Шос брикс как новая концепция многовекторной дипломатии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Решающее значение для процесса объединения государств в ШОС имеет существование внешних угроз и вызовов благополучию, стабильности и безопасности государств региона, в первую очередь в лице эскалации терроризма и экстремизма, а также проблем экономического характера в мире, переживающем непростые процессы глобализации. Согласно этому определены основные цели и задачи ШОС:

· укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;

· развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;

· совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;

· поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;

· содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;

· координация подходов при интеграции в мировую экономику;

· содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;

· поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

· взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании

БРИКС (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.

16 апреля 2010 года в Буэнос-Айресе на II саммите БРИК Российский Внешэкономбанк, Банк развития Китая, Национальный банк социально-экономического развития Бразилии и Экспортно-импортный банк Индии в рамках саммита БРИК подписали меморандум о сотрудничестве. Семистраничный документ предусматривает взаимодействие уполномоченных государственных финансовых институтов развития и поддержки экспорта стран-членов БРИК по вопросам финансирования проектов, в том числе в сфере высоких технологий, инноваций, энергосбережения.

Этот меморандум — первый практический документ в формате БРИК, ориентированный на создание эффективной инфраструктуры финансового обеспечения многостороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества четырех стран.




Решающее значение для процесса объединения государств в ШОС имеет существование внешних угроз и вызовов благополучию, стабильности и безопасности государств региона, в первую очередь в лице эскалации терроризма и экстремизма, а также проблем экономического характера в мире, переживающем непростые процессы глобализации. Согласно этому определены основные цели и задачи ШОС:

· укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;

· развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;

· совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;

· поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;

· содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;

· координация подходов при интеграции в мировую экономику;

· содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;

· поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

· взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании

БРИКС (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.

16 апреля 2010 года в Буэнос-Айресе на II саммите БРИК Российский Внешэкономбанк, Банк развития Китая, Национальный банк социально-экономического развития Бразилии и Экспортно-импортный банк Индии в рамках саммита БРИК подписали меморандум о сотрудничестве. Семистраничный документ предусматривает взаимодействие уполномоченных государственных финансовых институтов развития и поддержки экспорта стран-членов БРИК по вопросам финансирования проектов, в том числе в сфере высоких технологий, инноваций, энергосбережения.

Этот меморандум — первый практический документ в формате БРИК, ориентированный на создание эффективной инфраструктуры финансового обеспечения многостороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества четырех стран.

Решая свои основные задачи, объединение БРИКС отнюдь не преследует какие-либо конфронтационные цели, создания нового замкнутого экономического формирования или политического клуба, направленного против третьих стран. Напротив, в тех условиях, когда мировое сообщество противостоит все новым и новым вызовам и угрозам, государства-участники БРИКС исходят из убеждения, что решение ключевых международных проблем возможно лишь на основе объединения усилий мирового сообщества. Стратегия партнерства заключается в организации взаимовыгодного сотрудничества с другими международными политическими и экономическими объединениями в целях разработки программы конструктивных действий по стабилизации мировой экономики, формированию гармоничного мирового порядка.

Следует отметить, что основное политическое влияние стран БРИКС на процессы глобального управления определяются участием в объединении двух постоянных членов Совета Безопасности ООН (России и Китая). Помимо этого, все страны БРИКС входят в международные организации, специализированные учреждения, интеграционные образования и другие формальные объединения, среди которых ООН, Большая двадцатка, Движение неприсоединения, Группа 77, МЕРКОСУР, ОДКБ, ШОС, АТЭС и другие. Это свидетельствует о возможности скоординированных действий на глобальном и региональном уровнях, а также представления альтернативных позиций с учетом национальных интересов в международных процессах[1].

Политический анализ документов и практических встреч на платформе БРИКС позволил выявить общие и различные подходы участников группы к парадигме сотрудничества и механизмам влияния на международные процессы. В частности, позиция Бразилии, которая воспринимается мировой политической элитой не только как активный торговый партнер, но и страна с благоприятным инвестиционным климатом, зависит от стратегического партнерства с ЕС как в рамках МЕРКОСУР, так и в Латинской Америке в целом, и поэтому противоречит политическим интересам БРИКС.

В то же время политическое взаимодействие стран группы БРИКС в международных организациях является выгодным для Бразилии, поскольку политическая элита государства надеется, прежде всего, на политические дивиденды от участия Бразилии в формировании мирового порядка, а также в деятельности основных мировых финансовых институтов. Так, главы пяти государств поддерживают идею реформирования ООН по увеличению роли развивающихся стран, при принятии решений, а также расширение числа постоянных членов Совета безопасности ООН, включая Бразилию, Индию и Южно-Африканскую Республику. Бразилия и ее партнеры по БРИКС также выступают за реорганизацию системы управления МВФ и Всемирного банка[2].

Россия как одна из инициаторов создания группы БРИКС заинтересована в активном позиционировании страны на международной арене в условиях доминирования западных государств, и как стратегический инструмент реализации идей и принципов национальных интересов в постбиполярном мире. Политические преимущества от участия в БРИКС российский политикум надеется превратить в инструмент своего влияния в Большой двадцатке, а позиция посредника будет способствовать России не только остаться в неформальных политических / экономических клубах, но и максимально выгодно повлиять на трансформацию международных финансовых структур.

По мнению некоторых исследователей, политика России в БРИКС соответствует сегодняшним политическим амбициям руководства государства по восстановлению статуса глобального актора, прежде всего, в системе международной безопасности путем координации позиций и разработки совместных рекомендаций для обеспечения глобальной стабильности, международной и региональной безопасности, урегулирования региональных конфликтов, укрепления роли России и стран БРИКС в ООН для борьбы с международным терроризмом и взаимодействия в сфере международной информационной безопасности[2].

Индия рассматривает БРИКС скорее как консультационный механизм для разработки общих позиций по глобальным экономических и политических проблем, поскольку Индия, как и Бразилия, пытается повысить свой политический и экономический статус в глобальном управлении, войти на основе постоянного члена в Совет Безопасности ООН и играть конкурентную роль в реформировании МВФ и Всемирного банка. Политический механизм БРИКС, как отмечается в заявлениях индийского руководства, может стимулировать укрепление двусторонних связей между странами со сложными взаимоотношениями, поэтому практика политического взаимодействия в рамках БРИКС активно поддерживается деловыми и политическими кругами Индии. Индия выступает за полноценную институционализацию группы как самостоятельного актора международных отношений и равноправное участие страны наряду с ведущими развитыми государствами в мировых финансовых институтах и для обеспечения собственного геополитического лидерства[3].

Китайский политикум считает БРИКС влиятельной группой объединенного лоббирования для решения практических задач, которые представляют наибольший политический и экономический интерес для государства. В частности, осознание серьезной конъюнктурной зависимости экономик развивающихся стран, от экономик развитых государств и в целом от мировой финансовой системы стимулирует Китай к воздействию на глобальную экономическую систему, поэтому процессы дальнейшей политической институционализации и расширения повестки БРИКС рассматривается китайскими лидерами как инструмент совместной борьбы против мирового торгового протекционизма. Хотя, по мнению экспертов, может произойти снижение интереса Китая к БРИКС именно по политическим направлением сотрудничества, обусловленного опережающим развитием Китая по сравнению с другими странами группы[4].

По мнению политических лидеров ЮАР, сотрудничество в рамках БРИКС может укрепить позиции страны на международной арене, поскольку объединение региональных стран-лидеров рассматривается в ЮАР как перспектива участия в реформировании глобальной системы управления, как механизм вхождения в институты и системы, которые будут влиять на финансово-экономическое взаимодействие и формирование новой мировой реальности. В частности, в рамках БРИКС исследуются возможности использования национальных валют во взаимной торговле и расширения за счет юаня, рубля, реала, рупии или рэнду мировой корзины резервных валют.

При этом ведущие политические акторы мира по-разному оценивают влияние стран БРИКС на международные процессы как альтернативной структуры глобального управления[5].

В европейской экспертной среде саммиты БРИКС оцениваются как средство альтернативного сотрудничества на фоне недовольства деятельностью таких финансовых институтов, как Всемирный банк и МВФ, а также метод побуждения международных организаций к изменениям. Специалисты также подчеркивают, что страны БРИКС не способны сформировать монолитный стратегический блок, поскольку придерживаются единой позиции только по сохранению государственного суверенитета и запрета внешнего вмешательства в дела других государств, поэтому БРИКС скорее воспринимается как экономическое, а не политическое объединение.

Отечественные исследователи считают, что появление нового актора в форме БРИКС в глобальном политическом пространстве свидетельствует о важных изменениях в международном балансе сил в постбиполярном мире. Взаимодействие в рамках БРИКС, отмечается в исследованиях, может способствовать согласованию и соблюдению национальных интересов всех участников многостороннего диалога. БРИКС, по мнению специалистов, является проявлением современной модели международных отношений, которые выходят из потребностей многовекторной дипломатии, поскольку государства пытаются эффективно взаимодействовать в рамках гибких политических / экономических объединений на основе общих интересов и конструктивных взглядов для решения актуальных глобальных и региональных проблем.

Процесс поиска путей взаимодействия между великими державами всегда является сложным вследствие наличия различных приоритетов. Несмотря на такой аргумент, можно предположить, что при благоприятной международной конъюнктуре и разработке долгосрочных стратегических планов, достаточных для преодоления разногласий, можно надеяться, что создание международной группы на основе БРИКС, влияние которой на международные процессы многократно превысит вес и авторитет каждой из стран и в дальнейшем приведет к расширению формата объединения[7].

Основные усилия сотрудничества БРИКС на данном этапе развития сконцентрированы в экономической плоскости. Важнейшим достижением партнерства является укрепление взаимопонимания и взаимодействия между участниками, что позволяет БРИКС отстаивать и продвигать собственные интересы в условиях жесткой конкурентной борьбы на международной арене. При этом сформировалась позитивная практика, при которой государства-участники БРИКС организовывают – накануне или в процессе тех или иных международных событий – отдельные встречи, вырабатывая взаимно согласованную линию поведения или позицию.

В качестве одной из приоритетных задач участники БРИКС рассматривают формирование более репрезентативного международного устройства, в котором для развивающихся стран будет реализована возможность большей представленности и учета их позиции в решении глобальных проблем. Другой важной задачей объединения является совершенствование международной валютной системы, которая смогла бы обеспечивать интересы всех стран и поддержку развития государств с развивающейся рыночной экономикой. Это относится, в частности, к трансформации работы Международного валютного фонда, Всемирного банка и других международных финансовых структур, которые сегодня направлены, в первую очередь, на обслуживание интересов развитых стран, занимающих руководящие уровни в указанных финансовых структурах[8].

Усилия в этом направлении уже имеют определенные результаты. Так, благодаря совместным усилиям участников БРИКС в МВФ и Всемирном банке были приняты решения в отношении реформы системы квот и принципов организации управления, которые, однако, реализуются очень медленно. Участниками объединения также было принято решение об использовании национальных валют в процессе взаимных торговых расчетов и финансовых операций. Такая договоренность уже успешно воплощается в жизнь.

Следует отметить, что рост экономического влияния участников БРИКС обеспечил существенный рост их политического веса и авторитета в международных процессах. В настоящее время БРИКС стал значимым фактором в процессе формирования полицентричного мира, обладая значительным потенциалом влияния на международную политическую обстановку. На прошедших форумах стран БРИКС мировому сообществу был представлен ряд конструктивных программ действий, направленных на формирование гармоничного и справедливого мирового порядка.

Таким образом, возрастание экономического влияния участников БРИКС обеспечило существенный рост их политического веса и авторитета в международных процессах. Анализ взглядов отечественных и зарубежных экспертов в отношении влияния группы БРИКС на международные процессы позволил сделать вывод о том, что основным препятствием на пути к эффективному взаимодействию являются различные национальные интересы участников, и цели которые они преследуют в объединении. Однако при благоприятной международной конъюнктуре и разработке долгосрочных стратегических планов, достаточных для преодоления разногласий, можно рассчитывать на усиление влияния БРИКС на международные процессы и дальнейшее расширение формата объединения. В целом БРИКС уже сейчас является важным игроком в современных глобальных процессах, который, очевидно, будет оказывать все большее влияние на основные тенденции мирового развития в нынешнем столетии.

О преимуществах участия в БРИКС для Российской Фоедерации Вы можете прочесть ЗДЕСЬ

Список источноиков

[1] Ильин И. В. БРИКС как общий знаменатель стратегических приоритетов / И. В. Ильин, О. Г. Леонова, О. А. Алексеенко // Международная жизнь. – 2016. – № 8. – С.115–130.

[2] БРИКС: контуры многополярного мира : монография / С. Е. Нарышкин [и др.] ; отв. ред. Т. Я. Хабриева ; Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. – М. : Ин-т законодательства и сравн. правоведения : Юриспруденция, 2015. – 295 с.

[3] Лунев С.И. Значение форматов РИК, БРИК и БРИКС для Индии / С.И. Лунев // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2012. Т. 17. № 17. С. 112–139.

[4] Рязанова, М. О. Факторы многостороннего энергетического сотрудничества стран БРИКС / М. О. Рязанова // Рос. внешнеэкон. вестн. – 2019. – № 15. – С. 116-126.

[6] Авдокушин, Е. Ф. Страны БРИКС в современной мировой экономике / Е. Ф. Авдокушин, М. В. Жариков. – М. : Магистр : Инфра-М, 2017. – 479 с.

[7] БРИКС: контуры многополярного мира : монография / С. Е. Нарышкин [и др.] ; отв. ред. Т. Я. Хабриева ; Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. – М. : Ин-т законодательства и сравн. правоведения : Юриспруденция, 2015. – 295 с.

[8] Беленькая, А. А. БРИКС: развитие и новые вызовы /А. А. Беленькая, М. В. Маслова // Вестн. Алт. акад. экономики и права. – 2019. – № 8. – С. 12–18.

[9] Развитие стран БРИКС в глобальном пространстве : монография / Л. Н. Борисоглебская [и др.]. – М. : Инфра-М, 2017. – 224 с.

Данная статья посвящена анализу феномена стран БРИКС, причин и предпосылок возвышения, а также стремления к объединению данных стран в начале XXI в., в связи с чем автор в ней: – обозначает сотрудничество БРИКС как новый формат интеграции стран-ли- деров быстроразвивающегося мира; – прослеживает историю появления на мировой арене сначала БРИК, а в дальней- шем БРИКС; – анализирует политические и экономические взаимодействия данных стран внутри блока, а также с остальными странами мира; – рассматривает специфику отношений между государствами этой группы в различные периоды истории последних десятилетий; – исследует реакцию Запада на появление данной интеграционной группировки. В заключение автор приходит к выводу, что современный мир вступает в новую эпоху своего развития. Он становится более демократичным, более открытым для взаимодействия различных акторов. На сцену выходят новые глобальные игроки, меняющие преж- ние правила международной жизни, создающие новые возможности развития для себя и других. Большую роль в этом мире будут играть не столько интеграцион- ные группировки регионального уровня, но в большей степени такие структуры трансконтинентального характера, как БРИКС.

Ключевые слова

Об авторе

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Россия
Ведущий специалист Школы бизнеса и международных компетенций

Список литературы

1. Круглый стол: БРИК как новая концепция многовекторной дипломатии // Вестник МГИМО(У). 2010.

3. Восходящие государства–гиганты БРИКС: роль в мировой политике стратегии модернизации: Сбор-

4. ник научных трудов / Отв. ред. Л.С. Окунева, А.А. Орлов // МГИМО(У) МИД России. М.: Изд-во МГИМО

6. Давыдов В. М. Восходящие страны-гиганты на современной мировой арене // Латинская Америка.

8. Хейфец Б. БРИК: миф или реальность? // Мировая экономика и международные отношения. 2010 г. № 9.

9. Панченко М. Ю. Экономические основы стратегического партнерства России, Индии и Китая // Про-

10. блемы Дальнего Востока, 2010.

11. Воскресенский А. Д. Китай и Россия в Евразии. Историческая динамика политических взаимовлияний.

13. Луков В. БРИКС – фактор глобального значения // Международная жизнь. 2011. № 6.

14. Айвазов А. Итоги Делийского саммита стран БРИКС [Электронный ресурс] // Институт эволюционной

16. Radyushin V. Medvedev Wants South Africa in BRIC [electronic resource] // The Hindu. August 2010. Mode

18. The World Factbook: GDP – real growth rate [electronic resource] // Central Intelligence Agency. Mode of

15 июня 2021 года исполняется 20 лет с момента создания Шанхайской организации сотрудничества (ШОС ), которая за относительно короткий период успела превратиться в одну из наиболее влиятельных многосторонних структур в Евразии.

Становление ШОС происходило под влиянием кардинальных изменений в международных отношениях конца ХХ века. Среди них — окончание холодной войны и изменение баланса сил в мире, возникновение новой геополитической ситуации в Евразии и формирование новых региональных центров силы, процессы глобализации и регионализма, изменение отношения мирового сообщества к традиционным угрозам — активизации терроризма, экстремизма и сепаратистских движений1.

В тот сложный период потребность в институционализированном региональном сотрудничестве молодых независимых государств Центральной Азии в противодействии многогранным, во многом незнакомым угрозам и проблемам была вполне понятной. В данном контексте возникновение ШОС явилось прямым результатом усилий по обеспечению стабильности и безопасности в Центральной Азии. Четыре из пяти молодых республик бывшего СССР — Казахстан , Кыргызстан , Таджикистан и Узбекистан стали членами многосторонней структуры, включающей в себя такие крупные державы, как Россия и Китай .

Региональное измерение ШОС

За прошедший период Шанхайская организация сотрудничества , несмотря на имеющиеся в ее деятельности определенные пробелы, сумела трансформироваться в полноценную региональную организацию, наладив практическое сотрудничество в области безопасности, в частности в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и незаконным оборотом наркотиков. Можно сказать, что работа ШОС в этой области носит высоко институционализированный характер. С 2004 года в Ташкенте успешно функционирует Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС .

Во-первых, стабильность и безопасность — широкие понятия, охватывающие не только вопросы обеспечения суверенитета и территориальной целостности, но также и вопросы устойчивого развития и социальной стабильности. Именно такой подход позволяет полностью и объективно раскрыть стабилизирующую роль ШОС . То есть вопреки распространенному мнению о том, что ШОС является в большей степени организацией в сфере безопасности, спектр ее деятельности носит более широкий характер.

В-четвертых, ШОС — это не экономический блок в его классическом понимании. Вдохновителем идеи превращения ШОС в экономическую структуру является Китай . Пекин с 2010 года продвигает две важные инициативы в данном направлении — создание Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счета) ШОС . Пекин предлагает также обсудить идею формирования зоны свободной торговли (ЗСТ). Все эти инициативы до сих пор остаются незапущенными, хотя и не сняты с повестки дня, так как государства-члены не могут прийти к консенсусу. Например, Россия взамен предлагает мероприятия по сопряжению взаимодействия в формате ЕАЭС — ОПОП5.

Трансформация ШОС : от Центральной Азии к Евразии?

С одной стороны, ШОС превратилась в одну из крупнейших трансрегиональных организаций. Государства-члены в совокупности располагают огромной мощью в политическом, экономическом, военном и демографическом плане:

— четыре государства — члена ШОС ( РФ , КНР , Индия и Пакистан ) имеют статус ядерной державы; кроме того, Россия и Китай — постоянные члены Совета Безопасности ООН ;

— в странах ШОС проживает почти половина населения мира;

— общее пространство ШОС занимает 60% территории Евразии;

— совокупный объем ВВП государств — членов ШОС составляет около 23% мирового ВВП.

Более того, происходящие в мире фундаментальные изменения, в том числе под воздействием пандемического кризиса, ставят перед ШОС новые вызовы и задачи.

Если ШОС хочет превратиться во влиятельную силу в Евразии, принять участие в формировании нового миропорядка, то ей следует обновить повестку дня, адаптировать свои институты к меняющимся реалиям.

О современных приоритетах Узбекистана в ШОС

Узбекистан как одно из государств — учредителей ШОС заинтересован в полноценном раскрытии ее потенциала за счет наращивания практического взаимодействия в тех перспективных направлениях, которые отвечают насущным интересам всех стран-участниц.

С избранием Шавката Мирзиёева Президентом Республики Узбекистан в декабре 2016 года во внешней политике страны произошли кардинальные изменения8. Наиболее серьезную модификацию претерпело прежде всего центрально-азиатское направление узбекской дипломатии. Президент Ш.М.Мирзиёев определил Центральную Азию главным внешнеполитическим приоритетом Узбекистана . Укрепление стабильности, сотрудничества, добрососедства и позитивное решение существующих разногласий с соседними странами стали основными целями нового регионального курса Ташкента9.

Изменения во внешней политике Узбекистана отражаются и в его многосторонней дипломатии. В последние годы Ташкент значительно активизировал свое участие в международных и региональных структурах. Одним из конкретных результатов стало, в частности, избрание страны в Совет по правам человека ООН в период с 2021 по 2023 год10.

Если проанализировать деятельность Ташкента за последние годы в рамках Организации, то можно выделить следующие новые акценты.

Во-вторых, прослеживается существенное усиление конструктивизма в подходах Ташкента к ШОС . Очевидно изменение к тем тематическим направлениям, от которых ранее страна дистанцировалась. Так, в последнее время представители республики принимают полноценное участие в совместных антитеррористических и военных учениях ШОС . Узбекистан присоединился к Соглашению о порядке организации и проведения совместных контртеррористических учений государств — членов Шанхайской организации сотрудничества от 28 августа 2008 года и Соглашению о проведении совместных военных учений государств — членов Шанхайской организации сотрудничества , подписанного 27 июня 2007 года.

В-третьих, инициативность и прагматизм становятся ярко выраженными элементами многосторонней дипломатии Узбекистана , в том числе в рамках ШОС . Выдвигаемые Ташкентом предложения по расширению многостороннего сотрудничества, отвечая национальным интересам страны, идут в русле приоритетов укрепления стабильности и сотрудничества в регионе.

В общей сложности за последние четыре года узбекская сторона выдвинула более 30 инициатив. Это очень серьезный и весомый показатель.

В-четвертых, Узбекистан , признавая множество достижений в развитии Организации, выступает за эффективное использование имеющегося в его распоряжении огромного потенциала многостороннего сотрудничества.

Узбекистан заинтересован и готов внести свой конструктивный вклад в формирование новой повестки дня ШОС с тем, чтобы повысить ее практическую востребованность и международный престиж.
Автор статьи — Рахматулла Нуримбетов , Начальник Департамента по сотрудничеству с региональными организациями Министерства иностранных дел Республики Узбекистан , национальный координатор Республики Узбекистан по делам ШОС

Читайте также: