Школьный учебник окружающий мир человек и общество как источник знаний и средство обучения

Обновлено: 05.07.2024

      • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
      • формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;
      • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

      Основными задачами реализации содержания курса являются:

          1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
          2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
          3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
          4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

          Данный учебник очень хорошо проиллюстрирован, практически для каждого текста есть изображение. Детям очень хорошо показаны разные виды животных, деревьев, памятников архитектуры и исторические события. Так же в данной серии учебников есть карты для примерного представления происходящего боя или сражения. На картах указываются все ходы наше армии и армии противника.

          В этом учебнике очень хорошо дана информация для запоминания, так как она выделена более ярким цветом, что очень хорошо помогает запомнить дату или понятие. Так же в учебнике много разных обозначений разных дополнительных заданий, таких как проверь себя или таких заданий, на которые стоит обратить внимание.

          цели:

              • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
              • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

              задачи:

                  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
                  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
                  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
                  • формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
                  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
                  • создание условий для формирования и развития у школьников:
                      • творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
                      • умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;
                      • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах;
                      • общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой)
                          • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
                          • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
                          • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
                              • обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
                              • методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональном культуры;
                              • обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

                              В настоящее время приоритетным направлением в начальной школе является развитие целостной гармоничной личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого школьника.

                              Технология обучения построена на целенаправленном использовании:

                              Моделирующей деятельности, когда ребенок учится не глазами и ушами, а руками, уходя от репродуктивного обучения.

                              Поисковая деятельность заключается в том, что в данной программе резко снижено значение готового образца. Когда в поиске результата и под руководством учителя ученик получает знания.

                              И в учебнике, и в рабочих тетрадях выделены три уровня:

                              В УМК входят специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся.

                              Задание 1. Проанализировать построение и содержание учебника по окружающему миру для начальной школы.

                              Алгоритм методического анализа учебников.

                              1. Изучить содержание титульного листа (выходные данные).
                              Авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючков
                              Класс: 4 класс; 1 часть
                              Название предмета: Окружающий мир
                              Просвещение, Школа России
                              Серия : “Школа России” основана в 2001 году

                              2. Выделить особенности аппарата ориентировки учебника: содержание, назначение, достоинства и недостатки:

                              • На первой странице учебника имеются условные обозначения:
                              - что узнаем,чему научимся;
                              -работаем в паре;
                              -работаем в группе;
                              -работаем со взрослыми;
                              -задание повышенной сложности;
                              -моделирование;
                              -рабочая тетрадь;
                              -атлас-определитель “От земли до неба” ;
                              -сделаем вывод,
                              необходимые для дальнейшей работы с упражнениями. В содержании учебника содержаться рисунки.

                              • рубрики учебника: «На следующем

                              ними и соответствующую подготовку. Каждая тема в

                              ким резюме (выводом) по содержанию учебного материа-

                              ла, предоставляющим эталон, с которым дети сравнивают

                              собственные выводы. Каждый раздел учебника обеспечен

                              заданиями под рубрикой «Проверим себя и оценим свои

                              щей части учебника.

                              3. Проанализировать содержание статей учебника (основные, дополнительные)
                              Проанализировав содержание статей учебника, можно отметить его достоинства и недостатки, его объем и доступность.

                              теме в целом, чтобы понять, на сколько хорошо или плохо тема была усвоена ребенком.




                              В конце каждого параграфа имеется небольшой вывод, который выделяет основную суть текста и мысль, которую необходимо

                              Данный учебник подходит для организации полноценного учебно-воспитательного процесса. Положительными качествами данного учебника являются системность и доступность, упражнения, вопросы, позволяют не только закрепить новые знания, но и применить их, перенося на новый объект.

                              Учебник хороший, вполне годится для осуществления стандартов второго поколения

                              4. Охарактеризовать иллюстративный аппарат учебника: содержание и назначение:

                              • чем представлен: фото, рисунки, схемы и пр. (что преобладает); Условные обозначения: имеются. Содержание: в конце учебника, каждый раздел выделен своим цветом и картинками.Учебник имеет достаточное количество иллюстраций, но хотелось бы больше. Рисунки помогают усвоению теоретического материала, структурируют его, помогают выделить главное и лучше запомнить важное.

                              В основном тексте в рамках, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти, легко ориентироваться в тексте.

                              5. Изучить аппарат организации усвоения знаний и умений, его содержание, достоинства и недостатки:

                              Учебный материал каждой темы включает следующие компоненты:

                              1. Научить учащихся пользоваться приобретёнными знаниями, умениями и навыками в жизни.

                              2. Развить у учащихся познавательные способности (наблюдательность, пытливость), логическое мышление, творческую активность в добывании и применении знаний.

                              3. Научить детей самостоятельно трудиться, т.е. привить им культуру умственного и физического труда.

                              Задание 1. Проанализировать построение и содержание учебника по окружающему миру для начальной школы.

                              Алгоритм методического анализа учебников.

                              1. Изучить содержание титульного листа (выходные данные).
                              Авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючков
                              Класс: 4 класс; 1 часть
                              Название предмета: Окружающий мир
                              Просвещение, Школа России
                              Серия : “Школа России” основана в 2001 году

                              2. Выделить особенности аппарата ориентировки учебника: содержание, назначение, достоинства и недостатки:

                              • На первой странице учебника имеются условные обозначения:
                              - что узнаем,чему научимся;
                              -работаем в паре;
                              -работаем в группе;
                              -работаем со взрослыми;
                              -задание повышенной сложности;
                              -моделирование;
                              -рабочая тетрадь;
                              -атлас-определитель “От земли до неба” ;
                              -сделаем вывод,
                              необходимые для дальнейшей работы с упражнениями. В содержании учебника содержаться рисунки.

                              • рубрики учебника: «На следующем

                              ними и соответствующую подготовку. Каждая тема в

                              ким резюме (выводом) по содержанию учебного материа-

                              ла, предоставляющим эталон, с которым дети сравнивают

                              собственные выводы. Каждый раздел учебника обеспечен

                              заданиями под рубрикой «Проверим себя и оценим свои

                              щей части учебника.

                              3. Проанализировать содержание статей учебника (основные, дополнительные)
                              Проанализировав содержание статей учебника, можно отметить его достоинства и недостатки, его объем и доступность.

                              теме в целом, чтобы понять, на сколько хорошо или плохо тема была усвоена ребенком.

                              В конце каждого параграфа имеется небольшой вывод, который выделяет основную суть текста и мысль, которую необходимо

                              Данный учебник подходит для организации полноценного учебно-воспитательного процесса. Положительными качествами данного учебника являются системность и доступность, упражнения, вопросы, позволяют не только закрепить новые знания, но и применить их, перенося на новый объект.

                              Учебник хороший, вполне годится для осуществления стандартов второго поколения

                              4. Охарактеризовать иллюстративный аппарат учебника: содержание и назначение:

                              • чем представлен: фото, рисунки, схемы и пр. (что преобладает); Условные обозначения: имеются. Содержание: в конце учебника, каждый раздел выделен своим цветом и картинками.Учебник имеет достаточное количество иллюстраций, но хотелось бы больше. Рисунки помогают усвоению теоретического материала, структурируют его, помогают выделить главное и лучше запомнить важное.

                              В основном тексте в рамках, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти, легко ориентироваться в тексте.

                              5. Изучить аппарат организации усвоения знаний и умений, его содержание, достоинства и недостатки:

                              Учебный материал каждой темы включает следующие компоненты:

                              1. Научить учащихся пользоваться приобретёнными знаниями, умениями и навыками в жизни.

                              2. Развить у учащихся познавательные способности (наблюдательность, пытливость), логическое мышление, творческую активность в добывании и применении знаний.

                              3. Научить детей самостоятельно трудиться, т.е. привить им культуру умственного и физического труда.


                              Наглядные методы обучения нацелены на наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметным миром, процессами и явлениями в их естественной форме либо в символьном отражении при помощи различных рисунков, репродукций, схем и т. п.
                              Наглядные методы содействуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, увеличивают эффективность и продуктивность урок.

                              году физико-математического факультета в Ростовском педагогическом институте там же преподавал педагогические курсы по методикам преподавания физики.
                              В период с 1975

                              год был ректором ИПК преподавателей педагогических наук при АПН СССР. В 1979

                              году был назначен вице-президентом АПН СССР.
                              Юрий К.


                              Эллен Кей родилась в небольшом городке Сундхольм в Швеции в 1849 году. Отец ее являлся политическим деятелем и известен как учредитель Шведской аграрной партии. Мама Эллен была аристократкой. Образование юная Эллен Кей получала дома. Большинству дисциплин ее обучала родная мать, а вот иностранному языку – наемная гувернантка. В 1974 году Эллен переезжает в Данию, где занимается преподавательской д.

                              Детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) отличает наличие двигательного дефекта (характеризуется задержкой формирования, недоразвитием, нарушением или частичной утратой двигательной функции). Часть детей рассматриваемого контингента не имеют нарушений познавательной деятельности, поэтому им не требуется специально-организованное обучение и воспитание. Абсолютно всем детям с нарушение.

                              Наглядные методы обучения нацелены на наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметным миром, процессами и явлениями в их естественной форме либо в символьном отражении при помощи различных рисунков, репродукций, схем и т. п.
                              Наглядные методы содействуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, увеличивают эффективность и продуктивность урок.

                              году физико-математического факультета в Ростовском педагогическом институте там же преподавал педагогические курсы по методикам преподавания физики.
                              В период с 1975

                              год был ректором ИПК преподавателей педагогических наук при АПН СССР. В 1979

                              году был назначен вице-президентом АПН СССР.
                              Юрий К.


                              Эллен Кей родилась в небольшом городке Сундхольм в Швеции в 1849 году. Отец ее являлся политическим деятелем и известен как учредитель Шведской аграрной партии. Мама Эллен была аристократкой. Образование юная Эллен Кей получала дома. Большинству дисциплин ее обучала родная мать, а вот иностранному языку – наемная гувернантка. В 1974 году Эллен переезжает в Данию, где занимается преподавательской д.

                              Детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) отличает наличие двигательного дефекта (характеризуется задержкой формирования, недоразвитием, нарушением или частичной утратой двигательной функции). Часть детей рассматриваемого контингента не имеют нарушений познавательной деятельности, поэтому им не требуется специально-организованное обучение и воспитание. Абсолютно всем детям с нарушение.

                              Функции школьного учебника обществознания

                              Основным источником знаний и средством обучения обществознания в школе является учебник [2] , [3] . Именно он во многом определяет успех обучения как теоретический, так и практический. Содержит изложение основ наук, организует самостоятельную деятельность школьников по усвоению и систематизации материала, побуждает к саморазвитию, а также способствует воспитанию и развитию учеников. Современный школьный учебник обществознания выполняет немалое количество функций, которые регулярно модернизируются и дополняются, расширяются. Рассмотрим их более подробно.

                              Также, к этой группе относится и функция дифференциации обучения. Целью, которой, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся в зависимости от уровня их исходной подготовки, вида способностей и характера учебной мотивации за счет выделения разных типов текстов, заданий разного уровня сложности, разных форм контроля знаний. Стоит отметить, функцию индивидуализации обучения, под которой, автор понимает предоставление учащимся различных тем рефератов по обществознанию, эссе, заданий, дополнительных практических работ в учебнике.

                              Известно, что учебник обществознания также должен реализовывать педагогический ряд функций. В ряде соответствующей литературы [6] выделяют следующие функции: трансформационная, управляющая, систематизирующая, воспитательная, контролирующая, общеобразовательная, развивающая, организация самоконтроля, коммуникативная, координирующая.

                              Сущность трансформационной функции заключается в том, что в учебнике должны реализоваться идеи, заложенные в нормативных требованиях к обучению. Какие дидактические единицы должны быть изучены на определенной ступени обучения, какие результаты обучения на каждой ступени должны быть достигнуты, какими средствами и методическими приемами может быть реализовано.

                              Управляющая функция обозначает, что учебник представляет собой модель организации обучения предмету. В связи с этим, сегодня говорят о параграфе учебника, как о готовом сценарии урока. Возможно даже включение в учебник прямых методических разработок уроков нетрадиционного типа — игр, тренингов, дебатов. Систематизирующая функция требует выстроить материал во взаимоподчиненную связь разделов, глав, параграфов и пунктов внутри учебника.

                              Отметим роль воспитательной функции, которая состоит в том, что с помощью особого содержания и организации различных видов деятельности достигается создание условий для формирования у учащихся определенных ценностей. На формирование ценностных ориентаций сильное воздействие оказывает личностно-значимая и эмоционально окрашенная информация, организация групповой работы, проектная социальная деятельность учеников. К воспитательной функции, можно также отнести роль учебника в формировании мотивации и самодисциплины обучения.

                              Контролирующая функция заключается в том, что учебник должен включать все основные дидактические единицы, которые проверяются на контрольной итоговой работе или итоговой аттестации, разные виды заданий. Кроме того, в учебниках должны присутствовать задания для самопроверки.

                              Общеобразовательная функция подразумевает под собой изучение диалектических методов познания предмета, умение сознательно применять эти методы в учебно-познавательной деятельности.

                              Развивающая функция учебника обществознания особенно важна для реализации деятельностного подхода в обучении, когда с помощью тщательно выстроенной системы различных заданий организуются разные виды деятельности учащихся, в том числе творческие, исследовательские. Материал учебника и система заданий должны поэтапно усложняться.

                              Особое место среди педагогических функций занимает функция самоконтроля. Она реализуется в обеспечении возможности самостоятельно работать с учебником не только на уроке, но и дома.

                              Современный учебник призван выполнять также коммуникативную функцию — к нему обращается ученик с вопросами и находит там ответы, учебник задает задания учащимся и организует самопроверку. Кроме того, учебник обществознания должен организовывать парную и групповую работу учеников. Диалоговый и проблемный стиль изложения, организация дискуссий — все это также служит реализации коммуникативной функции.

                              Координирующая функция - одна из принципиальных особенностей современного учебника обществознания. Ее роль заключается в том, что учебник обществознания, в силу своего назначения в системе средств обучения, является ядром, вокруг которого группируются все другие учебные средства. Учебник координирует функциональное применение средств обучения, а также, использование соответствующих содержанию образования сведений, которые несут средства массовой информации в интересах дифференциации обучения в условиях всеобщего обязательного обучения. Всевозрастающее значение координирующей функции школьного учебника прослеживается на фоне появления новых средств массовой информации.

                              [1] Родное слово. В 2 ч. Часть 1 / К. Д. Ушинский. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 233 с. — (Серия : Антология мысли).

                              Читайте также: