимуму. Ведь всему своё время: и учёбе, и работие. Возвращаемся к тексту. Сын всё повторяет слово в слова за отцом..

Из неопубликованных фрагментов, если коротко: отец перечисляет своему не путёвому сыну всё то, что делают другие сыновья для своих отцов(работают, физически трудятся на полях, чтобы прокормиться и помочь своим старшим в этих изнуряющих делах). Не потому что хотят, а потому, что не могут иначе. Не у всех имеется возможность платить за учёбу своих детей. Говорит о том, что эти дети талантливее него, но они никогда не добьются высокого положения, лишь только потому, что не смогли позволить себе достойного образования. А он, непутёвый, тратит своё время и деньги отца, только для развлечения и гулянии. Измученный отец указыват сыну, что тот поправился и стал просто громаден и не красив, а движения его лишены всякой изящности- они неуклюжи и отталкивают рядом стоящих людей.

Дальше происходит один из тех моментов, когда родитель при всём выше сказанном, желает только лучшего своему непутевому сыну:

"Да будет твой бог Нанна благосклонен к тебе, Да будет богиня Нингаль благосклонна к тебе."

Наверное, нам стоит завершить этот рассказ.. Что же мы видим? А ничего не изменилось, кроме розог(их заменили оценками). Есть школы, учителя, которые получают небольшое жалование; есть ученики, которые не хотят “грызть” гранит науки; есть родители, которые не находят себе места и желаю лучшей доли своим детям. И самое главное, что в Древней Месопотамии, что сейчас все понимают: образование- ключ к безбедной жизни и старости…

Справка : На раскопках древнего Мари к западу от Ниппура французский археолог обнаружил две комнаты, которые определенно обладают необходимыми чертами, характерными для школьных классов: в них есть несколько рядов кирпичных скамей, рассчитанные на несколько человек.

Теперь загадка от профессора шумерской школы(ей 5000 лет)

Дом, у которого, как у неба, есть плуг,

Который накрыт тканью, как медный котелок,

Который, как гусь. стоит на опоре,

Куда входит тот, чьи глаза закрыты.

И выходит тот, чьи глаза (широко) раскрыты.

Переводы шумерских текстов знаменитого востоковеда-шумеролога С. Крамера.

Школа в Шумере

Как и чему учили школьников 3—4 тысячи лет назад? Интересно? Об этой страничке древней истории поведаем вам. Изучая историю древнейшего государства Южной Месопотамии — Шумера, ученые помимо всего прочего восстановили и подробную картину школьной жизни того времени.

Бумагу ученикам заменяли небольшие глиняные таблички, напоминающие грифельные доски. Учитель писал на одной стороне задание ученику, а тот выполнял его на другой стороне таблички. При раскопках в шумерских школах найдено множество табличек с упражнениями по письму и с текстами для заучивания наизусть. Метод обучения письму не отличался по существу от современного. Сначала ученик учился писать отдельные знаки-слога. Затем он упражнялся в написании ряда слов, начинающихся с какого-либо одного знака. И, наконец, переходил к целым предложениям.

Школа в Шумере

Как видно, в этом отношении школы Шумера мало чем отличались от русской бурсы 19-го века, описанной Н. Г. Помяловским. Но в другом, они выгодно отличались даже от современных учебных заведений — эти древние школы давали разносторонние и прочные знания. По свидетельству исследователя Шумера С. Крамера, в них изучались, помимо грамматики, лингвистики и математики, также ботаника, зоология, география, минералогия. Оканчивающие школу были вполне грамотными людьми своего времени.

Читайте также: